Что такое алалия у детей? Моторная алалия и её профилактика.


Бывает так, что у ребенка нормальный слух, интеллект в порядке, но он не разговаривает или разговаривает совсем плохо. Такое отсутствие речи или ее недоразвитие называется алалия. Данное нарушение встречается примерно у 1% детей дошкольного возраста и у 0,6-0,2% школьников. Причем, у мальчиков оно бывает вдвое чаще, чем у девочек.

Причины развития алалии достоверно не выяснены, однако выделены факторы риска, к которым относят родовые травмы, влияние вирусных инфекций во время беременности, бесконтрольный прием лекарств беременной женщиной, эндокринные и другие заболевания. Также влияют и психологические факторы: разлучение малыша с матерью, нервная обстановка в доме, критическое отношение к успехам ребенка — всё это может стать причиной того, что ребенок перестает нормально воспринимать и понимать речь окружающих его людей, хотя ранее всё было в норме.

При алалии происходит системное недоразвитие речи. Нарушаются все ее компоненты, проявлениями могут быть:

  • Неправильное произношение звуков,
  • Ограниченный словарный запас,
  • Непонимание речи других людей,
  • Нарушение грамматического строя речи,
  • Полное отсутствие речи,
  • Проблемы в усвоении навыков чтения и письма.

Кроме речевых расстройств у детей-алаликов встречаются двигательные расстройства, неврологические, психопатологические проявления. Набор симптомов часто бывает индивидуален, и проявления одной и той же формы алалии у детей может сильно отличаться. Принято выделять моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию.

Моторная алалия

Моторная алалия возникает по причине снижения активности или поражения коры головного мозга, в частности центра Брока, который расположен в лобно-теменных областях коры левого полушария. Если говорить простым языком, то при моторной алалии нарушена связь мозговых речевых центров и органов речи.

Дети с моторной алалией хорошо понимают речь других людей, но их речь развивается медленно, не проходит все этапы формирования. Такому ребенку очень трудно или вовсе невозможно повторить не только слова, но и слоги и даже звуки. Они всё понимают и могут объясниться жестами, например, показать названный предмет или попросить что-то, указывая на это. Очень часто такие дети не разговаривают вообще. Это плохо сказывается на общем развитии, отдаляет ребенка от общения с другими людьми.

Проявления моторной алалии:

  • Неспособность правильно проговаривать слова,
  • Неумение правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже,
  • Неправильное употребление предлогов,
  • Перестановка звуков и слогов в слове,
  • Маленький словарный запас.

Моторная алалия может быть причиной плохой успеваемости в школе. Она лежит в основе таких расстройств как дислексия и дисграфия, сочетается с расстройствами работоспособности и внимания у детей, сопровождается излишней двигательной активностью или наоборот заторможенностью.

Сенсорная алалия

Эта форма алалии встречается гораздо реже, чем моторная. При сенсорной алалии ребенок недостаточно понимает речь других людей, хотя и хорошо слышит. Причиной тому поражение центра Вернике. Этот центр находится в височной области левого полушария и играет роль слухоречевого анализатора. Поскольку восприятие и понимание речи у ребенка с сенсорной алалией нарушены, то нарушено и формирование речи.

Проявления сенсорной алалии:

  • Дети неправильно произносят звуки, искажают слова,
  • Они могут не откликаться, когда их зовут, но реагируют на отвлеченные шумы,
  • Дети в одних случаях могут повторить слоги, слова или фразы, в других нет,
  • Понимание слов, когда они произнесены отдельно и непонимание этих же слов в связной речи,
  • Понимание смысла фраз только в определенном контексте или в определенной ситуации,
  • Некоторые дети с сенсорной алалией понимают только то, что сами могут произнести,
  • Трудности в поддержании внимания, в переключении с одного вида деятельности на другой.

Сенсомоторная алалия

При сенсомоторной алалии сочетаются нарушения, свойственные для обеих форм этого заболевания. Нарушена как связь мозга с речевым аппаратом, так и возможность воспринимать и анализировать чужую речь. В результате малыш не только не может говорить, но и не понимает, что говорят другие. Это нарушение является наиболее тяжелой формой нарушений речевого развития. Встречается сенсомоторная форма в 3-4% случаев алалии.

Алалия: способы лечения

В некоторых случаях алалия проходит сама по себе, по мере взросления ребенка. Однако чаще всего невозможно обойтись без медицинской и логопедической помощи. Очень большое значение имеет своевременное выявление нарушений и квалифицированная помощь ребенку, если коррекция проводится на достаточном уровне и начата своевременно, речь формируется полностью, улучшаются интеллектуальные способности ребенка, он адаптируется в окружающем мире и становится в состоянии наладить общение и со сверстниками, и со взрослыми. Так, сенсорная и моторная алалия в 3 года намного легче и успешнее поддается корректировке, чем в 5-6 лет. Если родители не обеспокоились плохо развитой речью у ребенка, пока он не пошел в школу, то скорее всего в общеобразовательной школе он не будет успевающим учеником, и для восстановления речи понадобится гораздо больше времени и сил.

