Общественно- политическая жизнь в стране после смерти Ленина. Культ личности Сталина


Урок 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ

11 класс Дата__________

Общие цели: дать представление обучающимся об идейных течениях, политических партиях и общественных движениях в России на рубеже XLX -XX вв.; объяснить становление россий­ского парламентаризма.

Вспомогательные цели: заполнить таблицу «Политические партии России начала XX в.»; охарактеризовать деятельность политических партий в Государственной думе с опорой на текст § 5; сравнить состав I и II Государственных дум с опорой на табл. 1 (с. 52 учебника).

Дополнительные цели: установить причинно-следственные связи между Манифестом 17 октября 1905 г. и активным ростом политических партий в начале XX в.; составить схему «Государ­ственное устройство Российской империи после Манифеста 17 октября 1905 г.»; сравнить структуру высших органов государ­ственной власти до и после создания Государственной думы.

Важнейшие понятия и термины: политическая партия, фракция, либерализм, кадеты, октябристы, социал-демократы, большевики, меньшевики; эсеры; индивидуальный террор; все­общие, равные и прямые выборы; Третьеиюньский государст­венный переворот.

Основные даты и события :

1906 г. - работа первой Государственной думы.

    г.- начало аграрных реформ П. А. Столыпина.

    г. - работа второй Государственной думы. 1907 г., 3 июня - новый избирательный закон. 1907 г., 3 июля - окончание революции.

1912 г., 19 июля - работа третьей Государственной думы. 1912 г. - расстрел рабочей демонстрации на Ленских приисках.

Исторические персонажи: Петр Аркадьевич Столыпин; Павел Николаевич Милюков; Александр Иванович Пучков; Ге­оргий Валентинович Плеханов; Владимир Ильич Ленин (Улья­нов); Леонид Мартов (Юлий Осипович Цедербаум); Владимир Митрофанович Пуришкевич.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания. Тест. №2

II . Изучение нового материала.

План

    Особенности формирования политических партий России.

    Основные политические партии:

    либеральные;

    социалистической ориентации (левые);

    консервативные (правые).

3. Реформы государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот.

беседу по вопросам:

    Какой была политическая система Российской империи в начале XX в.?

    Какой была форма правления в Российской империи в на­чале XX в.?

    Как назывался совещательный орган при императоре?

    Какой орган государственной власти назывался высшим исполнительным?

    Какую роль выполнял Сенат?

    Кто осуществлял местное управление?

    Какие изменения внес в российское общество Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.?

    Какие гражданские права получило население России?

1. Особенности формирования политических партий России.

Одним из главных итогов революции стало появление в Рос­сии политических партий.

2. Основные политические партии.

Политические партии России в начале XX в.

Вопросы сравнения

Политическое течение

социалистическое (революционно-демократическое)

либеральное

консервативное (монархическое)

Партии

Эсеры (В. М. Чер­ нов).

РССРП (В. И. Ле­ нин)

Кадеты (П. Н. Ми­ люков) Октябристы (А. И. Гучков)

«Русское собрание» (А. С. Суворин). «Союз русского народа» (В. Н.Пу- ришкевич)

Социальный состав

Революционная интеллигенция, рабочие, город­ ские средние слои, крестьяне.

Либеральная ин­ теллигенция, го­родские средние слои, буржуазия, часть помещиков

Помещики, духо­ венство, часть крупной буржуа­ зии, часть город­ ских средних слоев, крестьяне

Програм­ мные цели

Уничтожение частичной собст­ венности; уничтожение са­ модержавия

Создание эффек­тивной рыночной экономики; построение право­ вого государства; формирование гражданского общества

Сохранение тра­ диционных основ экономической и политической жизни

3. Реформы государственного строя. I и II Государствен­ные думы.

Поскольку на выборах в Государственную думу победили кадеты, ее первым председателем стал кадет, профессор С. А. Муромцев. Однако в социальном плане большинство ока­залось на стороне крестьянства, достаточно слабого для поиска решений политических и юридических вопросов.

Задание:

    Прочтите текст § 5 (с. 51-52) и укажите отличие в составах I и II Государственных дум.

    Почему российское общество оказало наибольшую под­держку кадетам?

    Что послужило причиной прекращения работы I и II Госу­дарственных дум?

Сравните аграрные программы различных партий. Как предлагали решить аграрный вопрос I и II Государственные ду­мы?

III . Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам 1; 5 § 5 (с, 53).

