Презентация на тему "медицинская реабилитация". Развитие реабилитации в россии Медицинская реабилитация презентация


Подобные документы

    Медицинская реабилитация и восстановительное лечение в Российской Федерации. Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями. Анкетирование больных для оценки состояния их здоровья.

    курсовая работа, добавлен 25.11.2011

    Характеристика повреждений верхних конечностей. Особенности применения лечебной физкультуры. Основные периоды медицинской реабилитации как комплекса лечебных и профилактических мероприятий. Лечебная гимнастика при вывихах и переломах верхних конечностей.

    Задачи, цели и этапы реабилитации. Методы восстановления физиологической активности человека. Упражнения с использованием аппаратов и тренажеров. Виды лечебного массажа. Методики воздействия на акупунктурные точки. Значение занятий в вертикализаторах.

    презентация, добавлен 27.03.2016

    Определение вегетативно-сосудистой и нейроциркулярной дистонии. Особенности их лечения. Исследование воздействия различных средств физической реабилитации на функциональное состояние больных НЦД. Комплекс упражнений. Периоды физической реабилитации.

    реферат, добавлен 05.12.2009

    Понятие инвалидности и ее причины. Задачи и организация деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, порядок ее проведения. Процесс реабилитации инвалидов и решение проблем инвалидности в Российской Федерации.

    курсовая работа, добавлен 07.12.2008

    Организация медико-социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами. Реабилитация пожилых людей и инвалидов. Исследования медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста. Особенности работы медицинской сестры в медико-социальном отделении.

    курсовая работа, добавлен 16.09.2011

    Некоторые аспекты реабилитации инвалидов. Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью. Реабилитация при дефектах зрения, слуха и нижних конечностей. Методика обучения инвалидов двигательным действиям и формирование двигательных навыков.

    реферат, добавлен 09.04.2010

    Рассмотрение разнообразных упражнений лечебно-физкультурного комплекса, способствующих физической реабилитации женщины в послеродовом периоде. Выявление положительного воздействия восстановительного массажа на организм роженицы в пуэрперальном периоде.

    контрольная работа, добавлен 11.05.2011

    История возникновения и развития лечебно-физической культуры. Пожилые люди как объект социальной работы. Место и значение лечебной физической культуры в системе современной реабилитации. Разработка системы контроля за состоянием здоровья пожилых людей.

    курсовая работа, добавлен 21.12.2009

    Комплекс факторов санаторно-курортного лечения: климат, природные условия и ландшафт, минеральные воды, лечебные грязи, выключение больного из привычных условий. Методы санаторной реабилитации, способы их использования. Показания для курортной терапии.

Cлайд 1

Cлайд 2

Кровообращение является одной из наиболее совершенных систем человеческого организма. Совершенство структуры и функции сердечно-сосудистой системы определяет роль, которую она играет в жизни человека, снабжая все органы и ткани питанием и кислородом. Как известно, сердечно-сосудистая система состоит из сердца, сосудов (артериальных и венозных) и нервных центров, управляющих регуляцией кровообращения в целом.

Cлайд 3

Сердце представляет мышечный полый орган, подразделяющийся на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Сердце выполняет насосную функцию. Благодаря своим синхронным сокращениям, оно двигает жидкость (кровь) по трубам (сосудам).

Cлайд 4

Одной из причин увеличения количества заболеваний сердечно-сосудистой системы является снижение двигательной активности современного человека. Поэтому для предупреждения этих болезней необходимы регулярные занятия физкультурой, включение в режим дня различной мышечной деятельности.

Cлайд 5

Боли при заболеваниях сердца локализуются за грудиной, в области верхушки или по всей проекции сердца. Наиболее частой причиной болей является острая ишемия (недостаточность кровообращения) сердца

Cлайд 6

При многих заболеваниях сердечно-сосудистой системы ограничивается двигательный режим больного.

Cлайд 7

Диета ограничивает употребление соли, жидкости, продуктов, которые возбуждают деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, продуктов, которые раздражают почки (алкогольные напитки, крепкий чай, кофе, острое, солёное, приправы). Принимать пищу нужно регулярно, малыми порциями. Режим питания - пятиразовый. Последний раз принимаем пищу за три часа до сна. Диетотерапия

Cлайд 8

Задачи ЛФК: стимулировать нейрогуморальные регуляторные механизмы для восстановления нормальных сосудистых реакций при мышечной работе и улучшить функцию сердечно-сосудистой системы, активизировать обмен веществ (борьба с атеросклеротическим процессом), улучшить эмоционально-психическое состояние, обеспечить адаптацию к физическим нагрузкам.

Cлайд 9

Стенокардия - клиническая форма ишемической болезни, при которой возникают приступы внезапной боли в груди

Cлайд 10

Больные I функционального класса занимаются по программе тренирующего режима. Тренировка в дозированной ходьбе начинается с прохождения 5 км, дистанция постепенно увеличивается и доводится до 8-10 км при скорости ходьбы 4-5 км/час. проводятся занятия в бассейне, длительность их постепенно увеличивается с 30 до 45-60 мин. Используются также подвижные и спортивные игры (волейбол, настольный теннис и др.).