Лечение алалии должно быть комплексным, оно включает различные медицинские воздействия, витаминотерапию, лекарственную терапию, которая улучшает обмен веществ в головном мозге, систему логопедических упражнений и занятий общеразвивающего характера. Если проблема вызвана заболеванием, инфекцией, то необходимо в первую очередь направить силы на их лечение.

Один из современных методов лечения алалии у детей — электро-рефлексотерапия . С помощью специального аппарата происходит передача электрических импульсов в кору головного мозга. Стимулируются те зоны, функции которых в большей степени нарушены. В результате такого воздействия образуются новые нервные связи, и обучение речевым навыкам проходит быстрее и успешнее.

Нужно помнить, что алалия представляет серьезную проблему, и решить ее за пару недель не удастся. Нужен не один год кропотливого труда, несколько повторяющихся курсов лечения, масса времени, терпения и заботы со стороны взрослых. Однако результаты того стоят. Ведь не владея нормально речью, ребенок не сможет чувствовать себя комфортно среди окружающих, у него возникнет множество ограничений в выборе дальнейшего жизненного пути.

Как распознать проблему?

Алалия «хитрое» заболевание. Иногда ребенок, не понимая речь окружающих, дистанцируется от них, становится необщительным. Это может стать поводом для неправильной постановки диагноза. Иногда такому малышу приписываю аутизм, задержку психического и интеллектуального развития, также не всегда удается установить уровень слуха.

В первую очередь родители должны позаботится о своем ребенке. Чтобы вовремя заметить проблему, нужно знать этапы развития речи.

Речь у детей развивается примерно так:

  • 2-3 месяца — гуление,
  • 3-4 месяца — лепет,
  • 6-8 месяцев — произношение первых слов,
  • 1 год — построение фразы.

Конечно, это идеальный план речевого развития ребенка, могут быть и отклонения. Например, малыш начал говорить слова только в год, но уже к полутора годам научился строить простые фразы. В этом случае скорее всего повода для беспокойства нет. А вот если ребенок в 2 года не говорит совсем или говорит лишь несколько слов, то это уже тревожный сигнал, и обязательно нужно обратиться к специалисту. Также важным признаком проблем речевого развития считается слишком медленное освоение речи, очень медленный прогресс или его отсутствие в течение длительного времени.

Схема лечения ребенка с алалией может выглядеть примерно так

  • Ребенок говорит очень плохо или не говорит совсем в 2 года, значит нужно обратиться к невропатологу .
  • Выполняется диагностика состояния и функционирования головного мозга: магнитно-резонансная томография, электроэнцефалограмма .
  • Курс (возможно, не один) лекарственной терапии , который включает витаминные препараты, препараты, улучшающие передачу нервных импульсов и работу головного мозга .
  • Курс физиотерапевтического лечения в соответствии с назначением врача.
  • В возрасте около 4 лет нужно начинать занятия с логопедом . Они могут быть индивидуальными или в группе. Очень хороший вариант — специальный логопедический детский сад .
  • В процессе всего лечения постоянные занятия с ребенком дома .

В идеале все эти усилия должны привести к тому, что к 7 годам, то есть к поступлению в 1 класс, речь у ребенка восстанавливается, и он хорошо понимает людей, свободно общается в различных ситуациях.

Занятия с ребенком

Все занятия, особенно речевые упражнения, проводят в игровой форме. Тогда они не напрягают ребенка, он занимается с удовольствием. С помощью занятий с логопедом и дома с родителями у малыша-алалика нужно развивать память, внимание, умение отличать предметы друг от друга, соотносить и обобщать предметы. Эти качества способствуют лучшему усвоению речевых навыков.

Незаменимы для развития речи физические упражнения и любые занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики: игры с мячиком, пальчиковая гимнастика, лепка, вырезание, мозаика, рисование, складывание и раскладывание различных игрушек (матрешка, пирамидка). Предложите малышу попробовать себя в таких упражнениях и занятиях, пусть он выберет то, что ему по душе, тогда и пользы от них будет больше.

Угадай загадку

Это речевое упражнение может быть использовано как обычная игра с ребенком. Детские загадки всегда использовались в народной педагогике. Они расширяют кругозор, помогают детям знакомиться с окружающим миром, развивают смекалку, наблюдательность, память, расширяют словарный запас.

Начинают с простых загадок, сопровождая их картинками. Ребенок показывает картинку с отгадкой, называет её. Можно проанализировать, почему загадка построена именно так, это облегчит малышу её понимание. Следующий этап — заучивание наизусть. Конечно, этот этап можно осуществить только если ребенок уже овладел достаточными навыками произношения слов и фраз.

Особенно подходящими являются загадки, в которых есть повторы. Они будут хорошей тренировкой речевого аппарата.

