Великая Яса Чингисхана. Законы Чингисхана


П. А. Кучер

Великая Яса Чингис-хана

Вступительное слово

Один-два раза в тысячелетие человечество бывает захвачено Великим Проектом принципиального переустройства. Миллионы судеб горят в огне очередного пожара за торжество Справедливого Порядка. Двадцатый век дал последний пример такого катаклизма. Кажется, что наши потомки его не забудут во веки веков. Это ошибка. История никого и ничему не учит. Отличным тому примером служит прошлый рывок за горизонт. Империя Чингис-хана в считанные десятилетия подчинила себе весь громадный континент. Вся огромная Евразия свалилась под копыта вчерашних дикарей и кочевников. Даже через 800 лет(!) мировые элиты содрогаются от ненависти к наследию этого проекта. Продолжают лить на него потоки грязи и лжи. Вероятно, мы никогда не узнаем, чего хотели и к чему НА САМОМ ДЕЛЕ стремились его отцы-основатели. Достоверная информация о Чингис-хане и его соратниках искажена до неузнаваемости. Методы, которыми он поднял на дыбы и погнал вперед "клячу истории" слишком эффективны, чтобы выставлять их на общее обозрение. Только большевикам в ХХ веке удалось произвести сходное возмущение основ геополитики.

Память о "Монгольском Проекте" стирали так старательно, что сегодня утрачен даже полный текст его основного закона "Великой Ясы". Почему? Это короткий документ, который был специально предназначен для заучивания наизусть. Он был доступен для понимания каждому неграмотному пастуху. Он привлекал к монголам "людей длинной воли" всех наций и вероисповеданий, он направлял их "к последнему морю", как символу ВЕЛИКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЛЯ ВСЕХ. Не верьте лгунам! В монгольском войске никому не полагалось никакого жалования, люди Чингис-хана шли в бой и умирали "за идею". Память об этой идее так же омерзительна для любой аристократии, как память о идее, ради которой наши деды по собственным трупам шагали на штурм Перекопа и брали Берлин. Те же самые моральные уроды ныне глумятся над "Красным проектом" и совершенно нет гарантий, что Конституция СССР достанется потомкам в сколько-то доступном для понимания виде.

Статьи "Великой Ясы", представленные ниже, надо читать с обязательным учетом трёх моментов:

1. Все положения первоисточника формулировались так, чтобы каждая фраза произносилась на одном дыхании. Это типичное требование для законодательных актов, заучиваемых наизусть. Признак оригинала.

2. Любая фраза первоисточника не допускает двойного толкования. "Яса" - закон прямого действия.

3. Если известная фраза "Ясы" записана иначе, она должна быть переформулирована кратко и точно. Канонического варианта нет, её исходный текст - это стихи(!) на старомонгольском.

Это к тому, что читать полный курс "источниковедения" тут неуместно, а понимать, что "Ясу" много раз дописывали и правили под текущие нужды, надо обязательно. Чингис-хан, согласно звучанию термина, был человек "с душой широкой, как море". Он никогда не опускался до мелочной регламентации. Полагаю, что положения этого великого памятника человеческой культуры ещё пригодятся. Не нам, так после нас.

Обращаю особое внимание, что выполнение любых положений "Великой Ясы" возлагалось на каждого. Не было возможности "свалить ответственность на государство". Монгольский Проект опирался на сетевую систему "равной ответственности людей" за дела ближних и дальних. Иерархия там была только на поле боя. Никто никого не тащил в суд, не доказывал меру его вины, не нанимал адвокатов. Преступников убивали на месте сами свидетели или обличители, именем Великого Синего Неба. Право на это имел всякий живущий.