Домашнее задание: § 5; знать новые понятия, термины, да­ты и события; подготовить сообщения о деятельности П. А. Сто­лыпина, П. П. Рябушинского.

Опережающее задание к уроку «Культура России в конце XIX - начале XX в.». примерная тематика заданий для обучающихся:

Развитие и достижение отечественной науки на рубеже XIX - начала XX века.

    Система российских образов на рубеже XIX - XX века.

    Новые идеи о предназначении России в русской философ­ской мысли начала XX вв.

    Новые направления в русской литературе начала XX века.

    Новые стилей направления в живописи.

    Открытие русской иконописи.

    Достижения в области архитектуры и скульптуры в начале

Неожиданные результаты единого дня голосования 9 сентября не могут остаться без последствий. Возможно, что теперь в Кремле решатся на радикальное обновление кадров как на местах, так и на федеральном уровне. Вот только как это будет происходить – через репрессивную замену элит или через допуск во власть договороспособных оппозиционеров? Что впереди – оттепель или закручивание гаек?

Провальными для власти оказались не только выборы губернаторов в Приморье, Хакасии, Хабаровском крае и Владимирской области – в ряде регионов «Единая Россия» не смогла получить большинство в местных парламентах. Когда такое было в последний раз? История со вторыми турами ещё не завершилась, но уже сейчас ясно, что речь не идёт о единичных эксцессах в отдельно взятых регионах. Похоже, что всё это лишь начало больших изменений в масштабах всей страны.

«Отмена итогов выборов в Приморье в сочетании с остальными событиями – политический дефолт», – заявил в эфире телеканала «Царьград» экономист Михаил Делягин. В современной России нет политических аналогов Примакова, Маслюкова и Геращенко, которые могли бы остановить падение доверия к власти. Потому, видимо, народ в регионах и голосует за бизнесменов средней руки, которые более органично смотрелись бы в «Единой России», но почему-то оказались в КПРФ. Это голосование не за убедительных кандидатов, а против власти как таковой.

Любопытный момент: на выборах в протестных регионах отличились КПРФ и ЛДПР, а вот за «Справедливую Россию» бунтари не голосовали. Лидер партии Сергей Миронов возглавлял партийный список в Ульяновской области, и именно там партия не прошла в местный парламент, набрав меньше 4% голосов. Большинство политологов, которые говорят о причинах провальных для власти выборов в сентябре, сходятся в одном: избиратель хочет видеть в высоких кабинетах новых людей. Запрос этот, по мнению многих аналитиков, сформировался не накануне выборов, он назревал с 2014 года. Однако в Кремле это вроде бы видели и старались реагировать – чего стоит масштабная зачистка губернаторского корпуса в 2016–2017 годах. Впрочем, зачистка коррупционеров быстро выдохлась, превратившись в преследование мелких чиновников и не дав долгосрочного эффекта.

Как бы то ни было, Кремль не сможет игнорировать протестный потенциал в регионах, который был продемонстрирован на сентябрьских выборах. Какой будет его реакция?

Версия 1

Власть покажет «сильную руку»

Если в обществе есть запрос на жёсткие решения, власть будет на него отвечать. Когда страсти вокруг выборов в Приморье, Хакасии и других протестных регионах улягутся, можно ждать серии громких антикоррупционных процессов. Вполне вероятно, что у этой кампании появится новый акцент: деньги, изъятые у взяточников и получателей откатов, государство будет демонстративно тратить на социальную сферу. В Госдуме уже прозвучала идея переводить коррупционные деньги в Пенсионный фонд, в дальнейшем таких инициатив будет больше – депутаты вернут в Уголовный кодекс наказание в виде конфискации имущества. Вполне вероятно, что при таком раскладе достанется и оппозиции: участие в выборах независимых кандидатов станет ещё более сложным, ужесточения коснутся и закона о митингах. В противном случае новости о масштабных посадках чиновников могут лишь подорвать авторитет федеральной власти.

Правда, вопрос о том, кто заменит отставленных или посаженных губернаторов, остаётся актуальным. Так называемых молодых технократов вряд ли можно назвать теми самыми лидерами, которые будут разговаривать с народом на одном языке. А других пока нет.

