Творческая группа «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» (руководитель группы:). Факторы риска нарушения психологического здоровья


По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Всемирной организацией здравоохранения описаны 24 фактора, оказывающие реальное воздействие на наше самочувствие, основные из которых объединены в 4 группы: образ жизни человека, окружающая среда (экология); наследственность (генетические); система здравоохранения.

Образ жизни человека. Доля этих факторов составляют 50%. К ним относятся: питание, физическая активность, стрессоустойчивость, наличие вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

Питание. С первых и до своих последних дней человека жизнь связана с питанием. Оно поддерживает нашу жизнь, заряжает нас энергией, питает мозг, обеспечивает рост и обновление отживших клеток. Но человек часто не соблюдает основные принципы рационального питания: сбалансированность, умеренность, разнообразие и режим питания.

Сбалансированность питания- это баланс энергии, то есть, сколько человек съел, столько он должен и истратить в процессе своей жизнедеятельности или физической нагрузки. В правильном и здоровом питании должны содержаться все полезные вещества для организма. Ежедневно в организм должно поступать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, воды и растительных волокон. Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.

Умеренность питания. С избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

Режим питания - 3-х или 4-х разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин). Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.

Физическая активность- биологически обусловленная необходимость, пренебрежение к которой приводит не только к дряблости и обвисанию кожи, потере привлекательной фигуры, но и к развитию болезней: сердечно-сосудистой и дыхательной систем; страдают опорно-двигательный аппарат, желудочно-кишечная система; увеличивается свертываемость крови; нарушается обмен веществ, из организма начинают активно выводиться необходимые вещества - фосфор, кальций, железо, азот, сера и другие. Гиподинамия — является фактором риска развития различных заболеваний суставов, связок, позвоночника и др.

Движения - пища для мышц человеческого тела. Без этого «питания» мускулы быстро атрофируются. Вред гиподинамии для здоровья заключается и в том, что мышечная масса уменьшается, а жировая прослойка, наоборот, увеличивается. Это приводит к ожирению, но оно опасно не только само по себе. Афоризм «Движение — это жизнь» должно прочно войти в ваше сознание.

Наличие вредных привычек. Многие недооценивают вред курения и алкоголя на свой организм, а между тем алкоголь и курение в настоящее время являются неотъемлемой частью жизни многих людей.

Для кого-то это образ жизни, кто-то прибегает к этому для снятия напряжения, а некоторые курят и пьют только по праздникам. Каким бы поводом для вас ни служили данные виды привычек, необходимо помнить о том, что они являются губительными для вашего организма. Кроме того, ваши вредные привычки оказывают прямое и косвенное влияние на окружающих вас людей, особенно родных и близких.

Стрессоустойчивость. Стрессы, депрессии получили широкое распространение в современном мире: перемены, связанные со сменой места учебы или работы, психоэмоциональное перенапряжение, обусловленное большим объемом работы, снижение физической деятельности, нарушение режима труда и отдыха, которые оказыва¬ют различное воздействие на организм в зависимости от степени переутомле¬ния и нагрузок.

Состояние окружающей среды (экология) составляют 20% от всех факторов риска. Развитие многих заболеваний зависит от погодных условий, географического положения, экологической обстановки. Например, низкая влажность воздуха провоцирует пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей, следствием которого являются ослабление местного иммунитета и повышение частоты ОРВИ; высокая влажность - респираторные забо¬левания, хронический насморк, бронхит и др. Особенную опасность представляет загрязнённость атмосферного воздуха и питьевой воды.

Наследственность (генетика) занимают 20% от всех факторов риска. К ним относятся генетические особенности организма человека. Все мы имеем свою генетическую программу, в которую заложена предрасположенность к тем или иным заболеваниям. От собственных генов избавиться, естественно, не удастся, а вот принять меры предосторожности можно. Поэтому, прежде всего, необходимо оградить себя от тех вредных влияний, которые могут только усугубить наследственную предрасположенность и вызвать развитие подаренных предками заболеваний.

Система здравоохранения. На первый взгляд доля ответственности здравоохранения за обеспечение здоровья (10%) кажется неожиданно низкой. А ведь именно с ним большинство людей связывает свои надежды на здоровье. Такой подход обусловлен прежде всего тем, что о здоровье человек чаще всего вспоминает тогда, когда уже болен. Выздоровление же, естественно, он связывает именно с медициной. Однако при этом человек не задумывается над тем, что врач занимается не охраной здоровья, а лечением болезни.

Существующие в настоящее время принципы лечения, как правило, основаны на грубом вмешательстве в нормальное течение физиологических процессов, и не используют собственных адаптационных возможностей организма. Это объясняет низкую эффективность такого лечения и низкую степень зависимости здоровья современного человека от медицинского обеспечения. В связи с этим слова Гиппократа «медицина часто успокаивает, иногда - облегчает, редко - лечит», к сожалению, во многих случаях актуальны и поныне.

Любой из факторов риска вреден сам по себе, но особенно вредно их сочетание. Если же присутствуют одновременно несколько, то расплата в виде тех или иных заболеваний последует быстро и неотвратимо. Поэтому, зная о том, какие существуют факторы риска для здоровья и стараясь свести их до минимума, каждый из нас может собственными руками продлить себе жизнь и оградить от появления множества неприятных заболеваний.

Здоровье - великое счастье, а потому его надо беречь, постоянно заботиться о себе и стараться избегать всех тех факторов, которые могут нанести непоправи-мый ущерб человеческому организму.

Восстановление психологического здоровья или коррекция нарушений в этой сфере возможны лишь в том случае, если сформировано четкое представление о его начальном состоянии. Проблема

нормы - одна из сложнейших в психологии и смежных с нею науках - психиатрии, медицине; она далека от однозначного решения, поскольку определяется множеством социальных и культурных факторов. Показательна в этом отношении динамика развития понятия нормального детства .

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с социальным статусом ребенка, т. е. с кругом его прав и обязанностей, с набором доступных для него видов и форм деятельности и т.д. Социальный статус ребенка менялся на протяжении веков. Р. Зидер отмечает, что детство крестьян (и сельских низов) в XVIII-XIX вв. было прямой противоположностью детству в современных индустриальных обществах 1 , а по мнению Ф.Арьеса, вплоть до XIII в. никто, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность 2 . Есть мнение, что подобное равнодушное отношение к ребенку, безразличие к детству в целом сложилось вследствие высокой рождаемости и большой детской смертности. Мы же полагаем, что оно зависит также от культурно-духовного уровня развития общества.

