Опыт работы «Сюжетно- дидактические и ролевые игры при формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи. Дидактические игры как способ развития математических способностей у детей дошкольного возраста


Сюжетно-дидактическая игра является неким синтезом, объединяя сюжетно-ролевую и дидактическую игру. Почему же возникла необходимость в этом слиянии.

Сюжетно-ролевая игра - это игра, основой которой является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им игровой обстановке.

В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.

Но может ли количественная сторона действительности стать со держанием сюжетно-ролевой игры? На первый взгляд ответ прост: да, может. Действительно, дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия.

Но, как показывают наблюдения, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их неточно. Почему?

А.А.Смоленцева отмечает, что для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.

Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и потому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.

Счет и измерение — действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Поэтому в творческой игре, где используются счет или измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность и точность выполнения каждым ребенком математических действий. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математическим основам, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Иначе говоря, в такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил. Именно обучающая дидактическая игра реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила, а развернутый сюжет, включающий разнообразные роли присущ сюжетно-ролевой игре . Таким образом, возникает некий вид игры, который можно определить как сюжетно - дидактическую игру.

Структура сюжетно-дидактической игры строится на основе структуры дидактической игры. Игра, используемая в целях обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями.

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей.

Таким образом, обязательными структурными элементами сюжетно-дидактической игры являются: обучающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Определяя обучающую задачу для сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные способности в связи с этим развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами данной игры.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками.

Игровые действия, в свою очередь, направляют, контролируют выполнение игровых правил.

Чтобы развернуть сюжетно-дидактическую игру со старшими дошкольниками, важно знать прин ципы её организации. К таковым относятся:

  1. Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников
  2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.
  3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.
  4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.
  5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
  6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).
  7. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.

В подготовку к сюжетно-дидактической игре входит:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения сюжетно-дидактической игры;
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате; определение количества играющих;
  • подготовка необходимого игрового материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение сюжетно-дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение: детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

на усмотрение воспитателя показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие;

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил.

подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему, что поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Напомним, какие особенности характерны для игр, в содержании которых отражаются количественные отношения предметов реального мира. Это, во-первых, наличие разнообразных сюжетов и ролей, наполненных математическим содержанием. Во-вторых, математические знания, усвоенные на занятиях, естественно включаются в игры как правила выполнения детьми той или иной роли. Воспитатель, беря на себя определенную игровую роль, помогает детям использовать счет и измерение и контролирует правильность их выполнения. В-третьих, в сюжетно-дидактических играх развивается умение применять полученные на занятиях математические знания в новых условиях, с разными объектами. И, наконец, в-четвертых, игры этого вида носят коллективный характер.

Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры, в которых дети стали бы использовать счет и измерение, необходимо наполнить «старые», бытующие игры новым содержанием. Решение этой задачи заключается в ином подходе к ознакомлению с уже известным детям трудом взрослых, в необходимости показать, что качество и результат их деятельности зависят от применения счета и измерения. А для этого требуется создать такие игровые ситуации и условия, в которых бы возникало осознание практической необходимости в математических действиях.

Существенное значение для организации и проведения сюжетно-дидактических игр имеет подготовка игрового материала . Воспитатель должен заранее продумать, какой материал нужен для реализации задуманного содержания и как привлечь детей к его изготовлению. Участие ребенка в поделке нужных атрибутов для игры заставляет его задуматься над содержанием ролей, определить, какую из них он хотел бы выполнить, проявить выдумку, творчество, терпение.

В играх следует широко использовать разнообразный дидактический материал и подбирать его таким образом, чтобы облегчить ребенку переход от применения более конкретных его форм к более абстрактным, т. е. в играх должны использоваться вначале реальные предметы, затем их заменители, потом числовые фигуры и, наконец, карточки с цифрами.

Когда сюжетная линия подготовлена, а также подобран материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя, так и по желанию самих детей. Поводом для ее развертывания могут стать и различные ситуации, создаваемые воспитателем.

условно выделить три этапа

Условия сюжетно-дидактической игры позволяют педагогу на первых порах быть её непосредственным участником и через роль включать в неё счёт, контролировать правильность решения задач, оказывать своевременную помощь, индивидуализировать задания с учётом возможностей, знаний и опыта каждого ребёнка, поощрять инициативу и самостоятельность, поддерживать радость успеха.

Сюжетно-дидактическая игра строится и развивается при условии закрепления за каждой ролью определенных игровых функций и установления чёткой зависимости этих функций. То есть, если выполнение одной роли с необходимостью требует выполнения другой, то происходит активное взаимодействие и общение ребят по ходу игры.

Включение счёта и измерения в игру должно происходить в тот момент, когда в этом возникает необходимость по ходу развития сюжета игры и выполнения игровой роли.