Как это выглядело на практике? Для современников - жутко. Столкновение сетевой системы "вооруженного народа", созданной Чингис-ханом, и традиционного иерархического общества оставило в архивах тоскливые вопли, более подобающие советским диссидентам времен застоя - "Они всех убивают!". А почему всех? В каких случаях - всех? Оказывается, бойцы Чингис-хана искренне считали, что люди должны отвечать за свои слова и дела лично, полностью, без всяких выкрутасов. Поэтому, если властитель города, надеясь на крепость стен и борзость дружины, казнил монгольских послов (вопиющее нарушение дипломатических норм), то монголы брали этот город и, независимо от его стратегической ценности, вырезали поголовно. Ну дикари же! Звери, сущие звери... Разве можно им объяснить, что виноват только отдавший приказ? Что все, выполнявшие преступные приказы - невинные овечки, всего-то старавшиеся заработать копеечку семье? Что все, кто смотрел на беспредел князя и молчал, вообще ни в чем не виноваты? Что принцип коллективной ответственности за соучастие в преступлениях для жителей сословного общества как гром небесный? Что подданные не отвечают за дела повелителя? Монголы считали, что как раз наоборот. И вбивали эту науку в тупые головы холуёв. Предметно доказывали, что все люди равны и за дела урода отвечают все, кто не схватил его за руку. Есть опасение, что в новые демократические времена, когда государственная власть стала формально выборная, принципы "Ясы" ударят по любителям валить ответственность на начальство гораздо больнее. Примерно как по немцам времен Третьего Рейха. Сами выбрали себе в правители садистов и людоедов? Тогда и не обижайтесь! Правосудие прямого действия - штука простая и беспощадная. Чистый большевизм.

Восстановленный по правилам современного русского языка текст "Великой Ясы" с комментариями:

1. Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю без различия возраста и знатности - смерть;

(Главный принцип солидарного общества. Очень похож на главный закон империи Инков "Не будь трусом, не будь лентяем, не будь прелюбодеем, не будь вором, не будь лгуном, работай сам или умри".)

2. Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть;

(Статья уничтожает состязательность судебного процесса и судебную власть вообще, все люди по "Ясе" абсолютно равны между собой и должны решать любые конфликты самостоятельно, без адвокатов. Мир "Ясы" - это живущее по обычному праву общество тотального самосуда.)

3. Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть;

(Статьи отражают огромную ценность для степных кочевников любых источников питьевой воды, до обыкновенной лужи включительно. Пепел от костра служил им заменой соли или же лекарством. Вода и огонь, кроме того, считаются в понимании монголов очистительными началами и потому священны.)

6. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть;

(Статья отражает ограничение кредитоспособности физического лица на необеспеченном доверии.)

Когда Чингис-хан устанавливал основные правила и наказания к ним и все передал письменно в книге, повествует ал-Макризи, он дал наименование Ясы или Ясака. Макризи далее сообщает: "Когда редакция книги была окончена, он (Чингис-хан) велел эти законы вырезать на стальных досках и сделал их кодексом для своей нации..."

Дошедшие до нас фрагменты Ясы гласят следующее:

1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.

2. Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью.

3. Кто лжет с намерением или волхованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого, также предается смерти.

4. Тот, кто мочится в воду или на пепел, также предается смерти.

5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.

6. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.

7. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.

8. Когда хотят есть животное, должно связать ему ноги, распороть брюхо и сжать рукой сердце, пока животное умрет, и тогда можно есть мясо его; но если кто зарежет животное, как режут мусульмане, того зарезать самого.

10. Он (Чингис-хан) постановил, чтобы на потомков Али-бека Абу-талеба, всех до единого, не были наложены подати и налоги, а также ни на кого из факиров, чтецов аль-Корана, законодавцев, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих тела покойников не были налагаемы подати и налоги.

11. Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал как средство быть угодным Богу.

12. Он запретил своему народу есть из рук другого, пока представляющий сначала не вкусит сам от предлагаемого, хотя бы он был князь (эмир), а получающий - пленник; он запретил им есть что бы ни было в присутствии другого, не пригласив его принять участие в еде; он запретил насыщаться одному более товарищей и шагать через огонь трапезный и чрез блюдо, на котором едят.

13. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с лошади, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.

14. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды.

15. Он запретил мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится.

16. Он запретил говорить о каком-нибудь предмете, что он нечист; утверждал, что все вещи чисты, и не делал различия между чистыми и нечистыми.

17. Он запретил им оказывать предпочтение какой-либо из сект, произносить слова, употребляя почетные названия, а при обращении к султану или к кому другому должно употреблять просто его имя.

