Нарушение социальной адаптации. Симптомы болезни - нарушения адаптации


Расстройство адаптации (расстройство приспособительных реакций) возникает вследствие существенных изменений в жизненном укладе, обусловленных имевшей место ЧС. Согласно справочнику по диагностике и статистике психических расстройств, расстройство адаптации, которое могут запустить стрессоры различной интенсивности, имеет различные проявления.

Расстройство адаптации, как правило, возникает после переходного периода. В большинстве случаев наблюдаются различные по длительности и структуре депрессивные расстройства, у части больных депрессия в рамках расстройства адаптации проявляется субъективным чувством сниженного настроения, безнадёжности и бесперспективности.

Внешне пострадавшие выглядят старше своего возраста. Отмечают снижение тургора кожи, раннее появление морщин и поседение волос. Активно в беседу не вступают, с трудом поддерживают разговор, говорят тихим голосом, темп речи замедлен. Пострадавшие обращают внимание, что им трудно собраться с мыслями, любое начинание кажется невыполнимым, требуется волевое усилие, чтобы что-нибудь сделать. Отмечают затруднение концентрации внимания на одном вопросе, трудность в принятии решений, а затем в воплощении его в жизнь. Пострадавшие, как правило, осознают свою несостоятельность, однако стараются её скрыть, придумывая разнообразные причины в оправдание своего бездействия.

Практически всегда отмечаются нарушения сна (затруднение засыпания, частые ночные просыпания, ранние просыпания в тревоге), отсутствие чувства бодрости по утрам вне зависимости от обшей длительности сна. Иногда отмечают кошмарные сновидения. В течение дня настроение понижено, на глаза легко «наворачиваются слёзы» по незначительному поводу.

Наблюдают появляющиеся перед сменой погоды колебания АД, не свойственные ранее приступы тахикардии, потливость, похолодание конечностей и чувство покалывания ладоней, отклонения в работе пищеварительной системы (снижение аппетита, чувство дискомфорта в области живота, запоры). В части случаев у лиц, которые страдают на расстройство адаптации, на первый план, наряду с субъективно мало ощущаемым снижением настроения, выступает ощущение тревоги.

Внешне пострадавшие выглядят напряжёнными, во время беседы сидят в «закрытой позе»: слегка наклонившись вперёд, переложив ногу на ногу и скрестив руки на груди. В беседу вступают неохотно, настороженно. Вначале жалоб не высказывают, однако после того, как беседа начинает касаться «актуальной темы», темп речи ускоряется, в голосе появляется «металлический оттенок». Во время беседы с трудом следят за канвой беседы, не могут дождаться, пока собеседник выскажет своё мнение, постоянно его перебивают. Ответы на вопросы часто носят поверхностный, непродуманный характер. Легко внушаемы и быстро поддаются переубеждению. За порученное дело берутся с большой ответственностью, однако в последующем, в связи с затруднением концентрации внимания, не могут отслеживать последовательность выполнения поручений, совершают грубые ошибки и либо не доводят дело до конца, либо завершают его с большим опозданием.

Имеет также место нарушение сна, однако, в отличие от представителей предыдущей группы, затруднения засыпания в этих случаях в первую очередь выражаются в том, что перед сном «в голову приходят разнообразные тревожные мысли», касающиеся значимых вопросов. Со стороны сердечно-сосудистой системы так же, как и в предыдущей группе, наблюдают повышение АД (однако оно носит более стабильный характер и меньше зависит от смены метеоусловий), отклонения в работе пищеварительной системы (снижение аппетита, перемещающееся с появлением чувства" голода, нередко сопровождающееся поглощением большого количества пищи).

У некоторых лиц с расстройством адаптации, наряду с субъективно ощущаемым снижением настроения, развивается тревога. Причём в ранние утренние часы сразу же после пробуждения преобладает тревожное настроение, которое «не даёт возможности залёживаться в постели». Затем в течение 1-2 ч оно уменьшается, а в клинической картине начинает преобладать тоска,

В течение дня пострадавшие этой группы малоактивны. По собственной инициативе за помощью не обращаются. Во время беседы высказывают жалобы на сниженное настроение, апатию. На тревогу представители данной группы жалуются лишь при осмотре в вечернее время или в том случае, если на её наличие обращает внимание врач.

Тревога нарастает в вечернее время и постепенно снижается к полуночи. Сами пострадавшие именно этот период времени считают «наиболее стабильным и продуктивным», когда нет ощущения тоски и тревоги. Многие из них подчёркивают, осознают, что в этот период суток необходимо отдыхать, однако они начинают заниматься домашними делами или смотрят по телевизору «интересный фильм», а спать ложатся только глубоко за полночь.

В части случаев расстройство адаптации проявляется в изменении стиля жизни. Иногда человек подсознательно снимает с себя ответственность за благополучие и здоровье членов своей семьи. В части случаев пострадавшие полагают, что необходимо сменить место жительства. Нередко они переезжают на новое место жительства, где также не могут приспособиться к условиям жизни. Представители этой группы начинают злоупотреблять алкоголем, постепенно порывают связи с семьёй и примыкают к среде с более низкими социальными запросами и потребностями. Иногда, подсознательно сняв с себя ответственность за благополучие и здоровье членов своей семьи, примыкают к сектам. Как объясняют в этих случаях сами пострадавшие, «новые друзья помогают забыть старое горе».

У ряда пострадавших с расстройством адаптации проявляется в пренебрежении общепринятыми нормами поведения. При этом речь идёт не о том, что человек считает тот или иной неблаговидный поступок недопустимым, но «нужда заставляет так поступать», а о том, что он осознанно определяется как «вполне допустимый». В этих случаях речь идёт о снижении индивидуальных моральных критериев личности.

Расстройство адаптации и реакция горя

К расстройствам адаптации относят патологическую реакцию горя.

Перед описанием клинической картины патологической реакции горя целесообразно изложить, как протекает связанная с утратой неосложнённая реакция горя (эмоциональный и поведенческий ответ организма на невосполнимую утрату).

Изначально под словом «утрата» (потеря) понимали личностный опыт, связанный с потерей близкого человека. Несколько позднее к утрате начали относить развод и другие виды разрыва с любимым человеком. Помимо этого, к утрате относят потерю идеалов и прежнего образа жизни, а также ампутацию части тела и потерю важной функции организма, обусловленные соматическим заболеванием. Существует особая форма утраты, наблюдаемая у лиц, страдавших хроническим заболеванием. Например, при хронических заболеваниях сердечно-сосудистой системы человек вынужден вести жизнь полуинвалида, к которой он постепенно приспосабливается, а в последующем привыкает. После проведения необходимой хирургической операции и восстановления функции может возникнуть реакция горя по ограниченной жизни. 

