Типы нарушения привязанности. Реактивное расстройство привязанности у взрослых и детей
Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] Бриш Карл Хайнц
Нарушения привязанности у взрослых
На примере специально подобранных картин болезни у взрослых я наглядно показываю, что тематика привязанности продолжает оставаться актуальной также и отношении их симптоматики. Обнаруживаются паттерны нарушений привязанности, аналогичные тем, которые до сих пор были описаны для детского и юношеского возраста.
Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир ЛьвовичДети о взрослых из записей Д.С.В сравнении с тем, как обычно многословны родители в рассказах о детях и о себе, дети -великие молчальники. И не потому, что им нечего рассказать. Потому что некому.- Ты маму любишь?- Угу. (Раз в день люблю, пять раз не люблю.)Перед ликом врача
Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт АлександрДля взрослых детей …укрощение манипулямы(манипуляторши-мамы)……как стать папой своей мамы,дедушкой своей бабушки…Знаешь, что думал мальчик, которого ты вчера спрашивал, почему он грустный?Он подумал: «Да отстань ты от меня…»Януш
Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж НорманПривязанности Иногда в процессе движения группы, у ее членов проявляются сильные привязанности в отношении власти, удовольствия, безопасности, самолюбия, денег или чего-либо другого. Мудрый руководитель указывает на это группе, стараясь не предпринимать каких-либо
Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина СеменовнаИгры для взрослых «Остаться в живых» - родоначальник реалити-шоу на телевидении. Оно было создано и как развлекательная программа, и, возможно, чтобы попытаться узнать что-либо об образе жизни наших предков, которые жили в саванне как охотники и собиратели, каждый день
Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл ХайнцМетоды исследования привязанности у взрослых Теория привязанности Дж. Боулби послужила источником многочисленных исследований, направленных на выяснение природы отношений привязанности, их формирования в детском возрасте, развития и функционирования на протяжении
Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел ДэниелЧасть 2 Нарушения привязанности Привязанность и психопатология Боулби (Bowlby, 1976) в свое время занимался выяснением вопроса, могут ли существовать взаимосвязи между ненадежной привязанностью и какой-то определенной психопатологией. Для агорафобии он смог найти
Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад ГюруНарушения привязанности в младшем детском возрасте До сих пор я описывал нарушения привязанности самих матерей и их влияние на развитие привязанности матери к ребенку. Далее мы переключим фокус нашего внимания на развитие патологических паттернов привязанности у
Из книги Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными автора Гиппенрейтер Юлия БорисовнаНарушения привязанности в школьном возрасте
Из книги Как контролировать себя и других автора Лонг ПитерНарушения привязанности в подростковом возрасте В подростковом возрасте особое значение придается таким аспектам, как привязанность, расставание и сепарация. Видимо, специфическая для возраста сепарация и расставание с родителями на этой стадии проходит тем легче, чем
Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна ВладимировнаВопросы к «Интервью о привязанности для взрослых» 1. Для начала расскажите кратко о своей семье. Просто скажите, где вы родились, где жили, часто ли переезжали и чем ваши родители занимались в профессиональном плане. Проводили ли вы в детстве много времени со своими
Из книги автораИнтервью для оценки привязанности у взрослых Существует специальное интервью для оценки того, как мы, взрослые, сумели осмыслить свою жизнь. Оно состоит приблизительно из следующих вопросов: каким было ваше детство? Как характеризовались отношения с каждым родителем
Из книги автораСерьезные нарушения привязанности Некоторые дети имеют дезорганизованную привязанность. Их поведение характеризуется противодействиями, смятением; они могут внезапно застыть или начать странно себя вести. В этом случае родители в очень незначительной степени
Из книги автора Из книги автора1.2. А как у взрослых? Но зародить эмоции можно не только в новом маленьком неопытном человечке. Вполне зрелые люди могут стать объектом зарождения эмоции, воспитывая ее в себе самостоятельно или поневоле. Так, многие из нас на определенном этапе своего жизненного пути
Нарушение привязанности у детей-сирот и ее восстановление в замещающей семье
«Привязанность-это стержень, на который
надевается вся личность человека»(Из выступления Л.Петрановско
1 июня 2012года на лекции в Сахаровском центре г.Москвы)Привязанность - это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.
Потребность в привязанности - т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением - является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально — и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, ведь вся их внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть в буквальном смысле этого слова.
Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. Так как развитие совести тоже основано на общем развитии мозга, при нарушении привязанности совесть тоже формируется недостаточно или вообще не формируется.