В наше время социальный статус детства изменился, увеличилась продолжительность детского возраста, возросли требования к личности ребенка, его умениям, знаниям и навыкам. Эта тенденция особенно характерна для последних десятилетий XX в. Значительно изменилась школьная учебная программа, многое из того, что раньше дети изучали в V-VI классах, сейчас знают уже в начальной школе. Как уже отмечалось, многие родители стремятся начать обучение детей с трехлетнего возраста. Появились пособия с развивающими программами для младенцев. Таким образом, можно сделать вывод, что одной из тенденций развития нормы в детстве является, как это ни парадоксально, ее сужение, т. е. появление личностных и познавательных "рамок", нормативов, которым ребенок обязан соответствовать, причем это соответствие контролируется окружающими взрослыми: педагогами, психологами, родителями через различные формы тестирования, собеседований и т.п.

Одновременно с этим современная европейская педагогика придает большое значение детской индивидуальности. Процесс воспитания, в котором ребенок выступает как объект соответствующих воздействий, уходит на задний план, уступая место субъект-субъектным отношениям: ребенок становится активным, действующим началом, способным изменять себя и свое окружение. Все чаще звучат слова о ценности индивидуальных характеристик ребенка, необходимости развития его собственного неповторимого

потенциала. Появился даже термин "личностно ориентированное обучение", т. е. опирающееся на индивидуальные особенности ребенка.

На понимание нормы развития в детстве оказывает влияние и характерное для современного европейского общества изменение полоролевого стереотипа. Мужчина уже не играет главенствующую роль в семье. Резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи, более высокое положение в социальной структуре общества стала занимать женщина. Возрос спрос на женскую рабочую силу, а следовательно, и изменились представления о "естественном" разделении мужских и женских обязанностей в семье, что в свою очередь повлияло и на процесс воспитания разнополых детей. Традиционные нормы воспитания мальчика и девочки постепенно уступают место современным, более гибким. Можно заключить, что на развитие ребенка влияет противоречие между ослаблением требований к нему, с одной стороны, и ужесточением - с другой, или, иначе говоря, одновременное расширение и сужение границ дозволенного.

Норма психического и психологического здоровья . Норме психического здоровья должно соответствовать отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма - это наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь, содействовать развитию общества. Норма , таким образом, - это некий образ , который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения . Следует отметить, что в случае нарушения психического здоровья говорят о болезни. Альтернатива норме психологического здоровья - отнюдь не болезнь, а невозможность развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Вспомним, что развитие - процесс необходимый, он заключается в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Это изменение проходит все уровни развития психики и сознания и заключается в качественно иной способности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности.

С позиций психологии развития понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает прежде всего гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Подчеркнем, что соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды - это не простое равновесие. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимо ему самому приспосабливаться к условиям среды. Вступление человека во взрослую жизнь определяется началом преобладания процессов приспособления к

среде, освобождением от инфантильного "Мир должен соответствовать моим желаниям". Человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и изменением внешней ситуации. Основываясь на понимании нормы как динамической адаптации, можно заключить, что нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутрилтно-стного конфликта .

Внутриличностный конфликт . Он характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологического стресса. Для разрешения конфликтов существует огромное количество способов. На выбор того или иного способа оказывает влияние пол человека, его возраст, личностные особенности, уровень развития, преобладающие принципы семейной психологии. По типу разрешенности и характеру последствий конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивный конфликт является одним из механизмов развития личности ребенка, интериоризации и сознательного принятия им моральных ценностей, приобретения новых адаптивных умений, адекватной самооценки, самореализации и источником положительных переживаний. В частности, М. Клейн отмечает, что "конфликт и потребность в его преодолении - это фундаментальные элементы творчества" 1 . Поэтому, как уже говорилось, столь популярные сегодня идеи о необходимости абсолютного эмоционального комфорта полностью противоречат закономерностям нормального развития ребенка.

Деструктивный конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невротических реакций; угрожает эффективной деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности в себе и нестабильности поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности. Деструктивный конфликт неразрывно связан с "невротической тревогой", причем эта взаимосвязь двусторонняя. "При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь тревога порождает чувства беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт" 2 . Таким образом, сильное стойкое повышение уровня тревоги - тревожность ребенка свидетельствует о наличии деструктивного внутреннего конфликта , т . е . является показателем нарушения психологического здоровья .

Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно, нередко она обнаруживается только при глубоком изучении личности ребенка. Позже мы обсудим возможные варианты проявления тревоги в поведении детей.

Вернемся к деструктивному внутреннему конфликту и причинам его появления. Ряд авторов считают, что возникновение и содержание внутреннего конфликта ребенка определяют те трудности, которые возникают в периоды стадий созревания своего Я. Содержание этих стадий понимается в русле теории Э. Эриксона 1 . Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, то это приводит к возникновению страха внешней агрессии. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность "Я сам" может стать причиной страха независимости и соответственно стремления к зависимости от мнения, оценок окружающих. Отсутствие инициативности, истоки которой берут начало в дошкольном возрасте, обусловит появление страха новых ситуаций и самостоятельных действий. Однако другие теоретические и практические исследования утверждают, что то или иное нарушение развития может быть скомпенсировано при адекватном воздействии и помощи со стороны взрослых. В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды, т. е. содержание конфликта, вызываемого внешними факторами, совпадает с содержанием уже имеющегося конфликта. Тем самым внешние факторы усиливают внутренние трудности ребенка, и впоследствии они закрепляются. Таким образом, именно резонанс определяет возникновение и характер внутреннего конфликта ребенка.

Внешние факторы риска возникновения резонанса . Мы полагаем, что для старших дошкольников и младших школьников определяющими являются факторы семейной ситуации, поскольку влияние школы и тем более детского сада опосредуется семейной ситуацией. К примеру, даже абсолютно неуспешный в школе ребенок при поддержке семьи и создании ею ситуаций успеха в других областях может не испытывать внутреннего конфликта, связанного со школьной неуспешностью. Хотя в младшем школьном возрасте существенным фактором может стать учитель, вернее, его собственные психологические проблемы.

Семейные факторы риска можно условно разделить на три группы:

1) нарушения психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность;

3) нарушения механизмов функционирования семьи, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей.

Подчеркнем, что неблагоприятное влияние на психологическое здоровье ребенка оказывает не сама актуальная или прошлая семейная ситуация, а восприятие ее ребенком, отношение к ней. Ряд авторов описывают так называемых неуязвимых или жизнестойких детей, которые выросли в трудных условиях, однако сумели состояться в жизни. Почему же объективно неблагоприятная ситуация не оказала на них негативного влияния? Р. Мэй провел глубокое изучение личностных особенностей молодых незамужних беременных женщин. Все они выросли в ситуации материнского и отцовского отвержения, некоторые из них подвергались сексуальному и физическому насилию. Одна группа женщин продемонстрировала очень высокий уровень тревоги, другая - низкий, адекватный ситуации. Как пишет Р. Мэй, вторая группа отличалась от первой тем, что молодые женщины принимали свое прошлое как объективный факт, а родителей такими, какие они есть. Можно сказать, что у них отсутствовал разрыв между субъективными ожиданиями и объективной реальностью. Таким образом, вторая группа женщин отличалась от первой не прошлым опытом, а отношением к нему 1 .

Мы полагаем, что выводы Р. Мэя можно распространить на детей. Неблагоприятная семейная ситуация будет негативно влиять на ребенка только в том случае, если она субъективно воспринимается им как неблагоприятная, если она служит источником страдания, чувства ревности или зависти к окружающим. К сожалению, влияние зависти на развитие ребенка недостаточно исследовано, однако нужно иметь в виду, что роль ее очень велика.

Вернемся к явлению резонанса между содержанием внутреннего конфликта, появившегося на той или иной стадии развития, и содержанием конфликта, вызываемого актуальной семейной ситуацией.

Если внутренний конфликт является следствием формирования недоверия к окружающему миру, то резонанс - усиление и закрепление внутреннего конфликта - возникает на фоне высокого уровня тревоги у самих родителей. Внешне это может проявляться как повышенное беспокойство родителей по поводу ребенка (здоровья, учебы и т.п.) или как тревога в связи со своей профессиональной деятельностью, взаимоотношениями друг с другом, ситуацией в стране. У детей в этом случае появляется выраженное чувство незащищенности, ощущение небезопасности окружающего мира. Усиливают его педагоги, обладающие этим же чувством. Но они, как правило, прячут его под маской авторитарности, иногда доходящей до открытой агрессии.

Если внутренний конфликт сформировался в раннем возрасте, т. е. у ребенка не сложилась автономная позиция, то к резонансу приведет гиперопека и сверхконтроль родителей. Под автономной

позицией понимается формирование потребности и умений чувствовать , думать , действовать самостоятельно . Ребенок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чувства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения и в то же время, будучи зависимым от окружения, избегать проявления самостоятельных действий. Усиливают его, как и в предыдущем случае, педагоги, сами имеющие тот же внутренний конфликт. Понятно, что внешне они научились его не проявлять, хотя их стремление быть первыми, лучшими, а также супераккуратность, повышенная ответственность и чувство времени могут свидетельствовать о наличии проблем, берущих начало в раннем детстве.

В дошкольном возрасте ребенок проходит через нормативный "эдипов конфликт", важный для личностного развития. Мальчики направляют свою любовь и нежность в основном на мать, девочки - на отца, соответственно однополый родитель становится как бы соперником. При благоприятных обстоятельствах "эдипов конфликт" завершается идентификацией с эдиповым соперником, обретением спокойствия и формированием Сверх-Я. Можно утверждать, что для ребенка-дошкольника особую важность имеют семейные взаимоотношения, через них удовлетворяются важнейшие базовые потребности в безопасности и любви. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований представлений старших дошкольников об идеальной семье, которую им предлагалось изобразить в виде животных. Оказалось, что идеальный отец изображается в образах доброго льва, медведя, т. е. животного, олицетворяющего силу, а идеальная мать - в образе кошки, животного, приносящего тепло и ласку. Однако конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии, к нарушению "эдипова развития". Так, в случае развода родителей или конфликтов между ними он заменяется на конфликт лояльности.

Как указывает Г. Фигдор, конфликт лояльности заключается в том, что ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: маминой или папиной. И если он проявляет любовь к одному из родителей, под угрозой оказываются его отношения с другим. Вследствие конфликта лояльности могут развиться те или иные невротические симптомы: страхи или фобии, сильно выраженная общая готовность к реагированию, излишняя покорность, недостаточность фантазирования и т. п. Ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоциональных трудностей ребенка. Более того, нередко нарушения в развитии ребенка в той или иной степени используются родителями в ссорах. А его душевные страдания вменяются в вину друг другу. Возможен другой вариант, когда родители частично переносят на ребенка свои негативные чувства к партнеру, что усугубляет противоречия в их отношениях,

дополняет их существенным агрессивным компонентом. Необходимо отметить, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагоприятные последствия, а только тогда, когда родители бессознательно или осознанно привлекают детей в качестве союзников в борьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приводит рождение в семье второго ребенка, особенно если до этого старший был кумиром семьи. Таким образом, в этой ситуации у ребенка преобладает чувство одиночества, усиливает его внутренне одинокий педагог.

Однако один и тот же внутренний конфликт по-разному проявляется внешне в зависимости от стиля поведения ребенка в конфликте.

А. А. Бодалев и В. В. Столин выделяют два основных деструктивных стиля поведения в конфликте: ассимилятивный и аккомодативный. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность проявляется в его ригидности, в результате чего ребенок пытается полностью соответствовать желаниям окружающих. Ребенок, которому свойствен аккомодативный стиль , наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. От чего зависит выбор ребенком активных или пассивных средств разрешения внутреннего конфликта? По мнению Л. Крейслера, "пара "активность-пассивность" появляется на сцене уже в первый период жизни", т. е. уже младенцев можно различить по преобладанию активного или пассивного поведения. Более того, в младенчестве дети с линией активности или пассивности проявляют различные психосоматические симптомы (например, склонность пассивных детей к тучности). Можно предположить, что активность или пассивность ребенка во многом определяют особенности его темперамента, закрепленные, естественно, условиями развития.

Конечно, ребенок может в разных ситуациях использовать и тот, и другой стиль, например в школе и дома. Поэтому можно говорить лишь о преобладающем стиле поведения для конкретного ребенка. Нарушения психологического здоровья могут быть вызваны разными причинами.

Истоки нарушений в младенчестве . Так, вследствие резонанса проблем развития младенца и актуальной тревожности его родителей у пассивного ребенка закрепляется чувство небезопасности, страха перед окружающим миром, но если ребенок активен, он отчетливо проявит защитную агрессивность . Отметим, что агрессивность может иметь разный характер. Агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение, черта личности. Агрессивное поведение или

состояние присуще всем людям, оно является необходимым условием жизнедеятельности. Если говорить о детях, то в некоторые возрастные периоды - раннем и подростковом - агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности ребенка. Полное отсутствие агрессивности в этом возрасте может быть следствием тех или иных нарушений развития, в частности вытеснения агрессивности или формирования таких реактивных образований, как, например, подчеркнутая миролюбивость. Агрессивность , необходимую для обеспечения развития ребенка , принято называть нормативной .

Ненормативная агрессивность как черта личности, т.е склонность ребенка к частому проявлению агрессивного поведения, формируется под влиянием разных причин. В зависимости от причин различаются формы ее проявления.

Защитная агрессивность возникает в результате нарушения развития в младенческом возрасте, которое закрепляется актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. У таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, хотя они, как правило, его отрицают.

Итак, дети с выраженной линией активности, т. е. преобладанием ассимиляции, проявляют агрессивное поведение как защитный механизм от чувства небезопасности в окружающем мире. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи . Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р. Мэй. Он полагает, что иррациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой не страх как таковой, а скорее объективацию скрытой тревоги. Действительно, часто можно наблюдать, что ребенок боится не тех животных, которые его окружают, а льва, тигра, которых видел только в зоопарке да и то за решеткой. Более того, становится понятным, почему снятие страха одного объекта, например волка, может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги. Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие повышенного уровня тревоги и страхов самих родителей. Р. Мэй приводит данные, свидетельствующие о закреплении детских страхов родительскими 1 . Но более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль

"эмоционального костыля матери", т.е. помогает ей компенсировать те или иные собственные внутренние конфликты. Поэтому симбиотические отношения, как правило, устойчивы и могут сохраняться не только у детей, но и в более поздних возрастах: подростковом, юношеском и даже у взрослых.

Истоки нарушений психологического здоровья в раннем возрасте . Если у ребенка нет возможности или способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте развития у него проявляется деструктивная агрессивность , в пассивном - социальные страхи , т. е. боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. Для обоих вариантов характерно проявление гнева, который также зарождается в раннем возрасте. Ввиду особой важности рассмотрим эту проблему подробнее.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия для ребенка - не просто нормальная, но и особо важная форма активности, предпосылка его последующей успешной социализации. Агрессивные действия ребенка - это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том, что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребенок столкнется с неодобрением проявлений своего гнева, отвержением и тем, что он считает потерей любви, он будет делать все, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер, остается внутри ребенка как камень преткновения, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его "Я" может стать настолько слабым и диффузным, что он будет нуждаться в постоянном подтверждении собственного существования. Однако дети с активным стилем поведения все-таки находят способы проявления агрессии - косвенные, чтобы все-таки проявить свою силу и индивидуальность. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь - стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения; она проявляется в форме разрушения чего-либо, т. е. деструктивной агрессивности .

Подчеркнем еще раз, если у ребенка нет возможности самостоятельного выбора, он не имеет собственных суждений, оценок, то в пассивном варианте реагирования у него появляются различные формы социальных страхов: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. И это понятно. Дети, которым свойствен пассивный стиль поведения, в конфликте не могут проявлять чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают само наличие у себя этого чувства. Но с отрицанием чувства гнева они как бы

отрицают часть самих себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у них пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения, т. е. они перестают понимать, сами они решили так или по желанию окружающих. В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию. Понятно, что фокусируются детские трудности в социальных страхах: не соответствовать установленным нормам, требованиям значимых взрослых.

Истоки нарушений психологического здоровья в дошкольном возрасте . В этот период для ребенка особо значимы стабильные внутрисемейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви, к нарушению "эдипова развития". Дети с активным стилем реагирования в конфликте могут прибегнуть к различным способам получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в отличие от уже описанных нами вариантов, - не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Такую агрессивность можно назвать демонстративной .

Как отмечает Р.Дрейкурс, ребенок ведет себя так, что у взрослых (педагогов, психологов, родителей) создается впечатление, будто он хочет, чтобы абсолютно все внимание было сосредоточено на нем. Если же взрослые отвлекаются от него, за этим следуют различные бурные моменты (выкрикивания, вопросы, нарушения правил поведения, кривлянье и т.п.). Формула жизненного стиля таких детей: "Мне будет хорошо, только если меня будут замечать. Если меня замечают, значит, я существую". Иногда дети привлекают к себе внимание и без проявления агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально не одобряемые действия, как воровство и лживость 1 .

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. При внимательном наблюдении за ними можно заметить существенные изменения в их поведении, хотя родители обращаются за помощью к специалистам только в том случае, если у ребенка уже появляются те или иные невротические или психосоматические реакции или ухудшается успеваемость в школе. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения , т. е. страх выражения окружающим своих истинных чувств. Как уже говорилось, взрослые недооценивают негативное воздействие

данного страха на развитие ребенка. Возможно, это объясняется недооценкой значения самовыражения непосредственности в нашей культуре в целом. Поэтому некоторые терапевтические школы (А. Лоуэн, А. Маслоу) в работе со взрослыми оказывают им помощь в становлении спонтанности, непринужденности, свободы выражения своего "Я". Если самовыражение человека заблокировано или ограничено, у него может развиваться чувство собственной ничтожности, ослабляться его "Я". Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.

Истоки нарушений психологического здоровья у подростка . Проблемы подростка формируются в младшем школьном возрасте. И если он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стремится скомпенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники и в некоторых случаях даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в косвенной форме, т. е. в виде насмешек, издевательств, использовании ненормативной лексики. Особый интерес представляет унижение другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление подростка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Такой подросток демонстрирует компенсаторную агрессивность , которая позволяет ему в момент проявления агрессии почувствовать собственную силу и значимость, поддержать чувство собственного достоинства. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность. Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления , когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Рассмотрев основные варианты нарушения психологического здоровья детей, еще раз подчеркнем, что ребенок может иметь несколько нарушений, что затрудняет их различение.

Особое место среди нарушений психологического здоровья занимает травма потери родителей . Она не определяется резонансом нарушений развития в ранних возрастах и актуальной ситуацией, но достаточно важна. Поэтому рассмотрим ее отдельно. Прежде всего определим понятие травмы потери, отделив от нормального протекания горя как реакции на смерть родителя. Под травмой будем понимать невозможность или затрудненность адаптации ребенка к жизни с отсутствием родителя . Воспоминания об умершем вызывают у него тяжелые чувства, которые ребенок нередко скрывает не только от окружающих, но и от самого себя. Внешне это выглядит как недостаточно глубокое, не адекватное ситуации переживание горя. Можно сказать, что ребенок находится в глубоком депрессивном

состоянии, а внешнее спокойствие, иногда веселость являются своеобразной "маской", необходимой ему для удержания под контролем слишком тяжелые для переживания чувства. Как считают многие исследователи, основой этих чувств являются страх за себя, ощущение небезопасности. Это объясняется тем, что, с одной стороны, с уходом родителя из жизни перестает выполняться важнейшая родительская функция - защитная. С другой - при невозможности любить живого родителя ребенок нередко идентифицируется с ним, включает его в себя, с тем чтобы любить его в себе самом. Но тогда смерть родителя становится собственной символической смертью ребенка. У него возникает мощный страх собственной смерти, который, как уже говорилось, чаще всего он прячет от себя. Однако, как отмечают В. Д. Тополянский и М. В. Струковская, переживание страха требует максимального биологического напряжения, соответственно повышенного уровня энергетических процессов. Поэтому длительное его переживание приводит к истощению функциональных резервов, что проявляется в чувстве усталости и собственном бессилии, заметном снижении трудоспособности. У детей оно может привести к снижению внимания, иногда памяти и, следовательно, успешности учебной деятельности.

