Алалия у детей: симптомы и виды. Симптомы алалии у детей, методы лечения в домашних условиях


У дошкольников нередко возникают речевые проблемы. И если некоторые из них без труда можно устранить дома (например, научить выговаривать звуки «р» или «ш/щ»), то с другими без помощи специалиста не справиться. Например, с алалией.

Алалией называют недоразвитие речи у ребенка при нормальном слухе и интеллектуальном развитии. О том, как отследить первые признаки этого нарушения и что делать, если родитель подозревает у ребенка алалию, рассказывает логопед Анастасия Сперанская.

Признаки и виды алалии

Первые признаки алалии можно заметить у детей 1,5-2 лет. Как правило, до этого возраста у малышей не наблюдается никаких отклонений. Доречевое развитие проходит нормально: младенцы лепечут и гулят так же активно, как их сверстники. Некоторые пытаются произносить первые слова, а дальше родители могут увидеть первые сигналы недоразвития речи.

Дети с алалией в два года часто не произносят отдельные слова, используют только звукоподражания, оперируют одним-двумя словами, при этом не стараются (не могут) расширить свой словарный запас .

iconmonstr-quote-5 (1)

Если ребенок понимает маму, но при этом не говорит, мы можем подозревать моторную алалию.

В этом случае у малыша нарушается производство речи (нарушена связь между зонами мозга, создающими звук, и зонами, управляющими мышцами рта), а вследствие этого и понимание обращенных к нему фраз. У ребенка с моторной алалией не формируется внутренняя речь (он не соотносит слово с его образом у себя в голове), из-за этого у крохи может развиться вторичная умственная отсталость.

Если же ребенок не понимает речь взрослых, не запоминает новые слова, не соотносит слово с движением/предметом/качеством, которое оно обозначает, даже после многократных повторений, то это свидетельствует о наличии сенсорной алалии (нарушена связь между зонами мозга, отвечающими за восприятие всех звуков, и зонами обработки речевых звуков).

iconmonstr-quote-5 (1)

Очень часто сенсорную алалию на начальных этапах принимают за нарушения слуха.

Но ребенок слышит хорошо! Проблема в том, что его мозг недостаточно хорошо обрабатывает речевые стимулы.

Причины возникновения алалии

Так в чем же причина такого серьезного нарушения «производства» и понимания речи?

Врачи выдвигали разные предположения. Самой распространенной версией возникновения алалии называют повреждения речевых областей головных полушарий при родах. Среди причин часто звучат асфиксия новорожденных, сильный токсикоз в первой половине беременности.

К неблагоприятным факторам, которые могут способствовать развитию алалии, относят психотравмы матери, резус-несовместимость, кровотечения, преждевременные, затяжные, стремительные роды, травмы головы во время родов, стимуляцию родов. Дети, перенесшие нейроинфекции или другие заболевания мозга, получившие до года травмы головы, также находятся в группе риска.

Сенсорная алалия – нарушение, при котором возникают существенные сложности с восприятием речи других людей. Появляется она на почве , невротических состояний, отсутствия нормального контакта со своими родителями, сверстниками. Это опасное расстройство, грозящее отставанием в развитии, поэтому необходима логопедическая коррекция.

Симптомы алалии

Сенсорная алалия – это неспособность понимать речь других людей. При этом сам малыш, страдающий данным нарушением, может говорить много и быстро, четко, однако чаще всего бессвязно. Признаки сенсорной алалии у детей, нуждающиеся в лечении и коррекционной работе педагога:

  1. Речь представляет собой повторение последних фраз других людей.
  2. Непонимание взрослых, сверстников.
  3. Плохое послушание.
  4. Бессвязная речь – логорея.
  5. Отставание в развитии, трудности в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.
  6. – усиление слуха.

До некоторого возраста у детей речь не сформирована, они издают звуки, называемые гулением. По мере развития малыш учится произносить некоторые слова и составлять из них предложения. По достижении 5-7 лет он должен быть подготовлен к школе и знать простейшие принципы построения фраз.

