Методы арт терапии. Что такое «лечение искусством» или арт-терапия


Арт – терапия – одно из направлений психотерапии искусством. Врачи предлагают рисовать тематические картины или создавать рисунки по своему желанию – так в психологии определяется степень заболевания, и в то же время это дает больному сконцентрироваться на процессе – это является естественной формой коррекции эмоционального состояния.

Также, возможно использование других видов творчества: скульптура, шитье, вокал, поэзия.

В 1938 году, Адриан Хилл, описывая свою работу в санаториях, ввел термин «арт – терапия», а в конце 20 века, этот вид терапии стал использоваться в медицинских, корректирующих и реабилитационных учреждениях.

Благодаря своей эффективности, доступности в применении и простоте внедрения процедуры, она заняла значительное место в лечении неврологических и психических заболеваний.

Роль арт терапии в неврологии и психологии

Множество неврологических и психологических заболеваний – как у взрослых, так и у детей, часто имеют одну черту – больной, по причине сложности вербального общения предпочитает уходить в себя. Социализация и таких пациентов заключаются, прежде всего, в процедурах, направленных на активное его участие в деятельности.

Пациенты с поражениями центральной нервной системы, имеющие такие диагнозы, такие как: , и т. д., испытывают похожие дестабилизирующие ощущения. Общая подавленность, сонливость, чувство страха, тревожность.

Процедуры и упражнения арт – терапии в таких случаях несут стабилизирующий характер, и пациент, в значительно короткие сроки становится более уравновешенным.

Психосоматические нарушения значительно корректируются, стабилизируется состояние покоя, значительно повышается интеграция личности в общественную жизнь.

Благодаря процедурам терапии искусством, улучшаются и физические показатели больного. Мелкая моторика и речь становятся более обдуманными, пациент заметно меньше раздражается в случае, если у него не достаточно точно получается задуманное.

Пациенты, проходящие , очень тяжело переживают моменты, когда простые движения, которые они повторяли в течении жизни, такие, как: взять ложку, застегнуть пуговицу или завязать шнурки – оказываются сложнейшими процедурами.

Заинтересовавшись арт – терапией, они не воспринимают ее как лечение, а считают времяпровождением, а при правильной подаче врача и близких – как значительной помощью. Это делает их труд значимым и кропотливым. Мелкая моторика и точная работа влияет на деятельность мозга как запускающий механизм.

Долгое время арт – терапия применялась в психологии как способ постановки диагноза, и не учитывался тот благотворный эффект, который несет сам процесс. В психиатрии и психологии данный вид лечения занимает сейчас значительную часть от общего времени лечения.

Многие больные воспринимают это как игру и возможность погрузиться в сосредоточенность. Положительная динамика наблюдается при групповых процедурах, где врач предлагает сравнивать произведения друг друга и обсуждать процесс.

Искусство, как метод реабилитации

Большинство людей, перенесших неврологические заболевания, сталкиваются с одинаковыми проблемами:

В этих случаях, арт – терапия решает сразу несколько задач, которые являются основополагающими для того, чтобы пациент полностью или в необходимой мере восстановил свои функции. Сеансы дают возможность вернуть координационные навыки, улучшают мелкую моторику и стабилизируют эмоциональное состояние.

Методы арт терапии несут в себе такие функции:

  1. Коммуникативно – рефлексивная . В результате занятий происходит коррекция личностной оценки, формируются навыки общения и терпение к своему состоянию. Появляется желание добиться больших результатов и гордость за свое упорство – это формирует общий положительный фон для выздоровления.
  2. Катарсистическая – опустошающая . В этот сложный период очень важно освободиться от негативных мыслей, и это удается, благодаря ощущению внутренней гармонии.
  3. Регулятивная – снятие напряжения . Положительное психоэмоциональное состояние моделируется благодаря улучшению общего окружения и сосредоточенности на процессе.

