Психологические особенности детей с сдвг. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и задержка речевого и психологического развития


анонимно

Здравствуйте. Моему сыну шесть лет, мы не можем поставить предложение или пересказать увиденное. Родила я его в 19 лет, для меня был желанный ребенок. На третьем месяце беременности поставили угрозу выкидыша. Пролежала в больнице две недели и далее беременность протекала положительно. Не отеков не тяжести не было. родила за два дня да срока поставленного врачами. Приехала в роддом со схватками, но мне поставили уколы что бы я уснула. В общей сложности их (уколов) было три. Проснулась от того что уже рожаю. у ребенка была гипоксия и как выяснилось через три месяца ушиб головы. До года часто болели, ночами не спали водянка была в двух местах 7 и 8 мм. Голова большая держать стали к 5 мес. Пять раз проходили массаж и два раза лечение у невролога. В год ребенок пошел сам. Осталась проблема с речью и поведением. на горшек стали ходить к четырем годам. Разговаривать в 3,5. Все время наблюдаемся у невролога. Обращались к психологам в нашем городе они не знают чем помочь. Ехать в другой город нету возможности. В пять лет добились наконец- то место в садике и к счастью попали к шести леткам. За счет этого у ребенка улучшилась речь. Прошли психолога в другом городе по счастливой случайности сказал что наше развитие на 3-3.5 года. В садике попали в коррекционную группу. Подскажите пожалуйста как с ним заниматься что бы нам все же попасть в школу с семи лет. Сейчас мы говорим легкими фразами. предложения строим простые и даются они нам сложно. Очень часто повторяем и не можем усидеть на месте. Не даю ни компьютер, ни телефон т.к. не справляемся с эмоциями. Ни чем кроме игр не интересуется. Водила в зоопарк запомнил только деревянного медведя на входе и не обратил внимания ни на одно животное. Помогите пожалуйста. Я с полутора лет воспитываю его одна и что делать уже не знаю.

Здравствуйте! Простите за задержку с ответом, очень много работы. Как с ним заниматься - довольно сложно сказать, потому что для 6 лет у него довольно серьезная задержка, и заниматься нужно очень много. Как нейропсихолог, я бы рекомендовала пройти курс сенсомоторной коррекции. И нейропсихологическая коррекция хорошо бы помогла ему. Но насколько я понимаю, в Вашем городе нет нейропсихолога, поэтому могу дать только общие рекомендации. Соблюдайте режим дня, обязательно отдайте его в спортивную секцию, и обязательно - бассейн, минимум 2 раза в неделю, лучше 3. Каждый день в определенное время садитесь с ним заниматься. Чем заниматься - поищите в интернете, что должен уметь делать ребенок в 4,5,6 лет. Много книг развивающих сейчас продается - можете брать идеи оттуда. Для того, чтобы ребенок научился составлять предложения, рекомендую Вам приобрести комплект "Обучение связной речи детей 5-6 лет. Картинно-графические планы рассказов. Комплект наглядных пособий" (http://www.ozon.ru/context/detail/id/20291332/) и другие комплекты из этой серии. Если ребенок совершенно отказывается заниматься и соглашается только играть, можете ввести жетонную систему поощрений. То есть Вы с ним договариваетесь, что он может заработать некий приз (мороженое, игра в футбол, или даже 5 минут мультиков), если соберет 5 жетонов. Рисуете на листе 5 кружочков, и за каждое выполненное задание рисуете ему в кружочке смайлик. Или клеите наклейку на кружок. Когда все 5 кружочков будут закрыты - он получает приз. В дальнейшем можно сделать 7, 10 кружочков. А спустя время можно собирать 50 кружочков в течение недели или более, но зато получить большой приз (игрушку). Занятия должны быть разнообразны (рисование, копирование, составление рассказов, подготовка руки к письму, счет и прочее), но они не должны быть сложны для него. Мотивация к выполнению заданий буде тогда, когда у него будет получаться. Если видите, что ему сложно дается пересказ того, что он видел - делайте фотографии, символы, делайте зарисовки - все что угодно, лишь бы это помогло ему рассказать, что он видел. А в школу - отдайте его лучше в 8 лет. За два года можно сделать многое.

Особенно частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обусловливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, её фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики .

Отмечаются и другие нарушения, например, заикание. Заикание не имеет четких возрастных тенденций, однако, чаще всего наблюдается в 5 и 7 лет. Заикание более свойственно мальчикам и возникает у них гораздо раньше, чем у девочек, и одинаково присутствует во всех возрастных группах. Помимо заикания авторы выделяют и болтливость данной категории детей .

Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются .

Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно, однако, при указании на ошибки дети стараются их исправить .

Нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к 6 годам и становится ведущим нарушением в этом возрастном периоде .

Основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками .

Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребёнка. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же возраста .

В области двигательных способностей обнаруживаются координаторные нарушения. Результаты исследований показывают, что двигательные проблемы возникают уже в дошкольном возрасте. Кроме того, отмечаются общие затруднения в восприятии, что отражается на умственных способностях детей, а, следовательно, и на качестве обучения. Наиболее часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Трудности, связанные с удержанием равновесия (при стоянии, катании на коньках, роликах, двухколесном велосипеде), нарушения зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм особенно с мячом) – причины моторной неловкости и повышенного риска травматизма .

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении задании (несмотря на усилие, все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее для окружающих .

Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я-концепции» .

У детей с синдромом нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его . Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит. Дети с СДВГ любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. Амбивалентность форм поведения чаще всего проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже чувственной тупости. Ввиду этого у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их .


Профессиональные установки студентов как основа будущей работы. Понятие «профессиональной установки»
Установка представляет собой первичное первичное по отношению к деятельности явление, но системно - деятельностный подход играет важную роль в определение понятия «профессиональной установки». Термин «профессиональная установка» впервые вводится бихевиористами, исследовавшими различную моторную активность при совершении тех или иных тру...

Забывание и борьба с ним
Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по­лезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для челове...

Особенности развития слухоречевой памяти дошкольников в норме и при речевых нарушениях
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ре...

Удивительно, но в современном мире высоких технологий, информационного бума и успехов в педиатрии все чаще выявляются дети, отстающие от сверстников в психологическом и эмоциональном развитии. Печальная статистика указывает на то, что у 20% детей старше 5 лет диагностируется задержка психоречевого развития, формирующая у них психологический дискомфорт. Неразвитая речь приводит к затормаживанию мышления, что вынуждает специалистов говорить о задержке психоречевого развития ребенка.

Возраст 4-5 лет - период интенсивного общения со сверстниками, поэтому чаще всего задержка речевого развития диагностируется именно у дошкольников

Установление ЗПРР в возрасте 5 лет обусловлено тем, что на это время приходится период активного голосового общения ребенка со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми. Исправить положение сложно, а если тенденция сохраняется и к 6 годам, когда налицо грубая задержка психоречевого развития, вероятность успешного исправления проблемы равна 0,2%. Родителям необходимо задуматься о психоречевом развитии малыша уже в 2-3 года, чтобы не опоздать с лечением.

Как распознать задержку психоречевого развития?

Определить проблемы ребенка с речью родители могут самостоятельно, если начнут наблюдать за ним с раннего возраста. Приведем несколько основных факторов, сигнализирующих о будущей ЗПРР:

  • ребенок в 4 месяца не дает реакции на жесты и слова взрослых, не улыбается (схожесть с признаками аутизма);
  • к 8-9 месяцам малыш не лепечет, не произносит повторяющиеся слоги («ба-ба», «ма-ма»);
  • ребенок в 1 год отличается тихим поведением, издает мало звуков;
  • 1,5 года – малыш не произносит «мама» и «дай», не понимает их значения, не реагирует на просьбы и на собственное имя, когда его произносят, может отсутствовать жевательный рефлекс;
  • 2 года – ребенок не стремится повторять за другими новые слова, говорит очень мало знакомых слов;
  • 2,5 года – в лексиконе ребенка всего 20 слов, он не умеет складывать слова в предложения, не научился понимать названия предметов и частей тела;
  • 3 года – малыш не составляет из слов предложения, не улавливает содержание небольших рассказов, проглатывает окончания слов, тараторит или наоборот растягивает слова.

Внешние и поведенческие признаки

Указывают на задержку психоречевого развития и некоторые внешние признаки. Вне зависимости от возраста у ребенка может проявиться обильное слюноотделение, у него постоянно приоткрыт ротик. Для детей с ЗПРР характерны в поведении , невнимательность, слабая память, повышенная агрессия, быстрая утомляемость. Скудные эмоции, плохое развитие воображения, ребенок с трудом контактирует с ровесниками, старается ограничить свое общение с ними, плохо соображает.

Физические нарушения

Сказывается ЗПРР и на физическом развитии детей. Ребенок с задержкой психоречевого развития выглядит слабым, у него может быть диагностирован ДЦП. Проведение более глубоких исследований показывает негативное влияние ЗПРР на душевное здоровье ребенка. Электроэнцефалография (ЭЭГ) и метод вызванных потенциалов (ВП) выявляют видимые изменения в левом полушарии мозга ребенка.

Затянувшиеся проблемы с речью приводят к серьезным нарушениям в психическом и умственном развитии детей. Ребенок не способен усваивать те объемы информации, которые легко впитывают дети с нормально развитой речью. Малыш старается не участвовать в диалогах, уходит в себя, испытывает выраженный психологический дискомфорт. При таком поведении задача родителей состоит в том, чтобы начать лечение ЗПРР как можно раньше.


Если ребенок не хочет общаться с ровесниками, а все время проводит с родителями, это может быть свидетельством отклонения

Почему возникает ЗПРР?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Выводы официальной медицины, основанные на многолетних исследованиях, гласят, что ЗПРР не относится к отдельному психическому заболеванию. Задержка формируется на фоне нарушений, происходящих в головном мозге и центральной нервной системе ребенка. Что именно провоцирует развитие задержки речи? Список факторов обширен, в него включены:

  • Болезни мамы, произошедшие в период вынашивания плода, приводящие к нарушениям в его развитии. Травмы мамы, различные инфекции, отравления.
  • Гипоксия (кислородное голодание) плода.
  • Ненормальные роды. Преждевременные, очень быстрые, обвитие ребенка пуповиной, другие родовые травмы, затронувшие ЦНС, шейный отдел позвоночника. Перинатальная энцефалопатия.
  • Травмы и тяжелые инфекции, перенесенные малышом в раннем возрасте, повлиявшие на функционирование мозга.
  • Психические болезни, например, эпилепсия.
  • Ишемия головного мозга.
  • Врожденные обменные нарушения и аномалии в ЦНС.
  • Наследственные заболевания, нарушающие структуру мозга.
  • Патология сосудов мозга, повышенное внутричерепное давление, сбои в ликвородинамике, опухоль.
  • Гидроцефалия и ДЦП.
  • Лейкодистрофия.

Большинство причин связано с нарушениями в головном мозге ребенка. Признаки аутизма сами по себе говорят о наличии проблем. Особое внимание стоит уделить ребенку с наследственными рисками ЗПРР: если в предшествующих поколениях кто-то страдал таким недугом, вероятность возникновения его у новорожденного повышается.

Влияет на задержку речи и психологическая обстановка в доме, где живет малыш. Устранив причины, способствующие проявлению заболевания, можно значительно снизить вероятность его проявления.


Тяжелые инфекции беременной женщины или сложные роды также могут повлиять на состояние нервной системы ребенка

Сопровождение ЗПРР признаками аутизма

Сбои в центральной нервной системе и перенесенные тяжелые инфекции приводят к формированию у ребенка признаков аутизма. Осложнения нельзя назвать тенденцией, но риск наличия заболевания есть. Как распознать симптомы аутизма у ребенка:

  • Малыш не испытывает тяги к общению с родителями, не улыбается, у него отсутствует эмоциональный контакт с ними.
  • Часто проявляет агрессию, если чем-либо недоволен. Агрессивные действия может направлять на себя (кусать свои руки, бить себя).
  • Проявляет стереотипные действия: ходит долго по кругу, раскачивается, вертит один и тот же предмет. Если заставить его сменить действие, реагирует отрицательно.
  • Использует игрушки не по их предназначению. Придумывает особые занятия с ними. Привыкает к одной игрушке или к одной ее части.
  • Избегает общения с другими детьми. Не понимает обращенной к нему речи.

Несколько таких черт аутизма у ребенка требуют вмешательства различных специалистов. Необходима консультация психолога. Постоянная работа с аутичными детьми помогает адаптировать их к реальной жизни, но это не ведет к абсолютной реабилитации. Методов полного излечивания аутизма не существует. Многое в развитии ребенка зависит от старания и понимания родителей, от их отношения к проблеме малыша.

Как лечить ЗПРР?

Лечение заболевания ведется комплексным методом. Подключается целый ряд специалистов: невролог, психолог, дефектолог, рефлексотерапевт, логопед. Большая нагрузка, связанная с терапевтическими мерами, возлагается на родителей. Действуя по рекомендациям врачей, они должны помочь своему маленькому сокровищу преодолеть речевые и психические нарушения, стать полноценным членом общества. Врачебные методы лечения:

  1. Микротоковая рефлексотерапия направлена на восстановление поврежденных участков ЦНС. Направляя сверхмалые токи на эти участки, специалист посылает импульсы в проблемные зоны, которые отвечают за речь. Такой же метод применяется и в лечении гидроцефалии у 6-месячных детей.
  2. Задача дефектолога состоит в том, чтобы через развивающие игры улучшить память и мышление малыша, развить мелкую моторику. Начинать занятия с дефектологом следует с 2-х лет. Коррекционные занятия с логопедом проводят в 4-5 лет. Главное их направление – формирование правильного произношения и нормальной артикуляции. Применяется .
  3. Лечение медикаментами состоит из приема препаратов, улучшающих кровоток в сосудах мозга. Назначение лекарств осуществляет невролог.

Коррекционные мероприятия

Коррекционные методики при ЗПРР разнообразны, все они направлены на общее развитие ребенка. Различные игры, арттерапия, музыкальная терапия помогают улучшить эмоциональное восприятие крохи. Много ли вы знаете игр с элементами пальчиковых действий? Для малыша с ЗПРР они просто необходимы. Двигательный и речевой центр расположены рядом - развивая мелкую моторику рук, можно добиться значительного улучшения речевых навыков.

Главное - не бросать начатое, даже если ребенок устает, не хочет заниматься, убегает от вас. Разнообразьте свои предложения, используйте для игры сборку пазлов, конструкторов, построение пирамидок. Предложите малышу лепку из пластилина или слоеного теста.

Посмотрите, какой рукой кроха владеет лучше. Левше, плохо владеющему своей ведущей рукой, сложнее даются речевые навыки из-за того, что центр, отвечающий за речь, расположен в левом полушарии мозга.

Формируя речь, следует обращать внимание на остроту слуха и зрения ребенка. Зрение помогает освоить артикуляцию, а слух позволяет малышу повторять услышанные слова. Прибегните к музыкальным играм «Угадай, чей голос?» или «Что прозвучало?». Развивая музыкальный слух, вы поможете малышу развить и речь. Напевайте ему детские песенки, просите, чтобы он пел вместе с вами.

Если до 6 лет коррекционные мероприятия проводились в недостаточном количестве и у малыша присутствует грубая форма задержки, придется устроить его в специализированное детское учреждение. Профессионально составленные программы и пристальное наблюдение специалистов помогут исправить положение. Помните, что с ЗПРР можно справиться, если вы, родители, приложите максимум усилий. Постоянно занимайтесь со своим маленьким сокровищем, читайте, играйте, пойте, а главное – это ваша любовь.

Сынуле исполнилось 1,6, но мы до сих пор не разговариваем(((Педиатр направила к неврологу. Правда я и без неё уже решила, что нужно записываться к платному неврологу. Девочки, кто из Екатеринбурга, посоветуйте специалистов в вопросе ЗРР и гиперактивности. Планирую записаться к Мошиной в ИММ, если к ней не получится, то к Невоструевой в ОДКБ 1.
Постараюсь рассказать подробно о сыне. Роды на 42-ой неделе, гипоксия, кефалогематома, гипербилирубинемия. В 8 месяцев невролог (Невоструева) поставила диагноз повышенное ВЧД (лечили диакарбом+аспаркамом+глицин помогло!). В 10 месяцев посещали остеопата.
По развитию: двигательные навыки все рано появлялись в 3,5 месяца вертелся с живота на спину и обратно, в 4,5 месяца стоял на четвереньках, в 5,5 уже ползал по всей квартире, в это же время научился стоять у опоры, в 6,5 уверенно сидел и ходил у опоры, в 8,5 (чуть ближе 9 мес) самостоятельно пошёл. В год уже бегал, прыгал, лазит везде, где только можно. Ни каких ходунков, прыгунков и прочего подобного не использовали.
Месяцев в 10 сын жестикулировал и активно что-то рассказывал. Всё были уверенны, что и заговорит скоро. Но увы и ах. Разговаривает много, всегда понятны эмоции (ругается, жалуется, чем-то весёлым или радостным делится), но ни единого слова не разобрать(((
Причём в год было несколько слов: мама, папа, уди, дай, на, путиба (предполагаем, что это спасибо), аяяя (так отвечал по телефону, типа алё). Примерно в 1,3 эти слова пропали. Где-то в 1,4 порадовал нас фразой "чё делишь", заходит на кухню "чё делишь", просим повторить, повторяет. Ну, думаю, слава богу, заговорил! Ан нет(((И эта фраза пропала((
Сейчас, говорит по прежнему много, ведёт диалог, но ни одного понятного слова, одна сплошная каша. Хотя эта каша с такими словечками, там и согласные и гласные и вообще парой кажется я и сама такое не выговорю.
Ест и пьёт сам, знает как пользоваться расчёской, зубной щёткой, знает где что в доме хранится, понимает нашу речь: хочешь банан (бежит к холодильнику), пойдём мыться (бежит в ванну), папа пришёл (бежит к двери) ну и прочее. Ведёт за руку куда ему нужно, паказывает пальцем. Знает, что такое нельзя, исполняет просьбы типа обними того-то, поцелуй того-то, ложись в кроватку, помоги убрать игрушки.
По просьбе сказать что-то не повторяет. Но, если услышит что-то его заинтересовавшее повторит, имеется ввиду звуки, смех. Услышит слова: пока, давай, до свидания тут же машет рукой. Пробовала говорить ему шёпотом, он в ответ тоже шёпотом отвечает. На имя отзывается, бежит куда его позовут, когда не видит зовущего.
Про занятия, на мой взгляд их почти нет. Ребёнок мой абсолютно не усидчив. Книжки забирает, рвёт, грызёт. Игрушки разбрасывает, все построенные башни, пирамидки рушит. Может помять пластилин минут 5-7 или порисовать, в итоге опять агрессия, всё швыряет, психует. Даже когда ест (в том числе и грудь сосал так же), вертится, будто шило в попе. Такого просто не бывает, чтобы он больше 7-10 минут, это максимум, просидел спокойно на одном месте. Игрушки по просьбе не приносит, не показывает (типа где твой тигр или покажи машинку).
У меня самой уже месяцев с 4 стали закрадываться опасения в гиперактивности, в 6 месяцев начала жаловаться врачам. В ответ только и слышала, у вас активный и сообразительный ребёнок, радуйтесь. Хотелось бы радоваться, но как, если с самого рождения не было у нас ни одной спокойной ночи и дня. Сон беспокойный, просыпается часто (с рождения). Днём ни минутки спокойно не мог полежать, только на ручках и только в движении. Как только сам научился перемещаться, так вообще караул. Я уже со тульями не знаю что делать, переносит по квартире, чтобы можно было забраться куда захочет. Все шкафы на замках. Оставили только те, где точно ни чего опасного, пусть изучает. Переломал, разбил кучу всего (клавиатура, мышка, телефоны, дверцу духовки, полку для обуви и прочее). Постоянные крики, истерики. Был период когда бился головой об пол (8 мес), ходил просто орал (1,2-1,3) стоит только что-то не разрешить или сделать не по его желанию.