Версия 2

Начнётся «игра в демократию»

Скандал в Приморье нанёс удар по репутации Центризбиркома, системных партий и федерального правительства. Выгодоприобретателем в такой ситуации становится внесистемная оппозиция, которая только и ждёт повода, чтобы вывести недовольных людей на улицы. Потому выборы глав регионов нужно либо отменить совсем, либо сделать их конкурентными. В первом случае власть снова окажется под ударом. Разумным выглядит другой подход: запрет вторых туров на выборах губернаторов и смягчение муниципального фильтра. В результате этого к выборам допустят много протестных кандидатов, которые будут отбирать друг у друга голоса, облегчая задачу назначенцам из Москвы. Вполне вероятно, что однажды эта система даст сбой и в одном или нескольких ключевых для страны регионах появится «внесистемный» губернатор. Но скорее всего Москва сможет использовать финансовую зависимость региона, чтобы встроить новичка в вертикаль.

Версия 3

Отставка правительства и административная реформа

Замена кабинета министров в нынешней ситуации выглядит радикальным, но вполне реальным решением. Такой шаг, пожалуй, будет положительно воспринят большинством протестно настроенных избирателей в регионах. Очевидно, что жители Владивостока голосовали не столько против Андрея Тарасенко, не успевшего отработать в регионе и одного года, а против непопулярных действий правительства РФ, в том числе против повышения пенсионного возраста. После отставки кабмина под руководством Дмитрия Медведева в стране могла бы начаться масштабная административная реформа. Не зря же в Минэкономразвития сформулировали идею о создании 14 макрорегионов, контуры которых не совпадают ни с административными, ни с географическими границами нынешних субъектов Федерации.


Тест 2 Определите итоги и последствия революции 1905 – 1907 гг.: 1)Отмена выкупных платежей 2)Сокращение продолжительности рабочего дня 3)Провозглашение демократической республики 4)Введение демократических свобод в России 5)Отмена сословий и сословных привилегий


Тест 3 Приоритетной задачей внешней политики России на Дальнем Востоке в начале ХХв. было: 1)Усиление влияния в Маньчжурии 2)Присоединение территории Северной Кореи 3)Заключение военного союза с Японией против Кореи 4)Подписание договора об установлении границы с Китаем
















План изучения темы 1.Особенности формирования политических партий России. 2.Основные политические партии: 1.Либеральные 2.Социалистической ориентации (левые) 3.Консервативные (правые) 3.Реформы государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот.


Вопросы Какой была политическая система Российской империи в начале ХХв.? Какой была форма правления в Российской империи в начале ХХв.? Какие изменения внес в российское общество Манифест 17 октября 1905г.? Какие гражданские права получило население России?




Партии России начала ХХв. Вопросы сравнения СоциалистическиеЛиберальныеКонсервативные Партии (лидеры) Эсеры (В.М.Чернов) РСДРП (Ленин, Мартов) Кадеты (П.Н.Милюков), октябристы (А.И.Гучков) «Русское собрание» (Суворин), «Союз русского народа» (Пуришкевич) Социальный состав Интеллигенция, рабочие, крестьяне Интеллигенция, буржуазия, помещики Помещики, духовенство, крупная буржуазия, мещане, крестьяне ЦелиУничтожение ч/с, самодержавия Создание рыночной экономики, правового государства Сохранение традиционных основ политики и экономики ТактикаРеволюция (вооруженное восстание) Парламентская борьба Различные (погромы и др.)






Система выборов Косвенные. Лишены избирательных прав женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25 лет. Косвенные. Лишены избирательных прав женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25 лет. население курии Землевладельческая (1) Городская (2) Крестьянская (15) Рабочая (45) выборщики депутаты


I Государственная дума (1906г.) ДумаВремя работы ПредседательСостав I27/04/1906 – 09/07/1906 С.А.Муромцев (кадет) Кадеты (170) Трудовики (100) Социал-демократы (15) Автономисты (представители окраин – 70) Умеренные и правые (30) Беспартийные (100) Конфликт между Думой и правительством по поводу решения аграрного вопроса.


II Государственная дума (1907г.) ДумаВремя работы ПредседательСостав II20/02/1907 – 03/06/1907 Ф.А.Головин (кадет) Кадеты (92) Трудовики (101) Социал-демократы (65) Эсеры (34) Правые (22) Народные социалисты (14) Конфликт между Думой и правительством по поводу решения аграрного вопроса.




III Государственная дума (г.) ДумаВремя работы ПредседательСостав III03/06/1907 – 09/06/1912 Н.А.Хомяков, А.И.Гучков, М.В.Родзянко (октябристы) Октябристы (154) Прогрессисты (28) Кадеты (54) Трудовики (13) Социал-демократы (20) Правые (147) «Политический маятник»



Внутриполитическое и экономическое развитие СССР оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа личности И.В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации управления. Одновременно росли вера большей части народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и высокая гражданственность.

