Клинико – психологическая характеристика нарушения познавательных процессов и личности у больных эпилепсией. Особенности развития детей с эпилепсией


Ульяна Бурлуцкая — молодая жизнерадостная женщина. Вместе с мужем они воспитывают долгожданного сына. Всё было бы идеально, если бы не одно «но». Маленький Яромир с рождения болен эпилепсией. Переступив порог дома молодой оренбургской семьи, корреспондент AиФ.ru познакомилась с бытом больного ребёнка и узнала, как оставаться счастливой матерью даже в самых сложных ситуациях.

«Проходите, вы как раз вовремя! Мы сейчас на вертикализаторе занимаемся. Увидите, что мы умеем делать!» — с улыбкой встречает меня Ульяна Бурлуцкая, молодая мама.

Около огромного зеркала на платформе с креплениями (вертикализатор — механизм, помогающий человеку находиться в вертикальном положении — прим. автора) стоит мальчик лет двух, хохочет и бьёт ладошками по зеркалу.

«Играем в ладушки. Об этом упражнении я узнала из Интернета, из блога одной американки. Ещё полгода назад Яромир не умел находить своё отражение, не фокусировался. А сейчас такой прогресс!» — рассказывает Ульяна.

«Жила, как молочный комбинат»

Патология в развитии ребёнка — следствие эпилепсии. Первый приступ у мальчика случился ещё в роддоме, на третий день жизни. После этого случая ребёнок в течение месяца находился в разных отделениях больницы — от детской комнаты в роддоме до реанимации. Домой мальчика привезли, когда ему шёл второй месяц.

«Я в то время была в очень глубокой депрессии. Единственной целью для меня было — сцеживать молоко, чтобы сохранить лактацию к возвращению сына. Жила, как молочный комбинат, только для этого».

Почему у её мальчика обнаружили эпилепсию, Ульяна не понимает до сих пор. По наследству это заболевание перейти не могло — в роду никто не болел. На свет мальчик появился через кесарево сечение — наиболее безопасный для ребёнка способ рождения. По медицинским показателям причиной мог послужить лишь долгий безводный период при родах, но и это всего лишь предположение.

Пережив тяжёлые времена, Ульяна не перестаёт надеяться на лучшее: «Нам очень повезло. Яромир родился в семье, где о нём постоянно заботятся и где его очень любят».

Сейчас мальчику уже 1 год 8 месяцев. Физически он абсолютно здоров, но из-за эпилепсии очень отстаёт в развитии, его умения сопоставимы с действиями 7-месячного младенца. Пока он не может сидеть и ходить. Говорит только слово «мама», но издаёт много звуков. Он умеет строить глазки, улыбаться, хохотать, может держать игрушки и подтягивать ноги к лицу. Всего этого Ульяна добилась постоянными занятиями, несмотря на категорические запреты врачей.

Папа — Дед Мороз

Многие вещи, над которыми родители здоровых детей даже не задумываются, оказываются препятствием для детей-инвалидов. Например, у семьи Бурлуцких не так давно появилась проблема с коляской: в стандартные российские Яромир со своим ростом уже не помещается, а импортные стоят дорого. Федеральная программа по поддержке детей-инвалидов возмещает родителям далеко не все расходы.

«Хорошо, что иногда нам помогают знакомые. Вот ту коляску дали попользоваться на время, мы благодарны и за это».

На прогулку с 4 этажа Ульяна с Яромиром выходит поэтапно. Сначала на себе стаскивает коляску — лифта в доме нет, а уже потом выносит сына. Помочь некому — все родные на работе. А отец Яромира — Сергей — работает до ночи. «Он у нас, как Дед Мороз, приходит — и сразу праздник», — шутит Ульяна.

Зайти с коляской в магазин или поликлинику — целая проблема, причём не только для Ульяны, но и для других мам и инвалидов: коляска может просто не поместиться в узких коридорах или проходах. «Как я понесу Яромира на руках, он весит уже 11 кг! А ещё нужно взять корзину, класть в неё продукты. Поэтому я уже не обращаю внимания на запреты, делаю, как мне надо».

Из магазина домой Ульяна возвращается также поэтапно: сначала заносит Яромира, потом покупки, потом коляску. «У меня уже руки сильнее, чем у мужа», — смеётся девушка.

Одно кормление занимает 40 минут, у мальчика уже выросли зубы, но жевать он не может. К тому же после рождения в больнице Яромира месяц кормили через зонд, и у него не развивался сосательный рефлекс. Не все продукты, к сожалению родителей, он хорошо принимает. Мясо, например, ест только с сахаром, а чай пьёт с солью.

«Он очень любит сладкую пищу, и я понимаю, почему. При умственных нагрузках даже здоровому человеку полезно съесть шоколадку или сахар. А так как у Яромирки травма, любое действие для него — большая нагрузка».

Ульяна не щадит своего сына, в хорошем смысле слова. Она уверена, чем больше упражнений они освоят, чем сложнее они будут — тем лучше будет развиваться мозг ребёнка.

Всё, как в математике

В последние 3 месяца у Яромира нет внешних эпилептических приступов, хотя на электроэнцефалограмме видна волновая активность. Мама Яромира рассказывает, что пока ЭЭГ не станет «чистой», врачи запрещают проводить любые процедуры. Яромиру противопоказано всё: массаж, ЛФК, войта-терапия, бассейн и многие другие методы реабилитации.

«Как российские медики не понимают, что, кроме избавления от приступов, ребёнку нужно и обычное развитие. Оно невозможно без этих процедур! В Европе к этому относятся по-другому, в Америке, даже в Индии. У сына очень искривлён позвоночник, потому что слабые мышцы. Это нужно исправлять, но в больницах просить об этом пока бесполезно. Приходится искать частных специалистов», — сетует девушка, усаживая ребёнка в ортопедическое сиденье и пристегивая ремешками.

Ульяна признаётся, что сама, на свой страх и риск, потихоньку делает ему массаж, гимнастику после сна и другие упражнения. Говорит, что сделает всё для того, чтобы мозг дал команду ногам идти.

«Когда-то услышала такую цитату: «Если интеграл не берётся целиком, надо брать его частями». Поэтому у нас, как в математике: сначала разминаем пальчики, потом стопу, коленки и выше. А мозг когда-нибудь сам поймёт, что мышцы готовы идти, и даст команду», — надеется молодая мама.

Пристёгнутый к неудобному сиденью, Яромир начинает хныкать. Ульяна тут же на телефоне включает песню Боба Марли, и… ребёнок успокаивается, даже издаёт звуки в такт.

«Когда ему что-то не нравится, только музыка спасает. В этом кресле нет поддержки для шеи и головы, а ему тяжело держать её. Вот и выкручиваемся, как можем».

Многие трудности Ульяна не воспринимает как непреодолимые. К проблемам с сыном относится легко, с улыбкой и даже где-то по-философски: говорит, что эта ситуация научила её не бояться и не загадывать далеко вперёд.

«Мне неприятно, когда меня спрашивают, не хочу ли я родить ещё одного, здорового. И так во всём. У нас инвалиды — люди с ограниченными возможностями, а за рубежом — с повышенными потребностями. Что тут ещё добавить?»