19. Он предписал, чтобы женщины, сопутствующие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин в то время, как последние отлучались на битву.

21. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.

23. Он узаконил, чтобы старейший из эмиров, когда он проступится и государь пошлет к нему последнего из служителей для наказания его, отдавал себя в руки последнего и распростирался бы пред ним, пока он исполнит предписанное государем наказание, хотя бы то было лишение живота.

25. Он предписал султану учреждение постоянных почт, дабы знать скоро о всех событиях в государстве.

26. Он предписал наблюдать за исполнением Ясы сыну своему Чагатаю бек Чингис-хану.

По Мирховенду (или Мирхонду)
<...>

28. От убийства (казни за преступление) можно откупиться пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет (барыш), а за китайца рассчитывались одним ослом.

По Ибн-Баттуте

29. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой десяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана.

По Вардапету

30. Чингисова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно, щадить страны и города, покоряющиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его.

По МАКАГИЮ

31. (Яса предписывает): любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих, за нарушение - смертная казнь.

Из РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ

32. Чингисова Яса предписывает: человека, подавившегося пищей, протаскивать под ставкой и немедленно убивать, равным образом предавать смерти, кто ступил ногой на порог ставки воеводы.

33. Если нет уже средств от питья, то должно в месяц напиваться три раза; если перейдет за три раза - виноват; если в месяц напиваться два раза - это лучше; если один раз - еще похвальнее, а если совсем не пьет, то что может быть лучше этого? Но где же найти такое средство, а если найдут, то оно достойно всякого почтения.

34. Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства. Раздел имущества основывается на таком положении, что старший получает больше младших; меньший же сын наследует хозяйство отца. Старшинство детей рассматривается соответственно степени их матери, из числа жен одна всегда старшая преимущественно по времени брака.

35. По смерти отца сын распоряжается судьбою его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их замуж за другого.

36. Строжайше воспрещается пользоваться чем-либо из вещей покойного, за исключением законных наследников.

По ЛЭМУ

38. (Об освобождении духовных лиц всех исповеданий от повинностей.)

39. Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором, если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете.

41. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности.

46. (О соблюдении некоторых правил при убое животных в пищу.)

47. (О разрешении употреблять в пищу кровь и внутренности животных.)

48. (Список преимуществ по службе и льгот начальникам и офицерам Империи.)

50. (Разные наказания, положенные за кражу: от смертной казни до телесного наказания - от 7 до 700 ударов.)

51. Никто из подданных Империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом. Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии.

52. (О запрещении под страхом смерти скрывать беглых рабов, кормить их и т.п.)

53. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки в первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц. (Дальше следуют обязанности жены по дому и хозяйству.) Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой. (Дальше - о правах потомства от разных жен.)

54. Прелюбодеяние наказывается смертью. Виновные в таковом могут быть убиваемы на месте преступления.

55. (О разрешении родителям заключать брачные условия между малолетними детьми и пр.)

56. Воспрещается купаться или мыть одежду в проточной воде во время грозы.

57. Шпионы, лжесвидетели, все люди, подверженные постыдным порокам, и колдуны приговариваются к смерти.

Приказано, законы Ясы вырезать на стальных досках и каждому выучить их наизусть:

1. Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю, без различия возраста и знатности - смерть;
2. Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть;
3. Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть;
4. Запрещено черпать открытую воду для питья рукой - можно только посудой для черпания воды;
5. Запрещено стирать одежду в открытой воде, пусть даже, из-за грязи, она не годна для ношения;
6. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть;
7. Кто дал еду или одежду пленному, без позволения его пленивших - смерть;
8. Кто поймает бежавшего пленного и не передаст его пленившим - смерть;
9. Кто режет скоту горло, а не вяжет ноги и вскрывает ему брюхо, что бы потом сжать рукой сердце - смерть;
10. Запрещено требовать от каждого на общее дело более десятой части, вещами, людьми или скотом;
11. Запрещено требовать налог с лекарей, ученых, погребателей тел и служителей любого культа;
12. Приказано равно уважать все религии и ни одной из них не отдавать предпочтения;
13. Запрещено есть из рук чужого, пока он не попробует сам, пусть хоть князь угощает пленного;
14. Запрещено шагать через огонь, на котором готовят еду и через блюдо, на котором едят;
15. Запрещено есть одному, есть больше других и есть, не предложив еду тем, кто находится рядом;
16. Приказано всякому, едущему мимо едящих, сойти с коня и есть вместе с ними, без их позволения;
17. Запрещено говорить о любом предмете, слове или деле, что оно нечисто - все вещи чисты одинаково;
18. Запрещено различать женский и мужской труд или обязанности женщин и мужчин на войне;
19. Приказано, в начале каждого года, представлять всех взрослых девушек, без различия, на конкурс красоты;
20. Запрещены браки первой и второй степени родства, но мужчина может взять в жены родных сестер;
21. Все рожденные дети законны, без различия, от жены, или от наложницы и наследуют отцу;
22. При разделе наследства старший сын получает больше младших, меньший сын наследует отцу;
23. После смерти отца сын полностью распоряжается судьбой его жен, кроме собственной матери;
24. За присвоение вещей покойного кем-либо, кроме его законных наследников - смерть;
25. Уличенного преступника должен карать каждый, без различия знатности, возраста или чина. Уклонение от наказания приравнивается к соучастию;
26. Запрещены унизительные или телесные наказания - только дурная слава, изгнание или смерть;
27. За попытку уклониться от наказания, под предлогом знатности, возраста или чина - смерть;
28. За провозглашение вождем не избранного людьми, на общем совете - смерть;
29. Запрещено главам племен и народов носить почетные титулы - всех называть только по имени;
30. Запрещено заключать мир с любым врагом, пока этот враг не побежден или не сдался. За убийство посла - ответит смертью все племя убийцы;
31. В рабство может быть обращен только военнопленный и члены его семьи, при этом рабство не наследуется.
31. За превышение должностных полномочий любому, не зависимо от заслуг и должности- смерть.
32. Если командир отберёт добычу у воина - смерть.
33. Если воин струсил и покинул поле боя, а его десятка его не уничтожила - смерть всем десяти!
34. Неподчинение приказу - смерть.

Точная дата его рождения, как и место захоронения, остались неизвестны. Его нарекли Чингисханом, то есть «великим» или «непреклонным ханом». Первым делом он прекратил междоусобицы, терзавшие народ. Затем - составил свод законов, который называли «ясой», «турой», «адатом» и объявил их людям. «Слово уст моих станет мечом моим» — сказал он однажды.

«Яса Чингисхана» — это Конституция?»

Великая Яса Чингисхана (яса - тюркская форма монгольского джасак, буквально - закон), свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на курултае в 1206 году. Первоначально представляла собой кодификацию неписаного монгольского обычного права и содержала преимущественно перечень наказаний за тяжкие преступления. В последующем (по-видимому, в период завоевательных походов Чингисхана в Среднюю Азию и Китай) была изменена и дополнена. Текст ясы не сохранился. Известны только фрагменты её в передаче персидских, арабских и армянских авторов 13 века.

«Яса была для потомков Чингисхана ненарушимым законом, от ее предписаний они ни в чем не отступали». Чингисхан говорил: «Если государи, которые явятся после этого (самого Чингисхана), вельможи, багадуры и нойоны… не будут крепко соблюдать Ясы, то дело государства потрясется и порвется. Опять будут охотно искать Чингисхана и не найдут…».

Приказано - законы Ясы вырезать на стальных досках и каждому выучить их наизусть:

1. Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю, без различия возраста и знатности - смерть;
2. Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть;
3. Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть;
4. Запрещено черпать открытую воду для питья рукой - можно только посудой для черпания воды;
5. Запрещено стирать одежду в открытой воде, пусть даже, из-за грязи, она не годна для ношения;
6. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть;
7. Кто дал еду или одежду пленному, без позволения его пленивших - смерть;
8. Кто поймает бежавшего пленного и не передаст его пленившим - смерть;
9. Кто режет скоту горло, а не вяжет ноги и вскрывает ему брюхо, что бы потом сжать рукой сердце - смерть;
10. Запрещено требовать от каждого на общее дело более десятой части, вещами, людьми или скотом;
11. Запрещено требовать налог с лекарей, ученых, могильщиков и служителей любого культа;
12. Приказано равно уважать все религии и ни одной из них не отдавать предпочтения;
13. Запрещено есть из рук чужого, пока он не попробует сам, пусть хоть князь угощает пленного;
14. Запрещено шагать через огонь, на котором готовят еду и через блюдо, на котором едят;
15. Запрещено есть одному, есть больше других и есть, не предложив еду тем, кто находится рядом;
16. Приказано всякому, едущему мимо принимающих пищу, сойти с коня и есть вместе с ними, без их позволения;
17. Запрещено говорить о любом предмете, слове или деле, что оно нечисто - все вещи чисты одинаково;
18. Запрещено различать женский и мужской труд или обязанности женщин и мужчин на войне;
19. Приказано, в начале каждого года, представлять всех взрослых девушек, без различия, на конкурс красоты;
20. Запрещены браки первой и второй степени родства, но мужчина может взять в жены родных сестер;
21. Все рожденные дети законны, без различия, от жены, или от наложницы и наследуют отцу;
22. При разделе наследства старший сын получает больше младших, меньший сын наследует отцу;
23. После смерти отца сын полностью распоряжается судьбой его жен, кроме собственной матери;
24. За присвоение вещей покойного кем-либо, кроме его законных наследников - смерть;
25. Уличенного преступника должен карать каждый, без различия знатности, возраста или чина. Уклонение от наказания приравнивается к соучастию;
26. Запрещены унизительные или телесные наказания - только дурная слава, изгнание или смерть;
27. За попытку уклониться от наказания, под предлогом знатности, возраста или чина - смерть;
28. За провозглашение вождем, не избранного людьми на общем совете - смерть;
29. Запрещено главам племен и народов носить почетные титулы - всех называть только по имени;
30. Запрещено заключать мир с любым врагом, пока этот враг не побежден или не сдался. За убийство посла - ответит смертью все племя убийцы;
31. В рабство может быть обращен только военнопленный и члены его семьи, при этом рабство не наследуется.

Наиболее полный и точный текст Ясы (с комментариями) под спойлером:

Дошедшие до нас фрагменты Ясы (из 64-х) гласят следующее [+201] :

1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.
2. Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью.
3. Кто лжет с намерением или волхованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого, также предается смерти.
4. Тот, кто мочится в воду или на пепел, также предается смерти [+202] .
5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
6. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.
7. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.
8. Когда хотят есть животное, должно связать ему ноги, распороть брюхо и сжать рукой сердце, пока животное умрет, и тогда можно есть мясо его; но если кто зарежет животное, как режут мусульмане, того зарезать самого. [+203]
<...>
10. Он (Чингис-хан) постановил, чтобы на потомков Али-бека Абу-талеба, всех до единого, не были наложены подати и налоги, а также ни на кого из факиров, чтецов аль-Корана, законодавцев, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих тела покойников не были налагаемы подати и налоги.
11. Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал как средство быть угодным Богу.
12. Он запретил своему народу есть из рук другого, пока представляющий сначала не вкусит сам от предлагаемого, хотя бы он был князь (эмир), а получающий - пленник; он запретил им есть что бы ни было в присутствии другого, не пригласив его принять участие в еде; он запретил насыщаться одному более товарищей и шагать через огонь трапезный и чрез блюдо, на котором едят [+204] .
13. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с лошади, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это [+205] .
14. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды.
15. Он запретил мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится [+206] .
16. Он запретил говорить о каком-нибудь предмете, что он нечист; утверждал, что все вещи чисты, и не делал различия между чистыми и нечистыми.
17. Он запретил им оказывать предпочтение какой-либо из сект, произносить слова, употребляя почетные названия, а при обращении к султану или к кому другому должно употреблять просто его имя.
<...>
19. Он предписал, чтобы женщины, сопутствующие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин в то время, как последние отлучались на битву.
<...>
21. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.
<...>
23. Он узаконил, чтобы старейший из эмиров, когда он проступится и государь пошлет к нему последнего из служителей для наказания его, отдавал себя в руки последнего и распростирался бы пред ним, пока он исполнит предписанное государем наказание, хотя бы то было лишение живота.
<...>
25. Он предписал султану учреждение постоянных почт, дабы знать скоро о всех событиях в государстве.
26. Он предписал наблюдать за исполнением Ясы сыну своему Чагатаю бек Чингис-хану.

По Мирховенду (или Мирхонду)
<...>
28. От убийства (казни за преступление) можно откупиться пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет (барыш), а за китайца рассчитывались одним ослом.

По Ибн-Баттуте
29. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой десяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана.

По Вардапету
30. Чингисова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно, щадить страны и города, покоряющиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его.

По МАКАГИЮ
31. (Яса предписывает): любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих, за нарушение - смертная казнь.

Из РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ
32. Чингисова Яса предписывает: человека, подавившегося пищей, протаскивать под ставкой и немедленно убивать, равным образом предавать смерти, кто ступил ногой на порог ставки воеводы [+207] .
33. Если нет уже средств от питья, то должно в месяц напиваться три раза; если перейдет за три раза - виноват; если в месяц напиваться два раза - это лучше; если один раз - еще похвальнее, а если совсем не пьет, то что может быть лучше этого? Но где же найти такое средство, а если найдут, то оно достойно всякого почтения.
34. Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства. Раздел имущества основывается на таком положении, что старший получает больше младших; меньший же сын наследует хозяйство отца. Старшинство детей рассматривается соответственно степени их матери, из числа жен одна всегда старшая преимущественно по времени брака.
35. По смерти отца сын распоряжается судьбою его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их замуж за другого.
36. Строжайше воспрещается пользоваться чем-либо из вещей покойного, за исключением законных наследников [+208] .

Дополнительно:

Известный монгольский полководец Чингисхан является одним из самых одиозных правителей в мировой истории. Он отличался не только отважным характером, но и был мудрым правителем. Яркий тому пример - его наследие. Оно состоит из свода правил, основу которых составили моральные принципы.

Законы Чингисхана - Великая Яса

Психологи советуют растить детей в любви и окружить заботой. Но если взглянуть в историю, самые выдающиеся люди в юном возрасте проходили серьезные испытания. Например, каково это, когда правитель умирает, когда его наследнику было всего 13 лет, и тут же власть фактически переходит в руки вождя вражеского племени? В последующие 4 года наследник с семьей был вынужден прятаться по горам, оставаясь в голоде и холоде. Из огромного 40-тысячного племени, регулярной десятины, земель и несчетного количества живности осталось всего 8 лошадей, которых тоже угнали воры.

Каково это: не имея за душой ничего, собирать армию вокруг себя и в 17 лет выдержать первую битву, где его 13-тысячное войско уничтожило 40-тысячную армию врага за одну ночь? Или история знает еще одного полководца, чья армия была способна за 1 час истребить полтора миллиона людей? По мнению историков, у него нет аналогов. И имя ему - Чингис хан.

Чингис - это титул, а не имя. Звали его Тимучином. По поводу национальной принадлежности до сих пор не утихают споры. Время правления - начало 11 века, в Монголии. Не владея письмом и не видев ни одной книги в своей суровой юности, он сумел покорить значительную часть мира и передать свою власть сыну, который правил после него около четверти века.

Масштабы захвата земель сравнивают с Наполеоном. Но все знают, что его империя распалась еще при его жизни, а сын был лишен возможности участвовать в государственных делах. Чингисхан прожил 65 лет.

Чем отличался?

Он был глубоко верующим человеком. Законы Чингисхана, построенные на принципах справедливости, прямо свидетельствуют об этом. Каждый день, иногда несколько раз в день, он поднимался на возвышенное место рядом со своей юртой и возводил руки к небесам. Так он просил Бога помочь собрать преданных людей вокруг него.

Историки также отмечают небывалую жестокость правителя. Законы Чингисхана гласят, что предатели, прелюбодеи и воры заслуживают самого строгого наказания. Также есть факты, когда он велел бросать предателей в кипящую жидкость живьем. Но позже он отступает от практики мучительных наказаний и даже запрещает пытки. Но смертная казнь действовала. Она должна была быть исполнена таким образом, чтобы наказанный не мучился, а умер быстрой смертью.

Великий Курултай

В 1206 году прошел великий Курултай - собрание представителей со всех владений Чингисхана. Это было почти полмира: Россия, Китай, тюркские и монгольские племена и множество других мелких государств. Он был единственным правителем, который собрал все монгольские племена воедино.

Держать все под контролем, при этом соблюдать твердую дисциплину, помогала армия, состоящая из ветеранов-воинов. Законы Чингисхана назывались Яса. Яса затрагивала почти все аспекты жизни. В нем можно встретить как советы философского толка, так и простые рекомендации мужчинам о том, как важно не пытаться понимать женщину умом.

О Боге

Монголы в то время были язычниками. Чингисхан создал империю, в которую входили народы не только различной национальности, но и вероисповедования. Свод законов Чингисхана призывал верить в единого Бога, который создал Землю и Небеса, который дарит жизнь всем живым существам и отнимает ее в определенный час. Таким образом, подчеркивается абсолютность и единство в Бога.

Кроме того, определенная категория, имеющая отношение к ритуальной религиозной деятельности, и религиозные служители различных конфессий были освобождены от налогов. В эту категорию входили монахи, священники, муэдзины, народные целители и те, кто занимался погребальными услугами. Тем не менее религиозные служители, наряду со всеми остальными, должны были непрекословно подчиняться императору. Запрещалось присваивание титулов и званий кому бы то ни было, если он таковым не избирался народом.

О военных

Возможно, законы Ясы Чингисхана не вызывали бы столько удивления со стороны современных специалистов-историков, если бы в них не было мудрых законов относительно военной деятельности. Он придумал и внедрил систему деления армии на тумены - группы по 10, 100, 1000 и 10 000 воинов с командиром во главе. Такая классификация позволяла легко вести учет и быстро мобилизовать армию при необходимости.

Поведение на территории врага

Законы Чингисхана урегулировали поведение воинов не только в пределах собственного племени. Был введен ряд правил, касающихся земель, богатств и людей, находящихся на завоеванных ими территориях. Прежде всего, запрещались грабежи до получения соответствующей команды. Если такая команда прозвучала, то воин имел право взять то, что ему нравится, но с условием выплаты десятины в пользу ханской казны. Для сбора средств и вещей назначался отдельный человек.

Законы Чингисхана отличались глубиной и мудростью. Например, он рекомендовал командующим армией всегда учитывать потенциал воинов, думать о них и заботиться об их здоровье. Например, у Чингисхана был воин, который управлял десяткой воинов, но был не прочь показать себя в более широких масштабах, управляя сотней людей или тысячной армией. Сам воин отличался невероятной выносливостью. Мог сутки напролет вести активный бой, невзирая на холод, голод или рану на теле.

Однако Чингисхан отказал ему в повышении. Мотив примерно следующий: он силен, но никогда не понимал, что другие воины не обладают такой выносливостью. Пользуясь властью, он мог сильно нагружать свою армию испытаниями, что приводило к утрате их сил и неспособности эффективно воевать.

Большая охота

Особое внимание уделялось питанию и подготовке воинов. Как известно по урокам истории, монголы употребляли в пищу мясо и молоко животных. Охота была способом добычи мяса. Поэтому в весенне-летнее время запрещалось убивать животных в лесу, мясо которых ценилось в качестве еды. К таким видам животных относились: зайцы, козлы, олени и косули.

Законы Чингисхана - свод законов Яса местами содержит странные правила. Например, запрещается перерезать горло трофею, если он предназначен для употребления в пищу. Охотник должен был поймать животное, привязать, разрезать грудину и извлечь сердце вручную. По мнению психологов, такой подход скорее имел психологическое значение, чем практическое.

Также с внедрением Ясы можно было употреблять в пищу внутренности и кровь животных, что раньше было запрещено.

