Признаки неврологических отклонений у 6 месячных. Неврология у детей


Проблемы со сном, сниженный мышечный тонус и частый плач иногда указывают на нарушения в работе нервной системы. Чем быстрее будет выявлена неврология и ее причина, тем больше шансов на быстрое восстановление и правильное развитие.

Неврология детей до года – причины

Неврологические расстройства у детей связаны с повреждением головного и спинного мозга, мозжечка и периферических нервов. Неправильная работа нервной системы может быть врожденной, когда беременность сопровождалась осложнениями или ребенок родился с генетическими дефектами, заложенными в начале эмбрионального развития. Приобретенные после рождения нарушения наблюдаются при недостаточном питании, после травм и серьезном проявлении аллергии.

Наиболее частые причины церебрального паралича связаны с пренатальным периодом, это преждевременные и тяжелые роды, фетальные инфекции, генетические проблемы. Эпилепсия, не редко результат травм, инфекций, образования опухолей, повреждения головного мозга. Другая причина эпилепсии – системные расстройства, такие как гимпогликимия или гипергликемия, уремический синдром, химическое отравление и результат повышения температуры тела выше 39 градусов.

Специалисты до сих пор ищут ответ на вопрос, почему одни и те же факторы на разных детей действуют иначе – одни малыши рождаются здоровыми, а другие имеют патологии разной степени тяжести. Вероятно, это связано с особенностями маленького организма и его чувствительностью.

Симптомы неврологии у детей до года, не всегда повод для беспокойства. Если такие признаки как плач и бессонница временного характера, то это, вариант нормы – современные крохи, часто реагируют капризностью на перемену погоды или чрезмерное количество впечатлений. Тремор (дрожание ручек) проходит после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Размер родничка и его закрытие может немного отклоняться от нормы при условии, что рост головки идет правильно и нет других осложнений в развитии.

Вздрагивания во сне не всегда патология, это нормально для любого возраста, если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Вздрагивания во время мочеиспускания не причина для посещения врача в первый год крохи. Повышенный мышечный тонус (гипертонус) у новорожденных приходит к норме на 5 – том месяце жизни (максимально допустимый срок).

Когда идти к врачу

Плановое посещение невролога обязательно в первый, третий, шестой и двенадцатый месяц. Во время обследования специалисту можно озвучить жалобы и задать вопросы. Невролог осмотрит ребенка на наличие расстройств и даст рекомендации касательно лечения и постарается найти причины, которые стали виновниками заболевания (если оно есть). Консультация необходима как можно скорее, когда наблюдаются следующие симптомы:

  • Во время плача ребенок закидывает голову назад.
  • Врожденные не угасают через полгода после рождения.
  • Ребенок не реагирует на яркий свет или шум погремушки.
  • Не держит головку после первых тридцати дней жизни.
  • Обильно выделяется слюна после кормления.
  • Есть трудности в кормлении, малыш не может проглотить пищу.
  • Повышенная тревожность, отсутствует потребность сна.
  • Ребенок не удерживает погремушку через 30 дней после родов.
  • Теряет сознание, наблюдаются судороги или временные “отключения” сознания (абсансы).
  • Западает внутрь головки родничок.
  • Часто плачет, есть трудности в засыпании.
  • Не подражает речи взрослых после третьего месяца жизни.
  • Не любит лежать на животе (типичный признак детей с неврологическими нарушениями).
  • Не плачет, поведение пассивно, сон занимает больше 20 часов в сутки.
  • Сложно переодеть по причине сильного мышечного напряжения.
  • Малыш постоянно выгибает тело или наклоняет голову в сторону.

Если неврология у детей до года не лечится вопреки рекомендациям врача или была не замечена, в более старшем возрасте это приведет к задержке речи, неспособности концентрировать внимание, обучаться и контролировать поведение. Самый “безобидный” итог – головные боли и эмоциональная нестабильность.

Реабилитация

При выявлении нарушений развития, невролог направляет на дополнительные обследования и консультацию к другим специалистам, например к отоларингологу и офтальмологу, чтобы выяснить причины и подобрать правильное лечение. Терапевтические методы различаются в зависимости от поставленного диагноза, обычно, назначается курс массажа и приема медикаментов, восстанавливающих функционирование нервной системы.

Курс восстановления слуха и зрения важно начать как можно раньше, предпочтительнее до первого полугодия жизни. После первого года лечение уже не дает таких положительных результатов, а неврология прогрессирует быстрее, что приводит к инвалидности. В тяжелых случаях нарушений нервных и психических функций, лечение направлено на улучшение нынешнего состояния.

Чрезвычайно важно во время лечения соблюдать правильное питание ребенка, если мать кормит грудью, необходимо выбирать только натуральные продукты, избегая готовых блюд с добавлением искусственных ароматизаторов и усилителей вкуса. Также во время грудного вскармливания можно использовать дополнительные источники минералов и витаминов (БАДы). Положительное влияние на развитие мозга и нервную систему оказывают добавки с омегой-3.

