Характеристика педагогической деятельности. Особенности педагогической деятельности


Мы проанализировали первую из них, связанную с психологическими особенностями обучающихся. Вторая цель педагогической психологии связана с психологическими особенностями обучающих.

В последнее время при исследовании проблемы эмоционального выгорания учителя и педагоги часто попадают в группу людей, особо подверженных этому психологическому недугу- Действительно, хорошо известно, что педагоги часто имеют слабую нервную систему, что они бывают эмоционально несдержанны, быстро устают и имеют низкий порог утомляемости. Помимо этого нередки случаи, когда молодые специалисты, предполагающие, что они смогут эффективно обучать и даже в корне изменить существующую систему образования, начинают работать педагогами, однако через короткое время от их надежд и мечтаний не остается и следа. Более того, они нередко оказываются самыми косными, самыми жесткими и неоправданно строгими преподавателями, сетующими на плохих учеников и неудовлетворительные условия профессиональной деятельности. Если к этому добавить, что у значительного числа педагогов проблемы в личной жизни, связанные как с супружескими, так и с детско-родительскими отношениями, то становится очевидным, что проблемы психологических особенностей обучающих требуют своего решения в рамках задач построения эффективного обучения.

Если не углубляться в личностные особенности педагогов, а ограничиться психологическими характеристиками, имеющими непосредственное отношение к профессиональной позиции обучающего, то можно выделить три аспекта.

Более двадцати лет назад в одном из первых исследований, посвященных вопросам профессиональных коллективов, педагогический коллектив был выделен как один из самых деструктивных, который не только не помогает решать профессиональные задачи, но всячески препятствует построению эффективного обучения.

Психологам хорошо известен феномен педагогического коллектива, когда внешне все очень любят и поддерживают друг друга, а по сути даже имеющиеся внутри группировки нестабильны из-за того, что их члены и участники все время меняются. Так, одна команда поддерживает своего директора, но всячески мешает и даже дискредитирует деятельность содержательного лидера. Однако даже при незначительном изменении ситуации некоторые члены этой команды могут примкнуть к содержательному лидеру и стать, соответственно, оппозицией директору и т. д. В ряде случаев педагогический коллектив на некоторое время сплачивается, например, когда появляется общий «враг» в виде какой-то комиссии, нового администратора или родителей, которые начинают противостоять педагогам. Самое интересное, что в это время в таком образовательном учреждении качественно меняется в лучшую сторону и уровень организации и проведения педагогического процесса. Как только ситуация стабилизируется, общий враг исчезает или находит какие-то общие мотивы с кем-либо из коллектива, меняются и взаимоотношения, и качество образования.

Если попытаться проанализировать, что служит причиной затяжных конфликтов в педагогическом коллективе, то выясняется, что они, как правило, связаны не с профессиональными, а с личными интересами и особенностями педагогов. Даже тогда, когда вроде бы неприятие одного учителя другим связано с пропагандируемым одним из них теоретическим направлением, определяющим особенности преподавания, то в реальности оказывается, что «теоретический» аспект лишь положил начало конфликту, а его затяжному характеру способствовала личностная неприязнь.

Можно сделать вывод, что характер взаимоотношений педагогов в значительной степени определяется их личностными характеристиками. Именно поэтому первое требование к психологическим особенностям обучающих и одновременно условие, позволяющее создать команду единомышленников, команду, которая является командой не потому, что ее члены вместе работают, а по совместному решению задач, - способность к содержательному общению.

С одной стороны, содержательное общение предполагает, что субъект не имеет проблем в реализации личностного общения. С другой стороны, для его реализации необходимо, чтобы партнеры воспринимали решаемые в процессе их профессиональной работы проблемы как общие. Тогда их содержание станет содержанием общения. Применительно к обучающим это означает, что несмотря на преподаваемые дисциплины и на то, учит ли тот или иной педагог конкретного ученика, в педагогическом коллективе решаются общие задачи, связанные с обучением и развитием обучающихся. В этом случае содержание профессиональной работы педагогов станет определять их общение и взаимодействие друг с другом.

Следовательно, первая психологическая особенность обучающих связана с их способностью к содержательному общению и взаимодействию друг с другом. Только в этом случае могут возникнуть педагогические команды, организующие развивающую образовательную среду и обеспечивающие разностороннее и непрерывное образование.

Второй психологической особенностью обучающих является их способность управлять и контролировать профессиональную позицию.

Изучение особенностей профессионального самосознания субъекта и его профессиональной позиции показало, что они тесно связаны с его личностной позицией и целостным самосознанием. При этом педагог управляет своим профессиональным самосознанием и возникающей на его основе позицией с помощью личностной позиции. То есть профессиональная позиция меняется и контролируется личностной позицией субъекта. Только в этом случае можно говорить о профессиональном росте и повышении квалификации, только тогда профессиональная позиция не мешает человеку в его личной жизни.

Однако, как показывают результаты исследований, у значительного числа обучающих происходит обратное: их личностная позиция начинает испытывать давление со стороны педагогической. Это приводит к тому, что в обыденной жизни обучающие все равно ведут себя как педагоги. Они постоянно и без повода учат и воспитывают окружающих, реагируют на возникающие ситуации с педагогической точки зрения, в конечном счете начинают воспринимать себя только как учителей. Именно по этой причине они часто бывают несчастливы, имеют конфликты и проблемы со своими супругами и не могут найти общего языка с родными детьми.

Очень похожи на учителей с преобладающей педагогической позицией те обучающие, у которых профессиональная и личностная позиции не различаются. Они так же, как и педагоги, описанные выше, воспринимают себя только в качестве обучающих. Это нередко сказывается на том, что они непроизвольно занимают позицию «сверху» по отношению и к обучающимся, и даже к своим коллегам. Во многих случаях конфликты в педагогических коллективах бывают связаны именно с тем, что на позицию «сверху» начинают претендовать несколько педагогов. В отличие от обучающих, у которых главную роль играет педагогическая позиция, учителя с единой, неразделенной позицией имеют очень большие проблемы в общении в силу особенностей развития эмоциональной сферы. Если первые в принципе могут посочувствовать другому, на некоторое время «забыть» о своей педагогической точке зрения, хотя и с некоторым волевым усилием, то вторым все человеческое просто оказывается чуждо.