Существуют утраты и несколько иного типа, которые также могут спровоцировать реакцию горя: потеря социального статуса, членства в определённой группе, работы, жилья. Особое место среди утрат (преимущественно среди одиноких люден) занимает потеря любимых домашних животных.

К утратам относят не только потерю любимого существа. Значимой утратой может оказаться и потеря идеалов или образа жизни индивида.

Реакция горя в известной мере естественная реакция на утрату. Согласно мнению С.Т. Wolff и R.C. Simons, «назначение» реакции горя - освобождение личности oт связей с индивидом, которого уже нет.

Интенсивность реакции горя более выражена при внезапной утрате. Однако на степень выраженности реакции горя влияют родственные отношения с погибшим. Как известно, в 75% случаев семейные пары, потерявшие детей, на определённое время перестают функционировать как единая семья, а в последующем семья нередко распадается. Среди этих семейных пар часты случаи возникновения депрессии, суицидальных попыток, алкоголизма и сексуальных проблем.

При гибели человека страдают не только родители. Выжившие сибсы не только чувствуют себя виноватыми из-за того, что остались живы, но и воспринимают мучение родителей как подтверждение, что погибших детей любили больше.

Внешнее выражение реакции горя (траур) во многом определяет культуральная принадлежность. Этнокультурные традиции (ритуалы) либо способствуют ослаблению реакции горя, либо запрещают её показывать.

В реакции горя условно выделяют три фазы. Первая фаза - фаза протеста. Для неё характерна отчаянная попытка индивида восстановить отношения с усопшим. Это выражено в первой реакции типа «я не верю, что это случилось». Часть индивидов не могут принять случившееся и продолжают вести себя так, как будто ничего не произошло. Иногда протест проявляется в субъективном ощущении притупления всех чувств (ничего не слышат, ничего не видят и ничего не чувствуют). Как указывают некоторые авторы, такое блокирование окружающей действительности в самом начале фазы протеста представляет собой разновидность массивной защиты от восприятия потери. Иногда, понимая, что индивид умер, близкие родственники стремятся вернуть его нереалистическим путём, например жена, обнимая тело умершего мужа, обращается к нему со словами: «Вернись, не покидай меня сейчас». Фазе протеста характерны рыдания и причитания. При этом довольно часто наблюдается выраженные враждебность и гневливость, нередко направленные на врачей. Фаза протеста может длиться от нескольких минут до нескольких месяцев. Затем она постепенно уступает место фазе дезорганизации (фаза осознания потери). В этой фазе происходит осознание того, что любимого человека уже нет. Эмоции очень интенсивны и болезненны. Основное настроение - глубокая печаль с переживанием потери. Личность также может испытывать гнев и чувство вины, однако преобладающим аффектом остаётся глубокая печаль. Существенно отметить, что. в отличие от депрессии, при реакции горя самооценка личности не снижается.

Реакцию горя сопровождают различные соматические ощущения, которые может провоцировать окружающая обстановка. К их числу относятся:

  • потеря аппетита:
  • чувство пустоты в желудке:
  • ощущение сжимания в горле;
  • чувство нехватки воздуха:
  • чувства слабости, нехватки энергии и физического истощения.

Их также могут провоцировать окружающие события. Иногда эти воспоминания субъективно переносятся настолько тяжело, что индивид старается избежать их. 

Одно из проявлений расстройства адаптации - нежелание общения и редукция контактов с окружающей микросоциальной средой. Больные становятся интравертированными, они неспособны проявлять к окружающим спонтанность и свойственную им ранее теплоту.

Лица с реакцией горя часто указывают на наличие чувства вины по отношению к умершему близкому человеку. Одновременно с этим у них может быть выражена раздражительность и враждебность. Лица с реакцией горя от своих родственников хотят услышать слова «я помогу Вам вернуть его», а не слова сочувствия.

В целом, в этой фазе течения реакции горя больной отмечает дезорганизацию, бесцельность и беспокойство. Сами индивиды, оценивал это время ретроспективно, говорят, что всё, что они делали, «делали автоматически, без чувств, и это требовало много усилий».

В этой фазе индивид постепенно начинает признавать потерю. Он всё чаще вспоминает об усопшем, о его последних днях и минутах. Многие стремятся избежать этих воспоминаний, поскольку они очень болезненны: индивид понимает, что этой связи больше нет.

Многие индивиды мечтают увидеть усопшего во сне. Некоторые довольно часто видят усопших во сне живыми. Для них просыпание (возвращение в реальную действительность) нередко бывает крайне мучительно. Иногда в дневное время у индивидов появляются слуховые галлюцинации: «кто-то на цыпочках прошёл по коридору и захлопнул окно», «усопший окликает по имени». Эти галлюцинации нередко вызывают выраженный страх и заставляют обратиться к специалистам за помощью из-за опасений «сойти с ума». Следует отметить, что, как полагают некоторые исследователи, возникающий у индивидов с расстройством адаптации страх сойти с ума не относится к расстройствам адаптации и не влечёт за собой развития серьёзных заболеваний.

За фазой дезорганизации следует фаза реорганизации, длящаяся от нескольких недель до нескольких лет. В этой фазе личность вновь поворачивается лицом к реальной действительности. Индивид начинает убирать с видных мест предметы, принадлежащие усопшему. К этому времени постепенно бледнеют неприятные воспоминания, связанные со смертью близкого человека, и в памяти начинают всплывать приятные воспоминания, связанные с усопшим.

В третьей стадии индивид нередко начинает проявлять интерес к новой сфере деятельности и одновременно восстанавливать старые связи. Временами личность может испытывать чувство вины в связи с тем, что он жив и наслаждается жизнью, когда усопший отсутствует. Этот синдром в своё время был описан как синдром выжившего. Следует отметить, что возникающее чувство вины иногда выражено достаточно сильно и иногда может проецироваться на нового человека, появившегося в жизни индивида.

Несмотря на то, что многое меняется, у большинства лиц с расстройством адаптации остаются некоторые общие паттерны отношения к усопшему:

  • воспоминания об усопшем;
  • внутреннее поддержание фантазий о воссоединении с усопшим (мысль о такой возможности в будущем поддерживается большинством религий);
  • связь с усопшим поддерживается через процесс идентификации (со временем люди постепенно начинают себя идентифицировать с усопшими по привычкам, по ценностям и активности, например жена начинает продолжать бизнес мужа в том же ключе, иногда совершенно не осознавая этого).

Наконец, следует сказать, что человек, переживший утрату (испытание), становится более зрелым и мудрым. Если индивид достойно пережил реакцию горя без потерь, у него появляются новые ценности и привычки, что позволяет ему стать более независимым и лучше справляться с жизненными невзгодами.

Патологическая реакция горя

Наиболее тяжёлое проявление патологической реакции горя - отсутствие реакции горя как таковой: индивиды, потерявшие близкого человека, не испытывают ни душевную боль, ни тоску, нет воспоминаний об усопшем. У них не обнаруживают и соматических расстройств адаптации. Иногда после потери близкого человека индивид высказывает тревогу и опасение за своё здоровье в связи с наличием у него реального хронического заболевания.

Нередко при патологическом расстройстве адаптации индивид начинает осознавать свою потерю только через 40 дней или после годовщины смерти близкого человека. Иногда потеря близкого человека начинает восприниматься очень остро после другой значимой потери. Описан случай, когда у индивида умерла жена, после смерти которой он начал оплакивать и свою мать, умершую 30 лет назад.

Иногда человек начинает горевать о своём близком, который умер в том же возрасте, которого на данный момент достиг индивид.

В части случаев может развиваться прогрессирующая социальная изоляция, когда индивид практически перестаёт общаться с окружающей микросоциальной средой. Социальную изоляцию может сопровождать постоянная гиперактивность.

Возникающая глубокая печаль и чувство вины выжившего может постепенно перейти в клинически выраженную депрессию с чувством ненависти к самому себе. Нередко одновременно с этим возникают враждебные чувства по отношению к усопшему, которые неприемлемы как для самого индивида, так и для окружающей микросоциальной среды. Изредка у лиц с выраженной враждебностью в последующем развиваются параноидные реакции. Особенно по отношению к врачам, лечившим усопшего.

Среди лиц с расстройством адаптации смертность и болезненность при потере второй половины в течение первого года траура повышена по сравнению с общей популяцией.

В части случаев лица с расстройством адаптации продолжают мысленно общаться (беседовать) с усопшим и в своих фантазиях полагают, что всё, что они делают, они делают так же, как делали вместе с усопшим. Одновременно они понимают, что любимого человека уже нет в живых.

В настоящее время единой классификации расстройств адаптации, связанных с ЧС, не существует. В различных классификациях по-разному трактуют понятия типа течения (острое и хроническое) и по-разному определяют длительность того или иного синдрома.

Согласно МКБ-10, при расстройстве адаптации «симптомы обнаруживают типичную смешанную и меняющуюся картину и включают начальное состояние оглушённости с некоторым сужением поля сознания и снижением внимания, неспособность адекватно реагировать на внешние стимулы и дезориентировку». Это состояние может сопровождаться или дальнейшим уходом от окружающей действительности (вплоть до диссоциативного ступора), или ажитацией и гиперактивностью (реакция бегства или фуга). Часто присутствуют вегетативные признаки панической тревоги, возможны частичная или полная диссоциативная амнезия эпизода.

Когда есть возможность устранить стрессовую ситуацию, длительность острого расстройства адаптации не превышает нескольких часов. В тех случаях, когда стресс длится или по своей природе не может прекратиться, симптомы начинают исчезать спустя 24-48 ч и сводятся к минимуму в течение трёх дней. Одновременно с этим, согласно диагностическим критериям расстройства адаптации, ответ личности, подвергшейся воздействию травматического события, включает интенсивный страх, беспомощность или ужас.

Во время воздействия дистрессового события (стрессора) либо после него индивид должен иметь три и более из нижеперечисленных расстройств адаптации:

  • субъективное чувство оцепенения, отчуждения или отсутствие эмоционального резонанса;
  • редукция восприятия окружающей действительности (состояние «оглушённости» или «ошарашенности»);
  • дереализация;
  • деперсонализация;
  • диссоциативная амнезия (неспособность вспоминать важные аспекты травмы).

Личность постоянно вновь переживает травматическое событие, по крайней мере, в одном из вариантов:

  • рекуррентные представления, мысли, сны, иллюзии, флешбэк-эпизоды; о чувство оживления пережитого опыта;
  • дистресс при воздействии напоминающих моментов травматического события.

Наблюдают избегание стимулов, вызывающих воспоминания о травматическом событии: мысли, чувства, беседа, активность, место события, люди, принимавшие участие. Обнаруживают выраженные симптомы, которые вызывают тревогу и усиливают возбуждение: затруднение сна, раздражительность, затруднение концентрации, супервигильность, чрезмерная реакция испуга, моторное беспокойство.

Имеющееся расстройство адаптации вызывает клинически значимый дистресс или невозможность выполнять различные функции.

Расстройство адаптации продолжается минимум два дня, но не более четырёх недель.

Как видно из приведённых данных, сама по себе классификация ОБМ-ГУ-ТИ более подробна. Однако она существенно отличается от МКБ-10. Во-первых, острое стрессовое расстройство адаптации включает часть симптомов, которые по МКБ-10 относят к диагностическим критериям ПСР. Во-вторых, длительность острой реакции на стресс, по МКБ-10, «сводится к минимуму в течение трёх дней даже в тех случаях, когда стресс продолжается или по своей природе не может прекратиться». Согласно МКБ-10, «если симптоматика сохраняется, то встаёт вопрос об изменении диагноза». В-третьих, согласно ОБМ-ГУ-ТИ, если симптомы, присущие острому стрессовому расстройству, длятся более 30 дней, диагноз «острое стрессовое расстройство адаптации» следует заменить диагнозом «ПСР». Следовательно, согласно ОБМ-ГУ-ТИ, ПСР как диагноз можно выставлять только через первые 30 дней после травматического события.

Диагноз «переходный период» не существует ни в одной классификации. Тем не менее мы его выделили по следующим соображениям:

  • в переходный период происходит формирование клинической картины последующих психопатологических расстройств;
  • именно в переходном периоде, как правило, представляется возможным оказать пострадавшим высококвалифицированную психолого-психиатрическую помощь;
  • объём и качество оказываемой психолого-психиатрической помощи и социальные мероприятия, проводимые в переходном периоде, в значительной мере определяют эффективность всего комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на ресоциализацию пострадавших.

Расстройство адаптации является одним из видов психических расстройств в результате неадекватных или вредных для здоровья реакций на стрессовые или психологически сложные жизненные события. Низкий уровень адаптации приводит к развитию эмоциональных или поведенческих симптомов.

Причины расстройства адаптации

Зачастую, человек испытывает стрессовое событие, которое меняет его мир коренным образом.

Стрессовые события, служащие стресс-фактором, могут изменяться в широких пределах. Они могут включать в себя потерю работы; конец романтических отношений; жизненный переход; серьезную травму или болезнь. Некоторые из них являются острыми «одноразовыми» стресс-факторами, например, переезд на новое место жительства, в то время как другие являются хроническими, например, уход за ребенком с задержкой умственного развития.

Между тем психиатры не сходятся в обоснованности диагноза расстройства адаптации в основном из-за отсутствия специфичности данного заболевания.

