Презентация на тему: Сны героев произведений русской литературы XIX века. Сны и сновидения в русской литературе


Сон всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство... Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам был у символистов. Сны одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа, как для писателей, так и для читателей.

Чтобы в этом убедиться, достаточно привести произведения, в названиях которых присутствует само слово "сон": "Сон в летнюю ночь" Шекспира, "Жизнь есть сон" Кальдерона, "Сон смешного человека" Достоевского. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает чувства поэта. Первые, подсказанные памятью названия стихов: два "Сна" у Лермонтова, "Сон", "Сновидение" у Пушкина, "Сон на море" Тютчева, "Сон", "Сны раздумий небывалых" Блока, "Сон и жизнь", "Смерть это ночь, прохладный сон..." Гейне, "Сон" Байрона и т.д.

Рассмотрим, какую функцию "выполняет" сон в произведениях разных прозаических жанров на примере наиболее известных произведений русских писателей.

Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и "эзопов язык", являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение. Например, сон из "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева (глава "Спасская Полесть"). Сон у Радищева имеет аллегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объемен, логичен, детален и т.д.

Близки к этому сну и сны Веры Павловны из романа Чернышевского "Что делать?". Знаменитый четвертый сон представляет собой утопию: Чернышевский рисует картину будущего социалистического общества. Здесь подробно говорится обо всех сферах устройства общества, о труде, отдыхе, науке, искусстве. Главная тема равенство, свобода людей, всеобщее благоденствие. Как и у Радищева, сон в романе Чернышевского рационалистичен, выстроен по логическим законам и тоже заканчивается призывом. "Будущее светло и прекрасно. Любите его... работайте для него, приближайте его..." восклицает Чернышевский.

Другого рода утопия в романе Гончарова "Обломов". Это глава "Сон Обломова", имеющая самостоятельное значение. В предисловии к роману литературовед В.И. Кулешов пишет: "Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный "Сон Обломова", придав ему в общей композиции своего рода символическое значение… В составе романа "Обломов" этот ранний очерк стал играть роль предварительной истории, важного сообщения о детстве героя… Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала "стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и "Сон Обломова". Уникальное же его присутствие с особым заглавием в композиции романа приобретало некое символическое значение, давало читателю возможность осознать, где и в чем именно эта жизнь "обломилась"".

Другой характер имеют сны в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Здесь нет никакой "выстроенности", заданности. Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с "грехом". Сон ее и предчувствие: "Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что", точнее, "не за кого".

Другая героиня, тоже из пьесы, рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но... выдуманный. В этом сне реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон луг, цветы, да и сам герой из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же "сон" оказался вещим.

Можно заметить, что сон Татьяны из "Евгения Онегина" близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: "... рев, хохот, свист чудовищ..."

Выше речь шла о снах-утопиях, а теперь обратимся к антиутопии, сну-предупреждению, ибо всякая антиутопия предупреждение. (Условная, "рабочая" терминология) Речь пойдет о снах-видениях больного Раскольникова на каторге. В примечании Г.Ф. Коган к роману Достоевского сказано: "Строки навеяны Евангелием" (Откровение святого Иоанна). Многие стихи Апокалипсиса подчеркнуты или отмечены Достоевским в принадлежавшей ему книге... Сон Раскольникова скрытая полемика с Чернышевским по поводу судеб человечества и европейской цивилизации. Мысли о вреде цивилизации и социализма, которые беспокоили Достоевского в период работы над "Преступлением и наказанием", повторены в фантастическом рассказе "Сон смешного человека". Теперь, в начале XXI века, когда человечество прошло через неслыханные испытания и теории избранности одних людей перед другими, одних народов перед другими, прошло через практическое применение идей фашизма, сон-бред Раскольникова воспринимается более расширительно, чем в то время, когда роман был написан. Этот сон отражение физического и нравственного состояния героя. Он психологически оправдан и реален, то есть такой сон мог присниться.

Мой реферат называется “сны и сновидения в русской литературе».

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он - мудрый старец.

Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее - наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи...

Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить эту тему как можно больше. Так, однажды я заинтересовалась эзотерикой, в частности феноменом гипноза., а гипноз и сон связаны между собой более чем тесно. Мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения столь же большую роль в литературе, и поэтому я выбрала именно такую тему для своего реферата .

В русской литературе сны всегда иг­рали не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон пол­ноценным “действующим лицом” сво­их произведений. Сны позво­ляют лучше понять характеры их героев, при­чины их поступков, отношение к лю­дям и к себе. Ведь, по сути, сон - это время, когда освобождается подсозна­ние человека. Оно не сковано вне­шними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причи­нам авторы так часто прибе­гают к приему раскры­тия личности персонажа через его сон.

В ходе работы над рефератом я рассмотрела четыре произведения российских классиков: «Евгений Онегин», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», и «Мастер и Маргарита». В каждом из этих романов сновидения играют свою, определенную роль – общих канонов нет и быть не может.

В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин использует сны для раскрытия внутреннего мира героев (Татьяны и Онегина). С помощью большого количества слов-символов, использованных в описании сна Татьяны, автор не только раскрывает образы, но и предоставляет читателю шанс заглянуть за завесу тайны и узнать дальнейшие судьбы героев. Помимо этого, сон Татьяны является художественным приемом, который делает текст романа красочнее.

В «Преступлении и наказании», напротив, никакой красочности роману сны не придают, а еще больше затуманивают и без того неясные вещи. Так же, как и в «Евгении Онегине», сны здесь помогают лучше понять внутренний мир очень сложного человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны (антитеза церкви и кабака в первом сне); их отголоски присутствуют на протяжении всего романа. Кроме того, прием снов помогает лучше понять смысл произведения (третий сон Раскольникова).

В романе «Тихий Дон» сон генерала Корнилова – вещий. С помощью символов Шолохов как будто сам рассказывает генералу будущее его армии. Через сон автор дает оценку персонажа – Корнилов – не тот герой, что спасет Россию; и показывает читателю внутренний мир генерала.

В «Мастере и Маргарите» сны использованы как «мост» в другую реальность, может быть, в гипнотический транс, наведенный Воландом и его свитой (или самим Булгаковым?). Сон Понтия Пилата символичен – противостояние добра и зла, в результате которого побеждает добро, приходит прощение и свобода – путь к Истине. Кроме того, сон (а точнее его отсутствие) использован автором как способ более глубокого раскрытия образа прокуратора, а позднее - как наказание Пилата.

