Опасное молчание: как распознать у ребенка алалию. Моторная алалия у ребенка: симптомы, причины и лечение


Алалия - грубое недоразвитие либо полное отсутствие речевой функции, которое вызывается органическим поражением зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Данное повреждение возникает во внутриутробном периоде или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т.е. у малыша наблюдается позднее появление речевых реакций, нарушение звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов, бедность словарного запаса.

Диагностируется речевая алалия примерно у 1% дошкольников и 0,2-0,6% детей школьного возраста, у мальчиков ее развитие наблюдается в 2 раза чаще. Ребенок с алалией нуждается в психолого-медико-педагогическом воздействии, которое должно обязательно носить комплексный характер, включать в себя медикаментозную терапию, а также развитие психических функций, связной речи, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Причины алалии

Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.

Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.

Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.

Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.

Классификация алалии

За все время изучения проблемы было предложено несколько классификаций алалии в зависимости от ее проявления, механизма, степени выраженности недоразвития речи. Сегодня в логопедии используется классификация алалии по В.А. Ковшикову. Согласно нее выделяют:

  • моторную или экспрессивную алалию;
  • сенсорную или импрессивную алалию;
  • смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную, в зависимости от преобладания нарушений развития речи).

Моторная форма алалии возникает в результате раннего органического поражения коркового отдела речедвигательного анализатора. У ребенка в этом случае собственная речь не развивается, однако понимание чужой речи сохраняется. В зависимости от того, какая зона головного мозга повреждена, различают 2 вида алалии - афферентную моторную и эфферентную моторную. При афферентной моторной алалии наблюдается органическое поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. При эфферентной моторной алалии происходит поражение премоторной коры (задней трети нижней лобной извилины, центра Брока), сопровождаемое кинетической артикуляторной апраксией.

Сенсорная форма алалии возникает в результате поражения коркового отдела речеслухового анализатора (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). При этом у ребенка нарушается высший корковый анализ, а также синтез звуков речи. Несмотря на то, что физический слух у него сохранен, речь окружающих ребенок не понимает.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия симптомы может иметь различные - как речевые, так и не связанные с речью (неврологические, психологические).

Неврологическая симптоматика при этой форме алалии представлена, в первую очередь, двигательными нарушениями, плохой координацией, плохим развитием моторики пальцев. Детям с моторной алалией сложно овладеть даже элементарными навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц) и выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики).

Давая психологическую характеристику детей с моторной алалией, следует отметить нарушения внимания, памяти, восприятия. Такие дети могут быть гиперактивными либо, наоборот, заторможенными и малоподвижными. Для малышей с моторной алалией свойственны высокая утомляемость, сниженная работоспособность, речевой негативизм. Моторная алалия у детей приводит к тому, что вследствие речевой недостаточности вторично страдает интеллектуальное развитие ребенка. Однако по мере развития речи оно постепенно приходит в норму.

При моторной алалии имеется ярко выраженная диссоциация между импрессивной и экспрессивной речью. Понимание речи сохраняется, однако собственная речь не развивается совсем либо же развивается с грубыми отклонениями. Этапы становления речевых навыков (а именно: гудение, лепет, слова, фразы, связная речь) проходят с запозданием, а сами речевые реакции весьма упрощены.

Несмотря на то, что ребенок с афферентной моторной алалией теоретически способен выполнять любые артикуляторные движения, у него наблюдаются грубые нарушения звукопроизношения. Зачастую при этом возникают смешения и стойкие замены артикуляционно спорных фонем, что неизбежно приводит к невозможности воспроизведения звукового образа слова.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом является невозможность выполнения ряда последовательных артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. На фоне моторной алалии несформированность динамического речевого стереотипа зачастую приводит к появлению заикания.

Запас слов при моторной алалии весьма отстает от возрастной нормы. Все новые слова ребенок усваивает с трудом, в его речи присутствуют, в основном, обиходные термины. Незначительный лексический запас приводит к неточному пониманию значений слов, неуместному употреблению их в речи, замене по звуковому и семантическому сходству. Отличительной чертой моторной алалии является преобладание в речи существительных в именительном падеже, значительное ограничение других частей речи, трудности с образованием и распознаванием грамматических форм.

Связная речь при моторной алалии имеет грубое нарушение. Обычно она состоит из коротких предложений. Ребенок с речевой алалией не может последовательно изложить события, отделить главное от второстепенного, передать смысл события, определить причину и следствие, временные связи.

При грубых формах моторной алалии речь не развивается совсем, ребенок может только подражать звукам и произносить отдельные лепетные слова, сопровождая их мимикой и активной жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

Основным дефектом при сенсорной алалии выступает нарушение восприятия обращенной речи и понимания ее смысла. При этом у сенсорных алаликов в полной мере сохраняется физический слух. Зачастую они страдают гиперакузией - излишней чувствительностью к звукам, которые безразличны для окружающих (шуршанию, скрипу).

Собственная речевая активность у ребенка с сенсорной алалией повышена. Но речь при этом представляет собой набор бессмысленных звуков и обрывков слов. Зачастую вместо ответа на вопрос ребенок с сенсорной алалией повторяет сам вопрос, т.е. чужие слова. В этом случае налицо так называемая эхолалия. В целом же речь при сенсорной алалии лишена смысла, она бессвязна и непонятна для окружающих. Имеет место так называемая логорея или «словесный салат». Кроме того, в речи детей с сенсорной алалией присутствуют пропуски слогов (элизии), навязчивые повторения звуков и слогов (персеверации), объединение частей двух слов друг с другом (контаминации), звуковые замены (парафазии). При этом дети с сенсорной алалией весьма терпимо относятся к собственной речи, такое нарушение не мешает им общаться, ведь для этого они используют жесты и мимику.

В случае грубой формы сенсорной алалии понимание речи со стороны ребенка полностью отсутствует, но в других случаях зависит от ситуации. Но даже если ребенку понятен смысл фразы, то стоит поменять порядок слов в предложении, словоформу или темп речи, как понимание теряется. Зачастую, чтобы осмыслить речь, ребенку с сенсорной алалией приходится «читать» с губ говорящего. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут произнести сами, и чтобы осмыслить речь, им нужно произнести слова. При других обстоятельствах понимание у них отсутствует.

Недостаточность фонематического слуха приводит к тому, что ребенок с сенсорной алалией не различает слова, имеющие разный смысл, но близкие по звучанию, а также не может соотнести произносимое или слышимое слово с тем или иным явлением или предметом.

Грубое искажение развития речи также может приводить к вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Но категорических выводов все же делать не стоит. За умственное отставание при сенсорной алалии можно легко принять непонимание ребенком речевого задания.

Что касается психологических особенностей детей с сенсорной алалией, то для них характерны повышенная отвлекаемость, трудности с удержанием внимания, неустойчивость памяти и слухового восприятия. У таких детей может отмечаться хаотичность поведения, импульсивность или, наоборот, замкнутость и инертность. Сенсорная алалия в чистом виде встречается довольно редко. Чаще всего имеет место смешанная сенсомоторная форма, что подтверждает функциональную связь речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Обследование детей с алалией

В каждом конкретном случае алалия протекает по-своему. Но чтобы определить, есть ли у ребенка серьезные проблемы с речью, следует знать нормы речевого развития. Как правило, в 2 месяца у малыша появляется характерное гуление, а в 3-4 месяца - лепет. Первые слова ребенок должен произносить в 6-8 месяцев, а к году строить целые фразы. Если к 2-м годам словарный запас малыша составляет несколько слов, речь непонятна и носит бессвязный характер, то впору бить тревогу и отправляться к врачу: возможно, у ребенка речевая алалия. Выявление ее на ранней стадии благоприятно скажется на последующей коррекции.

Дети с алалией обязательно нуждаются в консультации таких специалистов, как детский невролог, отоларинголог, логопед, психолог.

Неврологическое обследование ребенка при алалии необходимо для того, чтобы выявить и оценить характер и степень повреждения головного мозга. При этом ребенку могут рекомендовать эхоэнцефалографию, ЭЭГ, МРТ головного мозга, рентгенографию черепа. Чтобы при сенсорной алалии исключить тугоухость, необходимо провести отоскопию, аудиометрию и другие исследования слуха.

Нейропсихологическое обследование пациента с алалией заключается в диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей раннего развития ребенка. При этом особое внимание нужно обратить на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ребенка при алалии (лексико-грамматического строя, импрессивной речи, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики) осуществляется по схеме обследования при общем недоразвитии речи.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с дизартрией, тугоухостью, олигофренией, аутизмом.

Коррекция алалии

Для детей, у которых диагностирована алалия, лечение заключается в грамотной и постепенной коррекции речевых навыков ребенка. Необходимую помощь они получают в специализированных ДОУ, коррекционных центрах, стационарах, санаториях.

Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой). При алалии очень важно работать над развитием моторики - ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления).

Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.

При сенсорной алалии, в первую очередь, ставится задача научиться различать неречевые и речевые звуки, дифференцировать слова, соотносить их с конкретными предметами и действиями, понимать фразы и речевые инструкции, овладеть грамматическим строем речи. Затем по мере накопления словарного запаса, формирования фонематического восприятия и тонких акустических дифференцировок можно переходить к развитию собственной речи малыша.

Прогноз и профилактика алалии

Результат коррекционной работы при алалии зависит от многих факторов. В частности, залогом успеха являются раннее начало коррекции (с 3-4 лет), комплексный характер, воздействие на все компоненты речи. Непременным условием успешной коррекции алалии является то, что формирование речевых процессов должно осуществляться в единстве всех психических функций. Для ребенка с моторной алалией прогноз более благоприятный. При сенсорной и сенсомоторной алалии - скорее неопределенный. На прогноз в значительной мере влияет и степень органического поражения головного мозга. В дальнейшем у детей с алалией в процессе школьного обучения могут наблюдаться различные нарушения письменной речи. Важно помнить, что коррекционная работа при алалии позволяет предупредить появление вторичной интеллектуальной недостаточности.

Что касается профилактики алалии, то для ее предупреждения необходимо обеспечить благоприятное протекание беременности и родов, а также раннее физическое развитие ребенка.

Ваш ребенок уже давно должен начать разговаривать, но упорно молчит? Этот тревожный симптом нельзя оставлять без внимания. Причиной нарушения речи у ребенка может быть сенсорная или моторная алалия.

Такое заболевание, как правило, развивается на фоне недостаточного развития речевого центра в коре головного мозга малыша. Чтобы доктор мог назначить эффективное лечение алалии у малыша, очень важно распознать патологию на ранней стадии.

Диагностируется речевая алалия примерно у 1% дошкольников и 0,2-0,6% детей школьного возраста, у мальчиков ее развитие наблюдается в 2 раза чаще. Ребенок с алалией нуждается в психолого-медико-педагогическом воздействии, которое должно обязательно носить комплексный характер, включать в себя медикаментозную терапию, а также развитие психических функций, связной речи, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Что это такое?

Алалия - это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи.

Причины возникновения

К заболеванию приводят такие факторы:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Внутриутробное TORCH-инфицирование.
  3. Постоянные угрозы выкидыша.
  4. Токсикоз.
  5. Травмы во время беременности.
  6. Хроническое соматическое заболевание беременной – низкое или высокое давление, легочная, .

Чаще всего алалия спровоцирована осложненными родами, перинатальной патологией. В некоторых ситуациях заболевание развивается в случае асфиксии новорожденного, внутричерепной травмы младенца при быстрых или скорых родах, а также при использовании разных инструментов.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Рассмотрим каждую форму подробнее.

Моторная алалия у детей

Моторная алалия у детей проявляется в их неспособности внятно проговаривать слова. Но в подавляющем большинстве случаев дети с этой формой заболевания не способны говорить вообще. Они просто молчат. Хотя тут восприятие посторонней речи может быть, и не нарушено.

Моторная алалия - это неспособность ребенка повторить произношение звука, слога или слова. Ребенок понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует. Причина - нарушение связи мозговых речевых центров с органами речевого аппарата.

Еще более тяжелая форма нарушения - сенсомоторная алалия. При этом состоянии ребенок не понимает постороннюю речь, не обладает способностью к её распознаванию и не может говорить. Сенсомоторная алалия встречается примерно в 3,7% ото всех случаев заболеваний.

Сенсорная алалия у детей

Сенсорная алалия у детей проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. В то же время у него наблюдается речевая расторможенность. Сложно прервать речевой поток у такого малыша и заставить его услышать, что вы ему говорите.

Причина сенсорной алалии заключается в слабости речевого анализатора в больших полушариях головного мозга. Нервный импульс к нему может доходить в слабом виде или не доходить вообще. Наблюдается поражение нервных путей передачи сигнала.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Лечение алалии у детей

Терапия данного расстройства строится на результатах анализов и степени проявления симптомов, а поэтому будет разрабатываться для каждого маленького пациента индивидуально. Самым благоприятным возрастом для лечения алалии считается 4 года, именно в этот период ребёнок проявляет наибольший интерес к окружающему миру.

Общие методики лечения включают в себя:

  1. Проведение лечебных логопедических массажей лица. Такой способ лечения способствует тонизированию и расслаблению мышц лица, что может уменьшить проявление некоторых симптомов;
  2. Курсы занятий с логопедом, который нередко совмещают с приёмом лекарственных препаратов. Занятия с врачом будут эффективны при всех формах болезни. Схема лечения составляется для каждого ребёнка отдельно - учитывается общее состояние здоровья, возраст и степень расстройства. Задача логопеда разработать речевую способность, научить правильно произносить слова и строить фразы, а также увеличить словарный запас. Приём медикаментов направлен улучшение питания головного мозга (полноценное снабжение его витаминами и питательными веществами);
  3. Физиотерапию, цель которой - воздействовать на некоторые зоны головного мозга электрическими импульсами. Такой метод лечения не несёт вреда здоровью и совершенно безболезненный, поэтому его можно проводить малышам в возрасте менее одного года.

Если провести своевременное, а главное, грамотно подобранное лечение, ребёнок избавится от всех симптомов заболевания или научится их контролировать. Но главное - сможет обучаться в общеобразовательной школе и адаптироваться в обществе.

Не последнюю роль в терапии играет поддержка родителей, поскольку ребёнку важно знать о том, что его успехи в лечении не остаются незамеченными самыми близкими людьми, это даст дополнительный стимул к скорейшему выздоровлению, что ещё лучше способствует лечению.

Коррекция алалии

Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой). При алалии очень важно работать над развитием моторики - ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления).

Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

Занятия в клинике

Вылечить алалию можно в специализированных клиниках. Такой способ является одним из самых эффективных, так как с детьми занимаются по специально разработанной методике:

  • развитие когнитивной функции;
  • формирование морфологического и звукового анализа;
  • восстановление смысловых сторон речи и прочее.

В таких клиниках можно получить консультацию врача-логопеда, невролога, психоневролога, психиатра. Они смогут дать советы по лечению, питанию и диете ребенка во время заболевания. В этом случае питание должно быть дробным и правильным; ребенку нужно есть больше овощей и фруктов, а также нежирные сорта мяса: курица, индейка, кролик, говядина.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

  • тяжесть патологии;
  • состояния речи;
  • насколько рано было диагностировано заболевание;

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

Профилактика

Для того чтобы Ваш ребенок был здоров, профилактику нужно начинать еще до его рождения. Будущая мама должна быть очень осторожной и соблюдать все рекомендации врачей, чтобы избежать серьезных травм во время беременности и родов.

Стоит придерживаться таких советов:

  • пить лекарства и витамины, которые назначил лечащий врач;
  • часто посещать гинеколога во время беременности;
  • быть внимательной к своему здоровью и здоровью малыша;
  • если же срок родов прошел, то ни в коем случае не нужно откладывать стимуляцию.

Но это еще не все, так как после рождения ребенка нужно создавать благоприятные условия для его развития. Придерживайтесь этих несложных правил, и Ваш ребенок не будет отставать в развитии от других детей, а у Вас не будет никаких поводов для переживания.

Алалия – это отсутствие или глубокое недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первичном интеллекте. Заболевание может возникнуть в период внутриутробного развития, во время родов или на первых годах жизни ребенка. Причиной болезни является повреждение центров головного мозга, отвечающих за формирование собственной речи или восприятие слов других людей. Раннее выявление симптомов и адекватное лечение позволяют большинству детей справиться с патологией и успешно обучаться по школьной программе.

Следует отличать детей с несформированной речевой функцией от глухих или умственно отсталых. При алалии не наблюдается отсутствие слуха, малыши активно реагируют на звуки. Снижение интеллекта является вторичным симптомом, и вызвано отчуждением ребенка от коллектива из-за невнятной речи, слабой памяти, плохого восприятия материала.

Причины

Поражение речевых центров головного мозга может быть спровоцировано несколькими факторами:

Во внутриутробном периоде

  • Проникновение инфекций от матери к плоду.
  • Резус-конфликт (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).
  • Маточно-плацентарная недостаточность (нарушение кровообращения между матерью и ребенком).
  • Хроническая гипоксия (недостаточное снабжение кислородом) плода.
  • Токсикоз или гестоз.
  • Угроза самопроизвольного прерывания беременности.
  • Хронические соматические болезни матери (гипер- или гипотония, легочная или сердечная недостаточность).
  • Травмирование плода при падениях беременной.
  • Вредные привычки матери (курение, злоупотребление алкоголем).

При родах

  • Функциональная незрелость вследствие недоношенности (рождения раньше срока).
  • Преждевременные, затяжные или стремительные роды, приведшие к внутричерепной травме или кислородному голоданию.
  • Острая гипоксия в результате раннего излития околоплодных вод, слабой родовой деятельности или обвития шеи ребенка пуповиной.
  • Травмирование акушерскими инструментами.

В возрасте до 3 лет

  • Черепно-мозговые травмы.
  • Тяжелые вирусные инфекции (краснуха, менингит, энцефалит).

  • Частые длительные болезни (ОРВИ, пневмония, рахит, эндокринопатии).
  • Операции с применением общего наркоза.
  • Гипотрофия (дефицит массы тела из-за недостаточного поступления или плохого усвоения питательных веществ).
  • Двуязычие в семье.
  • Конфликтные отношение в семье, нелюбовь матери к ребенку.
  • Плохие социальные условия (нехватка речевых контактов, педагогическая запущенность, дефицит навыков самообслуживания).

Классификация

Алалия бывает нескольких видов:

Моторная (экспрессивная)

Связана с поражением участков головного мозга, отвечающих за продуцирование речи. У детей возникают проблемы с произнесением звуков, овладением активным словарем, правильным построением фраз. При этом способность к восприятию чужой речи сохраняется.

В зависимости от зоны повреждения моторная алалия бывает:

  • Афферентная . Представляет собой поражение постцентральной зоны коры головного мозга, которая находится в нижнем теменном отделе левого полушария и отвечает за артикуляционные позы. Ребенок не может правильно открыть рот, растянуть или вытянуть в трубочку губы, опустить или поднять язык, и начинает заменять сложные звуки простыми или пропускать их.
  • Эфферентная . Является поражением премоторной зоны коры головного мозга – центра Брока, задней трети нижней лобной извилины. Этот участок отвечает за организацию и последовательность сложных комплексов. Ребенок затрудняется выполнить серию движений – удается воспроизвести отдельный звук, но не получается произнести группу звуков, целое слово или предложение. Тяжело происходит переход с одной артикуляционной позы на другую, меняется последовательность слогов в слове.

Сенсорная (импрессивная)

Встречается в 10 раз реже, чем моторная, и вызвана повреждением коркового отдела речеслухового анализатора – центра Вернике, расположенного в задней трети верхней височной извилины и отвечающего за первичный анализ звуков речи.

При этой форме алалии отсутствует связь между смыслом слов и их звуковой оболочкой. Имея хороший физический слух и способность к воспроизводству речи, ребенок не может понять значение слова и связать его с конкретным предметом или явлением.

Смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная)

Сочетает в себе признаки обеих форм с преобладанием нарушений развития экспрессивной или импрессивной речи, что доказывает связь речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Симптомы

Клиническая картина при заболевании может быть различной – от легких нарушений речи до тяжелых, когда до 10-12 лет ребенок не говорит или имеет очень скудный словарный запас.

Признаки алалии отличаются в зависимости от формы патологии:

Моторная

Проявляется характерными отклонениями:

Неврологические

  • Двигательные расстройства – неловкость, плохая координация движений, частые падения.
  • Плохая мелкая моторика – проблемы со складыванием мозаики, паззлов.

  • Трудности с навыками самообслуживания – неспособность застегнуть пуговицы, завязать шнурки.
  • Нарушение тонуса некоторых групп мышц, в частности, лицевых – их паретичность (вялость) или спастичность (напряженность).
  • Нарушение осанки.
  • Вынужденная леворукость.
  • Горизонтальный нистагм – бегающие зрачки.
  • Односторонний птоз – подвисание одного века.
  • Расстройство зрительного узнавания – ребенок не различает цифры, части, лево и право.
  • Астереогноз – неспособность узнать предмет наощупь.

Психологические

  • Нарушение памяти.
  • Проблемы с концентрацией внимания.
  • Затрудненное восприятие.
  • Примитивизм и конкретность мышления – упрощенный подход к сложным заданиям, нарушение способности абстрагирования и обобщения.
  • Нарушения эмоционально-волевой сферы – инфантилизм (незрелость развития), частая смена настроения, излишняя доверчивость или немотивированная агрессия, раздражительность, избирательность отношений.
  • Заторможенность (малоподвижность) или расторможенность (гиперактивность).
  • Сниженная работоспособность и высокая утомляемость.
  • Речевой негативизм – нежелание говорить.
  • Отказ от выполнения задания при затруднениях и доведение начатого до конца, если заметен успех.

Речевые

  • Проблемы с произношением звуков.
  • Плохая ритмическая организация слов.
  • Нарушения регуляции высоты и силы голоса.
  • Замедленная речь с произношением по слогам.
  • Обедненная лексика, пропуски предлогов и окончаний, перестановка слогов.
  • Обозначение разных понятий одним и тем же словом («ам» – есть и еда).
  • Несформированность связной речи из-за нарушения грамматики – замена всех глаголов инфинитивом (птица лететь), неправильное употребление рода (кошка бежал), числа (коровы ест) и падежа (люблю мама).
  • Бедность словарного запаса – фразовая речь состоит из простых предложений.
  • Неспособность последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить причину и следствие.

  • Проблемы с овладением навыков чтения и письма.

Сенсорная

В чистом виде встречается крайне редко, обычно наблюдается сенсомоторная форма заболевания.

Проявлениями сенсорной алалии являются:

  • Эхолалия – пассивное повторение отдельных слов или фраз, без понимания их значения (вместо ответа на вопрос ребенок повторяет вопрос, часто цитирует дикторов и рекламу на телевидении).
  • Логорея – многословие в сочетании с ускорением темпа и бессвязностью речи, набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов.
  • Ошибки произношения – навязчивые повторения или пропуски звуков и слогов, объединение частей разных слов друг с другом, неправильные ударения, причем характер искажений нефиксированный (одно и то же слово ребенок может произносить по-разному).
  • Гиперакузия – повышенная чувствительность к неречевым звукам (шуршанию бумаги, звучанию инструментов), при этом может наблюдаться болезненная реакция – плач, крики, закрывание ушей.
  • Нарушение фонетического восприятия – невозможность различить слова со схожим звучанием, привязать слово к предмету.
  • Потеря смысла фразы при изменении темпа речи или порядка слов в предложении.
  • Плохая память – для запоминания новых слов необходимо не менее 20 повторений.
  • Проблемы с удержанием внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая истощаемость.
  • При грубом искажении развития речи развиваются вторичные нарушения личности, поведения, умственная отсталость.

При всех формах алалии наблюдается разница между выполнением вербальных (с помощью речи) заданий и невербальных (представленных графическими изображениями, рисунками, предметами, когда знание языка необходимо лишь для понимания инструкций).

Диагностика

Для постановки диагноза ребенок должен пройти обследование у нескольких врачей:

  • детский невролог;
  • детский психолог;
  • детский отоларинголог (или сурдолог);
  • дефектолог;
  • логопед.

Обследование состоит из нескольких этапов:

Оценка степени и характера повреждения головного мозга

Проводится с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – получение графических изображений электрической активности мозга.
  • Магниторезонансная томография (МРТ) – получение изображений органов при воздействии на организм магнитным полем и радиочастотными энергиями.
  • Рентгенографическое исследование – воздействие на ткани головы рентгеновских лучей. Позволяет определить травмы и патологии развития костей черепа, проверить сосудистую сетку головного мозга.
  • Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) – исследование головного мозга с помощью ультразвуковой эхографии.

Исследование слуховой функции

Предназначено для исключения тугоухости и осуществляется при помощи следующих методик:

  • Отоскопия – осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки с использованием специальных инструментов. В современной практике применяют отоскоп – прибор, снабженный источником света и камерой. Во время манипуляции может выполняться туалет уха, удаление инородных тел и полипов, различные операции.
  • Аудиометрия – методика определения остроты слуха, то есть чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Результатом проверки является аудиограмма, по которой врач диагностирует наличие или отсутствие проблем со слухом.

Нейропсихологическое исследование

Предполагает диагностику слухоречевой памяти – восприятия речи на слух. Проводится с помощью различных тестов, например, найти на картинках названных животных, повторить произнесенные слова или звуки в той же последовательности.

Логопедическое обследование

Включает комплекс мероприятий:

  • Сбор анамнеза – опрос матери о течении беременности и родов, этапов и особенностей развития ребенка.
  • Диагностика устной речи. Предполагает уточнение степени сформированности компонентов языковой системы – связной речи (описывание картинки), грамматических процессов (образование и изменение слов, правильность построения предложений), объема словарного запаса.
  • Изучение звуковой составляющей речи – строение и подвижность речевого аппарата, способность распознавать, воспринимать и произносить звуки, звуковая наполненность слов.

Дифференциальная диагностика

Проводится с целью отличить алалию от следующих заболеваний:

  • Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание темпов формирования речи без ее нарушения.
  • Дизартрия – затруднение в произношении некоторых звуков, вызванное ограниченной подвижностью органов речи (губ, мягкого неба, языка). Заболевание возникает из-за поражения нервной системы.
  • Тугоухость – стойкое ослабление слуха, вплоть до полной его потери.
  • Аутизм – расстройство психического характера, вызванное нарушением развития головного мозга. Отличается дефицитом общения и социального взаимодействия.
  • Олигофрения – умственная отсталость.

Лечение

Алалия – это сложный комплекс расстройств языкового и неязыкового характера, оказывающий негативный эффект не только на речевую коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности, осложняя процесс обучения, воспитания, социализации детей.

Терапевтический подход коррекции заболевания должен быть комплексным, с участием логопеда, психолога, родителей. В некоторых случаях актуально применение лекарственных препаратов. Лечение проводится в домашних условиях, а также в специализированных учреждениях – детских садах, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Медикаментозное

Призвано стимулировать развитие структур головного мозга и снимать невротические проявления:

  • Ноотропные препараты – улучшают работу мозга, восприятие и память.
  • Витамины – необходимы для нормального развития организма. Часто назначают прием витаминно-минеральных комплексов.

Физиотерапия

Максимальный лечебный эффект достигается при использовании нескольких методик. Физиотерапевтические процедуры проводятся курсами, применение их на постоянной основе недопустимо.

  • Транскраниальная электростимуляция (ТЭС-терапия) . Представляет собой метод избирательной и дозированной активации определенных структур мозга, в результате которого в них вырабатываются эндорфины. Эти нейрогормоны обладают обезболивающим эффектом, усиливают защитные функции иммунной системы, противодействуют стрессу, способствуют заживлению тканей и улучшению качества жизни в целом. Во время процедуры к голове пациента прикрепляются электроды, через которые проходят импульсные токи малой мощности.
  • Водолечение . Воздействие на организм водой стимулирует работу нервной системы, оказывает влияние на кровообращение, ускоряет обменные процессы. С помощью процедур можно достичь желаемого эффекта – успокаивающего и расслабляющего, тонизирующего и возбуждающего. Также водолечение является иммуностимулирующим и общеукрепляющим средством.
  • Лазеротерапия . Применение лазера оказывает противовоспалительный, обезболивающий, иммуностимулирующий эффекты, улучшает клеточный метаболизм и микроциркуляцию крови, стимулирует восстановительные процессы, при воздействии на различные органы и системы усиливает их рефлекторный ответ.
  • Магнитотерапия . Благодаря воздействию на организм низкочастотных постоянных или импульсных магнитных полей повышается проницаемость клеточных мембран, ускоряются окислительно-восстановительные процессы, усиливается активность ферментов и местное кровообращение. Процедура снимает боль и воспаление, замедляет свертывание крови, уменьшает отек в тканях и стимулирует их питание и восстановление.
  • Электрофорез . Предполагает воздействие на организм постоянных электрических импульсов. Обладает лечебным эффектом, схожим с другими физиопроцедурами, увеличивает секреторную активность – выработку биологически активных веществ и выброс их в кровоток.
  • ДМВ-терапия . Применение электромагнитных волн дециметрового диапазона расширяет сосуды, улучшает кровообращение и обменные процессы, снимает спазмы, способствует нормализации работы эндокринных желез.
  • Иглорефлексотерапия (ИРТ) . Акупунктура или иглоукалывание, то есть введение в биологически активные точки специальных игл, позволяет стимулировать нервную, эндокринную, нейрогуморальную, иммунную систему организма.
  • Электропунктура . Воздействие на точки акупунктуры электрическим током для усиления эффекта.
  • Остеопатия . Представляет собой мягкое ручное воздействие на структуры тела (череп, позвоночник, крестец, мышцы, связки, внутренние органы) для исправления их положения и восстановления функций всего организма.

Логопедическое

Представляет собой работу по развитию всех сторон речи.

При моторной алалии упор делается на следующие аспекты:

  • Правильное звукопроизношение.
  • Стимулирование речевой активности, то есть способности воспринимать и понимать слова окружающих, пользоваться речью при общении, активно овладевать языком.
  • Формирование активного и пассивного словаря – слов, используемых ребенком в разговоре, и не используемых, но узнаваемых при беседе окружающих.
  • Развитие фразовой речи, включающей умение составить предложение, его завершенность, грамматическое построение.
  • Развитие связной речи – умения излагать мысли выразительно и последовательно, без отвлечения на ненужные подробности.
  • Логоритмические занятия – комплекс упражнений, в котором движения сочетаются с произношением языкового материала под звуковое сопровождение. Развивают общую и мелкую моторику, координацию движений, способность расслаблять мышцы, чувство ритма, мимику, голос, правильное произношение звуков, слуховое внимание и память.
  • Логопедический массаж – стимулирует мышцы, участвующие в формировании звуков (губ, мягкого неба, скул, щек, языка). Выполняется пальцами или специальными зондами. Также включает специальные упражнения – надувание щек, вытягивание губ в трубочку, поднятие языка.

При сенсорной алалии необходимо развивать следующие способности:

  • Умение отличать неречевые звуки от речевых.
  • Выделение слов, соотнесение их с конкретными предметами и действиями.
  • Понимание фраз и речевых инструкций, грамматического строя речи.
  • Развитие собственной речи.

В домашних условиях

У детей с алалией необходимо стимулировать желание говорить. Родители должны разговаривать с ребенком постоянно, описывать каждое действие и событие – таким образом формируется пассивный словарный запас.

Однако просто слушая речь дикторов на радио или по телевидению, малыш не научится говорить – очень важно видеть работу артикуляционного аппарата, движение губ, мимику лица. В обязательном порядке родителям нужно наладить с ребенком зрительный контакт.

Диета

Специфических рекомендаций по питанию при алалии не существует. Оно должно быть здоровым, разнообразным, сбалансированным и соответствующим возрасту ребенка. В рацион нужно включить большое количество богатых витаминами, минералами и клетчаткой продуктов. Полезные вещества помогают организму ребенка правильно развиваться, укрепляют иммунитет, улучшают настроение и сон.

Прогноз

Залогом успеха в лечении алалии является его раннее начало – в 3-4 года, а также комплексный подход, воздействие на все компоненты речи в сочетании с развитием психических функций.

Большое значение имеет степень поражения мозга. Моторная форма заболевания легче поддается коррекции и, при своевременной и адекватной терапии, позволяет ребенку наладить речь и адаптироваться в социуме. При сенсорной и сенсомоторной алалии прогноз неопределенный.

Инвалидность

В зависимости от степени тяжести алалии, уровня недоразвития речи, сопутствующих психоневрологических и церебрально-органических патологий, возможно оформление инвалидности на ребенка. Для этого необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ) и получить соответствующее заключение. Направление на МСЭ выдают лечащие врачи детской поликлиники. Для оформления инвалидности ребенку до 5 лет обычно требуется заключение психиатра (психоневролога).

У взрослых

Алалия является недоразвитием речи, это детское заболевание, которое поддается коррекции при регулярных занятиях. Для взрослых людей более характерно проявление афазии – локального отсутствия или нарушения уже сформировавшейся речи. Вызвана афазия повреждением речевых центров в результате травмы, опухоли, инсульта, воспалительного процесса или психического заболевания.

Профилактика

Чтобы предупредить нарушения речевого развития у ребенка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Обеспечить условия для благоприятного протекания беременности и родов – своевременно посещать гинеколога и сдавать анализы, полноценно питаться, избегать чрезмерных физических и психологических нагрузок, заниматься упражнениями для беременных (специальной гимнастикой, йогой).
  • Следить за здоровьем ребенка – регулярно проходить осмотр у педиатра, делать прививки, обеспечить безопасность, заниматься физическими упражнениями. Желательно пройти несколько курсов общеукрепляющего массажа,
  • Обращаться к врачу при малейших признаках задержки речи у ребенка. Своевременное лечение позволяет предупредить появление вторичной интеллектуальной недостаточности.
Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.

Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?

Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?

Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?

Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?

Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.

«Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».

«Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»

«Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»

«Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»

«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»

«Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»

«Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»

«Покажи вазы, стоящие на (одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»

Большой – маленький (-ая)

Узкий – широкий (-ая)

Длинный – короткий (-ая)

Низкий – высокий (-ая)

Толстый – тонкий (-ая)

Вниз (внизу) – вверх (вверху)

Далеко (близко)

Вперёд (впереди)

Назад (сзади)

По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».

«Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.

«Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.

«Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).

Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, - плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем

продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).

«Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.

«Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».

Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».

«Сосчитай фрукты» и т. п.

«Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:

Мальчик идёт. И т.п.

«Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

«Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»

Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.

«Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.

«Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.

«Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».

Проговаривание предложений типа:

Ася умывается.

Алла ушла.

Инна идёт.

Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

«Хочу!» - гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.

«Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.

Отражённое проговаривание предложений.

Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.

Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).

«Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.

«Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:

Курица с цыплятами: // ///

Утка с утятами: // //

Гусыня с гусятами: / / ///

Ребёнку предлагается повторить.

Логопед: Сели птицы на деревья и запели:

«Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)

ти-ти-ти, (пауза) ти.»

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти.

«Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук - тук, тук - тук-тук».

«Мамы и детки». Условием игры является то, что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)

Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)

Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».

Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».

Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».

Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».

Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.

«Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»

«Какой предмет издаёт такой звук?»

«Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.

«Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.

«Где гудит пароход?». «У-у-у» - далеко (тихо) или близко (громко).

«Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)

Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.

Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».

На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.

«Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

Папа – сидит, идёт, стоит.

Девочка – прыгает, плачет, читает.

Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.

Дедушка – спит, лежит, читает.

Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.

Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.

Птичка – прыгает, летает.

Самолёт – летит, гудит.

«Кто быстрее принесёт картинку».

На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:

«Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).

Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).

Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).

Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).

Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).

Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).

Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).

Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).

Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;

Найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;

Посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается,вытирается, причёсывается.

Мальчик идёт – мальчики идут.

Мальчик бежит – мальчики бегут.

Девочка стоит – девочки стоят.

Мальчик спит – дети спят.

Девочка поёт – дети поют.

Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».

Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Светит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко .

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.

Кто там топает по крыше?

- Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

- Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

- Топ-топ-топ.

Может кошек подковали?

- Топ-топ-топ.

Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.

Дождик, дождик…

Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу ).

И по грядкам..

Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы ).

По дорожке…

Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу ).

А по лужам…

Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу ).

Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола )

Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу ).

Где сучок давно засох,

Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук ).

Где листок к листку прилип,

Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко ).

Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки. )

Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца, его показ. )

Испугались зайца.

Мы (показать на себя)

Ходили (три шага)

По грибы, (руками сделать гриб )

Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются )

Убежали за дубы, (ладони на уровне лица )

Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить» )

Все (помахать раскрытыми ладошками )

грибы (руками сделать гриб ),

А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей )

Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог ).

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.

Массаж шестигранным карандашом:

- «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола );

- «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям );

- «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой ).

«Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются» ).

«Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки ).

Игры со счётными палочками.

Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики. )

Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки. )

(Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед. )

Листья берёзы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуба мы соберём,

маме осенний букет отнесём.

«Кулачки».

Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу ),

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх ).

«Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук. )

«Ладушки».

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала.

Детушкам давала .

Даше – два , Паше – два ,

Ване – два , Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы. )

Алалия у детей – недоразвитость либо полное отсутствие речи у ребенка по причине поражения участка мозга, отвечающего за ее развитие. Необходимо, правильно диагностировать заболевание – алалию путают с отсутствием слуха или с отставанием в умственном развитии. В первом случае ребенок должен реагировать на звуки, а во втором – понимать речь взрослых людей, но не иметь способности к речи. По статистике, заболеванием страдает около 0,1 % населения. Мальчики подвержены заболеванию в два раза чаще девочек.

Причины возникновения болезни

Порок возникает во время внутриутробного развития плода, при родах или в раннем возрасте. Причинами развития заболевания во время беременности могут стать многие факторы:

  • хронические болезни матери;
  • интоксикации;
  • инфекционные заболевания родителей;
  • травмы плода;
  • нарушение кровообращения;
  • гипоксия плода;
  • курение и алкоголизм родителей.

При неблагоприятном течении родов возможны травмы мозга ребенка, способные привести к развитию заболевания:

  • при слабой родовой деятельности;
  • при обвитии пуповиной шеи ребенка;
  • при родовой травме.

В первый год жизни здоровье ребенка сильно уязвимо. Тяжелые заболевания, перенесенные в этот ответственный период, могут иметь серьезные последствия, в том числе и развитие алалии:

  • менинго-энцефалит;
  • краснуха;
  • голодание;
  • травмы головы;
  • простудные заболевания с осложнениями.

Симптомы заболевания

Для постановки правильного диагноза необходимо понимать, что заболевание может проявляться в одной из двух форм. Симптомы заболевания зависят от того, какая именно часть мозга была поражена.

При травмировании лобно-теменной части может развиться моторная форма болезни, при поражении височной части мозга характерна сенсорная алалия.

Если патология характерна для обоих частей, то можно говорить о наиболее тяжелой форме – смешанной.

Признаки моторной алалии

При моторной форме болезни ребенок понимает обращенную к нему речь. Трудности возникают при попытке ответить на вопрос или выразить свои мысли и пожелания.

В легкой форме заболевания ребенок заменяет сложные словоформы более простыми, иногда нарушена связь слов в предложении, присутствуют грубые грамматические ошибки.

В тяжелой форме речь ребенка труднопонимаема, он стремиться помочь себе активной мимикой и жестикуляцией.

Признаки заболевания начинают проявляться в совсем раннем возрасте. Должны настораживать следующие симптомы:

  • отсутствуют гуление и попытки произношения слов в первый год жизни;
  • нарушение мелкой моторики;
  • невозможность сосредоточить на чем-либо внимание;
  • путание падежей и склонений;
  • активная жестикуляция;
  • отсутствие памяти.

Родителей должны обратить на ребенка внимание специалистов, если для его речи характерны следующие признаки:

  • трудности с ответом на поставленный вопрос;
  • проглатывание окончаний;
  • лепет;
  • слишком громкое произношение;
  • неверное произношение знакомых слов;
  • нарушение письменной речи.

Такие нарушения могут говорить о наличии заболевания. Помимо этого, для ребенка характерны:

  • отсутствие внимания,
  • гиперактивность либо заторможенность,
  • раздражительность,
  • нежелание пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний,
  • нарушение мелких движений.

Сенсорная патология

Данная форма болезни встречается значительно реже. Для нее типично неправильное восприятие ребенком обращенной к нему речи при отсутствии нарушений со стороны слухового аппарата.

Нарушается способность понять смысл вопроса и отличить похожие по звучанию слова. Данная форма часто сопровождается задержкой в развитии. Дети с такой формой болезни не имеют задержек с гулением и лепетом в первый год жизни.

Для ребенка характерны:

  • совершенно невнятная речь;
  • повторение слов за другими людьми;
  • пропуски слогов;
  • соединение разных слов по отдельным слогам;
  • невозможность сопоставить предмет и его название;
  • непрерывной поток бессвязной речи.

Смешанный вид

При такой форме заболевания часто речь полностью отсутствует. Ребенок не в силах понять речь, не может ее распознать и ответить на вопросы.

Возможны легкие формы со скудным словарным запасом и плохим пониманием чужой речи и тяжелые формы с полным отсутствием речи.

Методы лечения

При подтверждении диагноза болезнь необходимо начать лечить как можно раньше. Успех лечения зависит от тяжести заболевания и усилий, направленных на то, чтобы вернуть ребенка к нормальной социальной жизни.

Различают несколько направлений в лечении:

  • логопедические упражнения;
  • логопедический массаж;
  • физиопроцедуры;
  • лечение лекарственными препаратами;
  • микротоковая рефлексотерапия.

Лечебные упражнения

Занятия с логопедом могут быть как индивидуальные, так и проводится в спецшколе. Положительный эффект может быть достигнут лишь при систематическом, долговременном лечении.

Логопед учит ребенка произносить отдельные слоги и слова и распознавать речь по звучанию. Рекомендуется делать гимнастику для языка, подолгу произнося звуки и добиваясь правильного звучания.

Необходимо показывать ребенку картинки с различными изображениями и научить связывать предмет с определенным звучанием слова.

По мере достижения прогресса, ребенку показывают изображение предмета и просят назвать его, а также показать и озвучить отдельные элементы. При определенных успехах необходимо делать акцент на правильных окончаниях слов, падежах и склонениях.

Развить навыки речи помогают занятие по мелкой моторике. Следует в игровой форме давать ребенку задание, требующее сосредоточенного, тщательного исполнения. Идеально подходят для этих целей рисование, лепка, вырезание, складывание, собирание матрешек и конструкторы.

Успех во многом зависит от того, как часто будут заниматься с ребенком дома. Одним занятий с логопедом будет недостаточно.

Необходимо ежедневно разучивать новые слова, пытаться отвечать на поставленные вопросы, соотносить картинку со словом.

Ребенку следует озвучивать свои действия, постепенно выдавая все более развернутые предложения.

Логопедический массаж

При алалии активно используется логопедический массаж. Он направлен на развитие отдельных мышц в ротовой полости, ответственных за правильное произношение.

Массаж проводится при помощи рук либо специального зонда. На состоятельность речевых мышц хорошо повлияют специальные упражнения: поднять язык к небу и удерживать его в этом положении, вытянуть губы трубочкой, совершать языком круговые движения во рту.

Физиотерапевтические процедуры

Физиотерапевтическое лечение должно проводиться определенными курсами. К логопедическим занятиям добавляются процедуры:

  • водолечение;
  • лазеротерапия;
  • магнитотерапия.

Медикаментозная терапия

Рацион питания больного ребенка должен быть сбалансированным и разнообразным. В обязательном порядке в ежедневном меню должны присутствовать животные и растительные белки, углеводы, свежие фрукты и овощи.

В рацион необходимо включать продукты, богатые витаминами и минералами.

Дополнительно ребенку прописывают прием витамина В12, В15. Применяют ноотропную терапию:препараты для улучшения кровоснабжения мозга (Гаммалон, Цераксон, Когитум, Кортексин).

Рефлексотерапия

Одним из современных методов лечения алалии является электро-рефлексотерапия. При помощи электрических импульсов стимулируются участки мозга, ответственные за образование и распознавание речи.

В результате лечения образуются новые нервные связи, что облегчает процесс обучения. Такой метод терапии может применяться только к детям старше 9 лет.

Продолжительность и частота курсов назначаются в зависимости от тяжести заболевания и возраста ребенка.

Возможные осложнения

У детей с данным заболеванием может появиться нарушение письменной речи. Особенно это характерно для моторной форме болезни.

Часто у детей возникают проблемы с чтением текста вслух, причем затруднения могут возникать со знакомыми словами, правильно произносимыми в обычной речи.

Осложнением алалии может стать заикание. Оно проявляется в раннем возрасте, при приобретении навыков устной речи.

В последнее время заикание детей с алалией стало наблюдаться значительно реже. Это связано с развитием более ранней диагностики болезни.

Профилактические меры

Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить. Тем более это относится к такой трудно поддающейся лечению болезни, как алалия.

Мамам и женщинам, только готовящимся испытать радость материнства можно дать следующие советы:

Успех в лечении алалии зависит от многих факторов. Решающую роль играет степень поражения мозга. Даже при серьезной форме болезни лечение следует начать сразу после постановки диагноза.

Терапия должна быть комплексной и обязательно сопровождаться домашними занятиями. Упражнения следует выбирать интересные и разнообразные для поддержания интереса ребенка.

С помощью лечения возможно значительно улучшить состояние. Нередко бывает, что при правильном подходе и ранней диагностике ребенок к школьному возрасту догоняет своих сверстников и учится в обычном классе.

Как распознать алалию и не спутать ее с обыкновенной задержкой речью и другими подобными патологиями? Посмотрите предлагаемый видеосюжет, подготовленный «Маминой школой».