Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе: Хохлома.


Галина Довгалева
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись»

Конспект НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование

в подготовительной к школе группе

Тема : «Хохломская роспись »

Воспитатель МБДОУ д/с №4 «Золушка»

Довгалёва Галина Васильевна

г. Стародуб 2014 г.

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.

2. Формировать умение в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (ягод, осочек, листиков) .

3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал :

Демонстрационный : Хохломская посуда , образцы элементов хохломской росписи , лист бумаги для показа способа рисования "завитка"

Раздаточный : Гуашь 4 цветов (на каждый стол, бумажные силуэты посуды, затонированые в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм, листы бумаги для тренировки рисования "завитков", беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки, стаканчики с водой (на каждого) .

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы .

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

В.:Ребята, скажите, какое сейчас время года?

В.: А какие времена года вы еще знаете?

Д. Осень, весна, лето.

В. Дети! Посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает!

Д. Узор на этой посуде напоминает осень!

В. А почему вы так считаете?

Д. Потому, что эта посуда яркая, красочная, точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья надевают красочные наряды, много желтых, красных, оранжевых листьев, ягод. Осень называют золотой и Хохлому , тоже называют золотой.

В.: Правильно. Смотришь на неё и вспоминаешь такие строки :

"Золотая осень, алых ягод россыпь,

Рощи - перелески, шёлковые всплески,

Солнечно - медовая красота листвы.

В. Посмотрите, вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?

Д. Нет, не вся! Еще есть и не расписанная!

В. Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду! Поможем им закончить работу, распишем посуду?

Д. Да, поможем!

В.: Но прежде, чем мы с вами начнём рисовать , скажите, чем, же отличается хохломской узор от других ?

На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?

Д.: На жёлтый, красный и чёрный фон.

В.: А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать ?

Д.: "осочки", "травки", "усики", "капельки". «Листочки»

В.: А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".

Смотрите внимательно.

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Сначала начинаем рисовать концом кисти , протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти, чтобы получилась тоненькая полосочка. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем.

(После моего показа, показ и объяснение ребенком)

А теперь попробуйте на своих листочках, потренируйтесь рисовать "завиток"(дети упражняются) .

А сейчас мы с вами немножко отдохнём и подготовим наши пальчики к основной работе.

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни : (смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)

и работать захотели. (потираем руками)

Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

В.: Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.

Пройдите к столу и выберете себе заготовку (дети выбирают и садятся за столы) . Давайте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

1. Сначала рисуем завитки.

2. Намечаем ягодки и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод : на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды)

3. Чтобы узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить? (рисуем листочки)

4. Рисуется кайма.

Дети рисуют.

Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.

В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, подойдите ко мне и посмотрите, какие же работы у вас получились?

В конце анализ детских работ.

У кого получились самые круглые "завитки",

У всех ли правильно подобран цвет ягод?

У кого получился самый настоящий хохломской узор ?

В.: Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда , которая так радует глаз.

А когда ваши работы высохнут, мы устроим выставку, пусть все полюбуются.

Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

В : Наша деятельность закончена. Скажем гостям до свидания. Наведем порядок на столах.

Публикации по теме:

"За грибами в лес" Развиваем познавательный интерес в работе с таким занятием как (аппликация). Учимся совершенствовать умение, создавать.

Конспект НОД «Художественно – эстетическое развитие» Тема «Мастерская маленьких дизайнеров» Цели: развитие творческих способностей каждого.

Конспект НОД по рисованию «Платье для лета» Конспект НОД по ОО художественно – эстетическое развитие (рисование, для детей старшей группы «Платье для лета» Цель: Создать условия.

Конспект НОД по образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное Задачи: Образовательная область – познавательное развитие 1. Продолжать учить детей заботится о своем здоровье 2. Развивать познавательный.

Конспект ННОД по знакомству с техникой квиллинга в подготовительной к школе группе «Русская матрёшка» Задачи: 1. Образовательные: - Познакомить с техникой «Квиллинг». - Учить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль,.

Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

«Завиток»

Программное содержание: продолжать развивать у детей художественный вкус, знакомить их с (дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписью).
Развивать эстетические чувства: цвета, композиции.
Закреплять умение свободно и всей кистью, по всему листу бумаги, но не выходя за ее границы. Учить детей оценивать выполненные работы, выделяя средства выразительности.

