«Тема человека и природы в лирике Б. Тема человека и природы в лирике Б


Анализ метафор в произведении Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца"

За последние тридцать лет были выведены новые, в чём-то отличные критерии классификации слов и свободных словосочетаний с метафорическим содержанием. Однако все они основаны на семантической двойственности метафоры как единице языка...

Біографія та творчий шлях С.О. Єсеніна

Поезія Єсеніна... Чудовий, прекрасний, неповторний світ! Світ, який близький і зрозумілий усім, Єсенін - справжній поет Росії, поет, який до вершин своєї майстерності піднявся з глибин народного життя...

Жизнь и творчество С.А. Есенина

Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни...

Комічне у творі Б. Шоу "Дім, де розбиваються серця"

У філологічної та естетичної літературі засоби та прийоми комічного досить часто перетинаються. Розглядають такі види комічного як гумор, сатира, гротеск, іронія, карикатура, пародія тощо...

Лирика Лермонтова

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова - тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”...

Б.Л. Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве в семье известного художника. С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература. С тринадцати лет занимался музыкальным сочинительством, изучал теорию композиции...

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

Многие поэты-современники, критики и исследователи творчества Пастернака отмечали слабость ранних стихов Пастернака, одновременно признавая "новизну" и "исключительную…талантливость” книги в целом. Сам же Пастернак скажет о том...

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

Наибольшей точностью самовыражения обладает лирическая поэзия. Лирический герой, выдуманный и отстраненный, на самом деле оказывается самым адекватным, самым ясным самовыражением поэта. Поэт пишет как бы не о себе и в то же время - именно о себе...

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

Лирический герой Пастернака постоянно обращается к природе. И понимание лирического героя было бы неполным без понимания значения природы в поэзии Пастернака. Лихачев Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго”...

Пастернак Б.Л. и его роман "Доктор Живаго"

«Доктор Живаго» - роман о потере идеала и о попытке обрести его заново, «напоминание о свете и гармонии в условиях мглы и вихря». Интересен взгляд Г. Гачева на роман Пастернака, - он рассматривает проблему и сюжет романа...

"Сестра моя - жизнь"(1922) - лучший поэтический сборник Пастернака. Он включает в себя стихотворения, создававшиеся летом 1917 года, в частности такие шедевры, как "Памяти Демона", "Про эти стихи"...

Природа и человек в лирике Пастернака

В 1923 году выходит четвертая книга Б. Пастернака "Темы и вариации", фактически вобравшая в себя то, что по каким-либо причинам не вошло в предыдущий сборник. Ведущей и здесь продолжает оставаться тема любви...

Тема Родины в "Слове о полку Игореве" и в повести Е.И. Носова "Усвятские шлемоносцы"

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом...

Экспрессия звука в поэзии Б. Пастернака

На протяжении своего творческого и жизненного пути Пастернак испытывал влияние двух стихий - музыки и живописи, чему способствовала среды, в которой рос и воспитывался поэт. Пастернака по полному праву можно назвать художником слова...

Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение - обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.

В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» - написал поэт в одноименном стихотворении.

Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен.

Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь. В этом плане примечательно стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне. Так, пролетка за шесть гривен переносит его в мечты о весне с пасхальным «благовестом», «ливнем» и «слезами». Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений. Мир природы перекликается с внутренним миром человека. Так, неожиданно описание грачей, «обугленных груш», помогает нам заглянуть во внутренний мир лирического героя. Его душа полна «сухой» грусти от созерцания весеннего оживления этих птиц. Благодаря этой грусти, душевному оживлению, в душе поэта вновь просыпается творчество. Он вновь слагает стихи «случайно», «навзрыд». Это герой, равно как и Пастернак, считает единственно верным путем для истинного творчества:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…

Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».

Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…

1. Введение. 2

2. Природа и человек в лирике Пастернака. 6

2.1 Первый сборник стихов "Близнец в тучах": темы и образы.. 6

2.2 "Сестра моя жизнь как формула мироощущения Б. Пастернака. 9

2.3 Мир внешний и внутренний в изображении Б. Пастернака. 17

3. Заключение. 24

Литература. 26

1. Введение

Говорят, что большой поэт даже чисто внешне "похож" на свои стихи. Это относится и к произведениям Б. Пастернака. У их создателя могло быть только такое лицо (с крупными "нездешними" чертами, бездонными, слегка навыкате глазами) и такой голос, который профессор Петербургской консерватории Л. Гакель охарактеризовал как "колокольный", вызывающий в памяти "старые арбатские переулки, в которых звучание колокола застревало, не иссякало".

Б. Пастернак, пожалуй, один из самых сложных в техническом отношении поэтов двадцатого столетия. Отсюда - парадоксы, связанные с восприятием его произведений. Наверное, ни с одним крупным поэтом не связано столько высказываний и афоризмов, ставящих по сомнение непреложное достоинство его стихов - не лирического дара, а именно стихов. Вот одно из них, в интерпретации А. Ахматовой: "Пастернак всегда бросается вплавь: выплывет - хорошо, нет - значит, тонет". Очевидно, подразумевалась дерзостность и некоторая авантюрность лирических приемов художника, метафорическая насыщенность стиха Пастернака, особенно в молодости, стиха, который, по выражению С. Боброва, "был невероятно неряшлив и груб, будто он еще только учится говорить, но зато сила его поэтической образности была несравненна. Кое-что от тяжеловесного языка профессионалов-художников оставалось в нем всегда… И он положил немало труда, чтобы выправить все свои словесные огрехи". Впрочем, согласимся с поэтом, "гладких стихоплетов на свете "хоть пруд пруди", а огрехи - это беда Державиных, которых единицы".

Вспоминается и афоризм из книги Л. Гинзбург "Человек за письменным столом": "Пастернак-поэт не стихов, даже не строф, а строчек". У него есть отдельные удивительные строки, "которые контекст может только испортить". В качестве примера автор приводит пастернаковское восприятие майского расписания поездов: "Оно грандиозней святого писанья" ("Сестра моя - жизнь... "). Может быть, в этом отношении еще характернее строка "Здесь прошелся загадки таинственный ноготь…", открывающая стихотворение и образующее внутри него отдельное самоценное произведение. Продолжая мысль Л. Гинзбург, что в ряде стихов Пастернака обнаруживаются столь выразительные строфы, что они затмевают и даже "остраняют" все другие. Яркий пример-первая строфа стихотворения "Любить иных - тяжелый крест…", представляющая собой законченное эстетическое целое, не нуждающееся в развитии. Известно, что В. Маяковский из всех многочисленных строф стихотворения "Марбург" выделял одну, которую называл гениальной:

В тот день всю тебя, от гребенок до ног,

Как трагик в провинции драму Шекспирову,

Носил я с собою и знал назубок,

Шатался по городу и репетировал.

По словам Маяковского, Пастернак "пишет так, что прочтешь и задохнешься от удивления".

Стихотворение "Давай ронять слова…" способствовало закреплению за поэтом характеристики "всесильный бог деталей", с которым он едва ли был согласен. Во всяком случае на замечание филолога и переводчика Н. Вильмонта о "взаимном опылении выразительных деталей" в его стихах Пастернак, игнорируя комплимент, отозвался весьма своеобразно: "Откуда вы знаете, что я хочу весь мой век играть деталями? Может быть, это слабость мысли, а не сила видения. Шли годы, и уже в наше время эта тема неожиданно зазвучала в предисловии С. Аверинцева к двухтомнику стихов О. Мандельштама. По мнению исследователя, "поэзия Пастернака - убежденное уравнивание случайного с сущностным и постольку апофеоз конкретности; у него "чем случайней, тем вернее" и даже Бог - "всесильный Бог деталей". А поэзия - "лето, с местом в третьем классе"; напротив, поэзия Мандельштама идет путем поступательного очищения субстанции от случайных признаков, продолжая в этом отношении импульс символизма, хотя сильно его модифицируя. Пастернак живет среди вещей своего века, беря их совершенно всерьез, - чего стоят заоконные "стаканчики купороса", за которыми "ничего не бывало и нет"! - он братается с вещами, упраздняет дистанцию между бытом и бытием…". Частное, конкретную вещь, считает С. Аверинцев, Пастернак возводит в абсолют, тогда как у Мандельштама частное пропадает за целым, деталь не заслоняет общего.

Однако разговор о частностях поэтики, стилистических удачах и погрешностях все же приобретает весьма условный характер. Сам Пастернак по этому поводу выразился очень определенно: "Плохих и хороших строчек не существует, а бывают плохие и хорошие поэты, т.е. целые системы мышления, производительные или крутящиеся вхолостую".

"Эпоха Б. Пастернака", воспринимаемая им самим катастрофически (как путь "из дыр эпохи роковой / В иной тупик непроходимый"), уникальна своей протяженностью во времени: с 10-х по 50-е включительно. Из великих русских поэтов двадцатого века этот путь прошла только А. Ахматова. И это тем более странно, что Россия-страна, в которой за стихи убивали. Об этом говорила Ахматова. Писал О. Мандельштам, а Пастернак выразил ту же мысль в первом варианте перевода "Фауста":

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

По воли черни с самых давних дней.

Пастернаку, вспоминает О. Ивинская, были близки слова Гейне: "Везде, где великий дух высказывает свои мысли, есть Голгофа", что в известном смысле подтвердила и судьба самого поэта.

Однако Пастернак не был склонен к трагическому восприятию мира наподобие Блока, Ходасевича или Цветаевой. Ему сродни Мандельштам, также прошедший через суровые испытания, но сохранивший при этом высокий душевный тонус и любовь к жизни. Пожалуй, главное. Что характеризует лирику поэта, - удивление перед чудом существования - вот поза. В которой застыл Пастернак, завороженный своим открытием: "опять весна",-пишет в предисловии к первому изданию Большой серии Библиотеки поэта А. Синявский. Причем, удивление поэта разделяет и сама природа, все элементы мироздания:

Весна, я с улицы, где тополь удивлен.

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы…

("Весна, я с улицы, где тополь удивлен. . ", 1918)

На эффекте "удивления" (мы удивляемся тополю, а тополь - весне) и одновременно "поэтического расчленения" обыденного построено стихотворение "Сестра моя - жизнь…", в основе которого – метафора, лишний раз подтверждающая мысль о "братании" Пастернака с вещами, явлениями мира и даже самой жизнью. О "лихорадке счастья", которой был охвачен мир его ранних стихов. Таким образом, поэзия Пастернака воплощает в себе изначальное ощущение жизненной свежести, то, что Ахматова связывала с его принадлежностью к миру детства ("Он награжден каким-то вечным детством…"). О. Мандельштам понимал поэтическое творчество как игру Отца (небесного) с детьми. Сходную трактовку давал и Б. Пастернак, видя в искусстве игру ребенка, резвящегося перед лицом какого-то высшего, идеального существа. Этюды Шопена, своего любимого композитора, поэт называл исследованием по теории детства. Именно ребенку свойственно ощущение внутренней близости всему одухотворяемому им сущему, некая фамильяризация бытия. Отсюда-назначение и "гений" Поэта, Художника "мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, счастье фамильной близости с историей и доступности всего живого".

Цель данного исследования: определить своеобразие решения темы природы и человека в лирике Пастернака, выявить ведущие образы и мотивы, актуальные для разных периодов творчества поэта.

2. Природа и человек в лирике Пастернака

2.1 Первый сборник стихов "Близнец в тучах": темы и образы

Б.Л. Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Его отец, известный график и живописец, долгое время был профессором Московского училища живописи. Среди его близких знакомых-Поленов, Ге, Левитан. Нестеров, Серов, Рубинштейн, Л. Толстой, к роману которого "Воскресенье" художник сделал прекрасные иллюстрации. Мать-профессиональная пианистка, наделенная большим талантом, но оставившая искусство ради семьи. Ее культурная атмосфера формировала художественные пристрастия будущего поэта.

Его первым увлечением стала музыка. Юноша испытывает сильнейшее влияние близкого их дому Скрябина, с 13 лет посвящает себя сочинению музыки, профессионально занимается теорией композиции. Все обещало успех в этой области, однако спустя шесть лет Пастернак неожиданно оставляет занятия музыкой, решив. Что лишен абсолютного слуха. До последних лет жизни поэт, верный своей установке - в искусстве надо быть первым или не заниматься им вообще - не был убежден в правильности принятого им тогда решения. Но в любом случае этот поворот в биографии не обернулся большой утратой. Ибо музыка вошла в жизнь поэта и составила сердцевину его лирики. "Это, возможно, самый музыкальный из всех поэтов, - пишет Н. Вильмонт. -И эта музыкальность идет от интонационной и звуковой магии". Сам Пастернак со свойственным ему тяготением к образности говорил, что поэзия своим врожденным слухом подыскивает мелодию природы среди шума словаря и, подобрав ее, как подбирают мотив, предается затем импровизации на эту тему. Прорыв в "тьму мелодий" осознается им как важнейший природный импульс, знаменующий рождение Поэта("Так начинают. Года в два. . ", 1921 г).

"Кровное родство" творчества Пастернака с музыкой делает предметом своей статьи и профессор Л. Гаккель: "…музыка полнее любых искусств…дает ощущение коренной целостности…какого-то химического родства всего со всем".

1. Особенности лирики Пастернака.
2. Этапность развития образов в лирике автора.
3. Глубинный смысл событий в произведениях Пастернака.

С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств.

Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.

Книга стихов «Сестра моя — жизнь» создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и литературные каноны, и творчество раннего Б. Пастернака близко к новым течениям в поэзии. Для Б. Пастернака главным является правда жизни, те объективность изображения тех мгновений, которые он запечатлевает. В конце жизни, в опыте автобиографии «Люди и положения», он написал: «...моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало: чтобы оно содержало новую мысль или новую картину... Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал». Но простое воспроизведение действительности для него немыслимо, так как эта действительность и язык, предназначенный для ее описания, — явления принципиально различные. Поэтому нужно было найти компромисс, в котором язык и реальность, не утратив своего своеобразия, максимально точно соответствовали бы друг другу. Этим вызвано непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака. Первые два сборника стихов посвящены созданию атмосферы, которая позволила бы воспроизвести мир, где все связано между собой, но эта атмосфера важна не сама по себе, а как средство для выражения представлений поэта о нравственных основах мира. В третьей книге стихов «Сестра моя — жизнь» мы видим, что природа и человек воспринимаются поэтом как части одного целого, включающего все богатство и разнообразие человеческой жизни, пронизанной и революционными событиями, и интимными переживаниями. В стихотворениях этого сборника фотокарточка является заместительницей женщины, деревья спорят о человеке с ветром, Демон обещает вернуться лавиной, сад бьется в зеркале и т.д. Поэтому кажущиеся чисто пейзажными стихотворения приобретают характер глобальный, как стихотворение «Степь»:

Как были те выходы в степь хороши!

Безбрежная степь, как марина.

Вздыхает ковыль, шуршат мураши,

И плавает плач комариный.

...Не стог ли в тумане?

Кто поймет! Не наш ли омет?

Доходим. — Он. — Нашли!

Он самый и есть. — Омет.

Туман и степь с четырех сторон»,

... И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья.

В этих строках — ощущение целостности всего сущего, неразрывной связи жизни человечества и природы.

Природа, мир, тайник вселенной.

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою!

Творчество зрелого Пастернака перестает быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них ощущаются сила и яркость. В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся самоотверженность, самоотдача. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. В стихотворении «Свадьба» он пишет:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.

Эти стихи перекликаются с ранним циклом поэта «На ранних поездах», когда он очутился в вагоне, переполненном «простыми людьми». Свое чувство к народу Пастернак назвал обожанием.

Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветление не значит успокоение. В нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Пастернак стремился донести до читателя не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность. Он чувствовал громадную ответственность писателя за точную передачу смысла изображаемой им жизни, заботился о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества. И если в ранней поэзии и прозе это скорее чувствовалось, чем прочитывалось напрямую, то позже, в последних циклах стихов он добился максимальной отчетливости, проясненности своих принципов. Убеждение в том, что «поэзия сохраняет в себе личность художника в том случае, если он верно определяет и выражает своим творчеством «безвременное значение»», сопровождало Пастернака и в самых ранних произведениях в стихах позднего периода и романа «Доктор Живаго».

Пастернак – это не только фамилия интереснейшего поэта начала 20-го века, но и название травы, которая растет не только в России, но и во всем мире. Может быть, именно поэтому мир природы в стихотворениях этого поэта так завораживает и удивляет. Может быть, поэт чувствовал, что это совпадение названий – человек и трава – не случайно? Сказать наверняка, было так или нет, нельзя, но предположение кажется интересным. Во всяком случае, природа в описании Пастернака практически неотделима от человека – в ней все дышит, думает, любит и гневается, в общем, живет по понятным нам законам. Природа в творчестве поэта – не фон, но действующее лицо, персонаж вполне одухотворенный.

Да, очень интересна роль природы в творчестве Пастернака. Вот, например, в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия:

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке…

Как и в поэзии, природа существует у Пастернака и в музыке:

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Упоминание музыканта Шопена неслучайно, так как сам Пастернак очень серьезно и профессионально занимался музыкой. Он знал все тонкости музыкального искусства.

Также мне нравится и другое стихотворение поэта – «Марбург». В нем природа действительно представляет собой живого человека, который ведет с лирическим героем безмолвную беседу.

Стихотворение начинается с того, что герой делает предложение любимой, но получает отказ. Пристыженный, непомнящий себя, он выходит на улицу. И здесь его встречает мир, который, по мнению юноши, все знает:

… и улицы лоб

Был смугл, и на небо глядел исподлобья

Булыжник, и ветер, как лодочник, греб

По липам. И все это были подобья.

Такого отношения к природе вы не найдете ни у одного поэта! Как ловко Пастернак очеловечивает окружающий мир, призывая его в свидетели своей жизни, делая его соучастником.

Природа в стихах поэта не является отражением внутренних состояний человека. Она, как мудрый старик, живет своей жизнью, лишь наблюдая за тем, как в постоянной суете копошатся люди. И Пастернак одушевляет не только птиц, деревья, грозы и булыжники, но и крыши, улицы городов. Все вокруг лирического героя дышит жизнью. И это как нельзя хорошо показывает стихотворение «Марбург».

Очень часто поэт для характеристики природы использует прием сравнения, но иногда он обращается и к классическому приему одушевления, как, например, в следующих строках:

Ведь ночи играть садятся в шахматы

Со мною на лунном паркетном полу…

И тополь – король. Я играю с бессонницей.

И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.

Природы становится для Пастернака высшим мерилом красоты, и если любимая женщина сравнивается с явлениями природы, то значит она – само совершенство. Так, в стихотворении «Никого не будет в доме…» наряд героини описывается следующим образом: «В чем-то впрямь из тех материй Из которых хлопья шьют». Или в другом, не менее известном «Любить иных тяжелый крест…», любимая сравнивается с весной: «Ты из семьи таких основ Твой смысл, как воздух, бескорыстен». Но особенно замечателен образ женщины в стихотворении «Свидание». Он как бы переплетен с природой тончайшими нитями, и нет уже шва, нельзя разделить это целое гармоничное создание:

Деревья и ограды

Уходят вдаль, во мглу.

Одна средь снегопада

Стоишь ты на углу.

Снег на ресницах влажен,

В твоих глазах тоска,

И весь твой облик слажен

Из одного куска…

Мир природы в лирике Пастернака – высший мир. Он соединяется с вселенной, с Космосом, способствует рождению Поэзии, Любви, Добра, Гармонии.