Пациент, проходящий реабилитацию, в которую включена системная арт – терапия, в течении достаточно короткого времени приходит в гармонию со своим внутренним состоянием. Благодаря переживаемым положительным эмоциям он формирует новое отношение к ситуации и находит возможности выхода из нее.

Чаще всего, после перенесенных , человек склонен к негативному восприятию окружающего, а связь с творчеством, искусством и духовными ценностями высвобождает агрессию и негатив в виде произведений.

Внутренний конфликт прорабатывается посредством вынесения его в виде рисунков, скульптур, некоторые открывают в себе тягу к живописи или музыке, которые остаются любимым занятием на будущую жизнь.

Методы и виды арт – терапии

Существует множество видов искусства, на которые возможно опираться для качественной реабилитации больных. Прежде всего – пациент и врач выбирают наиболее интересную сферу для обсуждения и занятий. Если человеку не интересен тот или иной вид искусства, его сложно заставить им заниматься. Пациент сам должен сделать выбор из предложенных терапевтом вариантов:

Существует методика групповых и индивидуальных занятий. Оптимальный вариант – групповые занятия, которые решают основную проблему – ограничение общения с социумом. Интерактивная группа – результат качественной работы специалиста.

В ходе групповых занятий арт – терапевт дает задание на общую тему или предлагает к обсуждению одно из произведений пациента. Тем самым, формируется умение оценивать, уйти от стеснения и зажатости.

Индивидуальные программы реабилитации направлены чаще всего на вывод из состояния глубокого погружения в себя. Терапевт находит тему интересную для обсуждения, много рассказывает и вызывает пациента на диалог. Правильно проведенные индивидуальные занятия в дальнейшем переходят к групповым.

Практический опыт в центрах реабилитации

Построение программы реабилитации с применением арт – терапии заключается в прохождении нескольких уровней. В зависимости от динамики улучшения происходит усложнение задач – эта дополнительная нагрузка заставляет пациента расширять свои возможности, раскрываться и развиваться.

Опытные специалисты в большинстве случаев применяют структуру занятия из трех частей:

  1. Вводная . В этой части инструктор анализирует состояние пациентов, их настроение, шутит и этим агитирует на активное участие.
  2. Основная рабочая часть . Здесь участники выбирают занятие, решают — будет ли оно индивидуальным или групповым. Обсуждают результаты, делятся впечатлением и ощущениями.
  3. Заключительная часть . В этой части участники подводят итоги, оценивают себя, сравнивают свои прежние работы с текущей. Специалист анализирует текущее состояние пациентов, наблюдает изменения и принимает решения о следующих работах.

Данный вид терапии возможен для применения и в домашних условиях, но пациент не получит всего объема возможностей, нужной поддержки и правильных – корректирующих его состояние заданий. Специалист должен иметь значительную подготовку и опыт работы в данной, очень узкой сфере.

Пол года назад у свекра был инсульт. После того, как мы забрали его домой, он стал совершенно другим человеком – злым, агрессивным и ранимым. Раньше, до болезни, он был главой семьи и радовался тому, что востребован: занимался внуками, прививал им любовь к спорту и книгам.

А после выхода из больницы обнаружил, что не может больше этого делать. Прошел реабилитацию, в которую входила арт – терапия. Оказалось, что у него всегда были предпосылки к живописи. Сейчас он вполне счастлив, занимается прежними делами – значительно лучше стали движения, научился гасить в себе раздражение и жить с незначительными ограничениями.

Наталья, 35

Арт – терапия, как возможность выражения своих чувств, эмоций и возможность социализации после перенесенных заболеваний используется с высокими показателями валидности.

Применение этого щадящего метода позволяет минимизировать, а в некоторых случаях – купировать результаты перенесенных заболеваний.

Практика многих клиник, исследования и примеры действия арт – терапии, позволяют говорить о ней, как об одном из основных методов, наряду с физиотерапией, которые возвращают пациента к активной жизни.