Скороговорки

Скороговорки — великолепный тренажер речи для любого человека. Они помогают совершенствовать речевой аппарат, делают его более послушным. При постоянных тренировках со временем речь становится правильной, четкой, выразительной. Скороговорки помогут алалику произносить слова целиком, не проглатывать окончания.

Начинают с самых простых и коротких, чтобы их легко было повторит и запомнить. Для того, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию, можно подобрать смешные скороговорки или те, в которых есть известные герои. Например: «Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей». Постепенно они усложняются, удлиняются. Также и со скоростью произношения: сначала говорим медленно, четко проговаривая каждое слово, затем быстрее и быстрее.

Дома можно подключить к этой игре всех членов семьи или даже устроить соревнование. Тогда кроме практической пользы по выработке речевых навыков все получат удовольствие, внимание друг друга, а это тоже важная составляющая решения проблемы алалии.

Стихи

Стихотворная речь легче воспринимается на слух и легче воспроизводится, поэтому рассказывание и заучивание стихов обязательно включается в любую программу по коррекции речи. Начинают с повторения строк, с их совместного произношения, потом разучивают четверостишия с коротенькими строчками. Занятия можно сопровождать разглядыванием иллюстраций к стихотворению или рисованием собственных картинок. Это поможет глубже осознать смысл текста и добавит еще одну грань восприятия. Постепенно накопится большое количество выученных стихотворений, которые нужно периодически повторять. Делать это можно во время прогулки или по дороге из детского сада домой. Постепенно речь будет становиться всё более и более правильной и четкой.

Например:

Стихотворения нужно произносить по слогам:

Са-са-са — ле-тит о-са
Су-су-су — мы ви-де-ли о-су
Сы-сы-сы — не бо-им-ся мы о-сы

Са-мо-лёт ле-тит,
Са-мо-лет гу-дит.
У-у-у — я ле-чу в Мо-сквууу!

К нам при-шла со-ба-ка
Ум-на-я со-ба-ка
С дет-ка-ми иг-ра-ет
О-чень гром-ко ла-ет
«Ав-ав-ав»

В ма-ши-не, в ма-ши-не
Шо-фёр си-дит,
Ма-ши-на, ма-ши-на
Идёт гу-дит:
«Би-би-би, би-би-би»

Ма-лень-кую Лю-сю
На-пу-га-ли гу-си.

У на-шей ма-ши-ны
ши-пы на ши-нах

Па-ро-воз, па-ро-воз
Но-вень-кий, бле-стя-щий
Он ва-го-ны по-вёз
Буд-то на-сто-ящий.

Кто едет в по-ез-де?
Плю-ше-вы-е миш-ки,
Кош-ки пу-ши-сты-е,
Зай-цы да мар-тыш-ки.

Поиск объектов, которые есть у нас дома

Для коррекции речи у детей с алалией очень важно стимулировать их к проговариванию того, что происходит вокруг, называнию различных предметов, с которыми они взаимодействуют. Для этого подойдет нехитрая игра по поиску различных предметов, которые находятся в доме. Ребенка просят найти, где находится, например, папина любимая чашка. Он находит, приносит и называет этот предмет или проговаривает, где стоит папина чашка. Возможны различные варианты сложности: предметы на виду или скрыты от глаз, ребенок пользуется этими предметами или нет. Самое главное — проговаривать сначала вместе с ним названия, место нахождения, потом ребенок сам будет говорить. Возможен и обратный вариант: он дает задание другим людям. Тогда важно, чтобы формулировка была полной, например, «Папа, найди, где лежат мамины красные бусы».

Такая игра развивает у детей память, внимание, учит их свободнее ориентироваться в пространстве, придает уверенность.

Компьютерные игры

Компьютер — это отличный инструмент, который мотивирует детей. В интернете есть много развивающих игр, которые помогут вашему малышу весело провести время, работая над произношением нужных звуков и слов.

Таким детям подойдут развивающие компьютерные игры, особенно хороши те, которые построены по методике Монтессори. Можно предложить поиграть в звукоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». Обязательно проговаритвайте с малышом названия предметов, которые встречаются в игре. Большую радость вызывают у детей собственные правильные ответы, особенно, когда они сопровождаются обратной связью из игровой программы. Например, при правильном ответе открывается веселый смайлик.

Но и не следует забывать, что компьютерные игры — это тот ресурс развития, который нужно использовать с осторожностью и обязательно строго дозировать. Яркие картинки, движущиеся объекты на экране слишком возбуждают нервную систему ребенка. Ребенку-алалику не стоит разрешать самостоятельно играть в компьютерные игры. Это нужно делать сначала вместе, потом под присмотром взрослых. Причем, не более 15-30 минут.

Ваш ребенок уже давно должен начать разговаривать, но упорно молчит? Этот тревожный симптом нельзя оставлять без внимания. Причиной нарушения речи у ребенка может быть сенсорная или моторная алалия.

Такое заболевание, как правило, развивается на фоне недостаточного развития речевого центра в коре головного мозга малыша. Чтобы доктор мог назначить эффективное лечение алалии у малыша, очень важно распознать патологию на ранней стадии.

