Экскурсия по храму успения пресвятой богородицы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, п.Жилино, Московская область Расписание богослужений в жилино на июль


В 1624 г. здесь уже стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Мирликийского Чудотворца, построенная клецки, «а в церкви: образы и книги, и ризы, и колокола и все церковное строение монастырское, у церкви во дворе поп Стефан Кузьмин, во дворе церковный дьячок Андрюшко Панкратов, да крестьян 3 двора и бобылей 18 дворов».

В 1646 г. при церкви Успения Пресвятой Богородицы, кроме придела святителя Николая Чудотворца, значится и другой придел - во имя святителя Алексия Митрополита Московского. «У церкви во дворе поп Мелентий, дьячок Ивашко Кирилов, да в селе 32 двора крестьянских и бобылей».

В 1658-1659 г. была построена новая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1650-х - 1680-х гг. при храме служили «поп Иван Павлов да дьячок Сенка Матвеев».

4 июля 1728 г. Синодальным Казённым приказом был «запечатан... Указ о строении церкви, по челобитью... вотчины Чудова монастыря села Жилина Успенского попа Семена Назарова с прихожаны, велено им в том селе вместо ветхой деревянной церкви Успения Пресвятыя Богородицы построить вновь церковь во имя тот же престол...».

В Успенском храме служили священники Феодор Иванов (с 1704 по 1715 г.), Семён) Назаров (1720-1728), дьячки Иван Иванов (1704-1726) и Иван Назаров (1720).

Ныне существующая белокаменная церковь Успения Пресвятой Богородицы возведена в 1754 г. иждивением Никифора Артемьевича Сеземова. Это был крепостной графа Петра Борисовича Шереметева, «села Выхина поселянин». Он брал подряды на поставку товаров в казну, вина и продовольствия в армию, и нажил большое состояние, но так и не смог выкупиться на волю.

В 1770 и 1774 гг. пожертвовал в Московский воспитательный дом 14788 рублей. Такие дома существовали за счёт благотворительных взносов. Императрица Екатерина Великая считала дело воспитания государственно важным и положила награждать, публично отмечать и сохранять в памяти потомков наиболее щедрых благотворителей. Портрет Сеземова, написанный замечательным русским художником Дмитрием Левицким в 1770 г., занял почётное место в зале Совета Московского воспитательного дома.

В конце XVIII в. возведена кирпичная колокольня . В 1852 г. пере строена в кирпиче и расширена трапезная.

Успенская церковь с. Жилино числилась в Бронницком уезде, в Мячковском благочинии. Клировая ведомость за 1848 г. сообщает, что храмовый причт издавна состоит из священника, дьякона, дьячка, пономаря. Оклада они не получают, содержание их посредственное. Земли при церкви усадебной 3 десятины, пашенной удобной 26 десятин и 818 сажен, неудобной, поросшей лесом 3 десятины 1282 сажен, сенокосной 3 десятины 300 сажен. Владеют землей священнослужители. Дома у них собственные деревянные на церковной земле.

В 1828 г. в с. Жилино переведён священник Алексей Георгиевич Гумилевский. Он обучался в Московской Духовной семинарии.

В 1824 г. преосвященным епископом Дмитровским Афанасием (Телятьевым) посвящен «в стихарь для оказывания проповедей, по окончании стихарского курса был уволен с аттестатом 2-го разряда». В 1826 г. рукоположен во священника архиепископом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) к Бронницкой округи с. Новлянского Иоанно-Златоустовскому храму. Отец Алексей вдов, на пропитании его отец, дьякон Иоанн Алексеев Попов, обучался в Московской Академии (Славяно-греко-латинской) в риторическом классе, в 1812 г. определён преосвященным Августином, епископом Дмитровским, Рузской округи к церкви Происхождения Честных Древ в с. Спасском-Дуброво во дьячка, откуда переведён в Жилино во диакона в 1814 г. Дьячок Андрей Яковлевич Корчагин в школах не обучался.

