Форма о квотировании рабочих мест для инвалидов. Что такое квотируемое рабочее место


Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
. выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

Копию устава или учредительного договора;

Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Квотируемые рабочие места (резервирование) являются необходимым условием существования всякой фирмы с количеством работающих более 35 человек вне зависимости от его организационно-правовой формы или типа собственности.

Справочные положения о значении термина «квотируемое рабочее место»

В сегодняшней ситуации даже вполне здоровому взрослому человеку непросто найти работу. Что тогда говорить об инвалидах или о молодых людях, ещё не достигших восемнадцати лет? Для них приём на работу и получение хоть какого-нибудь места для работы, нередко становится очень сложной проблемой.

Для поддержки особых социальных групп с трудоустройством и обеспечения им человеческих условий существования, принято несколько законов. Одним из основных законодательных документов, защищающих право на труд для уязвимых социальных групп населения, является закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 с учётом корректировок от 09.03.2016 и от 11.10.2016 «О занятости населения в Российской Федерации».

Основным месседжем этого документа является гарантия, предоставляемая государство на специальные квотируемые рабочие места для определённых уязвимых слоёв населения . Положениями этого закона обозначенным группам граждан устанавливается определённая квота имеющихся мест, то есть самое меньшее число рабочих должностей, которые эти предприятия должны для них обеспечить.

Согласно трудовому законодательству, рабочие места для граждан, представляющих наиболее уязвимые социальные групп населения, резервируются на фирмах имеющих 35 и более работников.

Социальные категории граждан, для которых организуется бронирование рабочих мест в 2017 году

Самая существенная помощь в общероссийском масштабе в сфере обязательного резервирования рабочих мест оказывается инвалидам . Исключительно для граждан с инвалидностью существует общероссийский закон № 181-ФЗ, который обязует работодателей возложена бронировать для лиц с ограниченными возможностямиопределённое число мест.

Иные группы населения, имеющие право на резервирование рабочих мест, определены на региональных уровнях. Правда, до пятнадцатого года такое резервирование мест в общефедеральном масштабе предусматривалось также и для иностранных рабочих (закон № 115-ФЗ от 25.07.2002), но в 2016 году в этот закон были внесены изменения. Статья №8 этого закона, где ранее были выписаны эти квоты, в новой редакции заменена положениями, описывающими процедуру их оформления на работу (закон № 129-ФЗ от 01.05.2016).

Таким образом, в настоящее время, кроме инвалидов, на квотное распределение в границах отдельных регионов имеют следующие группы граждан:

  • несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты;
  • бывшие заключённые;
  • выпускники исправительных учебных заведений закрытого типа;
  • молодые специалисты с начальным или средним профобразованием в возрасте до 20 лет;
  • дети из неполных семей;
  • дети из многодетных и малообеспеченных семей;
  • пенсионеры по старости;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • матеря одиночки.

Для всех этих социальных слоёв населения, кроме лиц с ограниченными возможностями, различные льготы и в том числе привилегии по резервированию предоставляются в разных регионах по-разному и в разной степени.

Расчёт рабочих мест, подлежащих резервированию

Общероссийским законом «О социальной защите инвалидов» число мест, подлежащих резервированию для работы лиц с ограниченными возможностями, строго регламентировано. В соответствии с этим законом при среднесписочном числе работников предприятия от 35 до 100 человек на нём должны быть предусмотрены места для лиц с ограниченными возможностями по квоте в количестве 3% от числа всего коллектива.

Из этого следует что, когда на предприятии числится 35 трудящихся, то в обязательном порядке одно место резервируется для инвалида, а если в штатном расписании 70 человек, то таких квотных места должно быть два. Соответственно, при количестве работающих 100 человек для инвалидов оставляется три места.

Для компаний со штатным расписанием более 100 работников обязательным является бронирование мест для лиц с ограниченными возможностями в количестве от 2 до 4%. Таким образом, если предприятие располагает даже двумя тысячами мест, то для него законом регламентрируется наличие не менее 40–80 мест для инвалидов и приравненных к ним особ.