«Теряем время сына»

В Сети Ульяна общается с такими же родителями, как она, и вынуждена констатировать, что Россия во многом не приспособлена для детей-инвалидов. Детские автокресла не предназначены для перевозки детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Невролог, у которого наблюдается Яромир в поликлинике, один на весь район, попасть к нему на приём можно, лишь записавшись за месяц. Далеко не все рекомендованные врачами лекарства можно найти в России.

«Сейчас мы принимаем два противоэпилептических препарата, слава богу, что их мы получаем бесплатно, по федеральной программе. Нам ещё рекомендовали гормоны, но в России их найти невозможно — не привозят. К сожалению, знакомых за границей у нас тоже нет, чтобы высылали. Интернет-аптекам, честно сказать, не доверяю».

Некоторое время назад родители Яромира приняли решение сменить лекарство. Оказалось, что в течении года они пили лекарство, абсолютно им не помогающее.

«Мы начинали с минимальной дозы и, когда через год дошли до максимальной, никаких изменений не почувствовали. Перешли на французский препарат с таким же действующим веществом, и процесс развития у ребёнка пошёл».

Совсем недавно Ульяна узнала, что в Испании существует уникальная методика индивидуального подбора противоэпилептического препарата. В течение недели ребёнку дают разные лекарства и наблюдают за реакцией организма по нескольким видам обследования, недоступным в России.

«Правильно подобранный препарат — это больше половины успеха. Если у нас исчезнут приступы, нам можно будет проходить реабилитацию, значит, и развитие у него пойдёт ещё быстрее. Пока же мы просто теряем время, не моё, а его. Его время и его возможности, чтобы догнать сверстников».

Семья Бурлуцких уже начала подготовку к выезду на обследование за рубеж: готовят загранпаспорта, копят деньги. Но ни пенсии по инвалидности, ни зарплаты отца не хватит для того, чтобы попасть в испанскую клинику. Подбор необходимого лекарства обойдётся родителям мальчика в 18-20 тысяч евро.

«Очень тяжело знать, что у твоего ребёнка в любой момент может случиться приступ. А главное, что ты в этой ситуации абсолютно беспомощен, ничем не можешь ему помочь. Только ждёшь, чтобы не случилось чего-нибудь похуже. Удивляюсь, когда родители ругают своих детей за то, что они слишком активные, бегают. Если ребёнок здоров, он будет бегать, и этому надо радоваться! Мне поначалу было тяжело смотреть на других малышей. А сейчас я поняла, что у моего ребёнка будет своя, непохожая на остальные история, и всё будет идти так, как нужно именно ему».

Помочь Яромиру Бурлуцкому:

Получатель: Бурлуцкая Ульяна

ИНН: 7707083893

КПП: 561202001

БИК: 045354601

К/с: 30101810600000000601

Л/с: 40817810146000071085

Банк получателя: Оренбургское отделение №8623 Сбербанка России г. Оренбург.

ЭПИЛЕПСИЯ

Эпилепсия либо является следствием органического поражения мозга, либо имеет геннуинное происхождение. Кроме эпилептических припадков, которые истощают и травмируют больного, заболевание часто сопровождается стойкими психическими изменениями, затрагивающими как познавательные процессы, так и характер больного.

При обследовании детей, больных эпилепсией, в особую группу выделяют детей, страдающих генуинной эпилепсией. В структуре личности у этих детей часто отмечается повышенный инстинкт самосохранения, большое стремление к самоутверждению и выраженная эгоистичность.

Генуинная эпилепсия — это форма эпилепсии, протекающая с первично генерализованными припадками, не связанная с явным органическим поражением головного мозга или выявленным нарушением обмена.

Дети, страдающие эпилепсией, никогда не теряют связь с реальностью и стремятся учитывать обстоятельства и влиять на них в свою пользу.

В структуре личности ребенка, больного эпилепсией, выявляется в первую очередь замедленность, заторможенность всех реакций, а также вязкость проявлений в аффективной сфере. Больные педантичны, мелочны, трудно переключаемы. Они обращают большое внимание на второстепенные детали проблемы и застревают в них.

При осуществлении любой деятельности у больных могут наблюдаться абсансы (от франц. I ‘ absense — отсутствие) — кратковременные выключения сознания, проявляющиеся в застывшем взгляде, иногда ритмических подергиваниях глазных яблок или век.

У детей, больных эпилепсией, так же, как и у детей, страдающих шизофренией, наблюдаются особенности протекания высших психических процессов. В период между приступами больные дети могут иметь хорошее и устойчивое внимание. Однако они могут делать большое количество пропусков при осуществлении различных видов деятельности, например в корректурных пробах, при письме, чтении, вышивании и т. д. Такие пропуски могут быть различными по протяженности: от нескольких букв, цифр до нескольких строк. Внимание больных эпилепсией также характеризуется очень плохой переключаемостью и застреванием на предыдущем способе осуществления деятельности или «соскальзывании» на второстепенные детали. Инертность, характерная для внимания таких детей, проявляется в их обязательном стремлении закончить начатую деятельность.

Одним из основных расстройств при эпилепсии является нарушение памяти. У больных детей отмечается расстройство процесса сохранения запоминаемого материала. Дети забывают прочитанное или услышанное на уроке. Иногда они даже не могут вспомнить сам факт того, что была дана инструкция на запоминание. Такие дети лучше запоминают слова через прямое опосредствование их картинкой, например, к слову «чтение» они подбирают картинку с изображенным на ней учебником, а к слову «продукты» — картинку, на которой нарисованы яйца, молоко, хлеб. Эта же закономерность проявляется и при обследовании детей методом пиктограммы, лучше запоминаются те слова, которые были связаны с конкретным рисунком. Отдельно взятые сло­ва, не связанные логически, практически не запоминаются, или их сохранение в памяти оказывается краткосрочным.

Среди детей, страдающих эпилепсией, встречается много та­ких, которые обладают хорошей зрительной памятью, граничащей с эйдетической памятью (разновидностью образной). У неко­торых из таких детей эйдетический образ приближается к галлюцинаторному. Следует подчеркнуть, что состояние памяти как психического процесса зависит от общего состояния больного ребенка. У детей, страдающих частыми приступами, процесс запоминания деформирован,

Психологическое обследование детей с эпилепсией дает возможность устанавливать зависимость между возникающими у них расстройствами вербального мышления, словесной памяти и речевыми расстройствами.

Среди речевых расстройств наиболее часто встречаются олигофазии (от греч. oligos — малый, phasis — речь), при которых замедляется темп речи, ребенок забывает нужные слова и часто останавливается, чтобы их подыскать. Возможно забывание каких-то отдельных частей речи (только глаголов или только существительных). Больные часто начинают растягивать слова («кни-и-г a »). Такое состояние производит впечатление заикания. Дети могут также прибегать к помощи жестов и эмоциональных восклицаний в случае подыскивания нужного слова.

Особенностью речевых расстройств при эпилепсии является также частое использование в речи больных уменьшительных суффиксов: вместо «ложка» используется «ложечка», вместо «книжка» — «книжечка», а также «словарик», «закладочка» и т. д.

