Всеволод руднев командир крейсера варяг. Родился командир легендарного крейсера «Варяг» Всеволод Фёдорович Руднев


Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Современный человек по сути своей - большой зазнайка. Мы привыкли считать себя венцом творения, до появления которого наша планета и её обитатели представляли собой нечто первозданно дикое на протяжении тысяч и миллионов лет. Но таким ли было то отдалённое прошлое в действительности? Куда же исчезли все эти пугающе далёкие от нас цивилизации?

Отечественная война 1812 года, казалось бы, освещена сполна в исторической и художественной литературе. Однако некоторые аспекты этого эпохального события рассмотрены вскользь либо вовсе отставлены в сторону, что искажает общую картину и умаляет значимость столь грандиозного сюжета нашей истории.

Для протестантов-меннонитов, вынужденных бежать из Пруссии в Российскую империю, настоящим «райским уголком» стала Хортицкая волость Екатеринославской губернии, ныне входящая в территорию современной Украины.

Мир спорта - это арена ожесточённой борьбы, схватка воль и амбиций. И иногда свою правоту не удаётся защитить в пределах спортивной площадки. Так произошло в мае 1972 года, когда в финале Кубка обладателей кубков (нынешняя Лига Европы) встретились два футбольных гранда - шотландский «Глазго Рейнджерс» и московское «Динамо»…

В честь этого морского разбойника назван знаменитый ром «Кэптэн Морган Блэк Лэйбл». Тот же человек послужил прототипом главного героя в романе Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада». Добро, награбленное корсаром по кличке Жестокий, стало основой процветания династии американских банкиров и промышленников Морганов, которые отнюдь не скрывают, что их предок был известным пиратом и авантюристом.

Далеко-далеко, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве под названием Тунис жил-был могучий владыка по имени Бен Али. Но так как в XX веке немодно и непрестижно именоваться царём или королём, Бен Али принял на себя звание президента Республики Тунис. И власти у него от этого ничуть не убавилось, а даже многократно приумножилось.

Учёные всего мира уже давно обратили внимание на странное отсутствие каких бы то ни было исторических свидетельств по поводу существования в реальности Иисуса Христа. Ни один из писателей того времени о нём не упоминает. Как же в таком случае за сравнительно короткий период времени появились десятки и сотни Евангелий о жизни Христа и о его чудесах (из этих Евангелий Церковь впоследствии признала истинными только четыре), что послужило их основой? Ясно, что они не могли просто возникнуть в чьей-то голове как некая литературная фантазия. Евангелия должны были базироваться на каком-то первоисточнике.

Киевский князь Ярослав Мудрый по меркам XI века считался одним из самых богатых и могущественных правителей мира. Для многих королей тогдашней Европы было честью породниться с ним.

Герой русско-японскoй войны, контр-адмирал (1905), командир знаменитого крейсера "Варяг"


Предком Всеволода Фёдоровича был рядовой матрос Семён Руднев, отличившийся в бою под Азовом и за храбрость получивший по указу Петра Первого офицерский чин.

Отцом Всеволода Федоровича был Фёдор Николаевич Руднев, герой русско-турецкой войны 1828 1829 годов, участвовал в сражениях на Чёрном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга и жил с семьёй в деревне Яцкой. Умер в 1864 году.

Мать Всеволода Федоровича, Александра Петровна, после смерти мужа переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где Всеволод Руднев поступил в местную гимназию.

15 сентября 1872 года Всеволод Руднев поступил в Морское училище в Петербурге, единственное в то время учебное заведение, готовившее офицеров Военно-Морского Флота, где был принят на казённое обеспечение в честь боевых заслуг его отца по личному указанию управляющего Морским министерством

Служба

С 1 мая 1873 года Руднев зачислен на действительную службу, летом 1873 1875 годов находился в учебных плаваниях по Балти

йскому морю. 16 октября 1875 года произведён в старшие унтер-офицеры. Сдав выпускные экзамены на отлично и получив Нахимовскую премию, 1 мая 1876 года был произведён в гардемарины. Получив назначение на учебный фрегат "Петропавловск", с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находился в заграничном учебном плавании. В своём первом дальнем походе Руднев выполнял обязанности рядового матроса, нёс офицерскую вахту и осваивал морское дело на практике.

Получив от командира учебного фрегата хорошую аттестацию, 30 августа 1877 года В. Ф. Руднев получает офицерский чин мичмана. В сентябре 1877 года он назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, в которую отправляли наиболее перспективных молодых офицеров.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман Руднев был назначен на крейсер "Африка" (командир которого был капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев), направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное путешествие. Руднев становиться командиром 7-й роты на "Африке" (6 октября 1880), а 1 января 1882 года

ему присваивают звание лейтенанта. После окончания плавания он был награждён орденом и получил благодарность. Впоследствии он напишет книгу об этом плавании.

После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжает плавать по Балтийскому морю (1884 [), а в 1886 году участвует в заграничном плавании. В 1888 году Российский флот получает первый паровой военный транспорт "Пётр Великий". Провести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт поручают Рудневу. В этом же году Всеволод Фёдорович женится на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

1 августа 1889 года В. Ф. Руднев снова отправляется в заграничное плавание на крейсере "Адмирал Корнилов" (командир капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев), участвует на нём в манёврах Тихоокеанского флота и становится старшим офицером корабля. 4 декабря 1890 года Руднев возвращается в Кронштадт. В 1891 году он последовательно назначается командиром миноносца "Котлин", портового парохода "Работник", а затем старшим офицером броненосца "Гангут".

В 1893 году, получив чин капитана 2-го ранга, Руднев становится старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", идущим на соединение с отрядом русских кораблей в Греции. На броненосце держал свой флаг командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С. О. Макаров. Проведя год в территориальных водах Греции, "Император Николай I" отправляется в кругосветное плавание, которое продолжалось с 1 января по 9 декабря 1895 года. Вернувшись в Кронштадт, Руднев становится командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже командиром миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года Руднева назначают командиром канонерской лодки "Гремящий", на которой он совершит своё первое самостоятельное кругосветное плавание. "Гремящий" отправился в плавание 1 марта 1898 года и благополучно возвратился в Россию 15 мая 1899 года. Следует отметить, что канонерская лодка сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность. Тем не менее, Руднев провёл его успешно.

назначают командиром броненосца береговой обороны "Чародейка".

В начале июня 1900 года он принимает в городе Эльбинге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно приходит на нём в Кронштадт.

Командир "Варяга"

В 1900 году в Порт-Артуре проводятся обширные работы по его модернизации: проведены дноуглубительные работы на внутреннем рейде, был перестроен и расширен сухой док, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. Руднева назначают старшим помощником командира порта в Порт-Артуре, где находилась база 1-й Тихоокеанской эскадры основной силы Русского флота на Дальнем Востоке. Это назначение пришлось Рудневу не совсем по душе, тем не менее он энергично включился в работу. В декабре 1901 года Руднев был произведён в капитаны 1-го ранга.

В декабре 1902 года приказом по Морскому министерству Всеволод Фёдорович Руднев назначается командиром крейсера "Варяг". Руднев вступает в командование крейсером 1 марта 1903 года.

Ко времени назначения на "

Варяг" Руднев был уже опытным морским офицером, проходил службу на семнадцати кораблях, командовал девятью, участвовал в трёх кругосветных путешествиях, одно из которых проделал в качестве командира судна.

Обстановка на Дальнем Востоке России становилась всё более напряжённой. Япония усиленно готовилась к войне, создав здесь значительное превосходство в силах. 25 июля 1894 года японский флот без объявления войны начал военные действия против Китая.

Последний бой "Варяга"

Накануне войны "Варяг" был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом). 26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и нескольких миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", а также иностранные военные корабли.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и тр

ебовавший покинуть рейд до полудня. В противном случае они грозили открыть огонь по русским кораблям прямо в нейтральном порту (что было нарушением международного права).

В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера "Асама", с расстояния 7000 м, раздался первый выстрел из 8-дюймового орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Под ураганным огнём противника русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, заделывали пробоины, тушили пожары. Меткий огонь с "Варяга" принёс свои результаты: повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо", затем был потоплен один миноносец. Согласно японским сведениям, попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели. "Варяг" вернулся в порт. Крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, порядка 40 % орудий было разбито. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались вр

Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты, где их восторженно встретил русский народ. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев получил орден св. Георгия 4-й степени, чин флигель-адъютанта и был назначен командиром строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный"

После окончания службы

В ноябре 1905 года за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы.