Культ личности И.В. Сталина был вызван многими факторами: отсутствием в стране демократических традиций; во многом сохранившейся монархистской психологией масс, порождающей иллюзию мудрости и непогрешимости вождя, атмосферой страха в условиях репрессий и политических процессов. Укреплению веры народа в И.В. Сталина способствовали также подлинные и мнимые (распропагандированные) успехи социалистического строительства. Культ И.В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру, К.Е. Ворошиловым, Л.М. Кагановичем, В.М. Молотовым, Г.М. Маленковым, Н.С. Хрущевым, Л.П. Берией и др. По всей стране культ И.В. Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

В области экономики продолжала развиваться система государственного социализма жесткого планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Были расширены полномочия Госплана, создан Наркомат государственного контроля. Укреплялись командно-административные методы управления, которые, несмотря на их недостатки, сыграли положительную роль в мобилизации экономических и людских ресурсов для отражения фашистской агрессии. Советское правительство провело серию экономических, военных, социально-политических и идеологических мероприятий для укрепления обороноспособности страны.

Экономическая политика. Развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938-1942 гг.), утвержденного XVIII съездом ВКП(б) в марте 1939 г. Был выдвинут политический лозунг догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны. Эта установка была демагогической. Она исходила из сфальсифицированных и завышенных показателей итогов выполнения второго пятилетнего плана. Несмотря на несомненные успехи (в 1937 г. СССР по объему производства вышел на 2-е место в мире после США), промышленное (и особенно техническое) отставание от Запада не было преодолено. Наглядно проявлялись перекосы в экономике. Передовые позиции, достигнутые в металлургической, химической, некоторых отраслях машиностроительной промышленности, сочетались с заметным отставанием в освоении новых технологий, и особенно в выпуске предметов народного потребления. В легкой промышленности планы были выполнены на 40-60% и не отвечали уровню потребностей населения. Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве, где производство к 1938 г. резко снизилось по сравнению с концом 20-х годов.



Главные усилия в третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43% общих капиталовложений.

В годы третьей пятилетки были осуществлены специальные военно-экономические мероприятия. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание "второго Баку" нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом. Обращалось особое внимание на металлургическую промышленность основу военного производства. Был расширен и модернизирован Магнитогорский металлургический комбинат, завершено строительство Нижнетагильского. Были созданы так называемые "заводы-дублеры" (филиалы заводов Европейской части СССР) на Урале, в Западной Сибири и Средней Азии в районах вне пределов досягаемости авиации вероятного противника.

В сельском хозяйстве также учитывались задачи укрепления обороноспособности страны. Расширялись посевы технических культур (сахарной свеклы и, в первую очередь, хлопка, необходимого для производства взрывчатых веществ), осуществлялись мероприятия по расширению посевных площадей и увеличению производства зерновых в Сибири и Казахстане. К началу 1941 г. были созданы значительные продовольственные резервы.



Особое внимание уделялось строительству авиационных, танковых и других оборонных заводов, переводу многих предприятий тяжелой и легкой промышленности на производство военной продукции. В результате ее объем значительно увеличился, начался массовый выпуск стрелкового, артиллерийского оружия и боеприпасов. В первые месяцы войны стали производить автоматическое стрелковое оружие (пистолет-пулемет Шпагина - ППШ) и установки реактивной артиллерии БМ-13 ("катюши").

Вместе с тем политика в области вооружений имела отстающий от Запада и, в первую очередь, от фашистской Германии характер. Это определялось продолжающимся производством морально устаревшей военной техники. Создание современных для того времени видов вооружений затягивалось. В годы третьей пятилетки были разработаны новые конструкции самолетов: истребители Як-1 и Мнг-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2, штурмовик Ил-2. Однако их широкое производство до войны наладить не сумели. Так, в 1940 г. было произведено всего 64 самолета Як-1, 20 Миг-3, лишь 2 Пе-2. Массовый выпуск современных танков Т-34 и KB к началу Великой Отечественной войны промышленность также не освоила. На ускорение внедрения новой военной техники повлиял опыт советско-финляндской и начавшейся в 1939 г. второй мировой войны.

Социальная политика. Социальные мероприятия также были обусловлены нуждами обороны. В 1939 г. была принята программа развития государственных трудовых резервов. Она предусматривала создание широкой сети школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленных училищ для подготовки молодежи к трудовой деятельности. В 1940 г. был осуществлен переход на 8-часовой рабочий день и 7дневную рабочую неделю. Особый (круглосуточный) режим работы ввели на предприятиях оборонного значения. Был принят закон о судебной ответственности (вплоть до тюремного заключения) за самовольное увольнение, прогулы и опоздания на работу.