При сенсорной алалии синтаксис нарушен, слова могут употребляться в неправильной форме, быть расставлены беспорядочно в предложениях. Присутствует замена звуков, подмена значений слов. Возникают трудности с поступлением в школу, общением со сверстниками. Успеваемость при этом страдает.

Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются замкнутостью, застенчивостью, раздражительностью, капризностью, импульсивностью. Слуховое восприятие при этом расстройстве усиливается, что может стать причиной тревожности, нервозности, плохого сна.

Важно! Непослушание детей часто связано с непониманием фраз других людей.

Причины сенсорной алалии

Механизмы сенсорной алалии связаны с поражением центров восприятия речи – области Вернике, находящейся в височной доле головного мозга. Причины повреждения:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Инфекции у матери во время беременности.
  3. Травмы плода при падении женщины в положении.
  4. Преждевременные роды либо их задержка, применение наркоза.
  5. у родившегося малыша: менингит, энцефалит, ОРВИ с осложнением на головной мозг, травмы головы.
  6. Рахит.

Недоразвитие центра Вернике возникает при осложненных родах – раннем отхождении околоплодных вод, задержке изгнания. Мозг грудного младенца страдает от гипоксии – кислородного голодания. Другие причины – нейроинфекции, приводящие к воспалению нервной ткани, замещению нейронов глиальными клетками.

Черепно-мозговые травмы в раннем детстве также могут негативно повлиять на формирование центра восприятия речи, так как непосредственно несут урон головному мозгу.

Неблагоприятный психологический климат в семье усугубляет проблемы развития. Недостаточное внимание к детям и отсутствие общения с ними дает почву для речевых нарушений.

Диагностика

Обследование ребенка с сенсорной алалией включает беседу с неврологом, логопедом, педагогом-психологом. Необходима проверка слуха и его органов (аудиометрия, отоскопия), чтобы исключить глухоту.

Для оценки функционального, морфологического состояния головного мозга следует пройти такие исследования, как магнитно-резонансная томография мозга, ЭхоЭГ, .

Детский логопед собирает анамнез – данные о родовом периоде, темпе психомоторного и умственного развития. Оценивается фонетика речи малыша, артикуляция.

Проводится дифференциальная диагностика с аутизмом, тугоухостью, олигофренией, задержкой речевого развития.

Лечение сенсорной алалии

При сенсорной алалии проводится как коррекционная работа с логопедом, так и медикаментозная терапия, физиолечение. Детей отправляют в специальные санатории, методические учебные центры.

В дошкольных общеобразовательных заведениях проводится коррекция речевого восприятия, разрабатывается мелкая моторика рук, письмо. Проводятся как занятия в группах, так и индивидуальные беседы.

Физиолечение включает использование лазеротерапии, электрофореза, магнитотерапии. Показана также акупунктура как с помощью токов, так и иглорефлексотерапия.

Логопедическая работа направлена на улучшение артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа, обогащение используемого словаря, построение предложений. Письменные навыки и изучение алфавита способствуют улучшению понимания слов и фраз людей. Поэтому рекомендуется обучать таких малышей грамоте как можно раньше.

Следует помнить, что с детьми необходимо общаться максимально четкими и понятными фразами, не допускать «сюсюкания», так как это препятствует их нормальному развитию.

По назначению врача принимают медикаменты, улучшающие мозговую деятельность: Глицин, Биотредин, Глутамевит, Пантогам. Назначают витаминные комплексы: Мильгамма, Нейромультивит, Нейровитан.

Прогноз

Прогноз на выздоровление при сенсорной алалии зависит от качества проведенной логопедами и родителями работы, а также степени поражения головного мозга после травм, инфекций, гипоксии. В дошкольном и школьном возрасте у таких детей возможны проблемы с письменной, устной речью, нарушение социализации, низкая успеваемость, невротические состояния, тики.

Прогноз в целом неопределенный и зависит от степени поражения мозговых центров. Улучшение психологического климата в семье, общение с малышом повышает эффективность лечения.

Методы : занятия с логопедом и упражнения для мышц языка и губ.

Важно узнать о , структура дефекта.

Родителям на заметку! Почему возникает и способы лечения дефекта.

Заключение

Течение заболевания и его исход зависит от тяжести органических нарушений головного мозга. Логопедическая работа, лечение в санаториях, учеба в специализированных дошкольных учреждениях повышает шансы на выздоровление и установление нормальных речевых навыков.

Диагноз определяется на основании наблюдений за малышом: по совокупности общих признаков опытный дефектолог может установить диагноз. Основными признаками служат имеющиеся в речи ребенка нарушения, связанные с работой лобно-теменных областей коры головного мозга левого полушария, проявляющиеся задолго до полного становления речевой функции.

Симптомы моторной алалии:

  • задержка предречевых этапов, например, гуление и лепет могут проявляться очень скудно, а иногда и вообще отсутствовать;
  • растянутые по времени этапы становления речи;
  • замена многих слов на эмоциональные восклицания и подобные им проявления эмоций.

Не только предречевые этапы, но и ступени, предшествующие фразовой речи, такие, как эгоцентрическая речь, бурная жестикуляция, могут сохраняться неоправданно длительное время. К характеристикам проявлений моторной алалии также можно отнести нарушения в грамматическом построении предложений, скудность активного словаря, отклонения в построении слов, перестановка слов, ошибки в словообразовании, а также проблемы с регуляцией громкости издаваемых звуков, нарушения моторики, двигательной активности.

Системное обследование при моторной алалии, проводимое логопедом совместно с невропатологом, позволяет выявить нарушения в речи и степень сложности заболевания, составить план работы с ребенком.

Причины моторной алалии

Устранить проблему нарушения речи значительно легче, если знаешь его причину. Среди многих распространенных факторов, влияющих на возникновение и развитие моторной алалии можно отметить нарушение функций центра Брока, расположенного в левом полушарии головного мозга и отвечающего за развитие экспрессивной речи. Экспрессивная речь — это способность человека иметь законченную мысль, сформировать ее на уровне внутренней речи и, наконец, выдать ее в готовом варианте вслух или письменно. При дефектах этой стороны речи понимание обращенной к пациенту речи почти не затрудняется. Возможно обеднение речи, но понимание сохраняется практически полностью, если только к моторной алалии не добавляется сенсорная, являющаяся следствием поражения другого отдела коры головного мозга.

К сожалению, довольно часто сложностям при течении беременности и проблемам в родах, особенно у первородящих женщин, не уделяется нужное внимание, из-за чего позднее процесс выходит из-под контроля.

В практике встречаются случаи, когда ребенок имеет отклонения в речи в виде двух форм алалии. Диагностика и лечение в этих случаях очень затруднительны. Усилиями многих специалистов удается, как правило, находить вербальный контакт с ребенком, но ситуации часто бывают отягощены и другими психосоматическими заболеваниями. На лечение таких отклонений уходят многие годы. Сенсорно-моторная алалия лечится многими специалистами в несколько этапов.

Причинами стойкой алалии с моторным уклоном можно считать и возникновение тревожных ситуаций в семье ребенка. Постоянное эмоциональное перенапряжение отрицательно сказывается на способности к говорению и к оцениванию своей речевой деятельности. Это значит, что если после нескольких курсов занятий ребенок не продвинулся в развитии, то он настолько загнан, испуган, что не обращает внимания на себя, на свою речь.

Коррекция и лечение моторной алалии

Проведение коррекции моторной алалии возможно в случаях, когда ребенок контактный и нацелен на положительный результат своих занятий. Заниматься с таким мотивированным ребенком легко и приятно, и результат не заставит себя долго ждать — достаточно быстро раскрепощенные в общении, желающие красиво и грамотно говорить дети достигают положительной динамики. Основная задача логопеда — это не только квалифицированная помощь, но также понимание, уважение личности ребенка и полная поддержка его инициатив.