В 1907 году японский император в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего Солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 июля 1913 года В. Ф. Руднев скончался. Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Биография

РУДНЕВ Всеволод Фёдорович , офицер русского флота, контр-адмирал (1905).

Происходил из дворян Тульской губернии, отец - капитан 2-го ранга Ф.Н. Руднев, командир Рижской брандвахты. На военной службе с 1873 г. В 1876 г. окончил Морское училище, а в 1878 г. Морскую учебно-стрелковую команду. По окончании обучения служил на кораблях Балтийского флота - ревизор, старший артиллерийский офицер, командир роты, старший вахтенный начальник. В 1880 - 1883 гг. совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». В 1891 г. он последовательно был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут». В 1893 г. Руднев получил чин капитана 2-го ранга и был назначен старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, где присоединился к группе русских кораблей, крейсировавших в Средиземном море. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции, а в 1895 г. совершил кругосветное плавание. Вернувшись в Кронштадт, Руднев получает назначение командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг». В декабре 1897 г. Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он в 1898 - 1899 гг. совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. В августе 1899 г. Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка».

В 1900 г. Руднева переводят на Дальний Восток, где назначают старшим помощником командира военного порта в Порт-Артуре. В декабре 1901 г. он получает чин капитана 1-го ранга, а в декабре следующего назначен командиром крейсера «Варяг». 27.01(09.02).1904 г. в первый день Русско-японской войны 1904 - 1905 гг. войны «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», блокированные в нейтральном корейском порту Чемульпо, вынуждены были по требованию японцев покинуть порт и, отвергнув предложение о сдаче, вступили в неравный бой с японской эскадрой. В Чемульпинском бою 1904 г. Руднев действовал решительно, личным примером воодушевлял экипажи кораблей. После боя через нейтральные порты вместе с экипажами затопленных «Варяга» и «Корейца» вернулся в Россию. За мужество, отвагу и умелые действия в бою награждён орденом Св. Георгия 4-й ст. и произведён во флигель-адъютанты. С апреля 1904 г. он командовал броненосцем «Андрей Первозванный» и 14-м флотским экипажем в Петербурге. С ноября 1905 г. в отставке. Жил в своём имении в деревне Мышенки Алексинского уезда Тульской губернии. В 1908 - 1912 гг. опубликовал в «Русской старине» и «Морском сборнике» ряд статей-воспоминаний о плавании на крейсере «Африка» и о бое «Варяга» у Чемульпо. Именем Руднева названы гора и бухта в заливе Петра Великого Японского моря. Был похоронен в соседнем селе Савино.

Награждён орденами: российскими - Св. Владимира 3-й и 4-й ст., Св. Анны 2-й и 3-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст., Св. Георгия 4-й ст.; японским - Восходящего солнца 2-й ст.

«Русские умеют умирать...»

(Рапорт капитана Руднева о бое крейсера Варяг)

Я не собирался писать об этом бое, так как считаю, что сегодня в России вряд ли найдешь грамотного человека, который не знал бы о героическом подвиге экипажей крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в первый день русско-японской войны. Об этом написаны сотни книг и статей, снят кинофильм. До мельчайших подробностей описаны сам бой, судьба крейсера и его команды. Поэтому я не видел особого смысла в написании поста на данную тему, пока в Интернете не начал наталкиваться на критические высказывания, ставящие под сомнение героизм и профессионализм командира «Варяга» - капитана Руднева. Тем не менее, даже решившись на эту работу, я не хочу повторяться, и пересказывать и так хорошо известные всем увлекающимся военно-морской историей людям подробности подвига русских кораблей. Для тех же, кто по недоразумению, молодости лет или принадлежности к женскому полу не ведает об этом событии, скажу главное. Русский бронепалубный крейсер «Варяг и канонерская лодка «Кореец» вступили 26.01. (8.02. по новому стилю) 1904 г в неравный бой с японской эскадрой, состоявшей из 6 крейсеров (1 броненосного и 5 бронепалубных), поддерживаемых 8-ю миноносцами. Итого: двое против четырнадцати! Сражение продолжалось около 1 часа, после чего избитые русские корабли предпочли гибель позорной сдаче в плен; «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен в надежде, что после окончания войны его можно будет поднять и вернуть в строй.

Схема боя крейсера "Варяг" и канонерки "Кореец" против японской эскадры

Как я уже говорил, подвиг русских моряков неоднократно и очень подробно описан в многочисленных публикациях. Правда, в последнее время появился ряд критических статей на эту тему (огульная критика всего и вся сегодня очень типична для нас, отказывающихся не только от своей истории, но и от своей страны); но даже эти критические статьи не оспаривают величие подвига русских моряков, а лишь расставляют новые акценты в поиске «виновников» подвига (исходя из мнения, что любой подвиг – следствие неправильных действий бездарностей). В этой области можно бесконечно «ломать копья», потому что при демократии «сколько людей, столько мнений». Однако я сейчас не об этом. Я – о русских людях, по вине ли бездарностей, или по независящим от них обстоятельствам шедших на смерть, чтобы защитить свою Родину и отстоять ее принципы и ценности. Я лично думаю, что сегодня не столь важно, кто загнал русские корабли в ловушку: отдававшие неправильные распоряжения наместник императора на Дальнем Востоке адмирал Алексеев, посланник в Сеуле дипломат Павлов или слишком прямолинейно понимавший порядок службы, и не желавший нарушать идиотские предписания сверху командир «Варяга» капитан 1-го ранга Руднев. Важно другое: русские люди показали всему миру, что они не трусы, что они умеют стоять насмерть перед численно превосходящим врагом. И тот же Руднев, которого сегодня любители «жареного» вдруг решили оплевать за то, что он не осмелился вовремя увести корабли в Порт-Артур (а как он, военный человек, мог это сделать без прямого приказа «сверху»?), в бою себя показал настоящим храбрецом. Раненый, остался на мостике, и до самого конца руководил боем. Плохо руководил, как говорят сегодняшние «исследователи»? Мне интересно, а как бы они руководили на его месте? Нам сегодня очень легко рассуждать, сидя в теплой комнате за компьютером, со стаканом горячего чая и «с ногами в тазике с горчицей». А если ты на качающемся мостике обстреливаемого со всех сторон крейсера, скорость у твоего корабля из-за надорванных испытателями экспериментальных котлов – в половину от заявленной в формуляре, в черепе горит огнем осколок вражеского снаряда, перед тобой 14 японских кораблей, а впереди - неизвестность?.. Честно скажу: не хотел бы я быть на месте Руднева!


Крейсер "Варяг" в походе

Именно поэтому, потому что я на секунду представил себя на месте Руднева, потому что меня возмутили злобные выпады сегодняшних критиканов в его сторону, я и решил выставить пост о корабле, о которым вообще не собирался писать из-за его повсеместной и всенародной известности. Но чтобы не быть попугаем, повторяющим всем известное, я решил вместо подробного описания знаменитого боя опубликовать здесь случайно мною обнаруженный на сайте http://cruiserx.narod.ru/ исторический документ: рапорт капитана 1-го ранга Руднева от 6.02.1904 г (по старому стилю) о недавно проведенном бое, документ, написанный еще в запале только что пережитых событий, «по горячим следам» неравной схватки. Эти слова Руднева можно критиковать, высчитывая события «по секундам», искать в них противоречия. Но у них не отнимешь одного: запаха горящего пороха и вкуса зазубренного металла, врезающегося в живое тело…


"Варяг" и "Кореец" выходят из Чемульпо, чтобы сразиться с японцами (фото 1904 г)

"26 января 1904 года мореходная канонерская лодка "Кореец" отправилась с бумагами от нашего посланника в Порт-Артур, но встреченная японская эскадра тремя выпущенными минами с миноносцев заставила лодку вернуться обратно. Лодка стала на якорь около крейсера, а часть японской эскадры с транспортами вошли на рейд для своза войск на берег. Не зная, начались ли военные действия, я отправился на английский крейсер "Тэлбот" условиться с командиром относительно дальнейших распоряжений. Командир крейсера как старший из командиров, съездив на японское судно (японский адмирал вернулся за остров Иодолми, не приходя на рейд), заставил японского командира поручиться за свои суда в том, что они не сделают нападения на рейде, от себя дав такое же уверение за суда всех наций, и объявил, что сам будет стрелять в того, кто первый сделает нападение. Ночь прошла спокойно, хотя на всех судах ожидали ночной атаки, не доверяя словам японцев.
27 января утром в 7 часов 30 минут командиры иностранных судов: английского крейсера "Тэлбот", французского "Паскаль", итальянского "Эльба" и американского "Виксбург" получили извещение (с указанием времени сдачи уведомления) от японского адмирала, что война объявлена и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 часов дня, в противном случае они будут атакованы всей эскадрой на рейде после 4 часов дня, причем предложено иностранным судам уйти с рейда на это время для их безопасности. Это сведение было доставлено мне командиром французского крейсера "Паскаль", с которым я отправился на заседание командиров. Во время заседания командиров на крейсере "Тэлбот" мною было получено письмо (в 9 часов 30 минут утра) через русского консула от японского адмирала, извещающее о начале военных действий, с предложением уйти с рейда до 12 часов дня. Командиры решили, что, если я останусь на рейде, они уйдут, оставив меня с "Корейцем" и пароходом "Сунгари". Вместе с сим решили послать адмиралу протест против производства нападения на нейтральном рейде.


"Варяг" и "Кореец" вступают в бой

Вернувшись на крейсер, я собрал офицеров и объявил о начале военных действий, причем было решено прорываться, а в случае неудачи взорвать крейсер; для чего впоследствии приготовили в минном погребе запальный патрон со шнуром Бикфорда. Производство взрыва поручил ревизору мичману Черниловскому-Сокол. Мотивы были следующие: 1) Бой на рейде не представлял удобства ввиду невозможности свободного маневрирования за неимением места. 2) Исполняя требование адмирала, имелась слабая надежда на то, что японцы выпустят из шхер и дадут сражение в море; последнее было предпочтительнее, так как в шхерах приходится идти известным курсом и, следовательно, подставляя борт в невыгодное положение, нельзя использовать все средства защиты.
Затем была собрана команда, объявлено ей о войне и даны всем соответствующие инструкции. В 11 часов 20 минут крейсер снялся с якоря с лодкой "Кореец", вступившей в кильватер на расстоянии полутора кабельтова. На иностранных судах были выстроены во фронт команды и офицеры, на итальянском крейсере музыка играла русский гимн, при нашем проходе кричали "ура". Японская эскадра в числе шести судов (сведения о численности и названии судов были получены после боя с английского крейсера) - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Чиода", "Акаси", "Нийтака" и 8 миноносцев - под общей командой контр-адмирала Уриу расположилась в строе пеленга от острова Риху. Миноносцы держались за своими судами.


В 11 часов 45 минут с крейсера "Асама" был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся эскадра открыла огонь. Впоследствии японцы уверяли, что адмирал сделал сигналом предложение о сдаче, на которое командир русского судна ответил пренебрежением, не подняв никакого сигнала. Действительно, мною был виден сигнал, но я не нашел нужным отвечать на него, раз уже решил идти в бой. После чего, произведя пристрелку, открыли огонь по "Асама" с расстояния 45 кабельтов. Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты далъномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (no окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер). После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причем недолетавшие снаряды осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки. Последующими выстрелами было подбито 6-дюймовое орудие №3; вся прислуга орудия и подачи убита или ранена и тяжело ранен плутонговый командир мичман Губонин, продолжавший командование плутонгом и отказавшийся идти на перевязку до тех пор, пока, обессилев, не упал. Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шканцах, который был потушен старанием ревизора мичмана Черниловского-Сокол, у которого осколками было изорвано бывшее на нем платье. Подбиты 6-дюймовые орудия - XII и IX; 75-мм - №21; 47-мм - №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался. В 12 часов 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодолми, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руле). В это время огонь японцев усилился, и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости. Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал но, тем не менее, крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6-дюймового орудия №XII был разрушен кормовой мостик крейсера "Асама" и произведен пожар, причем "Асама" прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова. Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили, и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Иодолми. Расстояние настолько увеличилось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.


В 1 час дня, став на якорь близ крейсера "Тэлбот", приступили к осмотру и исправлению повреждений, а также подвели второй пластырь; одновременно с этим оставшаяся команда была разведена по орудиям в ожидании нападения неприятельской эскадры в 4 часа на рейде. По осмотре крейсера, кроме перечисленных повреждений, оказались еще следующие: все 47-мм орудия не годны к стрельбе, еще пять 6-дюймовых орудий получили различные повреждения и семь 75-мм орудий повреждены в накатниках и компрессорах. Разрушено верхнее колено третьей дымовой трубы, обращены в сито все вентиляторы и шлюпки; пробита верхняя палуба в нескольких местах; разрушено командирское помещение, поврежден фор-марс и еще найдены четыре подводные пробоины различной величины, а также много еще других повреждений. Несмотря на то, что все иностранные суда были готовы к уходу, они все немедленно прислали шлюпки с врачами и санитарами, которые приступили к перевязке раненых. Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы. Перевозка раненых и команды с крейсера производилась на гребных судах иностранных крейсеров. Командир французского крейсера "Паскаль" капитан 2 ранга В. Сенес, прибыв на крейсер, лично много содействовал при перевозке раненых и команды.


поврежденный "Варяг" вновь на рейде Чемульпо (фото 1904 г)

В продолжение часового боя были: контужен в голову командир крейсера; ранены 3 офицера (тяжело мичман Губонин, легко мичманы Лабода и Балк) и нижних чинов серьезно - 70 и многие получили мелкие раны от осколков рвавшихся литидных снарядов; убиты мичман граф Нирод и нижних чинов - 38.
Когда команда покинула крейсер, старший и трюмный механики совместно с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и отвалили от крейсера. Пришлось остановиться на потоплении крейсера вследствие заявлений иностранных командиров не взрывать крейсер в виду крайней опасности для них, тем более что крейсер уже начал погружаться в воду. Командир со старшим боцманом, удостоверившись еще раз, что никого на судне не осталось, последним покинул крейсер в 3 часа 40 минут, сев на французский катер, который ожидал его у трапа вместе с командиром крейсера "Паскаль". Крейсер, постепенно наполняясь водой и продолжая крениться на левый борт, в 6 часов 10 минут дня погрузился в воду. Распределение числа раненых и команды было сделано по взаимному согласию командиров трех судов: французского крейсера "Паскаль", английского крейсера "Тэлбот" и итальянского крейсера "Эльба". Американский авизо "Виксбург", хотя и прислал своего доктора для перевязки, но принять людей с тонущего крейсера отказался за неимением разрешения от своего министра. Ввиду того что перевозка раненых заняла очень много времени, с перевозкой остальной команды пришлось слишком спешить вследствие заявления командиров окончить погрузку около 4 часов. Были взяты судовые документы, и команда отправлена с малыми чемоданами; офицеры же, занятые отправкой раненых и исполнением своих обязанностей, не успели захватить ничего из своих вещей.


"Варяг" с открытыми кингстонами кренится, прежде чем затонуть (фото 1904 г)

Итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения, и английский паровой катер, возвращавшийся от японской эскадры, утверждают, что на крейсере "Асама" был виден большой пожар и сбит кормовой мостик; на двухтрубном крейсере между труб был виден взрыв, а также потоплен один миноносец, что впоследствии подтвердилось. По слухам, японцы свезли в бухту А-сан 30 убитых и много раненых.
Японский посланник на основании инструкции, полученной от своего правительства, уведомил французского посланника, что японское правительство удовлетворяется тем, чтобы офицеры и команда судов были отправлены в Шанхай с обязательством не выезжать севернее Шанхая и не принимать участие в военных действиях. Между тем, день спустя французское правительство уведомило своего представителя непосредственно, что команда, находящаяся на "Паскале", должна быть немедленно отправлена в Сайгон. Английское же правительство решило отправить в Сингапур или Коломбо. Что же касается людей, находящихся на крейсере "Эльба", то ко времени ухода "Паскаля" из Чемульпо никакого решения еще получено не было.