Среди педагогов можно встретить и тех, у кого профессиональная и личностная позиции мало соприкасаются. Если вспомнить учительницу из фильма Р. Быкова «Внимание, черепаха», то она по дороге в школу шла легкой походкой молодой девушки и была одета в короткую юбку и щегольской берет. Перед входом в школу, одернув юбку до нужной длины и превратив берег в классический головной убор, она даже меняет походку. Теперь в ней ничего не выдаст молодости, хорошего настроения, радости весне. Она превращается в типичную, по ее мнению, учительницу, которая не имеет возраста, не обращает внимания на погоду, не занимается собственной внешностью. И если в одной ситуации все окрашено личностной позицией, в другой — подчиняется профессиональной позиции.

Такие педагоги, в отличие от обучающих из предшествующих групп, более счастливы и благополучны. В реальной жизни они напрочь забывают (или стараются забыть) то, что являются педагогами. Однако при большей эффективности такого сочетания профессиональной и личностной позиций нельзя не отметить, что педагоги в этом случае часто имеют невысокий уровень квалификации. Кроме того, им очень трудно повысить свой уровень, так как и при реализации профессиональной позиции, и в ситуациях, где они выступают учениками, они ограничиваются лишь особыми организованными занятиями, не включая материал обучения в реальную жизнь.

Третий аспект психологических особенностей педагогов связан с их способностью к обучению и самообучению.

Описание способности к обучению целесообразно начать с факта, который был получен в результате одного психологического исследования, посвященного проблемам личностной готовности детей к школьному обучению.

Детей старшего дошкольного — младшего школьного возраста, с одной стороны, обучали определенным умениям и навыкам, а с другой стороны, просили научить взрослого складывать из бумаги кораблик, который они хорошо умели делать. Обнаружилось, что хорошо учиться могут лишь тс дети, которые могут научить взрослого освоенным ими навыкам. Если ребенок плохо принимал задачу обучения, не мог найти способ решения задачи и (или) не принимал помощь взрослого для выполнения задания, он, как правило, не мог объяснить «обучающемуся» взрослому, что и как надо делать и для изготовления кораблика, не видел ошибок, намеренно совершаемых его учеником, не контролировал полученный в ходе обучения результат.

Несмотря на конкретные цели исследования, связанные с личностной готовностью к школьному обучению, и возраст испытуемых (6-8 лет), полученные результаты в полной мере можно отнести и к интересующей нас проблеме психологических особенностей педагогов.

По отношению обучающих к собственному обучению их можно условно разделить на четыре категории.

Первые весьма охотно обучаются, стараются использовать все возможности для посещения разного рода курсов, знакомства с новыми технологиями. Однако, несмотря на свою любовь к обучению, они практически не используют новые знания и умения в практике. Это связано с тем, что в некоторых случаях обучение лишь внешне является обучением, по своему психологическому содержанию обучением не являясь. Применительно к данной категории педагогов обучение не ведет к изменениям в их сознании и самосознании. Обучение для них является некоторым развлечением, сравнимым с чтением интересной книжки, содержание которой забывают, как только заканчивают чтение. Даже если содержание и не забыто, оно оказывается никак не связанным с повседневными профессиональными задачами педагога.

Другие обучающие (вторая категория) также весьма охотно учатся и, в отличие от своих коллег, относящихся к первой категории, очень активно используют полученные знания в профессиональной деятельности. Они каждый год внедряют инновации, при этом часто одни оказываются прямо противоположными другим. Обычно это очень увлекающиеся люди, которые под влиянием обучения постоянно меняют свои взгляды на учащихся, предмет обучения, задачи. Им свойственно не просто включать новые методы в процесс обучения, но и в своих манерах объяснения, поведении, даже стиле одежды копировать тех, кто познакомил их с этими методами.

При всей привлекательности данной группы педагогов необходимо отметить, что у них часто бывают серьезные проблемы с педагогической квалификацией, поскольку они не повышают уровень своей педагогической деятельности, а постоянно его меняют. Помимо этого педагоги данной категории плохо чувствуют своих учеников, испытывают трудности в создании совместной с учащимися деятельности.

К третей категории обучающих принадлежат люди, которые не просто не любят учиться, а испытывают муки, если им предстоит хоть на короткое время выступить в роли учеников. Эти педагоги искренне считают, что никакие новые технологии, психология или игровые методы обучения не могут помочь им в профессиональной деятельности. Они любят апеллировать к своему большому опыту или опыту своих близких, рассказывают многочисленные случаи, когда им удалось научить абсолютно необучасмого ученика, хвастаются придуманными ими способами и методами управления и контроля обучающихся. Им свойственно сетовать, что год от года ученики становятся все хуже и хуже, что раньше к обучающим было гораздо лучшее отношение, что только они могут справиться с нелегким и неблагодарным делом обучения.

К последней (четвертой) категории относятся педагоги, количество которых в некоторых образовательных учреждениях весьма невелико. Они стараются найти в обучении ответы на вопросы, возникающие у них в процессе реализации профессиональной деятельности. Кроме того, они стараются обучаться не только в ходе специальных курсов, но и изучая специальную литературу, анализируя случаи и ситуации из фильмов и спектаклей, привлекая к своей работе собственные интересы и увлечения.

Если вернуться к проблеме эмоционального выгорания, которой бывают подвержены многие обучающие, то можно сказать, что те, кто умеют содержательно общаться, управлять и контролировать свою профессиональную позицию и способны к обучению и самообучению, владеют искусством педагогики и не только не утрачивают своей эмоциональной основы, но и имеют необходимые условия для ее развития и совершенствования. Независимо от того, кого учат эти педагоги (ребенка дошкольного возраста или студента), они и в своей профессиональной деятельности, и личной жизни детерминированы будущим, а не жалуются и не горюют о безвозвратно ушедшем идеальном прошлом. Они овладевают новыми для себя видами деятельности с тем, чтобы стать реальными партнерами своим ученикам, чтобы их педагогика стала подлинной педагогикой сотрудничества.

Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, нс может быть воспитателем.

А. С. Макаренко

Специфика педагогической деятельности. Отношение педагога к своему труду. Взаимоотношения в системе «педагог-

студент».

Специфика профессиональной деятельности педагога, ее уникальность и исключительность определяются, в первую очередь, предметом педагогического труда. Если у инженера предметом его труда являются механизмы и машины, у агронома - растения и земля, у врача - человеческое тело, то у педагога предметом труда является живая человеческая душа. Ее формирование, развитие, становление происходит на глазах педагога и с его помощью. Волею судьбы или случая, по личному призванию или по назначению общества человек становится учителем - и получает право, как поется в гимне Санкт-Петербургского педагогического университета им. А. Герцена, «учиться и учить на Человека». Это удивительное свойство профессии педагога является в то же время источником его огромной ответственности.

Если нас что пугает или тревожит в обществе, то винить, кроме нас, педагогов, некого: ведь и народные депутаты, и предприниматели, и ученые мужи - все они прошли школу и имели учителей. Все они в конечном счете - результат чьей-то педагогической деятельности (в том числе и «брак», который педагогу так хочется отнести не на свой счет, а на счет «среды», «улицы» и т.д.).

Глобальное понимание ответственности не у всех вызывает согласие. «Воспитывает не учитель, а окружающая среда», «учитель не может противостоять развращающему влиянию действительности», «семья должна формировать душу ребенка»... Все это действительно так. Конечно, и семья, и улица, и средства массовой информации, и состояние общества - на душу ребенка воздействует все. Но только школа и учитель специально подготовлены к формированию личности. Только они профессионально и целенаправленно должны заниматься этим.

Наверное, каждый педагог относится к этому по-разному: кто-то с негодованием отвергнет это требование глобальной ответственности, кто-то воспримет как само собой разумеющееся, кто-то всю свою долгую профессиональную жизнь будет мучиться и страдать от сомнений - тому ли учу, то ли и так ли делаю. Последний вариант и есть один из важнейших показателей высокой профессиональной культуры учителя.

Безусловно, каждый педагог, в первую очередь, должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности является безукоризненное знание своего предмета. Однако это необходимое, но недостаточное условие профессиональной культуры педагога.

Хорошему инженеру, например, достаточно свободно разбираться в машинах и механизмах, хорошему врачу - в анатомии, физиологии человека и симптомах заболевания. Для педагога мачо же досконально знать свой предмет. Можно быть прекрасным специалистом в области ботаники, физики или эстетики, сделать научное открытие или защитить диссертацию, но нс быть при этом хорошим педагогом.

Высокий профессионализм педагога предполагает кроме наличия специальных знаний умение передать их, умение научить , воздействовать на сознание, пробудить его к жизни. В этом и заключается педагогическое мастерство.

Потребность в этих качествах определяется полифунк- циональным характером педагогической деятельности. Он проявляется в трех ее основных функциях: селекции, консервации и трансляции (ретрансляции) знаний.

Селекция - это отбор из всего многообразия постоянно увеличивающегося культурного наследия тех необходимых фундаментальных знаний, которые могут лечь в основу дальнейшего развития цивилизации. Чем дольше и дальше развивается человечество, тем больше увеличивается объем и усложняется содержание этого знания и тем сложнее вести необходимую селекцию, чтобы вместить его в краткий отрезок времени, отведенный на обучение новых поколений. Осуществление этого отбора поручается, как правило, специально уполномоченным чиновникам министерств и ведомств. Именно они решают, чему следует учить школьников и студентов.

В любом случае важно иметь в виду, что процесс селекции чрезвычайно ответственен и для рядового педагога.

Консервация - сохранение и закрепление отобранного человечеством знания, признанного на определенном этапе развития высшей культурной ценностью. Она является логическим продолжением селекции.

Осуществляется консервация всей системой образования в целом и каждым педагогом в отдельности.

Вместе с тем, здесь таится серьезная моральная опасность: незаметно для самого учителя консервация знания из профессиональной необходимости может превратиться в личный консерватизм , становясь не только характеристикой деятельности, но и характеристикой личности. Постоянное, из урока в урок, повторение «вечных», незыблемых истин, самоновторение (с незначительными вариациями) собственных педагогических находок может привести к тому, что постепенно начинают консервироваться взгляды, убеждения, манера поведения самого преподавателя. Более того, с присущей всем педагогам категоричностью он начинает навязывать их окружающим.

Действительно, каждый год, в сентябре, он заходит в класс и говорит: «Здравствуйте, меня зовут... Тема сегодняшнего урока...» Не меняются теоремы Пифагора и законы Ньютона, остается тем же количество тычинок вокруг пестика, и Волга по-прежнему впадает в Каспийское море... А учитель повторяет эти бесспорные истины из года в год. Он - их хранитель - «консерватор», в этом его предназначение. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа здесь нет.

Конечно, как и любой человек, педагог имеет право на собственные взгляды, даже ошибочные, может сохранять верность старым убеждениям, выработанным им в той системе, в которой он формировался как личность. Но как учитель, готовящий новое поколение к жизни, имеет ли он право нести их своим ученикам? Не закладывает ли он тем самым в них основы «старого» - «консервативного» мышления? Не затруднит ли он этим их и без того трудное вхождение в новую жизнь?

Трансляция - это процесс передачи знаний от поколения к поколению. Именно она требует от учителя педагогического мастерства - от логики мышления, умения аргументированно и увлекательно преподнести материал до виртуозного владения культурой речи и личного обаяния. Но для этого педагог должен прежде всего принять как необходимость задачу постоянного совершенствования мастерства передачи знаний. И это задача, нацеливающая педагога на готовность и желание творчества.

Казалось бы, какое творчество может быть у педагога, когда он зажат в тиски учебных программ, рабочих планов, отчетности и г.д.? И вместе с гем творчество - сущность профессиональной культуры педагога.

Во-первых, как бы ни готовился педагог к занятию, ни предусматривал все средства и методы воздействия, ни подбирал дидактический материал, никогда один урок не будет похож на другой.

Во-вторых, творческого подхода требует процесс адаптации современного научного знания к возможностям и потребностям учебного процесса в соответствии с возрастом, интеллектуально-познавательным и общим культурным уровнем учащихся.

Задача усложняется тем, что в разных школах и вузах, а порой в одном классе и студенческой группе, обучаются дети с разным уровнем культуры и знаний и с разными потребностями в знаниях. И найти в этих условиях единственно нужные и возможные аргументы, примеры, язык, интонацию бывает иногда делом не просто педагогического мастерства, но и профессиональной виртуозности.

В-третьих, творческий характер профессии педагога определяется необходимостью вести «конкурентную борьбу» за влияние на умы и души детей.