В 1793 г. преосвященным Серафимом, епископом Дмитровским, определён в с. Игумново Серпуховской округи к церкви Флора и Лавра в пономари, оттуда переведён в с. Мелихово той же округи в пономари к церкви Рождества Христова, в 1799 г. посвящен в стихарь. В 1807 г. переведён преосвященным Августином в пономари к Успенской церкви с. Жилино, в том же году переименован в дьячка. Жена - Ирина Иоакимовна.

Пономарь Василий Андреевич Лебедев «обучался в Коломенской бывой Академии в низших классах». В 1809 г. преосвященным Августином определён в пономари к церкви Живоначальной Троицы в г. Серпухове , в 1811 г. посвящен в стихарь, в 1817 г. переведён в Жилино. Жена Стефанида Ивановна, дети Мария, Димитрий, Наталья, Андрей, у него на пропитании свояченица Анна Ивановна.

В 1828 г. в с. Жилино 30 крестьянских дворов, в которых живут 127 крестьян и 147 крестьянок. В приход церкви входили сельца Михнево, Островцы, Семёново, деревни Станки, Токарево, Михайловка, Лукьяновка. Раскольников в Жилино 6 дворов, 20 крестьян и 21 крестьянка. Всего по приходу раскольников 56 дворов.

В 1848 г. в Успенской церкви служил священник Симеон Иванович Боголепов. Ему было 43 года.

Он родился в Московской губернии, сын Диакона. Обучался в Московской семинарии, в 1826 г. по окончании со степенью ученика 2-го разряда и увольнении в Московское епархиальное ведомство произведён во священника Подольского уезда к Борисоглебской церкви, что на Борисоглебском погосте (ныне в Домодедовском районе Московской области). От этой церкви переведён на настоящее место. Грамоту и указ имеет. Определён депутатом по ведомству местного благочинного, с утверждением епархиального архипастыря.

Его жене Вере Яковлевне в то время было 40 лет, у них были дети Евдокия (16 лет), Алексей (13 лет, учился в высшем отделении Московского Высокопетровского уездного училища), Николай (11 лет, в низшем отделении того же училища, Надежда (8 лет, учится писать), Aлександра (5 лет, учится читать), Варвара (2 года). Диакон Евпл Васильевич Смирнов (41 год) родился в Московской губернии, из духовного звания, сын священника, обучался в Московской семинарии. По исключении в 1828 г. из среднего отделения семинарии произведён во диакона на настоящее место. Жена - Марья Ивановна, 32 лет. Дети: Варвара (13 лет) читать и писать умеет, Алексей (10 лет) в низшем отделении Московского Донского уездного училища, Евдокия (8 лет) учится читать, Мария (2 года). Дьячок Акакий Яковлевич Успенский, 53 летя родился в Московской губернии, из духовного звания, сын дьячка, в школе не обучался. Определён в пономаря Бронницкого уезда к Космо-Дамианской церкви, что в с. Толмачёве. Посвящен в стихарь. Переведён с переименованием в дьячка Бронницкого уезда к Покровской церкви в с. Зеленая Слобода, откуда переведён на настоящее место.

Жена Евдокия Алексеевна, 51 год, дети: Ольга (18 лет) читать и писать не умеет, Иван (15 лет) в низшем отделении Перервинского уездного училища на полном казённом содержании. Пономарь Яков Сергеевич Крылов, 30 лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, сын пономаря, по исключении в 1836 г. из высшего отделения Спасо-Андрониковского уездного училища определён в пономари на настоящее место. Посвящен в стихарь.

С 1842 по 1848 г. способствовал священнику в безмездном обучении поселянских детей. Жена Марья Васильевна, 28 лет, дочь Евгения, 8 лет, учится писать. Просвирни указной нет. Сиротствующие: умершего в селе пономаря Василия Андреева вдова Степанида Иванова, 49 лет, живёт на пропитании зятя, и умершего в сем причте дьячка Иоанна Фёдорова дочь, девица Анна Иванова, 68 лет, живёт на пропитании попечительства, получает из оного 131 рублей 71 с половиной копейку в год.

