Что изучает общая биология и ее поддисциплины.


Урок биологии по теме

"Введение в основы общей биологии"

в 9-м классе

Трушина Зинаида Афанасьевна

Задачи:

    Обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, биологии как комплексной науки и её роли в современном обществе.

    Обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней, делать записи, вести диалог, оценивать результаты своей деятельности.

    Начать формирование у обучающихся ценностного отношения к современным проблемам общей биологии.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: модульный урок-лекция

Оборудование: мультимедийная установка, презентация урока (Приложение 1 ), модули для обучающихся (Приложение 2 ),

учебник "Основы общей биологии" 9 класс Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А., Черновой Н.М.

Основные понятия: критерии жизни: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, адаптации, раздражимость, дискретность, упорядоченность; уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Умения: слушать, вступать в диалог, вести записи в тетради, работать с модулем, применять знания в сходной ситуации, оценивать результаты своей деятельности.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная.

Методы работы: диалогического изложения, алгоритмический.

Ход урока

Организационный момент. Постановка цели. Инструктаж по работе с модулем.

Формирование знаний.

"Самое удивительное в природе - это то, что мы можем её понять" А.Энштейн.

1. Общая биология - комплексная наука об общих закономерностях живой природы.

Вот уже несколько десятилетий человечество является свидетелем бурного прогресса в биологии. Эта наука привлекает к себе внимание людей разных специальностей. Именно от биологии ждут решения многих важнейших проблем, связанных с сохранением окружающей среды, обеспечением продовольствием, здоровьем людей.

Открытие принципиально новых явлений вызвало огромный интерес к этой науке. Знания в области молекулярной биологии, генетики, экологии стали показателями общей культуры человека.

Вопрос классу: Что обозначает термин "биология"?

Термин биология был впервые предложен в 1802г. выдающимся французским естествоиспытателем и эволюционистом Жаном Батистом Ламарком для обозначения науки о жизни как особом явлении природы.

Современная биология представляет собой комплекс биологических наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы её существования и развития. В настоящее время биология характеризуется как специализацией составляющих её дисциплин, так и их взаимодействием.

Работа с информацией со слайда и заполнение таблицы. Формулирование определения понятия "Общая биология".

п/п

Название науки

Объект изучения

2. Общие признаки живого.

Вопрос классу: Назовите признаки, отличающие объекты живой и неживой природы.

А). Сходство химического состава.(по гиперссылке на слайд №13)

Задание классу: сравните химический состав растительной и животной клетки, найдите сходства и различия и сделайте вывод.(вернуться на слайд №6 по гиперссылке)

Задание классу: объясните понятие "Обмен веществ". Дайте комментарий к видеофрагменту.(вернуться на слайд №6 по гиперссылке)

Задание классу: Используя имеющиеся знания и видеофрагмент объясните понятие "Самовоспроизведение". Какое значение имеет это свойство живых организмов в природе? (вернуться на слайд №6 по гиперссылке)

Задание классу: Используя имеющиеся знания дайте определение понятиям "Рост" и "Развитие". Какими изменениями сопровождается развитие объектов, представленных в видеосюжетах? Дайте комметарий предложенной схемы. Что такое индивидуальное и историческое развитие?

Чем отличаются индивидуальное и историческое развитие?(вернуться на слайд №6 по гиперссылке)

Задание классу: Что такое раздражимость? Какую роль играет это свойство живых организмов? На примере представленных в видеосюжетах организмов объясните, какие факторы среды вызывают проявление раздражимости и какое значение это имеет для них.(вернуться на слайд №6 по гиперссылке)

Е). Приспособленность к среде. (по гиперссылке на слайд №11)

Задание классу: Используя имеющиеся знания дайте определение понятия "Адаптации", приведите примеры. Просмотрев видеосюжет, дайте комментарии о том, какие приспособления и в связи с какими условиями выработались у животного. Являются ли они универсальными? Ответ поясните.(вернуться на слайд №6 по гиперссылке)

Задание классу: Используя примеры, приведённые в презентации, поясните свойство дискретности живых систем. (вернуться на слайд №6 по гиперссылке)

Задание классу: Как вы понимаете свойство упорядоченности живых систем? Приведите примеры .