Сравнительно недавно учитель был фигурой исключительной - монопольным и потому авторитетным носителем истины и информации. Сегодня же его деятельность протекает в условиях влияния на учащихся самых разнообразных факторов, среди которых главным «конкурентом» учителя выступают средства массовой информации. Мы можем сколь угодно возмущаться их растлевающим влиянием, пропагандой пошлости и насилия и т.п., но это реальность, не считаться с которой нельзя, бороться с которой бессмысленно. Единственный выход в этих условиях - творчески использовать эти средства, превратить их из конкурента в помощника, органично включать их в свое общение с учениками, комментируя, ссылаясь на них или дискутируя с ними.

В-четвертых, творческий подход в педагогической профессии связан с задачей преодоления собственного консерватизма и проявляется в требовании творчески-критичес- кой позиции.

Еще недавно педагогу было довольно просто работать по единым учебникам и программам. Все было понятно и ясно: цели, задачи, идеалы. Сегодня все обстоит по-другому. Как быть учителю в ситуации, когда даже учебники перестали быть носителями истины и часто противоречат друг другу?

Пересматривать ли собственные взгляды и позиции или гордиться их незыблемостью? Есть ли у педагога в принципе готовность, силы, желание и понимание необходимости время от времени производить подобную «переоценку ценностей» в этом меняющемся мире?

Вот тут и становится понятно, что учитель - профессия творческая. И, как всякая творческая профессия, требует от исполнителя высокой профессиональной культуры, в основе которой лежат, прежде всего, знания и гибкость мышления.

И, наконец, творческий характер педагогического труда определяется тем, что каждый урок, лекция или семинар - это спектакль, который должен проходить по всем канонам драматического жанра, не оставляя никого равнодушным, и в котором зрители и действующие лица то и дело меняются местами. Это «театр одного актера», в котором творчество педагога сродни творчеству актера.

Из арсенала актерского мастерства учитель вообще может многое почерпнуть. Скажем, можно привлечь ослабшее внимание учащихся замечанием, окриком, нотацией. А можно и по-другому. В телевизионном спектакле «Театр» по С. Моэму героиня говорит, что главное для актера - умение держать паузу: «Чем больше артист, тем больше пауза». Действительно активизирует внимание учащихся. Эффективное использование средств общения из разных источников - от сценического мастерства до специальных тонкостей Д. Карнеги («искренне, как можно чаще и доброжелательнее улыбайтесь людям») - свидетельство профессиональной культуры педагога и его творческого подхода к своему делу.

Первое требование , регламентирующее отношение педагога к труду, формулируется довольно жестко: педагог обязан постоянно ставить перед собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы.

Но что значит соответствовать требованиям современной школы? Это:

  • - постоянно помнить о специфике своей профессии;
  • - осознавать и нести ответственность за все, что ты делаешь, за формирование тех качеств, которые ты вырабатываешь у личности;
  • - уметь проявлять гибкость собственного мышления, адекватно реагировать на изменения, происходящие в жизни общества;
  • - знать, понимать и принимать проблемы, потребности и интересы современной молодежи и считаться с объективной ситуацией.

Поэтому соответствовать - это значит искать новые пути и методы обучения. Ведь добиться успеха в обучении детей послушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. Показателем же подлинного педагогического мастерства служит умение научить слабых и «трудных». Здесь апробированные, традиционные методы педагогического воздействия и общения могут не сработать. Нужны поиск, дополнительные усилия, переоценка моральных ценностей и ориентиров. Именно эта тяжелая работа, готовность к ней и означает соответствовать.

Вопрос о соответствии учителя требованиям дня - вопрос жесткий и даже жестокий. Если учитель чувствует, что школа, дети начинают раздражать его, вызывают постоянное недовольство, то он должен честно признаться себе, что это не они не соответствуют его представлениям, желанию и умению, а не соответствует школе он сам. По образному выражению Я. Корчака, это симптомы «педагогического старчества», которому не может быть места рядом с детьми.

Ответ на вопрос о соответствии педагога школе порождает второе требование: необходимость принятия решения. В случае принятия отрицательного ответа (несоответствия) возможны два выхода. Первый - оставить школу. Выход жестокий по отношению к одному педагогу, но милосердный но отношению ко многим детям. Потому что, если учитель не любит детей - кто дал ему право своей нелюбовью калечить души сотен детей? Конечно, такой выход - проблема не административная, никто не может и не должен вынудить учителя сделать такой шаг. Это дело внутренней совести каждого педагога.

Вопрос этот должны одинаково ставить перед собой и молодые, и опытные учителя, ибо педагогическое «старчество» - болезнь не возрастная, а состояние души. Им может страдать и педагог молодой, начинающий. Конечно, в этом случае решение уйти, сменить профессию менее болезненно. Но принимать его следует чем раньше, тем лучше. Не должно быть в школе людей случайных, для которых педагогическая деятельность нс призвание, а просто работа.

К счастью, есть другой выход, когда в свои права вступает третье требование , регулирующее отношение педагога к своему труду: педагог должен постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мастерство , но и личные качества. Необходимость самосовершенствования особенно возрастает в наше время, когда изменения происходят так быстро и носят столь радикальный характер.

Гражданский и профессиональный долг педагога - честно и непредвзято донести всю информацию до своих учеников. Ребенок должен уходить из школы не с готовыми ответами, а с собственными мучительными вопросами. Не к демократии и не к диктатуре надо готовить человека, а к жизни в условиях непредсказуемости. Таковы правила плюрализма в действии.

Рассмотренные требования предполагают наличие у педагога особого - интегрального стиля мышления , который представляет собой системное единство мировоззренческого, специально-педагогического, психологического, морально-этического подходов. Этот стиль мышления в конечном счете должен стать основой формирования профессиональных личностных качеств педагога. Их совокупность можно рассматривать как профессиограмму педагогической специальности.

Е. О. Галицких выделяет следующие необходимые качества и свойства личности, выступающие показателем готовности и способности педагога к интегральному стилю мышления.

  • - умственная самостоятельность;
  • - единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний как следствие потребности личности в целостном восприятии мира и себя в нем;
  • - открытость диалогу, основанная на способности видеть в другом человеке цель, а не средство; творческая активность педагога.

Эти интегральные свойства и качества личности не являются простой суммой индивидуальных проявлений; они отражают сущность, качественное своеобразие сознания педагога, уклад и стиль его жизни, являясь результатом его профессионального и личностного развития. Вместе с тем, они определяют моральные принципы отношений педагога с коллегами и учениками.

Общение в системе «педагог - учащийся» и «педагог - педагог» является показателем профессиональной культуры педагога и предъявляет к нему особые требования.

