Применение норм права тгп. ТГП Билеты



Применение права (правоприменение) – это властная деятельность уполномоченных на то государственных органов и лиц по обеспечению реализации норм права их адресатами.
Основные признаки (черты) применения права
Правоприменение – это деятельность:
Властная, то есть осуществляемая по одностороннему волеизъявлению уполномоченного на то органа, лица;
Управленческая, то есть являющаяся разновидностью государственного управления;
Организационная, то есть организующая реализацию права в конкретной ситуации для конкретных лиц;
Процессуальная, то есть осуществляемая в определенных законом процессуально-процедурных формах;
Правоконкретизирующая, то есть конкретизирующая (индивидуализирующая) общее правило поведения (норму права) непосредственно к данному случаю;
Компетентная, то есть ее осуществляют только уполномоченные на то компетентные субъекты(например государственные органы, органы местного самоуправления);
Обеспечительная, то есть обеспечивающая реализацию права третьими лицами.
Стадии правоприменения
(правоприменительного процесса):
Установление фактической основы дела;
Установление юридической основы дела;
Принятие решения по делу.
На первой стадии осуществляется сбор и анализ всего достоверного фактического материала (юридически значимой информации), относящегося к данному юридическому делу, с целью установления объективной истины по этому делу.
На второй стадии дается юридическая оценка фактическому материалу данного дела на основе выбора соответствующей отрасли и нормы права, толкования ее текста, изложенного в официальном печатном издании.
На третьей стадии (завершающей, основной – иные подготовительные) по делу принимается решение (должно быть обоснованным, законным, целесообразным, справедливым) и выносится так называемый правоприменительный акт (внешне выражает решение дела), примером которого является решение или приговор суда, приказ руководителя предприятия и т.д.
Акты применения норм права: основные признаки,
понятие, виды
Акт применения права (правоприменительный акт, индивидуальный акт) – это правовой акт, содержащий персонифицированное (индивидуальное) властное предписание (веление), вынесенное уполномоченным на то субъектом в результате решения им конкретного юридического дела.
Основные признаки:
Представляет собой разновидность правовых актов;
Фиксирует принятое решение по делу;
Имеет официальное значение;
Имеет государственно-властный характер;
Принимается в установленном законом порядке;
Имеет соответствующую, установленную законом форму;
Выносится уполномоченным на то субъектом;
Содержит персонифицированное, то есть адресованное конкретному (индивидуально-определенному) лицу (лицам) предписание;
Направлен на индивидуальное регулирование общественного отношения (регулирование в индивидуальном, а не нормативном порядке);
Содержит предписание (веление), являющееся индивидуальным правилом поведения (правилом поведения индивидуального характера);
Выполняет роль юридического факта (устанавливает, изменяет, отменяет, подтверждает соответствующие права и обязанности субъектов права).
Виды правоприменительных актов:
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности применяемых норм) – конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и др.;
По субъектам принятия – акты главы государства, органов правосудия, органов прокуратуры и др.;
По юридическому значению – основные (содержат решение по юридическому делу – например, приговор, решение суда), вспомогательные (содержат предписания, подготавливающие принятие основных актов);
По форме внешнего проявления – акты-документы, акты-действия (словесные, конклюдентные);
По характеру действия во времени – акты однократного действия (например, наложение штрафа), длящиеся акты (например, назначение пенсии).
По характеру предписаний – обязывающие, запрещающие, уполномочивающие;
По функции в правовом регулировании – охранительные, регулятивные.

Правоприменение – особая форма реализации права, в которой государство еще раз (после издания нормативного правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства, в частности когда:

  • необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (например, признать гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
  • диспозиция нормы вообще не может реализована без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);
  • речь идет о реализации санкции.

Правоприменение характеризуется следующими признаками.