Если говорить на научном языке, то арт-терапией называется одна из форм психотерапии, которая характеризируется своей специализацией на искусстве, в основном, на изобразительном. Конечно же, существуют и другие - музыкотерапия, телесно ориентированная терапия, сказкотерапия.

Арт-терапия в психологии может быть и основным методом решения внутренних проблем, и дополнительным. Но независимо от этого в арт-терапии действуют два механизма:

  • обнаружение скрытых проблем и конфликтов, нахождение их решения (благодаря творчеству можно преодолеть страхи, связанные с внутренними проблемами);
  • получение пациентом удовольствия от творчества, хотя он и не будет показывать этого.

Психология гласит, что самое тяжелое для человека - страдать от глубоко спрятанных, неосознанных конфликтов. Именно их обнаружением и преодолением стены сознания занимается психотерапевт. Следует отметить, что часто люди не желают идти на контакт с психологом, но для решения этой проблемы также используют арт-терапию. А на арт-терапевтическом сеансе человек может раскрыть даже для себя неведомую психологическую проблему.

Часто этот метод в психологии единственный выход из положения, так как, когда человек замыкается и не желает или не может рассказать о своих проблемах и их причинах, арт-терапия справляется с эмоциональным забором, который построил пациент. Когда человек рисует, он делает это без какого-то умысла, и лишь потом понимает смысл нарисованного рисунка и его значение.

Арт-терапия в психологии применяется для решения множествах внутренних конфликтов и проблем. К ним относятся психологические травмы, болезненные потери, стрессовые, невротические, кризисные состояния и т. д.

Методика проведения арт-терапии направлена на:

  • Познание самого себя, своих способностей;
  • Увеличение стремления человека проявить себя и раскрыть свои таланты и возможности;
  • Набор опыта в результате раскрытия проблем, который помогает человеку правильно поступать и вести себя в дальнейшем.

Какие возможности арт-терапии в психологии?

Обратиться за помощью к психологу для проведения арт-терапии может человек любого возраста, наличие способностей к творчеству совсем необязательно. Также эта методика позволяет познать не только себя, но и понять других, что помогает устанавливать хорошие отношения с людьми. Для людей с ограниченными возможностями арт-терапия дает отличную возможность участвовать в общественной жизни, они социально адаптируются и могут даже открыть в себе неведомые таланты и способности.

Также такая работа с психологом помогает выразить свои мысли и эмоции тем людям, которым сложно рассказать все словами. В школах арт-терапия выполняет развивающую, воспитательную, диагностическую, психотерапевтическую и коррекционную функции.

Арт-терапия формирует способности человека к решению сложных жизненных ситуаций, творческому мышлению, помогает пережить неприятности и горе. Самым важным в арт-терапии является то, что эта методика дает человеку возможность осмыслить проблемы, пережить трудности и дальше жить, творя свою судьбу самостоятельно.

На что способна арт-терапия для взрослых. Основные методы лечения искусством. Самые эффективные арттерапевтические техники и упражнения.

Содержание статьи:

Арт-терапия - это в буквальном смысле означает лечение искусством. Этот метод психотерапии активно применяется в лечении психологических и соматических проблем. Изначально в качестве исцеляющего инструмента использовалось изобразительное искусство. Сегодня же этот метод дополнился другими видами творчества: музыкой, фотографией, лепкой, литературным творчеством, танцами, актерским искусством и т.д.

Задачи и функции арт-терапии для взрослых


Основная задача арт-терапии - научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод - сублимация, то есть перенесение внутренних конфликтов, напряжений в более приемлемый для социума вид. В нашем случае - в творчество.

Современная арт-терапия способна выполнять сразу несколько функций:

Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. Другими словами творчество в тандеме с психологическими приемами обходит «цензуру» левого полушария мозга, которое контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность - на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.д.

Используя простые на первый взгляд приемы, арт-терапия незаметно для пациента проводит диагностику его душевного и физического состояния, лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия. Она основана на эффекте спонтанности, как и любой вид творчества. Но не требует специальных талантов или способностей.