Мы рассмотрели специфику труда преподавателя и особенности его деятельности. Мы не будем касаться специфики поведения учеников: оно достаточно регламентировано правилами для учащихся и сложившимися традициями. Также не будем подробно останавливаться на системе взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали».

Мы более подробно остановимся на взаимоотношениях «педагог - студент» и посмотрим, в чем эти отличия от школьной системы.

Поведение преподавателя вуза включает несколько блоков.

1. Это его отношение к своему труду , включающее осознание ответственности перед студентами, коллегами; выбор стратегии и тактики обучения; использование собственного научного опыта в качестве информации для слушателей и др.

Специфичным для вузовской педагогики является отношение преподавателя к общепринятым программам и стандартам вузовского образования, регламентирующим преподавательский труд. В вузе отношение к ним иное, чем в школе. Учитывая более высокий уровень профессионализма, самостоятельный научный вклад вузовских преподавателей в развитие своей отрасли знания, допускается, например, гораздо большая свобода в соблюдении, возможной модификации и изменениях вузовских стандартов. Это проявляется, в частности, в поощрении создания авторских программ основных курсов, разработки спецкурсов, модификации учебных планов. На первый план выдвигаются такие требования, как свобода творчества, соединение в одно целое своей научной и учебной деятельности, более персонифицированная ответственность за результаты обучения студентов.

  • 2. Это взаимоотношения двух главных участников процесса - преподавателя и студента. Отношения между ними более демократичные, чем в школе между учителем и учеником.
  • 3. Это отношения преподавателей между собой в процессе достижения общей цели - передачи студентам надежных знаний.
  • 4. Это научное творчество, которое является отличительной особенностью высшей школы. Педагог обязан сочетать в своей жизнедеятельности функции преподавателя и ученого.

Все названные аспекты тесно переплетаются друг с другом. Определить, какой из них важнее, практически невозможно.

Одной из особенностей педагогической деятельности вообще является то, что обе участвующие в ней стороны - и тот, и кто учит, и тот, кто учится, являются партнерами. В вузовской педагогике эта особенность проявляется гораздо ярче, чем в школьной.

Во-первых, студент - это взрослый человек, с вполне сформировавшимися взглядами, интересами, убеждениями.

Во-вторых, если школьное образование является обязательным, то студент добровольно и сознательно выбирает ту сферу, в которой он стремится получить высшее образование, и подтверждает твердость своего намерения тем, что выдерживает вступительные экзамены в избранный им самим вуз. Если школьник просто расширяет свой кругозор, то студент стремится к углублению и расширению познаний в определенной области - той, которая уже выбрана им как сфера будущей профессиональной деятельности, карьерных перспектив и личного самосовершенствования. Поэтому студент в большей мере, чем школьник, активно заинтересован в получении знаний.

В-третьих, учебную деятельность студентов отличает самостоятельное (и добровольное) усвоение знаний, понимание их смысла и назначения, владение способами учебной работы, умение проконтролировать и оценить качество своих учебных действий.

В-четвертых, учебная деятельность студентов по способам и средствам осуществления приближается к научно-исследовательской.

В-пятых, период обучения в вузе не так долог, и студент уже через несколько лет сам будет являться специалистом в той области, в которую его вводит преподаватель.

В-шестых, положения и задачи вузовского преподавателя и школьного учителя также существенно отличаются. Если учитель должен излагать «азбучные истины», обычно существенно не меняющиеся за время жизни одного поколения, то задача педагога высшей школы - знакомить студента с самыми передовыми достижениями в соответствующей области знаний. Здесь преподавателю трудно претендовать на роль носителя истины «в последней инстанции», тем более, что различные научные школы и направления нередко имеют прямо противоположные взгляды на некоторые вопросы.

Все свидетельствует о том, что взаимодействие в системе «преподаватель - студент» должно быть демократичным, должно строиться на основе диалога и взаимного уважения обеих сторон.

Взаимоотношения преподавателя вуза и студентов складываются постепенно. Они зависят не только от установок и направленности личности вузовского педагога, но и от опыта обучающихся (жизненного, учебного, общественного), традиции вуза, кафедры, университета.

Молодой человек, поступивший в вуз, не сразу по своим психологическим характеристикам становится студентом: идут разноплановые адаптационные процессы. На процесс адаптации влияет вся вузовская атмосфера. Неправомерный перенос «школьных» форм взаимоотношений на вузовскую систему обучения будет деформировать общую структуру педагогического общения.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. В чем заключается целостность педагогического процесса и почему она нам необходима?
  • 2. Почему вуз можно назвать педагогической системой и каковы ее основные компоненты?
  • 3. Каковы основные различия процессов обучения и воспитания личности? Какой из них вам представляется более сложным и почему?
  • 4. Какими принципами необходимо руководствоваться при организации педагогического процесса и почему?
  • 5. Каков алгоритм организации педагогического процесса и в чем его универсальность?
  • 6. Как осуществляются организация и руководство образовательным учреждением?
  • 7. Какие результаты характеризуют деятельность образовательного учреждения?
  • 8. Как сказывается специфика вузовского образования на взаимоотношениях преподавателей и студентов?
  • 9. Какие причины порождают конфликты в образовательном учреждении?
  • 10. Назовите функции педагогического общения и дайте их характеристику.
  • В параграфе использованы материалы из учебного пособия:Мишаткина Т. В. Педагогическая этика. Мм.: ТетраСистемс, 2004.

Доклад

На тему: «Специфика педагогической деятельности»

Выполнила:

учитель технологии

Галяутдинова Наталья Борисовна

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель – центральная фигура в школе, его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной деятельности.

Введение.

Среди профессий, профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Учитель - одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

Специфика педагогической деятельности

Для понимания сущности педагогической деятельности выделим её субъект и объект . Субъект и объект – общенаучные понятия. В любой деятельности субъектом принято называть того, кто совершает действие, а объектом – того, кто испытывает воздействие . Объектом может быть как человек, живое существо, так и неодушевлённый предмет. Таким образом, субъект воздействует на объект, преобразует его или изменяет пространственно-временные условия пребывания объекта. Например, человек-субъект может преобразовать стол-объект (сломать, отремонтировать, внести изменения в конструкцию) или изменить пространственно-временные условия его функционирования (переставить стол в другое место, по-разному использовать его в то или иное время).

Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – воспитанник. Однако такое разграничение субъекта и объекта педагогической деятельности весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, обучающийся, воспитуемый является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения.