Программа квотирования

С целью координации и контроля над соблюдением норм по квотам для инвалидов и молодёжи, а также для помощи предприятиям, использующим труд инвалидов создана программа квотирования рабочих мест.

Эта программа реализуется через региональные центры квотирования. Для участия в этой программе фирма в месячный срок после государственной регистрации должна встать на учёт в региональный центр квотирования. В местах, где отсутствуют специализированные центры квотирования вопросами учёта трудоустройства инвалидов занимаются центры занятости населения.

Для участия в программе и регистрации в центрах квотирования представляются такие документы:

  • - копия свидетельства о государственной регистрации;
  • - копии устава / Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза) / решения собственника (для учреждения);
  • -копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
  • -информационное письмо органов государственной статистики об учёте в ЕГРПО (Единый государственный регистр предприятий и организаций);
  • - данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдаёт форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

Каждый квартал до 15 числа следующего за отчётным периодом месяца фирма должна представлять в Центр квотирования специальное приложение по форме №1, аккумулирующее сведения о состоянии с резервированными по квоте рабочими местами. Бланк этого документального отчёта по резервированию утверждён Комитетом общественных связей Москвы в приказе № 137 от 08.06.2005.

Бланк отчётности №1 –квотирование

Права работодателей в сфере резервирования рабочих мест

Зачисление человека с инвалидностью или гражданина из другой льготной группы на забронированную должность не происходит автоматически. Работник претендующий на резервируемое место должен иметь соответствующие профессиональные знания и навыки. Руководитель предприятия имеет законное основание отказать в предоставлении бронируемого места, если претендент не докажет свою компетентность. При отказе зачислить кандидата на работу должностное лицо должно информировать об этом центр квотирования с документальным объяснением причины отказа.

Вторым основным правом в этой сфере является право на информацию. Работодатель осуществляет это право путём запросов в центры занятости, центры квотирования мест для лиц с ограниченными возможностями и в любые другие компетентные государственные органы.

Обязанности работодателей

В трёхмесячный период с даты постановки предприятия на учёт, фирма должна представить списки зарезервированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями и других граждан льготных категорий.

На протяжении всего периода деятельности предприятия в центр квотирования должны представляться точные и своевременные данные:

  • - о количестве и наименованиях, зарезервированных по программе рабочих мест, - ежемесячно;
  • - об увольнении сотрудников, занимающих зарезервированные по квотам места - на протяжении пяти дней со дня увольнения;
  • - обо всех переменах в составе бронируемых на предприятии мест, включающих изменение специализаций и необходимого уровня профессионализма - на протяжении десяти дней со времени документальной фиксации этих изменений;
  • - о ликвидации льготных производственных должностей - на протяжении десяти дней со дня объявления.

Неукоснительной обязанностью предпринимателя при освобождении подлежащих квоте рабочих мест является их дальнейшее бронирование для инвалидов и других обладающих правом на льготы граждан.

Для инвалидов и льготников других категорий на предприятии должны быть обеспечены соответствующие их статусу льготников условия. На рабочих местах поддерживаются санитарно-технические нормы, учитывающие программу реабилитации для работников-инвалидов.

В перечень условий для льготников, занимающих квотируемые места, входят такие обязательные нормы:

  • - для инвалидов первой и второй групп рабочий день составляет не более 35 часов в неделю. Причём заработная плата таким лицам выплачивается в обычном размере, как за стандартный рабочий день;
  • - для инвалидов не допускается работа ночью (с десяти часов вечера до шести часов утра). Если работник хочет сам работать в ночное время, то он должен написать соответствующее заявление о своём добровольном желании трудиться ночью. Работодатель может удовлетворить это заявление, если в медицинских документах инвалида нет специальной записи, запрещающей ему работать в ночное время;
  • - для инвалидов-колясочников необходимо устанавливать специальные пандусы;
  • -для инвалидов, страдающих недостатком слуха, необходимо предусмотреть вместо звуковых сигналов соответствующие надписи или световые табло;
  • - для немых необходимо создать возможность общаться письменно или другим способом;
  • - для работников, страдающих слабоумием или другими нарушениями интеллектуального развития, необходимо предусмотреть постоянный контроль и помощь со стороны специально приставленных для этого сотрудников;
  • - для инвалидов запрещается работа в сверхурочное время, в том числе в выходные или праздничные дни. Если инвалид всё же не хочет отказываться от работы в такое время, то он должен написать заявление, в котором указать, что согласен работать добровольно, без принуждения со стороны администрации предприятия;
  • - для инвалидов время переработки не должно составлять более чем четыре часа за двухдневный период и 120 часов за год;
  • - для инвалидов в любое время года по их заявлению, подкреплённому справкой о состоянии здоровья, предоставляется неоплачиваемый шестидесятидневный отпуск.

Так, льготные условия, предоставляемые статьями № 267, 268 и 270 ТК РФ для несовершеннолетних, выглядят следующим образом:

  • - даётся отпуск на 31 день вне зависимости от сезона;
  • - запрещается посылать в служебные командировки;
  • - запрещается сверхурочный труд, так же как и работать в ночное время, в выходные и праздничные дни;
  • -для подростков возрастом от 14 до 16 лет продолжительность работы ограничивается пятью часами в день и 24 часами в неделю;
  • - для несовершеннолетней молодёжи возрастом от 16 до 18 лет допускается работать не более семи часов в день и тридцати пяти часов в неделю;
  • - для юношей и девушек, совмещающих работу с учёбой, рабочий день предусматривается не более 2,5 часов в сутки при возрасте до 16 лет и не более 4 часа в течение суток при возрасте от 16 до 18 лет;
  • - запрещается увольнение работников этой категории без утверждения в Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних.

Законодательством предусмотрены определённые условия для трудовой деятельности также для прочих социальных групп, имеющих право претендовать на бронирование рабмест по специальной квоте, но эти условия не так существенны и многочисленны, как для инвалидов и несовершеннолетних.

Штрафные санкции, предусмотренные за нарушения в сфере бронирования рабочих мест по квотам

Центр квотирования обладает полномочиями проводить контроль по исполнению предприятиями установленных законом квот рабочих мест для инвалидов и молодых людей возрастом до 18 лет. В рамках такого контроля Центр квотирования проводит периодическую ревизию правильного ведения и достоверности наличной документации по резервированию на предприятии.

При обнаружении во время таких ревизий финансовых или иных нарушений, законодательством (ст.5.27 ТК РФ) предусмотрены штрафные санкции:

  • - административный штраф на должностных лиц в размере 5–10 минимальных заработных плат;
  • - административный штраф на юридических лиц в размере 300–500 минимальных заработных плат;
  • - приостановление деятельности предприятия на период до 90 суток;
  • - дисквалификация должностной особы в случае повторного нарушения на период от одного года до трёх лет.

Квотирование рабочих мест для слабозащищённых слоёв населения, к которым в первую очередь относятся инвалиды и несовершеннолетние, относится к одной из самых сложных проблем для работодателей.

Расчёты по предоставлению квот на рабочие места, необходимые документы, порядок и сроки их представления, а также другие аспекты сферы квотирования рабочих мест требуют пристального внимания и всестороннего изучения.

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест . Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек .

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.
Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание . В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты


Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости


Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер . Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости


В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований


Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации - от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица - от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Видео: Льготы для инвалидов при квотировании рабочих мест

21 марта 2018, 15:03 Мар 3, 2019 13:36

Нетрудоустроенность инвалидов – серьезная проблема для государства.

В условиях кризиса найти работу нелегко даже здоровому человеку, а людям с ограниченными возможностями тяжелее вдвойне .

Квотирование рабочих мест призвано решить эту проблему.

Государство обязывает организации принимать в свой штат инвалидов , обеспечивать их специальными условиями труда, тем самым давая им возможность реализовать свое суверенное право на труд.

Понятие

Что значит квота для инвалидов на предприятии? Квота – это рабочие места , точнее их количество, высчитанное в процентном соотношении к среднесписочной численности сотрудников.

По закону организации обязаны выделить определенное количество мест специально для .

Не имеет значение вид деятельности организации, его форма собственности, правовая форма. Коммерческая ли фирма либо государственное учреждение – перед квотированием все равны .


Пример

Среднесписочная численность ООО «Вырот» из г.Самара составляет 220 человек. В Самарской области величина квоты 3% .

220 чел. * 3% / 100 чел. = 6.6

Получается, что фирма должна подготовить для приема инвалидов 7 вакансий .

Организация не просто выделяет рабочее место. Для того, чтобы инвалид смог трудиться, зачастую приходится полностью его переоборудовать , видоизменить, оснастить с учетом нарушенных функций сотрудника.

Очень часто необходимо внести изменения в общий интерьер.

Например, если предполагается прием инвалида-колясочника, без пандуса не обойтись .

Может понадобиться переоборудование туалета , нанесение разметки на парковке и т.д.

Каким законом регулируется?

Нормативно-правовых актов , принятых в РФ для обеспечения права инвалидов на труд предостаточно:

  • закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1;
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 ФЗ.

Но в целом процесс регулируется региональными законами . В каждом субъекте РФ принят свой нормативный документ, где учтены все особенности региона и определен местный размер квоты.

Например, в Республике Башкортостан действует «Положение об установлении квоты для приема на работу инвалидов в РБ». Согласно которой организации, функционирующие на территории Башкирии, берут на себя ответственность за создание рабочих мест в размере 2% от среднесписочной численности, при условии, что количество сотрудников в них больше 35 человек .

При этом положение рассматривает не только организационные вопросы. В нем также определены правовые, экономические основы выделения вакантных мест .

Разница по регионам

Федеральный закон определяет лишь минимальную и максимальную величину. А регионы дают уже более точные цифры. По ФЗ № 181 значения по квотам могут колебаться от 2 до 4% и устанавливаются для организаций, где среднесписочная численность насчитывается больше 100 человек.

Региональными законами определяется фактический размер для всех существующих организаций, подходящих под требования по численности работников .

Во многих субъектах установлена минимальная квота – 2% (Москва, Мурманская область). Максимальная величина в 4% не столь распространена. Ее можно встретить в Ростовской области, Республике Крым.

Региональное законодательство также прописывает всю процедуру установления квотирования для организаций.

Предоставляет информацию, необходимую при обустройстве специального рабочего места.

Особенности

Процесс квотирования происходит на основе заключенного между органами соц.защиты и работодателем . Заключать такой договор обязаны все организации, численность в которых больше 100 .

Наниматель должен учитывать, что при установлении квоты берется значение не из штатного расписания, а по показателю среднесписочной численности . То есть учитываются только реально работающие люди, а не предполагаемые должности.

После подписания договора он издает у себя , указывая в нем количество зарезервированных мест для инвалидов и перечисляя конкретные должности, специальности . Квота устанавливается раз в год . При изменении численности сотрудников, его значение пересматривают.

Особенность квотирования в том, что конкретное рабочее место подготовлено специально для инвалида , и ее нельзя предлагать никому другому.


Пример

В организации несколько сотрудников попадают на . По закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации . Только вакантных мест для , кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет. Но его организация не может предложить , если только тот не является инвалидом.

Реальность в нашей стране такова, что бремя квотирования в основном несут на себе крупные организации . Средний, чаще малый освобожден от него. Так как считается, что установление квот сильно увеличит финансовую нагрузку на них и может даже привести к .

Но такой подход ущемляет права инвалидов . В ряде регионов нашли своеобразный выход из положения. Организациям, которые не в состоянии самостоятельно оборудовать вакантную должность, но при этом обязаны выполнять норму квотирования, предложили арендовать рабочие места у крупного .

Соблюден как экономический интерес нанимателя, так и трудовое право инвалида .

Выявлены случаи, когда несколько организаций объединяются в целях создания специализированных мест для инвалидов.

Выделяется один цех либо участок , где будут трудиться инвалиды сразу нескольких учреждений.

Финансирование пропорционально, соответственно денежные вложения для организации не так обременительны .

Выпуск акта

До 2013 года работодателям вменялось лишь создание трудовых мест в соответствии с квотой. С изменением законодательства их обязанности увеличились. Теперь организация должна принимать у себя локально-нормативные акты , в которых содержаться сведения о рабочих местах.

Какие именно акты наниматель должен у себя создавать – закон не прописывает, оставляя это в компетенции руководителя организации. В каждом конкретном случае принимается свое решение – разработать новые акты или же дополнить прежние положения о квотировании новыми сведениями.

Учет мест

Учет вакантных, занятых мест ведется нанимателем постоянно. Информация должна обновляться при изменении санитарных условий, квалификационных требований либо при возникновении других перемен.

Уведомление службы занятости

Каждая организация, для которой определена квота, должна отчитываться в центр занятости о созданных местах, выделенных должностях. Периодичность предоставления отчета раз в месяц , в некоторых регионах раз в квартал.

Также необходимо направлять информацию о принятых локально-нормативных актах , в которых содержаться сведения про количество мест, для каких профессий они созданы, описывается класс тяжести, напряженности, вредности.

Но больше всего центры занятости интересует информация о выполнение квоты , то есть, сколько инвалидов реально были трудоустроены за отчетный период.

Если в организации во время отчетного периода не обнаружены вакантные места, бездействовать не стоит.

Лучше отправить уведомление об их отсутствии.

Так как в случае не предоставления информации, ее искажения, невыполнения квоты служба занятости имеет право прийти с проверкой или же направить в ГИТ жалобу на работодателя.

Ответственность за предоставление информации

Предоставление рабочих мест инвалидам – это обязанность организаций . Руководителя можно подвергнуть административному наказанию, если с его стороны выявлено уклонение от выполнения норм:

  1. В случае непредоставления информации , при несвоевременной подаче сведений штраф до 5 тыс.
  2. Несоблюдение установленной квоты – до 10 тыс.
  3. Неправомерный отказ инвалиду , желающему устроиться на работу в рамках квоты – до 10 тыс.

То, что инвалиды испытывают особые трудности в процессе поиска работы ясно всем. Государство стремиться помочь преодолеть препятствие, устанавливая квоты, обязывая организации трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями .

Только квота всех проблем не решает, даже если учреждения добросовестно выполняют требования служб занятости. Дело в том, что организация обязана создавать рабочее место, а не заниматься поиском сотрудников на вакантные должности.

Получается, что место есть, но фактически на нем никто не трудиться . Искать работников-инвалидов должен центр занятости, в задачу работодателя это не входит.

Каждый работодатель, располагающий штатом в 35 и более человек, должен знать, что такое квотируемое рабочее место и какие гарантии предоставляются лицам, испытывающим сложности с трудоустройством.

Из статьи вы узнаете:

Просматривая объявления от работодателей, нередко можно встретить формулировку «квотируемое рабочее место»: что это такое, в 2017 году должен знать каждый кадровик. Квоты устанавливаются с целью обеспечения работой отдельных категорий граждан, испытывающих сложности с трудоустройством.

Обычно речь идет о работниках, нуждающихся в особых условиях труда (по этой причине работодатели не горят желанием принимать их в штат и предоставлять социальные гарантии за счет предприятия). Таким соискателям довольно часто отказывают в трудоустройстве, а квоты помогают обеспечить их работой.

