Рассказ отроковицы о явлении ей св. Афанасия Сидячего, его наставлениях и пророчества о последних временах


Крестный ход в честь Озерянской иконы проходит каждый год. Фото mediaport.ua.

Facebook

Twitter

Озерянская икона Божьей матери покровительствует Слобожанщине

Предполагают, что образ явился в 1710 году в Озерянке. Один из жителей поселка косил траву за лесом и нашел две половинки иконы. Забрал их домой, сложил и усердно молился. На следующий день святыня оказалась целой – не рассеченной. А возле места ее явления вскоре забил ключ чистой воды. Здесь же была построена и церковь в честь чудотворного образа.

В 1787 году Озерянская икона была перевезена в Старо-Харьковский Куряжский Спасо-Преображенский монастырь. Позже харьковчане подали прошение об учреждении крестного хода для перенесения Озерянской иконы Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский Кафедральный собор и обратно. С того времени крестный ход стал ежегодным.

Известно, что в тяжелые 1833, 1848 годы, когда в Харькове свирепствовала холера, унося в могилу много жертв, возле образа служились молебны на площадях и по домам. После чего смертоносный недуг ослабевал и прекращался. Так же были случаев исцеления больных. Мужчина из села Липцы, у которого была больная нога, после молебна самостоятельно пошел пешком в Куряжский монастырь, чтобы отблагодарить Божью Матерь. Две слепые девочки прозрели, а дочь одной прихожанки избавилась от смертельного недуга.

Святитель Афанасий Царьградский и Лубенский

Родился в 1560 году (по другим источникам в 1580 или 1597) на острове Крит. Происходил из знатного благочестивого рода Пателариев и получил истинно христианское образование.

Его жизнь очень непростая. Афанасий любил людей, и всегда щедро одаривал нищих. Поэтому за ним всегда бегали толпы неимущих. Стал митрополитом, потом Константинопольским патриархом. Однако протестанты и католики негодовали по этому поводу. Афанасию пришлось отречься от сана. Он уехал в Молдавию, где начал строить Никольский монастырь. Но в это время его уговорили поехать в Москву, чтобы освободить Церковь от ига турков.

Афанасий любил людей, и всегда щедро одаривал нищих. Фото http://blik.ua

На обратном пути из Москвы в 1654 году патриарх Афанасий остановился в Лубнах. А когда подъезжал к монастырю, промолвил: "Желает душа моя в сем монастыре грешное мое тело погрести". Через месяц Святейший действительно скончался. Погребли его в храме Преображения Господня, перед Царскими вратами в сидячем положении, как принято погребать восточных патриархов.

Когда в 1662 году по просьбе Газского митрополита открыли гробницу, церковь наполнилась благовониями. Тело Афанасия было цело. С тех пор нетленные мощи Святейшего Константинопольского патриарха Афанасия стали предметом почитания и поклонения верующих.

В 1936 году властями производилось вскрытие святых мощей. Тогда в Харьков в числе других были привезены и мощи Афанасия. Но поскольку святитель был греком, чиновники, опасаясь международного скандала, не решились их уничтожать. Поэтому святыня была передана в Харьковский исторический музей. С 1943 года мощи открыто почивают в раке Благовещенского собора.

Один из случаев исцеление произошел сравнительно недавно. В 1995 году в Харьков приехал священник из Петербурга, у которого усохла рука. Он ездил по святыням – ничего не помогало. Последняя его надежда была на чудотворца Афанасия. Отслужив молебен в соборе, он взял маслице, помазал руку. А через год вернулся – его рука была нормальной. Но главное чудо – это внутреннее преображение человека, которое происходит в храме каждый день, считают служители собора.

Архиепископ Харьковский и Ахтырский Мелетий

Святитель родился в 1784 году в Старых Санжарах под Полтавой. Окончил Екатеринославскую семинарию и Александро-Невскую Академию в Петербурге. Постригся в монахи. Был ректором Могилевской Духовной Семинарии, Киевской Духовной Академии, архиепископом Иркутским и Нерчинским. В 1835 году Владыку перевели в Харьков. Но местной епархией Мелетий управлял недолго, зато память о себе оставил самую добрую. Народ, прозвавший святого Архипастыря Милостивым, "канонизировал" Мелетия еще при жизни. Святитель часто ходил по больницам и проведывал больных. Состоятельным пациентам клиник дарил книги духовного содержания, а бедным еще и деньги. В 1840 году его не стало. Похоронили владыку в Усыпальнице Покровского монастыря. А в 1948 году Мелетия причислили к лику месточтимых святых, и мощи перенесли в Благовещенский собор.

Народ, прозвавший святого Архипастыря Милостивым, "канонизировал" Мелетия еще при жизни. ttp://dic.academic.ru

Священомученик Александр

Родился в 1851 году в Луцке в семье дьячка. Будущий Владыка получил светское образование, окончил юридический факультет, затем Волынскую Духовную Семинарию. Господь привел его в Козельщинскую женскую обитель Полтавской епархии. Позже стал епископом Винницким, Митрополитом Киевским, Экзархом Украины, назначен Управляющим Харьковской епархии (с 1937 года).

Через год был арестован УНКВД по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации, обвинялся в шпионаже в пользу Польши. Его страшно пытали, но вину Александр не признал. В 1940 году святитель умер. Тюремные работники утверждали, что его задушили. Под видом вывоза мусора, тело Владыки Александра вывезли на подводе с навозом за пределы тюрьмы. Похоронили на Залютинском кладбище в стороне от общего захоронения. А в 1993 году по прошению Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима Александр был реабилитирован и причислен к лику местночтимых святых.