Cлайд 11

Больные II функционального класса занимаются по программе щадяще-тренирующего режима. Дозированная ходьба начинается с дистанции в 3 км и постепенно доводится до 5-6. При занятиях в бассейне постепенно увеличивается время нахождения в воде, а продолжительность всего занятия доводится до 30-45 мин. Прогулки на лыжах осуществляются в медленном темпе.

Cлайд 12

Больные III функционального класса занимаются по программе щадящего режима санатория. Тренировка в дозированной ходьбе начинается с дистанции 500 м, ежедневно увеличивается на 200-500 м и постепенно доводится до 3 км со скоростью 2-3 км/час. При плавании используется брасс, производится обучение правильному дыханию с удлинением выдоха в воду.

Cлайд 13

Массаж Массаж спины Массаж затылка и задней поверхности шеи Массаж на груди Массаж верхних и нижних конечностей

Cлайд 14

Физическая реабилитация больных после инфаркта миокарда Стационарный (больничный). Лечебная гимнастика, дозированная ходьба, ходьба по лестнице, массаж

Cлайд 15

Послебольничный (реадаптация) Лечебная гимнастика. Дозированная хольба, ходьба по лестнице. Занятия на тренажерах общего действия (велотренажер и др) Элементы спортивно-прикладных упражнений и игр. Массаж. Трудотерапия

Cлайд 16

Поддерживающий (реабилитация, в том числе восстановление трудоспособности) Физкультурно-оздоровительные формы гимнастических упражнений, спортивно-прикладные и игровые. Трудотерапия

Cлайд 17

Массаж Первую процедуру общего массажа проводят в 1-й день, а затем повторяют 1–2 раза в сутки в течение 5–15 дней. Массаж спины проводят в положении больного на правом боку, при этом врач (или массажист) левой рукой поддерживает больного за левую руку, а правой рукой выполняет массаж спины (растирание, ординарное разминание, поглаживание).

Cлайд 18

Гипертоническая болезнь - это хроническое заболевание, поражающее различные системы организма, характеризующееся повышением артериального давления выше нормы

Cлайд 19

С I стадией: занятия лечебной гимнастикой Лечебная гимнастика проводится групповым способом в исходных положениях: лежа, сидя и стоя. Используются упражнения для всех мышечных групп, темп выполнения средний, продолжительность занятий 25-30 мин.

Cлайд 20

Со II стадией массаж и самомассаж, особенно воротниковой зоны. дозированная ходьба, плавание, умеренная велоэргометрическая нагрузка, терренкур, игры, аутогенная тренировка.

Re habilis – восстановление способности. «приспособить снова» – лат. Ст. 40 323 ФЗ – медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение. 21.11.11

Лечение
– устранение причины
(этиопатогенетические мероприятия).
Реабилитация – восстановление функции.
МР – медико-социальные мероприятия.

Цели медицинской реабилитации

Сохранение,
укрепление здоровья
Реализация потенциала здоровья, ведение
активной социальной, производственной
жизни
Снижение преждевременной смертности,
заболеваемости, инвалидизации
Увеличение продолжительности жизни,
повышение качества жизни

Задачи медицинской реабилитации

Реактивация
(восстановление функции)
Ресоциализация
Реинтеграция (восстановление
социального и психостатуса)
РЕАБИЛИТАНТ – человек, которому показаны
реабилитационные мероприятия.

Уровни реабилитации

Донозологический
(профилактика развития
нозологии).
Постнозологический (мероприятия на
исходе болезни в период обострения или
при хроническом течении).
Компенсационный (профилактика
декомпенсации при инвалидности
(усиление степени нетрудоспособности),
укрепление резервных возможностей).

МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
Физические методы реабилитации
Механические методы реабилитации (механотерапия,
кинезотерапия).
Массаж
Традиционные методы лечения (фитотерапия,
мануальная терапия, трудотерапия)
Психотерапия
Логопедическая помощь
Лечебная физкультура
Реконструктивная терапия
Протезно-ортопедическая помощь (протезы, ортезы,
ортопедическая обувь)
Санаторно-курортное лечение
Технические средства реабилитации
Информирование и консультирование по вопросам
медицинской реабилитации

Современные реабилитационные технологии

Костюм «Адели»

Аспекты реабилитации

Медицинский
Физический
(основной)
Психологический
Профессиональный
Социально-экономический
Педагогический

Медицинский аспект

Решает лечебные, лечебно-диагностические,
лечебно-профилактические вопросы.
Цель: устранение угрозы жизни,
предупреждение осложнений, обострений,
инвалидизации.
Задачи: восстановление, смягчение,
стабилизации дефектной функции,
психического статуса, функциональных
резервов, повышение саногенетических
возможностей, приспособление больного к
новым условиям в рамках болезни!

Физический аспект

включает в себя все вопросы, относящиеся к применению:
-физических факторов
-средств ЛФК
-кинезотерапии
-эрготерапии
-мануальной и рефлексотерапии
Основное значение использования средств физической
реабилитации – это повышение физической
работоспособности больных.
Пренебрежительное отношение к физическому аспекту
может привести к неблагоприятным последствиям –
затягиванию сроков постельного режима, стационарного
лечения и временной нетрудоспособности больных.

Основные задачи физической реабилитации

Ускорение
восстановительных процессов
Предотвращение и уменьшение опасности
инвалидизации
Невозможно обеспечить функциональное
восстановление, не учитывая
естественного стремления организма к
движению (кинезофилия).
Следовательно, средства физической
реабилитации являются основным звеном
реабилитационного процесса.

ЛФК как метод физической реабилитации

Два направления использования средств ЛФК в
системе реабилитации:
- с целью восстановления двигательных
функций
- с целью поддержания тренированности
организма
Систематическое применение ЛФК:
-укрепляет опорно-двигательный аппарат;
-улучшает деятельность сердечно-сосудистой
системы и органов дыхания;
-мобилизует компенсаторные механизмы;
-ускоряет функциональную адаптивность;
-уменьшает сроки клинического и
функционального выздоровления;

ЭРГОТЕРАПИЯ-раздел реабилитационной медицины, изучающий методы и средства, направленные на восстановление двигательной активности людей

Эрготерапия является элементом физического
аспекта реабилитации и представляет собой
активный метод восстановления либо компенсации
утраченных функций при помощи разумной работы,
направленной на создание полезного продукта,
включающий:
локомоторный;
нервно-рефлекторный;
психо-эмоциональный;
интеллектуальный компоненты.

Эрготерапевт (бытовой терапевт)-специалист, который помогает людям достичь их максимального уровня функционирования и независимости во в

Задачи эрготерапевта
o Обучение пациента навыкам самообслуживания
o Обучение навыкам повседневной жизни
o Развитие мелкой моторики
Средства эрготерапии способствуют
восстановлению физической работоспособности,
оказывают благоприятное психологическое
воздействие на больного.

Цели и задачи эрготерапии

Лечебно-тренирующая
Психотерапевтическая
Обучающая
Эрготерапия проводится в период
выздоровления и может длится не более 23-х месяцев.
Задачей эрготерапии (особенно при
инфаркте миокарда или инсульте) не
является освоение новой профессии.

Психологический аспект Психотерапия-система реабилитационного воздействия на психику человека

Необходимость применения психотерапии в процессе
реабилитации обусловлена:
Неизбежностью возникновения в процессе длительно
развивающегося заболевания повреждений
психоэмоциональной сферы пациента (кризы,
депрессии, неврозы).
В структуру заболевания при его развитии
вовлекаются механизмы высшей нервной
деятельности(психо-вегетативные расстройства).
Психотерапия – это эффективный инструмент
вовлечения в процесс реабилитации самого
пациента, активное участие которого крайне
необходимо для формирования механизмов
самореабилитации в социальном и
профессиональном плане.

Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личностного и социального статуса больного.

Почти в половине случаев психические
изменения и психические факторы являются
причиной, препятствующей возвращению
больного к труду после ряда заболеваний
(инфаркт миокарда, инсульт, черепномозговая травма).

Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим
напряжением, уверенность в том, что возвращение на
работу причинит вред сердцу, может вызвать повторный
инфаркт миокарда.
Эти психические изменения могут стать непреодолимым
препятствием для восстановления трудоспособности и
решения вопросов трудоустройства и сведут на «нет»
усилия кардиолога и реабилитолога!

ЗАДАЧИ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Ускорение
нормального процесса
психологической адаптации к
изменившейся в результате болезни
(травмы) жизненной ситуации;
Профилактика и лечение развивающихся
патологических психических изменений.
Основными методами являются различные
психотерапевтические воздействия и
фармакотерапия.

При проведении психотерапевтического воздействия необходимо соблюдать ряд правил:

Обязательная
ориентация на будущую
профессиональную деятельность.
Правильный подбор методик с учетом
реабилитируемых функций.
Раннее начало, щадящая нагрузка,
постепенное увеличение ее
продолжительности.

Психотерапия
Индивидуальная
Групповая
Семейная
Комбинированная (И+Г (С))

Индивидуальная психотерапия

Групповая психотерапия

Социально-экономический аспект

Социальная реабилитация – это комплекс мер,
направленных на повышение уровня
функциональных способностей в быту и социуме,
восстановление разрушенных или утраченных
инвалидом общественных связей и отношений
вследствие нарушения здоровья или физического
дефекта.
Социальные методы воздействие направлены на:
организацию соответствующего образа жизни;
устранение воздействия социальных факторов,
мешающих успешной реабилитации;
восстановление или усиление социальных
связей.