Скачайте документы по теме:

Квотируемое рабочее место: что это значит

Что такое квотируемое рабочее место с точки зрения трудового права? Это место, специально зарезервированное для работника, который нуждается в дополнительной социальной защите. Льготные условия трудоустройства - один из видов такой защиты.

Закон №1032-1 от 19.04.1991г. («О занятости населения в РФ») - основной нормативный документ, обязывающий государство принимать участие в обеспечении занятости социально незащищенных граждан. Наряду с ним действует и федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1005г. («О социальной защите инвалидов в РФ»), поясняющий, что значит квотируемое рабочее место для инвалидов, и закрепляющий за работодателем обязанность принимать на работу определенное количество инвалидов (исходя из общей численности штата).

С 2013 года квоты распространяются даже на сравнительно небольшие организации, насчитывающие от 35 до 100 сотрудников. Размер квоты составляет 3% от среднесписочной численности персонала (для крупных предприятий, на которых трудится свыше 100 человек, этот показатель составляет не менее 2% и не более 4%). Должности, предполагающие труд в опасных или вредных условиях , при расчете среднесписочной численности персонала не учитываются, поскольку привлечение инвалидов, несовершеннолетних и представителей большинства других льготных групп к таким работам запрещено на законодательном уровне.

О грядущих изменениях в сфере трудоустройства лиц с особыми потребностями читайте в статье «Станет ли работодателям выгоднее ». Эксперт рассказывает о новых тенденциях и готовящихся законопроектах, а также разъясняет порядок расчета квоты для больших и малых предприятий.

Как сократить работника, трудоустроенного по квоте

Сокращение штата - непростая процедура, на которую работодатель идет в крайних случаях. Как быть, если такой случай наступил, но речь идет о должности, занятой льготником? Как понять, квотируемое рабочее место можно сократить или нет?

Закон не содержит прямого запрета на увольнение инвалидов в порядке сокращения . Но только при условии, что по завершении процедуры сохранится квота по инвалидам, то есть общая численность рабочих мест для льготников данной категории не упадет ниже минимального показателя, установленного для конкретной организации. Чтобы соблюсти норму, можно параллельно с сокращением создавать новые рабочие места для инвалидов.

Принимать на новое рабочее место можно как специалиста со стороны, так и работника, занимающего сокращаемую должность (в порядке перевода). Последний, кстати, имеет преимущественное право на оставление на работе, если инвалидность была получена в результате несчастного случая на работе или стала следствием профзаболевания.

Если сотрудник не соглашается на перевод, его можно уволить на общих основаниях. Детали - в статье «Как оформить увольнение при »: вы узнаете, как оформить уведомление, нужно ли извещать профсоюз и с какими сотрудниками нельзя распрощаться ни при каких обстоятельствах.

Сотруднику сняли инвалидность: действия работодателя

Как поступить, если сотруднику, принятому в свое время на квотируемое рабочее место, в 2017 году по результатам медицинской экспертизы сняли инвалидность? Некоторые работодатели считают, что такое решение медиков - законное основание для увольнения бывшего льготника. Но на самом деле ни один законодательный акт не содержит нормы, позволяющей прекратить трудовой договор лишь по причине снятия инвалидности. Ни одно основание из перечня, закрепленного ст.77 ТК РФ, не соответствует данной ситуации. Поэтому ни о каком увольнении речь не идет.

Но как же выполнять квоту? Ведь работник уже не считается инвалидом, но при этом продолжает занимать льготное место. Следовательно, квота не выполняется, что чревато для работодателя административной ответственностью в виде штрафа. Вариантов всего два:

перевести сотрудника на другую работу, соответствующую его состоянию здоровья и квалификации, а на освободившееся место принять инвалида;

оставить сотрудника на прежней работе, создав на предприятии новое рабочее место для инвалида в счет квоты.

Подробнее об этом читайте в статье «Как принять и организовать »: советы эксперта помогут избежать ошибок и штрафов.