Диагностическое и статистические руководства по психическим расстройствам, которые являются основными справочниками по консультации специалистов в области психиатрии, идентифицируют стрессор, описывая его как психосоциальную категорию, которая исключает физические болезни и стихийные бедствия. Однако, любое стрессовое событие может привести к расстройству адаптации. Важно понимать, что в то время как нарушения подобного рода бывают вызваны внешними раздражителями, симптомы являются результатом интерпретации человека и его адаптации к стрессовой ситуации или обстоятельствам. Убеждения, восприятие, страхи и ожидания влияют на развитие расстройства адаптации.

Люди, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, в прочем, также имеют повышенный риск развития расстройства адаптации.

Симптомы расстройства адаптации

Симптомы расстройства адаптации должны иметь место в течение трех месяцев в ответ на стресс-фактор, и они должны отвечать, по крайней мере, одному из следующих критериев: дистресс выше, чем можно было бы ожидать в ответ на конкретные причины стресса, человек испытывает значительное ухудшение в социальных отношениях или в профессиональной или академической среде. Кроме того, симптомы не должны носить характер тяжелой утраты, как, например, после смерти любимого человека.

Психиатры определяют шесть подтипов расстройства адаптации, каждый со своими преобладающими симптомами.


Подавленное настроение.
Главные проявления – чувства печали и депрессии, с ощущением безнадежности.

Тревога. Пациент обеспокоен предчувствиями, нервозностью и беспокойством. Он также может чувствовать себя нервным и быть не в состоянии контролировать свои мысли.

Смешанная тревога и подавленное настроение. В этом случае наблюдается сочетание симптомов предыдущих двух подтипов.

Нарушение поведения. Этот подтип включает в себя такие заметные изменения в поведении, как воровство в магазинах, безответственное вождение, агрессивные порывы или сексуальная распущенность. Человек не принимает во внимание права других людей.

Смешанное нарушение эмоций и поведения. Пациент обнаруживает внезапные изменения в поведении в сочетании чувств депрессии и тревоги. Он может чувствовать или выражать чувство вины по поводу своего поведения, но затем повторить его вскоре после этого.

Без конкретных симптомов . Этот подтип охватывает пациентов, которые плохо приспосабливаются к стрессу, и не вписываются в другие категории. Человек при этом может жаловаться на физическое заболевание и отстраняться от социальных контактов.

Адаптивные расстройства могут привести к самоубийству или суицидальным мыслям. Они также могут осложнить лечение других заболеваний, в случае, если, больной, например, теряет интерес к приему предписанных лекарств, выполнению диет или упражнений.

Расстройство адаптации может произойти на любом этапе жизни.

Демография

Расстройство адаптации – довольно распространенное заболевание в современном мире; от пяти до двадцати процентов взрослых, обращающихся к врачу, страдают от одного из подтипов этого заболевания. Семидесяти процентов детей, находящихся в психиатрических стационарах, может быть поставлен диагноз «расстройство адаптации».

Женщины страдают расстройством адаптации в два раза чаще, чем мужчины, в то время как среди детей и подростков, мальчиков и девочек оно встречается в равной степени. Согласно одной из теорий, женщины более склонны реагировать на депрессию негативным образом, такие выводы, по всей видимости, имеют некоторую применимость к расстройству адаптации с депрессивным настроением.

Диагностика расстройства адаптации

Адаптивные расстройства почти всегда диагностируются при беседе с психиатром. Врач внимательно изучает историю пациента, выявляя причины стресса, которые привели к возникновению расстройства адаптации, и оценивает реакцию больного на стрессор. Лечащий врач может направить пациента на медицинский осмотр, чтобы исключить ранее не диагностированную медицинскую проблему.

Психиатрические ассоциации считают расстройство адаптации остаточной категорией, а это означает, что диагноз ставиться только тогда, когда человек не отвечает критериям тяжелого психического расстройства. Например, если пациент соответствует более строгим критериям большого депрессивного расстройства, диагноз расстройства адаптации не ставится. Если пациенту поставлен диагноз расстройства адаптации, но симптомы не уходят в течение более шести месяцев после этого, диагноз корректируют в соответствии с другим психическим расстройством. Единственным исключением является ситуация, в которой сам стресс-фактор является хроническим или имеет отдаленные последствия. В этом случае, расстройство адаптации будет считаться хроническим.

Диагноз расстройства адаптации представляет собой особую проблему для врачей, поскольку не имеет контрольных списков и наблюдаемых симптомов. Диагноз ставится на основе широкого спектра эмоциональных и поведенческих симптомов, которые могут значительно варьироваться по внешнему виду и степени тяжести. Отсутствие диагностического контрольного списка, на деле, отличает расстройство адаптации от любого посттравматического стрессового расстройства или острого стрессового расстройства .

Адаптивные расстройства также следует отличать от расстройства личности, которые обусловлены другими причинами. Расстройство личности, между тем, может имитировать расстройства адаптации, поэтому врач-клиницист должен отделить относительно устойчивые черты личности пациента от проходящих нарушений.

Если стрессором является физическое заболевание, диагноз осложняется еще больше.

Лечение расстройства адаптации

Не существует единого мнения относительно наиболее эффективных методов лечения расстройства адаптации . Однако, есть руководящие принципы для эффективной терапии данного заболевания, которые включают в себя стресс-восстановительные процессы; методы стратегии выживания; поддержку друзей и семьи. Психодинамическая психотерапия может быть полезной в интерпретации значения стрессора для конкретного пациента.

Методы лечения, которые побуждают пациента выражать страх, беспокойство, гнев, беспомощность и безнадежность в борьбе со стрессовой ситуацией, также могут принести пользу. Группы поддержки и групповая терапия позволяют пациентам увидеть перспективы и установить отношения с другими людьми, которые разделяют их проблемы.

Лекарственные препараты

Многие врачи утверждают, что лечение расстройства адаптации медикаментозными средствами не приносит ожидаемого результата из-за их короткой продолжительности течения болезни. Кроме того, они говорят, что лекарства могут нести контрпродуктивный характер, подрывая чувство ответственности больного и его мотивацию по нахождению эффективных решений. Наоборот, другие врачи утверждают, что лекарство само по себе является лучшей формой лечения, особенно у неизлечимо больных людей и устойчивых к психотерапии. Некоторые медики выступают за сочетание и лекарств, и психотерапии.

Фитотерапия, как представляется, может быть полезна для некоторых пациентов с расстройствами адаптации.

Прогноз расстройства адаптации

Большинство взрослых людей, у которых диагностируется расстройство адаптации, имеют благоприятный прогноз по болезни. Для них заболевание носит временный характер и проходит самостоятельно, либо после лечения. У некоторых пациентов, однако, стрессор является хроническим, и симптомы могут ухудшиться.