Систематическое лечение тяжелых форм моторной алалии должно проводиться не только усилиями логопеда с использованием современных методик индивидуального развития, но и с подключением курсов массажа мускулатуры артикуляционного аппарата специальными зондами . При этом необходимы наблюдения невролога за развитием ребенка, за его психическим состоянием и использование ответствующей медикаментозной терапии. К методам, корректирующим состояния алаликов, относятся и назначение ноотропных препаратов, но их значение в лечении в наши дни ставится под сомнение.

Занятия с детьми с моторной алалией базируются на работе по обогащению словарного запаса, создании у ребенка четких представлений об окружающем мире, о необходимости общения с семьей, со сверстниками. Эти дети имеют склонность к аутентичности, уходят в себя и могут подолу играть в одиночку, при этом интеллект ребенка не стоит на месте, а речевые способности очень мало развиваются. Работа с детьми с моторной алалией строится на основе онтогенетического подхода с учетом дефектов речи ребенка. Главная задача — вызвать у обучаемого положительные эмоции от речевого общения. Далее — научить его общаться сначала с помощью слов-предложений, затем — с помощью построения коротких значимых фраз, состоящих из слов в начальной форме.

Логопедическая работа при моторной алалии главным образом побуждает ребенка перейти от начального этапа общения по необходимости к диалогическому общению, к составлению отвлеченных высказываний, помогающих рассказать о своих чувствах, наблюдениях. На занятиях логопеды используют игровую деятельность, простую и понятную для ребенка, развивают память, тактильные ощущения. Постепенно знакомя ребенка с различными формами слов, обучая его словообразованию и отглагольным формам, формируют фразовую речь.

Алалией называеют стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга (центра Брока). Эти изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.

Алалия - это стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга. Часть авторов называет эту патологию детского возраста «врождённой афазией», или «афазией развития» по аналогии с такой же речевой патологией взрослых. Здесь имеется существенное отличие – у взрослых происходит распад уже сформировавшейся речи, а у детей имеется речевое недоразвитие из-за поражения речевых зон коры головного мозга (зоны Брока). Подобные изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.

Выделяют следующие виды алалии: моторная, сенсорная и сенсомоторная. Остановимся на них чуть подробнее ниже.

Причины алалии

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Моторная алалия

О том, что при моторной алалии поражены оба полушария головного мозга, говорит следующее обстоятельство – эта патология не компенсируется спонтанно, без специальной коррекционной работы и медицинского сопровождения. В онтогенезе нарушения лежат сложные энцефалопатические нарушения коры головного мозга и подкорковых структур.

Заболевание относится к третьей группе клинических видов общего недоразвития речи, встречается примерно у 1% дошкольников, у 0,6% детей школьного возраста. Официально зафиксированный диагноз - основание для получения инвалидности.

Характерные признаки алалии – это недоразвитие абсолютно всех сторон речи:

  • фонетики;
  • лексики;
  • синтаксиса;
  • морфологии.

Своё название моторная (экспрессивная) алалия у ребенка получила потому, что в основе этого дефекта лежит недостаточность моторного звена речи. Электроэнцефалопатическое исследование детей с моторной алалией диагностирует у них локальные поражения тканей коры, а также гипоталамуса, подкорковых ганглиев, зрительного бугра, ствола головного мозга. В большинстве случаев наблюдается дисфункция срединных мозговых структур.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других - замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение - оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.

Особенности патологии:

  • Многие дети с такой патологией не реагируют даже на собственное имя, не понимают обращённую к ним речь.
  • Дети могут понимать отдельные слова, но терять смысл высказывания с теми же словами.
  • В других случаях они понимают инструкцию для выполнения задания, но вне этой ситуации задание понять не могут.
  • Иногда он бессвязно повторяет известные ему слова – развивается логоррея.

Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.

Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.

В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение - сенсомоторная алалия.