Помимо здоровой диеты, неврология у детей до года требует стимуляции развития различными способами – например, чтением сказок и прогулками на свежем воздухе, поощрением физической активности. Эти простые шаги оказывают положительное влияние на умственные способности и помогают организму справиться со всеми расстройствами и причинами их появлений.

Нас сегодняшний день проблемы в области неврологии у новорождённых весьма распространены. Ведь на ребенка влияют и современная экология, и родительское питание, стрессы. К самым распространенным неврологическим нарушениям у младенцев приводят: родовая травма, недостаток кислорода при развитии плода в утробе матери в первые месяцы беременности, возникнувшие при родах осложнения, плохая наследственность. Также на ребенке может сказаться мамин токсикоз, если он проявлялся в тяжелой форме.
То, какое здоровье малыша зависит от наследственности, которую он получил, а также от того, в каких социальных условиях он находится. При этом в раннем возрасте ему требуется динамичное наблюдение в первый, третий, шестой, девятый и двенадцатый месяц жизни, после рождения.
Моторное, психическое и речевое развитие ребенка в первый год жизни – динамика
В первый месяц после своего рождения малыш учиться удерживать свою головку, фиксировать взгляд, прослеживать движение ярких предметов, прислушиваться к различным звукам. При этом он неосознанно начинает улыбаться и издавать звуки с помощью гортани.
В третий месяц ребенок уже научился уверенно держать голову, подниматься на свои предплечья, переворачиваться на бок со спины. Часто пытаться взять окружающие его предметы, например игрушки, стал реагировать на голос и лицо мамы, проявляет голосовую реакцию на голод или дискомфорт. Мимика у малыша оживляется при звучании чьего-то голоса, если ему хорошо, то он улыбается или смеется.
В шесть месяцев новорождённый уже должен самостоятельно сидеть, вставать на четвереньки, может раскачиваться. В этом возрасте часто пытается куда-то уползти. За предметы берется одной рукой, проявляя к ним интерес, также уже достаточно хорошо научился ими манипулировать. Малыш уже начинает лепетать (имитированная речь), выговаривать свои первые слоги, еще он любит подражать интонациям взрослых.
На девятом месяце младенца характеризует активное ползание, умение стоять (конечно же, с поддержкой или держась за ближайшую опору). Он уже хорошо управляется с игрушками, научился брать предметы маленьких размеров. В этот период развития он уже различает близких и чужих, может повторять движения, подражая «собеседнику», например, играть в «ладушки» и «сороку-ворону». Также ребенок сможет показать определенную часть тела и понять, что ему говорят «нет», произнести короткие слова (обычно «мама» и «папа»). Теперь ему уже под силу выполнить простое задание и самостоятельно попить из кружки.
В двенадцать месяцев дети начинают самостоятельно ходить, понимают обращенную к ним речь, играют в куклы или машинки, помогают себя одевать, учатся быть опрятными. Словарный запас в этом возрасте – около десяти-двенадцати слов.
Важно знать, что при формировании речи у ребенка, обычно выделяют два варианта: 1) число слов, произносимых ребенком, постепенно нарастает; 2) речь развивается неравномерно (ребенок начинает от самых простых слогов, а на 6-12 месяце замолкает, а в 9 месяцев начинает осознанное повторение слогов).
Наиболее распространенная неврология у новорожденных (поражения нервной системы) в таком возрасте, это вызванные гипоксией (во время ношения ребенка в утробе матери или при родах) изменения в функционировании ЦНС. Под изменениями имеется ввиду: слишком высокая возбудимость, расстроенный сон и пищевое поведение, нарушения в движениях (и мышечном тонусе), нарушение в регуляции давления внутри черепа, кожа стала мраморной, ладони и стопы влажные, конечности холодные, наблюдается метеолабильность, возможное также возникновение разных видов судорог.
Родители обязательно должны знать, что при отсутствии необходимого и должного в данном случае внимания к подобным проявлениям, которые являются патологическими, что касается состояния ЦНС ребенка, можно пожать определенные последствия. У малыша может задержатся психомоторное и речевое развитие, что в свою очередь может привести к нарушениям в поведении (гиперактивность), недостатку внимания, у него может резвится эмоциональная неустойчивость, нарушиться формирования навыков письменности, чтения и счета. К тому же всему замедлится развитие и мозгового функционирования, т.е. речь, внимание и память у ребенка будут нарушены.
Если родители заметили у ребенка следующие симптомы, обязательно нужно сходить на прием детского невролога:
- сосание груди ребенком слишком вялое, он прерывается, потому что устает;
- малыш поперхивается, молоко вытекает через нос;
- наблюдается гнусоватость в голосе, а крик слабый;
- у ребенка срыгивание происходить часто, а весь прибавляется в недостаточной мере;
- новорождённый малоактивен или слишком беспокоен и это состояние только усиливается, даже если вокруг него почти ничего не меняется;
- у малыша дрожит подбородок, верхние и/или нижние конечности, особенно когда он плачет;
- у ребенка наблюдается беспричинное вздрагивание, он трудно засыпает, а сам сон поверхностен и короток;
- при лежании на боку, он обычно запрокидывает свою голову;
- окружность головы растет слишком быстро или слишком медленно;
- ребенок малоподвижен, вял, мышцы находятся в дряблом состоянии (в низком тонусе) или же он скован в своих движениях (что свидетельствует о высоком тонусе мышц), что пеленать его становиться трудной задачей.