Согласно исследованиям, через определенное время 71% взрослых больных выздоравливали полностью без каких-либо остаточных симптомов, в то время как 21% испытали в дальнейшем большое депрессивное расстройство или проблемы с алкоголем. У детей в возрасте 8-13 лет, расстройство адаптации не перерастало в будущем в другие психические расстройства. 43% подростков, наоборот, имели серьезные психические расстройства, часто гораздо большей тяжести. Эти нарушения включают шизофрению, шизоаффективное расстройство, большую депрессию, расстройства с употреблением психоактивных веществ, расстройства личности. В отличие от взрослых, поведенческие симптомы подростков и тип расстройства адаптации дают шанс предсказать будущие психические расстройства.

Во многих случаях не существует возможности предотвратить причины стресса, которые вызывают расстройство адаптации. Однако профилактические стратегии, которые являются полезными для многих пациентов, учат последних играть активную роль в управлении стрессом в обычной жизни, и максимизировать способности решать задачи, когда они не находятся в состоянии кризиса.

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про расстройство адаптации, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.

Это - расстройства адаптации, которые препятствуют работе или учебе, если ранее у данного лица таких нарушений в этом отношении не было. Часто наблюдаются тревога и депрессия, поэтому данное состояние надо дифференцировать от депрессивных и фобических расстройств.

Ниже приводятся клинические характеристики расстройства адаптации с нарушением работы или учебы.

Главные особенности: тяжелый стресс, препятствующий любому виду работы или учебы, проявляющийся в тревожности во время экзаменов или при проведении каких-либо тестов, неспособности писать деловые бумаги, делать доклады или заниматься артистической деятельностью; трудности в концентрации внимания в процессе работы, избегание работы или учебы, с утратой социального контроля; эти нарушения отсутствуют в периоды времени, когда субъект не думает о трудности в работе и учебе; наличие адекватных интеллектуальных и профессиональных способностей; нормальное выполнение работы или учебы в прошлом; применение специальных усилий, направленных на работу и учебу, даже если они потом вторично подавляются выше описанными симптомами.

Дополнительные особенности: тревога и депрессия; нарушения сна; компульсивное поведение; дезорганизация дневного распорядка; расстройства аппетита; злоупотребление наркотиками, алкоголем или табаком; одиночество.

Так девятнадцатилетний студент колледжа, проходящий повторно второй курс, обратился в службу психического здоровья из-за трудностей, связанных с обучением. Он вполне мог выучить первый параграф, хорошо написав его и усвоив, однако не способен продвинуться дальше и, следовательно, ему угрожает опасность завалить 2 или 3 предмета. Ему также трудно посещать занятия, так как он много спит.

Он утверждает, что трудности начались около 2 лет назад и продолжались в течение всего первого года обучения, но он каким-то образом умудрялся справляться со своими курсовыми работами и сдавать экзамены.

Больной посещал частную среднюю школу и хорошо успевал до последнего класса, когда у него появились трудности, после того как у его матери обнаружили рецидив рака и она умерла. У него не было конфликтов по поводу пребывания в колледже, и ему очень хотелось победить эти трудности и продолжать образование для того, чтобы стать юристом.

Обсуждение. Нарушение способности к обучению клинически очень значимо, так как оно очень мешает стремлению больного к карьере. Потому оно классифицировано как расстройство адаптации с нарушением способности к обучению.

Большинство случаев нарушения (торможения) способности к работе и учебе является проявлением личностного расстройства, обычно компульсивного личностного расстройства. Но в этом случае расстройство, видимо, появилось внезапно в ответ на психологический стресс, а факты, которые могли бы подтвердить диагноз расстройства личности, отсутствуют.

Диагноз по DSM-III-R

Ось I: Расстройство адаптации с торможением способности к обучению.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ С АУТИЗМОМ

Диагноз расстройства адаптации с аутизмом ставится в случаях наличия социального аутизма без депрессии и тревоги.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЖАЛОБАМИ

Расстройство адаптации с физическими жалобами проявляется такими симптомами, как головная боль, усталость или другие соматические жалобы.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ, НИГДЕ БОЛЕЕ НЕ КЛАССИФИЦИРУЕМОЕ (ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ ОТСУТСТВУЕТ, ДНО)

Расстройство адаптации, нигде более не классифируемое, представляет собой резидуальную категорию для атипичных дезадаптивных реакций на стресс. Примерами являются неадекватные реакции на физическое заболевание, такие как полное отрицание диагноза и отказ от лечения.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Расстройства адаптации следует дифференцировать от состояний, не относящихся к психическому расстройству. Согласно DSM-III-R, эти события, не связанные с психическим расстройством, не вызывают нарушений в общественной и профессиональной деятельности или каких-либо симптомов или проявлений, выходящих за рамки нормальных критериев на стресс. Вследствие отсутствия абсолютных критериев для облегчения дифференциального диагноза между расстройством адаптации и состоянием, не связанным с психическим заболеванием, желательно обследовать больного в условиях стационара.

Хотя и неосложненная утрата близкого человека также включает временное нарушение социальной и профессиональной деятельности, наблюдающиеся нарушения остаются в рамках нормальной реакции на потерю любимого человека и, таким образом, не рассматриваются как расстройство адаптации.

Другие расстройства, от которых следует отличать расстройство адаптации, включают тяжелое депрессивное расстройство в виде соматизации, расстройство, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами, расстройства поведения и посттравматические расстройства, связанные со стрессом.

Во всех случаях эти диагнозы должны быть названы как основные, если они отвечают соответствующим критериям, даже при наличии стресса или ряда стрессов, которые могли служить провоцирующим моментом. Однако у некоторых больных отмечаются заболевания, отвечающие критериям обоих расстройств, расстройства личности и расстройства адаптации.

При посттравматическом стрессовом расстройстве симптомы, развивающиеся после психологически травматизирующего события или событий, выходят за рамки нормальных человеческих переживаний. Это означает, что подобные симптомы можно ожидать после данных стрессов у большинства людей. Стресс может быть перенесен индивидуально (изнасилование или нападение) или среди людей (например, на поле сражения). Целый ряд стихийных бедствий, таких как наводнение, авиационные катастрофы, атомная бомбардировка и лагеря смерти, также расцениваются как сильные стрессы. Стресс всегда содержит психологический компонент, а часто и сопутствующий соматический компонент, который оказывает непосредственное повреждающее воздействие на нервную систему. Считается, что это расстройство более тяжелое

и длительное, когда стресс обусловлен поступками человека (например, изнасилование), чем внешними причинами (например, наводнение).