Слайд №15

3. Уровни организации живой природы.

Задание классу:

Определите уровни организации живых систем, заполните таблицу "Уровни организации жизни":

Название уровня

Структурно-функциональная единица

Определите соподчинённость уровней по отношению друг к другу. Какие свойства живого проявляются на каждом из уровней?

Слайд №16

4. Роль биологических знаний в жизни современного общества.

Задание классу: Дайте ответ на вопрос: в каких отраслях народного хозяйства находят применения знания биологических наук.

Слайд №17

5. Первичное закрепление изученного. Рефлексия.

"Что вы не понимаете, то не принадлежит вам." И.Гёте.

Задание учащимся: Проверьте понимание изученного на уроке материала, отвечая на вопросы в режиме игры. Определите степень понимания и вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание при выполнении домашнего задания.

Учащиеся выбирают вопросы и формулируют ответы на них (устно)

6. Домашнее задание.

    Изучить материал 1-3 по учебнику "Основы общей биологии" Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А., Черновой Н.М.

    Уметь давать характеристику свойств живых организмов и уровней организации живой природы.

    Подготовить сообщения о роли биологических знаний в жизни современного общества.

    Вспомнить о методах изучения биологии, привести примеры.

Тесты прилагаются.

Основы общей биологии - Под ред. Либберта Э. - 1982.

Книга ученых из ГДР под общей редакцией Э. Либберта, уже известного советскому читателю. В книге в систематической форме даются основные све« дения по общим вопросам биологии (особенности организации живой материи, обмен веществ, генетический код, наследственность и изменчивость, процессы размножения, эмбриогенез, регуляторные механизмы, поведение животных, эволюция, экологические взаимоотношения).
Предназначена для биологов всех специальностей, студентов университетов медицинских, сельскохозяйственных и ветеринарных институтов, преподавателей биологии средних школ и специалистов смежных областей.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие редактора перевода 5
Предисловие к четвертому изданию 6
Предисловие к первому изданию 7
Введение 9
Краткий исторический очерк проблемы жизни 13
Глава 1. Основные принципы организации живых систем.... 17
1.1. Живая материя 17
1.2. Энергия 22
1.3. Информация 38
Глава 2. Химические строительные блоки 50
2.1. Химические связи н взаимодействия между молекулами. . 50
2.2. Белки 52
2.3. Нуклеиновые кислоты 59
2.4. Углеводы 68
2.5. Липиды 72
Глава 3. Клетка как структурная единица 75
3.1. Клетка. Общий обзор 75
3.2. Цитоплазма - матрикс- цитозоль 81
3.3 Рибосомы 82
3.4. Мембраны 83
3.5. Клеточное ядро 88
3.6. Плазмиды 101
3.7. Митохондрии и пластиды 101
3.8. Система эндомембран 114
3.9. Микрофиламенты и внутриклеточные движения.... 124
3.10. Трубчатые (тубулярные) структуры 126
3.11. Параплазматические (эргастическне) включения. . . . 131
3.12. Клеточная стенка 132
Глава 4. Обмен веществ и энергии в клетке 139
4.1. Биокатализ 140
4.2. Обмен веществами между клеткой и окружающей средой. . 143
4.3. Диссимиляция как источник энергии 148
4.4. Ассимиляция 160
4.5. Обмен жиров и белков 174
4.6. Регуляция активности ферментов 175
Глава 5. Реализация генетической информации 183
5.1. Действие генов 184
5.2. От полипептида к признаку 192
5.3. Регуляция генной активности 194
5.4. Модификации 200
5.5. Взаимоотношения аллелей 201
5.6. Полигениое наследование и плейотропня 201
Глава 6. Репликация и сегрегация генетического материала. . . 203
6.1. Репликация ДНК 203
6.2. Клеточное деление у бактерий 206
6.3. Деление клеток н ядер у эукариот 206
Глава 7. Организм 210
7.1. Клетка (краткое повторение основных сведений) .... 210
7.2. От одноклеточных организмов к многоклеточным.... 212
7.3. От яйцеклетки к многрклеточному организму 229
7.4. Дифференцировка 233
7.5. Биологическое старение 237
7.6. Гормоны 239
Глава 8. Размножение 244
8.1. Бесполое размножение 244
8.2. Половое размножение (гамогония) 246
8.3. Чередование поколений 251
Глава 9. Возбудимость - движение-поведение 258
9.1. Возбудимость (раздражимость) 258
9.2. Движение (подвижность) 273
9.3. Поведение 281
Глава 10. Наследственные изменения 293
10.1. Мутации 293
10.2. Рекомбинации 304
Глава 11. Эволюция 319
11.1. Сущность эволюции 319
11.2. Факторы эволюции. . 325
11.3. Пути эволюции 347
Глава 12. Взаимоотношения организмов со средой 363
12.1. Окружающая среда (Ungebung und Umwelt) 363
12.2. Условия среды 364
12.3. Организм и среда 375
12.4. Популяция и окружающая среда 386
12.5. Экосистемы 398
12.6. Человек и окружающая среда......... 409
Приложение. Обзор растительного и животного царств 413
Источники, из которых заимствованы иллюстрации 419
Предметный указатель 422