Лечение искусством можно назвать одним из самых безопасных, универсальных и приятных методов психотерапии, успешно применяемых у пациентов любого возраста.

Основные приемы арт-терапии для взрослых


Как уже упоминалось, главная «фишка» арт-терапии для взрослых - спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей или талантов. Именно в таком случае, когда пациент не зацикливается на том, насколько красиво и профессионально он творит (рисует, сочиняет стих или сказку, танцует или лепит), он способен отразить в созданном образе свое истинное внутреннее «Я».

Современное арттерапевтическое лечение включает два основных приема:

  1. Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
  2. Преобразование негативного воздействия аффекта в позитивный, исходя из природы эстетической реакции.
Психокоррекция с использованием творчества может проводиться несколькими способами. К примеру, работа с пациентом по определенной схеме. В этом случае перед человеком ставится определенная задача - создать рисунок (поделку) по некому шаблону на заданную тему. Здесь уделяется внимание сочетанию и яркости цветового оформления, формам и нюансам в выполнении деталей.

Другим способом проведения арт-терапии является общение «на вольные темы». Он предполагает свободный выбор темы, материала, сюжета и инструментов для самовыражения. В конце такого занятия оценке подлежат именно критерии выбора пациента и манера выполнения задания.

Примечательно, что скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психолога или психотерапевта. Более того, есть четкая позиция, что арт-терапия - это «инсайт-ориентированная методика». То есть методика, благодаря которой человек сам должен найти свою проблему. Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:

  • Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс - вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
  • Не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу - понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать - с разных ракурсов и в разном настроении. Согласно догмам арт-терапии, рано или поздно вы обязательно увидите и саму проблему, и ее корни.
  • Терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Оно лечит «по факту», уже в процессе того, как вы творите.

Разновидности арт-терапии для взрослых

На сегодня существуют следующие виды арт-терапии: изотерапия (лечение рисованием), игротерапия, музыкотерапия, данстерапия (лечение танцем), сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, видеотерапия, мульт-терапия, маскотерапия, драматерапия (лечение театральным искусством), библиотерапия (лечение книгами). Кроме того, лечение творчеством может проходить активно (посредством самостоятельного создания творений) и пассивно (с использованием уже созданных кем-то произведений). Оно может совершаться самостоятельно, индивидуально или в группе.

Изотерапия


Изотерапия предполагает собой коррекцию психосоматического состояния с использованием изобразительного искусства. Чаще всего - рисования. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, в основу которого положена зависимость цветового оформления творения от эмоционального состояния его творца. Так, преобладание в рисунке ярких сочных красок трактуется как позитивное творческое самовыражение, пастельных тонов - как признак тонкой и чувствительной душевной организации.

Есть несколько советов относительно успешности изотерапии:

  1. В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке - она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
  2. Составление коллажей тоже используется в качестве техники арт-терапии, но применять его лучше уже на заключительной стадии занятий. Оставьте всю «черную» работу рисункам.
  3. Обеспечьте себе широкую цветовую палитру.
  4. Выбор инструмента для творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, но предпочтение лучше отдать краскам. Считается, что работа с пластичной кистью дает больше свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии.
  5. Оставьте стремление рисовать красиво и правильно - не используйте для этого линейки, циркули и т.п. Все должно рисоваться от руки.
  6. В качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы), так и создавать свои индивидуальные проекты.

Музыкотерапия


Эффект активного влияния музыки на человеческий организм был замечен еще в ХIX веке. Проводником такого эффекта являлись именно эмоции, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения.

Воздействие музыки происходит посредством нескольких механизмов:

  • Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
  • Ассоциативные связи, вызванные восприятием или исполнением музыки, влияют на психическое состояние человека.
Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная (прослушивание музыкальных произведений) и активная (пение, исполнение музыки, танцы).