Взрыв канонерской лодки "Кореец" (фото 1904 г)

Крейсер "Паскаль" 3 февраля ушел со мною, тремя офицерами и тремя чиновниками крейсера "Варяг", с частью команды крейсера, всею командою лодки "Кореец", охранною командою (броненосца "Севастополь") и казаками охраны миссии.
Ходатайство о награждении офицеров и команды за их беззаветную храбрость и доблестное исполнение долга представляю особо. По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер "Асама", который ушел в док. Также пострадал крейсер "Такачихо", получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь, и не выдержали переборки, так что крейсер "Такачихо" затонул в море. Миноносец затонул во время боя.
Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.
Подписал: командир крейсера 1 ранга "Варяг" капитан 1 ранга Руднев".


Затопление поврежденного "Варяга" (открытка 1904 г)

Таким образом, начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут. С "Варяга" за это время было выпущено 425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров, а всего израсходовано 1105 снарядов.
На канонерской лодке "Кореец" повреждений не было, как не было убитых и раненых. Учитывая сложившееся положение, на совете офицеров "Варяга" и "Корейца" решили крейсер и канонерскую лодку уничтожить, а команды свезти на иностранные корабли. Канонерскую лодку "Кореец" взорвали, а крейсер "Варяг" потопили, открыв все клапаны и кингстоны. В 18 часов 20 минут он лег на борт. В период отлива крейсер обнажился более чем на 4 метра. Таким образом, Руднев сделал все, чтобы после окончания войны (в победном результате которой он, как и все русские люди, не сомневался), крейсер можно было быстро поднять и вернуть в строй. Однако в русско-японской войне победили японцы; они подняли крейсер и отбуксировали его из Чемульпо в Сасебо, где отремонтировали, и ввели в строй. Интересный нюанс: японцы сделали «Варяг», получивший в японском флоте название «Сойя», учебным кораблем. Всем курсантам, готовившимся стать офицерами японского флота, рассказывали о героической судьбе их учебного корабля, приводя в пример подвиг русских моряков, достойный самурайских традиций. Японцы на примере русских моряков учили свою молодежь самурайскому самопожертвованию! Об этом сегодняшние «исследователи», критикующие подвиг Руднева и крейсера «Варяг», стараются не говорить (или просто не знают?).

Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904»

Во время первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией, и 5 апреля 1916 года переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана. «Варяг» совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина. В феврале 1917 года он ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт (по другим данным крейсер после Октябрьской революции продан официальным представителям России). В 1920 году крейсер был перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.
В 2003 г. состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.

Кроме вышеизложенного, хотелось бы уточнить еще такую деталь. На многочисленных картинах, изображающих бой, «Варяг» и «Кореец» встречаются в разных раскрасках. Эта путаница связана с тем, что буквально накануне русско-японской войны корабли, до того выкрашенные в щеголеватый белый цвет с торжественными желтыми трубами, были перекрашены для скрытности в оливково-зеленый камуфляж. В этом виде героические корабли и приняли бой. Однако некоторые художники этого не знали, и в своих работах опирались на довоенные снимки кораблей.


Крейсер "Варяг" в довоенной окраске (фото 1901 г)


Канонерка "Кореец" в довоенной окраске (фото 1900 г)


Крейсер "Варяг" в новой окраске (1904 г)


Канонерка "Кореец" в новой окраске (1904 г)

Всеволод Фёдорович Руднев

Руднев Всеволод Федорович (19(31).VIII.1855 - 7(20).VII.1913) - русский военный деятель, контрадмирал (1905). Родился в Веневском уезде Тульской губернии в семье морского офицера. Окончил Морское училище в Петербурге (1873) и флотскую стрелковую школу (1876). В 1877 году произведен в мичманы. В 1880-1884 годы совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». Затем занимал различные должности вплоть до командира броненосца береговой обороны. С 1900 года - помощник командира военного порта в Порт-Артуре, с 1903 года командовал крейсером «Варяг». 27 января (9 февраля) 1904 года руководил героическим боем крейсера при Чемульпо против японской эскадры, показав себя храбрым и умелым командиром. Был награжден орденом Георгия 4-й степени и произведен во флигель-адъютанты. В апреле 1904 года назначен командиром броненосца «Андрей Первозванный» и 14-го флотского экипажа в Петербурге. В октябре 1905 года не препятствовал митингу матросов, на котором они выражали недовольство царским манифестом 17 октября. В связи с этим Рудневу было предложено подать в отставку, и 28 ноября 1905 года он был произведен в контр-адмиралы и уволен. В 1908-1912 годы опубликовал в «Русской старине» воспоминания о плавании на «Африке» и ряд статей в «Морском сборнике». Умер в своем имении в с. Никольском Алексинского уезда Тульской губернии.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Руднев Всеволод Фёдорович , герой русско-японской войны 1904-05, контр-адмирал (1905). Окончил мор. уч-ще (1873) и флотскую стролк. школу (1876). В 1877 произведён в мичманы. В 1880-83 совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». Затем занимал различ. должности на кораблях, был ком-ром броненосца береговой обороны. С 1900 пом. ком-pa воен. порта в Порт-Артуре, с 1903 ком-р крейсера «Варяг». 27 янв. (9 февр.) 1904, в первый день русско-японской войны 1904-05, «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», блокированные в нейтр. кор. порту Чемульпо, вынуждены были по требованию японцев покинуть порт и, отвергнув требование о сдаче, вступили в бой с яиоп. эскадрой. В Чемульпинском морском бою 1904 с превосходящими силами врага Р. действовал решительно, лич. примером воодушевлял экипаж крейсера. Приказал затопить корабль, чтобы не сдать его врагу. После боя через нейтр. порты вернулся в Россию. За мужестве, отвагу н умелые действия в бою награждён орденом св. Георгия 4-й степени и произведён во флигель-адъютанты. С апр. 1904 командовал броненосцем «Андрей Первозванный» п 14-м флотским экипажем в Петербурге. В нояб. 1905 уволен в отставку за то, что не препятствовал матросам в организации митинга, осуждающего царский манифест 17 октября. В 1908-12 опубликовал в «Русской старине» воспоминания о плавании на крейсере «Африка» и ряд статей в «Морском сборнике». В 1956 Р. установлен памятник в Туле.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 7: Радиоконтроль – Тачанка. 688 с., 1979

Руднев Всеволод Федорович (1855, с. Ятцкое Тульской губ. - 1913, д. Мышенки Тульской губ.) - военный деятель, герой рус.-японской войны 1904 - 1905. Род. в семье потомственного морского офицера. После окончания гимназии прошел полный курс морского уч-ща и флотской стрелковой щколы; в 1877 был произведен в мичманы. В 1880 - 1883 совершил кругосветное плавание на крейсере "Африка", описанное им в мемуарах, изданных в 1909. После службы на различных кораблях в 1900 стал помощником командира военного порта в Порт-Артуре. С 1903 был назначен командиром крейсера. "Варяг". 27 янв. 1904, в первый день рус.-японской войны, отказался сдаться в плен и, выйдя в; Желтое море на крейсере "Варяг", сопровождаемом канонерской лодкой "Кореец", принял бой с японской эскадрой (1 броненосец, 5 мелких крейсеров, 8 миноносцев) вблизи корейского порта Чемульпо. В неравном часовом бою Руднев, несмотря на тяжелое ранение, потопил японский миноносец и повредил 2 крейсера, после чего "Варяг", получив ряд пробоин, возвратился в Чемульпо, где был затоплен, а "Кореец" взорван, чтобы не достались противнику. После этого Р. через нейтральные порты вернулся в Россию. За умелое командование и проявленное мужество был награжден Георгиевским орденом и произведен во флигель-адъютанты. С апр. 1904 командовал броненосцем "Андрей Первозванный" и 14-м флотским экипажем в Петербурге. В ноябре 1905 был отправлен в отставку с производством в чин контрадмирала за то, что не воспрепятствовал матросам в организации митинга, осуждавшего царский Манифест 17 октября.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.

Сочинения:

Литература:

Мельников P.M. Крейсер "Варяг".Л.,1983;

Руднев Н.В. Командир легендарного крейсера. Тула, 1960.