Внутренняя и внешняя политика александра 2 причины. Внешняя политика Александра II


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Александр II . Внутренняя и внешняя политика

Введение

император государственный реформа крепостной

История реформ - одна из наиболее актуальных и злободневных тем в исторической науке. Изучение опыта реформаторства, на наш взгляд, крайне важно, так как ни одна реформа, даже самая радикальная, в этом и есть ее принципиальное отличие от революции, не уничтожает существующие в обществе порядки и чаще достигает поставленной цели. Немаловажное значение для понимания путей и способов развития страны представляет анализ механизмов подготовки преобразований. Для объективного понимания сущности, природы и направленности реформирования необходимо детально разобраться, каким образом готовились проекты преобразований. Их анализ позволит выстроить логическую цепочку, определить сущность и направленность реформаторского процесса. Особенно эта проблема актуальна при изучении преобразований Императора Александра II. Исследование проектов реформ императора позволит ответить на вопросы: была ли у них социальная база; кто стоял за теми или иными преобразованиями, почему у различных социальных групп рождались аналогичные проекты по сходным вопросам, что мешало осуществлению

Александр II Николаевич (17 апреля 1818 - 1 марта 1881) - старший сын императора Николая I и его жены императрицы Александры Федоровны. Вступил на престол после смерти своего отца императора Николая I. Император с 19 февраля 1855 года.

Время правления: 1855-1881.

1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.

Воспитателями наследника престола были генерал К.К. Мердер и поэт В.А. Жуковский . Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными делами, с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года - и Синода.

При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19 февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок общественного крестьянского управления. По Судебной реформе 1864 года судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и законодательной. В гражданских и уголовных процессах были введены начала гласности и суд присяжных, объявлялась несменяемость судей. В 1874 году вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной службы с низших сословий. В это время были созданы высшие общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве), основаны 3 университета - Новороссийский (1865 г.), Варшавский (1865 г.) и Томский (1880 г.). В 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а также некоторых книг. Проводилась постепенная отмена исключающих и ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских циркуляров. Следствием этого явился подъем демократического движения в стране, приведший к революционному террору. Император Николай I оставил своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся поражением России и подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году было окончено покорение Кавказа . По Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен Амурский край (1858 г.), а по Пекинскому - Уссурийский (1860 г.). В 1864 году русские войска начали поход в Среднюю Азию , в результате которого были захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г.) и Ферганскую область (1873 г.). Русское владычество распространилось вплоть до вершин Тянь-Шаня и до подножия Гималайского хребта. В 1867 году Россия продала США Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878 гг., завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. Кроме того, к России были присоединены Ардаган, Карс и Батум с их округами.

1 марта 1881 года император Александр II был смертельно ранен брошенной в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в Петропавловском соборе.

Коронация Александра II

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Александр II короновался 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля. Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В.А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной «муштры» того времени не смог.

В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет от являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем «начал Священного Союза», руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: «повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее…», говорили, что «государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. «В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал «откровенного изложения всех недостатков». Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности.»

2 . «Великие реформы» 60 -7 0 - х годов

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: «Да утверждается и совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности…»

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И. Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.

Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I

Отмена крепостного права

3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.

В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюрократии».

Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.

Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.

«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.

«Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.

Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего «мира»), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически «уравнительно» их перераспредели.

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в «Колоколе», Н. Чернышевского в «Современнике».

Земская реформа

После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов) - проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы - в составе председателя и нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

Городская реформа (в продолжение земской )

1 6 июня 1870 года было издано «Городовое положение», по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью - все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

Судебная реформа

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

суд делается устным и гласным;

власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;

основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;

устраняется канцелярская тайна;

и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

Военная реформа

а) Военное управление подверглось также преобразованиям.

Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.

Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников - 47 тысяч, нижних чинов - 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

б) Перестройка комплектованя армии

Милютин сумел доказать Александру 2 всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени. Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н.И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф.Л. Гейденом. Работа комиссии продвигалась крайне медленно.

Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись всесословной воинской повинности, которая заставила бы «благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

Особенно усердствовали фельдмаршал А.И. Баратинский, шеф жандармов П.А. Шувалов, «всесторонний консерватор» Д.А. Толстой, военный писатель и публицист генерал Р.А. Фадеев. Прибегнув к поддержке М.И. Каткова и К.П. Победоносцева, они поощряли выступления в печати противников военных реформ, превратно истолковывая и порицая готовящиеся нововведения.

Наиболее сильным нападкам подвергалось намерение ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии.

Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно от войска».

Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию.

7 ноября 1870 г. военный министр представил записку «О главных основаниях личной воинской повинности», одобренную императором. Через 10 дней для разработки предложенных мер «высочайшим повелением» были созданы две комиссии: одна - по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения.

Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй - о возврате призываемых на службу, третий - о денежных расходах по призыву, четвертый - о вольноопределяющихся и о военной замене.

Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов: 1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3) о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7) о казачьих войсках; 8) об иррегулярных милициях; 9) о государственном ополчении. В 1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав нескольких командующих военными округами.

Представляют определенный интерес обсуждавшиеся на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило справедливо отмечает в своем исследовании М.Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность в связи с проводимыми в армии реформами.