Особенности мышления детей с эпилепсией выражаются в за­медленности, инертности протеканиямыслительных процессов. Это объясняется насыщенностью мыслительных операций кон­фетными образами и трудностями, возникающими при их оперировании. Детям недоступен отвлеченный смысл пословиц и поговорок, и они легко «соскальзывают» на конкретное объяснение, некоторые больные дети затрудняются также и в нахождении сходства-различия между предметами, в подборе аналогий.

Работаяснагляднымматериалом,детидемонстрируют большую продуктивность и успешность в выполнении заданий. Однако и здесь проявляются особенности их психической деятельности. Больные понимают смысл сюжетных картинок, но при объяснении их включают многочисленные подробности и существенные детали. Особые трудности вызывает операция обобщения. Классифицируя предметные картинки, дети дробят материал на множество мелких групп. Если после стимуляции они и объединяют его в большие группы, то такое объединение происходит на уровне житейских понятий, а не смысловых и логических. Процессу обобщения мешает застревание детей, больныхэпилепсией,наотдельныхдеталяхпредметови «соскальзывание» на второстепенные (а не основные) характеристики, что не позволяет формировать обобщенные представления.

Характеризуя в целом особенности мышления при эпилепсии, следуетотметитьтакиехарактеристики,какобстоятельность, склонность к повторам, застреваемость, персеверативность, затрудненность обобщений и кратких формулировок. Часто выраженность этих процессов сочетается с общими изменениями лич­ности больного ребенка.

Следует отметить, что при проведении обследования больным детям необходимо предоставить время на «приспособление» к заданию. Готовясь к заданию, они просят повторить вопрос, иногда сами его несколько раз повторяют, «соскальзывают» на второсте­пенные признаки или просто «чужие». Это создает картину резо­нерства, формирующегося на базе инертно протекающих мысли­тельных процессов. Ответы детей приобретают приблизительный смысл и тонут в многочисленных ненужных деталях.

Воображение детей, больных эпилепсией, характеризуется бедностью и конкретностью образов. У них вызывает затруднение угадывание образов в незаконченных рисунках или сочинение рассказов на заданные темы. Составление любого рассказа опи­рается у них на конкретный материал, сохраняемый в памяти. Этот материал служит основой возникновения представлений. Однако снижение темпа формирования мнемических следов, и таким образом представлений, не позволяет осуществлять этот процесс полноценно, что ведет к развитию эмоциональной тупо­сти и обедненности воображения больных детей.

При исследовании воображения детей, больных эпилепсией, методом Роршаха выявилась тенденция видеть в изображенном лишь целостные конкретные предметы (бабочку, обрыв, ущелье, различных животных). Некоторые дети в состоянии аффективно­го приступа могут видеть в пятне только цвет или разрезанных животных и кровь.

Эмоционально-волевая сфера больных эпилепсией отличается определенными особенностями: вязкостью, напряженностью и длительностью сохранения негативных переживаний. Эти дети легко ранимы и тяжело переносят свое состояние. Они легко обижаются и не переносят порицаний. Эмоциональной сфере детей с эпилепсией свойственна та же инертность и вязкость, что и другим психическим процессам. Поэтому негативные переживания таких детей прочно закрепляются в сознании и приобретают не­адекватные формы. От неудач они становятся раздражительными, сердитыми, а иногда и злобными. В случае обиды дети младшего школьного возраста и подростки могут затаить желание отом­стить обидчику. Однако такая особенность, как мстительность, у этих детей может проявиться не открыто, а тайно, исподтишка.

Вместе с тем для детей и подростков с эпилепсией характерна почтительность к старшим или значимым взрослым, которая порой может переходить в льстивость и угодливость. Некоторые дети проявляют злобность к близким (матери, бабушке и др.), особенно в домашних условиях. В присутствии посторонних такие дети могут демонстрировать фальшивые чувства («Как же я без мамочки! Кто же меня кормить и поить будет?»,- говорит подросток 13 лет, который дома не раз поднимал руку на мать и сестру). В отличие от подростков младшим школьникам больше свойственны двигательные беспокойства и неустойчивость проявления аффективных реакций. В состоянии покоя они ласковы, а их эмоциональная сфера близка к норме.

Для детей, страдающих генуинной эпилепсией, характерны хорошая работоспособность, активность и целенаправленность. Однако эти процессы у них могут сопровождаться нарастанием агрессии, если возникают препятствия к осуществлению той или иной деятельности. Эти дети проявляют особое стремление к за­вершению, доведению до конца начатой работы. При этом демон­стрируют особую аккуратность, чувство долга и ответственность.

Особенности детей, больных эпилепсией, у которых отсутствует снижение интеллектуальной деятельности

У части детей, больных эпилепсией, для которых нехарактерны частые припадки, а психическая деятельность близка к норме, может отсутствовать снижение интеллектуальной деятельности. Эти дети обычно продолжают обучение в массовой школе. Однако и у них наблюдаются некоторые проявления патологического развития психики.

Отличительной особенностью таких детей является хорошо развитая речь, изобилующая многочисленными подробностями, вплоть до мельчайших деталей. У этих детей лучше развита зрительная память по сравнению со слуховой. Анализ опосредство­ванной памяти таких детей свидетельствует о большой привязанности образа слова к конкретной картинке (например, при обследовании методом пиктограммы девочка 14 лет к словосочетанию «строгая учительница» подбирает картинку с изображением мухи; свои действия она объясняет тем, что на уроке у ее учительницы стоит такая тишина, что и муха не пролетит). Несмотря на близость к нормативным мыслительные операции нуждаются в конкретном представлении, а особые трудности может вызывать операция обобщения. Логические умозаключения зачастую подменяются житейскими. Возникают незначительные трудности и при реализации ассоциативного процесса. В целом эти особенности и свидетельствуют о легкой степени нарушения динамики протекания психиче­ских процессов у детей. При этом на уровне личности нарушений не отмечается.

Подросткам и при нормальном развитии свойственна особая сензитивность к воздействию на них окружающего мира. Некото­рые дети, страдающие эпилепсией, в этом возрасте особо ранимы. Они чувствительны и повышенно аффективны. У этих детей отмечается потребность в самоутверждении и постоянном привлечении к себе внимания. Отсюда проявляющиеся у них назойливость и некоторая агрессивность.

Особенности детей с органической эпилепсией

В практике патопсихолога часто встречаются больные с орга­нической эпилепсией. В большинстве случаев у этих больных обнаруживаются те же черты, что присущи генуинной эпилепсии. Однако есть и отличия. Органическая эпилепсия сопровождается более выраженной тугоподвижностью, значительным снижением интеллекта с отсутствием критического отношения к собственной интеллектуальной несостоятельности, выраженной истощаемостью, отсутствием устойчивости и целенаправленности в работе. При осуществлении любой деятельности такие дети не проявляют инициативы. Обращает на себя внимание резкое нарушение их работоспособности.

Особенности протекания Дементного процесса при эпилепсии

Психические нарушения при эпилепсии у части детей вызывают распад высших психических функций. Деменция при эпилепсии — это сложное образование, ее особенностью является необратимый, прогрессирующий дефект, который проявляется в общем снижении личности, в стойком поражении интеллекта и других психических процессов, в уменьшении возможности детей продолжать обучение.

У дементных детей, страдающих эпилепсией, в большей степени проявляются тугоподвижность и замедленность всех психиче­ских процессов. Заметно снижается память, больной ребенок лишается возможности получать новые знания и постепенно теряет уже приобретенные. Разрушаются мыслительные операции, про­являющиеся в нарушении различения главных и второстепенных сущностей явления. Восприятие окружающего мира происходит только в связи с конкретной ситуацией. В ответах больных обна­руживается все увеличивающаяся склонность к детализации вто­ростепенных подробностей, отражающих узость кругозора боль­ного ребенка. Снижение всех мыслительных процессов и плохая память не позволяют больному ребенку правильно разбираться в жизненных явлениях. Разрушаются логические взаимосвязи и процесс сравнения или обобщения сводится к перечислению мно­гочисленных второстепенных признаков.

Речевые расстройства становятся все более выраженными. Они носят разнообразный характер: имеются элементы амнестическои афазии (ребенок забывает названия менее употребительных предметов и вместо них описывает другой предмет), а также парафазические явления (вместо одного слова говорит другое, сходное по звучанию, например, вместо «лопатка» говорит «лошадка», вместо «вилка» — «пилка» и т.д.). Употребление уменьшительных суффиксов становится самой яркой особенностью речи: карандашик, линеечка, тетрадочка, рюкзачок, ботиночек и т. д.

Понижается работоспособность. Ребенок оказывается способным к проявлению активности только в исполнительской деятельности. Характерными становятся личностные нарушения и резкое сужение интересов. Аффективная сфера поражается в сторону все большего эгоизма, злопамятности и жестокости. Среди личностно сниженных больных с эпилепсией отмечаются преимущественно дементные больные.

Эпилепсия как одно из наиболее часто встречающихся нарушений функции головного мозга относится к заболеваниям нервной системы. Среди существующих психических проблем у детей больных эпилепсией преобладают снижение интеллекта и нарушение поведения. Обычно людям с эпилепсией приписывают определённые черты: замедленность познавательных процессов, рассеянность, вязкость, недоверчивость, мелочность, безответственность, жестокость, агрессивность, эгоизм и др. Нельзя утверждать, что само заболевание формирует какие-либо особенности поведения, хотя, следует отметить, что длительное лечение некоторыми препаратами оказывает определённое влияние на личность ребёнка, в результате чего он становится более медлительным, нарушается концентрация внимания и память. Эпилепсия является лишь почвой, на которой могут развиться определённые черты характера, а внешние факторы часто провоцируют их развитие. Таким образом, невротические и психические изменения, личностные особенности больных - результат взаимодействия биологических и социальных условий, поэтому одной из основных целей обучения и воспитания является развитие положительных качеств личности и коррекция существующих проблем (как биологических, так и социальных).

К положительным качествам личности , присущим больным эпилепсией можно отнести исполнительность, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, упорство, настойчивость. К специфическим изменениям относят: вязкость поведения, полярность эмоций, повышенную конфликтность, обидчивость и другие. Негативные стороны поведения оказывают влияние на формирование характера и личности в целом.

Плодотворно решать коррекционные задачи возможно в ходе изобразительной деятельности. Рисунки - изображение действительности отражают внутренний мир ребёнка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение. Практическая изобразительная деятельность направлена на отражение собственного видения мира детей доступными для своего возраста художественными средствами, в процессе которой контроль так называемого «цензора сознания» ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки больного ребёнка существенно отличаются от рисунков здоровых детей, различие клинических признаков накладывает отпечаток на изобразительное творчество. У подавляющего большинства больных эпилепсией они отражают реальную действительность. При злокачественном течении заболевания дети представляют и изображают действительность упрощённо. Это обусловлено главным образом задержкой психического развития как проявления грубого органического поражения головного мозга, явившегося причиной эпилепсии. И чем сильнее умственная отсталость, тем примитивнее рисунки. Анализ рисунков помогает понять страхи, желания, конфликты, стремления ребёнка, позволяет диагностировать психическое состояние, оказывать дополнительную помощь в распознавании болезни, особенно на её ранней стадии, успешно корректировать его. Сам процесс творчества, способен пробудить и формировать интерес к целенаправленной деятельности, к определённым занятиям, направить, т.е. претворить скрытые возможности в действительность. Приобщение к прекрасному разрушает стереотипность представлений, предоставляет широкие возможности для творческой самореализации. Роль изобразительной деятельности заключается, по мнению кандидата педагогических наук С.А. Болдыревой, в « …создании новой, более сильной доминанты, которая подавила бы патологическую – эпилептический очаг».


Поскольку проблемы эмоционально-волевой сферы часто сочетаются с задержкой развития, разной степенью умственной отсталости, коррекция эмоционально – волевой сферы должна осуществляться наравне с активизацией психической деятельности. Интеллектуальное развитие , а так же развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, воображения возможно на занятиях изобразительным искусством. Основной задачей обучения изобразительной деятельности является приобретение умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности. Полагать, что сознание красоты даётся нам от рождения, не зависимо от работы, которую мы затрачиваем на её восприятие и осознание, было бы ошибочно. Важнейшим условием творческого эстетического отношения можно считать умение ощущать гармонию цветов, красок, форм, контуров, а так же замечать необычное, наиболее выразительное, характерное. В основе процесса обучения изобразительной деятельности, как мне кажется, должен лежать исследовательский принцип приобретения знаний. Только когда ученик самостоятельно находит решение проблемы и делает правильный вывод, тогда можно говорить об их прочном усвоении. Для детей важен процесс обсуждения будущей работы, предваряющий практическую деятельность. Он является отправным толчком рождения художественного образа в детском творчестве. В работе с детьми необходимо идти от этого образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Это становится побудителем, вызывающим желание передать свои впечатления и переживания в художественной форме. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления: прогулка в лес, посещение театра, музея, праздники, жизнь и отношения в коллективе. Плодотворно влияет на развитие творчества, создание определённой установки, настроения использование на занятиях музыки.

Это позволит постепенно отойти от стандартизации изображения, которая часто встречается в рисунках больных эпилепсией. Ознакомление с разными изобразительными материалами, такими как акварель, гуашь, пастель, сангина, уголь и др., знакомство с новыми техниками так же разрушает стереотипность представлений, способствует развитию исследовательского подхода, интереса к рисованию, предоставляет широкие возможности для творческой самореализации.

Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, людей, животных, природы, окружающих нас предметов, богатство и пластичность форм, цветовую гамму, учитель постепенно подводит к умению оценивать воспринятое. Как известно, часто дети больные эпилепсией не могут адекватно оценить свою деятельность, переоценивают свою работу и недооценивают чужую. Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности может оказать большое влияние в формировании и обогащении представлений о мире. Предметы народного прикладного искусства, картины, иллюстрации в книгах и т.д. развивают фантазию, творческую активность, служат примером того, как можно использовать образно – выразительные средства. Рассматривая и обсуждая произведения искусства, ребёнок учиться оценивать достоинства и недостатки своей работы.

В ходе совместной деятельности педагога и ученика осуществляется, как уже было сказано выше, развитие познавательных процессов. Огромное значение имеет так же формирование эмоционально - волевых качеств личности . Создание правильных установок, чёткой организации деятельности требуют дети с различными формами девиантного поведения. Из расстройств поведения чаще встречаются психическая заторможенность и психическая расторможенность.

Заторможенность проявляется в снижении энергетического потенциала и активности, в замедленности и ригидности мышления, пассивности, медлительности, робости, несамостоятельности . Отмечается трудность переключения с одной формы деятельности на другую. Такие дети требуют постоянной стимуляции. Психически расторможенные дети, напротив, нуждаются в активном торможении, они возбуждены, раздражительны, обидчивы, капризны, обстоятельны, чрезмерно подвижны и отвлекаемы. У них наблюдаются частые колебания настроения, ссоры с другими детьми. У детей с психической расторможенностью не хватает усидчивости, терпения, они не могут долго заниматься рисованием или каким-нибудь другим одним делом. Поскольку начатое часто не доводят до конца, незавершённость – основной недостаток рисунков таких детей.

У некоторых больных эпилепсией встречаются неадекватные аффективные вспышки , так называемые дисфории , часто проявляющиеся агрессивными и разрушительными действиями. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности ребёнка, создать творческую атмосферу, даже агрессию направить в нужное русло, выработать способы активного торможения. Поскольку искусство способно вызвать определённые эстетические переживания, положительные эмоции и ассоциации, практика показывает, что возможна коррекция эмоциональной сферы. Важна роль изобразительной деятельности в создании учебных стереотипов. Осознание того, что на качество рисунка влияет организованность, умение планировать свою работу, правильное использование художественных инструментов, бережное к ним отношение, приучает к аккуратности, бережливости, собранности, дисциплине. Вряд ли кто - то захочет рисовать сломанными карандашами, грязными красками и засохшими кистями. Любой ребёнок стремиться быть оцененным взрослыми и своими товарищами. Это является одним из факторов, побуждающим к изобразительной деятельности. Когда процесс и результат работы приносит ребёнку удовлетворение, даёт возможность проявить себя, тогда искусство становится для него той самой доминантой, которая подавляет патологическую.

Ещё раз отметим, что нарушение поведения - клиническое проявление больных эпилепсией, результат взаимодействия биологических и социальных условий. Отсутствие правильных установок, дефекты воспитания, чрезмерная опёка, негативная атмосфера внутри семьи усугубляют психическое состояние ребёнка, вырабатывают неправильное отношение к окружающему миру, не позволяют адаптироваться к жизни. Занятия творчеством предоставляют большие возможности в педагогическом плане. Зная индивидуальные проблемы ребёнка, педагог должен оказывать помощь в их решении, восполнить недостатки воспитания.

Формирование патологических черт личности .В исследованиях патопсихологов (Г. В. Биренбаум, Б. В. Зейгарник, Н. К. Калиты и др.) на примере больных эпилепсией был проанализирован процесс формирования аномальных черт их характера. На клиническом и экспериментально-психологическом материале было убедительно доказано, что многие личностные черты эпилептиков не являются прямыми следствиями нарушения деятельности мозга при этом заболевании, а формируются прижизненно.

Клиническая картина эпилепсии включает в себя, помимо нарушений познавательной деятельности, весьма характерные изменения личности, которые включают в себя сочетание брутальности (наличие аффективных, дисфорических расстройств со склонностью к агрессии, пренебрежению социальными нормами), угодливости и педантичности. Клиницисты обычно связывают эти особенности личности с самой болезнью, припадками.

Психологи, рассматривая развитие личности как прижизненный, социально обусловленный процесс, показывают, что ребенок, у которого вследствие болезни появлялись припадки, оказывается в особой социальной ситуации развития, отличной от социальной ситуации здоровых детей. Из-за объективных трудностей в учебной деятельности, проблем с общением у них складываются особые, зачастую негативные, отношения с другими детьми, учителями. Рефлексируя свою неполноценность, такой больной ребенок пытается скомпенсировать ее, вызвать хорошее отношение к себе со стороны сверстников и взрослых не всегда удачными, но доступными ему способами: угодливостью, приспособлением к чужим требованиям. Из-за инертности, являющейся одним из ключевых симптомов заболевания, эти способы фиксируются, становятся типичной формой поведения, а затем и чертой личности.

Аналогичный путь развития проходит и другая характерная черта личности эпилептика - его педантичность и сверхаккуратность. На начальных стадиях болезни эти качества также проявляются как способы компенсации первичных дефектов (выраженных нарушений мнестических функций, тугоподвижности мышления, ригидности).

больные эпилепсией могут правильно выполнить экспериментальное задание только при помощи тщательного, последовательного выполнения всех его элементов. Тщательность выполнения отдельных звеньев задания требует от больного в ходе развития заболевания все больше внимания и постепенно становится главным моментом в его работе. Таким образом, происходит перенесение мотива из широкой деятельности на исполнение вспомогательного действия. Для больных эпилепсией смысл работы смещается с достижения конечного результата деятельности на тщательное, пунктуальное выполнение отдельных операций.

Формирование патологических черт характера при эпилепсии можно объяснить неудачной компенсацией обусловленных самой болезнью первичных дефектов. Вследствие нарастания инертности способы компенсации у таких больных не становятся свернутыми и автоматизированными, не приобретают характер навыка. Наоборот, больные "застревают" на стадии сознательного контроля за исполнением вспомогательных действий, и мотив из широкой деятельности все более смещается на выполнение узкой. В связи с этим изменяется и смысл деятельности. Приобретает смысл исполнение отдельных операций (в норме выполняющих роль технических средств), а сама сложная опосредованная деятельность перестает быть главной.

При этом первично присущая эпилептику аффективность насыщает этот неадекватный смысл, делая его активным отношением. Поэтому больные не терпят даже малейшего нарушения порядка, очень остро реагируют на внешнее вмешательство в заведенные ими правила. Таким образом, в ходе болезни выработанные больными способы поведения становятся не просто проявлениями неудачной компенсации, а превращаются в привычные действия, в определенные отношения к миру, т. е. становятся определенными чертами характера.

Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание,характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в сознании,настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к постепенному изменениюличности и своеобразному снижению интеллекта. На отдаленных этапах болезнимогут возникать острые и затяжные психозы.Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Замечено, чтоиногда за пару дней дприпадка появляются предвестники в виде плохогосамочувствия, раздражительности, головной боли и т.д. Во время припадка эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги, зрачки глаз нереагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты. Частота припадков может быть разная: от ежедневных до одного-двух раз в год. Бывают и припадки,не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной потерей сознания или его сумеречным состоянием.С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических процессов,склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления,невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории (то есть приступырасстройств настроения, обычно это сочетание злобности и тоскливости).Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта,слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлогоопыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается педантизм в быту. +инфантилизм,выражающийся в незрелости суждений и др. Лицо этих больных малоподвижно,маловыразительно, мимические реакции бедны, у них наблюдается скупаясдержанность в жестикуляции. нарушения поведения –застревание,педантизм, Изменение особенностей характера.,Уселение влечений, напряженный аффект,эксплозивность.,депрессии с подозрительностью,недовольством, злобностью. ,склонность к дисфориям.

При эпилепсии наблюдается ригидность мышления и эмоций, застревание на малосущественных деталях, полярность эмоций (эмоциональная взрывчатость, агрессивность до жестокости, льстивость, экзальтация, ласковость в сочетании со злобностью и мстительностью), педантизм.

Эпилепсия - хроническое заболевание, вызванное поражением ЦНС и проявляющееся припадочными состояниями и довольно часто – изменением личности.

Сужение сознания, которое сопровождается расторможенностью привычных действий (одеваются без причины, трет ладони, подпрыгивают, хлопают и т.д.). Чем младше дети, тем более выражен двигательный компонент. До 6 лет может наблюдаться неадекватная активность, после этого ребенок не помнит. После 6 лет до 11-12 – чаще наблюдается снохождение, скороговорение, характеризующееся выкриками, набором слов, но он не помнит; страхи дневные и ночные – ребенок вдруг пробуждается, сопровождается галлюцинациями. У подростков – «оральный» автоматизм, который выглядит как кратковременное глотание, жевание, чмокание, сосание, повышенное слюноотделение – не помнит.

Психологическая характеристика детей с последствиями органического повреждения головного мозга разной этиологии

При ревматических процессах отмечаются физическая и психическая астения, пассивность, склонность к аутизму, апатия, психозы, колебания настроения. Нарушение интеллектуальной работоспособности отражается на процессах чтения, письма и счета.

При сифилисе отмечаются выраженные колебания настроения и постепенное снижение интеллекта.

При шизофрении постепенное нарастание слабоумия, уход в себя, появление своеобразных интересов.

33. Понятие «задержка психического развития». Структура дефекта

РБ данная категория детей определяется как «дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития». Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности (Н.М. Назарова). ЗПР проявляется в снижении общего запаса знаний, ограниченности представлений, снижение целенаправленности в деятельности и поведении (И.И. Мамайчук).

Структура дефекта при ЗПР у детей 6-7 лет была описана Е.С. Слепович. Согласно ее исследованиям у детей с ЗПР равноположено страдает личность и деятельность. Нарушена интеллектуально-мнестическая деятельность. Результатом трех нарушений является несформированность:

Мотивационно-волевой основы деятельности во всех видах деятельности.

Трудности в оперировании в сфере образов, представлений. В реальной жизни это проявляется в проблемах воображения, проблемах проявления эмпатии.

Всех видов знаково-символической деятельности: моделирования, схематизирования, кодирования, декодирования. Это также сказывается на развитии речи и освоении нравственно-моральных норм.

В конечном итоге нарушения приводят к проблемам социализации.

Классификации ЗПР

К.С. Лебединский выделил 4 группы ЗПР: 1. ЗПР по типу гармонического инфантилизма – дети данной группы запаздывают в своем развитии, но это носит гармоничный характер – страдает в одинаковой степени психическое и физическое развитие. Отставание развития в год, полтора – генетически обусловленные формы психического развития (родители созревали медленно), в повышенной истощаемости, не сформированности саморегуляции, недоразвитость внимания, памяти, мышления. Задержать такого ребенка в детском саду еще на год. 2. ЗПР соматогенного происхождения. Обязательно должны совпасть следующие группы факторов: наличие тяжелого хронического заболевания, которое приводит к астении, специфическая социальная ситуация воспитания ребенка проявляется в отношении с родителями и со сверстниками (пороки сердца, болезни почек), изоляция ребенка (часто в больнице, санатории). В данном случае основные проявления ЗПР будут связаны с нарушением саморегуляции. 3. ЗПР психогенного происхождения. Такие типы воспитания как гипоопека или гиперопека будут провоцировать ЗПР. В этих случаях высшие психические функции недостаточно сформированы т.к. недостаточно сформирована неосознанность, личностно – смысловое поле, длительно действующая травмирующая ситуация. Дети, у которых истощен энергетический потенциал развиваются соматические заболевания. Проблема воспитания в условиях детского дома.

4. ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция – в зарубежной терминологии). Эндогенные и экзогенные причины, генетически обусловленные формы вредности во время беременности, избыточный вес беременной женщины, тяжелое эмоциональное состояние во время беременности, неготовность женщины к беременности (после заболевания).

Наблюдается 2 категории детей: - Дети с преобладающим поражением эмоционально-волевой сферы: эмоциональная лабильность, капризны, раздражительны, часто кричат, плачут, могут быть агрессивны к другим и себе, эмоциональная холодность, не умеют сопереживать, сочувствовать, не умеют преодолевать трудности. - Дети с преобладающим поражением когнитивной сферы: испытывают трудности в восприятии пространства, пространственно-временные отношения, нарушено узнавание предметов, нарушена пространственно-организационная деятельность, страдает память (больше механическая, чем логическая).

Классификация ЗПР по Демьянову, он выделяет 10 групп ЗПР. У Демьянова ЗПР рассматривается более широко и включает все виды психических нарушений, кроме умственной отсталости: 1.Группа с церебрастеническим синдромом – сужение зрительной и слуховой памяти, низкая скорость запоминания, низкая способность к длительному психическому процессу. 2.Группа с инфантилическим синдромом – гармонический инфантилизм, дисгармонический психический инфантилизм, психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности, характеризуется диспластичностью (неловкие, неуклюжие). Группа с невропатоподобным синдромом – легкая органическая недостаточность проявляется нарушением поведения в виде крикливости, излишней возбудимости, склонность к капризам. У многих детей есть срыгивание, рвота, ночные страхи, недержание мочи, эмоциональная сфера неустойчива, на занятиях суетливость, быстрая истощаемость. Группа с психопатоподобным синдромом – ЗПР с синдромом гиперактивности, ЗПР с синдромом гипоактивности, нерешительные в выборе действия, ЗПР с аутистическим синдромом, неловкие движения, наличие двигательных стереотипов, наличие речевых штампов, не стремятся к общению и игре. ЗПР при ДЦП – характерна двигательная недостаточность, что приводит к нарушениям чувствительности и расстройствам зрительно - пространственной ориентации. Для эмоций характерна повышенная синзитивность, эти дети переживают свой дефект. У 65-70% детей с ДЦП отличается задержка психического развития. Темп мыслительных операций замедлен. Дети испытывают страхи и депрессии. ЗПР при общем недоразвитии речи. У этих детей в большей степени страдает вербально-логическое мышление. Основные школьные трудности – освоение чтения, письма и счета. ЗПР при дефектах слуха - страдает вербально-логическое мышление, с трудом формируются понятия и снижена способность к обобщению и абстрагированию. К подростковому возрасту дети начинают переживать свой дефект, чувство неполноценности, повышается самооценка. ЗПР при тяжелых дефектах зрения. ЗПР проявляется в отставании развития моторной сферы, что отрицательно влияет на развитие пространственных функций, а следовательно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление формируется с затруднениями, затрудняется игровая способность. ЗПР при тяжелых соматических заболеваниях (см. Лебединского). ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности – эмоциональная и сенсорная депревация ребенка. Психическая депревация может приводить к снижению познавательной активности, к снижению эмоционально-волевой сферы, к сужению знаний об окружающей среде, знание бессистемны, поверхностны. Не умеют планировать, не могут организовать свою волю для преодоления препятствий. В 1 классе страхи перед школьным обучением и школьная дезадаптация. Несколько видов психического недоразвития могут быть одновременно.

35 . Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития. Особенности личности этих детей.

Память. Из-за снижения психической активности у детей страдает память. Непроизвольное и произвольное запоминание приводит к меньшему объему усвоения материала. Страдает логическая – из-за недостатка способностей устанавливать смысловые связи, механическая – из-за слабости ЦНС. Механическая страдает больше чем логическая. Кратковременная память отличается снижением скорости и объемом запоминания. Продуктивность памяти медленно нарастает ребенка с ЗПР, зависит от внешних помех. Наглядное запоминание лучше, чем вербально-опосредованное. Дети с ЗПР могут установить связь между словом, которое необходимо запомнить и картинкой, которая связана. Связи сам устанавливает, но в дальнейшем не может воспроизвести связь по картинке. Сниженное количество слов. Быстро забывает прочитанное, с трудом запоминает условие задачи. Внимание. Характеризуется недостаточным развитием и незрелостью. Нарушение концентрации внимания из-за повышения утомляемости ЦНС. Колебание внимания. Чрезвычайно ограниченный объем внимания. Неселективное внимание – не может отобрать то, что ему нужно. Не умеет сосредотачиваться на существенных признаках, не могут дифференцировать по степени важности. «Прилипание внимания» или персеверация внимания – трудно переключаться на другой объект. Личность ребенка с ЗПР. Ребенок предпочитает ситуативно-деловое общение, внеситуативно - познавательное общение возникает редко и в основном по поводу какой-то деятельности. Коммуникация со сверстниками зависит от статуса ребенка в группе. Детей с тяжелыми дефектами используют дети с ЗПР в обслуживании. Говорят только о своих качествах, ценности общения, познавательную, бытовую деятельность выбирают последними.


Похожая информация.


Комплексной психологической оценки нарушений познавательной деятельности и методов их коррекции у детей с эпилепсией на основе изучения структурно-функциональных основ интеллектуальных процессов.

Задачи исследования:

1. Изучить возможности нейропсихологического метода исследования в установлении локализации эпилептического очага у детей с разными формами эпилепсии и оценить негативное влияние эпиактивности установленной локализации в осуществлении мнестических, речевых и других психических функций.

2. Проанализировать психологическое содержание процессов, обеспечивающих познавательную деятельность детей с эпилепсией, и оценить роль отдельных звеньев этой структуры в осуществлении целостного процесса, с учетом тяжести течения заболевания.

В первой главе содержится литературный отечественных и зарубежных исследований, связанных с оценкой нарушений познавательных процессов у детей с эпилепсией, рассматривается специфика современных клинических подходов к исследованию особенностей развития детей с эпилепсией.

Факторы, влияющие на умственное развитие детей с эпилепсией, по мнению S. Dikmen и C. Matthews (1999), связаны со сроками манифестации заболевания, продолжительностью течения, наличием структурных дефектов и нарушением метаболизма головного мозга.

Другие исследователи рассматривают возникновение отклонений в развитии детей с эпилепсией с позиций морфофункциональных особенностей, обусловленных патологическим воздействием очага эпиактивности. Например, Тomas P. Sutula О. et al,2002, изучая взаимосвязь памяти и эпилепсии, показали, что эпилептические припадки изменяют структуру синоптической связи, индуцируя нейронов, входящих в гиппокампа, что сопровождается увеличением числа пароксизмов. Персистирование припадков в детском возрасте, по их мнению, ведёт к стойким нарушениям развития гиппокампальных структур, приводящим к изменениям синоптической передачи импульса. Все это отражается на одной из важнейших функций, лежащих в основе когнитивной деятельности ребенка – памяти.

Matters & Klove (1997), Ladavas et al, (1999), Hermann et al. (2000), исследуя мнестические функции, показали дифференцированные различия работы головного мозга при локализации очага в левой и правой гемисфере. В этих исследованиях у пациентов с очагами эпиактивности в левой височной доле были выявлены нарушения кратковременной памяти, способности к вербальному обучению.

Изучение доминантности полушарий по речи у больных эпилепсией представлено в немногочисленных работах Татевосян А. С. (1996), Темина П. А. (1998); Тетеркина Т. И (1999), Wada J (1999). Авторы указывают, что по сравнению со здоровыми, у больных эпилепсией чаще встречается речевая доминантность правого полушария, а также равное обоих полушарий в обеспечении речевой деятельности. Отмечается, что эпилептический очаг нарушает речевую доминантность полушарий, уменьшая степень доминирования того полушария, в котором он локализуется.

Tuchman R., Raping I (1998) считают, что в процессе меняется форма речевого доминирования. Характер изменения различен при поражении левого и правого полушарий головного мозга. В более поздних работах указания на то, что во взрослой популяции правое полушарие является ведущим при распознавании эмоционально-просодических характеристик речи.

У детей с эпиактивностью, локализованной в затылочных отделах мозга , при выполнении сенсибилизированных проб – рассмотрении перечеркнутых, перевернутых фигур, – возникали дефекты зрительного и зрительно-пространственного гнозиса, заключавшиеся в трудностях зрительного восприятия и отображения пространственных признаков предмета.

Фокус эпилептиформной активности в задних отделах мозга с правосторонней и левосторонней латерализацией по-разному отразился на выполнении графических проб. этих детей имели свои особенности. У детей с правосторонней локализацией очага эпиактивности отмечалась выраженная пространственная дезорганизация рисунка, до распада рисунка у некоторых детей. При левосторонней локализации очага эпиактивности дети обнаруживали игнорирование одной части зрительного пространства (чаще левой), особенно при большом объеме зрительной информации, что можно как симптом нарушения зрительного восприятия.

Выделенные типы нейропсихологических синдромов у больных эпилепсией, связанные с локализацией очага эпиактивности, варьировали в зависимости от тяжести заболевания, умственного развития и степени вовлечения корковых и подкорковых структур мозга в .

Верификация локализации очага эпиактивности разными методами показала определенные соответствия между результатами нейропсихологической, клинической и нейрофизиологической диагностики.

По клиническим данным, отраженным в , все обследованные дети распределились по стороне поражения мозга следующим образом: у 31% детей отмечалось поражение в правой гемисфере, у 33% детей локализовался – в левой гемисфере, у 6% детей имелось двустороннее . больных не имела отчетливых данных по локализации очага ни по стороне, ни по зоне поражения (31% детей). Зональность локализации очагов поражения отмечена в 62% наблюдений (преобладают височные, височно-теменные и лобно-центральные очаги). Сопоставление соответствия локализации очага эпиактивности с применением клинического, нейропсихологического и нейрофизиологического методов было проведено ЭВМ-анализ результатов с использования различных методов топической диагностики у больных эпилепсией. Интегральная оценка показала, что нейропсихологическое заключение о стороне поражения мозга совпадает с неврологическим обследование в 59% случаев; с данными ЭЭГ (очаговые проявления пароксизмальной активности) – в 80-86%.

Зональная локализация наиболее отчетливо диагностируется при височной эпилепсии. В этих случаях совпадение нейропсихологического и психопатологических заключений о топике очагов поражения отмечено в 85% наблюдений. Наблюдается ЭЭГ-гипердиагностика височной патологии – совпадение разных способов диагностики отмечено в 81% случаев. При других вариантах локализации получена иная . В 50% случаев зональная локализация на основе очаговой пароксизмальной активности ЭЭГ затруднена, можно о своего рода «гиподиагностике» височно-теменных, височно-лобно-центральных и лобных очагов. Применение нейропсихологической оценки и диагностики позволяет о наличии очага эпиактивности и о его локализации уже на ранних этапах заболевания, другие способы оценки состояния высших психических функций недостаточно эффективны.

Во-первых, локализация патологического очага эпиактивности в височной области может негативно влиять на становление речи больного ребенка;

Анализировались следующие параметры: объем – количество предъявлений, необходимое для запоминания всех слов; порядок – количество предъявлений, необходимое для запоминания всех 5 слов в заданном порядке; избирательность – количество привнесений, повторов, переносов из группы в группу (для запоминания 2-х групп по 3 слова); влияние гетерогенной интерференции – количество слов, воспроизведенных после интерферирующей деятельности.

Проведенное исследование показало, что на ранних этапах заболевания любая локализация эпилептического процесса (в левом полушарии, в правом полушарии или в срединных структурах головного мозга) сопровождается нарушением слухоречевой памяти. При различном расположении очага эпилептической активности наблюдается неодинаковая структура нарушений вербально-мнестической деятельности. В таблице 1 представлены результаты исследования слухоречевой памяти здоровых детей и больных эпилепсией с разными локализациями очага эпиактивности на ранней и поздней стадии .

ТАБЛИЦА 1 Результаты выполнения проб на слухоречевую память здоровыми и больными эпилепсией детьми (средние баллы по параметрам)

ПАРАМЕТРЫ

Локализация очага эпиактивности

Здоровые дети (норма)

Правое полушарие

Левое полушарие

Срединные структуры

Начальная

Начальная

Начальная

Дефекты регуляции и контроля

Парафазии

интерференция

гетерогенная

гомогенная

Нарушение порядка

В случае локализации очага в левом полушарии в наибольшей степени выражены сужение объема воспроизведения, тормозимость следов в условиях – и гетерогенной интерференции и парафазии. Нарушения порядка воспроизведения, а также дефекты регуляции и контроля не свойственны начальным стадиям данной формы эпилепсии.

Страх и тревожность в межприступном периоде были присущи детям с парциальными формами эпилепсии с локализацией эпилептогенного очага в лимбической области, также у больных с первично-генерализованной формой эпилепсии.

Сведения о проявлениях агрессивного поведения больных эпилепсией крайне противоречивы (A. Delgado-Escueta, 1998). В нашем исследовании агрессивное чаще встречалось у мальчиков, чем у девочек. У 8% наших пациентов агрессивное наблюдалось уже в раннем детстве до дебюта приступов, и было обусловлено органическим повреждением мозга, когнитивными нарушениями и терапией барбитуратами. могла проявляться перед приступом, в момент приступа и в межприступном периоде. В продромальном периоде у детей отмечалась раздражительность или вербальная . Во приступа агрессия наблюдалась крайне редко. в межприступный период чаще встречалась у детей с локусом эпиактивности в височных отделах головного мозга. При динамическом наблюдении за детьми с эпилепсией были отмечены индивидуальные особенности характера, развившиеся вследствие и обусловленные своеобразием нервно-психической деятельности.

3 Динамика показателей «профиля психического развития» детей с эпилепсией (с умеренной и легкой умственной отсталостью) проведенных коррекционных занятий (в условных единицах)

Анализируемые сферы

Средний индекс психического развития [ед.]

До лечения

После лечения

Сфера общения

Эмоционально-волевая деятельность

Моторные функции

Речевая деятельность

Конструктивный праксис

Предметная деятельность

Игровая деятельность

Навыки самообслуживания

7. Троицкая Л. А., Медведев М. И., Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Дегтярева А. Г. Нарушение нервно-психического развития при эпилепсии у детей и их коррекция // Неврологический журнал. Москва, 1998. №4. С.117-120.

8. Троицкая Л. А., Медведев М. И., Заваденко Н. Н. Церебролизин в лечении нервно-психического развития при ранних формах эпилепсии // Сборник. Использование церебролизина в неврологической и психиатрической практике. – Москва, 1998. С.110-115

9. Троицкая Л. А., Николаева Е. А., Белицкая Т. Т. Особенности психического развития детей с судорожным синдромом, обусловленным метаболическими нарушениями ЦНС // Сборник. Лечение и детей с врожденной и наследственной патологией – , 1998 г. С.95–104.

10. Троицкая Л. А. «Судорожные состояния у детей» (Методы психологической диагностики и коррекции) // Неврологический журнал. 1998, №3. С.68-69.

11. Николаева Е. А., Курбатов М. Б., Троицкая Л. А. больных с наследственными нарушениями аминокислот, сопровождающимися судорожными синдромами // Материалы конгресса педиатров пространственных представлений у детей с фокусом эпиактивности в задних отделах мозга // Неврологический журнал. – 2002. – № 1 – С.14-17.

24. Троицкая Л. А., Воронкова К. В. Нарушение познавательной деятельности у детей с парциальными формами эпилепсии // 10-й Международный Человек и лекарство, Москва, 8-12 апреля, 2003 г. С.451.

25. Троицкая Л. А., Николаева Е. А. Новые способы лечения наследственных аминоацидопатий у детей // Коллективные методические рекомендации. Москва, 2003 г., с.45.

26. Троицкая Л. А., Вехова Н. В., Улос В. Ю., Николаева Е. А. , диагностика и возможности медицинской коррекции синдрома умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х, синдром Ретта у детей // Коллективные методические рекомендации.– Москва, 2004 г., с.12-13.

27. Троицкая Л. А. – Логопедические дефекты у больных эпилепсией // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. – 2005.-Т.105, № 8. – .С.91-98.

28. Троицкая Л. А. Нарушение мнестических функций у детей с парциальными формами эпилепсии – Тезисы. 12-й Международный конгресс. Человек и лекарство, Москва, 8-12 апреля, 2006, с 438.

29. Троицкая Л. А. познавательной деятельности у детей с эпилепсией после направленной медико-психологической коррекции // Журнал Педиатрия. – 2006, № 2. С.95-97.

30. Троицкая Л. А. Нарушение произвольного внимания и запоминания у детей с эпилепсией // Журнал Педиатрия. – 2006, № 4, с.87-89.

31. Троицкая Л. А. Нарушение речи у больных эпилепсией. Обзор литературы // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2006. – Т.106, № 7. – С.83-95.

32. Троицкая Л. А. Речевые расстройства у детей с лобными формами эпилепсии // Журнал Педиатрия. – 2006, № 8. С.72-75.

33. Троицкая Л. А. Нарушение слухоречевой памяти у детей с поздними и ранними формами эпилепсии – Всероссийский съезд педиатров, Москва, 2006, с.116-120.