Диагностируется речевая алалия примерно у 1% дошкольников и 0,2-0,6% детей школьного возраста, у мальчиков ее развитие наблюдается в 2 раза чаще. Ребенок с алалией нуждается в психолого-медико-педагогическом воздействии, которое должно обязательно носить комплексный характер, включать в себя медикаментозную терапию, а также развитие психических функций, связной речи, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Что это такое?

Алалия - это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи.

Причины возникновения

К заболеванию приводят такие факторы:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Внутриутробное TORCH-инфицирование.
  3. Постоянные угрозы выкидыша.
  4. Токсикоз.
  5. Травмы во время беременности.
  6. Хроническое соматическое заболевание беременной – низкое или высокое давление, легочная, .

Чаще всего алалия спровоцирована осложненными родами, перинатальной патологией. В некоторых ситуациях заболевание развивается в случае асфиксии новорожденного, внутричерепной травмы младенца при быстрых или скорых родах, а также при использовании разных инструментов.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Рассмотрим каждую форму подробнее.

Моторная алалия у детей

Моторная алалия у детей проявляется в их неспособности внятно проговаривать слова. Но в подавляющем большинстве случаев дети с этой формой заболевания не способны говорить вообще. Они просто молчат. Хотя тут восприятие посторонней речи может быть, и не нарушено.

Моторная алалия - это неспособность ребенка повторить произношение звука, слога или слова. Ребенок понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует. Причина - нарушение связи мозговых речевых центров с органами речевого аппарата.

Еще более тяжелая форма нарушения - сенсомоторная алалия. При этом состоянии ребенок не понимает постороннюю речь, не обладает способностью к её распознаванию и не может говорить. Сенсомоторная алалия встречается примерно в 3,7% ото всех случаев заболеваний.

Сенсорная алалия у детей

Сенсорная алалия у детей проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. В то же время у него наблюдается речевая расторможенность. Сложно прервать речевой поток у такого малыша и заставить его услышать, что вы ему говорите.

Причина сенсорной алалии заключается в слабости речевого анализатора в больших полушариях головного мозга. Нервный импульс к нему может доходить в слабом виде или не доходить вообще. Наблюдается поражение нервных путей передачи сигнала.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Лечение алалии у детей

Терапия данного расстройства строится на результатах анализов и степени проявления симптомов, а поэтому будет разрабатываться для каждого маленького пациента индивидуально. Самым благоприятным возрастом для лечения алалии считается 4 года, именно в этот период ребёнок проявляет наибольший интерес к окружающему миру.

Общие методики лечения включают в себя:

  1. Проведение лечебных логопедических массажей лица. Такой способ лечения способствует тонизированию и расслаблению мышц лица, что может уменьшить проявление некоторых симптомов;
  2. Курсы занятий с логопедом, который нередко совмещают с приёмом лекарственных препаратов. Занятия с врачом будут эффективны при всех формах болезни. Схема лечения составляется для каждого ребёнка отдельно - учитывается общее состояние здоровья, возраст и степень расстройства. Задача логопеда разработать речевую способность, научить правильно произносить слова и строить фразы, а также увеличить словарный запас. Приём медикаментов направлен улучшение питания головного мозга (полноценное снабжение его витаминами и питательными веществами);
  3. Физиотерапию, цель которой - воздействовать на некоторые зоны головного мозга электрическими импульсами. Такой метод лечения не несёт вреда здоровью и совершенно безболезненный, поэтому его можно проводить малышам в возрасте менее одного года.

Если провести своевременное, а главное, грамотно подобранное лечение, ребёнок избавится от всех симптомов заболевания или научится их контролировать. Но главное - сможет обучаться в общеобразовательной школе и адаптироваться в обществе.

Не последнюю роль в терапии играет поддержка родителей, поскольку ребёнку важно знать о том, что его успехи в лечении не остаются незамеченными самыми близкими людьми, это даст дополнительный стимул к скорейшему выздоровлению, что ещё лучше способствует лечению.

Коррекция алалии

Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой). При алалии очень важно работать над развитием моторики - ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления).

Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

Занятия в клинике

Вылечить алалию можно в специализированных клиниках. Такой способ является одним из самых эффективных, так как с детьми занимаются по специально разработанной методике:

  • развитие когнитивной функции;
  • формирование морфологического и звукового анализа;
  • восстановление смысловых сторон речи и прочее.

В таких клиниках можно получить консультацию врача-логопеда, невролога, психоневролога, психиатра. Они смогут дать советы по лечению, питанию и диете ребенка во время заболевания. В этом случае питание должно быть дробным и правильным; ребенку нужно есть больше овощей и фруктов, а также нежирные сорта мяса: курица, индейка, кролик, говядина.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

  • тяжесть патологии;
  • состояния речи;
  • насколько рано было диагностировано заболевание;

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

Профилактика

Для того чтобы Ваш ребенок был здоров, профилактику нужно начинать еще до его рождения. Будущая мама должна быть очень осторожной и соблюдать все рекомендации врачей, чтобы избежать серьезных травм во время беременности и родов.