В 1993 году по прошению Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима Александр был реабилитирован и причислен к лику местночтимых святых. ttp://dic.academic.ru

Родился в 1597 г. в г. Ревимне на о. Крит. Происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов Св. Афанасий получил блестящее разностороннее образование Но несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили его, святого влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца св. Афанасий принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне. Вскоре святой стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмосе.

В 1626 г. святитель Афанасий был назначен в Валахию, где проповедовал Христово учение среди валахов и молдаван.

За свои труды и духовные дарования святой был назначен Константинопольским патриархом Кириллом I проповедником при Константинопольской кафедре, а в 1631 г. - епископом Фессалоникийским (Солунским). В марте 1634 г., после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, святитель был возведен на патриарший престол. После возвращения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриарший престол и более года прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию. С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

Однажды, возвращаясь из России, он тяжело заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре г. Лубны, где 5 апреля 1654 г. мирно отошел ко Господу и был погребен по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме. 1 февраля 1662 г. обрели нетленные мощи святителя, от которых многие болящие получили исцеление. Необычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием Сидящим.

Ныне святые мощи патриарха Афанасия покоятся в Благовещенском кафедральном соборе в г. Харькове.

Харьков (Харкiв) — бывшая столица Украины, второй по величине город страны и крупнейший в ее восточной части. Считается, что город был основан в первой половине 17 века, а точное происхождение его названия до сих пор никому не известно. Некоторые считают, что оно связано с именем прославленного в легендах казака Хдрько, другие — что оно пошло от названия реки Харьков, кроме того, есть еще несколько менее популярных теорий. Как и многие другие старые города Украины, Харьков привлекает туристов в первую очередь множеством прекрасных церквей и соборов.

Сегодня город Харьков мы вспоминаем не в связи с политическими событиями, которые там произошли два дня назад. Посетить святыни Харькова хотя бы виртуально захотелось после того, как узнал, что в этом городе пребывет Елецкая-Черниговская икона Богородицы привезённая из Чернигова, святыня, которой 19 февраля был праздник.

Предание свидетельствует, что Елецкая-Черниговская икона была обретена святым преподобным Антонием Печерским в 1060 году в лесу близ Чернигова. Преподобный увидел её в сиянии светлых лучей на ели, отсюда и название иконы. Благодаря содействию черниговского князя Святослава, преподобный Антоний основал на месте обретения иконы монастырь и построил каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Сама же обитель стала называться Елецкой. Через несколько столетий чудотворный образ из монастыря исчез.

Её во время военных действий увёз в Москву князь Барятинский, потомки которого впоследствии передали чудотворный образ в Харьковский Успенский собор. Так или иначе, но в конце XVII столетия в обители вместо оригинала появился список (копия) с чудотворной иконы.

В 1930 году, после разорения обители, этот древний список был изъят и передан в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны музей сгорел, но одна женщина нашла на пепелище Елецкую икону Пресвятой Богородицы и передала её монахам Троице-Ильинского монастыря. Однако вскоре икону вновь забрали в музей. Черниговская Елецкая обитель была возрождена в 1992 году, а через семь лет из музея была возвращена древняя святыня.

В служебном каноне написанном Елецкой-Черниговской иконе не однократно говорится, что сама икона находится в Харькове и является великой святыней, которая многих исцелила от болезней и является заступницей всех изгнанных и скорбящих людей.

ДНЕСЬ ЖЕ В ВЕЛИКОМ ГРАДЕ ХАРЬКОВЕ ПОСРЕДЕ СОБОРНЫЯ ЦЕРКВИ ВОДРУЖЕННЫЙ, СИЛУ МОЛИТВ БОЖИЯ МАТЕРЕ ИСЦЕЛЕНЬМИ МНОГИМИ СВИДЕТЕЛЬ-СТВУЕТ, К НЕЙЖЕ ВОЗОПИИМ: О ВСЕБЛАГАЯ, ИЗГНАННЫХ И СКОРБЯЩИХ ЗАСТУПНИЦЕ, ПРОШЕНИЯ НАША ВО БЛАГИХ ИСПОЛНИ, ДА ЛЮБОВИЮ ТЯ ВО ВЕКИ СЛАВИМ, ВСЕПЕТАЯ .

Совершенно по разному изображают эту икону, мне довелось видеть четыре разные изображения, где общее только то, что икону изображают на дереве, на ели.

Но вот в 2012 году восстановили первообраз иконы, которая выглядет так, как мы видим выше на фото. И этот образ в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова.

Покровский монастырь, это старинный монастырь, церковь на том месте в честь Покрова Богородицы стояла уже как известно в 1659 году. В 1799—1846 Покровский собор был кафедральным собором Харькова. С 1920 по 1992 год храм и монастырь были закрыты.

Благовещенский собор Харькова, построен в 1901 году

Однако Елецкая-Черниговская икона Богородицы не единственная и даже не главная святыня Харькова. Наверное большим почитанием там пользуется чудотворная Озерянская икона Богородицы .


Эта икона считается покровительницей Харькова , имя этой иконы даже вписано в припев гимна города Харькова , где говорится:

Харківщино, земле слобожанська,
Вірні ми тобі на все життя
Матір Божа Озерянська
Освятила наше майбуття.

А история иконы такова:

Обретена икона близ Харькова, в селе Озеряна, в конце XVI века. Некий крестьянин из Озеряны вышел косить траву на лугу. И вдруг после очередного взмаха косы послышался человеческий стон. Косарь наклонился и увидел икону Божией Матери, а перед ней горящую свечу. Икона была написана на холсте, и от удара косы разрезалась пополам. Крестьянин взял обе половины, свечу и поставил дома среди других икон. Каково же было его удивление, когда наутро он увидел, что разрезанные части иконы соединились, да так плотно, что остался лишь слабый шрам от разреза. Вскоре от иконы стали свершаться чудеса и исцеления.

В настоящее время Озерянская икона Божией Матери считается покровительницей Харькова. Подлинный Озерянский образ, к сожалению, утрачен . В Благовещенском кафедральном соборе Харькова над царскими вратами помещён точный список (копия) чудотворной иконы, который, как считают верующие, имеет такую же чудотворную силу. Один из почитаемых списков иконы находится в Свято-Покровском мужском монастыре Харькова, в храме, построенном в её честь .

День празднования: 12 ноября.

Сам потерянный оригинал был не большой.

Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см. Она писана была на холсте, который был прикреплён к доске.

Несколько лет назад в Озеряну доставили пожилую женщину из Днепропетровской области. Болезнь лишила ее возможности самостоятельно передвигаться. После молитвы и омовения в целебной воде источника, больная встала на ноги и самостоятельно дошла до автомобиля, чтобы ехать домой.

Жительница г. Сумы приехала в Озеряну с сыном, который после травмы на химическом производстве, потерял зрение. С любовью и надеждой молились они Богородице и после омовения лица целебной водой источника сумчанин начал прозревать - различать предметы, ориентироваться на местности.

От Озерянской иконы и сегодня совершается много чудесных знамений милосердия Царицы Небесной к болящим и немощным.

Но кроме чудотворных икон Богородицы, город Харьков известен ещё и святыми мощами того же Покровского монастырского собора.


В Харькове, в Благовещенском соборе покоятся мощи святого Афанасия Цареградского (Константинопольского) Патриарха.

Святитель Афанасий в миру

Алексий Пателларий родился на греческом острове Крыт в 1597 году.

Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите в монастыре Аркади, бывшем под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу.

В 1631 году был рукоположён в митрополита Фессалоникийского.

В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол, но в 1635 году его уже свергли в борьбе за власть и он уехал жить в Венецию. Так уж случилось, что святителя Афанасия аж трижды изберали Константинопольским Патриархом . 8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил Богдана Хмельницкого , а в Москве его лично принимал Царь Алексей Михайлович Романов.

Святитель Афанасий много потрудился для Русской Православной Церкви, по просьбе Патриарха Московского Никона, он написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке» по которому и сегодня служат епископы Русской Православной Церкви.

А вообще святитель Афанасий приезжал в Россию чтобы побудить Русского царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, по разгроме которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх — вселенскую кафедру.


Святитель Афанасий, изгнанный Константинопольский Патриарх умер в 1654 году на Украине в Полтавской облости в местечке Мгар, в Преображенском монастыре. Монастырь этот кстати очень известен своими насельниками там погребёнными, в том монастыре покоится ещё один погребённый Константинопольский Патриарх, это Серафим (Анина) , а так же киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , архиепископ тобольский Амвросий (Келембет), епископ полтавский (впоследствии архиепископ псковский, лифляндский и курляндский) Мефодий (Пишнячевский).


Там же было решено и Святителя Афанасия погребсти. Похоронили его под амвоном у Царских врат по патриаршему чину со всеми почестями. И похоронили его в сидячем положении на троне, так хоронили всех Константинопольских Патриархов по Византийскому Уставу. На него было надето все архиерейское облачение, а в руку вложен посох; его посадили в кресла, и с креслами сидячего вложили в каменную гробницу. На гробнице, присутствовавшие при погребении сделали такую надпись: «Сын! Если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклона: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей — Христом».

Через 8 лет в 1662 году в тех местах проезжал один митрополит и он попросил ему показать останки Патриарха Константинопольского. Когда гробницу вскрыли, то и трон и облачение было истлевшими, а сам Святитель Афанасий был полностью нетленный., что и послужило его канонизацией. К тому же от мощей произошли случаи исцелений больных.

С тех пор, нетленные мощи Святейшего Константинопольского патриарха Афанасия стали предметом почитания и поклонения верующих всей православной Руси.
В 1936 г., когда безбожными властями производилось вскрытие святых мощей, в тогдашнюю столицу Украины г. Харьков были привезены в числе других и святые мощи святителя Афанасия. Из опасения осложнения международных отношений, т.к. святитель Афанасий по происхождению был грек и по уникальности его святых мощей власти не решились их уничтожить. Таким образом, благодаря Всепромыслительной Воле Божией, святые мощи святителя Афанасия сохранились невредимыми в Харьковском городском историческом музее.


Во время Великой Отечественной войны в 1943 г. был вновь открыт Харьковский Благовещенский кафедральный собор, куда были перенесены святые мощи святителя Афанасия и святителя Мелетия архиепископа Харьковского (память 12/25 февраля). С тех пор и по настоящее время святые мощи святителя Афанасия открыто почивают в особо устроенной раке в правом приделе собора, где еженедельно, по четвергам, совершается особое вечернее богослужение с чтением акафиста святителю Афанасию .

Ещё один Святой святитель покоится в Харьковском Благовещенском Соборе, это архиепископ Мелетий (Леонтович), Харьковский и Ахтырский.

В сане епископа он так же служил в Иркутске и в Перми. В 1839 году Мелетий тяжело заболел в Харькове. 6 декабря 1839 года, в день именин императора Николая I, не обращая внимания на болезнь, архиепископ Мелетий отслужил литургию и из-за плохой погоды заболел ещё сильнее. 29 февраля 1840 года архиепископ Мелетий скончался. 3 декабря 1875 года в Покровский церкви начался пожар, сгорело всё, но огонь не тронул гроб Мелетия. В 1948 году мощи святителя Мелетия были перенесены в Благовещенский собор Харькова, где они находятся в настоящее время в левом Свято-Варваринском приделе, у стены вблизи клироса.


21 февраля 1978 года Священным синодом Русской православной церкви Мелетий был канонизирован для общецерковного почитания.

Третья рака с мощами в Благовещенском соборе. Это архиепископ священномученник Александр (Петровский ). Будущий святитель родился в Луцке в 1851 году. Прожил 88 лет и канонизирован только в 2000 году.

Владыко Александр принял монашество в Донском монастыре Москвы, служил в Туркестане, в Белорусских Жировичах, был настоятелем Псково-Печерского монастыря. В 1918 году приехал в Полтаву. 1932 год - наместник Киевско-Николаевского монастыря. Далее был епископом Уманским, Винницким, а с 1934 года Харьковским.

В это время в городе Харькове оставался действующим лишь один православный храм — Казанский — его посещало столько людей, что причащение продолжалось по нескольку часов.

17 июня 1939 года был осуждён к 10 годам тюремного заключения. После суда содержался в тюрьме. 5 января 1940 года приговор был отменён и дело было возвращено на доследование, однако освобождён не был, несмотря на преклонный возраст. Находился в корпусе для неизлечимо больных. Умер 24 мая 1940 года в больнице тюрьмы № 1 Харькова на 89-м году жизни.

Тело владыки было по ошибке отправлено из тюрьмы в городской судебно-медицинский морг. Когда ошибка выяснилась, из тюрьмы поступило указание вернуть тело обратно. Однако верующие смогли подменить тело и тайно похоронить владыку на Залютинском кладбище Харькова, обозначив место захоронения особым знаком.

Священномученик Александр был объявлен покровителем г.Харькова и его жителей.

Всего в Харькове три собора, не говоря о множестве церквей, третий собор Харькова, это Успенский собор. Построен в 1657 году. Сейчас он самый старинный и самый высокий собор в Харьковской епархии. В этом соборе нет особых святынь, может это и правильно, ведь как написано в путеводителях по Харькову, в соборе проводятся иногда концерты местной филармонии.



Харьков, это второй по численности населения город после Киева, полтора миллиона человек. Город с 1669 года. В 2010 году Харьков был признан лучшим городом по качеству жизни на Украине , в связи с чем городской совет развесил по городу плакаты «Харьков — лучший город для жизни ».


Харьков, это ещё и город рекордов. В городе имеется самая большая площадь Европы и третья площадь в мире, в городе самый большой вещевой рынок в Европе и 14 место в мире, его площадь 75 ГА. Ещё Харьков имеет самый большой спальный район на Украине с населением 400.000 чел. Ну и на конец до Первой Мировой войны, Харьков делил 1 место с Петроградом в Европе по количеству докторов на душу населения в городе.


А ещё город Харьков, побратимый город Латвийскому Даугавпилсу.

Ещё интересно, что все экскурсеонные и паломнические туры в Харковь включают в себя посещения зоопарка, т.к. это старейший зоопарк Украины и двадцатый по возрасту в мире.


Харьковский зоосад был основан в 1896 году и пережил Гражданскую и Великую Отечественную войны. Сейчас здесь на 22 гектарах можно наблюдать 367 видов животных. На территории находятся различные сооружения, скульптуры, статуи, фонтаны. С мая по октябрь работает контактный зоопарк - детенышей диких животных можно подержать на руках или поиграть с ними. Самые популярные достопримечательности Харькова — зоопарк и дельфинарий.


Трамваи и троллейбусы — основные виды транспорта в Харькове. Всего в городе 15 трамвайных и 27 троллейбусных маршрутов, охватывающих весь город, кроме того, в городе множество маршрутных такси и три линии метро. Кроме того, в городе есть канатная дорога, соединяющая улицу Сумскую с районом Павлово Поле. По канатной дороге перемещается 124 двухместных пассажирских кабины, которые во время поездки поднимаются на высоту от 8 до 26 метров над землей. Весь маршрут кабинка проезжает за 18 минут. Очевидно, это не самый удобный способ быстро куда-то добраться, но определенно самый живописный.

У харьковчан, очевидно, прекрасное чувство юмора. Во всяком случае, по всему городу вы можете найти большое количество забавных памятников, например, памятник летающим влюбленным, памятник Отцу Федору, персонажу «Двенадцати стульев», Эллочке Людоедке, Остапу Бендеру, футбольному мячу, и зеленой лягушке в белый горошек.

Чтобы увидеть самое большое собрание картин Ильи Репина, достаточно посетить Харьковский художественный музей.

Кстати, в парке имени Горького работает самое высокое на Украине колесо обозрения.

Акафист Афанасию Цареградскому(сидящему)

Кондак 1

Икос 1

Радуйся, непрестанною молитвою на высоту богомыслия возносимый. Радуйся, постом и воздержанием душепагубныя страсти умиривый.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 2

Видя, яко отчизна твоя тяжкому пленению от нечестивых агарян подпала, ты, отче Афанасие, утеснения и гонения от слуг Магомета претерпевая, помыслы своя к небесной отчизне возносил, во Едином Христе утешение имея, и Ему среди скорбных искушений радостные песни, яко Царю и Богу, воспеваше взывал: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой. Богом просвещенный не утаися от Патриарха Цареградскаго, иже из уединения Критскаго тя призва и митрополитом града Солуни постави, да неуклонно возвестиши слово истины стаду словесных овец Христовых, душеспасительною пищею учения Евангельскаго их научая, темже тя, яко пастыря добраго, сице прославляем:

Радуйся, светильниче немеркнущий света невечерняго.

Радуйся, неутомимый проповедниче правды Евангельския.

Радуйся, апостолов преемниче и подражателю.

Радуйся, солунян равноапостольный архипастырю и учителю.

Радуйся, яко Богом врученное тебе стадо среди трудов и злых напастей добре пасый.

Радуйся, яко овцы своя словесныя от душегубных волков охранявый.

Радуйся, и на кафедре святительстей иноческих подвигов не оставивый.

Радуйся, в посте и молитве непрестанно пребывавый.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия почивала на тебе, святителю Афанасие, и невидимо в борьбе с еретиками и от православный веры отступниками, укрепляла. Темже ни хитросплетения еретическая, ни острые стрелы лукаваго учения не поколебаша тебе. Яко твердый адамант стоял еси на камени веры святоотеческия и Единому главе Церкве Христовы, Пастыреначальнику Христу воспевал: Аллилуиа.

Икос 3

Первосвятитель Цареграда всеблаженный Кирилл возлюбив тебе, яко отец любит чадо свое, имеюще тебе в трудех своих помощника, и в гонении от неверных сострадальца, темже и мы тебе. Богом и людьми возлюбленному, взываем:

Радуйся, звездо, на тверди Церкви Христовой сияющая.

Радуйся, веры православныя столпе непоколебимый.

Радуйся, лицемернаго учения латинскаго непобедимый обличителю.

Радуйся, православия истиннаго всемощный защитителю.

Радуйся, в винограднике Христове добре потрудивыйся.

Радуйся, овец заблудших ко Христу приведый.

Радуйся, богослове златословесный.

Радуйся, благодати Божией тайновидче.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 4

Буря гонений, юже подъяша на Церковь Христову латиняне со агаряны, сняла с кафедры вселенскаго патриарха, блаженнаго Кирилла, иже лютую смерть в муках претерпе, от врагов удавление приемый. Ты же, святителю Афанасие,жребий его понести сподобися и, приявши в свои богоноснии руце кормило корабля церковнаго, песнь серафимскую Христу, Церкви Основоположнику, воспел: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша, яко ты, святителю Афанасие, подобно великому Афанасию из Александрии, зело посрамлял своим учением врагов веры православныя, и за сие с кафедры своея изгнан был еси еретиками. Темже, яко исповедника Христова, сицевыми похвалы ублажаем:

Радуйся, апостолов наследниче.

Радуйся, мучеников сострадальниче.

Радуйся, твердый Христов исповедниче.

Радуйся, в гонениях терпение явивый.

Радуйся, злобу врагов любовию Христовою победивый.

Радуйся, яко двоекратно с кафедры святительския был изгоняем.

Радуйся, яко великими скорбями был искушаем.

Радуйся, единое утешение в молитве к Богу имевый.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 5

Подобно звезде боготечней пришел еси, святителю отче Афанасие, из Цареграда на гору Афонскую в удел Пресвятыя Богородицы, и тамо уединенную келию создав, добрым трудом в безмолвии, посте и молитве потрудися, день и нощь Пресвятей Троице, воспевая песнь хвалебную: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше, святителю отче Афанасие, яко келия твоя многи иноки к себе собра и во благоустроенный скит расширися, где и до ныне имя Христово иноками прославляется; и память о тебе сицевыми похвалы утверждается:

Радуйся, иноческого уединения устроителю.

Радуйся, благовонный фимиаме молитвы к Богу.

Радуйся, яко тихое и благоприятное для спасения пристанище на Афоне обретший.

Радуйся, под покровом Богоматери в покое бого-угодно поживший.

Радуйся, лукавые хитросплетения диавола победивый.

Радуйся, яко изгнание и жестокия муки мужемудренно претерпевый.

Радуйся, яко подобно Христу и ты не имел где главу подклонити.

Радуйся, все добродетели усовершивый. Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 6

Проповедником православнаго вероучения был ты в земли молдавстей и тамо в монастыре святителя и чудотворца Николая временный покой от трудов, гонений и злобы обрел еси, и на спасение верных чад Церкви тамо потрудися, безпрестанно наставляя их богоприятно воспевати Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Немеркнущий свет Богопознания, возсия в боголюбивой душе твоей, святителю Божий, вознесе тя на высоту духовнаго совершенства, яко на некий таемный Фавор, отонюдуже и наша затемненным души твоим молитвенным пред Господем предстательством просвети, во еже глаголати тебе сия похвалы:

Радуйся, пресветлая заре, верным душам путь к Солнцу Правды показующая.

Радуйся, бисере честный, боголюбивая сердца просвещающий. Радуйся, Божественныя благодати непорочное жилище.

Радуйся, Духа Святаго избранный сосуде.

Радуйся, главе, десницею Вышняго освященная.

Радуйся, реко, водами богомудрия напоенная.

Радуйся, граде, верху горы стояй.

Радуйся, чаше, Божественнаго мира исполненная.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 7

Человеколюбец Господь, возжелав содеяти тя, святителю Афанасие, близким стране нашей, вложи тебе мысль шествовати в землю нашу, да обрящеши зде духовное утешение и молитвами твоими освятиши страну нашу, в ней же с древних лет Пресвятой Троице песнь хвалебная воспевается: Аллилуиа.

Икос 7

Видя в тебе нового поборника благочестия царь Алексий, с любовию прият тя, святителю, и богатыми дары тя одари. Мы же смиренно приносим тебе, яко дары, сии словесныя похвалы:

Радуйся, яко землю нашу стопами ног твоих освятивый.

Радуйся, яко в старости маститей душевную юность явивый.

Радуйся, яко сердца людей наших молитвами твоими утешивый.

Радуйся, яко боголюбивый народ наш своим пришествием возвеселивый.

Радуйся, церковнаго благочестия поборниче.

Радуйся, ересей и расколов обличителю.

Радуйся, верных мудрый наказателю.

Радуйся, чистоты веры православныя охранителю.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 8

Странник чуждый был еси святителю Афанасие в земли нашей, но токмо по языку, по вере же и благочестию близок был еси народу нашему, и по воле Божией скоро и второе отечество в стране нашей обрел, и сном смерти зде почил, да содеешися заступником и молитвенником пред Богом за народ наш, иже всечасно воспевает Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Сердцем всем предавшись Богу и Богом наставляемый, пришел еси ты, святителю Афанасие, в монастырь Лубенский, и в болезни пребывая, благоволил остатися тамо. Но и в немощи сущий, молитвенных подвигов не оставил и, уединенное место избрав, молитвы ко Господу непрестанно возносил. Темже и мы с любовию тебе зовем:

Радуйся, святителю Божий, своим пришествием тихую обитель Лубенскую прославивший.

Радуйся, своими дивными чудесы ту возвеличивший.

Радуйся, яко и наш храм нетлением своих мощей обогативый.

Радуйся, яко благодатию цельбоносных мощей его освятивый.

Радуйся, среди непрестанных псалмопений мирную кончину приявый.

Радуйся, в коленопреклоненней молитве ангела смерти сретивый.

Радуйся, к сонму святых сопричтенный. Радуйся, нетлением от Бога награжденный.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 9

Вси ангели Божий с радостным пением сретили праведную душу твою, святителю Афанасие, егда из темницы телесныя до небесных обителей она возношашеся и Творцем ангелов в райския селения прията была и купно с сонмом ангелов немолчно песнь Богу воспела: Аллилуиа.

Икос 9

Буесловцы витийствующие, иже онеправдовали тя, посрамлены быша. Ты же, святителю Афанасие, нетлением и чудесы от Господа по смерти прославлен был еси. Ибо святыя мощи твоя по восьмилетнем в могиле пребывании обретены были целы и невредимы и даже святительских риз твоих не коснуся тление. Радуяся сему явному свидетельству твоея святости, приносим ти сия похвалы:

Радуйся, смерть приявый, но тления не познавый.

Радуйся, благодатными цельбами своя мощи прославивый.

Радуйся, яко раку мощей целебницей недугов являеши.

Радуйся, яко от нея ежечасно людям великия милости подаеши.

Радуйся, яко и по смерти на кафедре святительстей возседаеши.

Радуйся, яко десницею твоею, для лобзания положенною, невидимо нас благословляеши.

Радуйся, яко от бед и скорбей, молитвами твоими нас избавляеши.

Радуйся, целебниче безмездный.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 10

Спасение вечное наследовал еси, незабвенный Святителю. Нам же, волнами житейскаго моря обуреваемым, вернымкормчим и заступником себе являеши даже до сего дне. Онем тя призывающим в сониих и видениих помощь подаеши; инех же верных к тихому пристанищу направляеши, да купно с тобою дивному во святых Богу воспоют: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа верный служителю, святителю отче Афанасие, нас рабов Его ленивых и непотребных - подвигни данною тебе с небесе благодатию на совершение добродетелей и призови к исполнению заповедей Христовых, да подражатели тебе будем; в час смерти нашея, благую надежду на спасение имамы, взывая к тебе сими похвалы:

Радуйся, Афанасие, Богом прославленный.

Радуйся, архиерею, от Превечнаго Архиерея Христа благодатными дарами исполненный.

Радуйся, рода христианскаго благодатный покро-вителю.

Радуйся, почитающих тя неусыпный молитвенниче.

Радуйся, вдов и сирот неу мытный заступниче.

Радуйся, тяжких страдальцев скорый помощниче.

Радуйся, недугующих врачу.

Радуйся, разслабленных целителю.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 11

Хвалебных пений наших не отрини, святителю Божий, но милостивно приими их и вознеси за нас своя теплыя молитвы ко Господу Богу, да милостив будет к неправ-дам нашим. Мы же не дерзаем ко Господу взывати о благодати, имея же тебе великаго угодника Божия за нас пред Ним ходатая, взываем к Нему тя прославившему: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светлосияннаго светильника почитаем тя, святителю отче Афанасие, ибо свет добрых твоих дел, имиже Отец Небесный славится, во веки не померкнет. И ныне пред Его Престолом святым во славе предстоя, от нас сии похвалы приими:

Радуйся, яко во славе святых пребываеши.

Радуйся, яко о душах наших усердныя молитвы возносиши.

Радуйся, святости и чистоты крине ароматный.

Радуйся, всех добродетелей цвете прекрасный.

Радуйся, всех окраденных и обездоленных милостивый защитниче.

Радуйся, пастырю добрый и по смерти овец словесных назидающий.

Радуйся, всем к твоей честней раце притекающим, добрыя дары подающий.

Радуйся, и наш град неусыпно охраняющий.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 12

Благодати Божией исполненная рака святых мощей твоих, святителю отче Афанасие, взоры наша радует и сердца умиляет, ибо мы зрим тя на кафедре святительстей возседающим и жезл архиерейский в руце держащим. Темже поклоняяся нетленным и многоцелебным мощем твоим, прославляем Бога, даровавшаго их нам на утешение и исцеление, немолчно Ему вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Воспевая многая и предивная чудеса твоя, чудотворче святителю Афанасие, величаем и восхваляем тя, таковую благодать от Бога приемшаго и усердно молим тя: в час смерти, егда убогая душа наша к своему исходу приблизится ужасы демонския ю окружат, яви нам твое заступление и молитвами твоими избави нас от власти велиара, да благодарственно воззовем к тебе сице:

Радуйся, яко велие дерзновение пред Господем имаши.

Радуйся, апостольскаго престола наследниче.

Радуйся, яко на небеси со апостолы во славе возседаеши.

Радуйся, яко и на земли на кафедре святительстей нетленными мощами пребываеши.

Радуйся, страны нашея славо и похвало.

Радуйся, града нашего ежечасная радосте.

Радуйся, телес наших врачу благодатный.

Радуйся, душ наших предстателю спасающий.

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 13

Кондак 13

Великий чудотворче, святителю Христов отче наш Афанасие, многая моления оставльше о едином тя молим и просим: вознеси твоя святыя молитвы ко Господу Богу и избави нас от осуждения вечнаго и мучений адских, да твоим заступлением сподобимся купно с тобою блаженство рая наследовати и со всеми святыми пети Творцу нашему: Аллилуиа.

Кондак 13

Великий чудотворче, святителю Христов отче наш Афанасие, многая моления оставльше о едином тя молим и просим: вознеси твоя святыя молитвы ко Господу Богу и избави нас от осуждения вечнаго и мучений адских, да твоим заступлением сподобимся купно с тобою блаженство рая наследовати и со всеми святыми пети Творцу нашему: Аллилуиа.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь сил благоплодную доброту души твоея провидя, святителю отче наш Афанасие, ум твой высоким благомыслием просвети, и стопы твоя от юности направи единаго на потребу взыскати. Ты же, уразумев мира сего непостоянство, возжелел единому Богу во иноческом чине служити. Тем же приими от нас сицевые похвалы:

Радуйся, верный рабе Христов, от юных лет Царю Небесному послуживший.

Радуйся, человече Божий, непорочным житием своим Ангелом подобный.

Радуйся, благодарственного юга благодатное прозябение.

Радуйся, острова Крита рождение и возрастание.

Радуйся, иноческое пострижение в тихой обители приявший.

Радуйся, от подвижников благочестию наученный.

Радуйся, млеком истиннаго Евангельскаго учения напоенный.

Радуйся, догматы православнаго богословия добре уразумевый.

Радуйся, заповеди Христовы изучивый и совершивый.

Радуйся, непрестанною молитвою на высоту богомыслия возносимый.

Радуйся, постом и воздержанием душепагубныя страсти умиривый. Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Кондак 1

Избранниче Христов, патриарше Афанасие,скорбное житие и подвиги твоя воспоминающе, любовию Тя, яко пастыря добраго и заступника нашего, песньми почтим. Ты же, имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, святителю Афанасие, великий чудотворче.

Молитва

Святителю Христов, угодниче Божий Афанасие! Велением Божиим жребий служения святительскаго восприим и крест Христов на рамена своя возложив, был еси пастырь добрый, светильник всесветлый, столп непоколебимый, Церкве служитель верный, иерархов начальник,Православия защитник, нечестия искоренитель, сего ради и водворился еси в дому Господа твоего. Тебе убо просим: молися о нас, с верою и любовию притекающих к честным и многоцелебным мощем твоим, не отрини просящих у тебе помощи в скорбех и болезнех. Молитвою твоею предстани ко Всевышнему Владыце, исходатайствуй яже на пользу душ и телес наших и отверзи нам двери милосердия Божия. Ходатайством твоим сохрани Церковь Святую тверду и непоколебиму от навет вражиих. Моли Господа и Владыку, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Соблюди храм сей, в немже вселился еси, от всяких бед и напастей и от всех враг видимых и невидимых, и, якоже в жизни критския люди от неправеднаго агарянскаго убиения избавил еси, тако и ныне на Небесех непрестанно молися ко Господу избавитися нам от всякаго злаго обстояния. Подаждь руку помощи и всем православным христианам, притекающим к честным и нетленным мощем твоим и в молитвах своих тя призывающим. Ускори на молитву и потщися на помощь, имиже веси судьбами, да вси, бесприкладное Божие милосердие видяще и чаемую помощь получивше, славят подавшаго тебе силу и славу Отца и Сына и Святаго Духа, во Единем Существе славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь

Святитель Афанасий. Лубенский чудотворец.

Родился будущий святитель на острове Крит, в городе Ретимне, в 1597 году. В крещении назван Алексеем. Представлял благочестивый и знатный род Пателариев, бывший в близком родстве с царственным домом Палеологов. Род Пателариев отличался незаурядными умственными дарованиями. Отец святителя Афанасия Григорий Пателарий был выдающимся ученым, философом и публицистом. Отрок Алексей учился в школе знаменитого в то время Аркадийского монастыря на Крите. Уже тогда он приобрел твердость убеждений в правоте восточной веры. Он стал знатоком богословия, математики, риторики, грамматики и других искусств и превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянским языками.

В юности святитель был весьма красив лицом, с открытым добрым взглядом, располагавшим к нему людей при первой встрече. Потомок царского рода, богослов, философ и поэт по природе, он пользовался большим вниманием в высоком обществе Крита. Но шумная жизнь не по душе была юноше. Его влекла к себе тихая благочестивая жизнь христианских подвижников, и он принял постриг в Синайском монастыре.

Вскоре монах Афанасий стал известен как выдающийся проповедник и толкователь Св. Писания. В городе Солунь его рукополагают в священника и с миссионерской миссией отправляют к Молдавию и Ваалахию, для которых он перевел на современное народное наречие Псалтырь. В 1631 году за выдающуюся подвижническую и просветительную деятельность был возведен в сан митрополита Фессалоникийского, иначе Солунского.

Святитель Афанасий. Мгарский монастырь.

Константинопольским патриархом тогда был Кирилл Лукарис, состоявший в большой дружбе с протестантами. Сторонники католицизма при султанском дворе воспользовались этим обстоятельством, обвинили его перед султаном в государственной измене, в протестантстве и добились ссылки его в заточение. Они хотели возвести на патриарший престол своего единомышленника Кирилла Контариса, епископа Веррийского. Православные восстали против паписта Кирилла, и настояли на том, чтобы престол временно, до возвращения из ссылки Кирилла Лукариса, занимал Фессалоникийский митрополит Афанасий. На этот раз католики уступили их желаниям, так как знали, что митрополит Афанасий весьма не одобряет учение протестантов, их непримиримых врагов. 5 марта 1634 года митрополита Афанасия избрали действительным патриархом, а 25 марта он был возведен на патриарший престол.

Через 40 дней возвратился Кирилл. Хотя патриарх Афанасий и уступил ему добровольно престол, но по настоянию недругов он все-таки был обвинен в слишком большом налоге поставление. Протестанты хотели этим обвинением опорочить Афанасия в глазах Константинопольской паствы, у которой он за короткое время приобрел любовь и уважение. Суд не признал вину святителя, но цель была достигнута. Обесчещенный и оскорбленный таким обвинением святитель удалился на Афон, где отдался молитвенным подвигам и основал обитель, которая ныне зовется русским Свято-Андреевским Скитом.

Новый Константинопольский патриарх Парфений угрожал святителю, что лишит его даже патриаршего сана, если он не будет доставлять требуемого количества средств на содержание самого Парфения. Дело дошло до того, что через четыре года Афанасия посадили в тюрьму. Чтобы достать средства на уплату долгов, он решил лично поехать к царю Михаилу Федоровичу и просить его о помощи. После страданий в тюрьме и трудных переездов через Балканские горы, в Молдавской земле патриарх заболел.

В 1652 году Афанасия во второй раз возвели на патриарший престол. Кафедра была в запустении; в патриаршей казне денег не было. Иезуиты распространили в Царь-Граде слух, что он в своей проповеди защищал папу. Святитель добровольно отрекся от Вселенского своего престола, сознавая, что силы его окончательно слабеют, и он не в состоянии уже править паствой.

Душевные и телесные страдания надорвали здоровье Афанасия. Вскоре после отречения он отбыл в Молдавию, где он в первое пребывание начал строить Никольский монастырь в г. Галаце, надеясь найти там желанный покой. Однако его земному пути суждено было закончиться в Украине. В то время образовался из балканских народов: сербов, молдаван, влахов, греков и др., союз, с целью освобождения от турок. Афанасий решил поехать в Москву и убедить русского царя Алексея Михайловича объявить себя покроителем восстания.

16 апреля 1653 года патриарх Афанасий, после тяжелого путешествия, благополучно прибыл в Москву. В Москве он прожил до 14 декабря. Святитель достойно и со всем усердием исполнил взятое им на себя поручение. Царь согласился с аргументами Афанасия, однако завершению дела, на которое звал и благословил Русского Царя святитель, помешала война за Украину.

Святитель Афанасий. Мощи сидячего Святителя Афанасия Чудотворца в Благовещенском кафедральном соборе Харькова.

До конца февраля Афанасий гостил у Богдана Хмельницкого и по некоторым данным принимал участие в Переяславской Раде. На подъезде к Лубенскому монастырю Святителю было открыто, что здесь он умрет. Предречение святителя о своей кончине исполнилось через месяц его пребывания в монастыре: от тяжелого дорожного пути растревожились раны, полученные патриархом еще в тюрьме, тело его опухло и он скончался 5 апреля 1654 года, в среду. Его погребли в храме Преображения Господня под амвоном, перед царскими вратами, в сидячем положении, как принято погребать восточных патриархов.