На первом этапе игры может оказаться, что некоторые её участники, выполняя роли, связанные со счётом, действуют привычным для них способом, т.е без счёта. Такие ситуации необходимо использовать для выяснения причин создавшегося положения самими играющими. С помощью партнёров по игре дети находят эту причину (пересчитывают объекты) и исправляют допущенную ошибку. Это приводит к пониманию необходимости и важности счёта и измерения.

При распределении ролей в сюжетно-дидактической игре необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок получил желаемую роль. Может оказаться, что одновременно многим детям захочется выполнять роли, включающие математические знания. В этом случае надо установить очерёдность.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы к роли, требующей счёта, подключались все дети, даже малоактивные. Какие методы и приёмы может использовать воспитатель для вовлечения детей в игру и выполнения ролей, предполагающих использование математических представлений?

Воспитатель может действовать через роль, приглашая ребёнка в игру и предлагая ему для решения посильные задачи, подсказывая последовательность действий. При этом, подчеркивая какие важные функции он выполняет, давая это понять другим ребятам, чтобы те, в свою очередь, приглашали малоактивного ребёнка в игру.

По мере овладения счетом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль воспитателя.

Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Критерием выбора на ведущую роль нередко становится умение сверстников выполнять счетные и измерительные действия. Кандидатуры на ту или иную роль теперь обсуждаются коллективно. Для поддержания интереса детей к играм и к выполняемым в них счетным действиям воспитателю необходимо создавать новые игровые ситуации, требующие осмысленного оперирования математическими знаниями. Например, в играх может неожиданно возникнуть ситуация, когда нужно сравнить числа, разница между которыми выражена числом 2, или произвести счет группами (двойками, тройками).

Действия счета и измерения становятся предметом обсуждения, выяснения причин возникших ошибок, обмена мнениями. Смена ролей и создание различных игровых ситуаций обеспечивают действия всех участников игры с реальными предметами или их изображениями в различных игровых ситуациях: предметы вначале находятся непосредственно перед ребенком, и он практически действует с ними, а затем их удаляют на значительное расстояние. Это способствует постепенному переходу детей от счета непосредственно воспринимаемых предметов к счету в уме.

В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений каждого ребенка. Это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к детям, своевременно оказывать им необходимую помощь, заинтересовывать их выполнением привлекательных ролей с постепенным усложнением заданий. Эффективным по отношению к детям, испытывающим затруднения, оказывается вовлечение их в игру в роли учеников или помощников, тесно контактирующих, взаимодействующих с ребятами активными, умеющими играть и практически применять математические знания.

То, что игра свободна от неприятных последствий, чрезвычайно важно для успешного овладения знаниями каждым ребенком. Этот прием включения детей в игру на правах учеников или помощников оказывается эффективным и с точки зрения вовлечения в игру всех детей без исключения.

Использование воспитателем разнообразных приемов дает возможность детям проявлять самостоятельность и инициативу. Однако надо помнить, что наличие у воспитателя модели возможной игры не приводит к инсценированию заранее заготовленного сюжета. Ребята обычно проявляют много творчества, инициативы, самостоятельности. Но если дети будут опускать ситуации, в которых нужно применять счет и измерение, то воспитатель через роль должен натолкнуть играющих на их обыгрывание, используя разные приемы.

Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель — активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-либо роль. Задача воспитателя сводится к контролю за ходом игры и вовлечению малоактивных детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика и т.п.), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счетные задачи.

Принимая участие в игре, дети обычно быстро усваивают обязанности, игровые правила каждой роли, возможные действия. В этом случае каждый участник знает, что и как ему нужно делать. Дети с интересом выполняют все роли, но особенно увлеченно те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить.

Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программою материала. Развитие сюжета и активность детей в игре при выполнении счетно-измерительных действий не возникают стихийно. То, чтовзрослый является участником игры, направляет и обогащает ее сюжет и содержание, используя разнообразные методы и приёмы приводит к тому, что сюжетно-дидактические игры перерастает в сюжетно-ролевые.

Таким образом, рассматривая особенности использования сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующий вывод: что сюжетно-дидактическая игра - эта игра с развёрнутым сюжетом, включающим разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил, т.е сюжетно-дидактическая игра имеет такую структуру, обязательными элементами которой являются - обучающая задача, игровые действия и правила.

Руководство сюжетно-дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа . Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.

На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.

На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.

Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель — активный наблюдатель.

Таким образом, зная этапы развития игры, включающей счет, важно подготовить детей к тому, чтобы сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем, смогла перейти к самостоятельной детской игре, включающей счетные и измерительные действия, где воспитатель участвует в игре в качестве нейтрального лица; подсказывающего новые игровые ситуации и постепенно вовлекающего в игру всех детей группы.

Консультация для воспитателей

Сюжетно-дидактические игры

математического содержания

Сюжетно-дидактические игры математического содержания.

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счёта и измерения.

Однако ребята не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближённо, а точно? Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги ещё в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни.

С необходимостью использования математических знаний ребёнок сталкивается в различных видах деятельности: трудовая (во время сервировки стола при сопоставлении количества приборов и числа детей, изобразительная (количество предметов не зависит от места их расположения, игровая (измерение расстояния между предметами, сравнивают оборудование по длине, ширине, высоте и т. д.) .

Рассмотрим подробнее, какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – игры с использованием счётно-измерительных умений и навыков.

При обучении началам математики педагоги используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки.

Наряду с дидактическими играми в детском саду бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, моряков, в больницу, магазин, школу, завод. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.

Принципами организации сюжетно-ролевые игры со старшими дошкольниками:

1. Отбор математических знаний, полученных на занятия, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счёта и измерения.

3. Отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к выполнению ролей, включающих математические действия.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

6. Индивидуальный подход к детям.

7. Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий, даёт ребёнку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные на занятиях представления. В играх дети обычно отображают то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Положительные эмоции, впечатления являются основой содержательных игр.

Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры, в которых дети стали бы использовать счёт и измерение, необходимо выполнить «старые», бытующие игры новым содержанием. В сюжетно – дидактической игре одновременно могут быть заняты от 6-8 до 12-14 детей. Воспитатель, принимая в ней непосредственное участие, в тоже время должен держать в поле зрения и остальных детей группы. Это довольно сложно. Поэтому организуя новые игры с группой детей, необходимо остальных занять хорошо знакомыми играми. Это позволит воспитателю принимать участие в новой сюжетно-ролевой игре, а ведущие функции в бытующих играх передавать самим играющим.

В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа.

1. На этом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю.

2. На этом этапе сюжетно - дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми. Воспитатель принимает участие в игре на второстепенных ролях.

3. Этот этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Воспитатель активный воспитатель.

Для практического применения математических знаний педагог организует следующие сюжетно-дидактические игры: «Путешествие в дальние страны», «Телеграф – телефон», «Аэропорт», «Дом связи», «Домовая кухня», «Автопарк», «Бензозаправочная станция», «Уличное движение», «Кондитерская фабрика», «Овощехранилище», «Магазин».

Чтобы игры носили длительный творческий характер необходимо:

1. Усложнять игровое содержание выполнением счётными действиями.

2. Менять предметы, с которыми дети будут производить действия счёта.

3. Воспитатель должен быть участником.

4. Особое внимание обращать на детей допускающих ошибки в счёте.

Решение практических задач требует осмысленного оперирования знаниями. Необходимость рассуждений до выполнения практического действия исключает механические ответы, т. к. прежде чем ответить, ребёнок должен подумать – ведь от точности его ответа будут зависеть действия других играющих.

1. «Бензозаправочная станция».

Цель игры: устное, с опорой на знаки (цифры, сравнение чисел, определение связей и отношений между ними, осознание выражений «до» и «после». Воспитание интереса и уважения к труду транспортников, пробуждение желания работать так же добросовестно, ответственно, как взрослые, заботиться о сохранности техники.

Подготовка к игре: экскурсия на улицу к перекрёстку, наблюдение за движением транспорта, рассматривание дорожных знаков, беседа о правилах дорожного движения, экскурсия АЗС (по возможности, рассматривание иллюстраций и фотографий, связанных с движением транспорта, чтение художественных произведений С. Маршака, С. Михалкова, Б. Житкова и др.

Ошибки допускаемые детьми: некоторые ребята долго не понимают, что каждое число больше предыдущего и меньше последующего на 1; вместо выражений «до» и «после» используют слова «впереди» и «сзади». Особенно ярко это проявляется в ситуации, когда сравниваются числа от 6до 10. Очевидно, что дети усвоив связи между числами в пределах 5, не переносят общий принцип этих отношений на числа от 6 до 10.

Для успешного продолжения игры её можно трансформировать в игру «Уличное движение». Из стульев и строительного материала строят улицу, на которой расположены дома, магазины, школа, больница, кафе, перекрёсток со светофорами и дорожными знаками. Более того, многие участники игры включают счёт, сравнение чисел, операции с цифрами при заказе обеда в кафе, при покупке в магазине, получении лекарств в аптеке. То же самое происходит и в других играх, организованных самостоятельно: «Аэродром», «Таксомоторный парк», «Школа».

2. «Кондитерская фабрика».

Цель игры: разложение и составление числа из двух меньших чисел в пределах 10. Расширение представлений о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного труда. Развитие воображения дошкольников.

Подготовка: на занятиях, беседах знакомство детей с работой кондитера. На кондитерской фабрике трудятся люди разных профессий, благодаря которым в магазины, а потом и в наши дома попадают конфеты и шоколадки, пряники и печенье, и многое другое. Но в эти продукты нужно вложить много труда. Воспитатель вместе с детьми изготавливают кондитерские изделия.

