Сообщение о мавзолее тадж махал. Тадж Махал — символ любви


Тадж Махал является одним из величайших памятников Индии, построенный во имя любви и преданности к женщине необычной красоты. Не имея аналогов своего величия, он отражает богатство целой эпохи в истории государства. Здание из белого мрамора стало последним даром императора Великих Монголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал. Император повелел найти самых лучших мастеров и поручил им создать мавзолей, красота которого не имела бы аналогов в мире. Сегодня он включен в список семи самых величественных монументов в мире. Построенный из белого мрамора и украшенный полудрагоценными камнями и золотом, Тадж Махал стал одним из самых великолепных зданий в мире архитектуры. Он является мгновенно узнаваемым и одним из наиболее часто фотографируемых сооружений в мире.

Тадж Махал стал жемчужиной мусульманской культуры в Индии и одним из общепризнанных мировых шедевров. На протяжении веков он вдохновлял поэтов, художников и музыкантов, пытавшихся воплотить его невидимую магию в слова, картины и музыку. С 17 века люди путешествовали через континенты, чтобы увидеть и насладится этим удивительным памятником любви. Спустя столетия, он по-прежнему очаровывает посетителей обаянием своей архитектуры, повествующей о таинственной истории любви.

Тадж-Махал (в переводе "Дворец с куполом") на сегодняшний день считается наиболее хорошо сохранившимся и архитектурно красивым мавзолеем в мире. Одни называют Тадж "элегией в мраморе", для многих это вечный символ невянущей любви. Английский поэт Эдвин Арнольд назвал его "не произведением архитектуры, как другие здания, а любовными муками императора, воплощенными в живых камнях", а индийский поэт Рабиндранат Тагор считал его "слезой на щеке вечности".

Создатель Тадж Махал

Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира: Жемчужная мечеть в Агре, Шахджаханабад (ныне известный как Старый Дели), Диван-и-Ам и Диван-и-Хас в цитадели Красный форт в Дели . Знаменитый Павлиний трон Великих Моголов, по описаниям современников, считался самым роскошным троном мира. Но самым известным из всех сохранившихся монументов стал Тадж-Махал, навсегда увековечивший его имя.

Шах Джахан имел несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с Арджуманад Бану Бегам. Юной девушке в то время исполнилось всего 14 лет. Спустя 5 лет после помолвки состоялась свадьба. Во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал своей невестке имя Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца").

Согласно официальному летописцу Казвини, отношения Джахана с другими женами "были не более, чем статус брака. Интимность, глубокая привязанность, внимание и благосклонность, которые Его Величество испытывал к Мумтаз, в тысячу раз превышали чувства по отношению к любой другой".

Шах Джахан, ""Император Вселенной"", был большим покровителем торговли и ремесла, науки и архитектуры, искусства и садов. Он возглавил империю после смерти своего отца в 1628 году и заслужил репутацию беспощадного правителя. Проведя ряд успешных военных кампаний, Шах Джахан значительно расширил Империю Великих Моголов. Великолепие и богатство двора Джахана поражало европейских путешественников. На пике своего правления он считался самым могущественным человеком на Земле.

Но личная жизнь могущественного императора была омрачена потерей любимой жены Мумтаз Махал во время родов в 1631 году. Легенда гласит, что он пообещал умирающей жене построить самый красивый мавзолей, несравнимый ни с чем в мире. Так было на самом деле или нет, Шах Джахан воплотил свою любовь и богатство в создание именно такого монумента.

Шах Джахан наблюдал за прекрасным творением до конца своих дней, но в качестве узника, а не правителя. Его сын Аурангзеб захватил трон в 1658 году и заключил родного отца в тюрьму Красного форта Агра . Единственным утешением стала возможность взирать на Тадж-Махал из окна своего заточения. В 1666 году, перед смертью, Шах Джахан попросил исполнить последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж-Махал, где он снова прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз Махал

Она вышла замуж спустя пять лет после помолвки, 10 мая 1612 года. Дату выбрали придворные астрологи как наиболее благоприятный день для счастливого брака. Брачные узы Мумтаз Махал и Шаха Джахана оказались счастливыми для обеих молодоженов. Даже при жизни поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала надежным спутником Шаха Джахана, путешествуя с ним по всей Империи Великих Моголов. Лишь война служила единственной причиной их разлуки. В дальнейшем, даже война перестала разделять их. Она стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа до самой смерти.

За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает, ее тело временно похоронили в Бурханпуре.

Летописцы императорского двора обратили необычно много внимания переживаниям Джахана в связи с кончиной жены. Император был безутешен в своем горе. После смерти Мумтаз, Шах Джахан провел в уединении целый год. Когда он наконец-то пришел в себя, волосы его стали седыми, спина согнулась, а лицо постарело. Император перестал слушать музыку, носить украшения и богато украшенную одежду, использовать парфюмерию на протяжении нескольких лет.

Шах Джахан умер спустя восемь лет с момента восшествия сына Аурангзеба на престол. "Мой отец пытал большую привязанность к моей матери, пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", заявил Аурангзеб и приказал похоронить отца рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, согласно которой Шах Джахан планировал построить точную копию из черного мрамора на противоположной стороне реки Ямуна. Но этим планам не суждено превратится в жизнь.

Создание Тадж Махал

В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению Тадж Махала. Его строительство стало выполнением обещания, данной Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни: построить монумент, который бы соответствовал ее красоте. Центральный мавзолей завершили в 1648 году, а строительство всего комплекса закончили спустя пять лет, в 1653.

История скрывает, кому именно принадлежит планировка Тадж Махал. В исламском мире на то время сооружение зданий приписывалось заказчику строительства, а не его архитектору. На основе источников можно уверенно утверждать, что над проектом работала команда архитекторов. Как и большинство великих памятников, Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующего комплекса зданий:

Darwaza (главный вход)
Rauza (мавзолей)
Bageecha (сады)
Masjid (мечеть)
Naqqar Khana (гостевой дом)

Мечеть и построенный для симметрии гостевой дом окружают мавзолей с обеих сторон. Мраморное здание окружено четырьмя минаретами, немного наклоненными во внешнюю сторону - конструктивная особенность, призванная предотвратить центральный купол от повреждения в случае разрушения. Комплекс находится на территории сада с большим бассейном, в котором отражается то, что ни один архитектор в мире так и не сумел повторить - копию красоты Тадж-Махала.

Тадж Махал окружает красиво разбитый сад. Сад в исламском стиле - это не просто один из составных частей комплекса. Последователи Мухаммеда обитали на огромных пространствах засушливых земель под знойным солнцем, поэтому обнесенный стеной сад олицетворял собой Рай на Земле. Он охватывает большую часть комплекса: из общей площади 580х300 м, сад занимает 300х300 м.

Поскольку цифра “4” считается святым числом в исламе, расположение сада Тадж Махала основано на цифре четыре и его кратных. Каналы и центральный водоем разделяют сад на четыре части. В каждой четвертной части расположено 16 клумб (всего 64), разделенных между собой пешеходными дорожками. Деревья сада либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке.

Деревья сада Тадж либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке. Тадж-Махал расположен в северном конце сада, а не в центре. В сущности, в центре сада, между Тадж и его центральными воротами, располагается искусственный водоем, который отражает мавзолей в своих водах.

История Тадж Махал после строительства

К середине 19 века, Тадж-Махал превратился в место приятного времяпрепровождения. Женщины танцевали на террасе, а мечеть с гостевым домом сдавалась в аренду молодоженам. Англичане, наряду с индусами разграбили богатые ковры, полудрагоценные камни, серебряные двери и гобелены, когда то украшавшие мавзолей. Отдыхающие часто приходили вооруженными молотком и долотом, чтобы лучше извлекать кусочки агата и карнеола из каменных цветков.
Какое-то время казалось, что монумент, как когда-то и сами моголы, может исчезнуть. В 1830 году лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в то время), планировал демонтировать Тадж Махал и продать его мрамор. Говорят, что только отсутствие потенциальных покупателей предотвратило разрушение мавзолея.

В 1857 году, во время индийского восстания, Тадж-Махал еще более пострадал. К концу 19 века он окончательно пришел в упадок. Территория без ухода заросла, могилы осквернили вандалы.

После многих лет упадка, британский генерал-губернатор Индии лорд Керзон организовал масштабный проект реставрации, завершившийся в 1908 году. Здание отремонтировали, сад и каналы восстановили. Реставрация памятника помогла восстановить его былую славу.

Принято ругать англичан за пренебрежительное отношение к Тадж Махалу, но индийцы относились к своему сокровищу не намного лучше. По мере увеличения населения Агры , монумент начал страдать от загрязнения окружающей среды и кислотных дождей, обесцвечивавших его белый мрамор. В конце 1990-х, будущее памятника находилось под серьезной угрозой, пока Верховный суд Индии постановил переместить особо вредные производства за пределы города.
Тадж-Махал считается лучшим образцом могольской архитектуры, сочетающий в себе элементы персидской, индийской, и исламской архитектурных школ. В 1983 году монумент внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, назвав его "жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение".

Тадж-Махал стал самым идентифицируемым символом Индии, привлекая ежегодно около 2,5 млн туристов. Он является одним из наиболее узнаваемых монументов в мире. История, стоявшая за его строительством, дает основания считать его одним из величайших памятников любви, когда-либо построенных в мире.

Видео на русском языке

Просмотр фотографий:

Тадж-Махал - это мечеть, совмещенная с мавзолеем, расположена в Агре на берегу местной реки Джамна. Доподлинно неизвестно о том, кто именно является архитектором данного здания. Это сооружение было построено по приказу Шах-Джанаха, который является прямым потомком знаменитого Тамерлана. Падишах Империи Великих Моголов возвел Тадж-Махал для своей супруги Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14 ребенка. Впоследствии тут был захоронен и сам Шах-Джахан.


Тадж-Махал (его еще называют просто «Тадж») является самым известным примером стиля архитектуры Могол. Он вобрал в себе элементы исламского, индийского и персидского стилей архитектуры, так как в культуре Моголов вообще много заимствований. Тадж-Махал получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в 83-ем году ХХ столетия. Его считают общепризнанным шедевром и жемчужиной мусульманской культуры, которой восхищаются люди с разных стран планеты.


Тадж-Махал является структурно интегрированным комплексом. Его строительство началось в 1632 году, а окончены работы были только к 1653 году, то есть длились более двух десятилетий. Над строительством объекта трудились около двадцати тысяч мастеров и обычных рабочих. Строительством также руководили ведущие архитекторы того времени, но доподлинно неизвестно, кто именно внес основной вклад в итоговый результат. Творцом этого знаменитого строения обычно считают Лахаури, но некоторые сведения говорят о том, что главным архитектором был уроженец Турции Мухаммед Эфенди. В любом случае на этот вопрос вряд ли уже удастся получить ответ.


Внутри мавзолея можно увидеть гробницы шаха и его супруги. Но на деле они захоронены не под гробницами, а чуть ниже, под землей.


Тадж-Махал - это пятикупольное здание, высота которого достигает 74 метров. Построено она на платформе с четырьмя минаретами по углам. Минареты имеют небольшой наклон в сторону от гробниц, чтобы в случае обрушения не повредить ее.


Рядом расположен сад с фонтанами. Стены выложены из полупрозрачного мрамора, который приходилось привозить сюда издалека. Кладка выполнена с инкрустацией из самоцветов. Благодаря этому стены при дневном свете выглядят белоснежными, на заре кажутся розовыми, а в лунную ночь имеют серебристый оттенок.


Строительство данного здания проходило в течение долгого времени и на объекте успели поработать более двадцати тысяч человек из разных концов страны, а также из других государств Азии и Ближнего Востока. Каждый из них внес свой вклад в итоговый результат.


Тадж-Махал возвели чуть южнее от Агры, которая была окружена высокой стеной, охранявший город. Шах-Джахан лично занимался выбором участка и обменял на него огромный дворец, который расположен в самом центре Агры. В итоге, строительство началось на площадке площадью примерно 1,2 гектара. Для начала землю перекопали и заменили грунт, а потом соорудили площадку, которая поднялась на пять метров выше уровня берега местной реки. В дальнейшем началось сооружения фундамента, который должен был стать основой массивного здания и при его возведении применялись самые современные на тот момент технологии. Основательно строили даже леса, которые были не бамбуковыми, как обычно, а кирпичными. Они получились настолько массивными, что мастера боялись, что после окончания строительства их придется разбирать в течение нескольких лет. Но получилось все несколько иначе. Придание говорит о том, что Шах-Джахан объявил о том, что любой может взять себе столько кирпича, сколько хочет и леса разобрали едва ли не за одну ночь, так как в те времена это был востребованный строительный материал.


Мрамор транспортировался с помощью специального пандуса, сооруженного из спрессованной земли. По нему тридцать быков тащили каждый блок к месту строительства. На нужный уровень блоки поднимали с помощью специально сконструированных механизмов. Близость реки также позволяла быстро добывать воду. Специальная канатная система позволяла наполнять резервуары максимально быстро, после чего из резервуаров вода по специально проложенным трубам транспортировалась непосредственно к месту строительства. Работа в этом смысле была проделана огромная.


Гробница и платформа были построены за 12 лет, а все остальные части комплекса строились еще десять. Строительство было поделено на этапы и во многом благодаря этому удалось добиться своевременной сдачи всех объектов. Силы не распылялись, а аккумулировались на конкретном виде работ.



Тадж-Махал в 1865 году

Строительные материалы свозились сюда со всей Индии и даже из соседних держав Азии, поэтому использовалось более одной тысячи слонов для их перевозки. Тадж-Махал строили действительно всей страной, и на его возведение ушло огромное количество сил, времени и денег.



Тадж-Махал в 1890 году


С самого начала своего существования Тадж-Махал был не только источником всеобщего восхищения, но и отличным поводом для создания мифов и легенд на его основе. Как известно, любую красивую историю окружает множество сопутствующих повествований, часть которых является правдой, а другая полной чушью и выдумкой. Порой невозможно разобраться, где правда, а где вымысел. Что именно является правдой, да и количество самих легенд не поддается исчислению, мы остановимся на самых примечательных.


Самый распространенный миф заключается в том, что Тадж-Махал должен был стать не единственным мавзолеем. Согласно легенде напротив него должен был появиться еще один мавзолей, но уже из черного мрамора. Вырасти новое здание должно было на другом берегу реки, но этому помешали определенные обстоятельства. Так, рассказывают, что Шах-Джахан банально не успел закончить строительство по причине того, что был низвергнут с престола собственным сыном и законным наследником Аурангзебом. Эту легенду подкреплял и тот факт, что на противоположенном берегу реки действительно со временем обнаружились руины из чёрного мрамора. Но все встало на свои места в конце двадцатого века, когда раскопки и исследования дали понять, что черный мрамор на самом деле является всего лишь почерневшим от времени белым мрамором. При этом пруд в Лунном саду (там должен был согласно приданию находиться второй мавзолей) был реконструирован, выяснилось, что отражение Тадж-Махала в воде пруда выглядит черным и его можно рассмотреть без проблем. Возможно, пруд был построен только для этих целей.

Нет доказательств и тому, что после завершения строительства архитектору отрубили руки, чтобы он не мог воссоздать такую красоту. По другой версии, строители подписывали специальный договор, что никогда не будут строить ничего похожего на Тадж-Махал. Подобные легенды сопровождают почти любое известное сооружение и являются фантазией чистой воды.

Еще одна легенда касается того, что в середине девятнадцатого века Уильям Бентинк планировал полностью уничтожить мавзолей и продать его мрамор на крупном аукционе. Скорее всего, данный миф возник после того, как Бентинк продал мрамор из конструкции одного из фортов в городе Агра, но подобных планов относительно усыпальницы у него не было.

Часто приукрашивают реальность и путеводители, согласно которым, Шах-Джахан после того, как был свергнут своим сыном, любовался Тадж-Махалом прямиком из-за решетки своей темницы. На самом деле ничего подобного не было, так как Шах-Джахана содержали в более чем комфортабельных условиях в Красном форе, расположенным в Дели. Оттуда Тадж-Махал, конечно, невозможно увидеть. Здесь рассказчики умышленно подменяют делийский Красный форт тем, что расположен в Агре. Из Красного форта в Агре действительно виден Тадж. Получается, что большинство мифов и историй про знаменитый мавзолей являются не более, чем самыми обычными выдумками, пускай и очень красивыми.


Чудеса света: Тадж-Махал - История любви.

Тадж Махал находится в городе Агра, расположенный в двухстах километрах к югу от Дели, что в Индии, на берегу реки Джамна.

Поль Мориа "Индийская Жара"

Божественный, сияющий, и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны Тадж Махал - самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли... Высоко в небо устремляются беломраморные купола - один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии.

Прекрасный своими совершенными формами, Тадж Махал поражает и своими деталями - изящной резьбой, ажурными решетками и цветными камушками. Сводчатые переходы украшены арабской вязью, запечатлевшей на камне некоторые из сур Корана.

Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения... История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт...

История Тадж Махала повествует о нежной любви Могольского правителя Шаха Джахана к своей жене, прекрасной Мумтаз.

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала его в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.



Горестный Кхуррам решил построить усыпальницу для своей любимой жены, именуемую теперь Тадж-Махал. Мавзолей строили более 20000 человек в течении 22-х лет. На его строительство было потрачено более 32 млн. рупий. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора. Но этому было не суждено исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб.

Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре.

Как часто случается в истории, волею судьбы король в одночасье потерял свою власть. И, некогда великий Шах Джахан, властитель Индии, был заточен в тяжелые цепи и брошен в тюрьму... Тяжело больной, поседевший, одинокий и измученный... Когда-то он владел целым миром, теперь же у него не было ничего... Ничего, кроме одной-единственной радости - узкого тюремного окна. В нем не виделось ни бескрайних долин его родной земли, ни темных кущ манговых деревьев, ни золотого восхода ласкового солнца... В маленькой раме окна был виден лишь он - подобный сновидению, сияющий, как белоснежный лебедь в небесах, мавзолей его давно умершей возлюбленной...

View of the distant Taj Mahal from Shah Jahan"s marble prison

Shah Jahan"s prison

Shah Jahan"s prison

Вскоре и сам великий и поверженный король был погребен в этой же гробнице, рядом со своей возлюбленной... Такова эта красивая и печальная история, давшая нам образцы великой любви и великого творчества... Тадж Махал остается самым замечательным и великим индо-исламским произведением искусства, почитающимся ныне как самое красивое строение на земле, и являющимся местом обязательного посещения для любого человека, путешествующего по этой удивительной стране.

Taj Mahal - Tombs of Shah Jahan and Mumtaz Mahal

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли, так называемые, ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

The Taj Mahal Gateway

The Taj Mahal Gateway

The Taj Mahal Gateway

Усыпальница построена из мрамора (его надо было доставлять на место из каменоломни за 300 километров), но здание вовсе не выдержано полностью в белом цвете. Поверхность его инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Искусной ручной работы, филигранно отделанная, мраморная облицовка отбрасывает, в зависимости от падения света,завораживающие тени. Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. Воры похитили эти драгоценные предметы и неоднократно пытались выбить драгоценные камни инкрустации. Но, несмотря на все это, мавзолей и сегодня у каждого посетителя вызывает восхищение.

Вокруг Тадж Махала был разбит великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов...

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны,своим цветом оттеняют белизну ее стен. Здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии.

Taj Mahal Mosque

Rich decorated interior of the Mosque of Taj

Taj Mahal Mosque

Taj Mahal Meeting House

Taj Mahal Meeting House

Строительство этих зданий было завершено в 1643 году.

В настоящее время Тадж-Махал внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества и является одним из 7 новых чудес света .

«Тадж Махал»

Вечной любви посвященный,
В нем страсти невиданный вал
Южной звездой освещенный,
Волшебный стоит Тадж Махал

Чудо построивший зодчий,
Путь к совершенству искал
Но был ослеплен, и воочию
Лучшего мир не видал

Гимн для божественных башен
В мраморе зодчий создал
И чувствами полные чаши
Страждущим людям раздал

Из света и музыки сложен
Любви неземной пьедестал,
С белою лебедью схожий,
Сошедший с небес Тадж Махал.

Copyright: Александр Кравец 2, 2011

Величественный Тадж-Махал

Тадж-Махал, Taj Mahal (ताज महल) - является одновременно мечетью для верующих и мавзолеем-музеем для посетителей. Находится в Индии, город Агра на берегу реки Джамна.


Кто точно возвёл Тадж-Махал достоверно неизвестно, но вероятно архитектором был Устад-Иса. Мечеть-мавзолей была построена по приказу императора Шах-Джахана, который был потомком Тамерлана, в честь своей жены Мумтаз-Махал.

Мумтаз-Махал умерла при сложных родах. Позже здесь был похоронен и сам император. Тадж-Махал признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и является лучшим архитектурным примером мастерства моголов. Жемчужина Индии восхищает людей во всём мире.


В одном объекте были совмещены элементы персидского, индийского и исламского стилей. Привлекающим взоры всех наблюдателей является белейший купол и многочисленные башенки.
Тадж-Махал начали строить 1632 году и закончили только в 1653 году. На постройке участвовали более 20000 рабочих, строителей, ремесленников. Стены этого грандиозного здания выполнены из полированного полупрозрачного мрамора. Он имеет такую особенность, что днём предстаёт чистейшим белым, на заре он розовый, а ночью в свете луны - серебристый. К тому же, стены инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и другими самоцветами.


Тадж-Махал является ещё и символом вечной любви. Легенды гласят, что Джахан встретил юную девушку на базаре и так был ослеплён её красотой, что, не обращая внимания на то, что она была девушка из бедной семьи, взял её в жёны. У Шаха было множество жён и наложниц, но пока, была жива его Мумтаз-Махал, всё время он проводил только с ней. Она сопровождала его везде, даже в дальних странствиях и военных походах, стойко перенося все тяготы и лишения. Жена родила ему 13 детей, но четырнадцатого уже не смогла родить и умерла при тяжёлых родах в 36 лет. Шах-Джахан был вне себя от горя и был даже на грани самоубийства. В итоге этой прекрасной и чистой любви был воздвигнут великий мавзолей, который и сейчас поражает людей своей красотой.





Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре - одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных

Тадж Махал - самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница - архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.


Внутри мавзолея находятся две гробницы - шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие - это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал - идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент - мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу - это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса - настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы - пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Конечно же в Индии это не единственное что надо увидеть, но не все сразу:) Пока вносим в список “Увидеть Тадж Махал”… История его постройки это история любви…

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.

Мавзолей строили более 20.000 человек в течении 22-х лет. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Но этому не суждено было исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал . И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. “Вот такая вот загогулина… понимаешь…”

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

В настоящее время Тадж Махал ежегодно посещают как тысячи туристов, так и местные жители - индусы. В прошлом по большим дверям из серебра - символу входа в рай - проходил специальный рисунок из серебряных гвоздиков. Эта дорогая дверь в один из налетов грабителей была украдена. Позже было решено установить вместо серебряной двери медную. Кроме того, был изрядно «ободран» и декор фасада - большая часть драгоценных камней с него безвозвратно исчезла.

С минаретов Тадж Махала не раз несчастные влюбленные бросались вниз, подобным образом кончая жизнь самоубийством. Поэтому теперь туда вход закрыт и надежно охраняется полицейскими. Кроме того, стражи правопорядка следят за тем, чтобы посетители не фотографировали детали мавзолея. По установленным строгим правилам разрешается делать снимки только у входа в Тадж Махал.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных.

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж-Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж-Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах-Джахан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах-Джахан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах-Джахан был готов. Он сказал:
— Я согласен.

Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шах-Джахана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и, рожая ребенка, умерла в агонии. Её звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».
И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришёл в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошёл до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принёс её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.
Эта копия стала Тадж-Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и, просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.
Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.
Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж-Махал.
Медитируя на Тадж-Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж-Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах-Джахан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж-Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.


Внутри мавзолея расположены две гробницы - шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землей. Время строительства относится примерно к 1630-1652 гг. Тадж-махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м. на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившимся на строительство за 300 км.) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. На строительство комплекса было приглашено более 20 000 мастеров со всех концов империи. На другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец, но оно не было достроено.

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из корана, обращенная к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана - построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.

Красивый рассказ об истории создания Тадж Махала
http://migranov.ru/agrastory.php

22 года (1630-1652) более двадцати тысяч человек, в том числе лучшие зодчие и архитекторы Индии, Персии, Турции, Венеции и Самарканда, строили этот воздушно-кружевной мраморный памятник любви мусульманского короля Моголов Шах-Джахана ("повелитель мира") к своей жене Арджуманд Бано Бегум, получившей во время коронации имя Мумтаз Махал, что означает "избранница двора".

Они поженились, когда ей было 19 лет. Он любил только юную Мумтаз и не замечал других женщин. Она родила своему властелину 14 детей и умерла, рожая последнего ребенка.

Долгое время Тадж Махал был самым высоким сооружением Индии, его высота вместе с главным куполом составляет 74 метра.


К сожалению, этот признанный шедевр мировой архитектуры постепенно приходит в упадок - уже нет дверей из серебра, парапета из золота, усыпанной жемчугом ткани на гробнице прекрасной Мумтаз. Ученые считают, что башни минаретов опасно накренились и могут упасть.

И все-таки, это чудо существует уже 355 лет.