ПРОГНОЗ

Прогноз при расстройствах адаптации в целом благоприятен при соответствующем лечении. Большинство больных возвращаются к прежнему образу жизни в течение 3 мес. Подросткам для выздоровления требуется больше времени, чем взрослым. Некоторым, особенно подросткам, диагноз «расстройство адаптации» затем меняют на диагноз «расстройства настроения» или «расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами».

ЛЕЧЕНИЕ

Психотерапия является методом предпочтительной терапии для расстройств адаптации. Особенно полезной может оказаться групповая терапия для больных, перенесших одинаковый стресс-например, группа вышедших на пенсию лиц или группа больных, находящихся «на искусственной почке». В результате индивидуальной психотерапии больной начинает понимать роль, которую сыграл стресс в его заболевании, и изживает старые травмы. Иногда после успешной терапии больные, перенесшие расстройство адаптации, становятся более сильными, чем до заболевания, хотя в этот период у них не было какой-либо патологии.

Психиатрическое лечение расстройства адаптации должно проводиться разумно, чтобы избежать вторичной выгоды. Болезненное состояние может быть вознаграждено для лица, ранее не сталкивавшегося с этой проблемой, тем, что оно снимает с него ответственность. Таким образом, внимание врача, сочувствие и понимание, которые" необходимы для успеха, могут стать подкреплением в процессе развития вторичной выгоды. Надо учитывать все эти факторы при проведении психотерапии. Когда симптомы вторичной выгоды уже развились, лечение становится более трудным.

Иногда при лечении тревоги, часто возникающей у лиц, страдающих расстройством адаптации, хороший эффект оказывают антитревожные агенты; менее часто - трициклические антидепрессанты, которые оказываются эффективными при депрессии. Действительно, когда врач планирует курс антидепрессивной терапии, он должен пересмотреть диагноз и продумать особенности депрессивного расстройства. Лишь единичные или же вообще никакие заболевания не могут быть излечимы только лекарствами. Больные, у которых расстройства адаптации включают нарушения поведения, иногда совершают правонарушения, конфликтуют с начальством на работе или в школе. Не рекомендуется, чтобы врачи старались спасти таких больных от ответственности за свои действия. Слишком часто такая доброта только подкрепляет социально неприемлемые способы редукции напряжения и препятствует выработке критики и последующему улучшению эмоционального состояния.

Поскольку при расстройствах адаптации может быть четко прослежен стресс, часто предполагают, что психотерапия не показана, и что расстройство окончится самостоятельно. Но эта точка зрения не учитывает, что многие лица, испытавшие такой же стресс, не обнаруживают болезненных симптомов, и что это- патологическая реакция. Психотерапия может помочь субъекту лучше приспособиться к перенесению стресса, если он необратим или ограничено время, и может служить превентивной мерой в случае, если стресс повторяется.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА)

ВВЕДЕНИЕ

Диагностические критерии DSM-III и DSM-III-R для психологических факторов, оказывающих влияние на физическое состояние (т.е. для психосоматических расстройств), это те психологически значимые раздражители из окружающей среды, которые достоверно, хотя и частично, и временно обусловливают ослабление или усиление физического заболевания. При таком состоянии имеется либо отчетливая органическая патология, например, ревматоидный артрит, либо какой-либо известный патофизиологический процесс, например, головная боль в виде мигрени. Многие считают, что исключение из DSM-III нозологического термина психофизиологический (синоним термина «психосоматический») вновь перечеркивает взаимоотношение ума (психики) и тела (сомы), концепция, которая подчеркивает единый или холистический подход в медицине в том, что на все болезни оказывают влияние патологические факторы. Ниже перечислены диагностические критерии для психологических факторов, оказывающих влияние на физическое заболевание.

А. Психологически значимые раздражители из окружающей среды во временном отношении связаны с началом или обострением специфического физического заболевания или расстройства (регистрируемых по Оси III).

Б. Физическое состояние включает либо подтвержденное органическое заболевание (например, ревматоидный артрит), или известное патофизиологическое расстройство (например, головная боль, мигрень).

В. Состояние не отвечает критериям для соматоформного расстройства.

Специально исключены из классификации DSM-III-R: 1) классические психические расстройства, при которых соматические жалобы являются составной частью заболевания (например, расстройство в виде конверсии, при котором соматические жалобы вызваны психологическим конфликтом); 2) расстройство в виде соматизации, при котором выявляются физические симптомы, не основанные на органически неполноценной почве; 3) ипохондрия, при которой отмечается обостренное внимание к своему здоровью и воображаемое ощущение тяжелой болезни; 4) физические жалобы, которые чаете связаны с психологическими расстройствами (например, расстройства в.виде дистимии, которые сопровождаются мышечной слабостью и изможденностью); 5) физические жалобы, связанные с привычными расстройствами (например, кашель, связанный с табакокурением).


Похожая информация.


Социальная дезадаптация

В результате социализации личности формируется полноценный субъект, способный полноценно участвовать в жизни общества. Социализация личности и социальная адаптация тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Они могут рассматриваться в качестве тождественных понятий, или как осуществляющиеся в непрерывной взаимосвязи.

В результате неудачной социализации происходит нарушение социальной адаптации человека.

Замечание 1

Социальная дезадаптация, или десоциализация – частичная или полная неспособность адаптироваться к окружающей социальной среде.

Механизм социальной адаптации функционирует с раннего детства. Благодаря ему индивид учится соблюдать определенные правила и нормы, общаться в соответствии с принятыми в данном обществе правилами, корректировать свое поведение согласно возникающим ситуациям.

Сбой в работе адаптационного механизма ведет к нарушениям во взаимоотношениях между индивидом и обществом, человек не может в полной мере взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации

Нарушения социальной адаптации происходят в результате следующих факторов:

  • эмоциональная депривация и социальная изоляция в детстве;
  • дисгармоничное развитие детей, воспитывающихся в интернатах, детских домах и т.д., то есть в институционализированных учреждениях;
  • педагогическая и социальная запущенность;
  • неудачная социализация в семье и, как следствие, формирование акцентуаций характера;
  • деформированные родительско-детские отношения;
  • формирование личности в антисоциальном окружении;
  • развитие аддиктивных форм поведения;
  • психические расстройства, как следствие нарушенных родительско-детских отношений.

Нарушения социальной адаптации проявляются в следствие нарушенной или неудачной социализации, действия негативных психологических механизмов

Замечание 2

Социально-психологическая дезадаптация развивается при биологических и физических нарушениях (заболевания нервной системы, травмы головного мозга, инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и интоксикацией); нарушениях психологического характера (акцентуации характера, особенности нервной системы – излишнее возбуждение, слабость, нарушение волевых процессов и т.д.); социальных нарушениях (отвержение ребенка, неправильное воспитание, попадание во враждебную или непривычную обстановку).