Ужесточались производственные отношения на селе. Увеличивались плановые показатели (введена погектарная разверстка) сдачи государству сельскохозяйственной продукции, устанавливался обязательный для каждого колхозника минимум выработанных трудодней и сокращались размеры приусадебных участков.

В результате социальной политики ухудшилось положение некоторых групп населения, снизился их жизненный уровень. Вместе с тем продолжалось совершенствование образовательной системы, расширялось жилищное строительство и бесплатное медицинское обслуживание.

Укрепление армии. Осуществлялись крупные мероприятия и в области военного строительства. Завершился процесс перехода к кадровой системе комплектования армии. Принятый в 1939 г. Закон о всеобщей воинской обязанности позволил увеличить ее численность к 1941 г. до 5 млн. человек. После советско-финляндской войны особое внимание уделялось созданию отдельных бронетанковых и механизированных частей, развитию военно-воздушных сил. Развернулась учеба командных и инженерно-технических кадров в военных училищах и академиях. В 1940 г. были установлены генеральские и адмиральские звания в армии и на флоте, введено полное единоначалие (отменен институт военных комиссаров), повышен авторитет высших офицерских кадров. Осуществлялся ряд мероприятий по совершенствованию организации и боевой подготовки войск. В 1940 г. был уволен в отставку нарком обороны К.Е. Ворошилов и назначен маршал С.К. Тимошенко, несколько позднее начальником Генерального штаба стал генерал армии Г.К. Жуков, сыгравший выдающуюся роль в Великой Отечественной войне.

Среди населения развернулась оборонно-массовая работа, велась допризывная подготовка учащихся старших классов, деятельность Общества содействия армии, авиации и флоту (Осоавиахим), работали кружки противовоздушной обороны, осуществлялось обучение медицинских сестер и санитаров.

Идеология. Идеологическая работа в массах основывалась на положениях, сформулированных в партийных документах конца 30-х годов. В них декларировалось, что СССР вступил в новую полосу развития упрочения победившего социализма и постепенного перехода к коммунизму. Вместе с тем на идеологию влияли осложнение международной обстановки и реальная опасность приближающейся войны. XVIII съезд ВКЩб) обосновал главный принцип необходимость сильной государственной власти для отражения внешней угрозы. Продолжала развиваться "теория" обострения классовой борьбы в период построения социализма, оправдывавшая грубейшие нарушения законности. Массовым репрессиям подвергались многие тысячи советских людей, в том числе опытные государственные, хозяйственные и военные руководители. Была арестована пятая часть офицерских кадров (все командиры корпусов и командующие войсками военных округов).

Партийное руководство страны та. сам И.В. Сталин уделяли особое внимание патриотическому воспитанию народа. Оно велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям отечественной истории. Широко пропагандировалась деятельность Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина, A.M. Пожарского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и др. Иван Грозный и Петр I провозглашались образцовыми государственными деятелями. В 1937 г. было торжественно отмечено 125-летие Бородинской битвы и 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина. Официальная теория ("царская Россия тюрьма народов") сменилась новой установкой о положительном значении для многих народов их вхождения в состав Российской империи. Обосновывалась идея полнокровного расцвета всех наций и народностей при социализме, возрождался тезис о консолидирующей исторической роли русского народа.

Продолжали активно культивироваться моральные принципы, основанные на коммунистической идеологии. У руководства страны появилось новое понимание значения семейных отношений. Предпринимались меры, способствовавшие увеличению рождаемости, укреплению института брака.

Мероприятия в области экономики, военного строительства и идеологии свидетельствовали, что в стране велась всесторонняя работа по подготовке к будущей войне. Однако культ личности И.В. Сталина, сложившаяся партийно-государственная бюрократическая система, породившие волюнтаризм и авторитаризм руководства, привели ко многим ошибкам, которые наглядно проявились в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Ужесточение политического режима после войны

1. Общественно-политическая жизнь страны

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И.В. Сталина. В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б).

Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций.

Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР.

Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных "виновников" ее неудовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись "вредительством" со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКПб) специально рассматривалось дело этих "вредителей" ("дело Шахурина, Новикова и др."). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали "дела" лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения. Продолжалась фабрикация дел "врагов народа".