Педагог и обучающийся являются участниками педагогического процесса .

Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка).

1. Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.

2 . Результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.

3. За педагогической профессией в обществе исторически закреплены две основных функци и: адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением (адаптацией) ребёнка к конкретным социальным и культурным условиям, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

4. Педагогическая деятельность имеет коллективный и творческий характер.

Коллективный характер педагогической деятельности проявляется в том, что…
- результат деятельности – личность – является итогом труда нескольких субъектов (педагогов, семьи, социального окружения, самого ребёнка), образовательный процесс осуществляется в подавляющем большинстве случаев в коллективе воспитанников, который является мощным фактором воспитания;
- образовательный процесс направлен на подготовку личности к пребыванию в коллективе и обществе.

Творческий характер труда педагога проявляется в различных компонентах педагогической деятельности: в анализе педагогической ситуации, в постановке и решении педагогических задач, в организации своей деятельности и деятельности учащихся. Если педагог использует новые, нестандартные, формы и способы деятельности, находит и применяет оригинальные решения стоящих перед ним задач образования, воспитания и развития учащихся, то он проявляет педагогическое творчество.

Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). Творчески работающий учитель способен выбрать оптимальное сочетание способов передачи учащимся знаний и опыта, т.е. адаптировать (приспособить) передаваемые детям знания и опыт к своим индивидуальным особенностям и особенностям своих учеников, не уклоняясь от поставленных целей. При этом результат педагогической деятельности может быть лучше, чем прежде, или такой же результат достигается с меньшими затратами.

Основой педагогического творчества является творческий потенциал личности педагога, который формируется на основе накопленного педагогом жизненного опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, а также новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития.

5 . Особенности взаимодействия педагога с ребёнком заключаются в том, что педагог, во-первых, управляет процессом образования, воспитания и развития, во-вторых, стремится удовлетворить образовательные потребности ученика. Иначе говоря, он оказывает ученикам образовательную услугу, но для этого должен эффективно управлять их деятельностью. Поэтому педагогическая деятельность всегда предполагает наличие у осуществляющего её человека организаторских способностей и управленческих умений.

6. Результаты педагогической деятельности – это сформированные им у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Таким образом, труд педагога оценивается по достижениям его учеников.

Заключение

«Не бывает воспитания, повсеместно пригодного для всего человеческого рода; более того, не бывает общества, где бы различные педагогические системы не существовали и не функционировали параллельно». Э. Дюркгейм. Современный педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Разумеется, научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно - количественного анализа. Особенно перспективным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагогической деятельности. Выступая в качестве специфического общественного явления, педагогическая деятельность состоит из следующих компонентов: цель деятельности; предмет педагогической деятельности; средства педагогического труда; субъект педагогического труда; его результаты. Педагогический труд как целесообразная деятельность направлен на создание условий для развития и формирования личности человека, следовательно, на формирование подрастающего поколения. Это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим опытом предыдущих поколений, и человеком, только овладевающим им. Через посредство педагогической деятельности осуществляется социальная преемственность поколений, включение растущего человека в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности развивающейся личности в овладении общественным опытом. Специфика целевого компонента педагогической деятельности в том, что ее цель всегда является «социальным заказом». Предмет педагогического труда тоже специфичен. Это не мертвый материал природы, а активное человеческое существо с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий. Таким образом, мы приходим к выводу, что важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца – процесс взаимодействия людей. Человек является предметом, орудием и продуктом педагогической деятельности. Следовательно, цели, задачи и методы обучения и воспитания в педагогической деятельности, определяемые, в конечном итоге, социальными факторами, осуществляются в форме межличностных отношений. Это диктует особые требования к человеку, избравшему профессию педагога, и требует Сформированность его профессионального мастерства.

Литература

1. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1965. – 260 с.

2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967. – 183 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.

4. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы. – М.: Прометей, 1991. – 158 с.

5. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. – Т.2. – Киев: Рад. школа. – 535 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Университетское, 2001. – 272 с.

7. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. – Л.: Просвещение, 1967. – 147 с.

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. Л. Климо­вым, педагогическая профессия относится к группе профес­сий, предметом которых является другой человек. Но педа­гогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педаго­гическая профессия стоит особняком, выделяясь к отдель­ную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели сноси дея­тельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмо­ционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность дру­гих представителей профессий типа «человек - человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это свя­зано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетво­рить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Таким образом, одной из особенностей педагогической деятельности является то, что ее объект имеет двойствен­ную природу (Л. К. Маркова): с одной стороны - это ребенок, ученик во всем богатстве его жизнедеятельности, с другой - это те элементы общественной культуры, кото­рыми владеет учитель и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Это двойствен­ность природы педагогической деятельности нередко при­водит к тому, что молодой учитель неадекватно понимает предметную сферу своей деятельности, в центре которой находится ребенок, и неоправданно сводит (редуцирует) ее к работе с учебным материалом, к подготовке и проведению уроков, забывая, что последние - лишь инструмент педа­гогической деятельности, а не суть ее. Поэтому педагоги­ческая профессия требует сложной подготовки учителя - общекультурной, человековедческой и специальной.

В. Д. Сластён в качестве основных специфических особенностей педагогической профессии выделяет ее гума­нистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция труда учителя связана пре­жде всего с развитием личности ребенка, его творческой индивидуальности, с признанием права развивающейся личности быть субъектом совместной деятельности. Вся деятельность педагога должна быть направлена не только на помощь ребенку в решении задач, стоящих перед ним сегодня, но и на подготовку его к самостоятельному дости­жению новых, сложных, перспективных целей, определяю­щих путь его дальнейшего развития.

Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы «человек - человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педа­гога, семьи и других источников воздействий в развитие личности воспитанника. Именно поэтому сегодня все чаще говорят о совокупном (коллективном) субъекте педагоги­ческой деятельности.

В психологии «коллективный субъект» - это взаимо­связанная и взаимозависимая группа людей, выполняющих совместную деятельность.

Под совокупным (коллективным) субъектом педагоги­ческой деятельности в широком смысле понимается педаго­гический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

Основными характеристиками коллективного субъ­екта являются взаимосвязанность и взаимозависимость, совместная активность и групповая саморефлексия.