Понятно, что не всегда смерть родителей приводит к травматизации ребенка. Вероятность того, что ребенок не сможет пережить горе без образования посттравматических синдромов, определяется разумностью поведения близких, с одной стороны, и самой ситуацией потери родителя - с другой. Снижает риск травматизации наличие у ребенка возможности проявления своих чувств в словесной или символической форме, а также эмоциональное присутствие в его жизни значимого взрослого. Последнее ни в коем случае нельзя путать с гиперопекой, жалостью, поэтому осуществить именно присутствие бывает очень сложно. Присутствие - это скорее не какие-либо действия, а состояние, в котором один человек ощущает близость другого. Несколько повышается риск патологизации горя, если родственники лишают ребенка возможности его переживания, в частности не берут его на похороны, избегают разговоров об умершем в присутствии ребенка и т. п. Также увеличивается риск травматизации в ситуациях неожиданной утраты, в особенности при насильственной смерти. Но наиболее тяжело переживается горе, если ребенок был свидетелем несчастного случая.

1 См.: Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX в.). - М., 1999.

2 См.: Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург, 1999.

1 Клейн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных источников. - СПб., 1997. - С. 25.

2 Мэй Р. Смысл тревоги. - М., 2001. - С. 189.

1 См.: Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996.

1 См.: Мэй Р. Смысл тревоги. - М., 2001. 36

1 См.: Мэй Р. Смысл тревоги. - М., 2001.

1 См.: Дрейкурс Р. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. Ю.Паликовского. - М., 1991.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04

Ряд исследований посвящен изучению факторов риска и факторов укрепления (благополучия) психологического здоровья (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Л. Д. Демина, И. В. Дубровина, А. В. Карпов, Л. В. Куклина, Л. М. Митина, Г. С. Никифоров, И. А. Ральникова, Е. В. Руденский, О. В. Хухлаева, В. Франкл, К.-Г. Юнг и др.). Выделение таких факторов способствует более четкому разграничению понятий «психологическое» и «психическое» здоровье.

Анализируя тенденции современного общества, Б. С. Братусь делает вывод, что для большего числа людей становится характерным диагноз: «Психически здоров, но личностно болен» . Любое из нарушений психологического здоровья, таких как стресс, кризис, тревожность, утомление, не проходят бесследно. Прежде всего, пропадает интерес к деятельности, снижается дисциплинированность, работоспособность, ухудшаются интеллектуальные возможности, возрастает психическое напряжение, повышается агрессивность, изменяются личностные особенности, резко падает самооценка, снижается творческий потенциал. Проблема стресса становится особенно серьезной для менеджера, если ему присущ так называемый личностный стиль поведения, который отличается настойчивой устремленностью к успеху, конкурентностью, центризмом, стремлением сделать все в ускоренном темпе, высокой работоспособностью . У психологически здорового менеджера психические процессы отвечают следующим требованиям: максимальное приближение субъективных образов отображаемым объектам действительности; адекватное восприятие самого себя; знание себя; в сфере психических состояний доминируют эмоциональная устойчивость; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; сохранность привычного самочувствия [там же].

Ноогенные неврозы (термин В. Франкла), связанные с так называемым экзистенциальным вакуумом, или чувством бессмысленности и опустошенности собственной жизни, могут быть обусловлены особенностями профессиональной деятельности, смысл и содержание которой не соответствуют ожиданиям человека. Также В коммунистических странах наблюдалось меньшее количество неврозов, что могло быть связано с перспективами и надеждами на будущее, но и с меньшей свободой. Причину неврозов, психических заболеваний К.-Г. Юнг видел именно в однобоком развитии индивидуальности: если человек развивает какую-либо одну функцию, он теряет себя; если развивает индивидуальность, то утрачивает связи с обществом, перестает соответствовать общественным нормам. Отсюда вытекает необходимость отыскать резервы для развития целостности личности. Юнг полагал, что основу психологического здоровья человека составляет то хрупкое равновесие, которое устанавливается между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего. Среди новых деструктивных типичных характеристик личности Е. В. Руденский выделяет следующие :

· фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);

· конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);

· агрессивные (адаптация посредством подавления других людей и устранение их как препятствий на своем пути);

· инверсионные (использование различных психологических масок для достижения собственных целей) и другие, которые также являются типичными для деятельности менеджера.

Можно говорить об объективных (обусловленных окружающей средой) и субъективных (обусловленных индивидуально-личностными особенностями) факторах риска для психологического здоровья. К факторам среды относятся факторы, связанные с профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране, семейными обстоятельствами и т. д. Описать влияние этих факторов на взрослых людей достаточно сложно. К внутренним факторам можно отнести определенную степень толерантности к стрессовым ситуациям, темперамент, тревожность, низкий уровень саморегуляции.

Л. В. Куклина предлагает также выделять такой фактор риска психологического здоровья как отсутствие систематической работы по формированию ценности психологического здоровья в трудовой деятельности .

Как отмечают многие исследователи, важнейшей характеристикой психологически здорового человека является стрессоустойчивость (В. А. Бодров, Ф. Е. Василюк, А. В. Карпов и др.). Личностные предпосылки стрессовоустойчивости перекликаются со структурными компонентами психологического здоровья: самопринятием, рефлексией и саморазвитием. Личностными предпосылками пониженной устойчивости к стрессу являются отсутствие стремления к развитию, недостаточно развитая рефлексия, негативная «Я-концепция», формирующаяся в результате неудовлетворенности собственным профессиональным трудом (его содержанием, результатом). В том случае, когда человек не знает своих жизненных программ и возможностей, развивается фрустрация и как результат - тревога или ее ожидание .

Анализ психологического здоровья в рамках психологии труда показывает многоаспектность этой проблемы. По данным исследований менеджеры отличаются низкими показателями психологического здоровья, и эти показатели ухудшаются по мере увеличения продолжительности труда . При этом большинство менеджеров не видят связи между своим здоровьем и эффективностью профессиональной деятельности. Потребность в сохранении и поддержании профессионального здоровья у них не актуализирована .

Профессия менеджера относится к профессиям, наиболее подверженным стрессогенным влияниям. Она отличается от других категорий труда постоянным нервно-психическим и эмоциональным напряжением, обусловленным как содержанием, так и условиями управленческой работы, о чем свидетельствует анализ теоретических и практических вопросов, касающихся психологических особенностей профессиональной деятельности менеджера. Поэтому в последнее время все чаще отмечается необходимость в развитии психотерапевтической функции руководителя. Ее суть - в создании руководителем своеобразного психологического комфорта в коллективе, основными элементами которого являются чувство безопасности, отсутствие тревоги, оптимистический взгляд на события.

В исследованиях Г. С. Абрамовой, Э. Ф. Зеер, Т. В. Форманюк, Ю. А. Юдчиц выделяется общий фактор, вызывающий нарушение психологического здоровья - низкий уровень профессионального самосознания (низкий уровень самоотношения, самоуважения, аутосимпатии, самооценки), что ведет к таким негативным явлениям как профессиональная деформация, синдром хронической усталости и эмоционального выгорания. Далее мы более подробно рассмотрим проблемы профессионального и эмоционального выгорания.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Обсудим сначала влияние факторов среды. Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. Понятно, что факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков, поэтому раскроем их наиболее подробно.

Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. Именно такое воспитание достаточно характерно для многих современных семей, но именно оно традиционно расценивается как благоприятное и не рассматривается как фактор риска ни самими родителями, ни даже специалистами-психологами, поэтому опишем его подробнее. Перевозбуждение и сверхстимуляция ребенка могут наблюдаться в случае материнской гиперопеки с отстранением отца, когда ребенок играет роль «эмоционального костыля матери» и находится с ней в симбиоти-ческой связи. Такая мать постоянно пребывает с ребенком, не оставляет его ни на минуту, потому что ей хорошо с ним, потому что без ребенка она чувствует пустоту и одиночество. Другой вариант – непрерывное возбуждение, избирательно направленное на одну из функциональных сфер: питание или опорожнение кишечника. Как правило, этот вариант взаимодействия реализует тревожная мать, которую безумно беспокоит, доел ли ребенок положенные граммы молока, регулярно ли и как опорожнил кишечник. Обычно она хорошо знакома со всеми нормами развития ребенка. К примеру, она внимательно следит, вовремя ли ребенок начал переворачиваться со спины на живот. И если он задержался с переворотом на несколько дней, сильно беспокоится и бежит к врачу.

Следующий вид патологических взаимоотношений – чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, т. е. структурная неорганизованность, неупорядоченность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка. В России наиболее часто этот вид реализует мать-студентка, т. е. не имеющая возможности постоянного ухода за ребенком, но потом пытающаяся загладить чувство вины непрерывными ласками.

И последний вид – это формальное общение, т. е. общение, лишенное эротизированных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Этот вид может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советам врача, или же мать, находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам (например, конфликты с отцом) эмоционально не включенная в процесс ухода.

Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия (М. Эйнсворт, Э.Эриксон). Следует отметить, что эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняются до младшего школьного возраста и далее, однако в процессе развития ребенка приобретают различные формы, «окрашенные» возрастом и индивидуальными особенностями. В качестве примеров актуализации тревожной привязанности в младшем школьном возрасте можно назвать повышенную зависимость от оценок взрослых, стремление делать уроки только с мамой. А недоверие к окружающему миру нередко проявляется у младших школьников как деструктивная агрессивность или сильные немотивированные страхи, причем и то и другое, как правило, сочетается с повышенной тревожностью.

Следует также отметить роль младенчества в возникновении психосоматических нарушений. Как отмечают многие авторы, именно с помощью психосоматических симптомов (желудочных колик, нарушения сна и т. п.) ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно. Вследствие пластичности психики ребенка возможно его полное освобождение от психосоматических нарушений, но не исключен вариант и непрерывности соматической патологии с раннего детства до зрелого возраста. С сохранением психосоматического языка реагирования у некоторых младших школьников нередко приходится встречаться и школьному психологу.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом по следующим причинам.

Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Оно должно освободиться от поддержки, которую ему оказывало «Я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и осознания себя как отдельного «Я». Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности, а для этого матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. А вот выбрать расстояние, на которое нужно отпустить ребенка, и темп, в каком это следует делать, обычно бывает достаточно трудно.

Таким образом, к неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. п.; б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет тревожная мать.

Кроме того, поскольку ранний возраст – это период амбивалентного отношения ребенка к матери и важнейшей формой детской активности является агрессия, то фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности. Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья.

Следует также отметить, что важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка. Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил – ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка. Любопытно, что исследователи традиционного детского фольклора полагают, что страхи наказания за неопрятность находят свое отражение в детских страшных сказках, которые обычно начинаются с появления «черной руки» или «темного пятна»: «Один раз в одном городе по радио передавали, что появляется какое-то черное пятно на стенах, и все время падает потолок и всех убивает...».

Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Как утверждает Г. Фигдор, отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью – отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Но как редко в современной России отец хочет и как редко имеет возможность быть рядом с ребенком! Таким образом, и отношения с отцом чаще всего неблагоприятно сказываются на формировании автономности и самостоятельности ребенка.

Нам же нужно очень четко представлять, что несформированная самостоятельность ребенка в раннем возрасте может явиться источником многих трудностей младшего школьника и прежде всего источником проблемы выражения гнева и проблемы неуверенности. Педагоги и родители нередко ошибочно считают, что ребенок с проблемой выражения гнева – это тот, кто дерется, плюется, ругается. Стоит напомнить им, что проблема может иметь различную симптоматику. В частности, можно наблюдать вытеснение гнева, выражающееся у одного ребенка как страх взросления и депрессивные проявления, у другого – как чрезмерная тучность, у третьего – как резкие необоснованные вспышки агрессивности при выраженном стремлении быть хорошим, приличным мальчиком. Достаточно часто вытеснение гнева принимает форму сильной неуверенности в себе. Но еще более ярко несформированная самостоятельность может проявиться в проблемах подросткового периода. Подросток будет либо добиваться самостоятельности не всегда адекватными ситуации протестными реакциями, возможно даже в ущерб себе, либо продолжать оставаться «за маминой спиной», «расплачиваясь» за это теми или иными психосоматическими проявлениями.

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) столь значим для формирования психологического здоровья ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска внутрисемейных взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы.

Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.

Следствием такого типа семейного взаимодействия может явиться нарушение в развитии такого важнейшего новообразования дошкольного возраста, как эмоциональная децентрация – способность ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. Ребенок с несформированной эмоциональной децентрацией видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие дети, причем нередко хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе.

Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. И если влияние неполной семьи на развитие ребенка изучено достаточно хорошо, то роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается. Последние вызывают глубокий внутренний конфликт у ребенка, который может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей – привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Но, как отмечает Г. Фигдор, чаще всего изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности.

Следующее явление, которое необходимо обсудить в рамках проблемы формирования психологического здоровья дошкольника, – это явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры – предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность к миру, а в худшем случае за счет проживания не своей жизни. Мы полагаем, что формирование «приспособившегося ребенка» можно связать с воспитанием по типу доминирующей гиперпротекции, описанным Э. Г. Эйдемиллером, когда семья уделяет много внимания ребенку, но в то же время мешает его самостоятельности. В целом же, как нам представляется, именно «приспособившийся ребенок», столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности (Э. Эриксон), которое и в младшем школьном возрасте, и в подростковом не всегда попадает в поле внимания не только родителей, но и школьных психологов. «Приспособившийся ребенок» в школе чаще всего не проявляет внешних признаков дезадаптации: нарушений в учебе и поведении. Но при внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

Итак, мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического здоровья ребенка, переступающего порог школы. Следующая группа факторов, как мы уже упоминали, связана с детскими учреждениями.

Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка.

Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

Подводя итог объективным факторам риска нарушения психологического здоровья ребенка, поступающего в школу, можно сделать вывод, что преобладающими являются те или иные внутрисемейные факторы, однако негативное воздействие может оказать и пребывание ребенка в детском саду.