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы общей биологии - Под ред. Либберта Э. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Или биофилософия раздел философии, который занимается эпистемологическими, метафизическими и этическими вопросами в области биологических и биомедицинских наук, а также анализом и объяснением закономерностей развития основных направлений… … Википедия

Раздел философии, занимающийся анализом и объяснением закономерностей развития основных направлений комплекса наук о живом. Ф.б. исследует структуру биологического знания; природу, особенности и специфику научного познания живых объектов и… … Философская энциклопедия

Учреждение Российской академии наук Институт биологии гена РАН (ИБГ РАН) Основан 1990 Директор акад. П. Г. Георгиев Расположение … Википедия

Симметрия в биологии (биосимметрия). На явление С. в живой природе обратили внимание ещё в Древней Греции пифагорейцы (5 в. до н. э.) в связи с развитием ими учения о гармонии. В 19 в. появились единичные работы, посвященные С. растений… … Большая советская энциклопедия

Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Общая биология (англ. General Biology … Википедия

Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

I Биология (греч. bios жизнь + logos учение) совокупность естественных наук о жизни как особом явлении природы. Предметом изучения служат строение, функционирование, индивидуальное и историческое (эволюция) развитие организмов, взаимоотношения их … Медицинская энциклопедия

Физиолог; род. в 1860 г. Е 1877 г., по окончании Витебской гимназии, поступил в Петербургский университет на естественный факультет, который и кончил в 1882 г. В 1883 г. поступил в Военную медицинскую академию и, кончив в ней курс в 1886 г., был… … Большая биографическая энциклопедия

ВЕРИГО - ВЕРИГО, оронис и^Фиргунашвич (1Ь60 1£25), известный физиолог. В 1881 г. окончил Петербургский ун тет по естественному отделению физ. мат. факультета, а в 1886 г. Военно мед. академию. В ун тете работал в лаборатории проф. Сеченова по… …

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вериго. Вериго, Бронислав Фортунатович Дата рождения: 14 февраля 1860(1860 02 14) Место рождения … Википедия

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, комплекс дисциплин, составляющих содержание преподавания в фармацевтических школах (вузах и техникумах), имеющих целью подготовить кадры работников для изыскания, распознавания, изготовления, хранения и отпуска… … Большая медицинская энциклопедия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Биологический факультет

Кафедра микробиологии

И.В. ДАРМОВ

Общая биология

Курс лекций

Учебное пособие

Допущено редакционно-издательской комиссией методического совета ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в качестве учебного пособия для студентов направления 020400.62 «Биология» всех профилей подготовки

Рецензенты:

доцент кафедры биотехнологии ФГБОУ ВПО «ВятГУ»,

кандидат биологических наук О. Н. Шуплецова;

главный научный сотрудник НИЦ 33 ЦНИИИ МО РФ, г. Киров, доктор биологических наук, профессор В.Б. Калининский

Дармов, И.В.