Основные этапы музыкотерапии:

  1. Подстройка . На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.
  2. Ведение . Следующее музыкальное произведение должно мягко и незаметно нейтрализовать выявленные первой мелодией чувства. То есть вселять надежду, утешать.
  3. Закрепление . Третья мелодия является закрепителем положительного эффекта - давать уверенность в своих силах, вселять твердость духа.
В последнее время большую популярность набирает караоке, которое в Японии очень активно используется в качестве способа для снятия стресса. Там даже оборудованы специальные центры, состоящие из множества максимально комфортных индивидуальных кабинок, выполненных из шумопоглощающего материала и «начиненных» соответствующей аппаратурой.

Однако первенство в отношении эффективности воздействия на психику человека остается все-таки за классической музыкой. Только она способна не давать эффекта пресыщения.

Так, при депрессивном состоянии рекомендуют послушать «Реквием» Моцарта, Вступление к 5-й симфонии Чайковского или «Смерть» Грига. При тревожности - вальсы Штрауса, прелюдии и мазурки Шопена. Для снятия агрессивности - «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Порыв» Шумана или «Итальянский концерт» Баха. Для бодрости - «Аделиту» Перселла или «Чардаш» Монти, для расслабления - «Времена года» Чайковского («Июнь. Баркарола»), «Старинную песенку» или «Пастораль» Безе.

Конечно же, вы сами можете составить свой индивидуальный перечень музыкальных произведений на любое настроение. И не обязательно классики - главное, чтобы вы ощущали, что она оказывает положительно влияние.

Важно! Музыка сама по себе - волшебство, которое может исцелить душу. Однако с точки зрения психологии большего эффекта можно достичь не столько от ее прослушивания, сколько от исполнения.

Фототерапия


Коррекция психического состояния человека при помощи фотографии - один современных методов психотерапии, способный решить многие психологические проблемы, развить и гармонизировать личность. Для этого могут использоваться как готовые снимки, так и специально созданные фото.

Основой метода является работа психолога с пациентом в контексте его восприятия фотографии: эмоционального фона, привязки к деталям, времени, когда она сделана. Это могут быть фото самого пациента или заранее подготовленные специалистом вырезки, журналы, коллажи.

Первые помогают выявить проблему в отношениях внутри семьи, роль в ней и скрытые обиды, невысказанные эмоции. Они же могут выявить внутренние комплексы в отношении своей внешности или позиции в жизни. Это особенно важно, если у человека мало фотографий или нет их вообще. Насторожить специалиста может и противоположный факт - наличие большого количества фото, где человек один или находится в центре сюжета.

Фото, никак не связанные с пациентом, часто помогают выявить секреты из личной жизни, отношение к противоположному полу.

Фототерапия предполагает работу в разных ракурсах: создание, восприятие человеком фотографических образов, их обсуждение и добавление (при необходимости) творческой составляющей. В качестве последней могут быть использованы изобразительные техники, сочинение притч, историй, сказок. Такие занятия по арт-терапии могут включать рисование, составление фотоколлажей, изготовление из фотографий фигур и игру с ними, художественное описание и т.п.

Человеческая натура многогранна и изменчива, а сам человек - индивидуален. Поэтому видовая палитра арт-терапевтических методик постоянно пополняется новыми методами самовыражения и самопознания.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых


Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета.

Мы сделали подборку наиболее простых для самостоятельного использования арттерапевтических упражнений:

  • «Работа с творческим мусором» . Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным - обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
  • «Сказка о герое» . Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
  • «Мое настроение» . Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает - грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
  • «Лепим монстра» . Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
  • «Кактус» . Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре - адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу - низкая самооценка; вверху - завышенная самооценка; слева - сосредоточенность на прошлом, справа - на будущем. Размер: меньше 1/3 листа - заниженная самооценка, 2/3 и больше - завышенная. Линии: четкость - уверенность, штриховка - признак тревоги, прерывистость - импульсивность, сильный нажим - напряжение, слабый - пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.

Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.