Взаимосвязанность в педагогическом коллективе спо­собствует формированию преддеятельности, т.е. форми­рованию мотивации на достижение единой цели, форми­рованию общей педагогической направленности, иными словами, формированию учителей-единомышленников. Понятие «единомышленники» не означает отказ от своих личных взглядов и педагогических приемов. ...Единомыш­ленники - это люди, думающие об одном, но думающие неодинаково, неоднозначно, решающие вопросы этого одного по-своему, с позиций своих взглядов, на основании своих открытий. Чем больше оттенков внутри какой-либо человеческой общности, тем более она жизненна. Поэтому чем более будут разниться мысли учителей об одном деле, тем глубже и многообразнее будет реализовано это одно дело».

Совместная активность как характеристика коллектив­ного субъекта предполагает не только совместную деятель­ность, но и совместную коммуникацию, общение, групповое поведение, внутригрупповые отношения. Педагогическая деятельность невозможна без обмена опытом, без дискус­сий и споров, без отстаивания собственной педагогической позиции. Педагогический коллектив - это всегда коллек­тив людей разного возраста, разного профессионального и социального опыта, а педагогическое взаимодействие предполагает общение и отношения не только с коллегами, но и с учениками и их родителями. Поэтому только в том случае, если педагогический коллектив становится коллек­тивным субъектом, он способен перевести существующие противоречия в конструктивную совместную активность, а не превратить их в постоянный конфликт. Л. С. Мака­ренко утверждал: «Единство педагогического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, воз­главляемом хорош им мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педа­гог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагоги­ческом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее».

Важнейшей характеристикой коллективного субъекта является способность группы к саморефлексии , в результате которой формируются чувства «Мы» (переживания своей принадлежности к группе и единения с ней) и образ-Мы (групповое представление о своей группе, се оценка). Подобные чувства и образы могут быть сформированы только в коллективах, имеющих свою историю, традиции, уважающих педагогический опыт, накопленный старшим поколением и открытых к новому педагогическому поиску, умеющих дать критическую, объективную оценку своей профессиональной деятельности.

Таким образом, совокупность характеристик коллек­тивного субъекта педагогической деятельности позволяет судить о психологическом климате (атмосфере) в педа­гогическом коллективе, от которого во многом зависит эффективность работы учителя, его удовлетворенность собственным трудом, возможность самореализации и само­актуализации в профессии.

Педагогическая деятельность как творческий процесс. Важнейшей и системообразующей особенностью педаго­гической деятельности является ее творческий характер. Начиная с классиков педагогики и заканчивая новейшими исследованиями педагогической деятельности, все авторы так или иначе рассматривали деятельность педагога-воспитателя как творческий процесс. Наиболее полно данная проблема представлена в трудах В. А. Кан-Калика. Он рас­сматривает педагогическое творчество как процесс решения бесчисленного множества задач в меняющихся обстоятель­ствах.

Необходимо отметить, что в любой деятельности человека присутствуют элементы творчества, т.е. в любой деятель­ности обязательно сочетаются творческий и нетворческий (алгоритмический) компоненты. Алгоритмический - пред­полагает стандартную ситуацию, исключающую свободу выбора при решении задачи. Творчество имеет место тогда, когда метод деятельности не задан заранее, а определя­ется самим субъектом деятельности в соответствии с осо­бенностями ситуации. Однако роль творческого компо­нента в разных видах деятельности существенно различна. Алгоритмический компонент педагогической деятельно­сти представлен совокупностью нормативного психолого­педагогического знания и опыта. Однако они применя­ются в постоянно изменяющихся условиях, нестандартных ситуациях. Так, тщательно разработанный конспект урока в ситуации «живого» общения с учениками неизменно пре­терпевает изменения. В этом и заключается специфика педа­гогического творчества. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров отмечают, что «сама природа педагогического творческого труда характеризуется целым рядом параметров, которые в самом прямом смысле слова имеют нормативный харак­тер, что отнюдь не исключает их эвристического начала, но предполагает некоторое знание этой нормативности. Если этого не происходит, то результаты педагогического творчества не могут быть достаточно эффективными, так же как нельзя слагать стихи, не владея знанием техники рифмы, размеров и т.п.». Однако большинство исследова­телей отмечает, что именно в педагогической деятельности творческий компонент преобладает над нормативным (алго­ритмическим), так как требуется постоянный выбор опти­мального варианта решения педагогической задачи.

В чем же отличие педагогического творчества от твор­чества научного, технического, художественного? Отвечая на этот вопрос, В. И. Загвязинский указал на следующие особенности творчества педагога.

1. Жестко лимитировано, спрессовано во времени. «Учи­тель не может ждать, пока его “осенит”», он должен найти оптимальную методику предстоящего занятия сегодня, а за­частую принять новое решение на самом уроке в считанные секунды, если сложилась непредвиденная им ситуация».

2. Поскольку педагогическое творчество слито с учебно- воспитательным процессом, оно всегда должно приносить положительные результаты. «Негативные допустимы лишь в мысленных пробах и прикидках».

3. Педагогическое творчество - всегда сотворчество.

4. Значительная часть творчества педагога осуществля­ется на людях, публично (умение управлять своим психо­физическим состоянием).

Специфичен также и результат педагогического твор­чества. Н. В. Кузьмина отмечает, что «продуктами» педа­гогического творчества всегда являются педагогические новации, направленные на совершенствование педагогиче­ского процесса или педагогической системы в целом. Сфера педагогического творчества, а следовательно, и появления педагогических изобретений необычайно широка. Они могут быть как в области отбора и композиции содержания информации в учебной и внеучебной деятельности, так и в области отбора и организации различных видов деятельно­сти, в создании новых форм и методов обучения и воспи­тания, в способах решения педагогических задач. Однако чаще всего указывают на субъективность новизны в педа­гогическом творчестве (открытие, сделанное учителем, важно не столько для педагогической теории или практики, сколько для него самого и его учеников в ходе решения конкретной педагогической задачи).

Педагогическая деятельность, являясь творческой по своей сути, требует от каждого учителя созидательного подхода к своей профессиональной деятельности. Однако степень творческой реализации конкретного учителя зави­сит от его мотивов, личностных качеств, индивидуальных способностей, уровня знаний, общекультурного и профес­сионального опыта. Поэтому педагогическое творчество может быть реализовано на разном уровне. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества.

1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Используется обратная связь, корректируются воздействия по результатам. Но учитель действует «по методичке», по шаблону.

2. Уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.

3. Уровень эвристический. Учитель использует творческие возможности живого общения с учениками.