Стоит придерживаться таких советов:

  • пить лекарства и витамины, которые назначил лечащий врач;
  • часто посещать гинеколога во время беременности;
  • быть внимательной к своему здоровью и здоровью малыша;
  • если же срок родов прошел, то ни в коем случае не нужно откладывать стимуляцию.

Но это еще не все, так как после рождения ребенка нужно создавать благоприятные условия для его развития. Придерживайтесь этих несложных правил, и Ваш ребенок не будет отставать в развитии от других детей, а у Вас не будет никаких поводов для переживания.

Алалия является грубой патологией детского организма, при которой наблюдаются серьезные нарушения в речи, спровоцированные поражением коры головного мозга. Алалия у детей, симптомы которой и будут рассмотрены ниже, встречается относительно редко. Именно поэтому родители не знают, как бороться с болезнью. Стоит отметить, что патология поддается коррекции и лечению, если с пациентом заниматься систематично.

Заболевание определяется логопедами и терапевтами как проблема в формировании членораздельной речи. Возникновение данной патологии обусловлено повреждением отдела головного мозга, отвечающего за процессы формирования и воспроизведения речевого потока.

Основной признак заболевания — его системность: не составляет труда проследить нарушение речевой функции на всех уровнях (фонетический, лексический и грамматический). Ребенку сложно воспроизводить не только отдельные звуки, но также слова и целые предложения.

Иногда отзыв на чужую речь вообще не наблюдается. Болезнь не проявляется внезапно, если малыш до этого нормально разговаривал и не имел проблем с выговариванием фонем. Такое явление является характерным для другой детской патологии – афазии. В случае с алалией говорят об изначальном поражении речевого центра.

Alalia не является широко распространенной. Она встречается только у 1% детей от года до трех лет. Специалисты подчеркивают, что практически вдвое чаще алалия возникает среди мальчиков.

На сегодняшний день вопрос возникновения алалии изучен достаточно глубоко. Врачи методом глубоких и подробных исследований обнаружили следующие факторы, под влиянием которых может развиться патология:

  • сильные и очень частые токсикозы, попытка прерывания беременности или угроза выкидыша, падения беременной с ушибами живота;
  • инфицирование плода в период развития внутри утробы матери;
  • наличие у будущей роженицы ряда хронических заболеваний: гепертензия или гипотония, легочная недостаточность;
  • преждевременные или, наоборот, затяжные роды, асфиксия новорожденного, инструментальное вмешательство со стороны врачей;
  • воздействие на малыша в первые годы его жизни таких факторов, как энцефалиты, операции с использованием общего наркоза, воспаление твердых или мягких оболочек головного мозга, отсутствие контактов с другими людьми, которые бы позволяли развивать речь.

В большинстве случаев на малыша воздействует сразу несколько негативных факторов, провоцирующих нарушения в речевом отделе головного мозга. Ведь при комплексном влиянии ему намного сложнее возобновить свое нормальное функционирование.

Классификация и симптомы алалии

Учеными было придумано несколько классификаций этого заболевания. В основе каждой из них лежит отдельный фактор систематизации: зона поражения мягких оболочек, степень прогрессирования болезни, принцип развития заболевания. Но чаще всего используют систему ученого В.А. Ковшикова. Она считается универсальной и может дополняться другими только для получения полной картины диагноза. Анализируя данную систему, стоит выделить три ее составляющие: сенсорную, моторную и смешанную алалию.

Симптомы моторной алалии

Если прослеживается признак моторной патологии, то характерными будут не только речевые ее проявления, но и нарушения в деятельности нервной системы. Очень часто родители отмечают плохую моторику рук: ребенок не может держать мелкие предметы, завязывать шнурки, складывать пазлы. Помимо этого такие дети имеют плохую память. Они рассеяны, забывчивы и часто раздражаются по мелочам. Малыш, у которого наблюдается моторный вид алалии, очень быстро устает и выглядит слегка заторможенным. Если проблемой заняться вовремя, то эти проявления можно устранить.

Симптомы сенсорной алалии

Пациент, который страдает таким видом заболевания хоть и с трудом, но все-таки поддается терапии. Он лишен способности членораздельно разговаривать, но при этом может воспринимать речь на слух и осознавать ее. При наличии сенсорной патологии, симптомы алалии у детей будут следующими:

  • высокая чувствительность органов слуха к слишком резким и громким звукам;
  • повышенная речевая активность, несмотря на то, что речь составляет собой набор несвязанных между собой звуков;
  • частое повторение слов и отдельных фонем за окружающими людьми, нередко перерастающее в навязчивую форму;
  • общение осуществляется при помощи мимики или активной жестикуляции;
  • восприятие речи и ее понимание часто зависит от ситуации и эмоционального равновесия;
  • плохое распознавание паронимов или созвучных словосочетаний;
  • высокая отвлекаемость и отсутствие интереса со стороны ребенка, имеющего сенсорный вид алалии.