Напомним, территориальная система комплектования предусматривает пополнение войск личным составом за счет призывных контингентов, прибывающих вблизи мест дислокации воинских частей.

Такая система облегчает отправку призывников в свои части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на военные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводить отмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем эта система при недостатке численности призывников в районах дислокации воинских частей затрудняет их укомплектование необходимыми специалистами. Имеются и другие изъяны.

Организационная комиссия, признав невозможность полного применения в России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: «В устройстве армии применить из начал территориальной системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможность перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных районов, комплектование каждой части армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при приведении на военное положение…»

Исходя из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всю Европейскую Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного батальона, двух батарей артиллерии, одного эскадрона кавалерии.

По завершении работы комиссии о воинской повинности Д.А. Милютина 19 января 1873 г. представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета считали эту реформу преждевременной, другие требовали привилегий для дворянства.

Наконец 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержден Александром 2. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 - 40 лет.

В «общих основаниях» сказано, что «защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина».

Нанимать за себя охотников или откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.

Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.

«Милютин обратил дело защиты родины, - писал А.Ф. Кони, - из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичного несчастья в общую обязанность».

Общий срок службы по новому закону устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте - 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года - в запасе. Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися на сокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет в запасе), для призывников с начальным образованием - 4 года (в запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы.

В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся-то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет).

От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм.

В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска.

В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесные наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования.

В рескрипте Александра 2, оценивавшем заслуги Д.А. Милютина, говорилось: «Проникнутый горячей заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во внесенном вами в Государственный совет проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях».

Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов.

Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию.

В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число леи (действительной службы и запаса). Предельный возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет.

Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительная часть «инородческого» населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания, менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства.

Данные, показатели призыва в течение первых семи лет после принятия закона о всесословной воинской повинности, представлены в таблице.

Из приведенных данных видно, что процент призываемых, получивших льготы по семейному положению, составлял в среднем 51,5%.

Лица, освобожденные от службы по зачетным квитанциям, не насчитывали даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные квитанции продавались правительством по числу вступивших в ряды армии охотников, а также выдавались как отдельным семьям так и обществам: 1) за ратников, которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за сданных в рекруты сверх набора и т.д.

Характерно, что с каждым годом увеличивалось число лиц, которым были предоставлены отсрочки по образованию.

Перевооруж ение армии

Перевооружение армии происходило в несколько этапов и окончательно завершилось в 70-х годах. Примерно до 1867 г. проводилась замена гладкоствольного оружия нарезным, заряжающимся с дула, затем вводилась нарезное оружие, заряжающееся с казенной части.

По высочайшему повелению 15 марта 1869 г. на Военное министерство была возложена задача в кратчайший срок перевооружить армию скорострельными ружьями.

На смену нарезного, заряжающегося с дула ружья, пришло заряжающееся с казенной части сначала системы Крынка (Кренке-Гогенбург - австрийский оружейный мастер, изобретатель в области стрелкового оружия. Винтовка Крынка обладала наибольшем прицелом на 600 шагов и заряжалась с казенной части), затем Карле (изобретатель в области стрелкового оружья, винтовка его системы отличалась скорострельностью и прочностью устройства) и, наконец, берданка (однозарядная винтовка калибра 4,2 линии - 10,67 мм). Разработана она командированным в США русскими инженерами полковником А.П. Горловым и капитаном К.И. Гуниусом при содействии американского полковника Х. Бердана. Создана под патрон с металлической гильзой, заряжалась с казенной части, имела откидной затвор. В конце 60-х годов она была принята на вооружение русской армии под названием «малокалиберная стрелковая винтовка образца 1868 года системы Бердана №1». В США ее справедливо назвали «русской винтовкой».

В 1970 г. на вооружение был принят усовершенствованный образец берданки со скользящим затвором. Имелись 3 типа этой винтовки (пехотная, драгунская и казачья), а также карабин, различавшиеся длинной, массой и незначительными изменениями конструкции. Пехотная берданка имела дальность стрельбы 1100 метров и скорость до 8 выстрелов в минуту.

В компанию 1877-1878 гг. все три типа ружья (Крынка, Карле и Бердана) находились на вооружении русских войск.

Особенно интенсивно, как было распределено это стрелковое оружие. Из имевшихся 48 пехотных дивизий 27 были вооружены винтовками системы Крынка, 16 - новыми малокалиберными винтовками и 5 дивизий из числа расположенных на Кавказе - игольчатыми винтовками системы Карле.

Стрелковые батальоны были оснащены скорострельными малокалиберными винтовками образца 1868 г. (т.н. Бердана №1). На вооружении войск отдельных округов (Туркестанского и двух Сибирских) находились винтовки системы Карле. Драгунские полки обеспечивались винтовками системы Крынка и только некоторые полки были вооружены малокалиберными драгунскими винтовками. Гусарские и уланские полки с 1875 г. снабжались малокалиберными кавалерийскими карабинами. Наконец, в казачьи полки поставлялись малокалиберные казачьи винтовки.

Итак, к началу русско-турецкой войны в 1877 г. только третья часть всей пехоты была вооружена малокалиберными винтовками, большая же часть ее обеспечивалась ружьями системы Крынка.

Пистолеты в войсках повсеместно заменялись револьверами система Смита-Ватсона, образца 1871, 1874 и 1880 гг.