В результате, дети, подвергшиеся жестокому обращению в раннем детстве, не только лишаются детства и теряют способность устанавливать и поддерживать близкие, теплые отношения с другими людьми, но не получают и базовых социально-моральных принципов, демонстрируя агрессивность, страсть к разрушениям и антиобщественное поведение.
К сожалению, нарушение привязанности проявляется в поведении ребенка даже тогда, когда он находит новую семью, готовую дать ему заботу и любовь. Более того, такие дети вырастают во взрослых, которые глобально не доверяют миру и окружающим, так как уверены, что никто не сможет и не захочет позаботиться о них.
Как формируется привязанность
Привязанность - это глубинный и всегда взаимный процесс, в котором участвуют и ребенок, и мать (или любой другой постоянно ухаживающий за ребенком взрослый).
Как известно, для выживания младенцу необходимы постоянный уход и внимание со стороны взрослых. Под "уходом" в данном случае следует понимать не только кормление и базовый гигиенический уход, но и прикосновения, взгляды и улыбки, движение вместе со взрослым и первые "разговоры" родителя с ребенком.
В полноценной семье в первые два года жизни ребенок многократно проходит через здоровый цикл формирования привязанности. В чем заключается этот цикл? Как только у ребенка появляется какая-то потребность (голод, холод, одиночество и пр.), он проявляет ее беспокойством или плачем. Услышав плач, заботливая мама подходит к ребенку и успокаивает его, тем самым удовлетворяя его потребность. Если этот цикл повторяется много раз и соответствующие потребности ребенка каждый раз удовлетворяются нужным образом одним и тем же взрослым, то ребенок начинает доверять ему. И это доверие становится основой его дальнейшего развития. Кроме того, у ребенка формируется тесная эмоциональная связь с мамой, которая следит за его благополучием и безопасностью.
Схематически цикл формирования привязанности в первый год жизни можно изобразить так:
Если ребенок успешно прошёл цикл формирования привязанности на первом году жизни, то скорее всего на втором году цикл (который тоже будет повторяться многократно) будет выглядеть так:
Только при условии успешного завершения цикла второго года ребёнок может научиться принимать ограничения, установленные извне. И только пройдя оба цикла - как первого, так и второго года, - ребёнок по-настоящему научиться доверять, отвечать взаимностью и управлять своими эмоциями. Это именно то время, когда закладывается совесть, самооценка, способность к состраданию и логическому мышлению. Нарушения в каком-либо из циклов будут иметь последствия на всю последующую жизнь ребенка, если он не получить своевременной педагогической и терапевтической поддержки.
Что может нарушить привязанность
Реактивное расстройство/нарушение привязанности (англ. reactive attachment disorder - RAD ) - это серьезное психологическое расстройство. Оно развивается у тех детей, которые в раннем детстве подвергались заброшенности, жесткому обращению или каким-то другим негативным воздействиям со стороны родителей или других взрослых. В частности, реактивное расстройство привязанности может быть вызвано одним или сочетанием следующих факторов:
- Преждевременные роды.
- Внутриутробное отравление алкоголем и/или наркотиками (если биомать употребляла их во время беременности).
- Беременность, которая была крайне нежеланна для биоматери.
- Послеродовая депрессия у биоматери.
- Ранняя разлука с биоматерью.
- Эмоциональная отрешенность биоматери из-за психических расстройств, алкогольной или наркозависимости.
- Жестокое обращение или крайняя запущенность в первые годы жизни ребенка.
- Крайняя педагогическая некомпетентность биородителей (например, если биомать была слишком молода и не интересовалась воспитанием ребенка).
- Частая смена ("калейдоскоп") взрослых, ухаживающих за ребенком (например, частая смена воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое).
- Госпитализация ребенка, даже на относительно недолгий (с точки зрения взрослых) срок.
- Не диагностированная и поэтому не излеченная острая боль или хроническая болезнь (например, особо сильные колики или ушная инфекция у младенцев).
- Серьезная травма.
- Болезненные и/или обширные медицинские процедуры.
Нарушение привязанности может развиться даже в самые первые месяцы жизни, когда ребенок вроде бы не осознает себя. Дело в том, что если уже в грудном возрасте ребенок подвергается заброшенности или жесткому обращению, его организм вырабатывает постоянно повышенное количество гормонов стресса. В итоге урок о том, что мир - это страшное и жестокое место, закрепляется в мозгу младенца на биохимическом уровне. Если вернуться к схеме формирования привязанности из предыдущего раздела, то его нарушенный вариант выглядит так:
Сравнив этот цикл с нормальным, можно заметить, что "сбой" происходит на этапе реакции родителя на плач ребенка. Допустим, мать ребенка страдает алкоголизмом и поэтому каждый раз, когда ребенок плачет от голода, она либо не реагирует (если сильно пьяна), либо реагирует каждый раз по-разному (или кричит и бьёт ребенка, или просто выходит из комнаты). Бывает и так, что хотя за ребенком ухаживает сразу несколько взрослых по очереди (как в случае нянечек в роддоме или воспитательниц в доме ребенка), ни один из них не прислушивается к ребенку и не заинтересован в его благополучии, поэтому на его плач реакция либо непоследовательная, либо никакая вообще. И в том, и в другом примере базовые потребности ребенка не будут удовлетворены. Даже хуже того: в ответ на призыв о помощи вместо утешения ребенок часто получает не просто безразличие, а удар.
Естественно, что ребенок укрепляется во мнении, что мир - это очень опасное, полное боли и одиночества, что никто из взрослых не может и не хочет защитить его, что никому нельзя доверять. Ребенок стремится к полному контролю происходящего, потому для него контроль - это синоним самой жизни. Вместо доверия и привязанности к взрослым он чувствует гнев - и этот гнев так велик, что вытесняется в подсознание.
Конечно, не всегда нарушение привязанности носит столь радикальный характер. Расстройство привязанности может быть как сильно выраженным, так и легким и сравнительно просто корректируемым. Специалисты выделяют четыре типа нарушенной привязанности:
- При пренебрежении либо гиперопеки со стороны родителей обычно развивается негативная (невротическая) привязанность. Такой ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их.
- Если родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — каждый раз бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему (типично для алко- и наркозависимых родителей), у ребенка может развиться амбивалентная привязанность. В этом случае ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него.
- Если имел место болезненный разрыв отношений с близким взрослым, и ребенок «застрял» в состоянии горя; либо если разрыв воспринимается ребенком как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой, то ребенок может проявить избегающую привязанность. Ребенок с этим типом нарушенной привязанности угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять».
- У детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности, развивается дезорганизованная привязанность. Дело в том, что жизнь научила таких детей выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Это особенно тяжелый тип нарушения привязанности с точки зрения возможной коррекции.
Симптомы нарушения привязанности
Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности, перечисленных ниже:
1.Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.
2.В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.
3.Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).
4.Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.
5.Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.
6.Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.
7.Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.
8.Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.
9.Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.
10.Склонен к членовредительству ("ауто-агрессия"), к "несчастным случаям".
11.Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.
12.Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других.
13.Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.
14.Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.
15.Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи.
16.Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.
17.Страдает недержанием моги (энурез) и/или недержанием кала (энкопрез).
18.Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.
19.Плохо учится.
20.Постоянно задает бессмысленные вопросы и "трещит языком".
21.Болезненно преувеличивает собственную значимость.
22.Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности.
Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:
- Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
- Ребенок требователен или "прилипчив", но только когда ему этого хочется ("на своих условиях").
- Ребенок страдает нарушениями сна.
- Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
- У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
- Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.
Как восстановить привязанность?
Идеальной средой для формирования привязанности является семья. Только в полноценной семье ребенок находится в постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым он особенно привязан. Несмотря на то, что число таких взрослых невелико, именно они дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Вне семейного окружения, без "только своей" мамы или другого значимого взрослого установление привязанностей крайне затруднено.
Если ребенок имел положительный опыт воспитания в родной семье, но неожиданно теряет мать или другого человека, выполнявшего ее роль, то последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую. Напротив, помещение ребенка в приют или детский дом с "обезличенным" типом воспитания только усиливает отрицательные последствия.
Бывает и так, что у ребенка не появляется никакого опыта привязанностей, и это наиболее непростые для коррекции случаи. Например, если ребенок с самого рождения воспитывался в доме ребенка, где не оказалось ни одного взрослого, способного стать для него эмоционально близкой фигурой; или если отношения в родной семье были таковы, что вместо минимальной заботы и душевного тепла, ребенку доставались только побои, издевательства, а порой голод или многодневное одиночество.
Как научиться получать и отдавать любовь и нежность рядом с матерью-алкоголичкой, которая в ответ на голодный плач ребенка либо бьет его, либо невнятно мычит что-то в пьяном угаре? Как можно оставаться ласковым и слабым, если только агрессия отпугивает собутыльников родителей, задумавших жестокий розыгрыш или травлю самого беззащитного участника "посиделок"? Но если во младенчестве все эти навыки помогли ребенку выжить физически, в эмоционально-душевном плане они превратили его в "маугли". И чем старше становится ребенок, тем больше они начинают тормозить его физическое и эмоциональное развитие, ведь когда все внимание уходит на постоянный контроль и борьбу с окружающими, не остается ни времени, ни сил на саморазвитие, на игру, на радость жизни.
Естественно, такое поведение создает в приемной семье атмосферу постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.
Чтобы сохранить покой в доме и исцелить своего ребенка, приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у их ребенка, но и владеть особыми методами "терапевтического воспитания" .
Основные принципы "терапевтического воспитания":
1.Главное правило "терапевтического воспитания" для родителей - сначала позаботьтесь о себе!
2.Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.
3.Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.
4.Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.
5.Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте "естественные последствия". Но когда такие последствия "наступают", проявите сочувствие к вашему ребенку.
6.Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.
7.Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.
8.Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.
9.Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.
10.Будьте последовательны.
11.Избегайте споров с ребенком о том, "кто главнее".
13.Не теряйте чувства юмора.
Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.
Материал подготовил педагог-психолог КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского Шамарданова Е.А.
Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности (англ. reactive attachment disorder - RAD ) , перечисленных ниже:
Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.
В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.
Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).
Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.
Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию (см. п. 21).
Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.
Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.
Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.
Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.
Склонен к членовредительству ("ауто-агрессия"), к "несчастным случаям".
Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.
Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других (см. п. 14).
Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.
Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.
Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи (см. п. 11).
Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.
Страдает недержанием мочи (энурез ) и\или недержанием кала (энкопрез ).
Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.
Плохо учится.
Постоянно задает бессмысленные вопросы и "трещит языком".
Болезненно преувеличивает собственную значимость.
Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности (см. п. 4).
Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:
Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
Ребенок требователен или "прилипчив", но только когда ему этого хочется ("на своих условиях").
Ребенок страдает нарушениями сна.
Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.
Важно отметить, что у приемных родителей таких детей тоже проявляются некоторые типичные "симптомы" . Например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены. После безуспешных попыток исправить поведение такого ребенка "просто любовью" приемные родители начинают сомневаться в своей педагогической состоятельности, что приводт к срывам на ребенка. Но после каждого срыва родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется. Ситуация усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции.
* по материалам сайтов:
http://www.attachmentdisorder.net
http://www.attachmenttherapy.com
По мнению автора сайта, ниже описан типичный случай нарушения привязанности у приемного ребенка младшего школьного возраста (отсюда), симптомы нарушения привязанности отмечены отдельно:
"Андрей появился в моей семье в январе... года. Ему было 10, 5 лет, диагноз ДЦП. Так получилось, что я не смогла его принять, он вызывал у меня физическое отторжение с первых дней. Но у меня такой характер, что если сказала - забираю, значит забираю.. Поэтому, когда увидела первый раз, почувствовала неприязнь, подумала - ничего, привыкну и забрала.
Но первые несколько месяцев все было не так критично.Он постоянно писался , причем не в кровать, у него нет недержания. Он просто забывал сходить вовремя в туалет , а когда уже было невтерпеж, по пути в туалет он писал в штаны, на пол... Первое время я к этому относилась как к данности, думала это следствие болезни, но месяцев через 7-8 я узнала, что он просто не считает нужным пойти в туалет, как только почувствует желание писать . Ну и покакать в штаны или в ванную, когда мылся , он тоже мог.
Добавим к этому вранье , лень, стукачество на других детей, его постоянное - не я .На фоне всего мое отторжение превратилось в ненависть, он вызывал у меня отвращение, я начала срываться, пороть его. Он в ответ еще тупел... Это был просто замкнутый круг. Конечно я понимала, что наказания это не выход и запретила себе прикасаться к Андрею в гневе. Но от этого было только тяжелее, наверное. Дикое отвращение накрывало от одного взгляда на него. Я не говорю об прикосновениях... Пробовала писать другим приемным мамочкам, советовалась, но облегчение было кратковременым... Нередко накрывало желание вернуть его, хотя я понимала, что никогда этого не сделаю.
Этой осенью я попала к психологу, он не специализировался на приемых детях. [...] У меня что-то отлегло. Нет, не полюбила, но как-то приняла его таким, как он есть, перестала требовать хороших оценок. Решила - я не волшебница и не могу творить чудес, он такой, какой есть, не сможет ходить, учиться, работать - устрою в 20 лет в пансионат и буду его навещать, дети его тоже не оставят...