Во всех четырех произведениях сны и сновидения являются одними из важнейших художественных приемов, ибо они помогают автору полномернее донести до читателя свою мысль.

Сон – это всегда загадка, и, пытаясь ее разгадать, можно прийти к удивительным открытиям. (Недаром же таблица Менделеева приснилась Дмитрию Ивановичу!) Когда я работала над рефератом, мне захотелось перечитать мои любимые книги (ведь в них были сны!) и попытаться разобрать, что они – эти сны – значат. Вдруг я пролистнула, не обратив внимания, целый мир, полный ответов и смысла?

Работа выполнена на базе ГБОУ школа №1080.
Команда, работавшая над данным исследовательским проектом, состояла из двух человек:
руководитель работы – Гуреева Ольга Яковлевна, учитель русского и литературы ГБОУ школа №1080,
автор работы – Торцова Мария Сергеевна, ученица 11 класса «В» ГБОУ школа №1080.

В данном проекте были рассмотрены произведения русской литературы, в которых как один из композиционных элементов были использованы сны и сновидения героев. Главной целью проекта являлось определение значимости данного приема в идейно-композиционной структуре произведений. Нам было необходимо выяснить, как и для чего разные авторы использовали прием сна и сновидений. Данный проект значим своим практическим результатом: в ходе работы был составлен литературный сонник по образам снов ряда произведений русской литературы, было проведено анкетирование учеников пятого и десятого классов (приложение 2). Литературный сонник может быть использован преподавателями учебных заведений и учениками как пособие к урокам литературы. Анкета также несет в себе практический смысл, так как представляет собой свод данных реального опроса, который дает новую информацию об учениках, их предпочтениях, мыслях и мнениях по теме.

Файлы:
  • По состоянию на 16 января 2018 г. 14:19 (5,1 МБ)
  • Приложение: Сны и сновидения в русской литературе По состоянию на 16 января 2018 г. 14:19 (12,2 КБ)
  • Приложение: Сны и сновидения в русской литературе По состоянию на 16 января 2018 г. 14:19 (29,1 КБ)
  • Презентация: Сны и сновидения в русской литературе По состоянию на 16 января 2018 г. 14:19 (70,9 КБ)
  • Текст работы: Сны и сновидения в русской литературе По состоянию на 16 января 2018 г. 14:19 (44,7 КБ)
Результаты экспертной оценки

Экспертная карта межрайонного этапа 2017/2018 (Экспертов: 3)

Средний балл: 2

0 баллов
Отсутствует описание цели проекта.
Не определён круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей.
Не определены показатели назначения.

1 балл
Обозначенная цель проекта не обоснована (не сформулирована проблема, которая решается в проекте) или не является актуальной в современной ситуации.
Круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей не конкретен.
Заявленные показатели назначения не измеримы, либо отсутствуют.

2 балла
Цель проекта обоснована (сформулирована проблема, которая решается в проекте) и является актуальной в современной ситуации.
Представлено только одно из следующего:
1) Чётко обозначен круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей.
2) Заявленные показатели назначения измеримы.

3 балла
Есть: конкретная формулировка цели проекта и проблемы, которую проект решает; актуальность проекта обоснована;
Чётко обозначен круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей.
Заявленные показатели назначения измеримы.

Средний балл: 3

0 баллов
Отсутствует список используемой литературы

1 балл
Отсутствует анализ существующих решений проблемы и их сравнение

2 балла
Дана сравнительная таблица аналогов с указанием показателей назначения. Выявленные в результате сравнительного анализа преимущества предлагаемого решения не обоснованы, либо отсутствуют.

3 балла
Есть: актуальный список литературы, анализ существующих в практике решений, сравнительная таблица аналогов с указанием преимуществ предлагаемого решения

Средний балл: 1,7

0 баллов
Отсутствует план работы.
Ресурсное обеспечение проекта не определено.
Способы привлечения ресурсов в проект не проработаны.

1 балл
Есть только одно из следующего:


2 балла
Есть только два из следующего:
1) План работы, с описанием ключевых этапов и промежуточных результатов, отражающий реальный ход работ;
2) Описание использованных ресурсов;
3) Способы привлечения ресурсов в проект.

3 балла
Есть: подробный план, описание использованных ресурсов и способов их привлечения для реализации проекта.

Средний балл: 3

0 баллов
Нет подробного описания достигнутого результата. Нет подтверждений (фото, видео) полученного результата. Отсутствует программа и методика испытаний. Не приведены полученные в ходе испытаний показатели назначения.

1 балл
Дано подробное описание достигнутого результата. Есть видео и фото-подтверждения работающего образца/макета/модели. Отсутствует программа и методика испытаний. Испытания не проводились.

2 балла
Дано подробное описание достигнутого результата. Есть видео и фото-подтверждения работающего образца/макета/модели. Приведена программа и методика испытаний. Полученные в ходе испытаний показатели назначения не в полной мере соответствуют заявленным.

3 балла
Дано подробное описание достигнутого результата. Есть видео и фото-подтверждения работающего образца/макета/модели. Приведена программа и методика испытаний. Полученные в ходе испытаний показатели назначения в полной мере соответствуют заявленным.

Средний балл: 2,3

0 баллов
Участник не может точно описать ход работы над проектом, нет понимания личного вклада и вклада других членов команды.
Низкий уровень осведомлённости в профессиональной области.

1 балл
Участник может описать ход работы над проектом, но не выделяет личный вклад в проект и вклад других членов команды.
Уровень осведомлённости в профессиональной области, к которой относится проект, не достаточен для дискуссии.

2 балла
Участник может описать ход работы над проектом, выделяет личный вклад в проект, но не может определить вклад других членов команды.

3 балла
Участник может описать ход работы над проектом, выделяет личный вклад в проект и вклад каждого члена команды.
Уровень осведомлённости в профессиональной области, к которой относится проект, достаточен для дискуссии.