Младший школьный возраст (от 6 –7 до 10 лет). Здесь взаимоотношения с родителями начинают опосредоваться школой. Как отмечает А. И. Луньков, если родители понимают сущность изменений в ребенке, то статус ребенка в семье повышается и ребенок включается в новые взаимоотношения. Но чаще конфликтность в семье повышается по следующим причинам. У родителей может происходить актуализация собственных страхов школы. Корни этих страхов лежат в коллективном бессознательном, ибо появление учителей на социальной арене в древности было знаком того, что родители не всемогущи и их влияние ограниченно. Кроме того, создаются условия, в которых возможно усиление проекции родительского стремления к превосходству над собственным ребенком. Как отмечал К. Юнг, отец занят работой, а мать хочет воплотить свое социальное честолюбие в ребенке. Соответственно ребенок обязан иметь успех, чтобы выполнить ожидания матери. Такого ребенка можно узнать по одежде: он одет, как кукла. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими. Но наиболее тяжелой является ситуация, когда предъявляемые родителями требования не соответствуют возможностям ребенка. Последствия ее могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья.

Однако наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа. И действительно, в школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета. Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других (через оценки – баллы или картинки: «тучки», «солнышки» и т.п.). Как следствие этого, он впервые осознает свое «невсемогущество». Соответственно повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей. Но особенно важно то, что впервые самосознание и самооценка ребенка получают жесткие критерии его развития: успехи в учебе и школьном поведении. Соответственно младший школьник познает себя лишь в этих направлениях и на этих же основаниях строит свою самооценку. Однако вследствие ограниченности критериев ситуации неуспеха могут приводить к значительному снижению самооценки детей.

Условно можно выделить следующие этапы в процессе снижения самооценки. Сначала ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Но на этом этапе у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Далее пропадает вера, но ребенок еще хочет быть хорошим. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление, что означает стойкую депривацию притязания на признание.

Депривация притязания на признание у младших школьников может проявиться не только в снижении самооценки, но и в формировании неадекватных защитных вариантов реагирования. При этом активный вариант поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности. Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени, апатии, уход в фантазии или болезнь.

Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону – «я есть только то, что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно повлиять как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формирование его жизненного сценария.

Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет). Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Это достаточно трудный процесс как для самого подростка, так и для его семьи, поскольку семья не всегда готова отпустить подростка. А подросток не всегда может адекватно распорядиться своей самостоятельностью. Однако последствия незавершенного отделения от семьи – неумение взять на себя ответственность за свою жизнь – могут наблюдаться не только в молодости, но и в зрелом, и даже в пожилом возрасте. Поэтому так важно, чтобы родители умели предоставить подростку такие права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью.

Подросток отличается от младшего школьника тем, что школа уже не влияет на его психологическое здоровье через реализацию или депривацию притязания на признание в учебной деятельности. Скорее школу можно рассматривать как место, где происходит один из важнейших психосоциальных конфликтов взросления, также имеющих своей целью достижение независимости и самостоятельности.

Как можно было увидеть, влияние внешних средовых факторов на психологическое здоровье снижается от младенчества к подростковому возрасту. Поэтому влияние этих факторов на взрослого описать достаточно сложно. Психологически здоровый взрослый, как мы уже говорили ранее, должен уметь адекватно адаптироваться к любым факторам риска без ущерба для здоровья. Поэтому обратимся к рассмотрению внутренних факторов.

Как мы уже говорили, психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому необходимо обсудить те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу. Остановимся сначала на темпераменте. Начнем с классических экспериментов А. Томаса, который выделил свойства темперамента, названного им «трудным»: неритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность. Трудность данного темперамента состоит в повышении риска расстройств поведения. Однако данные расстройства, и это важно отметить, вызывают не сами свойства, а особое взаимодействие их с окружающей средой ребенка. Таким образом, трудность темперамента заключается в том, что это взрослым тяжело воспринимать его свойства, тяжело применять адекватные им воспитательные воздействия.

Довольно интересно индивидуальные свойства темперамента в плане риска нарушения психологического здоровья описал Я. Стреляу. Ввиду особой важности его позиции рассмотрим ее подробнее. Я. Стреляу полагал, что темперамент – это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций.

Поскольку, как уже отмечалось выше, темперамент модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды, Я. Стреляу и сотрудниками проводились исследования связи свойств темперамента и некоторых качеств личности. Оказалось, что такая связь наиболее проявляется в отношении одной из характеристик энергетического уровня поведения – реактивности. При этом под реактивностью понимается отношение силы реагирования к вызвавшему стимулу. Соответственно высокореактивные дети – это те, кто сильно реагирует даже на небольшие стимулы, слабореактивные – со слабой интенсивностью реакций. Высокореактивных и слабореактивных детей можно отличить по их реакциям на замечания педагогов. Слабореактивных замечания педагогов или же плохие оценки заставят вести себя лучше или писать чище, т.е. улучшат их деятельность. У высокореактивных детей, наоборот, может наблюдаться ухудшение деятельности. Для них достаточно строгого взгляда, чтобы понять недовольство педагога.

Интересно, что по результатам исследований высокореактивным детям чаще всего присуща повышенная тревожность. У них же снижен порог возникновения страха, снижена работоспособность. Характерен пассивный уровень саморегуляции, т. е. слабая настойчивость, низкая эффективность действий, слабое приспособление своих целей к реальному положению вещей. Обнаружена и другая зависимость: неадекватность уровня притязаний (нереалистически заниженный или завышенный). Данные исследования позволяют сделать вывод, что свойства темперамента являются не источниками нарушения психологического здоровья, но существенным фактором риска, который невозможно игнорировать.

Теперь посмотрим, насколько пониженная устойчивость к стрессу связана с какими-либо личностными факторами. По этому поводу сегодня нет четко определенных позиций. Но мы готовы согласиться с В. А. Бодровым, который вслед за S. Kobasa полагает, что жизнерадостные люди наиболее психологически устойчивы, соответственно менее устойчивы люди с пониженным фоном настроения. Помимо этого они выделяют еще три основные характеристики устойчивости: контроль, самооценка и критичность. При этом контроль определяется как локус контроля. По их мнению, экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессами. Самооценка здесь – это чувство собственного предназначения и собственных возможностей. Трудности с купированием стресса у людей с низкой самооценкой исходят из двух видов негативного самовосприятия. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Во-вторых, они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе. Соответственно они менее энергичны в принятии превентивных мер, стремятся избежать трудностей, ибо убеждены, что не справятся с ними. Если же люди оценивают себя достаточно высоко, то маловероятно, что они будут интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, то они проявляют большую инициативность и поэтому более успешно с ним справляются. Следующее необходимое качество – это критичность. Оно отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий жизни. Оптимальным является присутствие у человека равновесия между стремлением к риску и к безопасности, к изменениям и к сохранению стабильности, к допущению неопределенности и к контролю событий. Только такое равновесие позволит человеку развиваться, изменяться, с одной стороны, и предотвращать саморазрушение – с другой. Как можно заметить, описанные В. А. Бодровым личностные предпосылки стрессоустойчи-вости перекликаются с выделенными нами ранее структурными компонентами психологического здоровья: самопринятием, рефлексией и саморазвитием, что еще раз доказывает их необходимость. Соответственно личностными предпосылками пониженной устойчивости к стрессу можно назвать негативное самоотношение, недостаточно развитую рефлексию и отсутствие стремления к росту, развитию.

Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушений психологического здоровья. Однако попробуем пофантазировать: а что если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов? Приведем на этот счет точку зрения С. Фрайберг. Как говорит С. Фрайберг, «в последнее время принято рассматривать психическое здоровье как продукт специальной «диеты», включающей соответствующие порции любви и безопасности, конструктивных игрушек, здоровых сверстников, прекрасного полового воспитания, контроля и выхода эмоций; все это вместе образует сбалансированное и здоровое меню. Напоминает вареные овощи, которые хоть и питательны, но не вызывают аппетита. Продукт такой «диеты» станет хорошо отлаженным скучным человеком».

Кроме того, если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, становится непонятным, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, более того, их успехи социально значимы. Также непонятно, почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи.

Поэтому рассмотрим следующий вопрос: каковы оптимальные условия для становления психологического здоровья человека.

Несмотря на то, что – распространенное явление, их первопричины до сих пор устанавливают посредством научных исследований и дискуссий. Врачи-психотерапевты убеждены в том, что на склонность к психическим расстройствам влияют генетический факторы (предрасположенность, передавшаяся от отца или матери), а также социальные (здесь подразумевают обстановку человека на протяжении его жизни – воспитание, окружение, семья). Конечно, существуют факторы риска, влияющие на развитие шизофрении и прочих биполярных расстройств психики – о них мы поговорим ниже.

Биологические факторы

Под биологическими факторами, провоцирующими развитие психических расстройств у человека, подразумевают:

  • Генетику (наличие диагнозов расстройства личности у близких родственников по прямой линии). Доказано существование генов, отвечающих за передачу психических расстройств от родителей к ребенку;
  • Заболевания в течение жизни, повлекшие за собой инфекционные и токсические процессы, сильнейшую аллергическую реакцию, сбой в обмене веществ и метаболизме;
  • Вредные факторы, влияющие на вынашивание беременности;
  • в организме человека – в частности, между такими гормонами, как серотонин и дофамин;
  • Воздействие на организм химических веществ, пагубно сказывающихся на работе центральной нервной системы.

Доказано, что если у отца или матери были склонности к , то с долей вероятности в 90% они проявятся на каком-то из жизненных этапов у ребенка.

Психотерапевты предупреждают родителей о том, что прием их детьми наркотических веществ (кетамина и марихуаны) в подростковом возрасте, провоцируют острые психические состояния, близкие к психозу.

Психозы развиваются у детей-аутистов, а также у тех, кто с юных лет был асоциальным человеком. Доказано взаимосвязь нарушений головного мозга и психозов. Непосредственно, сами нарушения в работе коры мозга и его отделов происходят во внутриутробном периоде.

Медицинские факторы

Психические расстройства могут быть спровоцированы следующими факторами:

  • Длительным лечением больного стероидами;
  • Воздействие беременности и родов на организм женщины, в частности, на ее психику. По статистике, 50% женщин всего мира после рождения ребенка переживают психозы различной степени проявления;
  • Недосып, гормональное лечение женщины в период беременности, в совокупности ведущее к психоэмоциональным расстройствам личности;
  • Употребление наркотических веществ;
  • Курение марихуаны.

Психологические факторы

Под психологическими факторами, влияющими на расстройство личности человека, необходимо понимать:

  • Состояние повышенной тревожности;
  • Затяжные ;
  • Биополярное расстройство личности;
  • Нарушения социального поведения человека, спровоцированные его реакцией на окружающих его людей.

Очень часто люди от нервного расстройства переходят к психическому после того, как в их жизни появляется бессонница, с присущими ей ночными кошмарами и страхами. Такие люди в обычной жизни ведут себя очень странно – они асоциальны, подозрительны относятся даже к близким им людям. У них пароидальное отношение ко всему происходящему в их жизни. Им кажется, что все негативные события, происходящее в жизни в глобальном плане – непосредственно касаются их.

Кстати, исследования психологов утверждают, что у женщин, страдающих от послеродовой депрессии, в детском возрасте были подвержены физическому насилию и крайне жестокому обращению. Родители таких девушек употребляли алкоголь, злоупотребляли наркотиками, курили, вели нездоровый образ жизни.

Научные опыта и многочисленные исследования показали, психозы возникают у людей, прошедших через тяжелые жизненные событие. Те, кто живет в плохих социальных условиях, подвержен влиянию негативной компании или же является представителем этнических и расовых меньшинств, чаще всего сталкивается с диагнозом «психоз».

Нормальность и ненормальность

Понятие нормальности и ненормальности определил психиатр и философ Нил Бертон. Он вывел 3 основные характеристики, по которым можно определить – нормальный человек или же нет. Врач дал определение расстройству личности по международной классификации.

Итак, первый признак – у человека нарушено сознание и признание собственного я;

Второй признак – больному сложно общаться с окружающими ему людьми;

Третий признак – состояние человека нельзя оценить, как патологическое, то есть, он не находится под влиянием химических веществ или же психотропных препаратов.

Общее состояние человека можно оценить, как: параноидное, асоцильное, нарциссическое, зависимое, шизоидное. Причем, подобные психические расстройства практически не встречаются в изолированной форме – они накладываются друг на друга, вызывая пограничные состояния. Проявление психического расстройства приходится на процессы личного кризиса человека.

Расстройство параниодального типа

Если у человека параноидальное расстройство, то для него будет характерно ярко выраженное недовольство и недоверие к окружающим его людям. У больных нет близкого окружения, друзей и спутника жизни. Такого человека очень легко обидеть, учитывая то, что они крайне необщительны.

Расстройство шизоидного типа

Люди шизоидного типа полностью погружены собой, но при этом им не интересен социум, а также любовные отношения в целом. Такие люди практически не выражают эмоций, их можно назвать бесчувственными. Они болезненны, но при этом хорошо адаптируются в обществе и могут быть успешны как в карьере, так и в личной жизни (если их спутником будет человек, принимающий их странности).

Расстройство шизотипического типа

Такие люди крайне странны: они выглядят очень странно, ведут себя нетипично, у них нетипичное восприятие окружающего мира. Шизотипичные люди верят в магию, секты. Они отличаются подозрительносью и недоверчивостью. Практически все свое окружение для них якобы представляют опасность.

Нил Бертон выделяет также антисоциальное, пограничное, истерическое, нарциссическое, избегающее, зависимое, компульсивно-обсессивное расстройства.