4. Уровень творчества (самый высокий) характеризует учителя полной самостоятельностью. /Педагог может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обучаемости, воспитанности, развития класса.

Таким образом, каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Он так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Педагогическая деятельность представлена в современной педагогической литературе в качестве особого вида общественно-полезной деятельности взрослых людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.

Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, аккумулирует многовековой опыт поколений. Педагог, по сущности, представляет собой связующее звено между поколениями, является носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.

Задачи педагогической деятельности

Задачи педагогической деятельности, изменяясь на протяжении столетий с развитием общества, всегда охватывают сферу образования, воспитания, обучения. Передовыми мыслителями разных времён отмечается социальная значимость педагогической деятельности.

Основной специфической особенностью педагогической деятельности является её использование практически всеми людьми при выполнении различных социальных ролей: родителя и родственника, старшего товарища, друга, руководителя, должностного лица, но данная педагогическая деятельность – непрофессиональная.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется специалистом, имеющим специальное, профессионально-педагогическое образование; она реализуется в определенных педагогических системах, представляет собой основной источник существования и соответственно оплачивается.

Основные компоненты и содержание педагогической деятельности

Основными составляющими компонентами педагогической деятельности, которые одинаково важны и представляют собой динамические взаимосвязи, являются:

  • производство знаний, то есть проведение исследований, поиск нового, осуществление разработок, проведение экспертизы и т.д.;
  • передача знаний в организованном образовательно-воспитательном процессе;
  • распространение знаний (разработка и издание учебников, учебных пособий, написание научных статей);
  • воспитание учащихся, формирование и развитие их личности.

Основным содержанием педагогической профессии является наличие и использование специальных, предметных знаний, а также разнонаправленные взаимоотношения с людьми (учениками, родителями, коллегами). Отметим требования двойной подготовки специалиста педагогической профессии – наличие специальных, предметных знаний, а также необходимость психолого-педагогической подготовки.

Особенность педагогической профессии выражается в её гуманистической, коллективной и творческой направленности.

Три характера педагогической деятельности

Особенностью педагогической профессии является также то, что она, по своей сути, имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

  1. Гуманистический характер педагогической профессии имеет направленность на воспитание человека, который формируется и развивается как личность, им осваиваются достижения человечества, и тем самым обеспечивается продолжение человеческого рода, происходит непрерывная преемственность поколений.
  2. Коллективный характер педагогической профессии предполагает воздействие на обучающегося не только отдельного педагога, но и всего педагогического коллектива образовательного учреждения, а также семьи и других источников, обеспечивающих групповое, коллективное воздействие.
  3. Творческий характер педагогической деятельности является наиболее важной специфической особенностью, отражается в степени использования педагогом своих возможностей в достижении поставленных целей.

Формирование творческого потенциала личности педагога обусловлено накопленным им социальным опытом, психолого-педагогическими и предметными знаниями, новыми идеями, умениями и навыками, позволяющими в нахождении и использовании оригинальных решений, новаторских форм и методов.

Педагогическая деятельность отличается трудностью, уникальностью и неповторимостью, представлена системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение педагогических задач в определенный срок и с соблюдением принципов и правил.

Цели педагогической деятельности

Осуществление педагогической деятельности предваряется осознанием цели, которая задает импульс деятельности. Определяя цель как предполагаемый результат деятельности, под педагогической целью понимается предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Определение целей педагогической деятельности обладает большим теоретическим и практическим значением, которое выражается в следующем.

  • Чёткая постановка целей оказывает влияние на разработку педагогических теорий, цель педагогической деятельности влияет на осознание того, формированию каких качеств человека необходимо отдать предпочтение, сказывается на сущности педагогического процесса.
  • Формулирование целей педагогической деятельности непосредственным образом влияет на осуществление практической работы педагога. Важным профессиональным качеством педагога является проектирование личности воспитанников, что требует знания, какой она должна быть и какие качества необходимо сформировать.

Цели педагогической деятельности опираются на идейные и ценностные установки общества, что порождает традиционные подходы к образованию и воспитанию, ориентированные на эффективность, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

В современном обществе интенсивно совершенствуется производство, повышается его технический уровень, что сказывается на предъявлении высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни общества привело к формулированию цели педагогической деятельности, в которой в качестве идеала современного образования и воспитания выступает разносторонняя и гармонично развитая личность. Данная представляет собой потребность развития личности, общества, государства.

В содержание понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вкладывается необходимость обеспечения умственного и физического развития, духовно-нравственного и художественного развития, выявления склонностей и задатков, развития способностей; приобщения к современным достижениям науки и техники; воспитания гуманизма, любви к Родине, гражданственности, патриотизма, коллективизма.

Вывод

Таким образом, главной целью педагогической деятельности в современных условиях является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.

Современной педагогической наукой выделены традиционные основные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание - вид педагогической деятельности, направленный на обеспечение познавательной деятельности школьников. Деление педагогической деятельности на виды достаточно условно, так как в процессе преподавания решаются частично воспитательные задачи, а при организации воспитательной работы решаются не только воспитательные, но и развивающие, а также образовательные задачи. Такое понимание видов педагогической деятельности помогает в раскрытии смысла тезиса о единстве обучения и воспитания. Вместе с тем для более глубокого осознания сущности обучения и воспитания данные процессы в педагогической науке рассматриваются изолированно. В реальной педагогической практике целостный педагогический процесс подразумевает полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».

Педагогическая деятельность имеет свой предмет, которым является организация учебной деятельности обучающихся, которая направлена на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности

В литературе представлены основные средства педагогической деятельности:

  • научные (теоретические и эмпирические) знания, которые способствуют формированию понятийно-терминологического аппарата учащихся;
  • носители информации, знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое при осуществлении систематических наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.) организованном преподавателем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
  • вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Основными способами передачи социального опыта в педагогической деятельности является использование объяснения, показа (иллюстрации), совместной работы, непосредственной практической деятельности учащихся и т.д.

Определение

Продукт педагогической деятельности - формируемый у обучаемого индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзаменах, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражен в интеллектуальном и личностном совершенствовании, становлении их как личности, как субъектов учебной деятельности.

Итак, нами была рассмотрена специфика педагогической деятельности, которая заключается в наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, наличии творчества. Основной целью педагогической деятельности является формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа; подчеркнём наличие взаимосвязи между видами педагогической деятельности. Средствами педагогической деятельности являются: научные знания, носители информации, знаний, вспомогательные средства.