  • 1. Осуществляется особым субъектом – специально уполномоченным государственным органом (должностным лицом). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства).
  • 2. Носит государственно-властный характер.
  • 3. Является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний, в которых поименно определяются субъекты, конкретизируются их права и обязанности.
  • 4. Выступает формой управленческой деятельности государства.
  • 5. Осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В праве имеются целые процедурные отрасли – гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право.
  • 6. Представляет собой особую стадию в процессе реализации юридических норм, поскольку акты применения права в итоге все равно реализуются в ординарных (обычных) формах реализации права – использования, исполнения и соблюдения, которые в этом смысле являются универсальными формами.
  • 7. Представляет собой сложный, стадийный процесс, распадается на ряд стадий.
  • 8. Носит творческий характер. Правоприменение не является механическим актом подведения частного случая под общее правило. Жизненные ситуации очень разнообразны, и со стороны правоприменителя всегда требуется приложение значительных интеллектуальных усилий для правильного (законного и обоснованного) разрешения юридического дела.
  • 9. Его результаты оформляются индивидуальным юридическим актом – актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Стадии применения права

Применение права как определенный процесс распадается на ряд стадий . В качестве основных можно выделить три стадии:

  • 1) установление фактических обстоятельств дела;
  • 2) формирование юридической основы дела (выбор и анализ норм права);
  • 3) решение юридического дела.

Первые две стадии являются подготовительными и разделяются весьма условно. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической (к нормам права), постепенно формируя и ту, и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие, "реальные" стадии и указаны.

Первая стадия (формирования фактической основы) протекает как процесс, во время которого доказывается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает следующие правоприменительные действия:

  • 1) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
  • 2) проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);
  • 3) проверку правильности текста нормативного правового акта ("низшая" критика);
  • 4) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. На этой стадии дается юридическая квалификация обстоятельств дела в виде индивидуально-конкретного предписания. Здесь же происходит его оформление, принимается правоприменительный акт. Эту стадию можно считать основной стадией процесса применения норм права: две предыдущие по отношению к ней носят подготовительный характер.

Акты применения права

По результатам правоприменения выносится акт применения права официальный акт-документ компетентного органа , содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты-документы можно поделить на три группы – нормативные, индивидуальные и интерпретационные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативными правовыми актами:

  • 1) представляют собой письменные акты-документы;
  • 2) исходят от государства;
  • 3) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

В то же время они существенно различаются: нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера (нормы права), а правоприменительные – индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Нормативные акты действуют продолжительное время, иногда целые десятилетия и века, рассчитаны на широкий круг лиц, на многократное применение содержащихся в них правил. Акты применения права относятся лишь к указанным в них лицам, издаются для решения отдельно взятого случая и тем исчерпывают свое назначение. Примером соотношения нормативного правового акта и акта применения права в уголовном праве является соотношение уголовного кодекса (нормативный правовой акт) и приговора суда (правоприменительный акт), в гражданском праве – гражданского кодекса и решения суда по конкретному делу.

Виды применения права

Правоприменение бывает двух видов – позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии. Иными словами, позитивное применение – это применение диспозиций правовых норм (регулятивных норм).

Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций (т.е. охранительных норм) в случае нарушения диспозиций норм права.

Таким образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное – может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

  • Под "стадией" понимают отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

Применение норм права - это властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально - определенных лиц. Признаки правоприменения, отличающие его от других форм реализации права: властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, а также негосударственных субъектов правоприменения; индивидуализация предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации; деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах; деятельность по вынесению индивидуально - конкретных актов применения норм права.

Основания (необходимость) правоприменения: когда субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть без властной деятельности компетентных органов государства; когда имеются определенные препятствия для использования субъективного права или нет добровольного исполнения юридической обязанности; когда в соответствии с предписаниями правовых норм необходимо применять юридические санкции; когда необходимо установить наличие либо отсутствие юридических фактов.

Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака). Это основной вид организации исполнения велений права. Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

В юридической литературе выделяют 4 стадии правоприменения: установление фактической основы дела; стадия юридической квалификации; принятие решения по делу; исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.

На стадии установления фактической основы дела исследуют факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Установление фактических обстоятельств происходит с помощью юридических доказательств.

Стадия установления юридической основы дела или юридической квалификации направлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Начало стадии состоит в выборе нормы, подлежащей применению. Основное внимание уделяется анализу официального текста нормативного акта, его дополнениям и изменениям, толкованию нормы.

Стадия принятия решения одна из основных. Именно на этой стадии осуществляется собственно правоприменение. Все предшествующие стадии ведут подготовку к данной стадии. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер.

Акт применения права – официальное решение компетентного субъекта по конкретному юридическому делу, содержащее властное веление и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений. Признаки акта применения права: решение компетентного органа, должностного лица по конкретному делу; обращены к конкретному лицу (индивидуализированы); направлены на реализацию требований норм права; содержат обязательное для исполнения властное веление и обеспечиваются государственным принуждением; являются либо юридическими фактами, либо обеспечивают их возникновение; выносятся как в документальной, так и в иных формах.

46. Пробелы в праве

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие нормы права, необходимой для урегулирование общественных отношений правового характера.

Причины пробела:

· Сознательное умолчание законодателя по соответствующему вопросу или отнесенное на усмотрение правоприменителя (поскольку по аналогии можно вынести решение)

· Отставание законодательства от развития общества

· Недостаточная проработанность концепции закона

· Нарушение правил юридической техники

Способы преодоления пробелов:

· Правотворчество

· Применение права по аналогии.

Аналогия – определенное сходство между различными предметами или явлениями. Аналогия как способ преодоления пробелов в праве – это разрешение случая прямо не урегулированного законодательством, но находящегося в сфере правового регулирования путем применения правовых норм, регулирующих сходные отношения (аналогия закона) или на основе общих начал и смысла законодательства (аналогия права). Возможность применения юридических норм по аналогии обусловлено объективными свойствами права и его социальной природой:

· Нормы, входящие в право выражают единую государственную волю

· Право – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных норм

· Субсидиарное применение права (заимствование из соседней нормы (гражданские нормы к семейным отношениям))

Требование к использованию аналогии права

· Применение аналогии недопустимо, если она пряма не допустима законом (уголовная и административная отрасли)

· Принятие решения об использовании института аналогии возможно лишь в случае полного отсутствия нормы права

· Использование аналогии возможно в том случае, когда наиболее существенные признаки не урегулированного правом общественного отношения имеют сходство с отношениями регламентированными нормами права

· Вынесенное с использованием института аналогии решения не должно противоречить положению действующего законодательства

· В процессе принятия решения по аналогии сначала осуществляется поиск необходимой нормы в НПА в той же отрасли права, затем в иных отраслях права и только после этого возможно обращение к общим принципам права.

47. акты применения права

Акты применения права – официальное решение компетентного субъекта по конкретному юридическому делу, содержащее властное веление и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений, например – приказ ректора о зачислении студента в ВУЗ, приговор суда, распорядительная виза на документах. (2) АПП – это внешне объективированное проявление индивидуально конкретного государственно-властного предписания, вынесенного компетентным органом в итоге решения юридического дела. Признаки акта применения права:

1. Это властный документ принимаемый и обеспечиваемый компетентными органами

2. Решение компетентного органа по конкретному делу

3. Содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми кому оно адресовано

4. Акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, имеет персонифицированный характер

5. Должен следовать принципу законности, т.е создается на основе действующего акта законодательства

6. Рассчитан на однократное применение

7. Должен быть внешне объективирован

Большинство актов применения права объективируются в форме письменных документов и имеют определенные реквизиты. По структуре акты могут состоять:

1. Из четырех частей (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная) – приговор или решение суда

2. Акты состоящие из трех частей – вводная, описательная, резолютивная) – протокол об административном правонарушении.

3. Акты состоящие из двух частей – вводная и резолютивная – лицензия на занятие предпринимательской деятельностью

Значение правоприменительного акта раскрывается в выполнении следующих функций:

1. Индивидуализации правового регулирования, это средство конкретизации норм права

2. Функция юридического факта влекущего возникновение, изменение или прекращение конкретного правоотношения

3. С помощью правоприменительных актов обеспечивается реализация субъективных прав в случае возникновения каких либо препятствий

Виды актов применения права:

1. По субъектам правоприменения:

a. Акты органов законодательной власти – постановление госдумы

b. Акты органов исполнительной власти – решение правительства области о вручении грамоты

c. Акты органов правосудия – приговор суда, решение суда

d. Акты органов местного самоуправления – распоряжение мэра

e. Локальные акты- приказ о приеме на работу

2. По предмету правового регулирования:

a. Конституционно-правовые

b. Гражданско-правовые

c. Уголовно-правовые

d. Административно-правовые

3. По функциям права:

a. Регулятивная (государственное регулирование позитивного развития общественных отношений – приказ о повышении по службе)

b. Охранительная – охрана общественных отношений от противоправных деяний – постановление о ВУД

4. По цели:

a. Правоустанавливающие

b. Правоохранительные

5. По характеру решения:

a. Запрещающие – подписка о невыезде

b. Обязывающие – повестка в суд

c. Управомачивающие – заключение сделки

d. Удостоверительные – регистрация брака

6. По способу приняти:

a. Принятые коллегиально

b. Принятые единолично

7. По времени действия:

a. Акты однократного действия – наложение штрафов

b. Длящиеся акты применения права – решение о назначении пенсии

8. По наименованию:

a. Приказы

b. Постановления

c. Указания

d. Протоколы

e. Приговоры

f. Решения

g. Предписания

h. Представления

i. Предупреждения

j. Разрешения

9. В зависимости от формы регулятивного воздействия:

a. Исполнительные – направлены на организацию исполнения, содержащиеся в норме правопредписаний применительно к конкретному лицу или случаю – приказ о присвоении воинского звания – они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением

b. Правоохранительные – предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений, они издаются в связи с предупреждением правонарушения в профилактических целях – подписка о невыезде, либо в связи с совершением правонарушения – приговор суда

10. По структуре изложения:

a. Простые – приказ о приеме на работу

b. Сложные – протокол об адм правонарушении

11. По форме внешнего выражения:

a. Письменные и устные. Штраф за неправильную парковку и замечание.

b. Акты действия подразделяются на 2 вида: словесные (устное распоряжение), конклюдентные (сочетание определенных действий, движений, звуковые сигналы ясно показывающие намерение применить норму права, если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность – звуковые сигналы на машине. Жезл регулировщика.

Коллизии в праве.

Юридическая коллизия это обусловленное объективными и субъективными факторами общественного развития расхождение или противоречие между нормами права порождающее трудности в процессе правореализации. Признаки юр коллизий:

Обусловлены процессами общественного развития со свойственными им противоречиями

Выражаются в противоречии между различными правовыми формами одних и тех же общественных отношений

Существуют только тогда, когда одно общественное отношение регулируется несколькими правовыми нормами

Создают определенные трудности в процессе реализации субъектами своих прав и обязанностей.

Причины появления коллизий:

Объективные – динамизм изменчивость и противоречивость общественных отношений

Субъективные – 1. Непродуманность нормотворческого процесса. 2. Неупорядоченность правового материала – неполная его систематизация. 3. Отсутствие должной правовой культуры и опыта в работе учреждений, должностных лиц, соответствующих органов.

Виды коллизий:

Между конституцией и иными НПА – коллизия разрешается в пользу конституции

Между законами и подзаконными актами (правила) – разрешаются в пользу актов высшей юр силы.

Между общефедеральными актами и актами субъектов РФ – разрешаются по предмету ведения – ст 176 конституции,если акт субъекта федерации принят по вопросам исключиельного ведения федарации или совместного ведения федерации и её субъекта то применяется общефедераьный акт; если акт субъекта принят по вопросам исключительного ведения субъекта – то применяется акт субъекта

Между актами одного и того же органа, Изданных в разное время – будем руководствоваться позже принятым актом\

Между актами принятыми разными органами – здесь действует правило по юр силе акта

Между общими и специальными актами – 1. Если принят одним органом –то прим-ся спец акт, 2. Если принят разными органами – то прим-ся общий акт.

Иные способы разрешения коллизий:

Правотворчество

Судебный порядок коллизионной ситуации

Судебное толкование

Систематизация законодательства

Обжалование актов должностных лиц в судебном или административном порядке

Согласительно-примирительные процедуры

Предварительные юр экспертизы актов

Международные процедуры

49. Толкование права.Толкование по объему.

– это единый процесс познания смысла правовой нормы состоящий из уяснения юридической нормы и её разъяснения. (2) это индивидуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых норм в целях их эффективной реализации.

Толкование уяснения это внутренний мыслительный процесс не выходящий за рамки сознания самого интерпритатора. Толкование разъяснения это деятельность которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла нормы права другим участникам отношений.