Очень часто среди детей, страдающих этой формой патологии, наблюдается повышенная обидчивость, ранимость и замкнутость. Это объясняется тем, что им сложно общаться с окружающими. Они считают, что беседы лучше избежать.

Смешанная симптомы

Если диагностировали смешанный тип алалии, который также часто называют тотальным, то им стоит заниматься с малышом особенно усердно. Дело в том, что ребенок с данной формой патологии во всех случаях не может воспроизводить речь в любом ее проявлении. Кора головного мозга, отвечающая за формирование слогов, отдельных слов, предложений, полностью поражена. Важно понимать, что пациент не только не может говорить, но также не понимает того, что говорят ему окружающие. По сравнению с двумя предыдущими видами патологии, этот лечить очень сложно, ведь у него явно прослеживается умственная отсталость.

Обследование детей с алалией

Анализируя причины возникновения заболевания, отметим, что диагностирование направлено в первую очередь на исследование существующих повреждений мягких оболочек головного мозга, а также степени проявления этих травм. Оно должно проводиться как можно раньше, ряд различных симптомов алалии в 3 года уже можно проследить.

Чтобы изучить проблему полностью, пациент должен пройти целый ряд обследований, среди которых электроэнцефалография (исследование активности отдельных центров мозга), а также эхоэнцефалография (поиск патологий с использованием ультразвука). В некоторых случаях необходимо провести также отоскопию, с помощью которых можно подтвердить или снять диагноз сенсорной алалии у детей, симптомы и лечение которой были описаны выше.

Для этого исследуется слуховой проход и барабанная перепонка. Специалист методом несложных манипуляций устанавливает минимальную высоту звука, которую различает ребенок. Иногда для установления точного диагноза с ребенком должен поговорить детский врач или психолог.

Коррекция алалии

В условиях быстрого развития современных технологий, в том числе и медицины, прогнозы при алалии у детей достаточно обнадеживающие. Конечно, многое зависит от формы заболевания, возраста ребенка и желания родителей. Если патология еще не перетекла в запущенную форму, подойдут стандартные методики лечения: массаж, занятия с логопедом, физиотерапия, занятия с педагогом или медикаментозное вмешательство.

Логопедическая коррекция и массаж

При помощи нехитрых движений и манипуляций можно улучшить тонус мышц лица ребенка. Врач выполняет точечный массаж, легкие поглаживания отдельных участков лба, скул или шеи. Иногда нужно тереть определенные участки лица, чтобы улучшить их внешнюю реакцию. Он также может посоветовать комплекс мимических упражнений.

Чтобы стимулировать иммунитет и перевести заболевание в рецессивную стадию, на организм часто воздействуют водой. Это может быть как физическое, так и химическое воздействие. Лучше всего такая терапия помогает детям с общими расстройствами речевого аппарата.

Медикаментозная терапия

В отдельных случаях приходится использовать сильнодействующие препараты. Но это достаточно опасно, так как иммунная система малыша развита не очень хорошо.

Чаще всего медики используют следующие ноотропные препараты: Гаммолон, Когитум, Кортексин. Никогда не практикуйте самостоятельное лечение. Все медикаменты должны назначаться исключительно лечащим врачом. Такая терапия в среднем длится 2-3 месяца.

Хороших результатов просто невозможно достичь без участия логопеда в процессе лечения. Именно он сможет назначить подходящую мимическую или языковую гимнастику, выбрать интересные развивающие игры и наладить контакт с маленьким пациентом. Таким образом, можно заниматься не только мимикой и умственным развитием, но и улучшать мелкую моторику рук.

Как заниматься дома самостоятельно

Заниматься с целью развития умственных способностей малыша можно и дома. Для этого стоит проконсультироваться с логопедом или детским врачом, чтобы те посоветовали комплекс упражнений для ежедневного выполнения. Похожие списки можно найти и в интернете. Если не лениться и выполнять тренировки хотя бы 15-20 минут в день, можно достичь хороших результатов.

Примеры упражнений

Ребенок должен высунуть язык наружу и совершать им движения со стороны в сторону.

Надувание щек

Малыш должен надуть щеки, как будто он сильно на кого-то обиделся.

Необходимо, чтобы он вытянул губы вперед, соединив их, как будто это – маленькая длинная трубочка.

Ребенок должен щуриться и улыбаться, представляя, как он греется на солнышке.

Пусть малыш представит, что он маленький мишка, спящий в своем домике. И вот к нему закралась талая вода. Пусть покажет, как он испугался, после удивился и обрадовался наступлению тепла.

Солнышко

Ребенок должен представить, что над ним ярко светит солнышко, и посмотреть вверх. Теперь же ему нужно взглянуть на цветочки, которые распустились внизу.

Прогноз и профилактика алалии

Если у малыша уже диагностировали данную патологию, стоит немедленно обратиться к врачу, чтобы заболевание не прогрессировало дальше. В этом вопросе также может помочь консультация педагога, логопеда, психолога. Главное – достучаться до ребенка, адаптировать его в окружающей среде, остановить возникновение осложнений и настроится на позитивный прогноз.

Молодым родителям часто бывает сложно выбрать школу, в которой стоит обучать малыша. Здесь мнения специалистов также расходятся. Одни настаивают на обучении в обычных школах, ведь алалия не определяется, как инвалидность. Но с другой стороны, сможет ли учитель найти подход к ребенку, поймут ли его другие дети, как они воспримут сверстника, который отличается своим поведением?

Существуют отдельные речевые школы, где ребенок будет не только получать знания, но и регулярно заниматься для улучшения протекания своей болезни по видео и методикам.

  • отказ от любых вредных привычек;
  • переход на сбалансированное правильное питание;
  • своевременное лечение любых заболеваний, возникающих в процессе беременности, а также предотвращение прогрессирования хронических патологий;
  • посещение курортов, санаториев (можно заменить частыми прогулками на свежем воздухе);
  • отказ от самолечения сильнодействующими препаратами.
  • регулярные визиты к гинекологу.

Заключение

Если у ребенка была диагностирована алалия, одним из самых важных заданий для его родителей и воспитателей будет правильная адаптация малыша в окружающей среде. Это необходимо для того, чтобы заболевание не начало прогрессировать под воздействием эмоциональных нагрузок и стрессов. Здесь очень важно не перейти грань между нехваткой общения, одиночеством и, наоборот, сложностями из-за повышенного внимания со стороны. Родители должны понимать, что домашние занятия, как и работа с логопедом, это процесс, который затянется на многие годы. Но при выборе правильной методики и наличии желания можно достичь значительных успехов.

Алалия – расстройство речевой функции, при котором ребёнок не может частично (с бедным словарным запасом и проблемами при построении фраз) или полностью разговаривать. Но для заболевания характерно то, что умственные способности не нарушаются, ребёнок все отлично понимает и слышит. Основными причинами недуга считаются осложнённые роды, заболевания или травмы головного мозга, полученные в раннем возрасте. Заболевание можно вылечить при продолжительном посещении логопеда и с помощью приёма медикаментов.

Несмотря на свою редкость, болезнь чаще диагностируется у мальчиков, нежели у девочек. Может иметь разную степень тяжести протекания – от самой серьёзной, при которой речь появляется только после десяти лет, до более лёгкой, аналогичной недоразвитости речи. Самое важное - отличать данное расстройство от . В основном у детей не наблюдается нарушений в развитии (оно может нарушиться лишь под воздействием гнёта общественности и сверстников). При несвоевременном лечении в раннем возрасте в дальнейшем у ребёнка будут наблюдаться проблемы с социальной адаптацией, трудности в поиске своего места в обществе.

Этиология

Поскольку данная болезнь может сформироваться в утробе матери или на ранних годах жизни, причины её появления также различаются на внутриутробные и внешнего влияния.

К первой группе факторов относят:

  • неудачные попытки будущей матери избавиться от плода;
  • угроза выкидыша;
  • бесконтрольное употребление медикаментов будущей матерью;
  • осложнённый у матери, проявляющийся и ;
  • недостаточное поступление кислорода к плоду;
  • нездоровый образ жизни, который вела женщина, будучи беременной;
  • непосредственные травмы живота или падения на него во время беременности;
  • различные заболевания женщины, сопровождавшие период вынашивания ребёнка, среди которых – недостаточность, или , или и т. п.;
  • преждевременные или осложнённые роды, акушерское вмешательство в процесс.

Среди причин, влияющих на формирование алалии у детей в возрасте до трёх лет, выделяют тяжёлое течение таких недугов как:

  • . Может появиться от укуса насекомого или контакта с ядовитым растением;
  • , вызванный бактериями или грибками;
  • различные черепно-мозговые травмы;
  • нарушения в функционировании центральной нервной системы;
  • двусторонняя ;
  • недостаточное внимание со стороны родителей к обучению ребёнка простым словам или фразам;
  • хирургическое вмешательство, проводимое под наркозом.

Врачи отмечают, что алалия возникает не от одного фактора, а от одномоментного влияния нескольких причин.

Разновидности

В медицинской сфере существует множество классификаций заболевания, но в наше время врачи логопеды пользуются таким разделением расстройства речи:

  • сенсорная алалия – характеризуется тем, что ребёнок не воспринимает то, что ему говорят, он просто не понимает чужую речь, но при этом он может слышать, издавать звуки и выговаривать простые слова. Поток речи у него несвязный и неразборчивый;
  • моторная алалия – в случае с прогрессированием такого типа недуга, ребёнок выговаривает слова тихо и невнятно, но в большинстве случаев дети вовсе не могут разговаривать. Понимание того что говорят другие люди не нарушено, ребёнок даже может показать понимание значения слов при помощи жестов;
  • сенсомоторная алалия – самая тяжёлая форма расстройства, сочетающая в себе неспособность к пониманию речи и её воспроизведению.