Ошибки: при составлении числа из двух меньших чисел некоторые ребята не понимают, а лишь запоминают состав числа и соответственно формально усваивают действия. Иногда дети правильно подбирают указанное число предметов на основе копирования действий своих партнёров по игре.

Усложнение заданий. Совершенствование знаний о составе числа из двух меньших чисел можно связать с решением более сложной задачи, а именно с называнием разных вариантов составления и разложения числа. Реализовать указанную задачу можно в игре «Магазин», связанной с игрой «Кондитерская фабрика». Играя в подобные игры, дети часто оперируют «деньгами» (картонными монетами) и довольно быстро учатся различать их достоинство. Поэтому действия с монетами можно использовать для упражнений в составлении и разложении числа. Следовательно, упражнения в различных способах набора монет более яркое представление о составе числа.

Развитие сюжета.

Воспроизводя в сюжетно-дидактических играх «Ателье», «Мебельная фабрика», «Молочная ферма», «Зернохранилище», «Птицефабрика» действия людей разных профессий, дошкольники практически пользуются мерками при определении протяжённости и объёма. В результате они начинают воспринимать число как величину, проявляющуюся при измерении.

Каждого воспитателя, работающего с детьми 6 лет, должны волновать вопросы: «Как дети будут учиться в 1 классе? Достаточно ли у них знаний и умений, необходимых для успешного обучения в школе? Каков общий уровень их умственного развития? Насколько хорошо усвоена ребятами программа детского сада по математике? Какова роль сюжетно- дидактических игр в овладении элементарными математическими знаниями и умениями? »

Чтобы ответить на эти вопросы, воспитатель организует проверку знаний и умений в форме дидактической игры. Примером может служить дидактическая игра, в которой решение задач осуществляется с использованием новых объектов и в точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе (КВН) .

Литература:

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1993.


Елена Елтуховская
Использования сюжетно-дидактических игр при формировании количественных представлений у старших дошкольников

«Особенности использования сюжетно » Сюжетно -дидактическая игра является неким синтезом, объединяя сюжетно -ролевую и дидактическую игру. Почему же возникла необходимость в этом слиянии.

Сюжетно -ролевая игра – это игра, основой которой является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им игровой обстановке.

В сюжетно -ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.

Но может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры ? На первый взгляд ответ прост : да, может. Действительно, дошкольники в сюжете и содержании игр , а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности : быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия.

Но, как показывают наблюдения, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их неточно. Почему?

А. А. Смоленцева отмечает, что для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры , смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.

Что касается количественных отношений , то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник также не может . Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений , и потому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.

Счет и измерение - действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности . Поэтому в творческой игре, где используются счет или измерение , воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность и точность выполнения каждым ребенком математических действий. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математическим основам, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них : во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Иначе говоря, в такой игре должен быть развернутый сюжет , включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные предлагаться ребенку в виде игровых правил. Именно обучающая дидактическая игра реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила, а развернутый сюжет , включающий разнообразные роли присущ сюжетно-ролевой игре . Таким образом, возникает некий вид игры, который можно определить как сюжетно –дидактическую игру .

Структура сюжетно -дидактической игры строится на основе структуры дидактической игры. Игра, используемая в целях обучения , должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме , которая достигается определёнными игровыми действиями .

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей.

Таким образом, обязательными структурными элементами сюжетно -дидактической игры являются : обучающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» . Определяя обучающую задачу для сюжетно -дидактических игр с математическим содержанием, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные способности в связи с этим развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами данной игры.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре . Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли , умения обращаться со сверстниками.

Игровые действия, в свою очередь, направляют, контролируют выполнение игровых правил.

Чтобы развернуть сюжетно -дидактическую игру со старшими дошкольниками , важно знать принципы её организации. К таковым относятся :

1. Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.

3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр .

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

7. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений , а затем к операциям с числами.

Руководство сюжетно направлениях

В подготовку к сюжетно -дидактической игре входит :

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения : углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи) и др. ;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы ;

определение наиболее удобного времени проведения сюжетно-дидактической игры ;

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате; определение количества играющих ;

подготовка необходимого игрового материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы , картинки, природный материал);

подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение сюжетно -дидактических игр включает :

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре ;

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение : детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают ) ;

на усмотрение воспитателя показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие;

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей , уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил.

подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения : какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему, что поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Напомним, какие особенности характерны для игр, в содержании которых отражаются количественные отношения предметов реального мира . Это, во-первых, наличие разнообразных сюжетов и ролей , наполненных математическим содержанием. Во-вторых, математические знания, усвоенные на занятиях, естественно включаются в игры как правила выполнения детьми той или иной роли. Воспитатель, беря на себя определенную игровую роль , помогает детям использовать счет и измерение и контролирует правильность их выполнения. В-третьих, в сюжетно -дидактических играх развивается умение применять полученные на занятиях математические знания в новых условиях, с разными объектами. И, наконец, в-четвертых, игры этого вида носят коллективный характер.

Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры , в которых дети стали бы использовать счет и измерение , необходимо наполнить «старые » , бытующие игры новым содержанием. Решение этой задачи заключается в ином подходе к ознакомлению с уже известным детям трудом взрослых, в необходимости показать, что качество и результат их деятельности зависят от применения счета и измерения. А для этого требуется создать такие игровые ситуации и условия, в которых бы возникало осознание практической необходимости в математических действиях.

Существенное значение для организации и проведения сюжетно -дидактических игр имеет подготовка игрового материала. Воспитатель должен заранее продумать, какой материал нужен для реализации задуманного содержания и как привлечь детей к его изготовлению. Участие ребенка в поделке нужных атрибутов для игры заставляет его задуматься над содержанием ролей, определить , какую из них он хотел бы выполнить, проявить выдумку, творчество, терпение.

В играх следует широко использовать разнообразный дидактический материал и подбирать его таким образом, чтобы облегчить ребенку переход от применения более конкретных его форм к более абстрактным , т. е. в играх должны использоваться вначале реальные предметы , затем их заменители, потом числовые фигуры и, наконец, карточки с цифрами.

Когда сюжетная линия подготовлена , а также подобран материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя , так и по желанию самих детей. Поводом для ее развертывания могут стать и различные ситуации, создаваемые воспитателем.

В организации и проведении сюжетно

На первом этапе игра носит сюжетно сюжета

Условия сюжетно -дидактической игры позволяют педагогу на первых порах быть её непосредственным участником и через роль включать в неё счёт, контролировать правильность решения задач, оказывать своевременную помощь, индивидуализировать задания с учётом возможностей, знаний и опыта каждого ребёнка, поощрять инициативу и самостоятельность, поддерживать радость успеха.

Сюжетно -дидактическая игра строится и развивается при условии закрепления за каждой ролью определенных игровых функций и установления чёткой зависимости этих функций. То есть, если выполнение одной роли с необходимостью требует выполнения другой, то происходит активное взаимодействие и общение ребят по ходу игры.

Включение счёта и измерения в игру должно происходить в тот момент, когда в этом возникает необходимость по ходу развития сюжета игры и выполнения игровой роли.

На первом этапе игры может оказаться, что некоторые её участники, выполняя роли, связанные со счётом, действуют привычным для них способом, т. е без счёта. Такие ситуации необходимо использовать для выяснения причин создавшегося положения самими играющими. С помощью партнёров по игре дети находят эту причину (пересчитывают объекты) и исправляют допущенную ошибку. Это приводит к пониманию необходимости и важности счёта и измерения.

При распределении ролей в сюжетно -дидактической игре необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок получил желаемую роль. Может оказаться, что одновременно многим детям захочется выполнять роли, включающие математические знания. В этом случае надо установить очерёдность.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы к роли, требующей счёта, подключались все дети, даже малоактивные. Какие методы и приёмы может использовать воспитатель для вовлечения детей в игру и выполнения ролей, предполагающих использование математических представлений ?

Воспитатель может действовать через роль, приглашая ребёнка в игру и предлагая ему для решения посильные задачи, подсказывая последовательность действий. При этом, подчеркивая какие важные функции он выполняет, давая это понять другим ребятам, чтобы те, в свою очередь, приглашали малоактивного ребёнка в игру.

На втором этапе сюжетно сюжетно-ролевую

По мере овладения счетом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль воспитателя.

Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Критерием выбора на ведущую роль нередко становится умение сверстников выполнять счетные и измерительные действия. Кандидатуры на ту или иную роль теперь обсуждаются коллективно. Для поддержания интереса детей к играм и к выполняемым в них счетным действиям воспитателю необходимо создавать новые игровые ситуации, требующие осмысленного оперирования математическими знаниями. Например, в играх может неожиданно возникнуть ситуация, когда нужно сравнить числа, разница между которыми выражена числом 2, или произвести счет группами (двойками, тройками) .

Действия счета и измерения становятся предметом обсуждения , выяснения причин возникших ошибок, обмена мнениями. Смена ролей и создание различных игровых ситуаций обеспечивают действия всех участников игры с реальными предметами или их изображениями в различных игровых ситуациях : предметы вначале находятся непосредственно перед ребенком, и он практически действует с ними, а затем их удаляют на значительное расстояние. Это способствует постепенному переходу детей от счета непосредственно воспринимаемых предметов к счету в уме .

В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений каждого ребенка. Это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к детям, своевременно оказывать им необходимую помощь, заинтересовывать их выполнением привлекательных ролей с постепенным усложнением заданий. Эффективным по отношению к детям, испытывающим затруднения, оказывается вовлечение их в игру в роли учеников или помощников, тесно контактирующих, взаимодействующих с ребятами активными, умеющими играть и практически применять математические знания. То, что игра свободна от неприятных последствий, чрезвычайно важно для успешного овладения знаниями каждым ребенком. Этот прием включения детей в игру на правах учеников или помощников оказывается эффективным и с точки зрения вовлечения в игру всех детей без исключения.

Использование воспитателем разнообразных приемов дает возможность детям проявлять самостоятельность и инициативу. Однако надо помнить, что наличие у воспитателя модели возможной игры не приводит к инсценированию заранее заготовленного сюжета . Ребята обычно проявляют много творчества, инициативы, самостоятельности. Но если дети будут опускать ситуации, в которых нужно применять счет и измерение, то воспитатель через роль должен натолкнуть играющих на их обыгрывание, используя разные приемы .

сюжетно -ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель - активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-либо роль. Задача воспитателя сводится к контролю за ходом игры и вовлечению малоактивных детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика и т. п., подсказывающего новые игровые ситуации, новые счетные задачи.

Принимая участие в игре, дети обычно быстро усваивают обязанности, игровые правила каждой роли, возможные действия. В этом случае каждый участник знает, что и как ему нужно делать. Дети с интересом выполняют все роли, но особенно увлеченно те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить.

Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программою материала. Развитие сюжета и активность детей в игре при выполнении счетно-измерительных действий не возникают стихийно. То, что взрослый является участником игры, направляет и обогащает ее сюжет и содержание , используя разнообразные методы и приёмы приводит к тому, что сюжетно -дидактические игры перерастает в сюжетно-ролевые .

Рассматривая особенности использования сюжетно -дидактических игр с математическим содержанием при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста , можно сделать следующий вывод : что сюжетно -дидактическая игра – эта игра с развёрнутым сюжетом , включающим разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил, т. е сюжетно -дидактическая игра имеет такую структуру, обязательными элементами которой являются – обучающая задача, игровые действия и правила.

Руководство сюжетно -дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях : подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В организации и проведении сюжетно -дидактических игр можно условно выделить три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.

На первом этапе игра носит сюжетно -дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета , следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.

На втором этапе сюжетно -дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую , которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.

Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно -ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель - активный наблюдатель.

Зная этапы развития игры, включающей счет, важно подготовить детей к тому, чтобы сюжетно-дидактическая игра , организованная воспитателем, смогла перейти к самостоятельной детской игре, включающей счетные и измерительные действия, где воспитатель участвует в игре в качестве нейтрального лица; подсказывающего новые игровые ситуации и постепенно вовлекающего в игру всех детей группы.

Карпович Светлана Юрьевна,

воспитатель МАДОУ д/с № 158 города Тюмени.

Педагогический стаж работы - 20 лет.

Актуальность темы

Для полноценного развития личности ребенкаважен процесс приобретения математических знаний, формирующихментальные процессы.

Математиканачинается с элементарныхарифметических действий.

Но дошкольники не всегда понимают, для чеговообще нужен точный, не приближенный счет.Не уяснив смыслапроизводимых действий, они выполняют поставленные задачи, не вдумываясь.

Доказано, что в основе формированиядетского представления лежит предметно-чувственная деятельность, посредством которой прощеосвоить математические навыки.

Основной вид предметно-чувственной деятельностиребёнка – игра.

Опыт показывает, что гармоничное сочетание обучения и игры даёт возможность детямлучше познать мир. Это способствует воспитанию полноценных индивидуумов.

Главная цель:

Формирование посредством сюжетно-дидактических игр математических знаний об окружающем мире у дошкольников.

Основные задачи:

Расширять и углублять арифметические знания и умения детей средней группы.

Поощрять познавательный интерес ребяти способствовать развитиюментальныхпроцессов.

Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольников

Жизнь глазами ребенка - это игра, эксперимент, поэтому арифметические знания лучшеприменять в игровом ключе. Зачастую полезно и увлекательно обыгрывать ситуации и события, с которыми сталкиваются взрослые. Дети охотно принимают участие в таких сюжетно-дидактических играх, как «На корабле», «В поликлинике», «Магазин», «Парикмахерская».





В ходе игр «Цирк»и «Зоопарк»у ребят формируются пространственные представления. Педагог задаёт детям вопросы о расположении зверей на арене: «Кто находится справа? Слева? Справа от…? По центру? Выше? Ниже? Выше, чем…?». И так далее.




Посредством аналогичных вопросов, заданных в ходе игры «Завтрак, обед, ужин», воспитатель способствует развитию представления ребенка о расположении предметов в пространстве относительно друг друга. С помощью наглядных материалов дети выполняют элементарные математические задачи.



Сюжетно-дидактические игры состоят из трех этапов:

1. Вначале игра имеет сюжетно-дидактический характер. Ведущаяроль принадлежит педагогу, который следит за арифметическимидействиямидетей, при необходимости помогает направить процесс в нужное (игровое) русло.