Материалы: бумага разного цвета и формы в соответствии с формами того или иного вида декоративного искусства. Предметы, украшенные дымковской, городецкой, хохломской росписью, игрушка-Незнайка.

Подготовка к занятию: перед занятием провести знакомство с декоративно-прикладным народным и современным искусством (ткани, платки, посуда и др.), рассматривание альбомов, открыток, диафильмов по теме.

Ход занятия:

Вводная часть: стук в дверь. Дети давайте посмотри, кто там пришел к нам в гости. Это же Незнайка.
А почему ты такой грустный?
Н: посмотрите сколько у меня разных предметов, а что на них нарисовано и как они называются и зачем нужны я не знаю.
Дети поможем Незнайке ответить на его вопросы. (Спросить у детей, какие изделия народного декоративного искусства они знают).
Показать приготовленные предметы, уточнить, как они выглядят, как украшены.

Давайте мы с вами научим Незнайку рисовать узор, который называется Завиток.

Предложить детям нарисовать узор по мотивам одного из рассмотренных видов росписи, передавая его характерные особенности.
Предложить выбрать по своему желанию бумагу разной формы, подумать и выбрать краски которые понадобятся при рисовании.
Сказать детям, что рисуем узор во весь лист.

Исполнительская часть:
Помогаю тем детям, которые испытывают затруднения при выполнении работы, даю указания, словесную инструкцию, поощряю детей по ходу работы.
Предлагаю детям на время отложить свои работы и встать и вместе с Незнайкой поиграть.

Физминутка.
Незнайка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.

Заключительная часть:
Мы сегодня с вами,
Узоры рисовали.
А узоры не простые,
Расписные да как радуга цветные.
Мы узор на весь листочек нарисовали,
И завитком его назвали.
Завитки, то вон какие,
Мы на выставке их разместили.
И теперь они висят
И всем взрослым и детям
Радуют глаз.

Дети вам понравилось наше занятие?
А кто к нам приходил?
А чем мы с вами занимались?
А кто помнит, какие виды декоративной росписи существуют?
Какой узор мы с вами сегодня рисовали?

Все работы получают положительную оценку педагога.
Предложить детям выбрать самые красивые узоры и объяснить, почему именно эту работу они выбрали.
Предложить детям оформить выставку, посвященную декоративно-прикладному искусству в группе.

Дети прощаются с Незнайкой, а он их благодарит за помощь и вручает сладкие гостинцы.

Название: Конспект НОД в младшей группе по рисованию «Завиток»

Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область, Россия

Декоративное рисование

«Завиток»

(по мотивам хохломской росписи)

(подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

Программное содержание.

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

Ход занятия.

I Организационный момент.

Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.

II Основная часть.

Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева.)

Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный).

Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

Травный орнамент, или «травка»,

Так характерен для всей хохломы,

Чудесный рисунок волшебной страны!

Элементы травной росписи.

Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Ягодки смородины

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

Слайд 18-20

Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи.)

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

Игра « Убери лишний предмет»

Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.

Игра «Найди завиток на моем фартуке».

Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»

А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать? (завиток). Правильно завиток.

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

Дети рисуют под музыку.

Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями


Пермякова Вера Николаевна

Все готовые работы рассмотреть с детьми, выбрать самые интересные (предлагая ребятам обосновать свой выбор), украсить ими групповую комнату, вестибюль.

Материалы. Цветная бумага для вырезывания, половинки альбомных листов (или альбомные листы) нескольких мягких тонов для фона, клей, ножницы.

Занятие 77. Декоративное рисование "Композиция с цветами и птицами" (по мотивам народной росписи)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учить создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме (теплой или холодной). Закреплять умение работать всей кистью и ее концом, передавать оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми созданные ими ранее композиции по мотивам народной росписи. Предложить создать декоративную композицию в теплой или холодной гамме. За несколько дней до занятия можно устроить выставку декоративных изделий с изображениями цветов и птиц (хохломская, мезенская, городецкая роспись, изделия народных мастеров данного региона и др.). Рассмотреть с детьми выставленные изделия.

В процессе рассматривания готовых работ отобрать наиболее удачные и сделать из них фризы, которыми затем оформить группу (один фриз в теплой, другой – в холодной гамме).

Материалы. Бумага белая (или тонированная) чуть больше формата А4, простой графитный карандаш (для наброска птицы), краски акварель, кисти.

Рассматривание декоративных композиций в альбомах, на репродукциях, на изделиях народного творчества (городецкая, хохломская роспись и др.).

Занятие 78. Рисование "Обложка для книги сказок"

Программное содержание. Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги; красиво подбирать цвета для узора к цвету бумаги, выбранной для обложки; отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки. Развивать воображение, творчество.

Методика проведения занятия. В начале занятия рассмотреть с детьми различные по оформлению обложки книг сказок, обратить внимание на расположение рисунка, на сочетание цветов.

Предложить каждому ребенку выбрать бумагу для обложки. Спросить у нескольких ребят, что они хотят нарисовать и как это сделают. Указать на возможные различия в последовательности выполнения рисунка (можно начать с оформления рамки или с главного сюжета, предмета).

Материалы. 3–4 книги сказок. Листы бумаги разных цветов (цветная бумага для обложки может быть подготовлена детьми накануне занятия), краски гуашь (6–8 цветов), кисти, палитра.

Связь с другими образовательными областями. Беседы о книгах, о том, кто и как их создает (писатели, художники, фотографы). Знакомство с двумя художниками-иллюстраторами книг (по иллюстрациям); орагизация выставки их книг.

Программное содержание. Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Методика проведения занятия. Спросить у детей, на каких изделиях народного и современного искусства они видели завитки. Если они не ответят, напомнить о хохломской росписи, показать характерные изделия. Уточнить, как они украшены, напомнить элементы украшения.

"Субботник"

Надя М., подготовительная группа

Предложить детям нарисовать изогнутую веточку-завиток и украсить ее завитками, цветами, ягодами, листочками и т. п. Вызвать ребенка для показа приема рисования основного завитка и боковых веточек-завитков.

Предложить каждому ребенку выбрать бумагу, подумать, краски каких цветов будут хорошо сочетаться с фоном. Напомнить, что нужно рисовать крупно, во весь лист.

Рассмотреть с детьми готовые рисунки, лучшие работы отобрать для украшения групповой комнаты и других помещений детского сада.

Материалы. Бумага формата А4 разных оттенков (на выбор), краски акварель, гуашь белила, палитры, кисти (вместо акварели можно взять цветные восковые мелки или пастель).

Связь с другими образовательными областями. Знакомство с декоративно-прикладным народным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью.

Занятие 80. Рисование "Субботник"

Программное содержание. Учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; орудия труда. Закреплять умение передавать соотношение по величине при изображении взрослых и детей. Совершенствовать умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунок красками, заполнять весь лист изображениями.

Методика проведения занятия. Побеседовать с детьми о субботниках. Предложить создать рисунки на эту тему. Обсудить, что ребята будут рисовать, как расположат фигуры на листе. В ходе занятия поощрять наиболее полное отражение темы в рисунке.

По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить выбрать те, на которых изображены интересные виды труда, фигуры людей в рабочих позах.

Материалы. Бумага формата А4, простой графитный и цветные карандаши, краски, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Труд детей на участке детского сада. Наблюдения за трудом взрослых.

Занятие 81. Лепка по замыслу

Программное содержание. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата, доводить дело до конца. Совершенствовать умение давать развернутую оценку своей работы и работ других детей.

Методика проведения занятия. Предложить детям вылепить по замыслу группу людей (животных). Напомнить о необходимости правильно передавать соотношение фигур по величине, добиваясь сходства вылепленных людей (животных) с реальными.

В конце занятия рассмотреть все работы, предложить детям выбрать наиболее интересные и обосновать выбор.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки.

Вариант занятия. Лепка "Няня с младенцем"

Программное содержание. Учить детей передавать образы народной игрушки в лепке. Закреплять умение соблюдать пропорции частей, использовать ранее освоенные приемы (отдельно лепить колоколообразную юбку и верхнюю часть туловища). Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковскую няню с младенцем. Уточнить форму, пропорции фигуры; приемы и последовательность лепки фигур куклы, младенца.

В конце занятия все вылепленные фигуры рассмотреть, выбрать самые красивые.

Материалы. Глина, стеки, доски для лепки. Дымковская игрушка – няня с младенцем.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание различных дымковских кукол, уточнение их образного содержания, формы и пропорций частей.

Занятие 82. Рисование "Разноцветная страна"

Программное содержание. Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения. Закреплять умение передавать цвета и оттенки разными способами (регуляция нажима на карандаш, разведение акварельной краски водой (по мере добавления воды в краску цвет становится светлее), добавление белил для высветления цвета при рисовании гуашью).

Методика проведения занятия. Предложить детям создать иллюстрации к книге "Радуга". Уточнить их знания о цветовых эталонах.

Предложить каждому ребенку подумать, на какой цвет радуги он хотел бы выполнить картинку. Если на какой-то цвет не будет желающих, следует мягко уговорить ребят, подсказав возможные изображения. На каждый цвет радуги выполняется своя картинка.

Из созданных рисунков можно собрать книги и подарить детям старшей группы.

Вариант занятия

Предложить детям нарисовать сказочные картинки, выполнив все изображения в одном цвете, но разными оттенками.

Можно предложить нарисовать "Сказочный домик" с прозрачными стенами, в котором живут птички более яркого цвета, чем сам домик. Предложение может быть и таким: создать узоры, используя разные оттенки (теплые и холодные) одного цвета.

В итоге можно устроить выставку детских рисунков, украсить рисунками помещения детского сада, группы.

Материалы. Зависят от темы, выбранной педагогом.

Горбунова Любовь Николаевна

ЕМА : Чудо-чудное, диво дивное-золотая хохлома .

ЦЕЛИ :

Обучающие цели :

Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи ;

Упражнять в составлении узора;

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы ;

Научить заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (ветка, листья, ягоды, травка) .

Воспитывающие цели :

Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи .

Развивающие цели :

Развивать память, наблюдательность, речь, творческие способности.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : посуда с хохломской росписью , гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды , образцы элементов хохломской росписи ; музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла» , «Калинка» , «По малину в сад пойдем» .

Ход ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Что я вижу, что за диво

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво

Аж, захватывает дух!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты,

Блестят они, как золотые.

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой .

2. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ О ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ .

А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими ?

- Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали : «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали : «Откуда посуда?» А они отвечали : «К нам приехала сама Золотая Хохлома Так и повелось Хохлома , да Хохлома . Стали посуду называть хохломской .

А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это конечно сказка.

Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома »

Давайте с вами рассмотрим посуду. Какие цвета используют хохломские мастера ? (Красный, черный, золотой, зеленый, желтый цвет) .

Что мастера изображали на деревянной посуде? (Ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки) .

Вы совершенно правы в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка» . Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы : листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины) . А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.

3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир : дымковских коней, расписных матрешек, и конечно же нарядные хохломские изделия !

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир!

Ах, какие чудо краски!

И по свету бродят сказки,

И улыбки Хохломы !

4. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, что бы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да) . Прежде чем расписывать разделочные доски, давайте немного отдохнем!

Физминутка

Наши алые цветки распускают лепестки… плавно понимаем руки вверх

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… качание руками влево-вправо

Наши алые цветки закрывают лепестки… присели, спрятались

Головой качают тихо засыпают… движение головой влево-вправо, ручки под щечки

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Прежде чем начать украшать, давайте вспомним последовательность!

С чего начнёте? (- С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая) .

Что будите рисовать после ? (- Завиток, изогнутую веточку) .

Почему? (- Завиток – главный элемент хохломской росписи , потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (- Сначала крупные элементы : ягоды, листья, потом – мелкие элементы : капельки, травку, завитки и т. д.).

Как нужно рисовать травку и завитки ? (- Концом тонкой кисти, чередуя цвета) .

Что мы можем использовать для рисования ягод ? (- Кисть, тычок) .

Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый) .

Молодцы, ребята, всё знаете!

6. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами !

Хохлома , Хохлома ,

Наше чудо дивное!

Мы рисуем Хохлому –

Красоту невиданную.

Рисовали «травку»

Солнечною краской,

Ягодки, огоньки –

Алой краской от зари.

(Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку) .

7. РЕФЛЕКСИЯ

Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома .

Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках.

Ребята вам нравятся? Посмотрите друг у друга!

А что вам больше всего вам понравилось?

Послушайте очень красивое стихотворение о хохломской росписи .

Стихотворение П. Синявского «Хохлома »

Хохломская роспись

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной-

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Украшение платочка по мотивам дымковской росписи» Программное содержание а) Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя.

Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2089 ЮГО – ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ.