Арт-терапия для взрослых. Арт-терапия как метод специальной психологической коррекции


Техника применялась в работе с запросами - Понять, что со мной (жизнью) творится.

Пошаговая инструкция.

1. Сделайте на отдельных листах серию рисунков. (Подготовьте листы формата А4 и А3, краски, гуашь, карандаши). Рисуем то, что происходит сейчас, состояние на сегодня. Рисовать в любой последовательности.
~ Моя жизнь, как дорога.
~ Моя жизнь, как река.
~ Моя жизнь, как гора.
~ Моя жизнь, как еда.
~ Моя жизнь, как огонь.
~ Моя жизнь, как игра.

2. Расскажите, что вы нарисовали? Что чувствуете, когда смотрите на свой рисунок? Как эти чувства откликаются в теле? Опишите, что такое для вас символ дороги? (реки, горы, еды, огня, игры). Работаем сначала до конца с одним рисунком. Человек может описать так: «Дорога для меня- это путь к цели». А на рисунке изобразил дорогу, как в сказке, с тремя разветвлениями, типа, налево пойдешь, фиг с маслом найдешь.

Как вы можете объяснить для себя, что происходит в вашей жизни судя по этому рисунку?

Варианты ответа: нет у меня никакой цели сейчас, не знаю, куда мне идти, хоть куда пойду, что-нибудь потеряю и т.д. Итак, как соотносится ваше убеждение об образе с вашей жизнью, с тем, что происходит с вами? Или, о чем это в вашей жизни?

3. Посмотрите, сейчас на ваш рисунок? Что чувствуете? Что происходит в теле? Хочется ли что-нибудь закрасить, убрать или дорисовать? Если да, то даем рисунок и клиент вносит желаемые для него изменения. (нужно иметь в наличии белую гуашь). Коррекция происходит в настоящем времени. Обычно после внесения изменений в рисунок, даже небольшой детали, происходит быстрая внутренняя метаморфоза. Клиент закрасил ответвления от дороги, оставив центральную, в перспективе сверху нарисовал дерево и сбоку нарисовал автозаправку и шашлычную.

4. Просим теперь клиента рассказать по рисунку, что такое его жизнь, как дорога (река, гора, еда, огонь, игра)? Например, рассказ может звучать так: «Моя жизнь – это прямая дорога, асфальтированная, не сильно широкая, но и не узкая, движение на ней в обе стороны. Это дорога из одного города в другой. На ней есть места, где можно заправить автомобиль, перекусить и отдохнуть. После этого можно спокойно ехать дальше. Мне нужно туда, где виднеется дерево. Там цель моей поездки. Я его вижу и мне спокойно и радостно, что до него осталось совсем немного. В теле легкость».

(Обратите внимание на последовательность исполнения рисунков и на формат бумаги. Что в приоритете, судим по символу. Обращаем внимание на чувства и ощущения в теле во время беседы по рисунку. В принципе, кто знаком с арт-терапевтическими методами, знают, что с этим материалом делать для диагностики).

Всем, кто хоть немного имеет представление о символике, будет легко провести это упражнение. Информации об актуальном состоянии предостаточно. Бессознательное просто радостно делится с вами на понятном ему языке. Коррекция происходит на ваших глазах.

2. РИСУНКИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Назначение и приоритетные цели:

Выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса - оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка;

«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

Психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

Гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Развитие креативности.

Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Этап настроя

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

Инструкции

Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).

Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора.

В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы - перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.

Примечание.

Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.

Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ.

Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала.

Источник: Оксана Роздорская

3. Упражнение для работы с личными границами "КАРТА МОЕЙ ЖИЗНИ"

Инструкция:

"Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный.

А после посмотрите на свой рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, пять лет назад?

И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например:

Может быть, у вас пять лет назад было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением" и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает.

Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям

Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять?

А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли? (сложно в этом признаться, но в каждом человеке есть такое стремление – просто масштабы разные)

Может быть, вы делите страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников – с которыми строите заборы и готовите против них компании…

И когда вы видите основные закономерности, вам проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве"

4. Арт-терапевтическая техника "РИСУНОК В КРУГЕ"

Техника очень хорошо работает на первой консультации, в ситуации сложности формулирования запроса, размытых ожиданий клиента.

Для работы необходим набор разнообразных изобразительных материалов: бумага разного формата, карандаши, фломастеры, пастель, акварельные краски, гуашь.

1. Предлагаем клиенту расслабиться, сконцентрироваться на своих ощущениях здесь и сейчас, и нарисовать на листе круг такого цвета, размера, какой захочется именно в данный момент.

2. Затем – заполнить его рисунком.

3. Далее обсуждаем рисунок, актуализируем мысли, чувства, ощущения. Уточняем: менялось ли состояние в процессе рисования? Хочется ли что-то изменить. При необходимости – клиент корректирует рисунок – дорисовывает, закрашивает, стирает и т.д.

Конечно же, рисунок несет в себе определенную диагностическую информацию. Как и при анализе проективных методик обращаем внимание на размер круга, его размещение на листе, толщину линий, наличие или отсутствие цвета и др. Однако, терапевтический подход предполагает, прежде всего, не интерпретацию рисунка, а следование за эмоциями и ощущениями клиента. Важно, что он видит, как воспринимает свое произведение.

Можно применять рисунок в круге и в групповой работе. Вначале каждый рисует на большом общем листе свой круг, затем совместно заполняется пустое пространство. Процесс может иметь мощнейший ресурсный эффект, но иногда может спровоцировать выброс негативных эмоций.

Наиболее ценно в этой методике – возможность здесь и сейчас проработать ситуацию, скорректировать в нужном направлении.

5. Техника "КАРТА ЦЕЛЕЙ"

1. Обведите вашу руку на бумаге и получите контур вашей будущей карты.
2. Заполните карту различным ландшафтом: обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д
3. Флажком укажите цель, к которой вы стремитесь.
4. Обозначьте точку начала движения на вашем маршруте
5. Пунктиром проложите маршрут, который имеет начало и конец.
6. Обозначьте, на каком этапе пути вы находитесь сейчас.
7. Пропишите условные обозначения - дайте определение своим горам, деревьям, морям...
8. Сопоставьте их с вашими эмоциями, ощущениями, состояниями.

Информация, которую раскрывает рисунок:
- Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает
- В какой ландшафт попал флажок цели: пустыню, водопад... и что для вас это значит?
- Если в своём маршруте вы проходите все ландшафты - вы творческая личность, нет - вы исполнитель.
- Если вход и выход совпадают - человек приходит к тому, с чего начинал, но уже на уровень выше.
- Обратите внимание какие эмоции вы испытывали, прежде чем достигнуть цели
- Вход внизу, выход вверху - человек идёт от практики к теории, и, соответственно, - наоборот.
- Вход слева, выход справа - человек доводит дело до конца, хотя очень тревожится вначале.
- Вход справа, выход слева - развита интуиция, чувство нового.
- Поделите на три части по диагонали и по вертикали не страницу, а карту: левая часть - прошлое, центральная часть - настоящее, правая часть - будущее. Верхняя часть - мысли, центральная часть - идеи, планы, нижняя часть - поступки.

Название «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Это направление психотерапии сравнительно молодое, но стремительно развивающееся благодаря тому эффекту, который достигается в ходе лечения. У нее появляется множество видов и подвидов, открывающих широкие возможности для избавления от .

Что такое арт-терапия?

Изначально речь шла о рисуночной терапии, то есть лечении изобразительным искусством, но в дальнейшем появились и другие виды творчества – пение, танцы, актерская игра, лепка и другие, которые помогают человеку не только расслабиться и отвлечься от насущных дел, но и глубже познать себя, свое внутреннее «Я», избавившись таким образом от своих комплексов и противоречий, улучшив настроение, гармонизировав душевное состояние. Терапия искусством не имеет нежелательных побочных эффектов и не вызывает у человека сопротивления, ведь в этом деле важен сам процесс, а не результат.

Что такое арт-терапия в психологии?

Данное понятие ввел британский врач и художник Адриан Хилл, который работал с туберкулезными больными и заметил, что занятие рисованием помогает им бороться с недугом. Арт-терапия в психологии применялась и во времена Второй мировой войны по отношению к детям, освобожденным из концентрационных лагерей. Сегодня ее проводят как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. Арт-терапией можно заняться, даже не выходя из дома, купив раскраску-антистресс, придуманную Джоанной Басфорд.

Цели арт-терапии

Проходя курс лечения искусством, клиент осуществляет самопознание, самовыражение и самоанализ, что позволяет гармонизировать его . Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.

Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:

  1. Раскрыть человека, его таланты и способности.
  2. Ускорить выздоровление при многих заболеваниях.
  3. Наладить контакт между терапевтом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
  4. Помочь пациенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
  5. Помочь человеку социально адаптироваться.
  6. Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые человек не может или не хочет выразить привычным способом.

В чем преимущества арт-терапии?

Арт-терапия воздействует на психику мягко, ненавязчиво, ведь сам процесс лечения подобен занятию хобби. Зачастую пациент находится в подавленном состоянии и наладить общение трудно, а возможности арт-терапии позволяют проявить свое «Я» через визуальное искусство. Методика такого лечения базируется на принципе, что содержания внутреннего «Я» пациента отражаются в зрительных образах в тот момент, когда он лепит, рисует, танцует или поет, в результате чего гармонизируется состояние психики.

Такое лечение не вызывает у клиента отторжения или неприятия, что очень важно для людей в состоянии стресса. Оно всегда добровольно и безопасно. В процессе проецирования внутренних переживаний на свое творение человек не осознает, что они бессознательно выходят наружу. Если рассматривать процесс с точки зрения психоанализа, то основным его механизмом является сублимация. Через художественные визуальные образы и объекты происходит взаимодействие бессознательного с сознанием, а терапевт помогает пациенту понять, что же хочет сказать ему его «бессознательное».

Виды арт-терапии

Данная методика вызывает все больший интерес, что создает предпосылки для расширения ее границ и появления все новых «инструментов» лечебного искусства. Методы арт терапии включают:

  • изотерапию – живопись и рисование;
  • цветотерапию - на человека воздействуют светом различных цветовых гамм;
  • музыкотерапию, которая заключается в прослушивании различных композиций;
  • песочную терапию – рисование песком;
  • видеотерапию - подразумевается просмотр видео, в котором у героя отображена такая же проблема;
  • игротерапию - в процессе игры формируются нужные психические функции;
  • библиотерапию - этот метод использует литературу для лечения словом;
  • сказкотерапию – сочинение сказок, анализ уже существующих произведений;
  • маскотерапию - применяется объемное изображение лица пациента, позволяющее направить его эмоции и переживания в нужное русло;
  • драматерапию, то есть драматизацию, разыгрывание какого-либо сюжета;
  • фототерапию – фотографирование, создание коллажей;
  • денс-терапию – занятие танцами;
  • арт-синтезтерапию - она объединяет в себе живопись, стихосложение, мульт-, цвето-, маско-, фототерапию и др.

Арт-терапия для женщин

При современном темпе жизни, когда люди регулярно подвергаются стрессу, терапия искусством помогает понять себя, свое место в жизни и найти способы осуществления своих желаний. Арт-терапия для взрослых предоставляет возможность усилить собственную энергию, обрести уверенность в себе и спокойствие. Посредством художественных визуальных образов создается картина собственной жизни – такая, какой человек хочет ее видеть.


Арт-терапия для пожилых людей

Направление лечения всегда выбирает специалист, учитывая сложность каждого вида творчества. И если подросткам больше подойдет игра в любительском театре или танцы, то арт-терапия для пожилых предусматривает выбор более спокойных и несложных техник, с которыми легко справиться, и для выполнения которых не нужны особые навыки. При работе с пожилыми очень важно сподвигнуть человека начать и не стремиться достичь какого-то конкретного результата. Это самый трудный этап, ведь многие люди в таком возрасте уже не верят в свои силы, к тому же считают, что для этого нужен особый талант.

Арт-терапия – упражнения

Существует масса приемов, позволяющих решить свои внутренние проблемы. Вот некоторые из них:

  1. При работе с ребенком попросить его нарисовать свой страх. Чтобы пугающее обернулось обратной стороной, его нужно сделать смешным и забавным. Например, пририсовать крокодилу бантик, а злой собаке розовые крылышки.
  2. Техники арт-терапии включают упражнение под названием «Каляки-маляки». Пациенту предлагается нарисовать бессмыслицу, а затем внимательно ее рассмотреть и выделить осмысленный образ, обвести его, дорисовать, а после описать рисунок.
  3. Приемы арт-терапии включают методику «коллаж». В контексте заданной темы клеить, лепить и рисовать на бумаге все, что угодно. Анализ проводится с учетом размера и положения элементов, цвета, сюжета, гармоничности и пр.

Книги по арт-терапии

Терапия творческим самовыражением освещается в следующих произведениях:

  1. «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» А.И. Копытина . Практическое пособие, помогающее в работе с различными травмами и зависимостями.
  2. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий» Л.Д. Лебедевой . Автор в простой и доступной форме приводит подробное описание техник лечения искусством, перечисляет все для этого необходимое, описывает диагностические методики.
  3. «Терапия творческим самовыражением» М.Е. Бурно . В книге приводится весь спектр лечебных методик, опирающихся на искусство и творчество.

Творческий процесс, связанный с самовыражением, может помочь людям решать проблемы, а также управлять поведением и чувствами, и повысить самооценку. А для того, чтобы заниматься арт-терапией и получать преимущества, не нужно быть талантливым и одаренным художником.

Арт-терапия используется как метод коррекции эмоциональных состояний. Это творческий метод выражения, используемый в качестве терапевтической техники. Она возникла на пересечении искусства и психотерапии.

Цель арт-терапии – это, по сути, исцеление. Она может быть успешно применена к людям с физическими, умственными или эмоциональными проблемами, заболеваниями и расстройствами. В терапевтическом процессе можно использовать любой тип визуального искусства, включая живопись, рисунок, скульптуру, фотографию и цифровое искусство.

В большинстве сеансов арт-терапии основное внимание уделяется внутреннему опыту –чувствам, восприятиям и воображению. Хотя арт-терапия может включать в себя навыки обучения или искусство, акцент в первую очередь делается на разработке и выражении образов, которые находятся внутри человека, а не на те, что он видит во внешнем мире.

Быстрые методы арт-терапии

Они хороши тем, что требуют минимум расходных материалов и просты в освоении. Разумеется, если вы хотите получить от арт-терапии максимум, нужно записаться в группу. Но не у всех есть на это время и возможность, поэтому используйте следующие упражнения для того, чтобы понять себя, успокоиться и избавиться от стресса и .

Эмоции

С помощью этих упражнений справляйтесь с эмоциями, такими как гнев и грусть. Используйте арт-терапию как метод коррекции эмоциональных состояний.

  • Нарисуйте или разрисуйте свои эмоции . В этом упражнении вы будете полностью сосредоточены на том, чтобы рисовать то, что чувствуете.
  • Создайте колесо эмоций . При использовании цвета эта деятельность заставит вас критически думать о своих эмоциях.
  • Создайте медитативную картину . Ищете творческий способ расслабиться? Не любите медитировать? Медитативная живопись может быть именно тем, что вы ищете. Не нужны навыки рисования – только желание расслабиться и стать более креативным.
  • Изучите марионеточную терапию . Куклы не только для детей. Сделайте свою собственную и разыграйте сцену, которая вас расстраивает.
  • Используйте линейное искусство . Линия – один из самых простых и базовых аспектов искусства, но она также может содержать много эмоций. Используйте простое линейное искусство, чтобы визуально продемонстрировать, как вы себя чувствуете.
  • Создайте открытку, которую никогда не отправите . Вы все еще сердитесь или расстроены? Создайте открытку, которая выражает это.
  • Создайте семейную скульптуру . В этом упражнении вы создаете глиняное представление каждого члена семьи – матери, отца, братьев и сестер и любых других близких или членов семьи. Это необходимо для изучения эмоциональной динамики и ролей в семье.
  • Нарисуйте гору и долину . Гора может представлять время, когда вы были счастливы, а долина – когда были грустны. Добавьте элементы, которые также отражают конкретные события.
  • Прикрепите чертеж или сообщение к воздушному шарику . Отправьте отрицательные эмоции или распространите положительные, прикрепив примечание или рисунок к воздушному шару и отпустив его.

Релаксация

Арт-терапия может стать отличным способом расслабиться.

  • Краска и музыка . Поставьте любимую музыку и рисуйте то, что придет в голову – это отличный способ выпустить чувства и просто расслабиться.
  • Сделайте рисунок из каракули . С помощью этого упражнения вы превратите простую каракулю в нечто красивое, используя линию, цвет и ваше воображение.
  • Пальцевая краска . Это развлечение не только для детей, взрослые тоже могут наслаждаться этим искусством. Сделайте свои руки грязными от краски и просто рисуйте, радуясь и веселясь.
  • Рисуйте, закрыв глаза . Неспособность видеть, что вы рисуете, усиливает поток, интуицию и чувствительность.
  • Нарисуйте что-то огромное . Вовлечение вашего тела и его передвижение поможет освободить эмоции во время рисования.
  • Используйте только те цвета, которые вас успокаивают . Создайте рисунок, используя только цвета, которые вы считаете успокаивающими.
  • Рисуйте на песке . Это отличный способ расслабиться и очистить разум.
  • Сделайте зентагль . Эти забавные маленькие рисунки – отличный инструмент для релаксации и облегчения стресса.

Счастье

Искусство способно не только помочь справиться со стрессом и депрессией, но и сосредоточиться на хорошем. Ознакомьтесь с этими упражнениями, чтобы отразить свое личное счастье.

  • Сделайте коллаж своего идеального дня . Подумайте о том, что представляет собой для вас и сделайте коллаж.
  • Сфотографируйте вещи, которые, по вашему мнению, прекрасны . Распечатайте и повесьте их на стену, чтобы они постоянно напоминали о прекрасном.
  • Сделайте коллаж, связанный с цитатой, которая вам нравится . Возьмите слова мудрости и превратите их в нечто визуально вдохновляющее.
  • Создайте рисунок, отражающий свободу . Сюрреалисты практиковали автоматический рисунок как способ включения случайности и подсознания в свои рисунки и освобождения от художественных рамок и повседневного мышления.
  • Документируйте духовный опыт . Был ли он когда-нибудь у вас? Нарисуйте то, на что это было интуитивно похоже.
  • Сделайте мягкую игрушку . Мягкие, приятные объекты могут быть очень утешительными.
  • Документируйте опыт, когда вы сделали то, что не считали возможным . Мы все должны иногда делать то, что пугает или в чем не уверены. Используйте эту деятельность как шанс запечатлеть случай храбрости в своей жизни.
  • Придумайте дикое изобретение . Это изобретение должно делать то, что может помочь сделать вас счастливее – независимо от того, что это такое.

Травмы и потери

Эти упражнения заставят вас столкнуться с некоторыми неприятными аспектами жизни, но с целью их преодоления.

  • Нарисуйте место, где вы чувствуете себя в безопасности . Это место поможет залечить душевные травмы.
  • Создайте мини-диораму . Эта диорама может продемонстрировать важный момент в жизни или какую-то травму, которую вы пережили.
  • Создайте коллаж из своих забот . Что вас беспокоит больше всего? Вырежьте фотографии из журналов, которые будут означать ваши заботы.
  • Нарисуйте что-то, что вас пугает . Все напуганы чем-то, и в этом проекте у вас будет шанс осветить этот страх и поработать над ним.
  • Превратите свою болезнь в искусство . С помощью метода творческого дневника.
  • Эфемерное искусство . Иногда нам нелегко отпускать, но этот проект научит вас, что все будет в порядке, потому что горе не может длиться вечно. Используйте материалы, такие как песок, мел, бумага или вода, чтобы создать что-то такое, что вы уничтожите, когда закончите.

Самовыражение

И изучите свою личность при помощи следующих арт-упражнений.

  • Нарисуйте образы своих хороших черт . Создание рисунков ваших хороших качеств поможет стать более позитивными и создать лучшее видение себя.
  • Нарисуйте себя в виде животного . Есть ли какое-нибудь животное, к которому у вас есть особый интерес или ощущение, что это родственный дух?
  • Создайте временную шкалу и запишите на наиболее важные моменты вашей жизни . Эта временная шкала станет историей вашей жизни, с наиболее важными моментами, выделенными при помощи визуальных инструментов.
  • Составьте коллаж животных из джунглей . Выберите животных, которых вы найдете наиболее интересными, нарисуйте их, а затем подумайте, почему вы выбрали именно их.
  • Вылепите свое идеальное «я» . Если бы вы смогли превратиться в идеального человека, как бы вы выглядели и кем бы были?
  • Нарисуйте разные стороны себя . В этом проекте вы исследуете различные аспекты своей личности, предоставляя каждому из них визуальное выражение.
  • Создайте искусство своими отпечатками пальцев . Ваши отпечатки пальцев так же уникальны, как и вы. Используйте чернила и краску.
  • Нарисуйте себя в виде дерева . При этом корни дерева будут означать ваши сильные стороны и положительные качества, в то время как листья могут быть тем, что вы пытаетесь в себе изменить.
  • Нарисуйте важное детское воспоминание . Что это? Задокументируйте ее и попытайтесь понять, почему оно так важно для вас.
  • Напишите и проиллюстрируйте сказку о себе . Если бы вы могли спокойно погрузиться в ситуацию, какую роль сыграли бы и как бы развивалась история?
  • Создайте визуальную автобиографию . Этот творческий проект позволит вам оглянуться на свою жизнь и сделать визуальное представление об этом.
  • Создайте свой собственный герб . Выберите символы, которые представляют ваши сильные стороны.
  • Нарисуйте комикс о забавном моменте в своей жизни . Наслаждайтесь моментом ироничного отношения к своей личности. Не воспринимайте себя всерьез.
  • Создайте свой собственный сайт . Веб-сайты – это универсальные способы выразить себя. Создайте свой собственный, чтобы рассказать то, что наиболее важно для вас.
  • Создайте коробку ценностей . Поместите элементы внутрь коробки, которые представляют то, что вы цените больше всего.

Как видите, большинство упражнений вы можете выполнить уже сегодня вечером, потому что они не требуют многого количества времени и материалов. Желаем вам удачи!