Цель социальной реабилитации:

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
-восстановление социального статуса личности
-способностей к бытовой, профессиональной и
общественной деятельности
-обеспечение социальной адаптации в условиях
окружающей среды и обществе
-достижение самостоятельности и материальной
независимости

Методы социальной реабилитации

Социально-бытовая
адаптация(обучение
самообслуживанию, адаптация в
семье, квартире, обучение
использованию технических средств);
Социально-средовая
реабилитация(психотерапия,
психокоррекция, содействие в
решении личных проблем,
консультирование по правовым
вопросам);

Профессиональный аспект

Профилактика потери трудоспособности
включает в себя различные элементы:
-правильную экспертизу трудоспособности (МСЭ)
-рациональное трудоустройство
-систематическое дифференцированное
медикаментозное лечение основного
заболевания (травмы)
-выполнение программы, направленной на
повышение физической и психической
толерантности больных.
Восстановление трудоспособности является
наиболее ярким критерием эффективности
реабилитации!

Методы профессиональной реабилитации

Профориентация
Психологическая
коррекция
Обучение (переобучение)
Создание специального рабочего места
инвалида
Профессионально-производственная
адаптация

Педагогический аспект

Это мероприятия обучающего, развивающего и
воспитательного характера, направленные на
то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт,
овладел необходимыми умениями и навыками
по самообслуживанию и самообеспечению,
социальными нормами поведения.
К педагогическому аспекту относятся:
-коррекционная педагогика
-образование детей и взрослых с дефектами,
затрудняющими процесс обучения
-организация образовательных курсов и школ
для больных, инвалидов и их родственников.

ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Основные принципы реабилитации 1. Принцип комплексности МР

Это максимально широкое использование разных методов
медицинского и другого характера.
С целью реализации этого принципа используются:
методы психологической реабилитации
методы физической реабилитации
медикаментозная реабилитация
реконструктивная хирургия
трудотерапия
школа больного и родственников
Комплексный характер реабилитации проявляется таким
образом, что в реабилитационных мероприятиях должны
принимать участие не только медики, но и другие
специалисты: социологи, психологи, педагоги,
представители органов социального обеспечения,
представители профсоюза, юристы и др.

2. Возможно раннее начало проведения реабилитационных мероприятий.

Основой этого принципа является то, что
отдельные мероприятия медицинской
реабилитации должны начинаться в первые
дни (а иногда и часы) болезни или полученной
травмы после стабилизации жизненно важных
функций.
Если человеку угрожает инвалидность –
реабилитационные мероприятия становятся ее
профилактикой.
Если инвалидность развивается – они становятся
первым этапом борьбы с ней.
Принцип раннего начала МР применим как для
больных с острой, так и хронической
патологией.

3. Принцип этапности

Подразумевает оказание реабилитационной
помощи человеку в несколько этапов, на
протяжении довольно длительного отрезка
времени
Больной, переходя от острой фазы заболевания к
подострой и затем к хронической,
последовательно должен получать
соответствующую реабилитационную помощь:
В профильном стационарном отделении;
Стационарном моно- или многопрофильном
реабилитационном центре;
В реабилитационном отделении амбулаторнополиклинического учреждения;
На дому;
В санатории и т. д.

4. Индивидуальность реабилитационных мероприятий.

В каждом конкретном случае учитываются
особенности реабилитанта (его потенциал и
прогноз) в медицинском, профессиональном,
социальном, бытовом плане и в зависимости от
этого составляется индивидуальная программа
реабилитации.

5. Непрерывность реабилитации.

« Очень важным является положение о
непрерывности реабилитации: медицинская
реабилитация должна начинаться в процессе
лечения, профессиональная реабилитация
должна начинаться сразу же по окончании
медицинской; работать человек должен начать
сразу же по окончании курса
профессиональной реабилитации. В противном
случае, больной привыкает к пенсии, страдает
его психика, и практика показывает, что
привлечь его к реабилитации в поздние сроки
после лечения очень трудно».
С. Н. Зорина (1970)

6. последовательность.

Это строгая последовательность процедур и
мероприятий, что способствует
максимальной ликвидации
инвалидизирующих последствий и
дальнейшей интеграции реабилитанта в
общество.

7. преемственность.

Преемственность должна соблюдаться как на
отдельных этапах медицинской
реабилитации (стационарном,
амбулаторном, домашнем, санаторном),
так и во всех аспектах всего
реабилитационного процесса
(медицинская, медико-профессиональная,
профессиональная, социальная
реабилитация).

8. Активное участие больного

является основой успешного выполнения
индивидуальной программы реабилитации и
достижения поставленной цели.
Для этого необходимо:
-разъяснение реабилитанту целей и задач
реабилитационной программы, ее сущности.
-положительная установка на труд,
выздоровление, возвращение в семью и
общество.
-понимание больным, что реабилитация – это
длительный процесс и зависит от взаимного
доверия всех его участников.