Сумма баллов: 13

«Гипнос. в греческой мифологии - персонификация сна, божество сна, сын Ночи и брат Смерти. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям, в противоположность беспощадной Смерти. »*

«Морфей. в греческой мифологии. - крылатое божество, один из сыновей Гипноса. Принимая различные человеческие формы. он является людям во сне»**

Как мы видим, в древнегреческой мифологии Гипнос тих, благосклонен к людям, но он находится в опасном родстве со Смертью. Сон всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. К постижению феномена сна стремилась наука, недаром сейчас у нас создан Институт снов. Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения. Аристотель - продолжением деятельности. Проблема снов занимает особое место в медицине, особенно в психологии, в области исследования бессознательного. Систематическую теорию создал знаменитый психиатр Фрейд: сон - это иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам был у символистов. Сны - одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей. Достаточно перечислить произведения, в названиях которых присутствует само слово «сон», чтобы в этом убедиться: «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Жизнь есть сон» Кальдерона, «Сон смешного человека» Достоевского. Писатели разных стран, разных эпох. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает чувства поэта. Первые, подсказанные памятью названия стихов: два «Сна» у Лермонтова; «Сон», «Сновидение» у Пушкина; «Сон на море» Тютчева; «Сон», «Сны раздумий небывалых» Блока; «Сон и жизнь», «Смерть - это ночь прохладный сон. » Гейне; «Сон» Байрона и т. д. Список мог бы быть длинным.

Ограничим тему работы прозой и попытаемся показать, какую функцию «выполняет» сон в произведениях разных жанров; разумеется, речь пойдет в основном о произведениях, изучаемых в школе. Для начала обратимся к толковому словарю Ожегова.

Сон. 1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители (раздражения). Спать крепким (мертвым) сном. Видеть что-нибудь во сне. Уснуть вечным сном (перен. умереть) 2. То, что снится, грезится спящему, сновидения. Снятся сны. Сон в руку (о сбывшемся сне).

Сновидение (книжн.) Образы, картины, возникающие во время сна. Сон. На сон грядущий (книжн.) На ночь, перед сном.

Он привык тому, что проезжие по вечерам на сон грядущий рассказывали всякие истории, любил это (А. Чехов).

На сон грядущий она отпирает денежный ящик и удостоверяется, все ли в нем лежит в том порядке, в котором она всегда привыкла укладывать (М. Салтыков-Щедрин). Происхождение этого выражения связано с чтением молитв верующими. В молитвенниках имеется раздел, содержащий молитвы, которые должны быть прочитанными идущими (грядущими) ко сну. Первоначальное значение словосочетания со временем трансформировалось, и грядущим стал называться сон.

Сновидения – субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна, главным образом в фазе «быстрого сна». Сюжет сновидений в образной символической форме отражает основные мотивы и установки субъекта. Переживание и запоминание сна в большей степени зависит от особенностей личности и эмоционального состояния перед сном.

Сновидение – образы, возникающие во время сна.

Сон – периодическое функциональное состояние человека. У человека во сне наблюдается угнетение осознаваемой психической активности.

Все знают, что человек треть своей жизни проводит во сне. Благодаря сновидениям процесс сна на протяжении веков, с древности и до наших дней, притягивал человечество своей таинственностью. Сон и сновидения изучали, анализировали, объясняли, толковали.

Известно, что множество великих людей во сне делали открытия или создавали замечательные произведения искусства. Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время – время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью.

Значение символического сна Гринёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Гринёв получил воспитание в семье отставного генерала и впоследствии сам стал офицером. Петруша – мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия – служба в гвардии. Однако сама жизнь рассеивает его иллюзию.

Какие же бездны открывает нам сон Гринёва? Попробуем разобраться. Сон Гринёва – предсказание, каким тернистым будет его жизненный путь.

Герой выведен обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Во время поездки к месту прохождения службы Гринёв попадает в буран. Беда неизбежна, и лишь волей случая ему помогает случайный вожатый. Успокоившись, Петр погружается в сладостную дремоту.

Гринёв, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но всё остальное приводит в ужас: вместо отца – бородатый вожатый, в руках которого топор, а вокруг – трупы и кровавые лужи.

Как показало дальнейшее развитие действий, в этом сне Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта – этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженным отцом. Если сон – знак, то сон Гринёва – знак судьбы. Написанный в начале произведения, сон задает трагическую тональность дальнейшему повествованию.

Сон Татьяны в романе А. С Пушкина «Евгений Онегин».

Впервые в романе мы встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. Деревня Лариных,– "прелестный уголок", какие попадаются в средней полосе России. Пушкин много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну "русской душой". От других девушек Татьяна отличается своей простотой и даже детской наивностью, доверчивостью. Именно поэтому она любит страшные рассказы, она верит гаданьям и снам. Это значит, что она живет в одухотворенном мире, в котором все живое, все значительное:

Богатое воображение, развитое чтением, помогает видеть во всем обыденном нечто необычное и даже сверхъестественное.

Прежде всего, обратимся к комментариям пушкинского романа Н. Л. Бродского и Ю. М. Лотмана. Там довольно подробно исследована мифологическая основа сна. Понять ее важно, потому что слово "чудный" у Пушкина всегда означает: "связанный с чудом", "Чудный сон" Татьяны пронизан свадебной и похоронной символикой.

Впрочем, наша задача не пересказывать Бродского или Лотмана, а показать, как связан очередной эпизод романа с основной идеей "Евгения Онегина".

Не следует вырывать "чудный сон" влюбленной в Онегина Татьяны из контекста святок, ибо снится сон героине как раз после ее святочных гаданий, смысл которых объяснен автором в своих примечаниях к роману. Первый встречный в святочную ночь, которого Татьяна окликает: "Как ваше имя?" (Так узнавали имя будущего жениха), отзывается Агафон. И в этом не только романное подшучивание над романной героиней, но и знак того, что не Евгений – Татьяне суженый, и того еще, что в переводе с греческого Агафон – "добрый": Татьяне не нужно опасаться будущего своего жениха. Подблюдная песнь, под которую "вынулось колечко" Татьяне, как снова разъясняет автор, "предрекает смерть". Это сложный символ, прежде всего связанный с чувством Татьяны к Евгению. Будет достаточно указать на смерть Ленского, тем более, что ее предрекает и "чудный" Татьянин сон.

Нечистью окружен Онегин

В контексте романа правдоподобней, что Онегин поражен хандрой, которая, обессмысливая для него существование, в то же время побуждает его презирать людей, возноситься над ними, ощущать свое чувство превосходства над всеми.

Что ж, спасительный для Онегина объект обозначен. Онегин подходит к двери, распахивает ее, "и взорам адских привидений явилась дева". Каждый бес считает ее своей добычей: "все указует на нее, ║ и все кричит: мое, мое!"

И все это тотчас же исчезает при признании Онегиным Татьяны "своей": "Мое!" – сказал Евгений грозно, ║ и шайка вся сокрылась вдруг" Стало быть, сон пророчит, что Татьяна действительно очистит душу Евгения. И она очистит ее. И сон пророчит не только это.

Татьяна видит во сне, как в хижину-шалаш, где остались они с Евгением, входят Ольга и Ленский. Вспыхивает и разгорается ссора. "Вдруг Евгений Хватает длинный нож и вмиг Повержен Ленский"

Поражает абсолютная неадекватность убийства в возникшей ссоре. А с другой стороны, можно ли считать дуэль Ленского с Онегиным и гибель Ленского в романе адекватными той ситуации, которая возникла на Татьяниных именинах? Снова мы сталкиваемся с пророчеством, усиленным тем, что Ленский зарезан длинным ножом: Евгений сгубил человеческую душу.

Он обрывается именно здесь потому, что, как написал известный ученый В. М. Маркович, раскрывший мифологический контекст этой концовки: "В семантике мифологического сюжета это ясные признаки катастрофически обращенного вспять космогонического процесса. И столь же ясна в этой системе значений таинственная связь между убийством близкого человека и последовавшим за тем потрясением основ бытия". А в романной семантике убийство Ленского потрясло основы онегинского бытия: сознание Онегиным собственной душевной низости начинает процесс его духовной эволюции, которая является одним из самых важных мотивов пушкинского произведения.

Сон- выдумка в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Другая героиня тоже из пьесы, рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но. выдуманный. В комедии Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением отца

Фамусов отвечает только на последние слова: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». Софья продолжает:

Скажем прямо: талантливая выдумка», но Софья этого не знает, это знает Грибоедов. В этом «сне» - реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон -луг, цветы, да и сам герой - из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим!

Сон Обломова в романе Гончарова «Обломов»

"Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!" – так начинается "Сон Обломова" в романе Гончарова "Обломов": "Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем!" "Тишина и невозмутимое спокойствие царствует и в правах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там" Так, может быть, "Сон Обломова" – это сон о потерянном рае, утраченной гармонии? "И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший "блаженный уголок" – обломок Эдема? Это образ прекрасной, но не достижимой, невозможной уже жизни, своеобразная утопия? Утопия для Обломова. Действительно, "именно так, как на уголок невинности и простоты смотрит на мирок своего героя повествователь в зачине сна. Итак, для Обломова – это утопия. А для автора? Мы обращаем внимание на одну из важнейших тем романа – тему нереализованных возможностей, невоплощенных потенций, неосуществимых начал.

Об этом говорит Штольц в конце романа: "А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благодарен, нежен, и – пропал!" И Ольга: " Отчего погибло все? – вдруг, подняв голову, спросила она. – Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороденигибнешь!"

Но ведь и сам Обломов " болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. "

"Отчего же я такой?" – спрашивает себя Обломов. И засыпает. И ему снится сон, который и объясняет, почему хорошие, светлые начала его души все-таки в полной мере так и остались нереализованными, почему пропал, погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.

Гончаров описывает один день в Обломовке. "Тихо и сонно все в деревне: безмолвные губы отворены настежь; не видно не души, одни мухи тучами летают и жужжат в духоте". На этом фоне обрисованы обломовцы – равнодушные люди, не знающие, что есть где-то города, иная жизнь. Такую же вялую, бессмысленную жизнь ведет и владелец деревни – старик Обломов. Гончаров с иронией и осуждением изображает обломовский быт: "Сам Обломов – старик тоже не без занятия: он целое утро сидит у окна и неутомимо наблюдает за всем, что делается во дворе" Он остановит проходящих дворовых и полюбопытствует, куда идут, что несут "Завидит ли из окна, что дворняжка преследует курицу, тотчас примет строгие меры против беспорядков. "

Ленивое переползание изо дня в день, бездеятельность, отсутствие жизненных целей – вот что характеризует быт Обломовки. Получение письма для семьи Обломовых – целое событие. Этот эпизод, с большим комизмом описан Гончаровым: "Все обомлели; хозяйка даже изменилась немного в лице; глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму". "Полно, не распечатывай, Илья Иваныч"

В условиях мертвящего покоя проходило воспитание Илюши. Дворовые предупреждали всякое его желание. Все делалось за него Захаром и еще тремястами Захаров.

Как только мальчику захочется что-то сделать самому, так "отец и мать, да трт тетки в пять голосов и закричат:

И у ребенка вырабатывалось воспитание, "что сидеть сложа руки почетнее, нежели суетиться с работой. "Илюша научился от старших покрикивать на дворовых, а если "что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос"

Илья Обломов не интересовался науками. В классах он отсиживал положенные часы, учил задаваемое учителями, но "дальше той строки, по которую учитель, задавая урок, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не требовал. "

А в имении течет та же размеренная жизнь, нарушаемая празднествами по случаю трех актов жизни: "свадеб, родин и похорон. Никаких забот и треволнений не знали в Обломовке, исключая лишь заботу о пище".

С какой иронией пишет об этом Гончаров: "Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживании за него!. Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!

Обитатели Обломовки во всем были примитивны – в поступках, в желаниях, в психологии. И это передано писателем картиной жизни обломовцев, боящихся всего – письма, леших и домовых, мертвеца или больного, огненных столбов.

Коллективный образ обломовцев создан для того, чтобы раскрыть среду, налагающую неизгладимую печать на тех, кого она коснулась.

Из многочисленных обитателей Обломовки писатель выделяет лишь старого Обломова. Илья Иванович не вникал в дела имения, позволял приказчику обманывать себя. Так, он со слезами на глазах говорил "воля божия", когда приказчик приносил ему две тысячи, утаив третью, и ссылался на недород. Имение постепенно приходит в запустение.

Отец Илюши никогда не утруждал себя. Мальчик привык видеть, "как батюшка его, в панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день- деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается родитель и не вздумает никогда проверить, сколько копен скошено или сжато, и взыскать за упущение, а подай-ка ему не скоро носовой платок, он накричит о беспорядках и поставит вверх дном весь дом". По вечерам у отца Обломова были занятия такого же рода: "Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов. Потом понюхает табаку, высморкается и опять понюхает".

В Обломовке буквально все находится в запустении. Лень и жалость – отличительные черты ее обитателей. "Не для всякого зажгут и свечи: свечка покупалась в городе, на деньги и береглась, как все покупные вещи, под ключом самой хозяйки. Огарки бережно считались и прятались Диван в гостиной весь в пятнах, и кожаное кресло Ильи Ивановича только называется кожаным, а в самом-то деле оно – не то мочальное, не то веревочное".

В Обломовке ведется натуральное хозяйство – каждая копейка на счету. Как говорит автор, они знали "лишь единственное употребление капиталов – держать их в сундуке".

В описании быта Обломовки, детства Илюши, в обрисовке дальнейшей жизни Ильи Ильича Гончаров нетороплив и обстоятелен; от его внимательного взгляда не ускользают и мелкие детали, используемые им для более полной обрисовки образа. "В этом уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова", – так определил своеобразие писателя Добролюбов. "У него есть удивительная способность – во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его перед собою до тех пор, пока оно не сделается полной принадлежностью художника".

В Обломовке господствовала полная неподвижность мысли. "Норма жизни была готова и преподана, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти его целость и неприкосновенность, как огонь Веслы. Как что делалось при дедах и отцах, так делалось при отце Ильи Ильича, так может быть, делается еще и теперь в Обломовке.

Никаких идейных запросов, никакой пищи уму, никаких забот даже о материальной стороне существования – вот что характеризовало быт обломовцев. А это в свою очередь приводило к отсутствию всякого желания трудиться. Безделье и скука – этими словами можно охарактеризовать быт обломовцев-господ.

Хотелось бы жить в этом застывшем времени взрослому Илье Ильичу Обломову. Он тяжко вздыхает, когда его "жизнь достает".

Мотив сна в романе Гончарова объединяется с мотивом мечты, грезы наяву; Гончаров понимал сон в английском духе как "dream"(это слово означает и сон, и мечту). Обломов живет мечтой и собственной благородной фантазией. Впечатлительный ум ребенка впитывал в себя все отрицательное, что окружало его.

Если бы Илюша, живой и впечатлительный, был поставлен в другие условия жизни, если бы ему дали другое воспитание, из него вышел бы полноценный человек, его душевные силы получили бы высокое развитие и он мог бы сделать в жизни очень многое.

Вот почему "Сон Обломова" – и утопия, и антиутопия одновременно. "Прикованный к подушке золотыми цепями своей грезы об утраченном рае, Илья Ильич в тонком сне творит одну из самых беззащитных, хотя по-своему и обаятельных идиллий, которые когда-либо грезились человеку"(Дружинин). И вместе с тем, рассказывая о том, как "идущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая", писатель рисует нам губительные и разрушающие силы.

Воплощение заветных мечтаний в снах Веры Павловны. (По роману Н. Г. Чернышевского « Что делать?»)

Вместе с Верой Павловной мы видим в её снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского.

Главная тема – равенство, свобода людей, всеобщее благоденствие. У Чернышевского было много предшественников (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла), которые представляли схемы идеального государства. Чернышевский в своём произведении обратился к форме сна, в котором, как и у Радищева, «гидом» Веры Павловны была женщина, близкая к радищевской Истине. Юрий Лотман обратил внимание на то, что Чернышевский поселил свою Веру Павловну на той же самой Гороховой улице, где видел райские сны Илья Ильич Обломов. И ей тоже снится сон о будущем, сон – мечта.

«Четвёртый сон Веры Павловны», точнее, та часть его, о которой мы говорим и в которой изображено общество будущего, не сон в точном смысле этого слова. В отличие от третьего сна Веры Павловны, четвёртый сон точно расписан, рационально выверен, логически построен.

Утопия безвозвратно ушедшего в прошлое в романе Чернышевского противостоит идиллия осуществимого, с точки зрения автора, будущего, своеобразная социалистическая Обломовка: «здесь здоровая и спокойная жизнь».

Четвёртый сон Веры Павловны о возвращённом и обретённом рае. Мир сладости и непрестанного радования и блаженства изображен в четвёртом сне Веры Павловны. Здесь даже работают «весело», «для всех вечная и лето, вечная радость». Веселье и радость и в Хрустальном дворце. «У них вечер, будничный, обыкновенный вечер, но они каждый вечер так веселятся и танцуют; но когда же я видела такую энергию веселья?» Это и понятно. Ведь их жизнь не омрачена «воспоминаниями неудобств и лишений, бед и страданий». «Здесь только воспоминания вольного труда в охотку, довольство добра и наслаждения, здесь и ожидания только всё того же впереди». При этом слово это – наслаждение – потом прозвучит не раз. «Их веселье, что, их наслаждение, их страсть – всё живее и сильнее, и сладостнее, чем у нас счастливые люди!» И через несколько сток: «Только такие люди могут вполне веселиться и знать весь восторг наслаждения!»

Ничего не сказано о том, чем заканчивается изображение общества будущего в романе Чернышевского. Поэтому привожу цитату.

«Ты видела в зале, как горят щёки, как блистают глаза; ты видела – они уходили, они приходили; они уходили – это я увлекала их, здесь комнаты каждого и каждый – мой приют, в них мои тайны ненарушимы, занавесы дверей, роскошные ковры, поглощающие звук, там тишина, там тайна; они возвращались – это я возвращала их из царства моих тайн на лёгкое веселье. Здесь царствую я.

Я царствую здесь. Здесь всё для меня! Труд – заготовление свежести чувств и сил для меня, веселье – приготовление ко мне, отдых после меня. Здесь я – цель жизни, здесь я – вся жизнь». Обратим внимание на то, что в знаменитом сне Веры Павловны главное всё же – именно «восторг наслаждения». «Будущее светло и прекрасно настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего». В этой связи остановимся на одном важном мотиве четвёртого сна Веры Павловны.

Само слово рай в западных языках восходит к греко-латинскому слову, обозначающему сад. В словаре Даля так и сказано: «Рай – первобытный сад, вертоград, жилище прародителей Адама и Евы». Отсюда и обязательный в ограде монастыря сад, который служит как бы образом рая. «Монастырские сады, которые символизировали рай, отнюдь не имели утилитарного значения, но они обязательно должны были иметь «райские деревья» - яблони, затем цветы, по преимуществу душистые, и привлекать к себе птиц».