Необходимость толкования норм права:

Норма права носит общий характер, а применение её необходимо в конкретной жизненной ситуации по отношению к конкретным лицам

Правовые нормы содержат много новых специальных терминов приемов оценочных категорий, понятий естественных наук

Несовершенство использования законодательной техники, отсутствие точного языка НПАктов в связи с чем законодателю не всегда удается добиться предельно четкой формы изложения волевых предписаний, точности, недвусмысленности формулировок, доступности их восприятия.

Объективным фактором предопределяющим необходимость разъяснения является системность права. Применяя какую ибо норму права необходимо учитывать её связь с другими нормами права

Значение процесса толкования норм права.

1.это важное условие эффективной реализации норм права

2. обеспечивает правильное и единообразное понимание применяемых норм права на всей территории страны

3. способствует устранению пробелов и коллизий в действующем законодательстве

4. неправильное истолкование нормы права является грубым нарушением законности и достаточным основанием для отмены или изменения вынесенного решения.

виды толкования по объему

Объем толкования это результат соотношения буквального текста и действительного содержания юридической нормы.

По объему выделяют три вида толкования:

Буквальное (адекватное) – это толкование при котором смысл и словесное содержание совпадают. Ст. 41 СК РФ

Ограничительное – словесное содержание нормы права шире её подлинного смысла – дети совершеннолетние, родители нетрудоспособные и тд

Распространительное – словесное содержание нормы права уже её истинного смысла, ст. 120 Конституции РФ – есть судейская практика + подзаконные акты которыми в своей практике судьи должны руководствоваться.

50 СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА

Что такое толкование права - …

Способы толкования нормы права это совокупность приемов правил базирующихся на знании какой либо отраслевой науки, используемых для раскрытия содержания правовой нормы с целью её практической реализации.

1. Филологический (грамматический) –прежде чем применить норму права интерпретатор должен ознакомиться с её содержанием. суть способа заключается в грамматико-синтаксической проработке документа, в анализе слов, предложений и их формулировки. Этот способ включает в себя лексическое и грамматическое толкование.

Лексическое толкование заключается в уяснении словарных значений отдельных слов, содержащихся в НПА. Юридической наукой разработаны правила лексического толкования их три:

Словам и выражениям следует придавать то значение, которое они имеют в соответствующем языке.

Если законодатель сам определил значение термина, то именно в этом смысле его следует употреблять

Значение термина установленное законодателем для конкретной отрасли права нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли.

Грамматическое толкование включает в семя морфологическое, т.е. состав слова и синтаксическое (сочетание слов)

2. Систематический способ – основан на структурированности правовых текстов смысл статьи правового акта может быть иногда раскрыт только после обращения к другим статьям. Систематический способ используется при сравнении общих и специальных норм

3. Логический способ – использование логических приемов для уяснения смысла НПАктов. Применяя данный способ толкования интерпритатор основывается на правилах формальной логики включающей в себя следующие приемы:

a. Умозаключение степени

b. Выводы по аналогии

c. Выводы из понятий

d. Преобразование предложения

e. Доказательства от противоположного

Пример использование вывода по аналогии необходимо при толковании норм с незаконченным перечнем, т.е когда используются обороты «и другие» и «и так далее» и «в иных случаях».

4. Историко-правовой способ помогает установлению смысла нормы права исходя из условий её возникновения, помогает выявить правовые нормы, которые формально не отменены, но уже не действуют

Суть историко-правового метода в том что для уяснения воли законодателя содержащейся в нормативном предписании можно обратиться к первоначальному законопроекту, к последовательному ходу его изменения, к прениям в ходе его обсуждения. Данные материалы могут объяснить как сложилось то или иное определение нормативного акта к чему стремился его создатель внося изменения в первоначальные формулировки проекта.

51/ виды толкования права по субъектам

Толкование уяснения и толкования разъяснения субъекты толкования.

Толкование по субъекту делится на 2 группы:

Официальное (дается уполномоченным на то субъектом содержится в специальном акте, влечет юридические последствия и является обязательным для адресата; офиц толкованием в РФ могут заниматься только определенные законодательством государственные органы, к ним относятся судебные органы, правительство РФ, генеральный прокурор РФ; классификация – виды офиц толкования:

1. аутентическое толкование – это разъяснение нормы права органом ранее её установившим, оно логически вытекает из компетенции органа издавшего нору права, издав правовой акт правотворческий орган вправе дать ему необходимые разъяснения, например госудума РФ.

2. легальное толкование – дается органом получившим на это специальные полномочия, здесь дается разъяснение нормы права органом не являющимся её создателем; круг органов осуществляющих легальное толкование определен законодательством и достаточно широк, особое значение имеют акты толкования норм Конституции РФ, содержащихся в решениях Конституционного суда (пример: согласно ст 106 ФКЗ «О конституционном суде РФ» толкование Конституции РФ данное конституционным судом является обязательным для всех представительных исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, должностных лиц, граждан и их объединений и носит официальный характер.

3. казуальное толкование (казус – случай) – это разъяснение правовой нормы обязательное только для конкретного случая (он же казус) казуальное толкование дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела, имеет отношение к определенным лицам и не обладает общеобязательными свойствами. Цель данного вида толкования это правильное юридическое разрешение определенной жизненной ситуации, установление конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Применяется при рассмотрении судебными органами уголовных и гражданских дел.

Неофициальное (может быть в двух формах:

1. устная – может разъясняться норма права судьей, адвокатом, прокурором

2. письменная – может быть в периодической печати, в комментариях к закону

Неофициальное толкование не имеет обязательного характера и отличительным признаком является произвольность его формы.

Есть три вида:

Доктринальное – дается учеными, юристами-практиками, специалистами в узкой сфере законодательства, научно-исследовательскими учреждениями в статьях, монографиях, выводы и результаты доктринального толкования могут учитываться законодателем при разработке НПА, некоторые предложения ученых на сегодня реализованы в практике российского законодательства и содержатся, например в жилищном, гражданском кодексах, а высшие судебные инстанции, например Конституционный суд РФ привлекают в качестве экспертов ученых –правоведов, специалистов в узкой сфере законодательства, чье мнение учитывается при разрешении судебных дел, связанных с применением гражданского, налогового законодательства.

Профессиональное – реализуется в интерпритационной деятельности субъектов имеющих юридическую подготовку, обладающих высоким уровнем знаний в сфере права в компетенцию которых не входит правомочие официального толкования (судьи, адвокаты, прокуроры, юрисконсульты). Виды толкования и формы толкования могут быть различными: например консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству представительство в суде, проверка на соответствие законодательству, проектов документов правового характера (приказов, инструкций, договоров). Чем отличается от легального - здесь нет официальной компетенции, а толкуют в силу своей компетенции.

Обыденное – толкование Бабы Мани – это уяснение и разъяснение содержания нормы права, осуществляемое любым человеком, не имеющим специальных юридических знаний. Два отличительных признака: 1. Толкованию подвергаются любые правовые нормы, связанные с реализацией конкретных прав и юридических обязанностей субъекта, а истинность результата этого толкования зависит от уровня правовой культуры интерпритатора.2. результат толкования может разъясняться как в устной форме (например- разъяснение соседу его прав и обязанностей, возникших на основании договора купли-продажи) и в письменной форме (например обращение в государственный орган с заявлением о восстановлении нарушенного права).

ПРАВООТНОШЕНИЕ

Правоотношение - это охраняемое государством общественное отношение, возникающее вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.

Признаки правоотношения:

1) разновидность общественных отношений;

2) оно возникает на основе норм права;

3) это волевое отношение сторон;

4) сторонами правоотношения могут быть только лица, обладающие качествами субъекта права (правосубъектностью);

5) участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями;

6) способом его обеспечения является государственное принуждение.

Виды правоотношений :

1. По предмету правового регулирования:

Конституционно-правовые;

Административно-правовые;

Уголовно-правовые;

Гражданско-правовые;

Эколого-правовые и т.д.

2. По функциям права:

Регулятивные;

Охранительные.

3. По способу индивидуализации субъектов в конкретных правоотношениях:

Относительные;

Абсолютные.

4. По количеству субъектов:

Двусторонние;

Многосторонние.

5. По продолжительности действия:

· кратковременные;

· долговременные.

Структура правоотношения

Субъект

Субъективное право

Юридическая обязанность

Виды субъектов правоотношений:

1. Индивиды (физические лица) - граждане государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

2. Коллективы (юридические лица) - государственные и негосударственные организации, государство в целом, социальные общности.

Меры участия субъектов в правовых отношениях определяются их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности; признается в равной мере за всеми гражданами; возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Право иметь имущество на праве собственности;

Право наследовать и завещать имущество;

Право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью;

Право создавать юридические лица;

Право совершать любые, не противоречащие закону, сделки и участвовать в обязательствах;

Право избирать место жительства;

Иметь имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность - способность индивида лично своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и исполнять обязанности.

По общему правилу возникает в полном объеме с 18 лет.

Полная:

1. По достижении 18-летнего возраста (ч.1 ст.21 ГК РФ).

2. В случае вступления в брак до 18-летнего возраста (ч.2 с.21 ГК РФ).

3. Эмансипация (объявление гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, занимающегося предпринимательской деятельностью или работающего по трудовому договору, полностью дееспособным (ст.27 ГК РФ).

Частичная:

1. Дееспособность малолетних от 6 до 14 лет (ст.28 ГК РФ).

2. Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет (ст.26 ГК РФ).

Ограниченная дееспособность гражданина, ограниченная в судебном порядке (ст.30 ГК РФ) (хронические алкоголики, наркоманы).

Деликтоспособность - способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Сделкоспособность – способность лица совершать гражданско-правовые сделки.

Взятая в единстве правоспособность, дееспособность именуется правосубъектностью.

Правосубъектность применительно к государству, организации характеризует компетенция - совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций.

Объекты правоотношений (плюралистический подход) – это реальное благо, на достижение которого направлена реализация прав и обязанностей участников правоотношения.

Виды объектов правоотношений:

1) предметы материального мира;

2) продукты духовного творчества;

3) личные неимущественные блага;

4) фактическое поведение участников правоотношений;

5) результаты поведения участников правоотношений.

Стадии правоприменения

Применение норм права как вид юридической деятельности состоит из стадий - совокупности процедурных действий, совершаемых в процессе правоприменения и объединены определенной промежуточной целью.

Первой стадией является установление фактических обстоятельств дела. В ходе этой стадии уполномоченные субъекты устанавливают факты и обстоятельства, имеющие юридическое значение и связаны с решением дела по существу. Эти факты и обстоятельства оказываются с помощью доказательств, полученных в установленных законом формах и порядке: показаний свидетелей, протоколов осмотра места происшествия, заключения экспертов, других документов и тому подобное. Целью первой стадии правоприменения является достижение фактической объективной истины.

Второй стадией является установление юридических обстоятельств дела, которое охватывает действия по определению правовой нормы, соответствует обстоятельствам, установленным на первой стадии, и подлежит применению. На этой стадии проверяется юридическая сила нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также устанавливается и уточняется содержание нормы посредством толкования.

Кроме того, в некоторых сложных случаях правоприменения на этой стадии могут происходить дополнительные действия, направленные на преодоление недостатков правового регулирования (пробелов и коллизий в законодательстве).

Все эти действия объединены задачей правильной правовой квалификации установленных фактических обстоятельств. Правовая квалификация представляет собой юридическое оценки всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения конкретного случая в сферу действия определенных норм права, предусматривает определение области и института права, а также установление нормы, распространяется на этот случай.

Третья стадия правоприменения охватывает принятия решения по делу. Такое решение должно соответствовать фактическим обстоятельствам и основываться на нормах права. Оно закрепляется в правоприменительных актах, которые оформляются уполномоченными на это субъектами, доводятся до сведения заинтересованных сторон и вступают в законную силу.

Принципы применения норм права

Принципы применения норм права - это основные требования, предъявляемые к правоприменительной деятельности и ее результатов.

К этим принципам относятся, в частности, следующие:

1. Справедливость, которая подчеркивает беспристрастности и последовательности при применении права. Беспристрастность требует беспристрастности, то есть рассмотрения спорных случаев, несмотря на человека. В свою очередь последовательность в применении права создает предсказуемость, отрицает произвол при рассмотрении дел.

2. Пропорциональность, которая требует принятия решения, в котором был бы соблюден необходимый баланс между неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов лица и целями, на достижение которых направлено это решение.

3. Правовая определенность, которая, в частности, выдвигает требования понятности, непротиворечивости, полноты, окончательности и исполнимости правоприменительных актов.

4. Законность, которая означает, что правоприменительные решения должно приниматься уполномоченным на это субъектом в пределах его компетенции; правоприменения должно осуществляться в порядке и формах, предусмотренных процессуальными нормами права; правоприменительные органы обязаны правильно выбирать нормы материального права, надлежащим образом их толковать и принимать решения в соответствии с предписаниями этих норм.

5. Обоснованность, которая означает, что принятие правоприменительного решения должно базироваться на всестороннем и полном исследовании всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и должно быть обеспечено должным, проверенной и убедительной аргументацией.

6. Целесообразность, которая заключается в обязанности субъекта правоприменения выбирать именно то решение, которое является наиболее благоприятным для достижения целей и реализации задач соответствующей нормы права, лучше учитывает специфику конкретной жизненной ситуации.

7. Добросовестность, которая отражает требование добросовестного и честного использования субъектом правоприменения предоставленных ему полномочий и выполнения возложенных на него обязанностей.

8. Разумность, которая обязывает субъекта правоприменения принимать решения, которые бы соответствовали здравому смыслу.

9. Своевременность, которая определяет обязанность применять нормы права в течение разумного срока, без неоправданных задержек, в кратчайшие сроки, достаточный для получения обоснованного результата.

Акты правоприменения и их виды

Акт правоприменения - это правовой акт, в котором закрепляется индивидуальное решение субъекта правоприменения в конкретном деле.

Акт правоприменения характеризуется следующими признаками:

1) является одним из видов правовых актов, направленных на индивидуально правовое регулирование общественных отношений, обеспечения реализации норм права, конкретизацию правовых требований в отношении определенных жизненных ситуаций. Закрепляя индивидуально-правовое решение, фиксируя результат применения норм права, он представляет собой внешнюю форму правоприменительной практики;

2) в отличие от нормативно-правового акта имеет персонифицированный характер, то есть подходит конкретным лицам, определяет их субъективные права и обязанности, а также исчерпывается выполнением (хотя правовые состояния, порождаемые им, могут иметь длительный характер, например, такие последствия имеет решение о назначении пенсии)

3) выдается уполномоченными на это субъектами (субъектами правоприменения) по установленной законом процедуре;

4) письменный документ имеет определенный вид (постановление, указ, приказ, распоряжение и т.п.), собственные реквизиты (название акта, номер, дата, место принятия, указание на субъекта, его утвердил, подпись и должность лица, подписавшего акт), а также структуру (в классическом варианте - вступительная, описательная, мотивировочная и резолютивная части).

Классификация правоприменительных актов осуществляется по различным основаниям:

1) по субъектам принятия они делятся на акты органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, акты главы государства, акт органов местного самоуправления;

2) по юридической форме выделяют указы, постановления, распоряжения, приказы, постановления, представления, предписания, приговоры, решения и др.;

3) по юридическому значению их разделяют на акты, которые содержат окончательное решение в юридическом деле (приговор суда, указ о награждении), и вспомогательные акты, обеспечивающие принятие основных актов (постановление суда об отложении рассмотрения дела)

4) по характеру юридических последствий выделяют акты, устанавливающие, изменяющие прекращают, констатируют или восстанавливают права и обязанности.

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия; это - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты . Именно поэтому рядовые не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, волокиту, тем более - вымогательство и взятки.

Характерные признаки применения права:

    1. это - властно-императивная форма реализации права;
    2. осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;
    3. носит процессуально-процедурный характер;
    4. состоит из ряда последовательных стадий;
    5. имеет под собой соответствующие юридические основания;
    6. связано с вынесением правоприменительных актов;
    7. является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;
    8. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

    • при совершении правонарушения (для привлечения правонарушителя к ответственности);
    • при неисполнении обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);
    • при появлении препятствия для реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);
    • при возникновении спора о праве (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);
    • при контроле юридически значимых действии в силу их особой важности со стороны государства (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);
    • когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);
    • когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату ).

Основные стадии процесса применения норм права

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий:

    1. установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
    2. выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
    3. проверка юридической силы и выбранной нормы;
    4. вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
    5. контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу . Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий, руководствуясь следующей формулой:

что - где - когда - кто - как - почему

(осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Только тогда можно получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен , то какой - прямой или косвенный (эвентуальный). тоже бывает двух видов - самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы , ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта , доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть:

    • справедливым,
    • законным,
    • обоснованным,
    • своевременным,
    • гласным.

Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).