Методы диагностики и лечения

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

У детей-алаликов, имеющих минимальные повреждения речевого развития, определяют возможность пересказывать простую сказку и отвечать на вопросы по её содержанию, умение составить рассказ по серии картинок. Диагностика проводится в присутствии родителей, с использованием большого количества стимульного материала (игрушек, картинок). Логопед стремится к установлению тесного контакта с ребёнком.

Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

  • витамины В5 и В12;
  • Когитум;
  • Гаммалон.
{gallery-0}

Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

Методика выполнение массажа

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Коррекционная работа логопеда

Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.

Последовательность обучения:

  1. Стимулирование подражательной деятельности, расширение объёма понимаемой речи, формирование однословного предложения из аморфных слов-корней.
  2. Появление первых форм слов, обучение детей умению строить двухсловные предложения, расширение объёма понимания речи окружающих.
  3. Обучение построению грамматически правильного предложения из 2–3 слов, воспроизведение 3-сложных слов.
  4. Построение предложений из 3–5 слов, формирование простейших навыков связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
  5. Расширение объёма предложения, обучение словоизменению, умению строить сложные предложения.

Если не имеется сложных поражений коры головного мозга, по окончании коррекционной работы дети овладевают грамматически правильной разговорной речью. При любой форме алалии необходимо раннее обучение грамоте, так как чтение и письмо способствуют закреплению усвоенного материала и контролю устной речи.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап - пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два - три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

На следующем этапе коррекции основная задача логопеда - обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.

Прогноз и профилактика

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов. Если остались вопросы, задайте их в комментариях или просто напишите нам – у нас есть опыт работы с такими детьми.

Содержание:

Серьезным отклонением в развитии, встречающимся довольно часто, является сенсомоторная алалия у детей, выражающаяся в грубом речевом расстройстве. В наиболее тяжелых случаях речь может полностью отсутствовать. Главной причиной развития дефекта считается поражение корковых центров, отвечающих за развитие речи, расположенных в головном мозге. Патология может возникнуть при внутриутробном развитии, а также после рождения ребенка, в течение первых трех лет.

Признаки алалии у ребенка

По своей сути алалия представляет собой полное или частичное отсутствие у ребенка речевых функций. Все случаи этого заболевания отмечаются в период от момента рождения и на протяжении дошкольного возраста. Для данной патологии характерны собственные яркие и специфические проявления. Алалия проявляется в двух видах, как сенсорная и моторная. Комплексный подход в лечении позволяет успешно корректировать патологию. При условии своевременной диагностики и принятия необходимых мер, такие дети вполне могут учиться в обычной школе.

Наличие сенсорной алалии проявляется нарушенным восприятием речи, в то время как слух у ребенка вполне нормальный. В таком состоянии дети не способны воспринимать речь или реагируют на нее крайне ограниченно. Они проявляют адекватную реакцию на различные виды звуковых сигналов, делают различия между характерными шумами – стуками, шорохами, скрипами и другими. Сенсорная алалия отличается присутствием эхолалии, когда ребенок совершенно неосмысленно повторяет чужие слова. Нередко дети не отвечают на поставленный вопрос, а просто повторяют его дословно.

Основным признаком алалии считается нарушенный фонематический слух, различной степени тяжести. Ребенок может совершенно не различать речевые звуки или воспринимать их очень затрудненно. На практике этот недуг встречается довольно редко, более широкое распространение получила упрощенная форма заболевания – моторная алалия. В этом случае дети очень хорошо понимают обращенную к ним речь, однако собственная речь отличается стойкими нарушениями. Словарный запас довольно скудный, слова используются, преимущественно, в именительном падеже, а грамматические формы образуются с грубыми нарушениями.

Часто слова могут заменяться другими, похожими по звучанию. Сложные и длинные слова больные дети просто не в состоянии произнести. Это становится одной из причин заикания и нарушений интеллектуального развития. При наличии легкой формы для общения используются короткие фразы, последовательность слов может быть нарушена, однако, такая речь в целом будет понятна для восприятия.
Тяжелая форма моторной алалии проявляется у ребенка в возможности лишь копировать какие-либо звуки, в сопровождении жестикуляции и активной мимики.