Но, изгнанный после грехопадения из земного рая, человек мог теперь рассчитывать лишь на рай загробный. Идея социализма – идея создания рая здесь, на земле. Понятно, почему в эстетике социализма играет такую роль поэтика сада.

«Сады, лимонные и апельсиновые деревья, персики и абрикосы» появляются уже в самом начале той главки четвёртого сна Веры Павловны, в которой описано общество будущего. И в описании чугунно – хрустального здания – «весь дом – громадный зимний сад». А вот преображенная трудом человека (русского человека, как подчёркнуто в романе) бывшая пустыня – «горы, одетые садами; между гор узкие долины, широкие равнины». Эти горы были прежде голые скалы, - говорит старшая сестра. – Теперь они покрыты толстым слоем земли, и на них среди садов растут рощи самых высоких деревьев: выше финиковые пальмы, смоковницы; виноградники перемешаны плантациями сахарного тростника»

А вот как выглядит преображенная в сад пустыня в четвёртом сне Веры Павловны: «На далёком северо-востоке две реки, которые сливаются вместе прямо на востоке от того места, с которого смотрит Вера Павловна; дальше к югу, всё в том же юго-восточном направлении, длинный и широкий залив» В этом описании легко просматривается общий контур описания библейского: юго-восток, пустыня, орошённая реками

«Но мы в центре пустыни?» - говорит изумлённая Вера Павловна. «Да, в центре бывшей пустыни; а теперь, как видишь, всё пространство с севера, от той большой реки на северо-востоке, уже обращено в благодатнейшую землю, в землю такую же, какой она была когда-то и опять стала теперь та полоса по морю на север от нее, про которую говорилось в старину, что она «кипит молоком и мёдом. »Какой она была когда-то и опять стала теперь» Воистину речь идёт о потерянном и возвращённом рае. Возвращённом самим человеком и его трудом. О том, что Чернышевский здесь использует библейскую образность, говорит и цитата из Библии. Сон в романе Чернышевского реалистичен, выстроен по логическим законам и заканчивается призывом. «Будущее светло и прекрасно. Любите его, работайте для него, приближайте его», - восклицает Чернышевский.

Сны Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Другой характер имеют сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться.

«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». В этих снах - мечтательность, поэтичность Катерины.

Рассказав Варваре о снах своей юности, она жалуется: «Думать стану - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие.

Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Сон ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за кого».

Значение снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Выше мы говорили о снах-утопиях, а теперь обратимся к антиутопии, сну-предупреждению, ибо всякая антиутопия - предупреждение. Речь пойдет о снах-видениях больного Раскольникова

Теперь, в конце XX века, когда человечество прошло через неслыханные испытания и теории избранности одних людей перед другими, одних народов перед другими, прошло через практическое применение идей фашизма, сон-бред Раскольникова воспринимается шире, чем в то время, когда роман был написан. Этот сон - отражение физического и нравственного состояния героя. Он психологически оправдан и, с нашей точки зрения, реален, то есть такой сон мог присниться.

Особое место занимает психологически точный, гениально описанный сон Раскольникова о смеющейся старухе. «. На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: „боится!" - подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась,- так и заливалась тихим, неслышным смехом. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась от хохота». Как и во сне о лошади, здесь много народа (в соседней комнате, на лестничной площадке).

Это сон человека, который удостоверился, что он не старуху убил, а себя убил. В этом смысл сна. Сон удивительный по своей психологической точности и художественной силе. Ведь каждый человек, наверное, испытал во сне бессилие: хочет убежать - не удается, ударяет - попадает в пустоту. Но это еще не все. Когда Раскольников проснулся, он ощутил присутствие в комнате человека. «”Сон это продолжается или нет”,- думал он и чуть-чуть неприметно опять приподнял ресницы». Часть IV, глава I начинается со слов: «Неужели это продолжение сна? - подумалось еще раз Раскольникову. Осторожно и недоверчиво всматривался он в неожиданного гостя». Гостем был Свидригайлов, кошмарное порождение зла. Такое действительно может присниться лишь в страшном сне.

«В 1860-е годы в России наряду с вопросами криминалистики заметно оживился интерес к новейшим исследованиям в области психиатрии. В романе имеются строки, свидетельствующие о знакомстве Достоевского с новейшими исследованиями в области психиатрии. » (примечания Г. Ф. Когана к роману «Преступление и наказание»). К Свидригайлову является Марфа Петровна (привидение наяву). Раскольников несколько раз говорит о нем: «сумасшедший», «помешанный». Вот как представляется Свидригайлову вечность: «. как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по углам пауки, вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится». Мало того, Свидригайлов заявляет, что если бы это зависело от него, то он бы «так непременно сделал». Сны, видения Свидригайлова раскрывают его сущность, его «личину» (как назвал свою иллюстрацию к роману художник Эрнст Неизвестный). Страшная личина, но. «широк человек», считает Достоевский. Даже Свидригайлов не вынес собственной скверны и мерзости и покончил с собой. Накануне он останавливается в мерзкой гостинице, в мерзком номере. Когда он впадал в полудремоту, его сны представляли как бы сменяющуюся серию картин: летний пейзаж, цветы, прелестный коттедж, в зале - гроб, а в гробу. «Свидригайлов знал эту девочку. Эта девочка была самоубийца-утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание. и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь. » Что это? Сон-возмездие? Но это еще только первая картина, потому что сон Свидригайлова «многосерийный». Интересно с точки зрения реальности сна то, что Свидригайлову снится, будто он проснулся и совершает действие в реальности: он "очнулся, встал с постели и шагнул к окну" и т. д. "Проснувшийся" Свидригайлов «в темном углу, между старым шкафом и дверью. увидел девочку лет пяти, не более, в измокшем, как помойная тряпка, платьишке, дрожавшую и плакавшую». Идет надрывное описание бедственного состояния ребенка. Что-то дрогнуло в душе Свидригайлова («широк человек»), и он у себя в номере уложил на кровать, укутал девочку. Но: «Вот еще вздумал связаться! - решил он вдруг с тяжелым и злобным ощущением. - Какой вздор!» Вспомним, как Раскольников, совершив какой-нибудь добрый поступок, тут же со злобой себя ругает за него. Недаром Свидригайлов - «зеркало» Раскольникова, его двойник, или, как говорит Свидригайлов, они «одного поля ягода». Только он собрался уйти и бросить ребенка, как увидел, что девочка ожила, что из-под ресниц «выглядывает лукавый, острый, какой-то не детски подмигивающий глазок. что-то нахальное, вызывающее светится в этом совсем не детском лице. Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза: они обводят его огненным и бесстыдным взглядом, они зовут его, смеются». Даже Свидригайлов находится в «настоящем ужасе». «„Как! пятилетняя!. А, проклятая!" - вскричал в ужасе Свидригайлов, занося над ней руку. Но в ту же минуту проснулся».