Порядок рабовладения

Несмотря на то что законы Чингисхана назывались одними из мудрейших законов в истории, элементы феодализма в них сохранялись. Рабами могли быть представители других народов, потерпевших поражение в битве и принявших подданство Но монгол не мог быть рабом ни в коем случае.

Рабы привозились из завоеванных территорий. Основной принцип рабовладения и всего общественного устройства сводился к одному принципу: беспощадно приносить в жертву всех в пользу монголов.

Монголам запрещалось укрывать, кормить, помогать рабам. В случае неповиновения ожидала смертная казнь. Такой подход должен был предотвратить бегство рабов.

Дисциплина

Дисциплина поощрялась во всем. Но все требования выдвигались в отношении мужчин. Они должны были воевать. Юноши призывались к военной службе с 13 лет и почти всю оставшуюся жизнь проводили на битвах. Тот, кто не хотел воевать, должен был работать в пользу государства бесплатно.

Военные подчинялись строго установленным правилам. Смертная казнь ожидала тех военнослужащих, которые не откликнулись на призыв хана. Это было особо актуально для дальних частей империи.

Доспехи военных в мирное время обслуживались специально нанятыми людьми. Военные сдавали все после битвы. Оружие надежно охранялось, а другие нанятые люди чистили и приводили его в порядок. В мирное время военным не разрешалось носить оружие с собой. Чингисхан понимал опасность явления, когда сотни тысяч хорошо подготовленных и вооруженных бойцов могут разгуливать по нескончаемым просторам его владений.

Семейные отношения

Законы Чингисхана кратко рассматривают и вопросы брака и семьи. Каждый юноша, по достижении определенного возраста (обычно это 15-17), должен был найти себе невесту. Но невеста не должна быть родственницей первого или второго круга. Также разрешалось многоженство.

Обязательствами мужчин были только охота и военное дело. Женщины были вольны в своих действиях. В основном, они занимались обустройством семейного очага, могли торговать на свое усмотрение и воспитывать детей. Одному мужчине разрешалось брать в жены сразу двух сестер. Также женами считались наложницы.

Если наложница рожает ребенка, то он признается наравне с детьми, рожденными от жен. Но право наследства имели дети только от первого брака. Наследство не делилось между другими детьми.

Как указывают законы великой Ясы Чингисхана, судьбы детей в отношении брака могли решать родители. Они сватались, когда мальчик и девочка были совсем маленькими, и женили их, когда те достигали совершеннолетия. Брачный договор между родителями действовал, даже если жених погибал на войне, не дожидаясь свадьбы - его родители могли забирать девушку к себе домой.

Границы морали

Существовал список тяжелых проступков, за которые полагалась смертная казнь. Например, это:

  • прелюбодеяние;
  • воровство коня или его уздечки;
  • воровство общего плана;
  • предательство в отношении императора;
  • колдовство;
  • ослушание военных начальников.

При этом историки отмечают особый подход к исполнению строгих законов. «Справедливость выше закона» - Чингисхан придерживался такого подхода. Он мог кого-то помиловать, если обстоятельства вынудили совершить преступление, но в целом законы соблюдались неукоснительно.

Гроза, вода и монголы

До эпохи правления Чингисхана монголы имели странную особенность - они прыгали в воду во время грозы, так как сильно боялись. Свод законов, принятых Чингисханом, запрещал им это делать. Спустя значительное время, на другом континенте научно обосновали, что мощный разряд электричества, выделяемый во время грозы, имеет высокую вероятность приземления в воду, нежели на сушу. Но как мог знать об этом вождь кочевнических племен, который не умел писать и читать? Правда, письменность появилась у монголов во время правления Чингисхана. Но науки как таковой не было.

Любопытные факты из личной жизни

Недавно группа ученых сделала любопытное заявление: каждый 200 современный житель земли является потомком Чингисхана, так как имеет идентичную структуру ДНК. Другие ученые подсчитали необходимое количество жен, чтобы спустя 800 лет его потомки населяли всю планету. Оказалось, Чингисхану нужно было иметь около 1800 жен. Но история сообщает только о 3 женщинах, находящихся с ним в официальном супружестве. Остается только предполагать, что остальные дети могли родиться от наложниц. Согласно другой версии ученых, количество его детей было около 20 000.