Кроме основного нарушения, дополнительно выявляется целый ряд отклонений неврологического характера. Прежде всего, это слаборазвитая мелкая моторика, неуклюжесть, повышенная утомляемость, расстройство внимания. В некоторых случаях нарушается память и общее восприятие. Заподозрить моторную алалию можно при отсутствии характерного детского лепета и других признаков, свидетельствующих о первичном становлении речи.

Причины возникновения алалии у детей

Основные причины возникновения алалии связаны с внутриутробными, родовыми травмами, а также различными осложнениями беременности. Отдельные участки головного мозга, отвечающие за речь, могут быть поражены в результате гипоксии плода, острой сердечной и легочной недостаточности беременной. Причиной поражения головного мозга может стать внутриутробное инфицирование плода.

Сложные роды также часто приводят к расстройству речи. Этими факторами могут стать поздние или преждевременные роды, асфиксия, родовые травмы, врачебные ошибки и другие. Следует отметить, что алалия редко возникает под влиянием какого-либо одного травмирующего фактора. Во многих случаях патология возникает под влиянием совокупности причин. Однако ее дальнейшее развитие связано с индивидуальными особенностями женского организма, своевременного и качественного лечения, квалифицированной помощи во время родов.

После рождения маленькие дети оказываются беззащитными перед многими негативными явлениями, в том числе и травмами головы. Именно они чаще всего приводят к расстройствам речи. Однако патология может возникнуть под влиянием менингита и энцефалита, затрагивающих головной мозг, а также простудные заболевания, протекающие в тяжелой форме и сопровождающиеся осложнениями. Среди некоторых специалистов существует мнение о влиянии наследственной предрасположенности к алалии.

Классификация

Алалия у детей дошкольного возраста составляет примерно 1%. В школьном возрасте этот показатель снижается до 0,2-0,6%. Данная патология в два раза чаще затрагивает мальчиков и представляет собой клинический диагноз в виде общего недоразвития речи (ОНР).

Классификация заболевания осуществляется в соответствии с его проявлениями, механизмами развития и степенью недоразвития речи. В настоящее время выделяется три основных вида патологии:

  • Моторная или экспрессивная алалия.
  • Сенсорная или импрессивная алалия.
  • Смешанная алалия, обладающая признаками двух вышеперечисленных патологий, проявляющихся в различной степени.

Моторная форма возникает в результате органического поражения в речедвигательном анализаторе, а именно в его корковом отделе. В данном случае наблюдается остановка развития собственной речи ребенка. Тем не менее, у него сохраняется способность понимать чужую речь. В зависимости от зоны повреждения, моторная алалия разделяется на афферентную и эфферентную форму. В первом случае поражается постцентральная извилина, расположенная в нижнем теменном отделе левого полушария. Это приводит к серьезным нарушениям устной и письменной речи. Во втором случае поражается премоторная кора, расположенная в задней трети нижней лобной извилины. Данная патология также вызывает значительные речевые нарушения.

Возникновение сенсорной алалии связано с поражением коркового отдела, расположенного в речеслуховом анализаторе, в задней трети верхней височной извилины. Данное заболевание сопровождается нарушениями высшего коркового анализа и синтеза речевых звуков. Поэтому, при сохраненном физическом слухе, ребенок совершенно не воспринимает речь других людей.

Лечение алалии у детей

Если диагноз заболевания подтвердился, нужно как можно раньше начинать лечение. Все лечебные мероприятия назначаются в зависимости от тяжести и формы выявленной патологии.

Лечение проводится по нескольким направлениям:

  • Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями. Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами. Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора. Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.
  • Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.
  • Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.
  • Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.
  • Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания.

Прогноз

Прогноз сенсомоторной алалии у детей зависит от раннего лечения, комплексного подхода и системного воздействия на все речевые компоненты. Речевые процессы должны формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятные прогнозы – при моторной алалии. Сенсорная и сенсомоторная патология часто имеют неопределенную перспективу, в зависимости от степени поражения головного мозга.