[...] Сс тех пор он не писается, учится на 4 и 5, перестал врать. Начал намного лучше ходить. И вот когда у меня стало меньше поводов его ругать и наказывать, а Андрей стал радовать меня хорошими оценками, у меня отпустило отвращение. В начале января был один инцидент, я вышла из машины в магазин, Андрюха описался прямо в машине на сидение. Я поначалу поднялась, как и раньше, наорала, было дикое желание выпороть. Но как-то быстро взяла себя в руки, не стала нагнетать ситуацию, и все быстро пришло в норму.
Сейчас я не могу похвастаться любовью к нему, но и отвращения, раздражения нет. А он это чувствует и начал раскрываться, у него с лица ушло напряжение, он стал ходить по дому и петь. Бывают моменты, что я без напряга могу обнять его, поцеловать. А ведь совсем не давно мне стоило больших усилий просто прикоснуться к нему. Буду рада, если кому то будет полезна эта моя история не любви".
Пессимизм, жалость к себе и отсутствие веры может быть симптомами состояния, которое называется расстройство привязанности. Оно начинается в детстве и становится частью своей личности в зрелом возрасте, если не избавиться от этого.
Реактивное расстройство привязанности у взрослых является проблемой, которое начинается в самые впечатлительные годы детства и проявляется в течение долгого времени взрослой жизни, в гораздо тяжелой форме. Причиной этого может быть пренебрежение родителями, отделение от родителей из-за смерти или развода, или физическое или сексуальное насилие в детстве. Из-за этих обстоятельств, у детей постепенно развивается чувство отрешенности.
Они не в состоянии сформировать длинные и прочные отношения и найти доверие даже среди близких. Если не устранить в нужное время, это будет продолжаться в зрелом возрасте, и в конечном итоге станет серьезным психологическим расстройством. К счастью, лечение возможно в определенной степени посредством консультирования и является чрезвычайно важным, просто потому, что это отношения, которые формируют важные связи в жизни.
Кроме того, симптомы этого расстройства могут стать достаточно серьезным в будущем, чтобы привести к опасному, самоубийственному поведению. Наличие всего одного симптома или симптома в течение короткого периода времени, не может быть достаточным доказательством на наличие этого условия.
Импульсивность: взрослые с расстройством привязанности предаются импульсивному поведению, о котором они могут сожалеть позже.
Отрицательное и провокационное поведение: это условие создает общий негативный настрой и приводит к провокационному поведению, что злит других вместе с собой.
Желание по контролю: лица имеют сильное желание контролировать свое окружение и манипулировать людьми и событиями вокруг себя. Они могут использовать средства, такие как ложь, обман, и даже кражу, чтобы контролировать.
Устойчивость к любви и руководству: естественный симптом расстройства привязанности является отсутствие возможности сопереживания или сочувствия к кому-либо. Люди, которые страдают от этого расстройства, также сталкиваются с трудностями в предоставлении и получении любви и привязанности от других. Они не в состоянии развивать чувства близости. Они также отказываются принимать общие советы и рекомендации от других.
Отсутствие доверия: наряду с отсутствием способности сопереживать, такие лица не в состоянии развить доверительные отношения с другими, независимо от их близости с человеком.
Гнев и агитации: взрослые, страдающие расстройством привязанности глубоко печальные и подавленные в течение какого-то времени и чувствуют себя изолированными. Они скрывают эти черты показывая гнев открыто или тайно. Гнев отображается через разрушительное, жестокое и враждебное поведение, и такие лица могут часто спорить с теми, кто не согласен с ними.
Поверхностные
Положительные черты: другая сторона медали в том, что, несмотря на вышеуказанные симптомы, с людьми, которые страдают от этого расстройства, можно интересно и занимательно поговорить.
Наркомания: взрослые, страдающие расстройством привязанности, могут баловаться токсикоманией — алкоголь и наркомания; они могут также страдать от пристрастия к азартным играм.
Беспомощность: из-за симптомов изоляции и депрессии, лица, чувствуют себя беспомощными.
Отсутствие ответственности: это означает, что они отказываются принимать на себя ответственность за их негативные действия и не в состоянии справиться с конфликтом.
Путаница: такие люди всегда путают, недоумевают и одержимы найти ответы на свои вопросы. Эта путаница приводит к общей нехватки концентрации.
Взрослые, которые страдают от расстройств крепления наиболее часто испытывают страх и печаль. Они глубоко желают любви и привязанности, но не в состоянии эффективно изобразить эти желания. Негативный опыт в детстве приводит их в отрицание, и они не в состоянии понять эмоции, такие как любовь и привязанность. Такие люди требуют передовых терапевтических методов.