Его пробуждение столь же омерзительно, что и самый сон; он смотрит на не тронутую с вечера порцию телятины, которую облепили мухи, и долго старается поймать одну муху, «наконец, поймав себя на этом интересном занятии, очнулся. ». После этого он осуществляет давно задуманную цель - уехать «в Америку», что условно означает для него удалиться в иной свет. Свидригайлов застрелился.

В то же утро Раскольников выполняет волю Сони: идет в участок, чтобы признаться в убийстве, предварительно он по ее же завету стал на колени на площади, наклонился до земли и поцеловал эту землю. Но люди над ним издеваются, считают пьяным, покаяния не получилось. И все же он идет в участок. Однако Раскольников отказался от задуманного признания в убийстве. Известие о самоубийстве Свидригайлова привело его в шок. «Он вышел, он качался. Голова его кружилась». Увидев Соню, в лице которой было что-то отчаянное, он вернулся и заявил о том, что он убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Сломило Раскольникова известие о смерти Свидригайлова: если даже такие не выдерживают груза преступлений!. Наказание - в самом Свидригайлове, как и в самом Раскольникове, который несет в себе это наказание еще до совершения преступления.

А теперь обратимся к первому сну Раскольникова, который снится ему после окончательного решения убить старуху, то есть до совершения преступления. Он испытывал такое страшное напряжение, что не смог дойти до дома и, «дойдя уже до Петровского острова, остановился в полном изнеможении, сошел с дороги, вошел в кусты, пал на траву и тут же заснул. В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостью, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью».

Во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: "Не убий!"

Причина сна - тяжелое нравственное состояние человека, принявшего бесчеловечное решение убить старуху-процентщицу, подспудно действующий закон «чаши весов», чаши добра и зла.

Во сне Раскольников видит себя ребенком, что особенно важно для писателя, как важна для него «детская» тема, «слезинка ребенка», невыносимость и недопустимость детского страдания; восприятие жизни глазами чистого ребенка

«С криком пробивается он сквозь толпу к Савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы. Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».

Раскольников после пробуждения. На чаше весов добра и зла перевесило добро: «Боже! - воскликнул он,- да неужель ж, неужель же я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп. буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью. с топором. Господи, неужели? - Он дрожал как лист, говоря это. - Да что ж это я!. ведь я вчера же, сходя с лестницы, я сам сказал, что это подло, низко, низко. ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило. » Но чаша весов дрогнула, и теперь уже окончательно перевесило зло - из случайно услышанного разговора на улице о том, что в семь вечера Лизавета уйдет из дома, а старуха останется дома одна. Раскольников делает мгновенный выбор. Дело, конечно, не в случае, дело в том, что и добро и зло были в самом Раскольникове?

Но Раскольников находит для старухи-процентщицы другое слово – "вошь", из вшей самая наибесполезнейшая. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове старушонку, а она хохочет да хохочет. Родион и до сна готов ее другой раз убить бы, если б очнулся.

Почему он так много думает о ней? Настоящий герой его теории ("пророк", Наполеон) не думает ни о каких старушонках. Он поставил бы поперек улицы батарею и "дул бы в правого и виноватого", не испытывая угрызений совести. А раз Родиону снится старуха-процентщица, значит у него угрызения совести: значит, "слабак", "тварь дрожащая". Вот этого и не может простить Родион старушонке. Если эти сны отражали борьбу, происходящую в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, полемизирующего с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Раскольникову в виде трихин, микроскопических существ, наделенных умом и волей. Гнездились они в мозгах людей.

Самым страшным для Достоевского было то, что зараженные этими трихинами считали себя самыми умными и непоколебимыми в своей правоте. Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные трихинами люди не знали, что есть добро, что есть зло и убивали друг-друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины.

Этот сон Раскольникова открывает перед нами заветную мечту о том, что спасает мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества.

Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов? Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Разгадка в том, что "Преступление и наказание"- предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

Различные функции снов, оригинальные находки мы у писателей разных поколений XX века.

Хочется только обратить внимание на последнюю, XX главу романа М. Булгакова «Белая гвардия».

«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней». Сразу обращает на себя внимание сказовая интонация этих первых строк. «За окнами расцветала всё победоноснее студеная ночь и беззвучно плыла над землей. Играли звезды, сжимаясь и расширяясь, и особенно высоко в небе была звезда красная и пятиконечная - Марс.

В теплых комнатах поселились сны.

Турбин спал в своей спаленке, и сон висел над ним, как размытая картина. Плыл, качаясь, вестибюль, и император Александр I жег в печурке списки дивизиона. Юлия прошла, и поманила, и засмеялась, проскакивали тени, кричали: „Тримай! Тримай!"

Беззвучно стреляли, и пытался бежать от них Турбин, но ноги прилипали к тротуару на Мало-Провальной, и погибал во сне Турбин».

Опять перед нами вопрос: возможен ли такой сон? Безусловно! Турбину снится вестибюль гимназии, где теперь штаб белых. Там действительно был портрет

Александра I, который «посылал улыбку за улыбкой, исполненные коварного шарма», «острием палаша указывал на Бородинские полки». Только во сне он сидит у печурки (Александр I!!) и сжигает списки дивизионов. Этот сон - результат сложных реальных переживаний, в которых, конечно, участвовал другой император, отрекшийся от престола. Юлия - таинственная женщина, спасшая Алексея. Сон страшный, «военный», с угрозой смерти, все - отражение дневной жизни. как часто бывает во сне, ноги прилипали к тротуару. Надо бежать, а человек не может, надо спрятаться, а человек не может. Раскольников бьет старуху, а она смеется.