В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы ("ленинградское дело"). Обвиняемыми были партийные деятели, советские и государственные работники. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек - к длительным срокам лишения свободы. Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальсифицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан. Все участники этих процессов были впоследствии реабилитированы.

В 1952 г. было сфабриковано так называемое "дело врачей". Группа крупных специалистов-медиков, лечивших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. Не оправдались надежды интеллигенции на развитие и укрепление контактов с другими странами, хотя на Ялтинской и Потсдамской конференциях речь шла о всестороннем послевоенном сотрудничестве. Руководство страны взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции. В 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры.

В марте 1946 г. вышло постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград", беспощадной критике подверглось творчество М. Зощенко и А. Ахматовой. На Оргбюро ЦК, где обсуждался этот вопрос, Сталин заявил, что журнал в СССР "не частное предприятие", он не имеет права приспосабливаться к вкусам людей, "которые не хотят признавать наш строй". "Кто не хочет перестраиваться, например Зощенко, - конкретизировал Сталин, - пускай убирается ко всем чертям". Главный в то время идеолог страны Жданов, выступая в Ленинграде с разъяснением постановления, назвал Зощенко "несоветским писателем". Что касается А. Ахматовой, то, по мнению Жданова, она ничего, "кроме вреда", не могла дать советской молодежи. После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии "О репертуаре драматических театров и мерах па его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба" и др.

Постановления ЦК ВКП(б) по вопросам культуры были ярким примером грубого административного вмешательства в культуру, командного руководства этой сферой. Сложными оставались в послевоенный период взаимоотношения государства и церкви. С одной стороны, религиозные организации за довольно короткий срок значительно укрепили свое влияние. С 1944 г. по 1948 г. от православных верующих в государственные органы поступило более 23 тыс. заявлений об открытии церквей и приходов. Заметнее стала и потребность людей в соблюдении религиозных обрядов. Русская Православная Церковь снова обрела свой высокий авторитет в православном мире. В послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: на фактическое усиление репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы.

Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946-1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937-1939 гг.

Первая сессия Верховного Совета СССР нового, второго, созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой практике наименованиям). Наконец, в 1949-1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. Так, в 1949 г. состоялся X съезд профсоюзов и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд партий, последний съезд, на котором присутствовал Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП(б) в КПСС.

БССР в середине 50-х - 80-х гг.

Окончание войны возродило большие надежды в обществе. У людей возникли ожидания на изменения в политической жизни, так как многие уже начали задумываться над дальнейшей судьбой социализма...

Военный переворот в Турции в 1960 году

Уничтожение тоталитарного режима в Турции в результате переворота 21 мая 1960 г. и восстановление некоторых демократических институтов способствовали вовлечению в активную политическую жизнь различных слоев общества. В конце 1961 г...

Выставление, преобразование и дальнейшее развитие экономики и культуры МССР в послевоенный период (1945-1960 гг.)

После изгнаниях территории Молдавии фашистских захватчиков советскому государству предстояло решить здесь ряд многотрудных и неотложных задач. В их числе восстановление разрушенного войной народного хозяйства...

Древние германцы: общественно-политическая, хозяйственная и культурная жизнь (I-V вв.)

Древняя Русь в X-XI веках

Для характеристики общественно-политического строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г...

Древняя Русь в X-XII вв.

Образование государств происходило двумя основными путями. В первом случае государственная структура формировалась в рамках одной крупной догосударственной общности...

История тюрков

Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар -- в Дагестане -- проживало большое количество еврейских общин...

После Второй мировой войны на мировой арене столкнулись две различные политические линии, противоположные платформы. Одну отстаивали Советский Союз и страны "народной демократии", другую - капиталистические государства...

Приднестровье накануне Великой отечественной войны

На территории Приднестровья после объединения его с Бессарабией - в Григориопольском, Дубоссарском, Каменском, Рыбницком, Слободзейском и Тираспольском районах функционировали 4 поселковых и 91 сельский исполком...

Развитие Молдавии в пореформенный период XIX века

реформа бессарабия феодальный всесословный Аграрное движение В пореформенный период в Бессарабии и на левобережье Днестра усилилось общественно- политическое движение...

СССР после Второй мировой войны (1946-1953 гг.)

В послевоенное время для восстановления экономики, налаживания мирной жизни требовалось огромное духовное напряжение всего общества. Между тем творческая и научная интеллигенция, по своей природе тяготеющая к расширению творческих контактов...

Ужесточение политического режима после войны

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов...