Слова с непроизносимыми согласными на тему зима. Диктанты с творческим заданием


Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.

Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот - прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже - на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.

У детей в тетрадях - слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.

Распределительный диктант

Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2-3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с "ь"; существительные м. р. без "ь"; инфинитив "ь"; глаголы 2-го лица единственного числа с "ь"; "-тся" без "ь" (глаголы 3-го лица).

Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3-4 слова.

Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант - письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).

У детей - запись в тетрадях в два столбика:

Творческие диктанты

Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:

  • Творческие диктанты на расширение текста: например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения - 10 минут).

После дождя

Ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)

Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?

Перед дождем
...
... ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)

- Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.

  • Творческие диктанты с заменами: например, заменить указанные слова близкими по значению.

... зверята

Мы ходили в цирк. Там смотрели на... лисичку. Глеб смеялся над... медвежонком. Веселая обезьянка корчила... рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.

(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный.)

  • Творческие диктанты на сужение текста. При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений: например, из предложения записывают только подлежащее и сказуемое.
  • Творческие диктанты на разделение текста. Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации. Например, сложное предложение заменить простым (в 4-м классе дети вначале повторяют признаки сложного и простого предложений).

Как переходить через дорогу

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо, а затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора, а водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет, а красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть, и они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем, так как делают нашу жизнь безопасной.

Как переходить через дорогу (после преобразования)

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться. Дети тоже их соблюдают. Они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо. Затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора. Водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет. Красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть. Они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем. Ведь они делают нашу жизнь безопасной.

  • Творческие диктанты на соединение текста: например, два простых предложения соединить в сложное.

Первый текст читается и разбирается устно.


Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. Здоровый человек должен заниматься спортом. Он обязан чаще дышать свежим воздухом. Люди должны улыбаться, любить жизнь. Они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

После преобразования текст записывается в тетрадь.

Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила:


1. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать.
2. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки.
3. Здоровый человек должен заниматься спортом и чаще дышать свежим воздухом.
4. Люди должны улыбаться, любить жизнь, но они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

Выберите вывод из пословиц:

  • Береги платье снову, а здоровье - смолоду.
  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Здоровье даром не дается, за него бороться придется.

Восстановленный диктант

Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.

Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант - хорошее средство для развития связной речи.

Остановимся подробнее на методике проведения таких диктантов.

При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова» (2-3-е классы) текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма.

1. Чтение текста.

Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.
(46 слов)

2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.

3. Называют тему, главную мысль.

4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.

Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае - с парными звонкими и глухими согласными).
Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки

5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.

7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.

Тексты восстановленных диктантов

Тема: "Непроизносимые гласные"

Стояла ненастная осенняя погода. Солнце спряталось за тучу. Грустно смотреть на голые деревья. Печально шелестит на болоте тростник. Зима в этом году пришла поздно. Вся местность от снега сразу изменилась. С радостным криком ребята выбежали на улицу и стали играть в снежки. Они слепили чудесную снежную бабу. Для ребят зима - настоящий праздник. Зимой много интересных развлечений.
(55 слов)

(Ненастная, солнце, грустно, тростник, поздно, местность, радостным, чудесная, праздник, интересных.)

Тема: "Безударные гласные, проверяемые ударением"

Скоро зима. Кончились теплые летние деньки.
Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.
Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.
(71 слово)

(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.)

Тема: "Глаголы 2 лица единственного числа"

Урок здоровья

С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм.
Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым - принесешь больше пользы себе и другим.

(Ждешь, учишься, научишься, заберешься, преодолеешь, ходишь, сохраняешь, переберешься, укрепляешь, закаляешь, любишь, вырастешь, будешь, принесешь.)

Образцы работы с восстановленными диктантами

Тема: "Написание большой буквы в словах"

В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы.
(57 слов)

Этапы работы

1. Читается весь текст.

2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:

  • Делай добро и бросай его в воду.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добра желаешь - добро и делай.
  • Добро творить - себя веселить.

3. Ученики называют тему и главную мысль текста.

4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).

5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.


Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.

На доске - слова по группам (столбикам):

Проверяемая безударная гласная в корне слова: подарили, малышам, малютки, весело, забавляли.
Непроверяемая безударная гласная в корне слова: город, улица, собачка, петушок, черепаха, коровушка.
жи, ши, ча, ща: живут, наши, Пушинка, Чапа.
Исключения: здесь.

7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.

8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.

Тема: "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"

Текст составлен по фрагменту сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Мальчишки посадили в лодочку оловянного солдатика и пустили в канаву.
Они бежали рядом и хлопали в ладоши.
Лодочку бросало и вертело во все стороны. Оловянный солдатик весь дрожал, но держался стойко. Он не изменился в лице. Ружье было на плече, голова прямо, грудь вперед.
Лодку понесло под длинные мостки. Стало темно. Из-под мостков выбежала большая крыса. Она спросила у смельчака паспорт. Но храбрец молчал. Отважный мореплаватель еще крепче сжимал ружье.

Фрагмент передан учителем сжато, введены слова на безударную гласную.

1. Учитель читает текст.

2. Задает вопросы по содержанию.

3. Подбирается заголовок. (Отважный путешественник. Храбрец).

4. Дети называют тему, главную мысль текста.

5. Проводится лексико-орфографическая работа в каждом предложении.

6. На доску из каждого предложения выписываются слова на безударную гласную. Дети устно подбирают проверочные слова (посадили; бежали и хлопали; бросало и вертело, стороны; дрожал, но держался; не изменился в лице; ...на плече, голова; понесло; темно; выбежала большая; спросила у смельчака; храбрец молчал; мореплаватель).

7. Учащиеся вспоминают, то есть устно восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

8. Ученики записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. Дети в тетрадях в опорных словах графически обозначают условия выбора орфограммы.

9. В конце урока еще раз читается текст, дети сравнивают его со своим.

Тема: "Правописание приставок и предлогов"

Грибы-лекари

В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят.
(54 слова.)

На доске:
|_______ !

Этапы работы

1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.

2. Придумывание заглавия.

3. Выяснение темы и главной мысли текста.

4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае - правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.)
Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!

5. Лексико-орфографическая подготовка.

По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?

6. Восстанавливание текста по опорным словам.

7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).

В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.

Выводы . При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.

Тема: "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Тёма и Жучка

Была темная ночь. Тёма взял в сарае фонарь и длинную веревку. Мальчик пошел к старому колодцу. Тема решил спасти любимую собаку Жучку.
Он наклонился над страшным колодцем и позвал Жучку. Собака ответила ему радостным визгом. Тёма осторожно спустился по веревке в холодный вонючий колодец.
Он обвязал дрожащую Жучку веревкой. Мальчик собрал последние силы и с трудом вылез из колодца. Затем он вытащил измученную Жучку. Благодарная собака облизала своего спасителя.
(73слова)

Этапы работы

1. Читается весь текст.

2. Называется тема, главная мысль текста.

3. Задаются вопросы по содержанию.

4. Читается каждое предложение в отдельности.
Дети находят в них имена прилагательные, объясняют, от чего зависит правописание безударного окончания имени прилагательного.

Опорные слова выписываются на доску:
темная... (ночь), длинную... (веревку), к старому... (колодцу), любимую... (собаку), над страшным... (колодцем), радостным... (визгом), в холодной вонючий... (колодец), дрожащую... (Жучку), последние... (силы), измученную... (Жучку), благодарная... (собака)

5. Дети вспоминают, восстанавливают все предложения по опорным словам (устно). Идет пересказ по частям.

6. Лексико-орфографическая подготовка.

На доске выписаны по группам слова.
Шапку столбиков на доске можно не писать (см. таблицу).

проверяемая безударная гласная непроверяемая безударная гласная парные согласные удвоенная согласная "ь" после шипящих непроизносимые согласные
спасти
осторожно
холодный сарай верёвка
вонючий фонарь к колодцу длинная ночь радостный
обвязал колодец вылез измученная
дрожащую собака
вытащил
облизала
спаситель

Что общего между словами 1, 2 и 3-го столбиков?

7. Учащиеся записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. В диктанте в опорных словах дети графически обозначают условия выбора орфограммы.

8. В конце урока текст читается учителем, учащиеся сравнивают его со своим.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова. Подчеркнуть непроизносимые согласные. Выделенные слова перевести на украинский язык.

Солнце , сердце , лестница, праздник, честный , радостный , звёздный, грустный, счастливый , здравствуй.

2. Записать пары слов. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

Сердечный - сердце, прелестный - прелесть, капуста - капустный, здравие - здравствуй, радостный - радость, известный - известие, свистать - свистнул, хрустеть - хрустнул, уста - устный, богатый - богатство.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

1. Здравствуй, праздник! 2. На сердце радостно. 3. В областном центре концерт. 4. Пастух громко свистнул. 5. В этом фильме снимается известный актёр. 6. Я сделал все устные задания. 7. В поле яростно дует ветер. 8. Я дал отцу честное слово. 9. Счастливая мать кормит ребёнка. 10. В воздухе чувствуется запах полыни.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными. Рядом записать проверочные слова.

1. У моряка храброе сердце. 2. Пёс радостно встречает меня у порога. 3. Под сосной хрустнула ветка. 4. Всем знакомо чувство обиды. 5. Здравствуйте, дети! 6. Я люблю фильмы о звёздных войнах. 7. На лестнице послышались шаги. 8. Выглянуло солнце. 9, Грустный котёнок сидит на крыльце. 10. Скоро праздник.

ТВОРЧЕСКИЙ И ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова. Рядом записать проверочные слова.

Доблестный, ненастный, счастливый, хрустнуть, звёздный, поздний, вестники, местность, областной, пастбище, сердце, грустный, честный.

2. Прослушать словосочетания. Выбрать и записать словосочетания с непроизносимыми согласными.

Вкусный пирог, прелестная мелодия, поздняя осень, интересный фильм, чудесный вечер, ненастная погода, радостная встреча, опасные приключения, ужасный конец, известный спортсмен, прекрасные люди.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА

Грустная осень. Поздний вечер. На небе грозные тучи. Но я не замечаю ненастной погоды. Я открываю интересную книгу. Доблестные рыцари, прелестные феи, прекрасные принцессы. Ужасные драконы, опасные приключения. Честные поединки. Открытые чувства волнуют сердце. Известный конец. Конечно, он счастливый!

У бабушки заболело сердце. Она плохо себя чувствует. Мама принесла сильное лекарство. Бабушка почувствовала себя лучше, но у неё грустное лицо. Она должна лежать в постели несколько дней. Я принесла её любимую книжку и почитала ей. Бабушка счастливо улыбнулась и заснула. В доме стало радостней.

ЛЕС ПРОСЫПАЕТСЯ

Утренняя заря осветила местность. С восходом солнца лучики света пробились через густую зелень деревьев. Свистнула птица. Хрустнула ветка. Лес радостно просыпается. Он поёт свою счастливую песню. Здравствуй, солнце! Здравствуй, новый день!

Поздний час. Ярко светит луна. На небе совсем нет облаков. Сегодня звёздная ночь. Мы с папой стоим и смотрим на звёзды. Он знает карту неба и много легенд о звёздах. Скоро и я буду знать все созвездия.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Найти и обозначить корни в ряду данных однокоренных слов. Родина, родник, родители, родить, родственники. Учить, учёба, у...

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Выделенные слова перевести на украинский язык. Мышь, вещь, ночь, помощь, печь, тишь, глу...

Текущая страница: 8 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Контрольное списывание

Дивный цветок

Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными цветами. Цветок держался на прямом стебле. Его украшали широкие листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце.

Растение любило тепло и всегда поворачивалось к солнечному свету. По дивному цветку узнавали время. Цветок назвали подсолнечником. По имени яркого солнца. (71 слово)

По Е. Пермяку

Грамматические задания

1. Выписать из текста три слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Выписать из текста слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

Письмо по памяти
* * *

Мороз и солнце. День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный!

А.С. Пушкин

Грамматические задания

1. Выписать два слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Выписать слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

* * *

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

Н.А. Некрасов

Грамматические задания

1. Выписать слово с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочное слово.

2. Написать слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

Контрольные диктанты
Праздник космонавтики

Двенадцатого апреля мы празднуем День космонавтики. В этот день человек впервые оторвался от земли и вышел в звёздный простор. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Доблестный сын русского народа.

В этот день человечество сделало гигантский шаг в своём развитии. Оно вступило на лестницу, ведущую к звёздам. (48 слов)


Грамматические задания

2. Выписать из диктанта два однокоренных слова.

3. Составить и записать по одному слову с согласной В так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммами:

б) непроизносимая согласная.

Золотая птица

Иволга – одна из самых красивых птиц наших лесов. Песня её прелестная и немножко грустная. Она похожа на протяжный свист флейты. Песни иволги делают наши леса ещё прекраснее. И вдруг с того же места раздаётся ужасный кошачий вопль. На дерево забралась кошка? Нет. Так кричит иволга. Её кто-то сильно испугал. В августе родители и птенцы улетают. На родине они живут всего три месяца. (64 слова)


Грамматические задания

1. К двум словам диктанта с сочетаниями СН – ЗН приписать проверочные.

2. Разобрать по составу слова: КРАСИВЫХ, ПРОТЯЖНЫЙ.

3. Составить и записать по одному слову с согласной Т так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммами:

а) парная согласная в слабой позиции;

б) непроизносимая согласная.

Звёздные странники

Вокруг Солнца кружатся планеты. Есть среди них и гигантские. Это Юпитер, Сатурн, Уран. Марс, Венера, Меркурий, Плутон поменьше. Эти чудесные планеты нам известны. Мы их видим на звёздном небе как прелестные маленькие звёздочки. Очень маленькие планеты называют астероидами. Они располагаются в основном в окрестностях Юпитера и Марса. Но появляются у нас в Солнечной системе и прекрасные звёздные странники. Это кометы. При приближении к солнцу у них появляется ужасный хвост. И мы видим хвостатую звезду. В старину кометы считались вестниками несчастий. (82 слова)


Грамматические задания

1. К двум словам диктанта с непроизносимыми согласными в корне приписать проверочные.

2. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Я, И. Написать проверочные слова.

3. Над именами собственными в диктанте поставить знак ударения.

Контрольные работы за 2 четверть
Луна-рыба

Луна-рыба поражает своим чудесным обликом и размерами. Это самая тяжёлая из всех костных рыб. Вес её достигает двух тысяч килограммов. Это целых две тонны. Живут гигантские тяжеловесы в морях тропического пояса. Эта рыба – самая плодовитая в мире. (40 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Е, Я, И, О. Написать проверочные слова.

2. Выписать из диктанта два слова с непроизносимыми согласными. Написать проверочные слова.

3. Написать два однокоренных слова к слову РЫБА.

Молочное дерево

Кто даёт молоко? Всем это известно. Корова. А может ли дерево заменить корову и давать молоко?

Такое дерево растёт на территории Венесуэлы. Его сок напоминает по вкусу коровье молоко. Местные жители аккуратно надрезают кору дерева. Оттуда течёт сок. Жители подставляют чашки для этой вкусной жидкости. Она очень питательна и полезна. Так считают даже учёные. (56 слов)


Грамматические задания

2. Разделить на слоги для переноса слова: ЗАМЕНИТЬ, УЧЁНЫЕ.

3. Выписать из первого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв.

Хвоинки

Хвоя можжевельника – это тоже листья. Только они жёсткие. Форма у них особая. Она длинная и узкая. Такие листочки способны пережить зиму. Для этого они достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им сохнуть. Хвоя живёт на дереве несколько лет. Потом она буреет и опадает. Но не вся сразу. Поэтому на дереве сохраняется листва круглый год. В осенние и зимние дни она радует нас зеленью. (63 слова)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

2. Подобрать и записать три однокоренных слова к слову ЗИМА.

3. Поставить знак ударения над словами первого предложения.

Песчаная эфа

Из пустынных гадюк больше известна песчаная эфа. В нашей стране она встречается в Азии. Встреча с ней опасна. Эта змея держит грустное первенство по количеству погибших от неё людей. Передвигается она очень интересно. Она ползёт не вперёд, а как бы боком. След бокового хода состоит из отдельных косых полосок с крючковатыми концами. Эти следы сразу выдают песчаную эфу. В такой местности следует быть осторожным. (66 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

2. Разобрать по составу слова: ПУСТЫННЫХ, БОКОВОГО.

3. Подобрать и записать слово, близкое по значению слову ГРУСТНОЕ.

Лакомка

Мурка была странной кошкой. Любила она сладкий мёд. Раз Мурка грелась на утреннем солнце. Тут она почувствовала вкусный знакомый запах. Кошка радостно открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем лакомка аккуратно встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг окрестности огласил громкий кошачий визг. Несчастная Мурка бросилась в кусты. (56 слов)

По А. Дорохову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Продолжить ряд слов на данное правило:

ВАННА, СУММА, …, …;

ЧУДЕСНЫЙ, УЖАСНЫЙ, …, …;

ЛЁГКИЙ, МЯГКИЙ, …, ….

3. Последнее предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания.

Концерт

Как готовятся лягушки к весенним концертам? Как и люди к праздникам. Лягушки наряжаются. У травяных голубеет горлышко. Остромордые с ног до головы становятся голубыми. Но особенно цветастые – тропические лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рёв, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус. (47 слов)

По Н. Сладкову

Грамматические задания

1. В словах первого предложения подчеркнуть согласные.

2. Написать два однокоренных слова к слову ТРАВА.

3. Выписать из диктанта предложение, состоящее только из главных членов. Слова этого предложения разделить на слоги.

Кактус

Кактусы известны своим умением приспосабливаться к местным условиям. Кактусы растут в сухом и жарком климате и долгое время прекрасно обходятся без воды. Прошёл дождь. Кактус сразу всасывает воду. Хранит он её в стебле. Стебель похож на губку. Но его оболочка толстая. Поэтому вода не испаряется и при жарком солнце. Да и листья кактуса – иголки. Иголки спасают кактус от испарения и защищают его от местных животных. (66 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

2. Выписать из диктанта два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

3. В последнем предложении подчеркнуть главные члены.

Фламинго

Фламинго – очень интересные птицы. Молодые фламинго серого цвета. Розовеют они позднее. Летают фламинго, вытянув длинную шею вперед, а ноги назад. Строят гнёзда по берегам морей. Там они выуживают вкусных рачков и улиток. На иле лежат перья, ракушки, мятые стебли. Материал они аккуратно скрепляют илом. Так появляется на вязкой грязи гнездо фламинго. (51 слово)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

2. Выписать слова, в которых произношение не совпадает с написанием: НАЗАД, НОГИ, МОРЕЙ.

3. Разобрать по составу слова: ДЛИННУЮ, ВКУСНЫХ.

Червячок

Самый длинный червь живёт у берегов Атлантики. В длину он достигает гигантских размеров. Известны особи до пятнадцати метров. Живут чудесные малютки целыми семьями. Окрашен червь в коричневый цвет. Но отливает прекрасным фиолетовым цветом. На спине у него тёмные и светлые полосы. Не любит он показывать солнцу свой наряд. Выходит червь на охоту по ночам. А ранним утром он прячется среди камней прибрежья. (63 слова)


Грамматические задания

3. Выписать из диктанта слово с разделительным Ь. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Акула

Часто неаккуратный рыболов ухитряется даже о колючки ерша или о зубы щурёнка пальцы оцарапать до крови! Но есть рыбы действительно опасные.

Очень опасны большие акулы. В акульей пасти зубы бывают в шесть рядов. Они острые, как пила. Но гигантские китовые акулы людей не трогают. Хотя аппетит у акул хороший. Они пасутся на своих пастбищах и едят мелких рачков. Акулы заглатывают их миллионами. (63 слова)

По Н. Сладкову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Е, Я, И, О, А. Написать проверочные слова.

2. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной. Разделить эти слова на слоги.

3. Выписать из диктанта по одному слову с разделительным Ь и Ь – показателем мягкости.

Изложение
Наседка

Я лежу на воде и держусь рукой за тростинку. Подо мной песчаная полянка подводная. На её краю лежит старое ведро.

Из ведра выполз рак и стал водить усами и глазами. Потом он стал щупать песок клешнями. А от хвоста рачьего поползли рачата ростом с муравья. Они тоже деловито шевелили усами и щупали песок клешнями.

Я засмеялся. Рачата сразу кинулись под широкий материнский хвост. А рачиха собрала семейство и ловко юркнула под ведро. Больше она не показалась. (77 слов)

По Н. Сладкову

Грамматические задания

1. Составить план.

2. Написать изложение текста, соблюдая красную строку.