Симптомы

Признаки проявления заболевания зависят от формы недуга. Так, симптомами моторной алалии являются:

  • нарушение мелкой моторики. Ребёнок не может самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки;
  • частая смена настроения;
  • чрезмерная активность может сменяться заторможенностью и малоподвижностью;
  • рассеянное внимание;
  • низкая работоспособность;
  • повышенная утомляемость;
  • полное отсутствие речи или неясное воспроизведение звуков;
  • скудный словарный запас, что обуславливает неполное понимание того, что говорят окружающие;
  • ярко выраженная мимика и жестикуляция.

Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • повышенная восприимчивость к звукам, поскольку ничего другого дети не способны понимать;
  • бессмысленный и несвязный набор звуков и слов, который воспроизводит ребёнок;
  • широкое использование в общении мимики и жестов;
  • нарушения речи в виде пропуска букв в словах, неправильного окончания или соединения двух слов в одно;
  • небольшие нарушения памяти, дети очень сложно или, вообще, не запоминают новые слова;
  • импульсивность сменяется замкнутостью, а активность – пассивностью.

На фоне того, что ребёнок не может различать речь, которую ему говорят, у него проявляются способности к чтению слов по губам.

Диагностика

Поскольку алалия возникает на фоне проблем с функционированием головного мозга, то методы диагностики будут направлены на изучение степени и оценки повреждений в мозгу. Для этого маленькому пациенту необходимо пройти:

  • электроэнцефалографию – при которой проводится оценка передачи импульсов и активность головного мозга;
  • эхоэнцефалографию – изучение патологий мозга, которое проводится при помощи ультразвука;
  • рентгенографию черепа;

Для исключения моторной алалии и, соответственно, подтверждения сенсорной, проводятся дополнительные методы диагностики, среди которых:

  • отоскопия, которая проводится для исследования слухового прохода и барабанной перепонки;
  • аудиометрию – при помощи которой оценивается острота слуха и определяется минимальная сила звука, которую может услышать ребёнок.

Помимо этого, необходима консультация логопеда, который проводит диагностику и оценку слухоречевой памяти и речи. Также могут понадобиться консультации таких детских врачей, как невролог, отоларинголог и психолог.

Лечение

Терапия данного расстройства строится на результатах анализов и степени проявления симптомов, а поэтому будет разрабатываться для каждого маленького пациента индивидуально. Самым благоприятным возрастом для лечения недуга считается четыре года, именно в этот период ребёнок проявляет наибольший интерес к окружающему миру.

Общие методики лечения включают в себя:

  • курсы занятий с логопедом, который нередко совмещают с приёмом лекарственных препаратов. Занятия с врачом будут эффективны при всех формах болезни. Схема лечения составляется для каждого ребёнка отдельно - учитывается общее состояние здоровья, возраст и степень расстройства. Задача логопеда разработать речевую способность, научить правильно произносить слова и строить фразы, а также увеличить словарный запас. Приём медикаментов направлен улучшение питания головного мозга (полноценное снабжение его витаминами и питательными веществами);
  • проведение лечебных логопедических массажей лица. Такой способ лечения способствует тонизированию и расслаблению мышц лица, что может уменьшить проявление некоторых симптомов.
  • физиотерапию, цель которой - воздействовать на некоторые зоны головного мозга электрическими импульсами. Такой метод лечения не несёт вреда здоровью и совершенно безболезненный, поэтому его можно проводить малышам в возрасте менее одного года.

Если провести своевременное, а главное, грамотно подобранное лечение, ребёнок избавится от всех симптомов заболевания или научится их контролировать. Но главное - сможет обучаться в общеобразовательной школе и адаптироваться в обществе.

Не последнюю роль в терапии играет поддержка родителей, поскольку ребёнку важно знать о том, что его успехи в лечении не остаются незамеченными самыми близкими людьми, это даст дополнительный стимул к скорейшему выздоровлению, что ещё лучше способствует лечению.

Профилактика

Профилактика алалии в основном состоит в:

  • благоприятном протекании беременности, лучше всего, если в такой период жизни женщина будет находиться на курорте или в санатории;
  • отказе от вредных привычек будущей матерью ещё на этапе планирования беременности;
  • своевременном лечении инфекционных заболеваний, симптомы или осложнения которых могут нанести вред плоду;
  • ограждении от употребления лекарственных веществ без видимых на то причин или предписаний врачей;
  • обогащении питания витаминами и питательными веществами, которые должны поступать к плоду;
  • регулярном посещении акушера-гинеколога.

– грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Общие сведения

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии , при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода , внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности , токсикозы , падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия , сер­дечная или легочная недостаточность).

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных , недоношенности , внутричерепной родовой травмы при преждевременных , скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты , менингиты , ЧМТ , соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ , пневмонии , эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность , синдром госпитализма , дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация алалии

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную (моторную) алалию
  • импрессивную (сенсорную) алалию
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией . Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

Прогноз и профилактика алалии

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.