На формирование психопатий, акцентуаций, аномалий иного характера большое влияние оказывает семья.

Формирование психопатий может осуществляться следующим образом (О.В. Кербиков): посредством усвоения и подражания форм поведения взрослых; в результате закрепления негативных реакций; через непосредственное культивирование аномальных черт характера у ребенка.

Если в семье отсутствуют чувства привязанности и тепла, наблюдаются негативные действия (невыполнение обещаний, несправедливые упреки, ущемление нормальных желаний и т.д.), культивируется чувство вины перед родителями, то происходит нарушение социализации, формирование неврозов, развивается социальная дезадаптация.

Проявления нарушений социальной адаптации

К нарушениям социальной адаптации, возникшей в результате нарушения коммуникации относятся:

  • неспособность осуществлять основную деятельность (работа, учеба);
  • неумение удовлетворять основные социальные потребности;
  • отсутствие навыков продуктивного общения;
  • неспособность осуществлять заданные социальные роли в межличностных отношениях;
  • невозможность испытывать состояние относительно долгого внутреннего комфорта без присутствия внешних или внутренних конфликтов.

Социальная адаптация выражается в депривации, если ребенок развивался в социальной изоляции. При этом дети отвергают контакты с другими людьми, боятся их, у них наблюдается отсутствие эмоций и чувств. Такие индивиды склонны к приступам гнева, аффектам, у них отсутствуют высокие чувства, слабо сформированы моральные качества, наблюдается низкая фрустрационная толерантность.

Синдром госпитализма – состояние, характерное для детей длительное время находящихся в больнице, интернате, детском доме. Дефицит общения вызывает формирование эмоциональных нарушений, ведет к отставанию в физическом и психическом развитии, к социальной дезадаптации .

Крайним вариантом социальной дезадаптации является педагогическая запущенность, выражающаяся в задержке интеллектуального, эмоционального, физического развития, в нарушении поведения.

Школьная десоциализация наблюдается при выделении ученика из группы остальных школьников: внешние данные, низкая или высокая успеваемость, индивидуальные особенности и т.д. Возникает при резком изменении внешности ребенка, смене привычной среды и др. Отсутствие поддержки, насмешки и отторжение со стороны взрослых приводит к утрате своего места в обществе, разрушению установленных социальных связей.

К психическим расстройствам, вызывающим социальную дезадаптацию относятся шизофрения, аутизм, обсессивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство личности.

Социальная запущенность проявляется в:

  • искаженном развитии социально-коммуникативных качеств;
  • незрелости социальных потребностей;
  • сложностях принятия и реализации социальных ролей;
  • низком уровне сформированности социальной рефлексии.

По сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, дети закрытых институциональных учреждений, как правило, отстают в психическом развитии, эмоционально неустойчивы. У них отмечается ограниченность словарного запаса, снижена активность, мало оценочных суждений, им сложно организовать без участия взрослых свою деятельность.

В подростковом возрасте у детей закрытых институциональных учреждений наблюдается слабое развитие мотивационной сферы, ограничено целеполагание, их самооценка во многом зависит от окружения, характерен инфантилизм. Реакция на фрустрацию носит агрессивный характер (угрозы, упреки, обвинения и т.д.).

Замечание 3

Нарушение социальной адаптации может носить частичный или полный характер. При частичном нарушении индивид перестает соприкасаться с определенными видами жизнедеятельности, контактировать с некоторыми людьми: отказывается от общения с приятелями, не ходит на работу и т.д. Полная десоциализация характеризуется нарушением контактирования во всех сферах жизнедеятельности, индивид прекращает общение с самыми близкими людьми, замыкается в себе и теряет связь с действительностью.

… в современном обществе стресс чаще имеет психосоциальную природу. Современное общество характеризуется быстрым течением жизни, обилием информации, требованием высокой продуктивности, эффективности, постоянной конкуренцией, снижением доли тяжелого физического труда, недостатком времени и возможности для отдыха и восстановления. Возрастают нагрузки на нервную систему, психическое переутомление.

Расстройства адаптации - болезненные состояния, развивающиеся у некоторых лиц с чрезвычайно низкой стрессоустойчивостью в ответ на стрессовое* событие** (не выходящее за рамки обычного или повседневного психического стресса) и нарушающие привычное функционирование пациента (могут нарушаться профессиональная деятельность, социальные функции) .

*Стресс (англ. stress – напряжение) - это состояние напряжения адаптационных механизмов. Стресс в широком смысле можно определить, как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Не только негативные события, но и психологически благоприятные события требуют адаптивных затрат и, следовательно, являются стрессорными. Степень выраженности реакции на стресс одной и той же силы может быть различной и зависит от многих факторов: пол, возраст, структура личности, уровень социальной поддержки, разного рода обстоятельства.

**Стрессовые события , вызывающие расстройство дезадаптации – это события, не достигающие количественных и качественных характеристик чрезвычайного стресса, но вызывающие необходимость психологической адаптации.

Важными факторами в развитии адаптивных расстройств являются количество стрессов и их индивидуальная значимость. Хорошо известно, что при равном уровне стресса одни люди заболевают, а другие нет.

В настоящее время известны факторы, предрасполагающие к развитию болезни в ответ на стресс, к таким факторам относят :
личностные характеристики человека (низкая стрессоустойчивость, нигилизм, тревожность, социальная отчужденность, непредприимчивость),
защитные механизмы и стратегии противостояния стрессу,
наличие или отсутствие социальной поддержки,
предварительная прогностическая оценка личностью стрессорного события (исключительно негативная оценка стрессорного события и преувеличение опасности наносят больший вред организму).

Патогенез . Психологический (или психосоциальный) или биологический стресс вызывает нормальный (физиологический) ответ организма в виде выделения из гипоталамуса кортикотропин-рилизинг фактора, который стимулирует переднюю долю гипофиза, где начинает усиленно синтезироваться адренокортикотропный гормон (АКТГ), который, в свою очередь, стимулирует высвобождение глюкокортикоидов из коры надпочечников. Также при всех формах стресса активируется симпатическая нервная система, при этом из мозгового вещества надпочечников в кровь выделяется адреналин, который служит активным стимулятором секреции АКТГ гипофизом и усиливает действие других механизмов, активирующих функцию гипофиза при стрессе. В норме эти процессы вскоре прекращаются, поскольку гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система регулируется по механизму обратной связи. Но хронический психосоциальный стресс даже невысокой интенсивности (на фоне имеющихся у пациента личностных особенностей, делающих его уязвимым к стрессам, тревоги и/или депрессии, недостаточного отдыха, а также предыдущей психосоциальной травматизации) пролонгирует изменения, вызванные острым стрессом, вызывая длительную АКТГ-стимуляцию и поломку обратного механизма торможения секреции глюкокортикоидов с развитием симптомов вегетативной дисфункции и психических нарушений (с последующим истощением коры надпочечников).