Этапы и организационные вопросы медицинской реабилитации

Реабилитация может проводиться на любом этапе болезни или функциональных нарушений независимо от места нахождения субъекта

Этапы медицинской реабилитации

1 этап – отделение реанимации и интенсивной терапии:
проводится в острый период при наличии реабилитационного
потенциала и отсутствии противопоказаний.
2 этап – в стационарных условиях медицинской организации
(реабилитационные центры, отделения реабилитации и др.):
проводится в ранний восстановительный, поздний
реабилитационный и период остаточных явлений течения
заболевания при наличии реабилитационного потенциала,
отсутствии противопоказаний, пациентам, требующим
постоянной помощи с хроническим течением заболевания.
3 этап – в отделениях (кабинетах) реабилитации медицинских
организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую
помощь: проводится независимо от периода восстановления,
при наличии реабилитационного потенциала, отсутствии
противопоказаний, пациентам, способным к
самообслуживанию, с хроническим течением заболевания и
его остаточными явлениями.

Этапы МР

Госпитальный этап
Амбулаторнополиклинический этап
Санаторно-курортный этап
Больницы
Составляется программа
реабилитации,
повышающая
эффективность,
сокращающая сроки
лечения
Поликлинические,
медицинские центры,
городские санатории
Направлен на регенерацию
и компенсацию
нарушенных функций,
коррекцию реактивности
организма
Санатории,
профилактории, дома
отдыха
Обеспечивает
предупреждение
рецидивов. Консолидацию
ремиссии, повышение
адаптационных резервов
организма

Мультидисциплинарная реабилитационная бригада

Мультидисциплинарная бригада (МДБ)

объединяет специалистов, оказывающих
помощь в лечении и реабилитации больных
и работающих как единая команда
(бригада) с четкой согласованностью и
координированностью действий, что
обеспечивает целенаправленный подход в
реализации задач реабилитации.
Предложена региональным бюро ВОЗ по
европейским странам.

Работа МДБ включает:

Совместное
проведение осмотра и оценка
состояния больного, степени нарушения
функций
Создание адекватной окружающей среды
для больного в зависимости от его
специальных потребностей
Совместное обсуждение состояния
больных не реже раза в неделю
Совместное определение целей
реабилитации и плана ведения больного.

Специалисты, занимающиеся реабилитацией (состав МДБ)

Врачи-специалисты(неврологи, ортопеды,
терапевты и др.)
Реабилитолог
Реабилитационная медицинская сестра
Физиотерапевт
Психолог, психотерапевт
Специалист по ЛФК
Узкие специалисты(офтальмологи,
отоларингологи, сурдологи, логопеды,
урологи)
Социальный работник
Другие специалисты (диетолог, эрготерапевт)

Медицинская сестра-обязательный член МДБ

Должна знать:
-основы лечебной
физкультуры и
массажа;
-методы трудотерапии;
-методы контроля
адекватности
нагрузки,
специфичными для
заболевания;
-методы малой
психотерапии.

Реабилитационная МДБ

Должна собираться минимум дважды – при
формировании программы реабилитации и
по ее завершении на данном этапе
реабилитации.
При возникновении осложнений и признаков
неадекватности программы МДБ может
быть созвана в любое время.
Важен не только состав МДБ, но и
распределение функциональных
обязанностей и тесное сотрудничество
всех членов бригады!

Ход обсуждения

Во
время обсуждения лечащий врач
докладывает основные клинические,
лабораторные, инструментальные
данные.
Другие члены МДБ дополняют,

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ВОДОЛЕЧЕНИЕ Гидротерапия Бальнеотерапия Талассотерапия Медицинский техникум №9 Преподаватель Рыжикова Л.И.

2 слайд

Описание слайда:

ВОДОЛЕЧЕНИЕ Водолечение - использование воды при помощи специально разработанных методических приемов в лечебных, профилактических целях и в целях медицинской реабилитации больных. Понятие «водолечение» включает в себя гидротерапию и бальнеотерапию.

3 слайд

Описание слайда:

Основу водолечения составляют методики наружного применения минеральных вод Общие и местные лечебные ванны Вытяжение позвоночника в воде Орошение головы Купание и плавание в бассейне

4 слайд

Описание слайда:

ПОКАЗАНИЯ К ВОДОЛЕЧЕНИЮ детям с церебральным параличом при болях в области груди, шеи, спины, при спортивные травмах костей и мышц при энедопротзировании тазобедренного и коленного сустава, при артрозах, артритах болезни Бехтерева реабилитация лиц, перенесших инфаркт миокарда или операцию на сердце Водолечение обычно применяют в комплексной реабилитационной терапии: при лечении инсульта при повреждениях позвоночника и черепно-мозговых травмах показано пациентам с заболеванием Паркинсона с мышечными дистрофиями синдромом хронической усталости

5 слайд

6 слайд

Описание слайда:

ГИДРОТЕРАПИЯ Гидротерапия - это наружное применение пресной воды в виде ванн, душей, обливаний, обтираний, и т. д. Пресную воду используют в гидротерапии, как в чистом виде, так и с добавлением различных веществ (хвойный экстракт, скипидар, конденсат мускатного шалфея, горчица и т. д.), что усиливает ее действие на организм. Гидротерапия широко применяется в лечебно-профилактической практике как средство оздоровления организма и его закаливания.

7 слайд

Описание слайда:

БАЛЬНЕОТЕРАПИЯ Бальнеотерапия - метод лечения, профилактики и восстановления, нарушенных болезнью функций организма природными минеральными водами или искусственно приготовленными минеральными и газовыми водами.

8 слайд

Описание слайда:

ТАЛАССОТЕРАПИЯ Талассотерапия - это использование под наблюдением врача морской воды, морских лечебных грязей, водорослей, песка и морского климата в лечебных и профилактических целях. Показания: усталость, стресс, бессонница, частые респираторные заболевания, реабилитация после травм, заболевания суставов, целлюлит, небольшой избыточный вес, чувство тяжести в ногах, восстановление в послеродовой период (через 2-3 месяца после родов). Противопоказания: острые инфекционные заболевания, острые воспалительные заболевания кожи и внутренних органов, некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания.

9 слайд

Описание слайда:

"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО" ТАЛАССОТЕРАПИИ Все процедуры проводятся только на базе "свежезабранной" морской воды, подогретой до 32-35°. Дезинфекционные средства добавляются только в общий бассейн. Морская вода хранится в резервуарах не более 48 часов и не используется повторно. Талассотерапия возможна только на берегу моря. Лечение начинается только после консультации с врачом и проходит под врачебным контролем. Талассотерапия проводится только для взрослых. Процедуры отпускаются 2 раза в день утром и вечером, продолжительность 5-20 мин, курс 28-60 процедур. Лучшее время для прохождения курса талассотерапии - зима и весна.

10 слайд

Описание слайда:

ВАННЫ Лечебные ванны - один из наиболее распространенных и эффективных методов курортного лечения. Механизм действия ванн различный в зависимости от состава воды, продолжительности процедур и температуры воды.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Теплые ванны (37-39°С) и ванны с водой индифферентной температуры (то есть приближенного к температуре тела) оказывают седативное, расслабляющее действие, вызывают чувство сонливости и используются для расслабления пациента, и, соответственно, уменьшения болевого синдрома. В теплой воде происходит расширение кровеносных сосудов, приводящее к улучшению кровообращения и повышению регенеративных способностей организма.

13 слайд

Описание слайда:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Холодная вода (ниже 20°С), наоборот, тонизирует организм, сужает капилляры, что приводит к притоку крови к более глубоким кровеносным сосудам. После прекращения воздействия холода на кожу, поверхностные кровеносные сосуды расширяются, и кровь снова в полном объеме циркулирует по ним.

14 слайд

Описание слайда:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Водолечение паром эффективно при заболеваниях верхних дыхательных путей. Применение льда в ряде случаев ослабляет болевой синдром. С помощью горячих обертываний (40 °С и выше) мышечные спазмы и боли снимаются.

15 слайд

Описание слайда:

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ Водные процедуры. 1-4 - обливание: 1 - общее, 2 - затылка, 3 - ног, 4 - спины; 5 и 6 - обтирание: 5- общее (а и б - последовательные этапы), 6 - частичное, специальной варежкой (а - руки, б - ноги); 7 - общее влажное укутывание (а - г - последовательные этапы); 8 - струевой душ (а - пульт управления, бив - воздействие веерной струей); 9 - дождевой душ; 10 (а и б) - циркулярный душ; 11 - восходящий душ; 12 - паровой душ.

16 слайд

Описание слайда:

ВЛАЖНОЕ УКУТЫВАНИЕ Больного укутывают последовательно влажной простыней и шерстяным одеялом. Процедура выполняется по следующей методике (рис. 2.32). На кушетке или кровати расстилают два шерстяных одеяла так, чтобы их длинные края налегали один на другой. Поверх одеял кладут большую простыню, смоченную водой температуры 20-25°С и хорошо отжатую. Обнаженного больного, руки которого должны быть отведены за голову, укладывают спиной на влажную простыню. Затем его заворачивают во влажную простыню, причем одним из ее краев покрывают переднюю поверхность тела, проводя ее под мышками. Затем больной протягивает руки вдоль туловища, и его покрывают поверх рук вторым краем простыни. Между ногами оба слоя простыни закладывают глубокой складкой. Нижний конец простыни подворачивают под ноги. Поверх простыни больного укутывают одеялами, шею спереди обкладывают сухим полотенцем, на лоб накладывают холодный компресс. Продолжительность процедуры зависит от ее целевого назначения: для тонизирующего и жаропонижающего действия 10-15 мин, для потогонного действия 40-60 мин. После процедуры больному рекомендуется принять кратковременный душ или ванну при температуре воды 34-35°С или же ему следует сделать общее обтирание и дать отдохнуть, лежа под одеялом в течение 30-40 мин. Процедуры проводятся ежедневно. На курс 15-20 процедур.