В середине XIX в. Жилино - село Удельного ведомства. Крестьянских дворов 29, в них живут 173 крестьянина и 140 крестьянок. Раскольников поповщинского толка 7 дворов, 26 мужчин и 29 женщин.

Всего в приходе с. Жилино: купеческих 1 двор, 6 мужчин и 5 женщин, православных крестьян 231 двор (810 крестьян и 802 крестьянки) раскольников 98 дворов (306 крестьян и 336 крестьянок).

В 1872 г. было построено здание церковно-приходской школы.

11 апреля 1909 г. на 54 году жизни скончался диакон Успенского храма Пётр Виноградов. 13 лет он трудился земским учителем, в 1885 г. был рукоположен во диакона.

Храм, один из немногих в Люберецком районе, в советское время сохранил внутреннее убранство. Теперь его настоятелем является протоиерей Владимир Ганин, духовник Московской епархии.

22 августа 2004 г. состоялось празднование 250-летия Успенского храма с. Жилино. Божественную литургию в этот день совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он поздравил настоятеля, протоиерея Владимира Ганина с 40-летием служения в священном сане и вручил ему, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II , орден Святого равноапостольного князя Владимира III степени.

Из с. Жилина в 1812 г. М.И. Кутузов отправил императору Александру I рапорт об оставлении Москвы и, прикрываясь Боровским курганом, повернул армию на Калужское шоссе; на некоторое время французы полностью потеряли её из вида. Армия Кутузова заняла позиции у с. Тарутино, заслонив южные, не разорённые войной губернии России.

Дата постройки первой Успенской церкви в Жилино историкам неизвестна. Первое упоминание о деревянном храме датировано XVII столетием.

В 20-е годы XVIII века в селе была возведена новая деревянная церковь, но в 50-е годы того же столетия она погибла в огне пожара. Спустя два года на средства прихожан был построен каменный храм, который сохранился до наших дней. Большая часть средств, необходимых для строительства, была пожертвована Н. А. Сеземовым, бывшим крепостным Шереметевых.

Существует предание о том, что в этой церкви молился знаменитый полководец М. И. Кутузов. Документальных подтверждений этому не существует, но известен такой факт: именно из Жилино полководец направил императору донесение об оставлении Москвы русскими войсками. В этом донесении он объяснял причины такого шага, приводил доказательства его необходимости. В доме, расположенном поблизости от храма, некоторое время находился штаб М. И. Кутузова. Кстати, именно в этом штабе он впервые встретился с женщиной-офицером Н. А. Дуровой (ставшей прототипом главной героини знаменитого фильма «Гусарская баллада»).

В период советской власти храм оставался действующим. Большая часть церковной утвари сохранилась до наших дней. Осталось неповрежденным даже застекление старинных икон. Стенные росписи обновлены, но сохранен их первоначальный стиль.

Почетный настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы — протоиерей Владимир Ганин с супругой и охранником церкви, перед началом Праздничного богослужения.29.08.2016

В центре снимка, справа — певчий (поэт и исполнитель), Алексей Болонин

Служители Церкви — отец и сын. Протоиереи: Владимир и Сергий Ганины

Плащаница Пресвятой Борогодицы

Протоиерей Владимир Ганин — один из старейших и уважаемых священников Московской области, является духовником Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

Певчий Алексей

Певчие: Дионисий и Елена

Старожилы церкви

Супруга протоиерея Владимира, мама протоиерея Сергия на послушании

Начало Богослужения. Настоятель, протоиерей Сергий Ганин

Каждение

Иерей Димитрий

«Благословен Еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша.
Благословен Еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Почто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете; блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте: Спас бо воскресе от гроба.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающя, но предста к ним Ангелы рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»

«От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи, и спаси Спасе мой.

Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки — веков. Аминь: Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне»

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»

В конце богослужения святая Плащаница была обнесена Крестным ходом вокруг храма

По преданию, которое восходит к свидетельству Дионисия Ареопагита, Преблагословенная Дева Мария по кончине Своей погребена была апостолами в Гефсимании, там, где покоились Ее праведные родители и Иосиф Обручник. Чудесным образом собраны были апостолы к одру умирающей Божией Матери. Спустя три дня прибыл в Иерусалим и апостол Фома. Он сильно скорбел, что не смог попрощаться с Богородицей. Апостолы пожалели его и отвалили камень от могильной пещеры. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было. Господь воскресил Свою Матерь и взял к Себе с пресвятым Ее телом, поставив выше всех ангелов за Ее смирение.

Фоторепортаж: Юлия Воинова – Жунич

Из истории церкви…

«Село Жилинское» упоминается в XIV в., в духовной грамоте святителя Алексия, Митрополита Московского. Он завещал село основанному им кремлевскому Чудову монастырю. Писцовые книги XVII в. упоминают о существовавшей в «вотчине Чудова монастыря» деревянной церкви.

Нынешняя каменная церковь стоит на взгорье с 1754 г. Построена она на пожертвования прихожан. По преданию, в этом храме молился полководец Кутузов. Из Жилина он отправил донесение об оставлении русскими Москвы.

Престолов в храме три - в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святой Троицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Резные и фигурные части иконостасов покрыты сусальным золотом. На храмовых иконах басменные ризы, и к каждой из них приделаны специальные рамки, в которые раньше вставлялись лучшие богемские (листовые) стекла. Застекление сохранилось и поныне.

Главный иконостас - пятиярусный. Стенное писание и орнаменты по местам при поновлении и даже полной замене сохранены в единстве стиля. Многое сохранилось от старого храма и утвари.

Храм не закрывался в советское время.

Село Жилинское упоминается в XIV в., в духовной грамоте святителя Алексия, Митрополита Московского. Он завещал село основанному им кремлевскому Чудову монастырю. Писцовые книги XVII в. упоминают о существовавшей в «вотчине Чудова монастыря» деревянной церкви.

Нынешняя каменная церковь стоит на взгорье с 1754 г. Построена она на пожертвования прихожан. По преданию, в этом храме молился полководец Кутузов. Из Жилина он отправил донесение об оставлении русскими Москвы. Престолов в храме три — в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святой Троицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Резные и фигурные части иконостасов покрыты сусальным золотом. На храмовых иконах басменные ризы и к каждой из них приделаны специальные рамки, в которые раньше вставлялись лучшие богемские (листовые) стекла. Застекление сохранилось и поныне. Главный иконостас — пятиярусный. Стенное писание и орнаменты по местам при поновлении и даже полной замене сохранены в единстве стиля. Многое сохранилось от старого храма и утвари.

Храм не закрывался в советское время. В настоящее время здесь действует воскресная школа. Приход активно занимается благотворительностью. Проведены ремонтно-реставрационные работы.

Источник: http://blagolubie.ru/churches/prihod/zhilino/



Первое упоминание о деревянном храме, располагавшемся на взгорье, на старинном Коломенском тракте, в селе Жилино, датировано 1624 годом. В 1750 году церковь погибла в огне пожара. Спустя два года на средства прихожан строится каменный храм, который сохранился до наших дней. Большая часть средств, необходимых для строительства, была пожертвована Никифором Артемьевичем Сеземовым, бывшим крепостным Шереметевых, разбогатевший на поставках провианта в казну и продовольствия в армию. Известный портретист Левицкий даже написал портрет мецената, дабы сохранить его образ в памяти потомков.

Автор проекта церкви неизвестен, но специалисты предполагают, что здание храма было спроектировано архитектором Василием Саввичем Обуховым, автором проекта соседней мячковской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, очень напоминающую жилинский храм. Существует предание о том, что в этой церкви молился знаменитый полководец М.И. Кутузов перед знаменитым Тарутинским манёвром. Документальных подтверждений этому не существует, но известен такой факт: именно из Жилино полководец направил императору донесение об оставлении Москвы русскими войсками. В этом донесении он объяснял причину такого шага, приводил доказательства его необходимости. В доме, расположенном поблизости от храма, некоторое время находился временный штаб М.И. Кутузова. Кстати, именно в этом штабе он впервые встретился с кавалер-девицей Н.А. Дуровой, ставшей прототипом главной героини знаменитого фильма "Гусарская баллада". После отхода русской армии во дворе храма была оставлена на память артиллерийская пушка, дабы залпами отмечать знаменитые даты.

Храм не закрывался в советское время. Но в середине июня 1941 года, церковь чуть было не закрыли. В воскресенье 15 июня 1941 года ярые противники церкви, активисты Пехорской фабрики, собрали атеистический митинг с требованием закрыть жилинскую церковь, а позже и вовсе взорвать её... Храм был обречён. 15 июня отец Иоанн Соболев совершил последнюю литургию в почти безлюдном храме. А в следующее воскресенье, 22 июня началась Великая Отечественная война и про храм забыли.

Что касается архитектуры здания, то как можно видеть - Успенская церковь выстроена в стиле провинциального барокко, каменная, на белокаменном цоколе, состоит из бесстолпного четверика. Двусветный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом, завершён декоративным барабаном с луковичной главкой. С востока к церкви примыкает прямоугольный алтарь, с запада небольшая трапезная с двумя боковыми приделами и приземистая классицистическая колокольня в три кубических яруса, перекрытая куполом с люкарнами. Декоративное убранство здания переработано в 1850-х годах и сводится к расчленяющим стены пилястрам, карнизам. Наличников вокруг широких прямоугольных окон нет. При перестройке храма архитектором Завьяловым в 1852 году была расширена и перестроена трапезная из-за большого числа прихожан. Главный престол Успенский, в трапезной - Троицкий и Никольский приделы. Четырёхъярусный главный и двухъярусные придельные иконостасы сооружены в нач. 1850-х гг., росписи были поновлены в нач. ХХ столетия.

С сайта: html://www.50rus.hramy/Храмы Подмосковья/Люберецкий район и видеосюжет: Теле-радио сериал "Храмы Люберецкого края", серия 5, - храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Жилино.



Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Жилине.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца деревянная клетцки по писцовым книгам 1623 - 24 гг. находилась «в селе Жилкине, Московского уезда, Островецкого стана, в вотчине Чудова монастыря, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола и все церковное строение монастырское, у церкви во дворе поп Стефан Кузьмин, во дворе церковный дьячок Андрюшко Понкратьев, да крестьян 3 двора и бобылей 18 дворов».

Под 1646 г. при Успенской церкви, кроме придела Николая Чудотворца, значится другой придел во имя Алексея митрополита; у церкви во дворе поп Мелентий, во дворе дьячок Ивашко Кириллов, да в селе 32 двора крестьянских и бобыльских.

В книге Патриаршего приказа записано: «в 1658 - 59 гг. прибыла вновь церковь Успения Пресвятой Богородицы в вотчине Чудова монастыря, в селе Жилине, дани 10 алтын 2 деньги, заезда гривна. 4 июня те деньги за прошлые 1654 - 58 гг. и за нынешний год платил той же церкви поп Иван». В 1678 - 80 гг. при Успенской церкви были: «во дворе поп Иван Павлов, дьячок Сенка Матвеев, пашни у них во владении по 3 чети в поле, сена по 65 копен и та пашня и сенные покосы - монастырская вотчинная земля». В селе числилось 33 двора крестьянских и бобыльских, в них 115 чел.

В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1728 г. значится: «июля 4 числа запечатан указ о строении церкви, по челобитью Московского уезда, Вохонской десятины, вотчины Чудова монастыря, села Жилина Успенского попа Семена Назарьева с прихожанами, велено им в том селе, вместо ветхой деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы, построить вновь церковь во имя тот же престол; пошлин 3 алтына 2 деньги, нужнейших 1 четь взято».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/moskovskaya_oblast_zilino_uspenskaya_cerkov.html