Сны в этой главе продолжаются. Характерно, что это сны «проходных» героев, не играющих никакой роли в сюжете. На станции Дарница стоял бронепоезд. Скоро красные возьмут Город. Около бронепоезда в остроконечном куколе-башлыке часовой. Он окоченел и постоянно ходит, за ним ходит его тень. «Тень, то, вырастая, то, уродливо горбатясь, но неизменно остроголовая, рыла снег своим черным штыком. Голубоватые лучи фонаря висели в тылу человека. Две голубоватые луны, не грея и дразня, горели на платформе». Человек никак не может согреться. Глаза у него были голубые, «страдальческие, сонные, томные». Он мечтает о тепле, но кругом - холодный свет фонарей, а взор, устремленный в небо, видит холодные звезды. «Удобнее всего ему было смотреть на звезду Марс, сияющую в небе впереди над Слободкой. Она сжималась и расширялась, явно жила и была пятиконечной». Человек погружался в полудрему. Из сна не уходила черная стена бронепоезда. «Вырастал во сне небосвод невиданный. Весь красный, сверкающий и весь одетый Марсами в их живом сверкании. Душа человека мгновенно наполнялась счастьем. Выходил неизвестный, непонятный всадник в кольчуге и братски наплывал на человека. Кажется, совсем собирался провалиться во сне черный бронепоезд, и вместо него вырастала в снегах зарытая деревня - Малые Чугры. Он, человек, у околицы Чугров. » Постовой просыпается. «Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия. Играла Венера красноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная».

Еще раз обращаем ваше внимание на стиль, на ритмику этого отрывка. Он трагически-поэтичен, близок к сказовой, стихотворной речи.

Каков смысл этого сна? Он многозначен, символичен. Человек из Чугров, видимо, крестьянский паренек, вырванный из мирной жизни, ставший шлемоносцем, человеком войны. Он пропадает, окаменевает, но он полон веры, и как человек, охваченный верой, он смотрит в небо, а там и на земле блещут краски, прекрасные, но холодные. В небе звезда Марс. Марс - бог войны, и звезда красная. Какой же она может видеться красному бойцу? Конечно, пятиконечной. Пятиконечная звезда поблескивает у него на груди. Страшен год девятнадцатый, горит в небе красная звезда Марс.

Последний эпизод романа. «И, наконец, Петька Щеглов во флигеле видел сон». Петька, как и боец Жилин, никакого отношения к сюжету романа не имеет, но, значит, он для чего-то нужен Булгакову? «Петька был маленький, поэтому он не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном. И сон привиделся ему простой и радостный, как солнечный шар. Будто бы шел Петька по земному большому лугу, а на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки. Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле, стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы и свободны. Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки. От удовольствия он расхохотался в ночи».

Шар с растекающимися и сливающимися каплями - символ единения, гармонии.

Дочитаем же роман Булгакова до конца. Его концовка дает надежду, как и сон ребенка. «Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла - слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч». И последний абзац: «Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Заключение

Сон литературного героя – это часть его жизни, история его души. Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

Исследуя славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, Н. И. Толстой установил пять основных положений, в которых могут быть выражены народные представления о сне. Одно из них: «Сон – это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым». Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования, пророчества, отсюда вера в вещий смысл сна.

На вопрос Помогите, пожалуйста!! ! В каких произведениях русской и зарубежной литературы есть сновидения? заданный автором Ђатьяна Михайлова лучший ответ это СОН в раскрытии образа героя использовали многие писатели.
И это не удивительно, ведь сновидения играют особую роль в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их.
Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И. А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания”Ф. М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.
Сны Раскольникова очень важны для раскрытия образа героя... .
Знаменитые сны Верочки из романа "Что делать". Утопичны и слащавы... .
Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.
«Сон Обломова» - это особая глава романа Гончарова. Глава повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во СНЕ показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении.
Сон Спящей красавицы.. . Сон Спящей царевны... .
Бредовый сон мальчика в повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий берегом моря"... Обезвоженный, голодный, напуганный. и сон его спутан.
Сны героев Достоевского многочисленны. И порой их можно спутать с бредом, галлюцинацией.. . Такие сны-яви у Ивана Карамазова... .
Интересны сны Версилова-Долгорукова в романе "Подросток".. Чистый юноша, и сны у него ясные и чистые.. .
Во сне часто проявляются все скрытые желания и мечты героев.. .
Герман увидел старуху во сне.. . И это было для него очень важным событием... .
Кириллов в романе "Бесы" говорил, что никогда не спит. Но я уверена, что и ему приходилось видеть сны, практически наяву.... Эта грань между сном и явью в его жизни была важным моментом.
Сны видят думающие герои, сомневающиеся, рефлексирующие.. .
Очень интересно сон рассматривает Даниил Андреев. Он объясняет сновидения многих героев тем, что автор намеренно переносит этих героев из одного слоя мира в другой.. .
Этим объясняется такое странное ощущение от стихотворений Блока, например. Видения - сны наяву... .
Вещий сон также зачастую играет значительную роль в развитии действия литературного произведения. Таков вещий сон Анны Карениной у Льва Толстого.
По тому же плану построен «Сон» у Тургенева.
В «Тысяче и одной ночи» , где сон купца Абу-Гассана, в начале и конце рассказа, служит рамкой для развития основного сюжета приключений «Калифа на час» .
В рассказе Владимира Короленко «Сон Макара» весь основной сюжет является содержанием сновидения героя.
Гоголь в повести «Майская ночь или утопленница» запутанный, фантастический сюжет предлагает вниманию читателя без пояснения о том, что он составляет содержание сна, и только в самом конце автором добавляется, что все это было во сне.
В другой повести Гоголя, (позднейшей редакции) «Портрет» , где автор прибегает к описанию сна, как средству ввести совершенно фантастический элемент, но объяснение читателю дает только после окончания сна.
Изображение сна помогает художнику удачно ввести и благополучно разрешить запутаннейшую коллизию, как это мы видим у Шекспира в «Макбете» (сон Дункана и слуг) и особенно в «Цимбелине» (сон Имогены) , где вся завязка действия была бы немыслимой без этого литературного приема.
"Сон о белых горах" Виктора Астафьева. Сон - и сюжетообразующий прием, и художественный, и психологический.
Мотив сна может быть использован для создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения. Примером подобного литературного приема служит «Песнь торжествующей любви» Тургенева.