УДК 573(07)

Учебное пособие предназначено для студентов направления 020400.62 «Биология» всех профилей подготовки, изучающих дисциплину «Общая биология».

Тех. редактор Е.В. Кайгородцева

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014

1.Биология как наука. Свойства живых систем……………………………...4

2.Основы цитологии. Прокариоты…………………………………………..17

3.Основы цитологии. Эукариоты. Мембранные компоненты …………….21

4.Основы цитологии. Эукариоты. Немембранные компоненты…....……..29

5.Бесполое размножение. Митоз……………………………………………..34

6.Половое размножение. Мейоз………………………...……………………43

7.Основные закономерности наследственности……………………...……54

8.Основные закономерности изменчивости……………………………...…64

9.Биологическое разнообразие……………………………………………….79

Список использованных источников……………………………….…….105

Лекция №1

Тема лекции: Биология как наука. Свойства живых систем.

План лекции:

1. Биология как наука

2. Методы биологии

3. Основные концепции биологии

4. Уровни организации живого

5. Основные свойства живых систем

6. Современное определение живого организма и жизни

1. Биология как наука

Биология (греч.bios – жизнь,logos – слово, учение) – совокупность наук о жизни, о живой природе.Предмет биологии - строение живых организмов, их функции, происхождение, развитие, взаимоотношения со средой. Наряду с физикой, химией, астрономией, геологией и т.д. относится кестественным наукам .

Биология – одна из старейших наук, хотя термин этот появился лишь в 1797 году (его автор - немецкий профессор анатомии Т.Руз (1771-1803). "Отцом биологии" часто называют Аристотеля (384-322 до н.э.), которому принадлежит первая классификация животных.

Каковы особенности биологии как науки?

1.1 Биология тесно связана с философией . Это связано с тем, что из 3-х фундаментальных проблем естествознания 2 являются предметом биологических исследований.

1. Проблема происхождения Вселенной, космоса, природы вообще (ей занимается физика, астрономия).

2. Проблема происхождения жизни, т.е. живого из неживого.

3. Проблема происхождения Разума и человека как его носителя.

Решение этих вопросов тесно связано с решением основного вопроса философии : что первично – материя или сознание? Поэтому значительное место в биологии занимают философские аспекты.

1.2. Связь биологии с социальными и этическими проблемами.

Социал-дарвинизм, например, переносит на человеческое общество понятие "естественный отбор", различия между классами объясняются биологическими факторами.

Другие примеры: расизм, пересадка органов, проблема старения.

1.3. Глубокая специализация биологии.

В результате дифференциации биологии по объекту изучения возникли частные биологические науки: ботаника, зоология, микробиология (бактериология, вирусология, микология и др.).

Другое подразделение биологических наук - по уровням организации и свойствам живой материи : генетика (наследственность), цитология (клеточный уровень), анатомия и физиология (строение и функционирование организмов), экология (взаимоотношения организмов с окружающей средой) и т.д.

В результате интеграции с другими науками возникли: биохимия, биофизика, радиобиология, космическая биология и др.

Т.е. биология – комплекс наук, а общая биология занимается изучением наиболее общих закономерностей строения, жизнедеятельности, развития, происхождения живых организмов. Главный вопрос, на который пытается ответить общая биология, – что такое жизнь?

1.4. В настоящее время биология, оставаясь теоретической основой познания живого, становится непосредственно производительной силой , рождает новые технологии: биотехнологию, генную и клеточную инженерию и др.