Съезд народных депутатов ссср и верховный совет ссср. VI Съезд народных депутатов


Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Съезд народных депутатов СССР.

Съезд народных депутатов СССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.

К исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относится:

1) принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;

2) принятие решений по вопросам национально - государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР;

3) определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками;

4) определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;

5) утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;

6) избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР;

7) утверждение Председателя Совета Министров СССР;

8) утверждение Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР;

9) избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР;

10) отмена актов, принятых Верховным Советом СССР;

11) принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).

Съезд народных депутатов СССР принимает законы СССР и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Статья 109. Съезд народных депутатов СССР состоит из 2250 депутатов, которые избираются в следующем порядке:

750 депутатов - от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей;

750 депутатов - от национально - территориальных избирательных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа;

750 депутатов - от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных депутатов СССР.

Статья 110. Съезд народных депутатов СССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.

По представлению избираемой им мандатной комиссии Съезд народных депутатов СССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Съезд народных депутатов СССР созывается Верховным Советом СССР.

Очередные заседания Съезда народных депутатов СССР проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, по предложению одной из его палат, Президента СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР либо по инициативе союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти.

Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов СССР ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем - Председатель Верховного Совета СССР.

Статья 111. Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Палаты избираются на Съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза избирается из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов СССР от национально - территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по нормам: 11 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

Съезд народных депутатов СССР ежегодно обновляет до одной пятой части состава Совета Союза и Совета Национальностей.

Каждая палата Верховного Совета СССР избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.

Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.

Статья 112. Верховный Совет СССР ежегодно созывается Председателем Верховного Совета СССР на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три - четыре месяца каждая.

Внеочередные сессии созываются Председателем Верховного Совета СССР по его инициативе либо по предложению Президента СССР, союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета СССР.

Сессия Верховного Совета СССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат.

По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов СССР Верховный Совет СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов СССР нового состава Верховного Совета СССР.

Статья 113. Верховный Совет СССР:

1) назначает выборы народных депутатов СССР и утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР;

2) назначает по представлению Президента СССР Председателя Совета Министров СССР;

3) утверждает по представлению Председателя Совета Министров СССР состав Совета Министров СССР и вносимые в него изменения; по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР;

4) избирает Комитет народного контроля СССР, Верховный Суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; утверждает коллегию Прокуратуры Союза ССР и коллегию Государственного арбитража СССР;

5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц;

6) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства Союза ССР и союзных республик;

7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально - культурным строительством, бюджетно - финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;

8) дает толкование законов СССР;

9) устанавливает общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; определяет основы правового статуса общественных организаций;

10) представляет на утверждение Съезда народных депутатов СССР проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;

11) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

12) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;

13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

15) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

16) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР;

17) издает общесоюзные акты об амнистии;

18) имеет право отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

19) отменяет постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР;

20) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР.

Верховный Совет СССР принимает законы СССР и постановления.

Законы и постановления, принятые Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов СССР.

Статья 114. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету Национальностей, Председателю Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Президенту СССР, Совету Министров СССР, Комитету конституционного надзора СССР, союзным и автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, автономным областям, автономным округам, Комитету народного контроля СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Главному государственному арбитру СССР.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР.

Статья 115. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях.

Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство членов палаты.

Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР, принятым по его инициативе или по предложению союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

Статья 116. Каждая палата Верховного Совета СССР вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежат вопросы социально - экономического развития и государственного строительства, имеющие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР; внешней политики СССР; обороны и государственной безопасности СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями советского многонационального государства; совершенствования законодательства СССР, регулирующего межнациональные отношения.

По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления.

Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета СССР.

Статья 117. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании.

Статья 118. Для организации работы Верховного Совета СССР создается Президиум Верховного Совета СССР во главе с Председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входят: Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, другие народные депутаты СССР - по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов.

Президиум Верховного Совета СССР осуществляет подготовку заседаний Съезда и сессий Верховного Совета СССР, координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, организует проведение всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.

Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает публикацию на языках союзных республик текстов законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президентом СССР.

Статья 119. Председатель Верховного Совета СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов СССР.

Председатель Верховного Совета СССР подотчетен Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР.

Председатель Верховного Совета СССР издает постановления о созыве сессий Верховного Совета СССР, по другим вопросам - распоряжения.

Статья 120. Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета СССР, других народных депутатов СССР постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений, принятых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

В этих же целях палаты Верховного Совета СССР могут создавать на паритетных началах комитеты Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета СССР ежегодно обновляются до одной пятой части их состава.

Статья 121. Законы и другие решения Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета СССР.

Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, а также коллегий Прокуратуры Союза ССР и Государственного арбитража СССР производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий палат или комитетов Верховного Совета СССР.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета СССР, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок.

Статья 122. Народный депутат СССР имеет право обратиться с запросом на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР к Совету Министров СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, а к Президенту СССР - на заседаниях Съезда народных депутатов СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок.

Статья 123. Народные депутаты СССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения.

Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 124. Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики.

Срок полномочий лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР, - десять лет.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции СССР.

Комитет конституционного надзора СССР:

1) по поручению Съезда народных депутатов СССР представляет ему заключения о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда;

2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР заключения о соответствии Конституции СССР законов СССР и иных актов, принятых Съездом.

По поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложению Верховного Совета СССР дает заключения о соответствии указов Президента СССР Конституции СССР и законам СССР;

3) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР заключения о соответствии Конституции СССР конституций союзных республик, а законов союзных республик - также и законам СССР;

4) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Верховному Совету СССР или Президенту СССР заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов, Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, а постановлений и распоряжений Совета Министров СССР - также и законам СССР, принятым Верховным Советом СССР; о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР;

5) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР дает заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор.

Комитет конституционного надзора СССР вправе также по собственной инициативе представлять заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления СССР, других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР.

При выявлении несоответствия акта или его отдельных положений Конституции СССР или законам СССР Комитет конституционного надзора СССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного несоответствия. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает действие не соответствующего Конституции СССР или закону СССР акта или его отдельных положений, за исключением законов СССР, принятых Съездом народных депутатов СССР, конституций союзных республик. Акт или его отдельные положения, которые по заключению Комитета нарушают права и свободы граждан, теряют силу с момента принятия такого заключения.

Орган, издавший акт, приводит его в соответствие с Конституцией СССР или законом СССР. Если несоответствие не будет устранено, Комитет конституционного надзора СССР входит с представлением соответственно на Съезд народных депутатов СССР, в Верховный Совет СССР или Совет Министров СССР об отмене не соответствующих Конституции СССР или закону СССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.

Заключение Комитета может быть отклонено лишь решением Съезда народных депутатов СССР, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора СССР определяются Законом о конституционном надзоре в СССР.

Статья 125. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР осуществляют контроль за всеми подотчетными им государственными органами.

Верховный Совет СССР и Президент СССР направляют деятельность Комитета народного контроля СССР.

Организация и порядок деятельности органов народного контроля определяются Законом о народном контроле в СССР.

Статья 126. Порядок деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов определяется Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и другими законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР.

Но на VI Съезде народных депутатов, в апреле 1992 г., главной темой стала не Конституция, а отношение к правительству. Хотя программа радикальных реформ была изложена Б. Ельциным, всем было известно, что ее авторами являются ведущие министры российского правительства: Е.

Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс и другие. Шел четвертый месяц радикальной реформы, цены взлетели резко вверх, поэтому критика Гайдара стала политически выгодной. Депутаты страстно обвиняли «монетаристов», разоривших, продавших и погубивших Россию...

Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов открыто говорил о том, что Верховный Совет «в некотором смысле возглавил течение, оппозиционное осуществлению экономических реформ». Особенностью политической борьбы на этом этапе было то, что основным объектом критики было правительство и его вице-премьеры - Е.Т. Гайдар, Г.Э. Бурбулис, М.Н. Полторанин. В числе решительных критиков правительства был вице-президент A.B. Руцкой. Однако и он, и Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов «выводили из-под критики» самого президента. В свою очередь, Б.Н. Ельцин решительно встал на Съезде в защиту «правительства реформ».

Для сохранения курса правительства решающее значение имела поддержка его Б. Ельциным. В своем выступлении на Съезде 7 апреля (Б. Ельцин хотел, чтобы с докладом выступил Е. Гайдар, первый вице-премьер правительства, но Съезд потребовал, чтобы докладывал Ельцин) Президент признал, что не все благополучно, особую тревогу вызывает срыв программы социальной защиты населения и финансирование бюджетных сфер, что в критическом положении оказалась медицина. Тем не менее, Президент был уверен в том, что он и правительство выбрали правильный курс экономических преобразований. «Глубоко убежден, что и на V Съезде народных депутатов, и после него были приняты правильные решения, в том числе и по дополнительным полномочиям, и по главе правительства. <...> За три месяца правительство показало, что может работать, оно способно, не впадая в панику, последовательно проводить избранный курс, держать удары жесткой и не всегда справедливой критики» - говорил Ельцин в своем докладе1.

На следующий день, после выступления Б. Ельцина на Съезде, газета «Московский комсомолец» писала: «после выступления Б. Ельцина, у депутатов не вызывает особых разногласий будущий курс экономической реформы. По сути, смысл спора гораздо глубже: вопрос стоит о власти. К нему вплотную примыкает и будущий предмет баталий - новая Конституция. Ельцин и блок демократических фракций - за президентскую республику. Президенту нужно оставаться на посту премьера, чтобы избавить правительство от влияния подверженного смене парламента. На их взгляд, выбраться сегодня без сильной исполнительной власти республике невозможно.

Логика законодателей тоже понятна: они считают свое собрание не в меньшей мере ответственным за успех реформы и потому хотят контролировать все и вся»2.

Шестой Съезд народных депутатов Российской Федерации. Стенографический отчет. М., 1992

Т. 1 С. 120-121.

Это столкновение двух противоположных мнений о природе государственной власти в России, о том, какая должна быть новая Конституция страны, происходило на фоне бурных споров в стране о ходе экономических реформ.

Необходимо отметить, что своей поддержкой гайдаровских реформ Б.

Ельцин растратил немалую часть своего политического авторитета, ведь непопулярное правительство воспринималось как правительство Ельцина-Гайдара. Ельцин, привыкший к популярности, оказался не только в политически, но и психологически сложной ситуации, и это он почувствовал на VI Съезде народных депутатов России. На этом Съезде Б. Ельцин столкнулся с жестким отторжением своей политики, обвинения сыпались на него с трибуны Съезда как из рога изобилия. Ельцина обвинили даже в том, что он подорвал деторож- даемость в стране и Россию ждет демографическая катастрофа.

Уже в самом начале VI Съезда народных депутатов оппозиция решила нанести решительный удар по Гайдару и его курсу. На Съезде был одобрен проект постановления о деятельности правительства, в котором говорилось: «Признать ход экономической реформы неудовлетворительным». Президенту предлагалось в месячный срок представить в Верховный Совет проект закона о правительстве и новую кандидатуру его руководителя. В ответ на это члены правительства во главе с Гайдаром подали заявление о коллективной отставке, обвинив законодательную власть в «безответственном популизме». Такого никто не ожидал, об этом не знал даже Ельцин169. И Съезд отступил - проголосовал за «Декларацию о поддержке экономической реформы в Российской Федерации».

Отставка Гайдара и его министров не принята.

В этой ситуации Президент сумел спасти свой политический курс, пойдя на некоторые уступки законодателям. «Итак, пользуясь военной терминологией, - пишет Е. Гайдар, - можно сказать, что в мае-августе 1992 г. правительство под натиском превосходящих сил отступало, ведя арьергардные бои и стараясь, по мере возможностей, удерживать важнейшие направления, а на некоторых участках продолжало наступление»170. Позже, в своих мемуарах Б. Ельцин писал, что он не разочаровался в Гайдаре «и я уверен, что его команде поработать еще год - и экономика ушла бы вперед, начались бы нормальные процессы в промышленности, пошли бы те самые западные инвестиции, 0

которых мечтало любое наше правительство»171.