Некоторые легко излечимые у взрослых недуги приводят к тяжелым последствиям, если встречаются у малышей, и наоборот, есть состояния, с которыми организм ребенка справляется без особых трудностей, в то время как у старших они практически неизлечимы.

Кто такой детский невролог?

Дети нередко болеют. Одни болезни нервной системы у маленьких пациентов похожи на взрослые, другие встречаются только в детском возрасте. Некоторые легко излечимые у взрослых недуги приводят к тяжелым последствиям, если встречаются у малышей, и наоборот, есть состояния, с которыми организм ребенка справляется без особых трудностей, в то время как у старших они практически неизлечимы. Так же, как отличается новорожденный от совершеннолетнего, разнятся и строение, и работа головного мозга маленького человека и взрослого. Один и тот же патологический процесс может протекать по-разному во взрослой и детской нервной системе.

Именно поэтому есть отдельная медицинская специальность — детский невролог. Еще недавно лечить неврологические болезни у детей мог любой педиатр, прослушавший цикл лекций по детской неврологии. Теперь детским неврологом можно стать, только пройдя полноценную клиническую ординатуру по неврологии, включая и «взрослые» болезни. Детский доктор должен в совершенстве знать анатомию и физиологию ЦНС с возрастными особенностями, уметь определить уровень поражения, разбираться в вопросах педиатрии, неонатологии, акушерства. Но, оказывается, нужно еще и хорошо уметь отличать норму от патологии и знать те состояния детей, которые проходят сами и лечения не требуют.

С детским неврологом малыш встречается впервые, когда ему исполняется один месяц. Это плановый осмотр, на котором врач оценивает состояние нервной системы младенца, его достижения в плане психомоторного развития за первые 30 дней жизни. Затем до года невролог осматривает ребенка еще четыре раза, наблюдая за его развитием. Это диспансеризация, которая нужна для того, чтобы вовремя выявить и начать лечить возможные заболевания, которые влияют на развитие физических и психических навыков.

Нервные болезни у новорожденных

Чем же может заболеть такой кроха? Самая часто встречающаяся группа состояний — последствия недостатка кислорода, травмы или инфекции, которые произошли во время родов или незадолго до них. Как правило, вероятность перинатального («околородового») поражения нервной системы высока при тяжелом течении беременности, когда плод получает мало кислорода, или при патологическом течении родов. Часто поражение ЦНС развивается у недоношенных детей. При воздействии того или иного повреждающего фактора на головной мозг сначала проявляются общие симптомы, такие как судороги, угнетение или возбуждение, а потом на первый план выходят признаки очагового поражения. Это означает, что выключаются те функции, за которые отвечают погибшие участки мозга. Чаще всего это нарушение движений — парез или паралич. В итоге при очаговом поражении ЦНС у ребенка формируется детский церебральный паралич и эпилепсия. Врач в поликлинике должен оценить историю беременности и родов, факторы риска, осмотреть младенца и при необходимости назначить дополнительное обследование. Дети с эпилептическими приступами должны как можно раньше начать получать противоэпилептические препараты. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) должны пройти современную реабилитацию.

Наследственные болезни обмена веществ проявляются сразу после рождения или в течение первого года жизни. У ребенка могут быть эпилептические приступы, нарушение мышечного тонуса и грубая задержка психомоторного развития. Дебют в детском возрасте характерен и для наследственных дегенеративных и нервно-мышечных заболеваний. Такие болезни тяжелы. Они развиваются быстро и приводят к обездвиживанию и гибели ребенка, психическое развитие которого не страдает и уровень сознания не меняется. Ранняя и точная диагностика этих заболеваний важна, прежде всего, для дальнейшего планирования семьи и вычисления вероятности развития болезни у других детей в семье.

Гидроцефалия — еще одно заболевание, которое чаще всего дебютирует на первом году жизни. Эта болезнь связана с нарушением оттока ликвора (жидкости, которая омывает спинной и головной мозг и циркулирует в полостях мозга — желудочках). Гидроцефалия может возникнуть из-за врожденных пороков развития ЦНС, воспаления оболочек мозга, опухолей. Ликвор давит на ткани мозга, поэтому развитие ребенка тормозится, могут появиться судороги, а при остром течении — нарушение дыхания и смерть. Детский невролог в поликлинике может заметить первые признаки болезни: слишком быстрый рост окружности головы, расхождение швов черепа, признаки внутричерепной гипертензии (повышения ликворного давления). В таком случае ребенка экстренно направляют в стационар, где им занимаются нейрохирурги. При своевременном хирургическом лечении у таких детей есть шанс развиваться и жить нормальной жизнью.

К сожалению, состояние младенца при осмотре не всегда оценивается адекватно и нормальные возрастные особенности маленького человека часто трактуются как неврологические симптомы. В медицинской карте здорового ребенка появляются такие диагнозы, как перинатиальная энцефалопатия, гидроцефальный синдром, пирамидная недостаточность или задержка психомоторного развития. Назначаются сосудистые и ноотропные препараты с недоказанной эффективностью и безопасностью. Молодые родители должны внимательно отнестись к комментариям и назначениям детского невролога и, возможно, проконсультироваться у нескольких специалистов.

Нервные болезни у детей после года

После года невролог осматривает детей перед детским садом, перед поступлением в школу, после первого класса, перед пятым и после десяти лет — ежегодно. Какие болезни находятся в его «ведении»? С какими жалобами приходить к этому доктору? Что могут назначить ребенку?

Эпилепсией страдают люди всех возрастов, но в подавляющем большинстве случаев дебют этого заболевания приходится на детский возраст. У малышей первого года это, как правило, тяжелые симптоматические эпилепсии и злокачественные эпилептические синдромы младенчества. В раннем школьном и подростковом возрасте могут начинаться идиопатические и предположительно-симптоматические формы эпилепсии. Вопрос об эпилепсии встает при любых стереотипно повторяющихся приступах с потерей сознания или без, необычных кратковременных замираниях, непроизвольных движениях в мышцах, повторных ощущениях запахов или звуков. Врач должен обязательно осмотреть ребенка после любого обморока. Только для детей характерны фебрильные судороги в ответ на высокую температуру и аффективно-респираторные пароксизмы — эти состояния не имеют ничего общего с эпилепсией, лечить их не нужно, и поэтому важно различать их. Вероятность хотя бы одного эпизода судорог есть у любого человека до 20 лет. Не все приступы требуют немедленного лечения, но в большинстве случаев чем раньше ребенок начал принимать правильно подобранный противоэпилептический препарат, тем лучше прогноз в отношении течения болезни, психического развития и качества жизни. Никакого обследования, кроме ЭЭГ раз в полгода и МРТ один раз при первых симптомах болезни, дети с судорогами не требуют. Никакие препараты, кроме современных противосудорожных, им не помогут. Часто назначаемые неврологами поликлиники пантогам, мексидол и кортексин для «повышения порога судорожной готовности» использоваться не должны. Они не только не помогают, но и могут быть опасны для детей, особенно если уповать на них вместо раннего приема антиконвульсантов.

Головные боли — бич современных людей, и в больших городах даже дети детсадовского возраста жалуются на то, что к вечеру начинает болеть голова. Головная боль у детей может сопровождать такие болезни, как анемия, патология щитовидной железы, бронхиальная астма, депрессия, хронический тонзиллит и многие другие. Для лечения головной боли очень важно понять ее причину. В российских поликлиниках для диагностики все еще используют такие неинформативные при головной боли исследования, как РЭГ и ЭХО-ЭГ, ищут причины недуга в изменениях на ЭЭГ, хотя зачастую достаточно внимательного опроса, осмотра и общего анализа крови. При головной боли традиционно назначаемые ноотропы, кавинтон и церебролизин, бесполезны. Часто вместо ежегодных обследований и лекарств с сомнительной эффективностью ребенку может помочь простая организация режима дня, достаточный сон, ограничение компьютера в игровых целях и адекватная физическая нагрузка. Снять боль помогут анальгетики. К сожалению, дети с мигренью, регулярно посещающие невролога, и их родители настолько уходят «в болезнь», что отказываются заняться изменением своего образа жизни и уповают на сосудистую терапию. Год за годом они ждут улучшения, полагая, что причина боли в нарушении кровотока в головном мозге, ограничивая себя в занятиях спортом и вообще в жизненной активности. И именно детские неврологи, которые должны развеивать такие заблуждения, наоборот, старательно их культивируют, что приводит к хронизации боли и развитию депрессии.

Нарушение сна — весьма частая жалоба в детском возрасте, которая обычно исходит от родителей. Начиная с рождения, ребенок может спать в неудобное время, плакать ночью, слишком часто просыпаться днем, вздрагивать и кряхтеть во сне. Старшие дети поздно засыпают, отказываются от дневного сна, а подростки вообще могут не спать полночи, разговаривать и скрипеть зубами во сне. Все это очень волнует внимательных родителей, которым кажется, что с их малышом что-то не так. На самом деле, жалобы становятся актуальными только если они волнуют самого ребенка. Позднее засыпание и ночные истерики, после которых ребенок выспавшийся и активный — это педагогическая проблема, не требующая медицинского вмешательства. Снохождение, сноговорение, скрип зубами и вздрагивание во сне — парасомнии, которые встречаются у любого здорового человека и в лечении тоже не нуждаются. Медицинские причины в нарушении сна следует искать, когда малыш явно не высыпается после того, как не смог уснуть ночью, не спит из-за плача, причиной которого может быть боль, если ночные просыпания от кошмаров слишком часты. В таких случаях ребенка должны осмотреть невролог, педиатр и детский психиатр.

Пациентами невролога часто становятся дети с навязчивыми движениями, или тиками . Это может быть моргание, наморщивание носа, пожимание плечами, а также покашливание, «хмыканье» и «хрюканье» — вокальные тики. Некоторые дети реагируют тиками на эмоционально значимую для них ситуацию или болезнь. Провоцировать навязчивости могут переход в другой садик или школу, поездка на море, переезд и даже такие неважные с точки зрения взрослых события, как приезд бабушки, поход в гости или в театр, прогулка в новом месте. Большинство тиков называют транзиторными, они заканчиваются сами в течение трех-четырех месяцев без лечения. Именно на особенности тиков проходить самостоятельно и основан миф, что от них помогают такие лекарства, как пантогам, фенибут, кортексин и успокоительные травки. Родители переживают, что их ребенок «нервный» и что «так и останется на всю жизнь», и с радостью поддерживают решение поликлинического невролога назначить таблетки. Когда через какое-то время тики проходят, мама радуется, что лечение было верным и назначено не зря. На самом деле, в лечении нуждаются только постоянные тики, которые мешают ребенку нормально жить (например, его высмеивают в школе за моргание или он не может аккуратно писать из-за тика в руке). В таких случаях назначают серьезные препараты, которые облегчают состояние ребенка на время приема. Синдром Туретта, или генерализованный тик, встречается достаточно редко. При этом заболевании навязчивые движения захватывают все группы мышц, жить с ним в обществе тяжело, поэтому дети с таким состоянием постоянно принимают препараты, сдерживающие тики. Тики — детское заболевание, они проходят у большинства пациентов с наступлением полового созревания.

К неврологу часто обращаются дети с расстройствами поведения и нарушениями психического развития — состояниями, которые должны находиться в ведении детских психиатров. Задержки развития интеллекта, речи, формирования социальных навыков могут быть связаны с соматическим заболеванием (нарушение речевого развития при глухоте), неврологическими (олигофрения при ДЦП, эпилепсии) или являются самостоятельными болезнями. Одно из самых распространенных расстройств поведения в современном мире — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ. В основе его лежат три основных симптома: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Доказано, что СДВГ — наследственное заболевание, и сейчас ведется работа по определению роли факторов среды в развитии этого состояния. Не каждый ребенок, который шумит, бегает и «стоит на ушах», болен СДВГ. Чаще это физиологическая гиперактивность в сочетании с дефектами воспитания. У СДВГ есть четкие критерии, которым врач должен строго следовать при постановке такого диагноза. К сожалению, в плохом поведении своего ребенка многие родители склонны видеть болезнь, и вместо вдумчивой педагогической работы надеются на таблетки, назначенные неврологом. Если у ребенка действительно есть СДВГ, обусловленный дефицитом некоторых веществ в головном мозге, ему нужно назначить препарат, который увеличит их концентрацию и поможет больному справиться с симптомами. Лекарства, призванные улучшить кровоток в головном мозге, седативные и ноотропы будут в такой ситуации бесполезны. Если же малыш (а диагноз СДВГ все чаще появляется в медицинских картах дошкольников и даже годовалых) здоров, но в силу возраста более активен и шумен, чем ожидают родители, седативные травки могут успокоить его в угоду чувствительным взрослым. Но ребенку этого точно не надо.

Вспоминая слова слона Хортона из детской сказки, хочется сказать: «Личность — есть личность. Здесь рост ни при чем». Каждый ребенок — личность, отдельный человек со своими переживаниями, мыслями и интересами. Со своим характером. Если он болеет — ему надо помочь справиться с болезнью, и в современной медицине есть эффективные способы борьбы со многими недугами. Если он здоров — надо просто дать ему расти и развиваться, не пытаясь найти патологию и переменить его характер.

Статьи

Тематические статьи

Соблюдение диеты, выбор пищи, в которой организм действительно нуждается, и избегание излишеств в еде - все это принципиальные моменты, позволяющие затормозить развитие цереброваскулярной болезни.

Русский медицинский журнал

Супонева Н.А., Никитин С.С., Пирадов М.А.

Русский медицинский журнал

Исакова М.Е.

Consilium Medicum

Р.В. Ахапкин

Русский медицинский журнал

Соловьева И.К.

Русский медицинский журнал

Алексеев В.В.

Русский медицинский журнал

Ковров Г.В., Лебедев М.А., Палатов С.Ю.

Неврологией принято называть патологии нервной системы, хоть в действительности это наука, которая их изучает. Патологические явления нервной системы никогда не должны оставаться без внимания врачей! Неврология у детей – особенно. Болезни нервной системы приводят к тяжелым последствиям, ведь самый оптимистический диагноз при игнорировании заболевания – это задержка развития речевого и психомоторного аппарата. Далее могут последовать гиперактивность, синдром дефицита внимания. Такие дети находятся на грани неврозов, нервных тиков и неадекватного поведения.

Симптомы патологий нервной системы

Некоторые признаки неврологии у детей проявляются достаточно красноречиво, поэтому нарушения сна, трясущийся подбородок или ручки, ножки, частые срыгивания, поджимания пальчиков стопы в положении стоя должны насторожить родителей. Эти симптомы – повод для обращения к детскому неврологу. Однако симптомы неврологии у детей могут быть и смазанными, но если родителям их заметить сложно, то опытный невролог сможет сделать правильные выводы.

Лечение патологий и прогнозы

К счастью, неврология у грудных детей в большинстве случаев поддается корректировке и лечению. Врач тщательно должен проанализировать особенности образа жизни малыша, начиная с наблюдения за беременностью матери. Если неврология недоношенных детей или грудничков с патологиями имеет неясную этимологию, то назначаются дополнительные исследования. Родителям ребенка предлагают провести осмотр глазного дна малыша, УЗИ, допплер, ЭЭГ. В крайних случаях может потребоваться МРТ.

Головной мозг в первые месяцы жизни малыша развивается очень активно, его структуры дозревают, как и психические и моторные функции. Именно по это причине очень важно как можно раньше поставить диагноз и назначить эффективное лечение.

В качестве лечения часто используются комбинированные методы, сочетающие лекарственные препараты, клиническая эффективность которых уже доказана, и массажи, лечебную физкультуру, физиотерапию. Кроме того, современные невропатологи постоянно пополняют свой арсенал новыми методами неврологической реабилитации: компьютерные речевые программы, методика совершенствования координации движения, мозжечковая стимуляция и др.

Для того чтобы быть уверенными в здоровье своего ребенка, родители должны посещать невролога раз в три месяца до достижения одного года. Затем осмотр проводится ежегодно.

Для заботливых родителей симптомы и происхождение невроза слишком противоречивы и размыты. И часто имеют мало общего с медицинским толкованием этого невралгического расстройства. Неврозы у детей и подростков 1-12 лет часто путают с такими отклонениями, как:

Их сложно винить за незнание — признаки во многом схожи с неврозом:

  • агрессия;
  • возбудимость;
  • плохой сон;
  • невнимательность;
  • головные боли;
  • бледность;
  • дрожь пальцев;
  • усталость.

Все эти симптомы носят временный характер и продиктованы неподготовленностью ребенка к переменам по возрасту — нужно лишь проконсультироваться с невропатологом, который даст рекомендации и пропишет лечение и психотерапию. Происхождение невроза всегда проистекает из длительной стрессовой ситуации и имеет более глубокий анамнез, требующий вмешательства специалиста.

События и потрясения

Детская психика очень ранима и восприимчива — любое изменение привычного распорядка жизни отражается даже на новорожденных, с силой, соответствующей динамике возраста. Так, для младенцев от года до 3-х лет даже короткая разлука с матерью может сказаться формой начинающихся неврозов. Особенно, если до этого дня они были неразлучны.

Дети 3-6 лет могут получить предневрозное состояние, если потеряется их домашний питомец, либо сломается любимая игрушка. Первые симптомы — потерянность, длительное горе, уныние, расстройство сна и аппетита. Скандалы в семье, неполная семья, нелюбовь родителей также негативно влияют на детскую психику, оставляя в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

Диктаторские наклонности одного из родителей также приносят малышу невроз. Подавление личности, темперамента, инстинктов и интересов — верная дорога ребенка к неврозу и сеансам психотерапии.

Инстинкты ребенка

Неврозы у детей и подростков — явление распространённое и опасное. Ребенок вырастает неуверенным в себе человеком, в его мозгу при определенных болезнях вполне возможны различные психические отклонения, страхи, от шизофрении до паранойи.

Самое невинное из этого букета — комплексы, из-за которых внутренний мир ребенка школьного возраста закрыт для окружающих. Уже будучи взрослым, такой человек не способен полноценно любить, общаться и развиваться личностно. Только психотерапия как лечение может принести облегчение.

Невроз как следствие возникает из борьбы инстинктов. Дети защищаются как умеют, проще говоря, пытаются не сойти с ума. Самые распространённые причины невроза у ребенка:

  • семейные конфликты;
  • испуг, авария, травмы;
  • давление родительской опеки и контроля;
  • наследственная предрасположенность;
  • чрезмерные умственные нагрузки.

Детская психика проявляет следующие симптомы:

  • снижение аппетита;
  • снижение работоспособности;
  • упадок сил;
  • потливость;
  • нервный тик;
  • истерики;
  • головные боли;
  • холодные руки и ноги.

Помимо симптомов, есть такие признаки в психотерапии, как заикание и недержание. У детей до года и новорожденных отличительными чертами неврозов могут стать жалобный, горестный плач и чуткий, беспокойный сон. После 4-х лет до дошкольного и школьного возраста — истерические припадки, катание по полу, яростное требование желаемого.

Внутренние конфликты

Невроз на самом деле очень легко заработать. Достаточно не понимать собственного ребенка. Вот почему обычно происхождение таких явлений, как невроз у женщин — они тоже имеют чувствительную душу. Психика детей как пластилин, но он требует бережного отношения.

Благодаря стрессам на работе и в быту невроз у взрослых приводит к депрессии и неврастении, но они могут пойти к психоаналитику либо просто интуитивно начать релаксационный период психотерапии. Дети же никак не в состоянии унять внутреннюю тревогу, переживания. Вроде родители знают, что указывают, знают, как будет лучше, но подросток школьного возраста, к примеру, боится не справиться с возложенными на него обязанностями.

И вот, пожалуйста, детский невроз, требующий лечения. Внутренние противоречия личностного роста вкупе с неправильным воспитанием и как итог — повышенная нервность. Типы неверного воспитания:

  • гиперопека;
  • авторитарное;
  • неприятие и нелюбовь;
  • потворство;
  • контраст;
  • тирания.

Конечно, биологические особенности тоже играют роль в возникновении неврозов у новорожденных. Так, невропатия может быть обусловлена тяжелой беременностью, неестественными родами, патологией. Дети, рожденные с трудностями, более подвержены срывам, и, чем старше, тем ощутимее.

Трудный возраст

У детей школьного возраста происхождение классических типов неврозов часто связано с чрезмерными нагрузками, чувством страха, давлением родителей, адаптацией в школе. Переживания чреваты заиканием и энурезом, нервическими тиками. Неврозы у подростков условно разделены на несколько нервических состояний:

При более подробном рассмотрении, для истерии характерны следующие симптомы:

  • чувствительность;
  • впечатлительность;
  • эгоцентризм;
  • эгоизм;
  • внушаемость;
  • резкие перепады настроения.

Истерия, как форма неврозов, часто присуща избалованным детям 3-6 лет. Родители чересчур превозносят ребенка, лишая его самостоятельности. Для дошкольников младше 3-х лет характерны также такие симптомы, как аффективно-респираторные задержки дыхания. Когда ребенок плачет, он настолько подавлен, что ему не хватает воздуха. Выглядит это как припадок астмы.

С 7-11 лет припадки превращаются в театрализованное представление с обмороками и удушьем. Самое страшное, ребенок верит в правдивость своих поступков, что в дальнейшем чревато привыканием организма к подобным инсинуациям. Необходима психотерапия и лечение.

Симптомы неврастении:

  • раздражительность;
  • слабость;
  • утомляемость;
  • невнимательность;
  • головная боль по утрам;
  • нарушение сна;
  • ночные страхи;
  • пассивность;
  • бледность.

Неврастеники очень вспыльчивы и ранимы, во всем видят подвох. Недоверчивые, опасливые, в основном меланхоличные и депрессивные. Ночью переживают заново события дня, часто с криками просыпаются, испытывая озноб и холод.

Симптомы и признаки навязчивых неврозов:

  • неуверенность;
  • нерешительность;
  • мнительность;
  • опасения;
  • тревожность.

Дети, болеющие формой неврозов — навязчивых состояний, боятся микробов, общения, темноты, в общем, множества символик различных фобий. Для ребенка дошкольного и школьного возраста характерны ритуальные привычки, такие как:

  • частое мытье рук;
  • подпрыгивание;
  • похлопывание.

Причем делается это автоматически, как условные рефлексы. Показательным симптомом может быть тик. В 4-5 лет нервные подергивания носят временный характер, от нескольких недель до месяца. В дальнейшем этот симптом проходит, мгновенно проявляясь в стрессовых ситуациях.

Социальные факторы

В старшем возрасте детские неврозы труднее поддаются лечению, так как обусловлены более сложными причинами. Дети 4-12 лет тяжело переживают:

  • развод родителей;
  • перевод в другую школу;
  • несправедливое наказание;
  • первое посещение детского коллектива;
  • переезд на новое место жительства.

Есть еще такое понятие в психотерапии, как предрасполагающие факторы, происхождение которых влечет невроз:

  • резидуально-органическая патология;
  • непреднамеренная акцентуация характера;
  • слабость организма перед болезнями соматического характера;
  • негативный эмоциональный фон матери во время беременности;
  • наследственная отягощенность;
  • угроза беременности, стресс.

Из-за них ребенок особенно уязвим, подвержен неврологическим заболеваниям. При своевременном обращении родителей к психотерапии можно обратить невроз. Если же не замечать его присутствия, о душевном покое ребенка можно забыть.

Неврозу так же, как ожидаемому событию, способствует внутрисемейная история. Так, вполне здоровый 10-месячный ребенок заработанным неврозом вполне может быть обязанным своим родителям, считающим нарушением дисциплины брать малыша до года жизни на руки, когда он остро в этом нуждается.

Недовольство родителей полом новорожденного постепенно формирует нервическую личность, маленькому человеку присуща внутренняя тревожность, не оставляющая его ни на минуту. Такая же участь ожидает позднего грудничка — учеными доказана связь детских неврозов с поздней беременностью матери.

Научные теории

Многие психоаналитики считают, что истинной причиной детских неврозов является неправильное воспитание, основанное на таких факторах, как:

  • эмоциональный шантаж;
  • традиционализм;
  • открытые угрозы и посылы;
  • отсутствие привязанностей в семье;
  • нескромность родителей;
  • негативное отношение взрослых к пожилым людям.

Хрупкая психика ребенка дошкольного возраста начинает затормаживать — запущенный невроз может отразиться аутизмом.

Виды навязчивых страхов у детей 5-12 лет как следствие формы невроза:

  • агорафобия;
  • клаустрофобия;
  • акарофобия;
  • акромофобия;
  • гомилофобия;
  • эрейтофобия;
  • дисморфофобия;
  • мизофобия.

Эти психические расстройства страха чего-либо сильно мешают человеку нормально жить и развиваться. Помимо них, есть еще целый сонм специфических детских страхов, из-за которых мысли маленького человека как загнанные птички — боязнь одиночества, темноты, пожара, потери родителей и т. д.

Стоит отметить кризисные возрастные периоды, где нужна психологическая профилактика и лечение:

  • в 3-4 года девочки чаще страдают неврозом, чем мальчики;
  • в 6-7 лет для детей дошкольников начинаются непривычные стрессовые ситуации;
  • в 11-12 лет непонимание действительности способно запутать ребенка;
  • неврозы у подростков 14-18 лет говорит о психологической незрелости ребенка как личности.

В последнем случае есть большая склонность к депрессии, фобиям. Детские страхи остаются, клиническая картина невроза усугубляется.

Страхи детей в психотерапии делятся на такие понятия, как навязчивые, бредовые и сверхценные. Лечение страхов во многом основано на профилактике. Навязчивые являются началом фобий, в зависимости от возраста, бредовые сам ребенок не в состоянии объяснить, а сверхценные занимают все внимание детей.

К сверхценным страхам детей относится проявление страха отвечать у доски, страха перед выступлениями. Беседуя с детьми, понимая их, можно потихоньку вытеснить опасения.

Лечение

Детские неврозы имеют обратимый патогенез, но только в случае профессионального лечения и профилактики. Опытный психотерапевт, осторожно расспросив пациента, составляет анамнез вкупе с биологическими особенностями пациента и соответственно возрасту.

Комплексный подход психотерапии способен эффективно и безопасно излечить ребенка от его страхов и тревожности. Часто психологи просят нарисовать или описать свои страхи, используя хитроумные приемы доверия. Типы лечения, в зависимости от сложности случая:

  • гомеопатия;
  • гипноз;
  • релаксационная терапия;
  • медикаменты;
  • акупунктурное и микроакупунктурное лечение;
  • психотерапевтическое лечение;
  • нетрадиционные методики.

Обязательна консультация у невролога и психотерапевта. Самые сложные случаи детского невроза требуют медикаментозной терапии и постоянной психологической профилактики. Назначаются транквилизаторы группы бензодиазепинов, которые снижают возбудимость и риск судорог, вызывают сонливость.

Побочные действия этих лекарств — кожный зуд, тошнота, запоры. Если психотерапия продолжается длительное время, возможно привыкание и снижение эффективности препаратов. В комплекс лечения детского невроза также входят:

  • психостимуляторы;
  • антидепрессанты;
  • витаминно-минеральные препараты;
  • физиотерапия;
  • лечебная физкультура.

Как часть психотерапии проводятся сеансы гипноза, доверительных бесед, консультаций. Если форма детских неврозов не нуждается в медикаментозном лечении, большое значение имеет индивидуальная работа детского психолога как профилактика.

Участие родителей и близких

Лечить детский невроз непросто, но ошибочно думать, что это сплошь работа специалистов. Родители невротика не меньше пациента нуждаются в консультациях и беседах с психоаналитиком. Только изменив собственное отношение к жизни, к ребенку, родители могут помочь малышу дошкольного возраста преодолеть психотравмирующие факторы, забыть их.

Детские страхи отступят, если окружить ребенка пониманием и заботой, предоставить право выбирать, свободу личности. Совместно с психологом родители учатся заново воспринимать действительность, смотреть на мир глазами своего ребенка, понять, как это тяжело — стараться соответствовать неподъемным требованиям.

Только семья, переоценив жизненные ценности, может помочь ребенку избавиться от фобий и страха быть неполноценной личностью. Отношения в социуме — это всегда непросто, но каждый человек имеет право на собственный путь и ошибки, и только гармония в семье поможет ребенку осознать свою индивидуальность.

Видео: как распознать первые призначи невроза у ребенка

Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.