Что такое арт-терапия - смотрите на видео:


Арт-терапия - прекрасный способ решить свои психологические проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению и повысить самооценку. Музыкотерапия – это система психологической коррекции физического и психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности занятия. Иногда используется живое исполнение музыки.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Драмотерапия – театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся мечты. Чаще всего применяется при коррекции межличностных взаимодействий: я и друзья, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Использование игр и игрушек дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами. Игровая терапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.


Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможностьвыходу внутренним конфликтам вовне;помогает понять собственные чувства и переживания;способствует повышению самооценки;помогает в развитии творческих способностей.Чаще всегоизотерапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты:создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами - у детей с агрессивными проявлениями;оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;развитие произвольности и способности к саморегуляции;уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

В изотерапии могут применяться такие методики при работе с детьми:

Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название

Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.

Маскотерапия известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. Лицо – это проекция нашего психологического состояния и настроения, нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. Избавление от привычных, стереотипных ролей с помощью маскотерапии создает возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь.

Коллаж технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в работе со студентами на практических занятиях по специальной психокоррекции и способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.

Песочная терапия – это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент – ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие; темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.

Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Фототерапия – набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Техники фототерапии: фотографии, созданные самим человеком; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; автопортреты - любые фотографии самого себя; семейные альбомы. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д.)

Глинотерапия . Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой; не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).

Подводя итоги, отметим, что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость, страх. Ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность участника, что является особенно важным при работе с людьми с ОВЗ.

Арт-терапия – это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции.

Название «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Это направление психотерапии сравнительно молодое, но стремительно развивающееся благодаря тому эффекту, который достигается в ходе лечения. У нее появляется множество видов и подвидов, открывающих широкие возможности для избавления от .

Что такое арт-терапия?

Изначально речь шла о рисуночной терапии, то есть лечении изобразительным искусством, но в дальнейшем появились и другие виды творчества – пение, танцы, актерская игра, лепка и другие, которые помогают человеку не только расслабиться и отвлечься от насущных дел, но и глубже познать себя, свое внутреннее «Я», избавившись таким образом от своих комплексов и противоречий, улучшив настроение, гармонизировав душевное состояние. Терапия искусством не имеет нежелательных побочных эффектов и не вызывает у человека сопротивления, ведь в этом деле важен сам процесс, а не результат.

Что такое арт-терапия в психологии?

Данное понятие ввел британский врач и художник Адриан Хилл, который работал с туберкулезными больными и заметил, что занятие рисованием помогает им бороться с недугом. Арт-терапия в психологии применялась и во времена Второй мировой войны по отношению к детям, освобожденным из концентрационных лагерей. Сегодня ее проводят как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. Арт-терапией можно заняться, даже не выходя из дома, купив раскраску-антистресс, придуманную Джоанной Басфорд.

Цели арт-терапии

Проходя курс лечения искусством, клиент осуществляет самопознание, самовыражение и самоанализ, что позволяет гармонизировать его . Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.

Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:

  1. Раскрыть человека, его таланты и способности.
  2. Ускорить выздоровление при многих заболеваниях.
  3. Наладить контакт между терапевтом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
  4. Помочь пациенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
  5. Помочь человеку социально адаптироваться.
  6. Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые человек не может или не хочет выразить привычным способом.

В чем преимущества арт-терапии?

Арт-терапия воздействует на психику мягко, ненавязчиво, ведь сам процесс лечения подобен занятию хобби. Зачастую пациент находится в подавленном состоянии и наладить общение трудно, а возможности арт-терапии позволяют проявить свое «Я» через визуальное искусство. Методика такого лечения базируется на принципе, что содержания внутреннего «Я» пациента отражаются в зрительных образах в тот момент, когда он лепит, рисует, танцует или поет, в результате чего гармонизируется состояние психики.

Такое лечение не вызывает у клиента отторжения или неприятия, что очень важно для людей в состоянии стресса. Оно всегда добровольно и безопасно. В процессе проецирования внутренних переживаний на свое творение человек не осознает, что они бессознательно выходят наружу. Если рассматривать процесс с точки зрения психоанализа, то основным его механизмом является сублимация. Через художественные визуальные образы и объекты происходит взаимодействие бессознательного с сознанием, а терапевт помогает пациенту понять, что же хочет сказать ему его «бессознательное».

Виды арт-терапии

Данная методика вызывает все больший интерес, что создает предпосылки для расширения ее границ и появления все новых «инструментов» лечебного искусства. Методы арт терапии включают:

  • изотерапию – живопись и рисование;
  • цветотерапию - на человека воздействуют светом различных цветовых гамм;
  • музыкотерапию, которая заключается в прослушивании различных композиций;
  • песочную терапию – рисование песком;
  • видеотерапию - подразумевается просмотр видео, в котором у героя отображена такая же проблема;
  • игротерапию - в процессе игры формируются нужные психические функции;
  • библиотерапию - этот метод использует литературу для лечения словом;
  • сказкотерапию – сочинение сказок, анализ уже существующих произведений;
  • маскотерапию - применяется объемное изображение лица пациента, позволяющее направить его эмоции и переживания в нужное русло;
  • драматерапию, то есть драматизацию, разыгрывание какого-либо сюжета;
  • фототерапию – фотографирование, создание коллажей;
  • денс-терапию – занятие танцами;
  • арт-синтезтерапию - она объединяет в себе живопись, стихосложение, мульт-, цвето-, маско-, фототерапию и др.

Арт-терапия для женщин

При современном темпе жизни, когда люди регулярно подвергаются стрессу, терапия искусством помогает понять себя, свое место в жизни и найти способы осуществления своих желаний. Арт-терапия для взрослых предоставляет возможность усилить собственную энергию, обрести уверенность в себе и спокойствие. Посредством художественных визуальных образов создается картина собственной жизни – такая, какой человек хочет ее видеть.


Арт-терапия для пожилых людей

Направление лечения всегда выбирает специалист, учитывая сложность каждого вида творчества. И если подросткам больше подойдет игра в любительском театре или танцы, то арт-терапия для пожилых предусматривает выбор более спокойных и несложных техник, с которыми легко справиться, и для выполнения которых не нужны особые навыки. При работе с пожилыми очень важно сподвигнуть человека начать и не стремиться достичь какого-то конкретного результата. Это самый трудный этап, ведь многие люди в таком возрасте уже не верят в свои силы, к тому же считают, что для этого нужен особый талант.

Арт-терапия – упражнения

Существует масса приемов, позволяющих решить свои внутренние проблемы. Вот некоторые из них:

  1. При работе с ребенком попросить его нарисовать свой страх. Чтобы пугающее обернулось обратной стороной, его нужно сделать смешным и забавным. Например, пририсовать крокодилу бантик, а злой собаке розовые крылышки.
  2. Техники арт-терапии включают упражнение под названием «Каляки-маляки». Пациенту предлагается нарисовать бессмыслицу, а затем внимательно ее рассмотреть и выделить осмысленный образ, обвести его, дорисовать, а после описать рисунок.
  3. Приемы арт-терапии включают методику «коллаж». В контексте заданной темы клеить, лепить и рисовать на бумаге все, что угодно. Анализ проводится с учетом размера и положения элементов, цвета, сюжета, гармоничности и пр.

Книги по арт-терапии

Терапия творческим самовыражением освещается в следующих произведениях:

  1. «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» А.И. Копытина . Практическое пособие, помогающее в работе с различными травмами и зависимостями.
  2. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий» Л.Д. Лебедевой . Автор в простой и доступной форме приводит подробное описание техник лечения искусством, перечисляет все для этого необходимое, описывает диагностические методики.
  3. «Терапия творческим самовыражением» М.Е. Бурно . В книге приводится весь спектр лечебных методик, опирающихся на искусство и творчество.