2.Сюжетно-дидактическая игра перетекает в сюжетно-ролевую (это могут быть игры «Математика в дс», «Почта»,«В кафе», «Автобус»). Главенствующие роли начинают исполнять дети.

3. Происходит возникновениесамостоятельной сюжетно-ролевой деятельности по инициативе детей, которые сами с большим интересом придумывают новые игры, используя приобретенные навыки счёта. Педагог на данном этапе лишь следит за ходом игровой деятельности.






Взаимодействие с родителями

В основе взаимодействияродителей и ребенка лежатдоброжелательность и индивидуальность. Эти качества помогают детям формировать свои положительные навыки, умения, достижения испособствуют развитию ребенка как личности, индивидуума.

Реализация принципов, на которых строится общение с родителями, помогает быстро построить «мостик взаимоотношения» с каждым из них.

Родители радуются вместе с нами успехами детей, помогают им.

Взаимодействие с педагогами МАДОУ

Дидактические игры могут проводиться параллельно в разных сферах познавательной деятельности детей: так, обучение счету может перемежаться с занятиями в ИЗО-студии и музыкальном зале.

Такое взаимодействие с педагогами МАДОУ погружает ребёнка в целостный мир познания через различные виды искусства.

Итоги

Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольниковочень велико.

В игре дети могут доказать свою правоту, открыто выразить свое мнение - таким образом формируется личность.

Глобально задача педагога состоит в том, чтобы подготовить ребенка не к школе, а к жизни; дать детям свободу, не ограничивать его потенциал.

Список используемой литературы

  1. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя д.сада.- М.: Просвещение, 1982.
  2. Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1997.
  3. Сербина Е.В. Математика для малышей. -.М.;Просвещение,1992
  4. СмоленцеваА.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.-М.: Просвещение, 1987. -96 с.

Программа:

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».- М.: Мозаика-Синтез, 2012. -391 с.

Фотографии -из архива воспитателяС. Ю. Карпович.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю важно знать принципы их организации. Их сформулировала А.А. Смоленцева.

1. Отбор знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого принципа необходимо:

Определить возможность применения знаний в детских играх;

Обеспечить преемственность между содержанием занятий с последующей игровой деятельностью;

Включить в игры специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:

Она должна быть общественно значимой и доступной для наблюдения и понимания детей. Действия счета и измерения должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения социально значимых результатов;

Профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счета и измерения, так и по полученному продукту;

Сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, о применении счета и измерения в разных сферах жизни, о точности выполнения людьми указанных действий, обеспечивающих успешность деятельности, чтобы у ребят возник интерес к трудовым профессиям и желание включить их в игры;

Необходимо использовать разнообразные методы и приемы, позволяющие знакомить детей с разными видами труда.

3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:

Дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. Тогда, решая задачу, они будут целенаправленно и достоверно воспроизводить в игре счетно-измерительные действия;

При отображении труда следует включать в игру действия счета и измерения не как одноразовое поручение, а как действия, закрепленные за данной ролью. В этом случае они будут выступать как средства достижения цели деятельности, как практическая необходимость в применении математических знаний;

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия. Осуществление этого принципа создает условия для практического применения и развития математических представлений каждого дошкольника, для формирования эмоционально-положительного отношения к указанным знаниям, для развития самодеятельности и активности всех участников игры. Чтобы реализовать данные положения, необходимо:

Обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переносить и в другие игры с новыми объектами. Сфера применения знаний значительно расширится;

Готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появится интерес к содержанию игры, к будущим ролям и развертыванию сюжета.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль. Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направленности и руководства ею. Необходимость участия взрослого в игре диктуется следующими соображениями:

Счетно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а правильно и точно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться;

Беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность естественно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных со счетом и измерением, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т.д.;

Влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, поддерживать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.

6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка). Целенаправленное воздействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности в школе. С этой целью необходимо:

Подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;

Предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию активности и самостоятельности;

Создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;

Удивляться догадкам детей, их сообразительностью, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

7. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами. Пути реализации этого принципа следующие:

Осуществление в игровых ситуациях постепенного перехода от счета реальных предметов к их заместителям, а затем к устному счету;

Создание по ходу игры ситуаций взаимодействия с партнером, в которых возникает необходимость словесного обозначения количества (постановки задачи или вопроса, сообщения результата);

Постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.

Согласно программам дошкольного образования дети получают элементарные математические представления в сфере счета, измерения. Чтобы не было действий, совершающихся на занятиях механически, нужно связать их с интересным сюжетом. То есть, чтоб не произошло формального усвоения детьми математического материала. Не выясненность значения совершаемых действий не связано с психолго-физиологическими возможностями детей, а заключено в методах и формах обучения.

Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-дидактические играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда. Дошкольники настолько активно и организованно применяют математические знания в этих играх, насколько жизненные требования и бытовая деятельность побуждает их выполнять те или иные операции. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-дидактическая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления. В основе содержания игры входят и положительные эмоции с впечатлениями, и математические количественные стороны действительности. В сюжетно-дидактическую игру математические действия включаются именно тогда, когда по сюжету игры возникает необходимость этих операций. Например, в игре «Зоопарк», сотрудники зоосада должны привести животных из других зоопарков. Но они должны помнить, откуда и сколько животный каждый из них должен привести. После доставки животных каждый из них рассказывает директору, а он должен запомнить, откуда и каких, сколько животных привезли и в какую по счету клетку их поместили. По аналогии рабочие зоосада отсчитываются, в каких клетках, какое количество животных они кормили, купали, выводили гулять. Директор зоосада приглашает работников и уточняет еще раз содержание их работы. Он определяет количество животных для отлова, контролирует правильность выполнения распоряжения директора, стимулируя у детей умения рассказывать о выполнении ими счетных действий. Игры, на основе действий с множествами и измерение с помощью условной меры, продолжают формировать у детей представления о числах до десяти. На основе этих знаний и умений у детей развивают глазомер. Многие сюжетно-дидактические игры активно применяются в проектах ДОУ. В частом применении сюжетно-дидактических игр дети упражняются в счете в пределах десяти. В сюжете дети пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее количество, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. В целях привития ребенку интереса к математическим знаниям целесообразно применение сюжетно-дидактических игр, проходящих в увлекательной форме. Благодаря сюжетно-дидактическим играм дети способны сконцентрировать внимание и привлечь интерес к самому предмету обучения. Получается интересно, если сюжетно - дидактические игры были включены в проектную деятельность.

Проект -- это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. [Словарь Викепедии 67,1]. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Например, в ходе игры: «Рюкзак путешественника» дошкольники выявляют умения пользоваться приемами определения веса, сравнивать предметы по весу, объяснить ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же». Детям интересно «работать на весах», так как и гири-то, им заменяют яблоки (знакомые им предмет). Сюжет и педагогические условия вполне устраивают детей. А это говорит о том, что в удобном случае, вне занятия ребенок вернется к игре и самостоятельно будет в нее играть. Естественно, если воспитатель учтет желание ребенка и найдет место для оборудования этой сюжетно-дидактической игры в игровой зоне.

Выбирают сюжетом игры область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (почта, больница, семья, зоопарк, магазин и др.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка, меняются в зависимости от них. Содержание игры воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Выбирая одну и ту же по своему сюжету игру можно иметь совершенно разное содержание. К примеру, мишка в зоопарке может лежать и лениться, не обращать внимание ни на кого; а может рычать и метаться по клетке, подходить к такому зверю побоятся даже служащие зоопарка; или же заниматься купанием и заботиться о своем малыше. И отношения с природой, и человеческие отношения с условиями, определяют сюжеты, содержание игр.

Выбранный сюжет в игровой обстановке с применением дидактического материала реализуется полностью или частично. Здесь учитывается частота проигрывания игровых ситуаций.

На первом этапе игра - сюжетно-дидактическая. Воспитатель направляет развитие сюжета, контролирует за действиями (счетными, измерительными) ребенка, за сменой сюжетных ролей.

На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуются детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.

На третьем этапе дети по своей инициативе начинают придумывать самодеятельные сюжетно-ролевые игры. Воспитатель наблюдает за разыгрыванием детьми ролей, с использованием счетно-измерительных действий, лишь в некоторых случаях включаясь в игру.

После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, которое включает в себя:

Определение детьми вариантов дальнейшего продолжения сюжета;

Обращение к опыту детей по применению ими математических знаний;

Дискуссия о способах влияния детей на изменение хода событий в пользу положительных героев;

Отображение ситуации в продуктивных видах детской деятельности.

То есть, проводили игру-придумывание, целью которой не только развитие сюжета, но закрепление математического материала.

Развитие сюжета с применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей.

Средствами сюжетно-дидактических игры являются:

Знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;

Способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;

Те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Необходимое оборудование и наглядность для выработки организационных навыков у ребенка:

Игровые и эстетически красиво сделанные дидактические материалы, предназначенные для имитации взрослой жизни;

Игровая мебель по сюжету (кухонная стенка, стенка «Домик» игровой набор кухонной мебели, парикмахерская, аптека и т.д.);

Достаточное количество предметов, разнообразие их по размерам и динамичность.

Для проведения сюжетно-дидактической игры подготавливается игровой материал заранее. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры. У детей при этом развивается инициатива, и они получают чувство удовлетворения от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.

Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы на занятии, во время сюжетно-дидактической игры внимание привлекала только математическая сторона, а не игровая.

Таким образом, сюжетно-дидактическая может быть успешно организована, если соблюдаются принципы и правильное руководство этим процессом.