3 четверть
Предлоги и приставки Словарь

задумался допил надстройка облетел одарил сократил

созрел поводок окружить состарился посмотрел обошёл

отход осмелел подарить набег дополз дотащил

отошёл оттянул захотеть подкоп надкусил постучал

налетел обманул долечить заварил повертел наварил

сослужил зашёл подарок пожар запах отвар

Выборочный диктант

Дошёл до дома, побежал по полянке, извлёк из избушки, оттянул от пропасти, загадать загадку, сбежал с собакой, наехать на гвоздь, влетел в окно, подставить подножку, надстроить над домом, прочитал про лётчиков, забежал за сарай, стянул с верёвки, входить в метро, закрыл за ним, посмотрел по сторонам, закрыл за собой.

Обучающие диктанты
Храбрый дрозд

Отбился от дома кот, одичал и стал сам добывать себе пищу. Бегает кот по лесам и кустам. Ловит он птичек и разоряет гнёзда. Заметил кот в дупле дрозда. Из гнезда слышится писк птенчиков. Вот где пожива! Глаза у кота разгорелись. Подобрался он к дуплу и опустил туда лапу. Вдруг дрозд подлетел. Бросился дрозд на кота сзади и принялся клевать его. В голову, в нос и глаза. Струсил кот. Сполз он с дерева и бросился бежать. (77 слов)


Грамматические задания

1. В словах первого предложения подчеркнуть приставки.

2. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ПО-; б) с предлогом ПО.

3. Записать по одному слову с приставками НАД-, ПРО-, ДО-.

Бородач-ягнятник

Ягнятник – это птица из семейства грифов. Под клювом у него пучок перьев. Он похож на бородку. Но почему ягнятник? Бородач-ягнятник часто ворует у пастухов малых ягнят. На опасных горных склонах он ударами крыльев толкает в пропасть овец, коз, собак. Бородачи очень любопытны. Они подлетают к человеку без агрессивных намерений. Бородачи просто хотят получше его рассмотреть. Но человеку от этого не легче. Несётся к тебе со свистом двухметровый любопытный. Страшно! (70 слов)


Грамматические задания

2. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ПОД-; б) с предлогом ПОД.

3. Записать по одному слову с приставками ЗА-, СО-, НА-.

Лесные страхи

Стоял тёплый день. Медведица с медвежонком ходили по редкому лесу за оврагом. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился за него лапами. Со страшным грохотом обломок вместе с медвежонком полетел вниз. Поднялась пыль. Затрещали кусты. Застучали лесные камешки. Малыш от страха и от боли заревел. Медведица быстро бросилась к нему. А перепуганный мишка уже тянулся к матери. Он тихонько скулил. (63 слова)

По С. Устимову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой С-; б) с предлогом С.

2. Разобрать по составу слова: ЗАХОД, ЗАЛ, ПОЛЁТ, ПОЛЕ.

3. Записать по одному слову с приставками О-, ОБ-, ОТ-.

Контрольные диктанты
Соколы

На сосне в гнезде хрустнула хрупкая скорлупка яйца. Появился первый черноглазый птенец. У малыша красивый наряд из белого пуха. За первым другие явились. У хищных птиц мать всегда сидит с птенцами. А отец ищет пищу. Мать встречает отца с охоты за много метров от гнезда. Отец замедляет полёт. Она в воздухе перевернулась спиной вниз. Так она приняла добычу из его когтей в свои. Добычу мать отдаёт птенцам. (68 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ЗА-; б) с предлогом ЗА.

2. Написать по одному слову, где ДО: а) часть корня; б) приста– вка.

3. Разобрать по составу слова: НАРЯД, ПОЛЁТ, СПИНОЙ.

Фазан

Фазан – это дикая курица. Фазаны селятся в тростниках по долинам рек и на окраинах полей. Ранней весной петухи ищут гнездовые территории. У каждого она своя. Фазаны охраняют свою территорию от чужих петухов. Фазанята сразу после рождения уходят за матерью из гнезда. Ночуют они первое время на земле, но под крылом у мамаши. На третий день уже порхать умеют. На тринадцатый день уже хорошо летают. Птенцы сами взлетают за матерью на ветки деревьев и там ночуют. (77 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта пять разных предлогов.

2. Выписать из диктанта по одному слову, где О: а) часть корня; б) приставка.

3. Образовать от слова ХОД три однокоренных слова с помощью разных приставок.

Разделительный твёрдый знак Словарь

разъединить разъяснил подъезд въезжать съест отъезд

предъюбилейный подъезжать съедобный объедки изъян въезд

взъерошенный въедливый объёмный подъехал подъём объятия

разъярённый предъявить инъекция объехал съёмка отъехал

объявление объединить объедение съёжился съязвил объяснил

Выборочный диктант

Объяснить Марье, вьюн съёжился, съел с жадностью, оживление на съёмке, разъярённые братья, объедки печенья, Дарья съязвила, свинья съест, подъехать к подъёму, разъяснил объявление, предъявить сыновьям, предъюбилейное веселье, вьюга вьёт, взъерошенные воробьи, объятья гостьи.

Обучающие диктанты
Русские пословицы, поговорки, приметы

Съесть не могу, а оставить жаль. Одним махом поля не объехать. Зимой бы съел грибок, да снег глубок. Счастье с несчастьем близко живут. Дрожжи хороши, да не подъёмчивы. И считанную овцу волк съедает. Горе в чужой стране безъязыкому. Не прикидывайся овцою: волк съест. Молод знал голод, а отъелся – позабыл. Друг верен во всём измерен. Не учи безделью, а учи рукоделью. А дело бывало – и коза волка съедала.

На поле съезжаются, родством не считаются. Забота не съела, так скука одолела. Мой талант съел баран. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Худ пирог, да съелся. Будут голодные – съедят и холодное. Масленица объедуха, деньгам приберуха. Не радуйся под гору: подъём крут. Съешь и морковку, коли яблочка нет. На что спрос, на то и цена. На волка помолвка, а заяц кобылу съел. На всякое объявление есть объяснение. Было дело, да собака съела.

Без костей и рыбки не съесть. Труд людей объединяет. Съел бы пирога, да мука дорога. И не так подъезжали, да ни с чем отъезжали. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. На безрыбье и рак рыба. Медведь по корове съедает, да голоден бывает, а курица по зёрнышку клюёт и сыта живёт. Был конь, да изъездился. Не балуйся с медведем – задавит в объятьях. Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки ястреба забьют. Сердцу разъярённому места мало, расходиться негде. У медведя в бурьяне шкура в изъяне. Одному пирога не съесть. Пусти козла в огород, он всю капусту съест. И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.

Съедают долги и богатого. Был мешок с зерном, стоял пнём, а высыпали – съёжился. В чужую душу не влезай. В среду съедим, так в четверг не глядим. В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь. Ешь не кроши, съешь не проси. Не изведан – друг, а изведан – два. Всего света не изъездить. Не гони коня плетью при подъёме в гору. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Не изъезжено поле – не изведано горе. Чует кошка, чьё мясо съела. Не гони под гору, так въедешь и на гору. Не мытьём, так катаньем. Савва съел сало, а сказал, что не видал. Ленивые дожили, что и ножки съёжили. Волк волка не съест. Во сне счастье, наяву ненастье. Кто смел, тот и съел.

Не подливай масло в огонь. Не сули собаке объедки пирога, а кинь кусок хлеба. Хотя у кота спинка бита, а пирог съеден. На всякое хотенье есть терпенье. Не хвались отъездом, а хвались приездом. Кто пьёт, а кто слёзы льёт. Суда божьего околицей не объехать. На задорном буяне всё платье в изъяне. Что испекли, то и съедим, а завтра поглядим. Кручиною поля не изъездить, а врага слезами не утешить. Собака и хлеба не съест не порычав. Наш двор покрыт небом, а обнесён ветром. Что испекла, то и съела. Не объять необъятного.

Одни сласти съедать – горести не узнать. Семена съедим, так по урожаю тужить не станем. Долог путь, да изъездчив. В кривом глазу и прямое с изъяном. Не разгрызя ореха, не съесть ядра. Ныне съедим, а завтра поглядим. В объезд, так к обеду, а прямо, так к ночи. Без терпенья нет уменья. Съел кусочек с птичий носочек. С горы-то съехали, а в гору-то как въехать? И сел бы и съел бы, кабы в гости позвали. Нашёл, да не объявил – всё равно что утаил. Мясо ешь, да мясника не съешь.

Крокодиловы слёзы

Плачут ли крокодилы? Что нам говорит старинная легенда? Что съевший свою жертву крокодил проливает горькие слёзы. Какое лицемерное сожаление! Но объяснять такое явление сочувствием хищника наивно. Съел и льёт слёзы? Это не серьёзно. Просто со слезами крокодилы выводят на организма излишки солей. Так что крокодилы не плачут. Просто они как бы потеют глазами. (54 слова)


Грамматические задания

2. Разделить на слоги для переноса слова: ГОРЬКИЕ, ОБЪЯСНЯТЬ.

3. Написать слово с Ъ с корнем ЕРОШ.

Белкин мухомор

Сушит белочка осенью на сучках грибы. Вот сыроежки, опята, моховики. Знатное кушанье! Грибы все хорошие и съедобные. Но среди хороших и съедобных съёжился мухомор. Для чего белке ядовитый несъедобный мухомор? Разве в сухом мухоморе нет яда для белки? Мухомор – лекарство для белочки? Как объяснить это явление? Нет точной отгадки. (49 слов)

До Н. Сладкову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

2. Вставить по две буквы в середину слов ПОЕХАТЬ, СЕЛ так, чтобы получились слова с Ъ.

3. Написать два слова с Ъ с корнем ЁМ.

Гришка

Гришка не был взрослой птицей. Был он взъерошенным крикливым птенцом. Я нашёл его в лесу. Птенец съёжился. Он сидел на земле надутый и злой. Ещё утром проснулся он в тёплом гнезде. Гришка растолкал братьев и сестёр и уселся на краю гнезда. Потом махнул крылышками и свалился на землю. Я протянул птенцу червя. Червя воронёнок съел мгновенно.

К нам в дом Гришка въехал на моём плече. А вечером птенчик ходил по моему столу и громко требовал новых угощений. (78 слов)

По А. Онегову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с Ъ. Определить в этих словах количество букв и слогов.

2. Выписать из диктанта два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.

3. Написать два слова с Ъ с корнем ЕД.

Кукушка

Это очень полезная птичка. Взрослая кукушка может съесть за час до ста волосатых и ядовитых гусениц. Таких гусениц другие птицы не съедают. Старые кукушки улетают а конце лета. А кукушата учатся жить самостоятельно. Заботливые маленькие птички высидели, вскормили кукушат и покинули их. Молодые кукушки сами отправляются в далёкий путь на юг. Кукушки не сбиваются в стаи. Но прилетают в свой срок в далёкие страны. Как находят дорогу молодые кукушки? Нет этому объяснения. Это загадка природы. (76 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

2. Написать по одному слову с буквосочетанием: ЬЮ, ЪЮ.

3. Написать два слова с Ъ с корнем ЕЗД.

а) 1. И грустно и смешно вспоминать, сколько тяжёлых унижений, обид и тревог принесла мне быстро вспыхнувшая страсть к чтению. (М. Г.) 2. Мне немножко жалко ловить пичужек, совестно сажать их в клетки. (М. Г.) 3. Солнце садилось, в воздухе стояла тишина. (Кор.) 4. Мороз и солнце; день чудесный! (П.) 5. Между древесными стволами царит вечный полумрак. Ветви елей и пихт кажутся какими-то гигантскими руками. (М.-С.) 6. Порывистый ветер набегал неизвестно откуда. (М.-С.) 7. Сланцы и известняки представляют сплошные громады с ржавыми полосами и пятнами. (М.-С.)

б) Участники похода спускались по крутой лестнице к Днепру. Сердца их радостно стучали. Большинство из них были сверстниками. С высокого берега реки они увидели окрестные сёла и деревушки, за которыми виднелись зелёные пастбища. Каждый чувствовал себя прекрасно. Уже совсем близко шёл отвесный дождь. (106 слов.)

НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА

Семья готовилась к празднику. В доме раздавались радостные голоса детей. Все чувствовали себя счастливыми.

Поздно вечером из областного центра приехал наш дядя. Это был известный певец. Он обладал чудесным голосом. Сначала дядя спел одну песенку о прошлом, а потом исполнил еще несколько замечательных песен.

Вскоре мама пригласила всех к столу. Она приготовила на ужин вкусные пирожки.

В квартире было тепло и уютно.

На другой день мы участвовали в демонстрации и весело отметили великий праздник. (74 слова.)

1. На переезде Павел остановил коня и долго смотрел на вокзал, потом хлестнул вороного, погнал его по лесной дороге во весь опор. (П. О.) 2. Осенняя дорога между селениями была опасная. 3. Был у меня товарищ по университету - страстный охотник. (Сп.) 4. Лебеди строят гнёзда на островках в густых зарослях тростников. (Сое.) 5. Позднее идут кряквы, солидно и неторопливо. Уже в темноте, огласив окрестные тростники неистовым гоготанием, отправляются в путь гуси-гуменники. (Усп.) 6. Разрежённый воздух давал себя чувствовать. Мы поздно вставали утрами, не спеша пили горячий чай, и когда, наконец, лучи солнца заглядывали в глубину ущелья, отправлялись на экскурсию в ближайшие окрестности лесного кордона. (Сп.) (193 слова.)

1. Что делаешь, Руслан несчастный, один в пустынной тишине? Людмилу, свадьбы день ужасный, все, мнится, видел ты во сне? (П.) 2. Садятся на коней ретивых; вдоль берегов Днепра счастливых летят в клубящейся пыли. (П.) 3. Приготовь же, Дон заветный, для наездников лихих сок кипучий, искрометный виноградников твоих. (П.) 4. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (П.) 5. Письмо было короткое и жизнерадостное. (Пол.) 6. По гигантским паутинам поспешно ползли большие пауки. (Чак.) 7. Через несколько минут на лестнице раздался громкий топот. (Чак.) 8. В самом деле, три дома на вечер зовут: там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник? (П.) 9. Почти все участники были на сцене. (В.) 10. В первом действии Артёмка не участвовал. (В.) (99 слов.)

1. Тысячи опасностей ожидают одинокого путника в тайге. (Аре.) 2. Рыба яростно хлестнула хвостом по песку. (Пауст.)

3 Осень властно вступала в свои права. (Мус.) 4. Я оделся, взял ружьё, свистнул собаку и пошел вниз по речке. (Арс.) 5. Вот выбран толстый тростник и косо срезан у самого корня. (Мар.) 6. Своды грота были сложены из желтоватого известняка в котором виднелись гнёзда кристаллов исландского шпата. (Усп.) 7. На перекрёстках улиц стояли лужи. (Леек.) 8. Говорили, будто в детстве он (музыкант) был похищен из зажиточной семьи. (Кор.) 9. Собираясь участвовать в загоне на лисиц и зайцев, я решил привести в полный порядок своё ружьё. (Сп.) 10. За годы наших совместных путешествий я оценил все достоинства лайки. (Сп.) 11. Сверстники иначе называются ровесниками. (108 слов.)

1. И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок. (Н.) 2. Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему (Троекурову) ближайшим соседом. (77.) 3. Гигантская сосна, ещё больше склонилась над крышей и слабо потрескивала. (Усп.) 4. Известный украинский поэт-революционер Шевченко происходил из крепостных крестьян. 5. Козлов, ныне Мичуринск, когда-то был захолустным городком. 6. Правительство оказывает бескорыстную помощь странам народной демократии. 7. Целую неделю стояла дождливая погода. 8. В темноте явственно слышались знакомые голоса. 9. Гамбургский порт - один из больших. 10. У медведя под ногами хрустнули сосновые веточки. 11. Колхозное пастбище находилось в двух километрах от села. 12. Глубокой осенью лес безмолвствовал. 13. В постановке новой пьесы участвовали лучшие силы театра. 14. Громоздкие вещи были погружены в багажный вагон. 15. Мальчик показывал свои искусно выполненные рисунки. 16. Костные заболевания лечат на многих курортах. (126 слов.)

1. Бери пример с передовиков, активно участвуй в соревновании. 2. Мир - это радостная, счастливая жизнь для всех. (Бурк.) 3. Поездки в Китай становятся для артистов подлинным праздником. (Бурк.) 4. В полдень, как из гигантского сита, посыпались крупные пушистые хлопья снега. (Ив.) 5. Маяк предупреждает проходящие пароходы о близости опасных подводных скал. (Сп.) 6. Над степью разносились крики лихих наездников. (Сп.) 7. Завистники, на что ни взглянут, подымут вечно лай. (Кр.) 8. Появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. (П.) 9. В то время доблестный Фарлаф, всё утро сладко продремав (…), обедал в мирной тишине. (П.) 10. «Остановись, беглец бесчестный!»-кричит Фарлафу неизвестный. (П.) 11. Студенческая молодёжь с воодушевлением участвовала в уборке урожая на целинных землях. (121 слов.)

Грустный, страстный, совестно, дождливый, счастливый, несчастный, здравствуй, ненастный, радость, участник, лестница, праздник, окрестность чувствовать, областной, известный, хлестнуть, прелестный, тростник, наездник, объездчик, гигантский, безмолвствовать, свистнуть, известняк, исландский, местность, совместный, сверстник, под уздцы, доблестный, крепостной, бескорыстный, явственно, петербургский, гамбургский, хрустнуть, пастбище, громоздкий, костный,» завистник, завистливый, бесчестный, сумасшедший.

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся. Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. Например: звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко. Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

Некоторые слова проверить нельзя. ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница.

Тексты для диктантов и списывания на непроизносимые согласные

Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Голова чудесного цветка напоминала солнце. Растение всегда поворачивалось к свету солнца. По дивному цветку узнавали время. Цветок назвали подсолнечником. По имени яркого солнца. (36)

В джунглях живёт лягушка кокой. Так зовут её местные жители. А ужасным листолазом её называют учёные. Это прелестное маленькое существо золотистого цвета. Малютка умещается в чайной ложке. Но её яд в тридцать раз сильнее яда кобры. Это самый сильный из известных животных ядов. (43)

Двенадцатого апреля мы празднуем день космонавтики. В этот день человек впервые оторвался от Земли и вышел в звёздный простор. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Доблестный сын русского народа. В этот день человечество сделало гигантский шаг в своём развитии. Оно вступило на лестницу, ведущую к звёздам. (46)

Сок сахарного тростника был известен в Индии пять тысяч лет назад. Этот сладкий сок напоминал вкусный пчелиный мёд. Потом сахарный тростник стали выращивать на Кубе и на Гаити. Это гигантский злак до шести метров высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака. Чтобы не вытек сладкий сок, стебли тростника измельчают. Они служат прекрасным топливом для сахарных фабрик. (58)

Стоит прекрасный зимний денёк. Солнце освещает всю окрестность. Радостные солнечные зайчики скачут по стволам деревьев. На берёзу опустилась стайка прелестных птичек. Это синички. Их много живёт в нашей местности. У синичек праздничный наряд. На головке чудесная шапочка. Спина, крылья и хвост - жёлтые. Одна из синичек радостно свистнула. Какое счастье! Она увидела на ветке соседнего дерева вкусное сало. Его привязал лесник. (60)

Парусник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан парусника заметил тёмное пятно на горизонте. Это - предвестник ненастья. Опасно встречать бурю с поднятыми парусами. Порывы ветра сломают мачты, как тростник. Капитан знал это и приказал убрать паруса. Яростный порыв ветра ударил по паруснику. Началась буря. Но ненастная погода не могла серьезно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму. (63)

Солнце светит редко. Не жужжат мохнатые шмели. Не слышны радостные песни птиц. Стоят ненастные осенние дни. Грустно в эту пору в лесу. Увядает трава. Поникают прекрасные цветы. Опадают листья. Но не всё замирает в это время. Осенью поспевает брусника. В мягкой зелени краснеют поздние ягоды. Слышны радостные взрослые и детские голоса. Найден прекрасный брусничник! Счастливые люди с радостным чувством несут домой полные корзины этой чудесной ягоды. (65)

Мы с Аллой и Эммой гуляем по окрестностям. Сегодня самый чудесный праздник поздней осени. Выпал первый снег. Всех охватило радостное чувство. Безобразные от грязи поля вдруг стали прекрасными. Они блестят на солнце, как алмазные. Группы деревьев под снегом могут показаться парусными судами. Грустная, пресная местность стала интересной. Но в тесных колхозных ангарах идёт работа. Там аккуратно чинят железных коней для весеннего сева. Опасно оставлять технику без серьёзного ремонта. (68)

Поздней осенью часто стоит ненастная погода. Грустно гулять в такую пору. Сегодня небо счастливо прояснилось. Мы с Анной, Эммой и Геннадием радостные бродим по аллеям чудесного парка. Поднимаемся по железной лестнице в прелестную беседку. Здесь тесно вчетвером. Мы согласны были гулять до вечера. Но напрасно. Яростный ветер пригнал безобразные тучи. Тяжело стало на сердце. Так нечестно! Мы безрадостно побрели по шоссе к дому. Поиграем там в настольный теннис. (68)

Наступила суббота. К сожалению, этот зимний день был ненастным. К вечеру яростный ветер утих. Небо стало ясным. Солнце на закате казалось красным. Мы вкусно поужинали и вышли на вечернюю прогулку. Наш путь лежал по шоссе, затем по аллее. Над головой раскинулось звёздное небо. Мы любовались алмазным блеском небесных сокровищ. Моё сердце радостно забилось при виде этого чудесного зрелища. Мне известно несколько созвездий. Интересно слушать рассказы о новых. Нам грустно идти домой. Но уже поздний вечер. (71)

Новый год - чудесный праздник. Пусть даже за окном ненастная погода. Пусть яростный ветер властно гонит группы гигантских туч по небесному своду. Погода безобразничает напрасно. Нас наполняют радостные чувства. Мы счастливы. Чуть-чуть грустно провожать старый год. Но в новом году нас ждёт столько прекрасного. За вкусным ужином мы сидим до позднего вечера. Тесно у нас за столом. Сколько здесь добрых, честных людей! На столе лежат телеграммы от друзей. Жёлтые, красные, зелёные огоньки украшают ёлку. Здравствуй, Новый год! (77)

Ночью была ужасная ненастная погода. По небесному своду неслись гигантские тучи с безобразными клочьями. Яростный ветер опасно качал вековые деревья. Но напрасно. Они доблестно выстояли. Утром всё счастливо закончилось. Окрестности покрылись прекрасным снежным покрывалом. Солнце появилось над полями. Они чудесно засверкали алмазным блеском. К вечеру небо прояснилось. Раскинулся звёздный купол. Как на небе тесно от звёзд! Кажется, что их миллион. Но видно всего несколько тысяч. Они составляют группы. Интересно находить известные созвездия и читать рассказы о них. (77)

Вот и наступила поздняя осень. Солнце поднимается всё ниже. Лес без листвы выглядит грустным.. Как чудесно было гулять здесь ранней осенью! Каким прекрасным был тогда осенний лес! Юннаты из нашего класса собрали интересную коллекцию листьев. Теперь вся местность кажется посеревшей. Небесный свод затянули тучи. Редко можно увидеть синеву или звёздное небо. Часто стоит ненастная погода. Это праздник дождя и грязи. Порой яростный ветер опасно качает деревья. Тяжело на сердце в эту безрадостную пору. (73)

Начался листопад. На аллеях группы людей сгребают гигантские охапки пожелтевшей и покрасневшей листвы. Часто случаются ночные заморозки - первые вестники близкой зимы. Наша местность кажется грустной поздней осенью. В окрестностях нашего дома чудесные краски ранней осени сменились пресным серым цветом. На сердце появилось чувство тоски. Но в начале ноября у нас был праздник. В наш областной центр приехал известный певец из Москвы со своей группой. Мы были счастливы попасть в субботу на его концерт. (73)

Позади счастливое и радостное лето. Прошла чудесная золотая осень. Стоят ненастные дни поздней осени. На полях и в лесу, на тропках и аллеях ужасная грязь. Жёлтые и красные листья уже потемнели. Они лежат на земле безобразной скользкой массой. Ночью редко видно прекрасное звёздное небо. Небесный свод скрывают пресные серые тучи. Здравствуй, утреннее солнышко! Но напрасно низкое солнце хочет удержать тёплую погоду. Близко зима. Ударит русский мороз. Снег сделает всё чище и аккуратней. Мы сможем играть в хоккей. (77)

Наступила поздняя осень. Солнце светит редко. Ранним утром густой туман окутал окрестность. Весь день стоит ненастная погода. Яростный ветер гонит над землёй тучи. Грустный стоит лес. Вот хрустнула ветка. Кто здесь? Это выбежал на полянку красавец лось. Мы затаились. Животное почуяло опасность и убежало. В нашей местности лоси - редкие гости. Мы отдохнули у гигантского дуба и пошли домой. Даже осенняя ненастная погода не испортила нам прекрасного настроения. Чудесно погулять в лесу, подышать свежим лесным воздухом. (75)

На колхозных грядках осталось много вкусных капустных кочанов. Несколько зайцев радостно прибежали из близкого леска. У них сегодня праздник. Они счастливы. Поздней осенью трудно найти пищу. В частных огородах сейчас пусто. Лес без листьев стоит грустный. Не жужжат мошки, не ползут в травке букашки. Только миллионы листьев безобразной скользкой массой покрывают почву. Солнце низко поднимается над землёй. Его лучи плохо согревают нашу местность. Скоро зимние холода властно вступят в свои права. Ночные заморозки - их ранние вестники. (76)

Поздней осенью мы приехали в наш областной центр. Здесь есть древний кремль. Это широко известный памятник старины. У громоздкой крепостной стены летом рос низкий тростник. Мы поднимаемся по длинной железной лестнице. Отсюда хорошо видны окрестности. Какой прекрасный вид! Вон группа прелестных сосенок у шоссе. А там виднеется чудесная аллея из гигантских дубов. В древности враги яростно атаковали эти стены. Но напрасно. Горожане доблестно защищались. Они отбили много опасных штурмов. Нам интересно изучать историю. (73)

Мой дед разбил прекрасный сад. Аккуратно заботиться о нём - серьёзный труд. Но как радостно видеть прелестные цветы и гулять по чудесным длинным аллеям. Сад деда - лучший в нашей местности. Со всех окрестностей приходят люди взглянуть на него. Даже из областного центра приезжал известный профессор. Я люблю слушать интересные рассказы деда о растениях. В ненастные дни дед ужасно переживает. Мы все ему сочувствуем. Но напрасно дожди и яростные ветры атакуют сад. Потом появится солнце и властно разгонит безобразных врагов. (78)

В окрестностях нашего села около пастбища растёт группа прелестных ёлочек. Они стоят на большой поляне, на территории чудесного соснового леса. Осень не властна над ёлочками. Ранняя осень золотит и делает красными лиственные деревья. Поздняя осень сбрасывает прекрасные цветные рубашки на землю. Стоит ненастная погода. Но напрасно ветер яростно нападает на ёлочки. Они остаются зелёными. Так радостно среди пресной осенней серости увидеть их зелень. Интересны они и под снегом. Пусть ёлочки счастливо растут и станут гигантскими елями. (76)

Низкое зимнее солнце было чуть-чуть красноватым. Чудесная снежная скатерть на полях сверкала миллионами алмазных отблесков. Она походила на звёздный небесный свод. Гигантские тучи казались железными. Они складывались в картинки - прелестные и безобразные. Тучи властно заполонили зимний небосвод. Полетели вниз чудесные снежинки, похожие на прекрасные звёздочки. Наступила ненастная погода. Яростный ветер налетал на гигантские деревья. Но они доблестно выдерживали его атаки. Грустные деревья чувствуют ужасную тоску по весеннему теплу. (69)

Я читаю книгу известного профессора астрономии. Она рассказывает о звёздном небе массу интересного. Звёзды на небесном своде разделены на группы - созвездия. Чудесные истории сложены о них. Истории полны приключений - радостных и счастливых, грустных и опасных, веселых и серьезных. В древности их рассказывали устно. Позднее они были записаны. Звёзды отделены от нас миллионами километров. Они весят миллионы тонн. Со временем доблестные земляне в космических аппаратах долетят до них. (67)

Вокруг Солнца кружатся планеты. Есть среди них и гигантские. Это Юпитер, Сатурн, Уран. Марс, Венера, Меркурий, Плутон поменьше. Эти чудесные планеты нам известны. Мы их видим на звёздном небе как прелестные маленькие звёздочки. Очень маленькие планеты называют астероидами. Они располагаются в основном в окрестностях Юпитера и Марса. Но появляются у нас в солнечной системе и прекрасные звёздные странники. Это кометы. При приближении к Солнцу у них появляется ужасный хвост. И мы видим хвостатую звезду. В старину кометы считались вестниками несчастий. (80)

Часы на лестнице гулко пробили двенадцать раз. В этот поздний час я вышел из дому полюбоваться звёздным небом. Оно было прекрасно! Весь небесный свод сверкал тысячами огоньков. Он походил на алмазные россыпи. Над крышей дома плавал лунный серп. Ясный свет луны освещал окрестности. Вся местность была видна, как на ладони. При виде этой чудесной картины сердце моё радостно забилось. Меня охватило чувство вечного праздника. Словно не было вокруг никаких опасностей, ничего безобразного. Тесные улицы нашего города казались мне просторными, дома - гигантскими. Долой пресную серьёзную жизнь! Радостный и счастливый, я долго бродил по пустым улицам. (94)

Солнце взошло над тесными улицами нашего городка. Наступил праздничный день. Весь город ждал этого праздника. Вчерашний день был ненастным. Но сегодня у природы явно тоже праздничное настроение. Небесный свод ясный и безоблачный. Сегодня можно встать поздно. Радостные и счастливые горожане выходят на улицы только к полудню. Как все любезны вокруг! Мелькают красные, синие, зелёные воздушные шары. Сегодня всех ждёт вкусный обед. Потом интересный концерт и народное гуляние. Самые известные люди нашего города собрались на лестнице перед ратушей. По улицам гарцуют наездники из доблестной королевской гвардии. Здравствуй, прекрасный праздник! Какой чудесный день сегодня! (92)

Поздним праздничным вечером в тесной комнатке сидел старый профессор. Это был честный и серьёзный человек. Немного властный, но добрый и любезный. Он изучал звёздное небо, рассчитывал движение небесных тел. Он был известным астрономом. Сегодня профессор сидел грустный. Ни праздничный салют, ни вкусный обед, ни интересный концерт не развеселили его. Профессор пытался сделать расчёт движения открытой им кометы. Но напрасно. Чудесная наука математика изменила своему доблестному рыцарю. Листы бумаги на столе исписаны гигантскими формулами. Честное слово, профессор сделал всё, что мог. Ужасно! И тут у старого учёного появилось странное чувство. Сердце профессора радостно забилось. Чудесное озарение! Он рванулся к столу и начал яростно писать» Счастливое выражение не сходило с его лица. Формула была готова. (114)

Мама испекла вкусный капустный пирог. Вся семья радостно собралась вокруг праздничного стола. Бабушка спустилась по лестнице со второго этажа. По какому поводу праздник? Сегодня воскресный день. Чудесный вечер в тесном семейном кругу. На маме красный передник. Папа рассказывает местные новости. Интересно всё знать! А ему известно всё. С самым серьёзным видом папа так забавно шутит, что нам ужасно смешно. Наш папа тракторист. Он ездит на железном колхозном коне. Он хорошо знает все окрестности и часто водит нас гулять. После ужина мама предлагает поиграть в лото. Мы все согласны. Целый час мы играем в эту прекрасную игру. Каждый играет честно. Но уже становится поздно. Пора спать. (106)

Вчера был ненастный день. Но сегодня с самого утра небо ясное. Ласково пригревает летнее солнце. Чудесный денёк! Мы решаем залезть на гору и посмотреть местную старинную крепость. Это очень интересно! Поздним утром мы вышли из дому и зашагали по широкой тропинке по направлению к крепости. Она стоит на вершине небольшой горы и видна издалека. Возникает такое чувство, что идти до неё недолго. Но нам потребовался целый час. Вот и крепостные стены. Прекрасный вид открывается сверху! Все окрестности как на ладони. Напрасно мы не взяли видеокамеру. Залезаем на стену. Мы, доблестные защитники крепости, отражаем атаки грозного врага. Положение серьёзное и опасное. Сквозь узкие, тесные бойницы мы стреляем из арбалетов. Яростный штурм окончен. Враг бежит. (113)

Поздним воскресным утром я шагал по просёлочной дороге и пытался насвистеть один прелестный мотивчик. Но напрасно. Сегодня чудесная царица Музыка отвергала меня своей властной рукой. Свистнув последний раз, я умолк и производил звуков не больше, чем бессловесный камень. Я принялся созерцать окрестности. Местность была довольно холмистая. Вдалеке виднелись крепостные стены и красная крыша замка. Там жили когда-то доблестные рыцари и вели интересную и опасную жизнь, полную яростных битв. Теперь в замке живут их честные и серьёзные потомки. Они ходят по тесным коридорам, карабкаются по узким винтовым лестницам. Они едят вкусные обеды в парадном зале, где на стенах ещё висят железные доспехи. Та далёкая эпоха кажется этим людям ужасной и безобразной, а собственная пресная жизнь - прекрасной. (115)

Поздним утром прекрасная принцесса гуляла по берегу реки и любовалась парусными лодками. Погода была чудесной. Лёгкие облачка бежали по небесной лазури. Юный паж любезно беседовал с принцессой. На лестнице собралась группа прелестных фрейлин, Вдруг раздался ужасный плеск. Из тростника вылезло безобразное чудовище. У него гигантское зелёное тело и красные лапы с алмазными когтями. Уши чудовища похожи на капустные листы. Оно взглянуло на принцессу яростным взглядом и облизнулось. Страшилище предвидело вкусный завтрак. Чувствительная принцесса упала в обморок. Тут в воротах появился молодой наездник. Это доблестный капитан королевской гвардии. Он громко свистнул и метнул в чудовище копьё. Враг был серьёзно ранен. Он атаковал храброго бойца, но напрасно. Скоро чудовище было повержено. Берег огласился радостными криками. В королевстве объявили большой праздник. (118)