Несмотря на разногласия, на VI Съезде народных депутатов Верховный Совет еще не был готов к прямой конфронтации с Президентом, основной удар пришелся на правительство. Президент также продолжал придерживаться поиска путей согласия и компромиссов. В своем выступлении на Съезде 10 апреля 1992г., Б. Ельцин говорил: «Я лично, конечно, не хотел, и не хочу, и не собираюсь вступать в конфронтацию со Съездом, тем более, что и Съезд, и вас как депутатов избирал весь народ и меня избирал весь народ, поэтому нам надо находить такие решения, которые мы вместе согласованно реализовывали, не снимая с себя, безусловно, никакой ответственности за те программные заявления, которые были сказаны перед выборами Президента Российской Федерации»172.

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФИГУРАЦИЯ

В условиях «перестройки» (программы реформ, осуществлявшихся лидером СССР Михаилом Горбачевым с 1985) была осуществлена частичная модернизация структуры государственных органов СССР, которая должна была, по замыслу инициаторов, укрепить союзное государство и предотвратить его распад. Изменения, внесенные в конституцию в ноябре 1988, объявляли высшим органом государственной власти Съезд народных депутатов СССР. Он мог рассматривать и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Союза. К исключительной компетенции Съезда относились принятие конституции и внесение изменений (большинством в две трети голосов), регулирование государственного устройства и отношений между республиками, определение основных направлений внутренней и внешней политики, утверждение государственных планов и программ, избрание Верховного совета и его председателя, утверждение председателей Совета министров, Верховного суда, генерального прокурора, принятие решений о проведении референдума и т.д. Съезд мог утверждать или отменять законы Верховного Совета и решения правительства.

Съезд состоял из 2250 депутатов, избиравшихся всеобщим голосованием на 5 лет. Из них 750 избирались от территориальных округов с равной численностью населения, 750 – от национально-территориальных округов (по 32 от каждой союзной республики, по 11 от каждой автономной республики, по 5 – от каждой автономной области и по 1 – от каждого автономного округа) и 750 – от общесоюзных общественных организаций (по 100 от коммунистической партии, профсоюзов и кооперативных организаций, по 75 от Коммунистического союза молодежи, женских советов, ветеранских, научных и т.д. организаций, творческих союзов и пр.). Очередные заседания Съезда созывались раз в год.

Съезд народных депутатов избирал постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган – Верховный совет (аналог парламента). Он определял структуру правительства, назначал его главу и по его представлению – министров, осуществлял назначения на высшие военные и судебные посты, устанавливал основы союзного законодательства и осуществлял экономическое регулирование, ратифицировал международные договоры и соглашения и т.д. Верховный совет состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей, причем обе избирались на Съезде народных депутатов тайным голосованием всех депутатов. С 1989 каждая палата насчитывала по 271 члену. Совет Союза избирался из числа депутатов, избранных от территориальных округов и общественных организаций, а Совет Национальностей – из депутатов, избранных от национально-территориальных округов и общественных организаций (по норме: по 11 – от союзной, по 4 – от автономной республики, по 2 – от автономной области, по 1 – от автономного округа). Съезд ежегодно обновлял одну пятую часть членов обеих палат. Разногласия между палатами выносились на согласительную комиссию, а при недостижении согласия – на Съезд народных депутатов.

Функции главы государства по существу перешли к председателю Верховного совета как высшему должностному лицу государства. Он представлял СССР внутри страны и за рубежом, руководил подготовкой законодательных актов и подписывал акты Съезда и Верховного Совета, представлял доклады и положении в стране и мире и о кандидатурах на высшие должности. Председателем Верховного совета в 1989 был избран Михаил Горбачев.

Энциклопедия “Кругосвет”

http://krugosvet.ru/enc/istoriya/SOYUZ_SOVETSKIH_SOTSIALISTICHESKIH_RESPUBLIK_SSSR.html?page=0,2#part-5

ОТКРЫТИЕ СЪЕЗДА

Председательствует Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР В. П. Орлов.

Председательствующий.

Уважаемые товарищи народные депутаты СССР! На мою долю выпала большая честь. В соответствии с Конституцией Союза Советских Социалистических Республик мне, как Председателю Центральной избирательной комиссии, предстоит открыть Съезд народных депутатов СССР.

Выборы и подготовка к ним проходили в условиях широкой, невиданной доселе гласности и открытости, бурного роста политической активности трудящихся. Это особенно убедительно подтвердил воскресный день 26 марта, когда более 172 миллионов советских людей - почти 90 процентов всех избирателей, включенных в списки, пришли на избирательные участки, чтобы, выражая все оттенки общественного мнения, поддержать перестройку.

Выборы подтвердили, что народ видит в партии Ленина силу, способную сплотить советское общество, обеспечить его консолидацию, найти эффективные пути решения назревших проблем и преодоления трудностей. Более мощного, общенародного референдума в пользу Коммунистической партии, ее курса на обновление у нас еще не было.

Сегодня на Съезде присутствует 2155 народных депутатов СССР из 2249 избранных. Подробные данные о результатах выборов, о составе депутатов доложит Мандатная комиссия, которую изберет Съезд и которой Центральная избирательная комиссия передаст всю документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов.

Следует сказать, что в этом зале находятся сегодня рабочие, колхозники, командиры производства, ученые, деятели культуры, военнослужащие - люди разных профессий, разных поколений, представители народа, обладающие большим политическим и интеллектуальным потенциалом.

Состав депутатов отражает многонациональный характер нашей страны. В их числе - представители 65 наций и народностей.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕПУТАТСКАЯ ГРУППА

Ядро будущей Межрегиональной группы фактически сложилось уже в первые дни работы I Съезда народных депутатов СССР вокруг демократической части Московской делегации, благодаря чему эти депутаты сразу получили название "московской группы", хотя в ее составе были и ленинградцы и представители многих других регионов Союза. Наиболее заметными выступлениями "московской группы" на Съезде были выступления академика Андрея Сахарова, историка Юрия Афанасьева, московского экономиста Гавриила Попова, ленинградского экономиста Анатолия Собчака и бывшего чемпиона мира – штангиста Юрия Власова.

Оформилась Межрегиональная группа на своем первом заседании 7 июня 1989 г. в конференц-зале гостиницы "Москва", 29-30 июля была проведена 1-я общая конференция Межрегиональной группы, на которой определилось, сколько народных депутатов и кто именно вошли в состав МДГ. Были приняты "Тезисы к программе практической деятельности по углублению и реализации перестройки" и избран Координационный Совет из 25 человек и 5 сопредседателей. На конференции присутствовали 316 депутатов, из которых определились как члены МДГ 268 человек. С учетом тех, кто ранее записался в группу, но не смог прибыть на конференцию, численность Межрегиональной депутатской группы на 30.07.89 составляла 388 человек.

В КС МДГ были избраны академик Андрей Сахаров, Борис Ельцин, Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Анатолий Собчак (Ленинград), Николай Травкин, Аркадий Мурашев, Юрий Черниченко, Александр Оболенский (Апатиты), Геннадий Бурбулис (Свердловск), Юрий Карякин, Милен Мартиросян (Украина), Сергей Станкевич, Евдокия Гаер (Владивосток), Владимир Волков (Свердловск), академик ВАСХНИЛ Владимир Тихонов, Виктор Пальм (Эстония), Валентин Логунов, Алла Ярошинская-Згерская (Украина), Михаил Бочаров, Тельман Гдлян, Виктор Гончаров (Украина), Михаил Полторанин, Алексей Емельянов, член-корр. АН СССР Алексей Яблоков. Сопредседателями КС стали Б.Ельцин, Ю.Афанасьев, Г.Попов, В.Пальм и А.Сахаров, секретарем - Аркадий Мурашев.

Среди депутатов - членов МДГ было несколько человек, непосредственно связанных с неформальным движением: лидер Народного фронта Карелии Сергей Белозерцев, член Координационного Совета Московского Народного фронта Сергей Станкевич, представитель Ярославского Народного фронта Игорь Шамшев, один из основателей Апатитского Добровольного общества содействия перестройке (ДОСП) Александр Оболенский. Тем не менее, большинство членов МДГ принадлежало к рядам советской статусной интеллигенции и придерживалось далеко не радикальных взглядов. Только 49% участников 1-й конференции МДГ однозначно высказались за многопартийную систему, еще 40% -за дискуссию о введении многопартийности (5% выступили за сохранение однопартийной системы). Большому числу депутатов из МДГ взгляды академика А.Д. Сахарова казались чрезмерно радикальными, и именно Сахаров получил наименьшее из 5-ти сопредседателей число голосов (69; Ельцин – 144).

На 2-й конференции МДГ, которая прошла в московском Доме Кино 23-24 сентября 1989 г., была принята Платформа МДГ. Платформа включала требование отмены 6-й статьи Конституции СССР о "руководящей роли КПСС", демократизацию избирательной системы, демократический Закон о печати, законы о земле, собственности, новый Союзный договор. Значительная часть требований МДГ была фактически принята в течение 1989-90 гг., в том числе отменена 6-я статья - несмотря на то, что в пропорциональном отношении МДГ никогда не составляла более 12 % общего числа народных депутатов СССР.

Межрегиональная депутатская группа оказала сильное влияние на формирование общей программы демократического движения в России, в том числе на процесс изживания идеологии "истинного социализма", преобладавшей в движении 1987-88 гг. В значительной мере на основе платформы МДГ были построены программные документы провозглашенных в октябре 1989 г. НАРОДНОГО ФРОНТА РСФСР (конфедерации демократических движений России) и Межрегиональной ассоциации демократических организаций (МАДО - коалиции демократических движений СССР), а также избирательного блока "ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РОССИЯ" в январе 1990 г.

В период работы II-го Съезда народных депутатов Межрегиональная депутатская группа испытала серьезный кризис. А.Сахаров и Ю.Афанасьев призвали МДГ открыто объявить себя парламентской оппозицией, не берущей на себя ответственность за действия правительства КПСС. Против этой точки зрения выступили С.Станкевич и А.Собчак. Смерть академика Сахарова приостановила резкую полемику внутри МДГ. После похорон А. Сахарова было найдено компромиссное решение: часть членов МДГ подписали коллективное заявление о том, что считают себя "оппозицией", часть – не подписали, но и те и другие сохранили свое организационное единство в рамках группы. В "оппозицию" вступили около 200 членов МДГ.

В. Прибыловский. Межрегиональная депутатская группа (МДГ)

“АГРЕССИВНО-ПОСЛУШНОЕ БОЛЬШИНСТВО”

Председательствующий. Товарищи! У нас здесь накопились срочные просьбы от депутатов. Депутат Афанасьев просит по ходу Съезда дать ему высказаться. Пожалуйста.

Афанасьев Ю. Н., ректор Московского государственного историко-архивного института (Ногинский территориальный избирательный округ, Московская область). Уважаемые товарищи депутаты! Все мы призваны критично оценивать положение в стране. Я думаю, мы должны и обязаны также критично оценивать свою собственную деятельность на Съезде. И в этом смысле по ряду причин, о которых я и вышел сказать, вчерашний день работы вашего Съезда на меня произвел удручающее впечатление.

Во-первых, около полуночи мы не услышали голос карабахской делегации, или, точнее сказать, никак не отреагировали на него. И в итоге он остался без какой бы то ни было реакции с нашей стороны. Чуть раньше мы все вместе по существу оставили в состоянии политической изоляции литовскую делегацию, которая вышла с предложением, сформулированным, как мне кажется, совершенно неудачным образом, но тем не менее с предложением, которое имеет под собой основание. И мы запустили в ход привычную машину. Несколько нравоучительно-клеймящих выступлений, в том числе и выступления уважаемых мною Залыгина и Медведева, за которыми последовало отупляющее голосование большинством. (Аплодисменты).

Еще раньше мы в спешке формировали состав Верховного Совета. В спешке, в которой мы не услышали целый ряд дельных предложений, с моей точки зрения. В частности, предложение Родиона Щедрина. И в итоге голос Родиона Щедрина пропал, а вместе с ним канул в небытие и депутат Травкин, о котором шла речь. Далее, я присутствовал, как и многие здесь, на не приведшем по существу ни к каким нормальным выводам совещании российской делегации, которое проводилось в спешке и которое не смогло нормально обсудить очень многие вопросы. Товарищи, я думаю, тут каждый волен сказать свое мнение, и я в том числе, И поэтому я говорю.

Я еще раз внимательно посмотрел состав нашего Верховного Совета. Я обязан это сказать, потому что я это думаю и я в этом убежден: если иметь в виду уровень квалификации депутатов на фоне тех задач, которые предстоит этому Верховному Совету решать, если иметь в виду уровень их профессионализма, который требуется в этих сложных для нашей страны условиях, то мы сформировали сталинско-брежневский Верховный Совет... (Шум в зале, аплодисменты). Теперь о большинстве, которое сформировалось...

Председательствующий. Юрий Николаевич, три минуты истекли.

Афанасьев Ю. Н. Я уже и заканчиваю. Вот это тоже и есть то удручающее, о чем я хотел сказать. И я обращаюсь именно к вам, к этому, я бы сказал, агрессивно-послушному большинству, которое завалило вчера все те решения Съезда, которые от нас ждет народ... (Шум в зале).

Председательствующий. Тихо, товарищи Я думаю, серьезный разговор идет.

Афанасьев Ю. Н. Я заканчиваю Но я как раз прошу вас и не хлопать, и не кричать, потому что именно об этом я сюда и вышел сказать. Так вот, уважаемое агрессивно-послушное большинство, и Вы, Михаил Сергеевич, то ли внимательно прислушивающийся к этому большинству, то ли умело на него воздействующий. Мы можем и дальше продолжить так работу. Мы можем быть послушными, не выстраивать очередь, аккуратненько подавать записочки. Мы можем быть благостными, как к тому нас призывал отец Питирим. Но давайте все-таки ни на минуту не забывать о тех, кто нас послал на этот Съезд. Они послали нас сюда не для того, чтобы мы вели себя благостно, а для того, чтобы мы изменили решительным образом положение дел в стране. (Аплодисменты).

Хрестоматия по истории России. От СССР к Российской Федерации. 1985-2001 гг.

Россия - 2000. Современная политическая история (1985-1999 гг.), т. 1, Хроника и аналитика.

Первый съезд народных депутатов СССР

Впервые заседания высшего органа власти транслировались по радио и телевидению. Миллионы людей не отрывались от репродукторов и экранов.

Газеты с материалами съезда шли нарасхват.

«Это были великие недели в истории страны, - писал А.Н. Яковлев. - Волнующее событие, положившее практическое начало парламентаризму в СССР и в России. Я думаю, полного понимания значимости этого факта нет и до сих пор» .

Характеризуя те перспективы, которые открывались в связи с этим перед нашей страной, М.С. Горбачёв пишет: «Уже не помню, кто первым об этом сказал, но все поддержали: отныне съезды народных депутатов, а не съезды КПСС становятся главными политическими форумами, определяющими жизнь страны». И далее: «Это был крутой поворот, настоящая смена вех, за которой должна последовать постепенная замена старых институтов власти, да и её символики» .

То есть герба, знамени и гимна.

110 статья Конституции СССР гласила: «Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов СССР ведёт председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем Председатель Верховного Совета СССР или его заместитель» . Однако, видимо, опасаясь неожиданностей, едва только был избран президиум съезда, как М.С. Горбачёв взял председательствование в свои руки . В связи с этим вся последующая работа съезда по сути дела приобрела незаконный характер.

После доклада мандатной комиссии народные депутаты избрали председателя Верховного Совета, которым стал М.С. Горбачёв , затем - сам Верховный Совет .

При избрании членов Верховного Совета все кандидатуры, предложенные оппозицией, были провалены, среди них оказался и Б.Н. Ельцин . Тогда на следующий день депутат от Омска А. Казанник сложил свои полномочия. Освободившееся место занял Борис Николаевич .

Я хорошо помню, как упомянутый эпизод демонстрировался по телевидению и как трогательно он выглядел. Лишь позднее стало известно, что вся эта история была разыграна по заранее составленному сценарию .

Оказывается, после того, как при выборах членов Верховного Совета съезд отклонил кандидатуру Б.Н. Ельцина, Г.Х. Попов встретился с М.С. Горбачёвым и поставил перед ним вопрос о необходимости исправить случившееся. «Горбачёв понимал, - отмечает Гавриил Харитонович, - что если Верховный Совет, куда не избрали ни Сахарова, ни Афанасьева, ни меня, вообще окажется без оппозиционных депутатов, то сделать его рычагом давления на ЦК, как мыслилось Михаилу Сергеевичу, никак не удастся». Но выхода из сложившегося положения он не видел .

«А если мы сами найдём выход, - спросил я, - вы нас поддержите?» «Да», - ответил он. И сдержал своё слово. Дальнейшее хорошо известно. Сибирский депутат Алексей Казанник после моего разговора с ним принял решение отказаться работать в Верховном Совете. Следующим за ним по числу набранных голосов шёл Ельцин. Так он и попал в Верховный Совет. Но тут «агрессивно - послушное большинство», раскусив нашу уловку, возмутилось и стало требовать новых выборов. Горбачёв ответил: мол, всё по регламенту. Если кто - то отказывается, то проходит следующий за ним» .

По свидетельству бывшего помощника Б.Н. Ельцина Л. Суханова, М.С. Горбачёв не только проявил заинтересованность в том, чтобы Борис Николаевич попал в Верховный Совет СССР, но и добился, чтобы специально для него в Верховном Совете был создан Комитет по делам архитектуры и строительства .

Это наводит на мысль, что Б.Н. Ельцину отводилась роль лидера оппозиции в первом советском парламенте, и Михаил Сергеевич всячески способствовал этому.

Наиболее горячие прения на съезде развернулись вокруг доклада «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР», с которым выступил М.С. Горбачёв . После бурной полемики съезд принял решение «перейти к новой модели экономики», которая характеризовалась бы полным отказом теперь уже не партии, как говорилось до этого, а государства «от функций непосредственного вмешательства в оперативное управление хозяйственными единицами» . В переводе на обычный язык это означало переход к рыночной экономике.

Тогда же произошло оформление парламентской оппозиции. Г.Х. Попов так излагает обстоятельства её появления: «Согласно регламенту, на съезде разрешалось создавать только территориальные группы, а ими руководили секретари обкомов, которые жёстко контролировали свою делегацию, подавляя любое инакомыслие» .

В результате, утверждает Гавриил Харитонович, в самом начале работы съезда «наша московская группа - в неё входили Ельцин, Сахаров, Афанасьев, Адамович, я, другие депутаты оппозиции - всякий раз оказывалась в меньшинстве». «Сахаров и я переговорили с Горбачёвым. Он сказал, что постарается, чтобы нам не мешали работать» .

«Но депутатское большинство по - прежнему давило нас. Вот тогда я и предложил создать межрегиональную группу. Мол, если предусмотрены территориальные депутатские сообщества, то следует узаконить и межрегиональное. Это был, кажется, единственный способ, не выходя за рамки съездовского регламента, объединить депутатов оппозиции. Что мы и сделали» .

Есть основания поставить эту версию под сомнение. Дело в том, что Съезд открылся 25 мая, а уже через день, 27 - го, Гавриил Харитонович вышел на трибуну и сделал следующее заявление: «Группа региональных московских депутатов от научных организаций, от творческих союзов считает необходимым выйти из общемосковской делегации. Мы предлагаем подумать о сформировании межрегиональной независимой депутатской группы и приглашаем всех товарищей депутатов, чтобы они к этой группе присоединились» .

Это даёт основание предполагать, что создание «независимой депутатской группы» началось ещё до открытия съезда.

По свидетельству Г.Х. Попова, сначала в Межрегиональной депутатской группе «было 60 человек, потом 70, потом 100», к концу съезда «150 депутатов» . Если верить Д. Мэтлоку, «к лету» произошла консолидация «более трёхсот депутатов» . Вскоре их число приблизилось к 400 . А союз с прибалтами позволил довести число членов оппозиции до 1/4 - право требовать созыва съезда .

Оппозиция открыто подняла своё знамя, когда было предоставлено слово академику А.Д. Сахарову. Он предложил принять декрет о власти, который провозглашал бы отмену 6 - й статьи о руководящей роли партии и передачу реальной власти в стране Советам всех уровней . И хотя именно на это была направлена политическая реформа , М.С. Горбачёв отказался поставить внесённое предложение на голосование .

Причина этого, по всей видимости, заключалась в том, что, по его замыслу, завершением политической реформы должны были стать выборы в местные Советы, которые сначала были намечены на осень 1989 г., потом перенесены на март 1990 г. Поэтому М.С. Горбачёв отверг предложение А.Д. Сахарова не по существу, а по тактическим соображениям.

Вряд ли Андрей Дмитриевич и его единомышленники рассчитывали тогда получить необходимую поддержку, но они надеялись таким образом не только сплотить оппозицию на самом съезде, но и использовать требование отмены 6 - й статьи для объединения оппозиции по всей стране.

Важную роль в объединении оппозиции сыграли ещё три вопроса: а) о тбилисских событиях 1989 г. , б) о секретном протоколе 1939 г. и в) о деле Т.Х. Гдляна и Н.И. Иванова . По всем этим вопросам были созданы специальные парламентские комиссии . Первую возглавил А.А. Собчак , вторую - А.Н. Яковлев , третью - Р.А. Медведев .

Особое значение для судьбы страны имел второй вопрос, от решения которого во многом зависела судьба не только Прибалтики, но и всего Советского Союза.

11 мая вопрос о Прибалтике специально был вынесен на заседание Политбюро . «Позавчера, - читаем мы в дневнике А.С. Черняева, - ПБ рассматривало положение в Прибалтике. Шесть членов ПБ после всяких комиссий и экспедиций представили записку - погромную, паническую: «всё рушится», «власть уходит к народным фронтам». В этом духе шла проработка трёх первых секретарей: Вайно (имеется в виду Вайно Вяляс - А.О.), Бразаускаса, Варгиса. Но они не дали себя съесть. Держались с достоинством» .

Более того, как явствует из дневника В.И. Воротникова, А. Бразаузкас сообщил, что коммунисты Литвы «требуют независимости и полного хозяйственного расчёта» .

Как в этой ситуации вёл себя М.С. Горбачёв? «Доверяем первым секретарям, - заявил он. - Иначе и быть не может. Нельзя «народные фронты, за которыми идёт 90 процентов народа республик, отожествлять с экстремистами... Если объявить референдум, ни одна [республика], даже Литва, «не уйдёт». Вовлекать лидеров «народных фронтов» в государственную, правительственную деятельность, ставить на посты... думать, как преобразовать на деле федерацию... идти навстречу максимально» .

В своём выступлении М.С. Горбачёв сформулировал и тот максимум, на который в данном случае он готов был идти. «Интересы Союза, Центра, - подчеркнул он, - не очень уж велики: армия, госаппарат, наука. Остальное - дело республик» .

Остальное - это собственность на землю, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внутренняя и внешняя торговля, таможни, финансы, денежная эмиссия, милиция, государственная безопасность, внутренняя и внешняя политика, т.е. практически всё, в том числе и армия, и госаппарат, и наука, так как законы о них и деньги должны были стать прерогативой республик.

Тем самым М.С. Горбачёв продемонстрировал, что, говоря о реформировании Советского Союза как федерации, он имел в виду превращение его в конфедерацию, если не в содружество.

И никого из членов Политбюро это не встревожило. Никто из них не отреагировал на подобное откровение генсека.

Стоит ли после этого удивляться, что 18 мая Верховный Совет Литвы «принял поправки к Конституции, согласно которым законы СССР действуют после их утверждения Верховным Советом республики. Были приняты также декларация о государственном суверенитете, закон об основах экономической самостоятельности» .

Здесь, вероятно, следует отметить, что возглавляемая им Международная комиссия ЦК КПСС по вопросам международной политики обсуждала вопрос о развязывании Второй мировой войны, в том числе о секретном протоколе 23 августа 1939 г., ещё 28 марта 1989 г., т.е. через день после того, как прошли выборы народных депутатов. Однако добиться принятия решения, осуждавшего этот протокол, тогда не удалось .

Зато 18 мая Верховный Совет Литовской ССР принял Декларацию «О государственном суверенитете Литвы», которая осудила факт включения республики в 1940 г. в состав СССР и обратилась «к Съезду народных депутатов и правительству СССР с требованием осудить тайные сделки между Советским Союзом и гитлеровской Германией 1939–1941 годов, объявить их незаконными, не имеющими силы с момента их подписания» . В тот же день 18 мая подобное постановление в отношении «пакта Молотов - Риббентроп» принял Верховный Совет Эстонии . Позднее к ним присоединилась Латвия .

Следовательно, упомянутый эстонский депутат действовал в полном соответствии с установкой А.Н. Яковлева и решениями Верховных Советов прибалтийских республик. Неслучайно именно Александр Николаевич был избран председателем съездовской комиссии по этому вопросу.

В комиссии вошли Ч. Айтматов, Алексий II, Г. Арбатов, Л. Арутюнян, Ю. Афанасьев, И. Друцэ, А. Казанник, В. Коротич, В. Шинкарук. «Рабочим координатором» стал В.М. Фалин .

6 августа 1989 г. «Советская Россия» опубликовала статью «Август 39 - го - до и после», в которой ставились вопросы: для чего поднят вопрос о секретном протоколе и что будет означать признание его незаконности, и давала на них следующий ответ: «Если рассматривать изменения в советской западной Государственной границе после 23 августа 1939 года как следствие незаконного договора, то автоматически результатом отказа от договора 1939 года должно быть восстановление советской западной границы на момент 23 августа 1939 года. Это будет означать утрату советского суверенитета над тремя прибалтийскими республиками, западными областями Украины и Белоруссии, Северной Буковины и Молдавии, северной части Ленинградской области (Карельский перешеек и северный берег Ладожского озера) и части Карельской АССР» .

Выступая на Первом съезде народных депутатов СССР председатель Верховного Совета Латвийской ССР А.В. Горбунов предложил внести в Конституцию СССР существенные изменения: а) дополнить её Союзным договором, который могли бы подписать союзные республики, б) передать союзным республикам всю полноту власти на их территории, в) закрепить за союзными республиками всю находящуюся на их территории собственность .

По существу А.В. Горбунов от имени латвийской делегации поставил вопрос о превращении СССР в конфедерацию. И хотя его предложение не было поставлено на голосование, оно не вызвало возражений со стороны руководства КПСС и СССР.

Как вспоминал профессор М.Л. Бронштейн, «на первом Съезде народных депутатов» А.Д. Сахаров выступил «с предложением реформирования Советского Союза по модели Европейского Союза», т.е. по сути дела с идеей разрушения СССР . «В числе сторонников поэтапного... реформирования СССР по модели, близкой к европейскому Союзу», был и М.Л. Бронштейн .

Многие рассматривают действия А.Д. Сахарова на съезде как действия энтузиаста - одиночки. Однако по утверждению М.Л. Бронштейна, во время работы съезда А.Д. Сахаров поддерживал отношения с М.С. Горбачёвым, а в качестве челнока между ними выступал один из основателей Народного фронта Эстонии Виктор Пальм .

Таким образом, Первый съезд народных депутатов можно рассматривать, как поворотное событие в истории нашей страны, ставшее важной вехой на пути отстранения КПСС от власти, перехода Советского Союза к рыночной экономики и подготовки к разрушению СССР.

В полном соответствии с этим находилось следующее решение Первого съезда народных депутатов СССР: «Опираясь на международные нормы и принципы, в том числе содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, хельсинкском соглашении и договорённостях на венских встречах, приводя внутреннее законодательство в соответствие с ним, СССР будет способствовать созданию мирового содружества правовых государств» .

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

III (объединительный) съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Параллельно с Советами рабочих и солдатских депутатов в стране существовали Советы крестьянских депутатов, в которых значительное влияние имела партия эсеров. В ноябре 1917 г. в Петрограде

Из книги Глупость или измена? Расследование гибели СССР автора Островский Александр Владимирович

Второй съезд народных депутатов СССР В конце ноября МДГ решила вынести на Второй съезд народных депутатов вопрос об отмене 6 - й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. С этой целью её представители предложили на заседании Верховного Совета СССР включить данный

автора

РЕЧЬ ПО РАДИО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР ТОВ. В. М. МОЛОТОВА 17 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА Товарищи! Граждане и гражданки нашей великой страны!События, вызванные польско-германской войной, показали внутреннюю несостоятельность и явную недееспособность Польского

Из книги Оглашению подлежит. СССР-Германия, 1939-1941. Документы и материалы автора Фельштинский Юрий Георгиевич

ИЗ РЕЧИ ПО РАДИО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР В. М. МОЛОТОВА 29 НОЯБРЯ 1939 Г Граждане и гражданки Советского Союза!..В последние дни на советско-финляндской границе начались возмутительные провокации финляндской военщины, вплоть до артиллерийского

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

Первый Всегерманский съезд советов Первый Всегерманский съезд советов проходил с 16 по 20 декабря 1918 г. После свержения монархии съезд становился важнейшим политическим событием, ибо должен был окончательно решить вопрос о власти: Национальное собрание или система

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Первый Всебелорусский съезд 7 (20) декабря 1917События 1917 года способствовали сплочению национальных организаций, объединившихся в Великую Белорусскую Раду. Для определения дальнейшей судьбы Беларуси Рада созвала в Менске Всебелорусский съезд (конгресс).Столь

Из книги Сговор диктаторов или мирная передышка? автора Мартиросян Арсен Беникович

Сталин и все последующие советские руководители упорно скрывали наличие секретного протокола к договору о ненападении. Только 2-й съезд народных депутатов в 1989 г. открыл, наконец, эту страшную тайну

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1989, май I Съезд народных депутатов Нараставший экономический кризис сопровождался необыкновенной живостью политической и культурной жизни в стране. Задумав столь половинчатую политическую реформу в виде управляемой партией демократии, Горбачев решил преобразовать

Из книги Записки о революции автора Суханов Николай Николаевич

4. Первый всероссийский съезд советов Что он сулит? – В закулисных лабораториях. – Состав съезда. – «Свадьба народников». – Съезд эсеров. – Кадетский корпус. – Программа. – Докладчики. – Предварительные совещания. – Открытие. – Годовщина 3 июня. – Сюрпризы

Из книги Ельцин против Горбачева, Горбачев против Ельцина автора Мороз Олег Павлович

ПЕРВЫЙ СЪЕЗД. ПРИОТКРЫТЫЕ ВОРОТА В ДЕМОКРАТИЮ Выбирают председателя…Знаменитый I Съезд народных депутатов СССР проходил в Кремле с 25 мая по 9 июня 1989 года. Впервые за долгие годы в стране на высшем уровне законодательной власти происходило РЕАЛЬНОЕ обсуждение насущных

Из книги Накануне 22 июня 1941 года. Документальные очерки автора Вишлёв Олег Викторович

№ 10 Из дневника заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР В. А. Малышева …5 мая 1941 г.Сегодня в Кремлевском дворце был прием выпускников военных академий, а перед тем было торжественное заседание. Выступал почти с часовой речью т. Сталин и остановился на

автора Полозков Сергей Алексеевич

Первый Съезд народных депутатов РСФСР В первый же день председатель избирательной комиссии Казаков, который до избрания всех руководящих органов вел заседание, был вынужден пойти на попятную и принять повестку дня, включающую вопросы социально-экономического

Из книги Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Расстрел парламента автора Полозков Сергей Алексеевич

Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации Седьмой съезд народных депутатов начался 1 декабря 1992 года и продолжался 14 дней.Съезд проходил очень динамично и был насыщен различными драматическими эпизодами. Чтобы понять все происшедшие на нем, необходимо

автора Помозов Олег Алексеевич

5. Первый Сибирский областной съезд Работа I-го Сибирского областного съезда проходила с 8 по 17 октября 1917 г. также в Томске. На нём удалось доработать и принять основные положения об автономном устройстве Сибири, намеченные в общих чертах два месяца назад на августовской

Из книги День освобождения Сибири автора Помозов Олег Алексеевич

3. Первый Горноалтайский съезд Он проходил, как и планировалось, в Бийске с 1-го по 6 июля 1917 г. Главным его организатором стал теперь уже окончательно выдвинувшийся в лидеры национального движения алтайцев, Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Специальным уполномоченным от

В январе-марте 1989 г. в стране проходила предвыборная кампания в ходе, которой выдвигались кандидаты в народные депутаты СССР. 26 марта состоялись выборы. Они, несмотря на отдельные недостатки и нарушения, были самыми демократическими за всю предшествующую историю страны. Впервые за многие десятилетия советский народ получил возможность выбирать своих представителей в высший орган власти из нескольких претендентов. В округах, где в соответствии с советской традицией выдвигалась одна кандидатура, она часто не набирала необходимого количества голосов. При этом избиратели подчас отвергали не кандидата, а сам принцип выборов без выбора. В некоторых округах было зарегистрировано более десятка кандидатов.

При проведении выборов наблюдалось явление, обозначенное в пуб-лицистике как «феномен Ельцина». Б.Н. Ельцин был выведен из кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС и снят с должности первого секретаря Московского горкома партии за критические замечания, высказанные им в адрес партийного руководства на Октябрьском пленуме ЦК КПСС 1987 г. Тем не менее, он выставил свою кандидатуру на выборах и, несмотря на мощное противодействие со стороны партийной прессы официальных партийно-государственных органов, одержал убедительную победу. За него проголосовало более 80% избирателей москвичей. Чем сильнее выступали против него коммунистические руководители, тем большей популярностью пользовался он в массах.

25 мая 1989 г. I-й Съезд народных депутатов СССР начал свою работу. Он вызвал огромный интерес в советском обществе. Страна буквально припала к телевизорам и радиоприемникам. Люди, идущие по улице, приставив к уху транзистор, не вызывали ни малейшего удивления прохожих. Всем было ясно - человек слушает Съезд.

На первых съездах народных депутатов СССР оформились полити-ческие фракции, то есть группы депутатов, объединенных для выражения интересов определенных социальных или профессиональных слоев насе-ления, для защиты тех или иных политических идей и решений.

Таким образом, к началу 1989 г. В СССР сложилась необычайно благоприятная социально-политическая ситуация и для перехода к рынку, и для развития государственного федерализма. Подписание нового Союзного Договора, на чём настаивали тогда республики Прибалтики, позволило бы не только перейти к осуществлению назревших политических и экономических реформ, но и сохранить единое государство.2

Межрегиональная депутатская группа, представлявшая оппозиционное меньшинство, объединила депутатов демократического направления. Ее лидерами являлись А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов, А.А. Собчак, Г.В. Старовойтова. Группа выступала за радикальные реформы как в области экономики, в частности за введение частной собственности, так и в политической жизни.

Депутатская группа «Союз» во главе с Ю.В. Блохиным, Е. Коганом, полковником Н. Петрушенко и В. И. Алкснисом выступала за сохранение СССР против права народов, входящих в него, самим решать свою судьбу.

В аграрную группу входили руководители колхозов, совхозов, сельскохозяйственных бюрократических учреждений. Депутаты-аграрники требовали все новых и новых миллиардных вливаний в колхозный строй, доказавший свою неспособность обеспечить продовольственные потребности страны. Депутатская группа «Жизнь» решила отстаивать интересы женщин и детей. Были образованы и другие группы.

Верховный Совет СССР, работавший в промежутках между съездами народных депутатов, принял ряд важных новых законов: о въезде и выезде советских граждан за рубеж, ликвидировавший «железный зановес», об общественных организациях, постановления, определившие экономическое развитие страны.

Наиболее значимым, с точки зрения проводимых в стране реформ, стал внеочередной III-й Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в марте 1990 г. На нем М. С. Горбачев был избран президентом СССР. Фактически это явилось началом ликвидации государственной системы Советской власти, которая, как вы помните, не предусматривала пост президента страны как главы государства. На III съезде в Конституцию было внесено дополнение, по которому президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Однако тут было сделано исключение. М. С. Горбачев был избран на съезде народных депутатов. По новому закону президент выступал гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР, являлся Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил СССР. Президент представлял Верховному Совету СССР на утверждение кандидатуры высших государственных чиновников, в первую очередь председателя Кабинета министров, главы правительства. Им, по настоянию М. С. Горбачева, стал Валентин Павлов. Несколько позже была введена должность вице-президента, который должен был замещать Президента в его отсутствие и выполнять отдельные функции президента страны. Вице-президентом, опять-таки по настоянию М.С. Горбачева, стал бесцветный функционер Геннадий Янаев.

Ш-й Съезд народных депутатов СССР отменил бою статью Кон-ституции СССР 1977 Г., которая законодательно закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.