Диагностические критерии расстройства адаптации (DSM – III R) :
1 . Реакция на явный психосоциальный стресс, которая появляется в течение трех месяцев после начала воздействия стресса.
2 . На дезадаптивный характер реакции указывают:
а) симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс;
б) расстройства в профессиональной деятельности, обычной социальной жизни или во взаимоотношениях с другими лицами.
3 . Расстройство не является реакцией на чрезвычайный стресс или обострением ранее существовавшего психического заболевания.
4 . Реакция дезадаптации длится не более 6 месяцев*.

*Если симптомы сохраняются более 6 месяцев, то диагноз расстройства адаптации пересматривается.

Клинические проявления адаптивного расстройства крайне вариабельны . Тем не менее, обычно можно выделить психопатологические симптомы и сопряженный с ними синдром вегетативной дисфункции (именно вегетативные симптомы заставляют пациента активно обращаться за медицинской помощью).

Психопатологические симптомы . Тип психического расстройства и степень его выраженности широко варьируют у различных больных. Как правило проявлением психической дисфункции являются: тревожный и/или депрессивный синдромы.

Тревожный синдром . Дезадаптация характеризуется тревожным настроением, ощущением неспособности справиться с ситуацией и даже снижением способности функционировать в повседневной жизни. Тревожность проявляется диффузным, крайне неприятным, часто неопределенным ощущением опасения чего-то, ощущением угрозы, чувством напряжения, повышенной раздражительностью, плаксивостью. Пациент испытывает «тревожное предчувствие» – ориентированная в будущее озабоченность, которая отражает готовность справиться с наступающими негативными событиями. Иногда пациент высказывает опасения в отношении реальных и/или предполагаемых неприятных событий. Психические симптомы часто скрываются за «фасадом» массивной вегетативной дисфункции, игнорируются больным и окружающими его лицами. Умение врача «увидеть» у пациента, помимо вегетативной дисфункции, психопатологические симптомы является решающим в диагностике расстройств адаптации.

Депрессивный синдром . Расстройство адаптации с депрессивным настроением характеризуется пониженным фоном настроения, иногда достигающим уровня тоски, ограничением привычных интересов, желаний. Пациенты высказывают пессимистические мысли в отношении текущих событий, однообразно негативно интерпретируют любые события, обвиняют себя и/или окружающих в невозможности влиять на события. Будущее представляется им исключительно в черных тонах. Для этой категории пациентов характерно умственное и физическое истощение, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, утрата интересов. Пациенты обращают внимание, что им трудно собраться с мыслями, любое начинание кажется невыполнимым, требуется волевое усилие, чтобы поддерживать обыденную бытовую активность. Отмечают затруднение концентрации внимания на одном вопросе, трудность в принятии решений, а затем в воплощении его в жизнь. Больные, как правило, осознают свою несостоятельность, однако стараются ее скрыть, приводя разнообразные причины в оправдание своего бездействия. Основной симптом депрессии – сниженное настроение (тоска) часто активно отрицается пациентом или рассматривается им, как малозначимый вторичный симптом, связанный с соматической патологией. В ряде случаев депрессивной аффект может скрываться за дополнительными психическими симптомами: раздражительностью, ипохондрическими идеями, тревогой, фобическими симптомами.

!!! Считается, что стресс угрозы чаще вызывает тревожные реакции, а стресс утраты чаще вызывает депрессивные реакции.

Мотивационные нарушения у больных с расстройством адаптации с тревожным и/или депрессивным настроением. Преобладание чувства усталости, слабости, нарушения пищевого поведения (колебание аппетита, в том числе в течение суток), нарушения сна (трудностями засыпания, поверхностный сном с частыми пробуждениями, устрашающие сновидения, ранние пробуждения с чувством необъяснимой тревоги, неудовлетворенность сном и отсутствие ощущения отдыха после сна). Больные начинают плохо справляться с привычной профессиональной деятельностью, их преследуют профессиональные неудачи, в результате чего они предпочитают избегать профессиональной ответственности, отказываться от возможности профессионального роста. Нарушения в сфере интимных отношений у мужчин и женщин (снижение либидо, снижением частоты и степени выраженности оргазма, а также интереса к половой жизни).

В МКБ-10 расстройства адаптации (F 43.2) включают :
кратковременную депрессивную реакцию;
пролонгированную депрессивную реакцию;
смешанную (тревожную и депрессивную) реакцию;
расстройство адаптации с преобладанием нарушений других эмоций;
расстройство адаптации с преобладанием нарушения поведения;
смешанное расстройство эмоций и поведения.

Синдром вегетативной дисфункции . Последствием вегетативного ответа на стресс могут быть чувство жара или холода, тахикардия, тошнота, абдоминальная боль, диарея и запор. Вегетативный ответ на стресс может явиться триггером соматического заболевания (психосоматические болезни). Большинство больных предъявляют исключительно органные жалобы, исходя из собственных или культуральных представлений о значимости того или иного органа в организме. Вегетативные нарушения могут проявляться преимущественно в одной системе (чаще в кардиоваскулярной), но в большинстве случаев активный расспрос больного позволяет выявить менее выраженные симптомы со стороны других систем. С течением заболевания вегетативные нарушения приобретают отчетливый полисистемный характер. Закономерным для вегетативной дисфункции является замена одних симптомов на другие. У больных, помимо вегетативной дисфункции, довольно часто отмечаются нарушения сна (трудности засыпания, чуткий поверхностный сон, ночные пробуждения), астенический симптомокомплекс, раздражительность, нейроэндокринные нарушения.

!!! Пациенты, имеющие необъяснимые соматические симптомы, в первую очередь должны рассматриваться, как группа риска в отношении расстройства адаптациии.

Принципы лечения . Базовым методом лечения расстройств адаптации является психофармакологическое лечение. Терапевтическую стратегию необходимо выстраивать в зависимости от типа доминирующего расстройства и степени его выраженности. Выбор препарата зависит от степени выраженности уровня тревоги и длительности заболевания. Если болезненные симптомы существуют непродолжительное время (до двух месяцев) и незначительно нарушают функционирование пациента, то могут использоваться как лекарственные (анксиолитическая терапия – транквилизаторы, успокаивающие сборы или препараты на их основе, антигистаминные препараты; селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), так и нелекарственные методы. Считается, что после редукции всех симптомов должно пройти не менее 4 недель лекарственной ремиссии, после чего делается попытка отмены препарата. В среднем лечение седативными растительными сборами составляет 2–4 месяца. Нелекарственная терапия – это прежде всего возможность выражения пациентами своих страхов в обстановке психологической поддержки, которую может оказать врач (