Соответственно с новыми требованиями к вооружению преобразовалась отечественная военная промышленность. В первую очередь была перестроена деятельность Тульского, Ижевского и Сострорецкого оружейных заводов. Военные заводы подверглись коренной технологической реконструкции. Потребовалось создание новых промышленных предприятий и производств. Было проложено несколько стратегических железных дорог к западным границам и на юг. В 1870 г. созданы специальные железнодорожные войска.

Для перевооружение артиллерии чрезвычайно важное значение имело создание Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также достижение русских ученых и инженеров П.М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н.В. Маиевского, и др.

Так, благодаря открытию П.М. Обухова в России впервые в мире стали создаваться стволы орудий из литой стали. В результате в 60-х годах Россия наряду с Германией превратилась в монополиста по производству стальных орудий. Тем не менее в условиях общей экономической отсталости полностью преодолеть зависимость русской армии от зарубежных поставок не удалось.

В полевой артиллерии в 1866 г. установлены, как образцы орудий стальные пушки 9-ти и 4-х фунтовые, а в 1970 г. введены скорострельные орудия. В осадной артиллерии вместо гладкоствольных орудий учреждены нарезные, а вместо медных - стальные.

Большая работы по перевооружению артиллерии проведена под непосредственным руководством генерала А.А. Баранцова.

Началась перестройка крепостей по плану, составленному генералом Э.И. Тотлебеном. Однако она не была закончена из-за недостатка средств.

Переход к новому вооружению поощрял развитие военной теории. В это время появились работы крупных военных теоретиков Д.А. Милютина, Г.А. Леера, М.И. Драгомирова и других. Труды их по вопросам стратегии, тактики и военной истории оказали большое влияние, как на ход самих военных реформ, так и на развитие военного искусства во 2-й половине 19в

Изменение в боевой выучке

Перевооружение армии внесло существенные коррективы и в боевую подготовку. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Был издан ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий.

Например, в Воинском уставе о строевой и пехотной службе 1862 г. много внимания уделялось одиночному обучению. В 1863 г. был введен Дисциплинарный устав и издан специальный приказ по обучению рекрутов, в котором предписывалось обучать их обучению с ружьем, заряжению и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного строя при непременном условии сознательного усвоения. Серьезно значение придавалось обучению стрельбе в цель, строевой и огневой подготовке, применению к местности, саперному делу.

С начала 70-х годов, как тактические учения, так и стрельбы артиллерии начинают проводиться в обстановке, приближенной к боевым условиям. В целях доведения искусства «цельной» стрельбы полевой артиллерии «до возможной степени совершенства» вводилась новая программа практических стрельб, увеличивались денежные поощрения - призы наводчикам за отличную стрельбу. При проведении боевых стрельб практиковалась смена прислуги и лафетов у орудий, вызывались запасные наводчики, менялись лошади и упряжки и т.п.

Для подготовки кавалерии к пробегам на большие расстояния совершались ускоренные марш-маневры на дальние дистанции.

Значительно было усилено физическое воспитание солдат. В войсках преподавали гимнастику и фехтование, создавались гимнастические городки, сооружались различные укрепления, которые солдаты учились штормовать. Больше заботы проявлялось о повышении грамотности среди солдат. Издавались специальные солдатские журналы, открывались ротные и полковые библиотеки. В военных академиях, а также в крупных центрах дислокации войск в определенные дни для всех желающих практиковались лекции по различным вопросам военных знаний. Наряду с этим в тактической подготовке войск сохранялись отдельные старые принципы (сомкнутый строй, недостаточное использование возможностей нового вооружения: скорострельности, стрельбы на дальние дистанции, по закрытым целям). Отпуск снарядов для стрельбы был крайне ограничен. По-прежнему игнорировалась стрельба с коны и действия в пешем строю. Кавалерия была слабо подготовлена к нанесению разведывательной службы.

Перемены в подготовке военных кадров

Для улучшения подготовки офицерского корпуса в середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений где после смерти генерал-адъютанта Ростовцева главным начальником в 1860-1862 гг. стал великий князь Михаил Николаевич. В соответствии с потребностями было уменьшено число этих заведений и улучшено качество обучения в них.

Общее образование было отделено от специального, расширен доступ лицам недворянского происхождения. В 1863 г. в составе Военного министерства создано Главное управление военно-учебных заведений, возглавил которое Н.В. Исаков, ставший непосредственным руководителем реформы военного образования. Управление, заменившее Главный штаб его императорского величества по военно-учебным заведениям, ведало всеми военно-учебными заведениями, кроме специальных, которые находились в ведении соответствующих управлений и Главного штаба. Для согласования деятельности всех военно-учебных заведений Военного министерства был учрежден Главный военно-учебный комитет.

В 1862 г. офицерские классы Морского корпуса преобразовались в Академический корпус морских наук. В 1863-1866 гг. 12 кадетских корпусов заменили военными гимназиями (со временем их число увеличилось). Военные гимназии являлись средними учебными заведениями военного ведомства типа реальных училищ. Они готовили воспитанников к поступлению в военные училища. Курс обучения был 6-летний, с 1874 г. - 7-летний. В 1863 г. созданы новые военные училища. Для подготовки пехотных, кавалерийских и казачьих офицеров с 1864 г. ввели юнкерские училища со сроком обучения 2 года, в которые принимались юноши, окончившие средние учебные заведения.

С 1876 г. в военные учебные заведения стали приниматься лица из всех сословий. Несмотря на это, большая часть юнкеров была из дворян. А в некоторых привилегированных училищах обучались почти исключительно дворяне. Вновь введенный порядок производства в офицеры предусматривали обязательное окончание курса юнкерского училища или сдачу при нем установленного экзамена.

В 1868 г. для обеспечения контингента юнкерских училищ 8 военно-начальных школ были реорганизованы в военные прогимназии.

Реформа затронула и высшее учебные заведения - академии. В них пересматривались учебные планы и программы.

Помимо существовавших Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Медико-хирургической академии, в 1867 г., как отмечалось выше, открылась Александровская военно-юридическая академия.

В 1872 г. при академии открывались первые в России женские курсы ученых акушерок, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была создана Морская академия.

Всего к 1880 г. в числе военно-учебных заведений значилось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус. Реформа военно-учебных заведений позволила значительно уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки.

Обновление иррегулярных войск

Весомые преобразования распространялись и на иррегулярные войска (войска, не имевшие единой и постоянной организации или отличавшиеся от регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и др. В России в 18 - начале 20 вв. - казачьи войска и др.).

К началу 1871 г. в ведении Военного министерства состояли следующие казачьи войска: Донское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское; Енисейский и Иркутский конные полки и три казачьи пешие команды.

Изданы новые положения о воинской повинности и военной службе казаков. Казаки получили новое вооружение. Казачьи части, бывшие на действительной службе, поставлены в равные условия с регулярными войсками. В первую очередь преобразования проведены в шести казачьих войсках: Донском, Уральском, Оренбургском, Семиреченском, Забайкальском и Амурском. Новый устав о воинской повинности позже был введен в четырех казачьих войсках: Кубанском, Терском, Астраханском и Сибирском.

Некоторые преобразования коснулись и так называемых инородческих войск. К началу 1871 г. на службе состояли следующие части: лейб-гвардии Кавказский эскадрон Собственного Его Величества конвоя, Дагестанский и Кутаисский конно-иррегулярные полки, милиция; Дагестанская, Терская, Андийская и Кубанская, Грузинская пешая дружина и Гурийская пешая сотня. Во всех этих частях состояло на службе по спискам 131 офицер и 5612 нижних чинов. Для новобранцев из крымских татар и башкир Оренбургской губернии были в 1874 г. образованы Крымский, Татарский и Башкирский эскадроны, вскоре переформированы и дивизионы. С декабря 1876 г. по распоряжению главнокомандующего Кавказкой армией началось формирование новых инородческих частей на Кавказе.

Реформы в области просвещения

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Подобные документы

    Александр II до коронации и в первые годы царствования. Великие реформы 1863-1874 годов. Необходимость реформ. Отмена крепостного права. Земская, городская, судебная, военная, финансовая реформы. Реформы в области просвещения и печати.

    реферат , добавлен 18.01.2003

    Александр II и его окружение. Периодизация реформ, основанная на принципе ситуации реформ. Судебная и военная реформы. Реформы в области народного образования. Земская реформа и городская реформа. Крестьянская реформа - отмена крепостного права.

    реферат , добавлен 16.11.2008

    Изучение необходимости реформ и внутренних недостатков Российского государства, которые обнаружились по окончании Крымской войны. Отмена крепостного права. Земская, финансовая, военная, городская реформі. Реформы в области просвещения и в области печати.

    презентация , добавлен 14.07.2010

    Александр II - император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский. Государственная деятельность, реформы: судебная, военная; отмена крепостного права, земское и городовое положения. Реформа самодержавия и экономическое развитие страны.

    презентация , добавлен 23.12.2011

    Александр II Николаевич Освободитель как проводник широкомасштабных реформ. Начало государственной деятельности. Отмена крепостного права. Главные реформы Александра II. История неудачных покушений. Гибель и погребение. Реакция общества на убийство.

    презентация , добавлен 11.03.2014

    Образование и воспитание Александра ІІ. Начало государственной деятельности. Воинская служба у будущего императора. Заключение Парижского мира в марте 1856 года. Земская реформа. Отмена крепостного права. Технологические реформы в области вооружений.

    презентация , добавлен 17.12.2012

    Личность Александра II. Социально-политическая обстановка в первые годы царствования Александра II. Отмена крепостного права. Значение отмены крепостного права. Земская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Реформы образования и печати.

    реферат , добавлен 25.03.2004

    Российское общество накануне реформ. Необходимость преобразований. Борьба либерализма и консерватизма. Отмена крепостного права. Земская, городская, судебная реформы, реформы просвещения. Значение буржуазных реформ XIX в. для российского общества.

    реферат , добавлен 23.05.2008

    Начало царствования Александра, крестьянская реформа, земская реформа, городская реформа, судебная реформа, финансовые реформы, реформа в области просвещения и печати, военная реформа, значение буржуазных реформ.

    реферат , добавлен 27.05.2004

    Знакомство с личностью императора Александра II, его краткая биография. Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века, проводимые в России. Историческое значение отмены крепостного права, значение крестьянской реформы. Земская, судебная и военная реформы.

Личность Александра II выделяется на фоне других императоров России XIX века. Он унаследовал трон сразу после поражения империи в Крымской войне. Сын консерватора Николая I провел в стране серию либеральных реформ. За отмену крепостного права Александра II назвали императором-освободителем. Судебная, земская, городская и другие реформы 1860-1870 гг. дали толчок развитию страны.

Во внешней политике императору и его сподвижникам пришлось столкнуться с серией вызовов. Главной задачей стала ликвидация последствий проигранной Крымской войны и преодоление международной изоляции империи. В 1863-1864 гг. шло восстание в Царстве Польском. В правление Александра II прошла победоносная война против Турции, и были освобождены народы Балкан.

Логичным завершением внешне- и внутриполитических начинаний Александра II была попытка конституционной реформы Российской империи. Трагическая гибель императора прервала либеральный курс. Император Александр III вернулся к консервативной политике и свернул конституционные начинания отца и его соратников.

Польское восстание 1863 г.

Конференция в Лондоне 1871г. – подписана конвенция, которая отменяла статьи о нейтрализации Черного моря. Россия получила право иметь военный флот на Черном море, укреплять южную границу. Началось возрождение Севастополя как главной военно-морской базы (отмена статей Парижского мирного договора)

«Союз трех императоров» (Россия, Германия, Австро-Венгрия) 1872г. – соглашение династических монархов, которые объединились для борьбы с республиканскими и революционно-социалистическими идеями. Подчеркивалась изоляция Парижа, который недавно доминировал в европейских делах.

Русско-турецкая война 1877-1878гг. Ход войны

Июнь 1877г.

Русские войска форсировали Дунай и вступили в Болгарию. Отряд генерала И.В.Гурко перешел Балканы и занял Шипкинский перевал. Окончились неудачей попытки русской армии овладеть сильной турецкой крепостью Плевна.

Август-декабрь 1877г.

Русские войска и болгарские ополченцы в ожесточенных и кровопролитных боях отстояли свои позиции на Шипкинском перевале.

Август 1877г.

Началась планомерная осада Плевны, которая привела к капитуляции турецкого гарнизона (28 ноября 1877г.)

И.В.Гурко разгромил 42-тысячную турецкую группировку и занял Софию.

В сражении под Шейново войска под командованием генералов Ф.Ф.Радецкого и М.Д.Скобелева нанесли поражение тридцатитысячной турецкой армии.

Начало января 1878г.

Пали города Филиппополь (Пловдив) и Адрианополь

  • Сербия, Черногория и Румыния получали независимость
  • провозглашалась автономия Болгарии, Боснии и Герцеговины
  • автономная Болгария получала христианское правительство и князя, который утверждался Портою с согласия европейских держав
  • России возвращалась Южная Бессарабия, и отходили крепости на Кавказе – Карс, Ардаган, Баязет и Батум.
  • Турция обязывалась уплатить значительную контрибуцию.

Берлинский конгресс 1878г. – Англия и Австро-Венгрия под предлогом защиты Турции отказались принять условия Сан-Стефанского мира и добились их пересмотра:

  • территория автономного Болгарского княжества сокращалась втрое
  • Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия – остров Кипр
  • уменьшался размер контрибуции

Внутренний кризис на рубеже 1870-1880-х гг. М.Т.Лорис-Меликов и его программа:

Появление программы (которая получила название «Конституция Лорис-Меликова») относится к началу 1881г. Оно было обусловлено:

  • политическим кризисом на рубеже 70-80-х гг.
  • активизацией общественно-политического движения, в том числе земско-либерального
  • деятельностью народнической организации «Народная воля», развернувшей тактику террора

Для преодоления «крамолы» необходимо и полезно призвать общество к разработке нужных мероприятий, то есть сотрудничество власти и общества

  • создать временные подготовительные комиссии для подготовки законопроектов
  • создать выборный орган при царе из представителей земств и городов («Общая комиссия»)
  • как подготовительные, так и общая комиссии должны были иметь законосовещательный характер деятельности

Проект Лорис-Меликова – это был первый шаг к построению конституционной системы в России, начало подготовки к созданию парламента. Проект был одобрен Александром II, однако в тот же день – 1 марта 1881г. – император был убит. Проект был отклонен Александром III, вследствие чего М.Т.Лорис-Меликов вынужден был уйти в отставку.

Без знания особенностей отношений России с другими государствами в годы правления Александра II невозможно представить продуктивную подготовку к сдаче ЕГЭ по истории. 1855—1881 гг. являются знаковым периодом.

Александр Второй Освободитель

Внешняя политика Александра 2 была многогранной, а в кресле министра иностранных дел весь указанный временной отрезок сидел один и тот же человек – Александр Михайлович Горчаков. Именно его дипломатическими умениями ковались успехи Отечества на международном уровне.

Александр Михайлович Горчаков

Отношения с Европой

В 1855—1881 гг. внешняя политика страны делилась на ряд основных направлений. Одним из наиболее важных являлось европейское направление. Александру 2 в «наследство» от отца досталось окончание Крымской войны и подписание мирного договора в качестве проигравшей стороны. Самым позорным условием стал запрет на строительство крепостей на Черном море, а также на присутствие там военного флота. Россия оказалась в международной изоляции. На ее преодоление и были направлены основные усилия А.М. Горчакова.

Основным европейским союзником Российской империи в середине 1860-х гг. стала Пруссия. Вернуть право иметь черноморский военный флот России удалось за счет франко-прусской кампании 1870—1871 гг. После того, как Франция потерпела разгромное поражение от Пруссии, наша страна объявила о прекращении исполнения условий Парижского мира 1856 г. Англия, Франция и Турция, хоть и были недовольны данным заявлением, но не стали противиться, боясь нашего нового мощного союзника. Тесные отношения с Пруссией были подкреплены заключением Союза трех императоров, к которому подключилась также Австрия.

Дальневосточное направление и продажа Аляски

До середины XIX века империя не имела четких границ с Китаем и Японией. Улучшению отношений с Китаем способствовал отказ отечественных властей от поддержки западных держав в ходе «опиумных войн». Благодаря действиям генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева в 1858 г. был заключен Айгунский договор, по которому граница проводилась по реке Амур до места впадения в нее реки Уссури. Однако через 2 года по Пекинскому договору Уссурийский край также перешел к нам. В этом же 1860 г. русскими моряками был основан Владивосток.

В 1855 г. был подписан Симодский договор с Японией. В нем было прописано, что за нами признается гряда Курильских островов, а остров Сахалин объявляется сферой совместных интересов. Наплыв японских переселенцев на сахалинские земли и боязнь испортить отношения со «страной восходящего солнца» заставили наши власти пойти на заключение нового договора. Так, с 1875 г. Сахалин стал полностью контролироваться российским правительством, а Курилы – японским.

В 1867 г. Россия продала США Аляску. Достаточно много людей имеют ошибочное знание о том, что «Русская Америка» была передана Соединенным Штатам Екатериной 2. Но произошло это в годы правления ее правнука. Причиной продажи стало превышение расходов на данные территории над доходами. Денег на защиту и обустройство Аляски катастрофически не хватало. Итоговая сумма сделки равнялась 7,2 млн долларов. Продажей земель Александр 2 показал Англии и Франции, что выступает на стороне США. Так царь спас американскую сторону от возможной войны.

Кстати, в самой России шли так называемые буржуазные реформы, с которыми вы можете .

Политика в Средней Азии и на Кавказе

В начале царствования Александра 2 произошло окончательное вхождение казахских территорий в российское подданство. Однако на данные земли по-прежнему организовывались набеги из соседних среднеазиатских государств: Хивы, Бухары и Коканда. Поначалу проблему хотели решить строительством приграничных укреплений, но это не помогало. Тогда генерал-губернаторы смежных областей решили справиться с проблемой за счет организации военных экспедиций. Средняя Азия рассматривалась как источник хлопка, необходимого для производства текстиля, а также как место сбыта отечественных товаров.

Средняя Азия

Власти ханств призывали свое население к «священной войне» против русских войск, но организованное ими сопротивление было подавлено. Немалую роль в военных успехах сыграло Семиреченское казачество, расселившееся вдоль границы с Китаем. На завоеванных землях было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. Первым его главой стал генерал К.П. Кауфман.

Хоть эти территории и потеряли независимость, здесь было отменено рабство, прекратились междоусобицы, произошла раздача земель особо мятежных землевладельцев в крестьянское пользование. Стали появляться железные дороги, усовершенствовался процесс добычи полезных ископаемых, а шелководство и хлопководство обрели более ускоренный виток развития. Чтобы задобрить местное население, центральные власти не вмешивались в традиционные культурные и религиозные отношения.

На первые годы правления Александра 2 пришлось завершение Кавказской войны, которая велась с 1817 г. Благодаря усилиям А.И. Барятинского в 1859 г. пал центр сопротивления имама Шамиля – аул Ведено. Сам лидер через несколько месяцев был взят в плен в ауле Гуниб. Шамиля вместе с семьей на правах почетного пленника поселили в Калуге. Его сыновьям разрешили служить в русской армии. Последними народами, которые оказывали сопротивление, стали черкесы и абхазы. Временем окончания боевых действий считается май 1864 г.

Война с Османской империей 1877—1878 годов

При Александре 2 произошла и очередная русско-турецкая война. Причинами ее стали желание России вернуть статус важного европейского внешнеполитического игрока, а также стремление помочь балканским славянским народам избавиться от османского гнета.

Боевые действия велись на двух фронтах: Балканском и Кавказском. На западном направлении центральными эпизодами являлись осада болгарского города Плевна, занятого турецкими войсками, и оборона Шипкинского перевала. Первое военное мероприятие длилось с июля по декабрь 1877 г.

Русская армия за этот период организовала три штурма, но успеха удалось добиться лишь после планомерной блокады Плевны. Шипкинский перевал был захвачен в июле 1877 г., а с августа по декабрь наши войска героически его удерживали. На восточном фронте боевые действия велись с большим успехом. Были захвачены такие крепости, как Карс, Баязет, Ардаган.

Итогом конфликта стало подписание Сан-Стефанского мирного договора, по которому Сербия, Черногория и Румыния объявлялись независимыми государствами. Болгария же должна была получить полную автономию. Турция обязывалась выплатить значительную контрибуцию, передать во владение нашей страны Бессарабию и ряд земель Армении.

Однако заключенный мир вызвал недовольство у ведущих европейских стран. В Берлине был созван конгресс. Сумма контрибуции была уменьшена, Болгария была поделена на две части: независимую и подвластную Турции. Англия выбила себе право занять Кипр, а Австро-Венгрия – Боснию и Герцеговину. Россия пошла на пересмотр достигнутых успехов, боясь втягивания в новую масштабную кампанию.

Таким образом, эпоха Александра Второго была освобождением не только для России, но и попыткой освободить балканских народов от гнета Турции, Азии — от варварства. Насколько это удалось, судить вам. И это может быть отличный вывод для .

Годы правления:1855-1881

Из биографии

  • Александр II вошёл в историю как Освободитель , так как именно при нём было отменено крепостное право и Россия пошла по капиталистическому пути.
  • Император пришёл к власти в довольно сложное время — шла неудачная для России Крымская война, Россия была ослаблена жёсткой политикой Николая I, да и в мире страна имела непопулярное название — «жандарма Европы». Александру II необходимо было закончить войну, восстановить силу и мощь страны, поднять авторитет государства на мировой арене. С этой целью и были проведены широкомасштабные реформы, которые коснулись буквально всех сторон жизни общества.
  • Деятельность Александра II была противоречивой. Передовые реформы сочетались с жёсткими методами управления. Однако в целом именно в его правление страна шагнула далеко вперёд по пути прогрессивного развития, встав в один ряд с ведущими странами Запада.
  • Александр II с детства готовили к престолу. Он получил блестящее образование, знал несколько языков. Одним из его учителей был поэт В.Жуковский.
  • По характеру он был добрым, общительным, благородным, мягким человеком.
  • Николай I рано вводит сына в высшие органы власти — в Сенат, Синод, он состоит на военной службе и в ходе Крымской войны отвечает за боеспособность ополчения в Петербурге. Таким образом, придя к власти, Александр II имел уже значительный опыт в управлении страной.
  • Именно в его правление Россия праздновала тысячелетие Руси, был открыт в Новгороде знаменитый памятник М.Микешина. Александр II был достоин славы многих своих предшественников, принёсших славу великой России.

Исторический портрет Александра II

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы государственного управления В 1861 году был создан Совет министров.

Рассматривались планы по принятию проекта -« конституции» Лорис-Меликова . По ней Государственный совет становился как бы началом будущего парламента, так как в него предлагалось вводить выборных представителей общественности. Однако смерть императора не позволила стать проекту реальностью.

Совершенствование системы местного самоуправления. 1864- принято Положение о земских учреждениях , по которому вводились земства — органы местного самоуправления. Они не решали политических вопросов, занимались экономическими, местными хозяйственными делами.

Особое внимание уделялось образованию и оказанию медицинской помощи.

Городовое положение - 1870. По нему вводилось городское всесословное самоуправление. Избиралась на 4 года Городская дума.

Решение крестьянского вопроса 19 февраля 1861 года- Манифест об освобождении крестьян , по которому крестьянам дарована личная свобода и основные гражданские права, появилась возможность выкупать землю, объединяясь в сельские общины. Крестьяне становились временнообязанными.
Модернизация военной системы России С 1864 1874 проводилась военная реформа . Было введено 15 военных округов для эффективного управления армией, началось перевооружение, открывались новые военные учреждения.

1874- введение всеобщей воинской повинности , сокращение сроков службы.

Ликвидация военных поселений в 1857г.

Совершенствование судебной системы В 1864г. был принят один из самых прогрессивных по тем временам судебный устав . Он устанавливал всесословный, равный, состязательный, гласный, независимый суд, были учреждены суд присяжных, мировые суды, адвакатура. Высшей судебной инстанцией был Сенат.
Проведение мер по развитию экономики, увеличению экономической мощи страны. Постепенный отказ от политики протекционизма, либерализм во внешней торговле привёл к притоку иностранного капитала.

Поощрялось и поддерживалось частное предпринимательство.

Совершенствовалась банковская системам.

Дальнейшее развитие культуры и образования 1863-Указ об автономии университетов.

1864- реформа образования : принятие школьного устава, по которому образовывались гимназии и реальные училища, устанавливалось равенство при получении среднего образования.

В 1865 году были приняты « Временные правила для печати» , они отменяли предварительную цензуру.

Период правления Александра II — это расцвет культуры, науки, техники, в это время были построены величайшие архитектурные сооружения(например, исторический музей В.Шервуда в Москве)

Борьба с проявлениями инакомыслия,революционными выступлениями. Правления Александра II характеризуется сочетанием либерализма и консерватизма.

Была создана Верховная распорядительная комиссия с неограниченными полномочиями во главе с Т.Лорис-Меликовым.

Усилилась борьба с революционными выступлениями, народничеством.

К этому императора подтолкнули и многочисленные покушения на него, в результате последнего- 1 марта 1881- он был убит.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Западная политика, налаживание отношений со странами Запада, ликвидация последствий условий Парижского мира. Именно Александру II пришлось подписать Парижский мирный договор с Турцией, по которому Россия лишилась выхода к Чёрному морю. Поэтому все последующие действия были направлены на возвращение утраченного.

1871- на Лондонской конференции были отменены позорные статьи Парижского договора.

1873- подписан Союз трёх императоров , по которому Россия, Германия и Австро-Венгрия договаривались о взаимной военной помощи.

1878-Берлинский конгресс, признавший условия Сан-Стефанского мира.

Решение восточного вопроса, который был связан со взаимоотношениями с Турцией и проблемами на Кавказе. 1877-1878- война с Турцией. По Сан-Стефанскому договору Россия получала большую территорию: Бессарабии и добилась независимости многих славянских народов.

В 1864 году была завершена Кавказская война, которая значительно расширила территорию Россию в данном регионе.

Азиатское и дальневосточное направление политики. В правление Александра II была присоединена большая часть Средней Азии

Были подписаны выгодные договоры с Китаем (Айгунский- 1856г. и Пекинский -1860г договоры) о строительстве КВЖД, аренде части территории Китая, установлении границы.

В 1867 годы была продана Аляска США — одна из политических ошибок Александра II.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Александр II провёл широкомасштабное реформирование буквально во всех сферах общественной жизни, что привело к значительному укреплению государственности, экономики, повышению авторитета России в мире. Его правление называют « периодом Великих Реформ».
  • Создание Совета министров, проекты преобразования Государственного совета с привлечением в него выборных представителей — это всё свидетельствует о стремлении императора найти наиболее приемлемые формы государственной власти, отвечающие новому времени.
  • Был сделан значительный шаг в развитии местного самоуправления. И хотя во многом органы местного самоуправления были ограничены в правах, это было большим шагом вперёд, так как заменили прежние сословные местные органы власти.
  • Именно Александр I Iсделал решительный шаг по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Несмотря на ряд противоречивых моментов, нельзя не отметить, что это было величайшее событие в жизни России — крестьяне получили личную свободу, появился рынок рабочей силы, значительно быстрее стала развиваться промышленность. Россия уверенно шла по пути капитализма.
  • Реформирование армии, введение всеобщей воинской повинности, перевооружение привело к значительному повышению боеспособности России.
  • Судебная реформа, вводившая бессословность судов, стала величайшим достижением Александра II. До сих пор многие особенности судебной системы, установленные в его правления, продолжают успешно действовать.
  • Александр II многое сделал для развития образования, культуры в целом. Это время деятельности величайших учёных, поэтов, писателей, художников, архитекторов и скульпторов. Созданное в его правление до сих пор является сокровищницей культуры России.
  • Успешной была и внешняя политика Александра II: он сумел закончить Крымскую войну, вернуть выход к Чёрному морю, присоединить большие территории на юге, востоке, в Азии, установить дипломатические отношения со многими странами, значительно повысить международный авторитет России.

Таким образом, Александр II – один из наиболее ярких правителей России, приумноживших её силу, мощь и авторитет.

Хронологию деятельности Александра II вы можете найти на моём сайте poznaemvmeste. ru в разделе « Даты».

Данный материал можно использовать, готовясь

Тенденции ведения внешней политики были продиктованы Крымской войной , которая внесла огромные противоречия в международные отношения Российской Империи. Военное противостояние, которое продлилось фактически столетие, принесло не только военное поражение России, но и потерю позиций на международной политической арене.

В период царствования Александра II государству противостояли три могущественные на то время империи: Османская, Французская и Британская. Австрийская империя старалась сохранять дипломатический нейтралитет.

Европейская политика Александра II

Перед русским императором стояла первостепенная задача инициации пересмотра положений Парижского договора. Для этого было необходимо прорвать политическую блокаду и восстановить диалог с европейскими государствами. Внешняя политика Александра II по отношению к Европе была необычайно тонкой и гибкой. Осознавая то, что после польского восстания выйти из изоляции будет весьма сложно, русская дипломатия во главе с императором сыграла на внутренних противоречиях европейских империй.

Александру II удалось наладить отношения с Францией и Пруссией и даже сохранить нейтралитет во время войны этих государств. После поражения Франции во Франко- Прусской войны, Российская империя лишилась в ее лице главного противника, который ограничивал влияние российской короны на Крымский полуостров. Крупный успех в дипломатических отношениях был достигнут благодаря стараниям Горчакова: Россия получила выход к Черному морю, воды которого был объявлены нейтральными.

В 1873 году сближение Европы и Российской империи было закреплено в результате создания «Союза трех императоров» - германского, австр.-венгерского и российского. Окончание европейской изоляции позволило Александру II вплотную заняться турецким вопросом, который к 1873 году стал необычайно острым.

Противостояние на Балканах

В апреле 1877 года между Российской Империей и Турцией были развязаны военные действия, поводом которых послужило ущемление прав славянских народов османскими властями. В сравнительно короткий срок, русская армия смогла одержать ряд побед и захватить основные военные базы турков.

Итогом войны стало подписание Сан-Стефанского мирного соглашения, согласно которому государства Балканского полуострова получал политическую независимость от Турции, а Российская империя возвращала под свою корону побережье Крыма, Бессарабию и кавказские военные крепости.

Продажа Аляски

Планы о возможной продаже США Аляски возникли у Александра II еще в период Крымской войны. Такой смелый шаг был логически обоснован: территория была весьма отдаленной от центра, высшая власть принадлежала генерал-губернатору, который фактически бесконтрольно мог осуществлять собственную политику на Аляске.

Подобная ситуация не устраивала императора. В конечном итоге, весной 1867 года в столице США был подписан договор, согласно которому Российская Империя передает во владение государству земли Аляски. Стоимость территории носила на то время символический характер - 7 млн. долларов.