17 слайд

Описание слайда:

ДУШ - ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ВОДОЛЕЧЕНИЯ Пылевой душ воздействует на тело человека водяной пылью, образующейся при подаче воды в специальный наконечник - рас­пылитель, имеющий форму шара с мельчайшими отверстиями. Капли падают на тело больного под действием, силы тяжести. Механический эффект такого действия незначителен, преобладает температурное воздействие. Дождевой душ, в котором через специальную сетку с отверстия­ми вода разбивается на струи, падающие на тело больного в виде дождевых капель, оказывая более интенсивное механическое воз­действие. Направление струй вертикальное или под небольшим углом. Игольчатый душ представляет собой разновидность дождевого. В нем используется специальное устройство с отверстиями мень­шего диаметра (0,5-1 мм), чем в дождевом. Соответственно умень­шается и диаметр отдельных струек воды, воздействие которых на кожу ощущается как множественные уколы иголками. Направле­ние струй, как и при дождевом душе, близко к вертикальному. При дождевом и игольчатом душах используется давление 1-1,5 ат, температура воды 25-36°С, продолжительность проце­дур 2-5 мин, ежедневно или через день. На курс 10-12 процедур.

18 слайд

Описание слайда:

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И БИОРИТМЫ Установлена реакция человеческого организма на холод и тепло в различное время суток. Более резкие субъективные и объективные реакции на холодовой раздражитель происходят утром, на тепловой - вечером. Поэтому рекомендуется назначение водных процедур с учетом биоритмов: утром - теплые раздражители, вечером - холодные. Повторяющиеся в результате курса температурные раздражения формируют термоадаптацию. Кратковременные температурные экспозиции оставляют четкий структурный след в ядрах гипоталамуса, который усиливается через 5-10 дней после воздействия. Формирование структурного следа приводит к увеличению функциональной мощности системы и делает возможным превращение срочной, но не надежной адаптации в устойчивую долговременную. Существуют подтверждения возможности одновременной, параллельно формирующейся адаптации к тепловым и холодовым воздействиям. С целью повышения адаптационных возможностей организма к температурному раздражителю необходимо его ритмическое повторение с определенным временным интервалом. Наиболее стабильная адаптация наступает при ежедневных воздействиях.Существуют критические дни вегетативной лабильности, в которые обязательно рекомендуется осмотр больных,- 3, 8, 10, 19-й день лечения.

19 слайд

Описание слайда:

ПРОЦЕДУРЫ Минеральные лечебные ванны - ванны из природной минеральной воды (сероводородные, углекислые, азотные и др.), с содержанием различных газов, микроэлементов, биологически активных веществ и т. д., а также из искусственно приготовленных минеральных и газовых вод. Минеральная вода, насыщенная солями и газами, а также меняющимся температурным фактором, оказывает через кожу многогранное воздействие. Минеральные ванны действуют своей температурой (обычно дозируемой между 35 и 37 градусами), химическим и газовым составом. Оптимальной можно считать продолжительность процедуры от 6 до 20 минут, но не более. Минеральные ванны не безразличны организму, поэтому их следует принимать только тогда, когда они не противопоказаны.

20 слайд

Описание слайда:

ПРОЦЕДУРЫ К лекарственным(лечебным) ваннам относятся хвойные, шалфейные, скипидарные, горчичные, йодо-бромные и др. Ванны готовят из пресной воды (35-36 °С) с добавлением различных экстрактов и растворов. Лечебное влияние таких ванн на организм основано на раздражающем кожу действии содержащихся в добавляемых в воду веществах эфирных масел, вяжущих веществ, скипидара, горчицы и т. п. Также усиливается термическое действие ванны, что создает благоприятный психотерапевтический, тонизирующий, седативный, болеутоляющий, сосудорасширяющий эффект. Рекомендованное количество 12-15 процедур ежедневно или через день.

21 слайд

Описание слайда:

ПРОЦЕДУРЫ Газовые ванны - это ванны из воды, перенасыщенной газом. Газ выделяется в ванне в виде пузырьков. Ванны могут быть на основе природной минеральной воды, содержащей газ (радоновые). А также искусственно приготовленные (жемчужные). В механизме действия газовых ванн, кроме температурного и механического факторов, свойственных всем ваннам, большую роль играет своеобразное влияние самого газа. Пациент испытывает приятное ощущение раздражения кожи, вызываемого как движением пузырьков, так и контрастом температур, обусловленным различной теплоемкостью и теплопроводностью воды и газа. Процедуру проводят при температуре воды 36-34°С, продолжительность 10-15 мин, ежедневно или через день.

22 слайд

70-е годы ХХ в. – принято решение о строительстве центров реабилитации инвалидов в Москве, Ленинграде, Новокузнецке.

80-е годы ХХ в. – построены центры реабилитации инвалидов в Москве, Ленинграде, Новокузнецке.

В 1995 г. принят Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

В 2003 г. принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов»

Приняты федеральные целевые программы социальной поддержки инвалидов на 2001-2005 и 2006-2010 годы.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ноябрь

1995 г.) было установлено (ст. 9):

«реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально- экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма».

Цель реабилитации - «восстановление здоровья, трудоспособности, личностного и социального статуса инвалидов, достижение ими материальной и социальной независимости, интеграции и реинтеграции в обычные условия жизни общества».

Аспекты реабилитации

медицинская реабилитация состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

социальная реабилитация состоит из социально-средовой и социально-бытовой адаптации;

профессиональная реабилитация состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, трудоустройства и профессионально- производственной адаптации.

Реабилитология и реабилитация

реабилитология - «наука, изучающая взаимоотношения человека со стойкими и выраженными нарушениями здоровья с его социальным окружением и закономерности, которыми определяются эти взаимоотношения».

«Реабилитация - это система государственных и общественных мероприятий, направленная как на инвалида, так и на его социальное окружение, обеспечивающая их оптимальное взаимодействие» (Л.В. Сытин, Г.К. Золоев, 1994 г.).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА

(Главного бюро МСЭ) N _____ от "___" ______ ____ года

1. Ф.И.О. ________________ 2. Дата, год рождения _____________

3. Адрес постоянного или временного проживания 4. Гражданство ____

5. Социально - средовые условия ____________________

6. Состав семьи __________

8. Образование: неполное среднее, среднее, высшее (подчеркнуть)

9. Основная профессия _____________ Кем работает

10. Среднемесячная зарплата ______ 11. Размер пенсии ____________

12. Последнее место работы ____________________________________

13. Передвижение от дома до места работы ______________________

14. Характер и условия труда __________________________________

15. Как справляется с работой _________________________________

16. Трудовая направленность ___________________________________

17. Клинический диагноз _________17.1. Шифр основного заболевания

17.2. Шифр сопутствующего заболевания __17.3. Шифр осложнения __

18. Группа инвалидности __19. Динамика инвалидности за 5 лет

Медицинская реабилитация 1. Восстановительная терапия:

1.1. Стационарное лечение (в том числе оперативное)

1.2. Амбулаторное лечение:

физические методы реабилитации

механические методы реабилитации

фитотерапия

психотерапия

логопедическая помощь

диспансерное наблюдение

2. Протезирование, ортезирование

3. Санаторно -курортное лечение

4. Специализированные реабилитационные центры

Социальная реабилитация

1 Бытовая адаптация:

1.1. Обеспечение инвалида средствами реабилитации: спецавтотранспортом, кресло-колясками тифлотехникой, сурдотехникой

1.2. Обеспечение собаками проводниками

1.2. Обучение самообслуживанию

1.3. Обучение пользованию техническими средствами реабилитации

1.4. Организация жизни в быту (адаптация жилого помещения к проблемам инвалида)

2. Социальное обслуживание - нуждается в:

2.1. Социальной помощи на дому

2.2. Специализированной мед.-соц. помощи на дому

2.3. Социальном обслуживании в стационаре

Профессиональная реабилитация

2. Трудовое устройство: нуждается, не нуждается

3. Характер нарушений, ограничивающих трудоспособнос - нарушение функции опорно-двигательного аппарата; - нарушение функции органа зрения;

Нарушение функции органа слуха; 4. Условия труда и формы организации труда:

- обычные; на дому; в спеццехах, участках, предприятиях;

- специально созданные; индивидуально созданные;

- противопоказанные (перечислить); доступные

5. Режим работы: полный рабочий день; неполный рабочи день; неполная рабочая неделя; - гибкий график; дополнительные перерывы

6. Потребовать в технических приспособлениях (каких)

1. Профориентация:

- профинформирование, профконсультирование,

- профотбор, профподбор,

- психологическая поддержка

2. Обучение

3. Переобучение

4. Повышение квалификации:

4.1. На производстве

4.2. В учебном заведении общей системы

4.3. В уч. заведениях Мин. труда и соц. развития

4.4. В центре проф. реабилитации инвалидов

4.5. В учебных центрах Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Московской области

5. Трудоустройство

Современные особенности инвалидности

Количественная характеристика

Последнее десятилетие XX века и начало XXI века в РФ наметился рост контингента инвалидов.

В 1992 году в стране было 3,98 млн инвалидов.

В 2002 года их число составило 10,8 млн человек, то есть выросло более чем в 2,7 раза.

Сегодня инвалиды составляют 7,2% населения страны.

Ежегодно признаются инвалидами от 900 тыс. до 1 млн человек. Среди лиц, впервые признанных инвалидами, удельный вес лиц трудоспособного возраста составляет 53%.