Правильное намерение на полное омовение. Полное омовение тела


Полное обязательное омовение – это ритуальное купание.

Его следует совершать:

1. Мужчинам и женщинам после полового акта, даже если он не был завершён.

2. Мужчинам и женщинам после оргазма , независимо от того, где, как и при каких обстоятельствах это произошло.

3. Женщинам после очищения от менструации.

4. Женщинам после очищения от послеродовых или послевыкидышных выделений.

5. Также необходимо полностью обмывать тело покойного.

Что запрещается делать тому, кто обязан совершить полное омовение?

Без обязательного полного омовения тела после его нарушения по изложенным выше причинам запрещено (харам): совершать намаз, делать суждатилавата и шукру, прикасаться к Корану и носить его, читать что-либо из Корана (по книге или наизусть), совершать таваф (семикратный обход Каабы) и находиться внутри мечети.

Женщинам при менструации, послеродовых и послевыкидышных выделениях всё это запрещено с момента начала этих выделений. Кроме того, при менструации, послеродовых и послевыкидышных выделениях женщинам запрещено соблюдать пост. Но по прекращении выделений запрет на соблюдение поста снимается, даже если женщина ещё не искупалась.

В такие периоды супругам запрещено вступать в половой контакт, мужу нельзя прикасаться к телу жены без преграды между пупком и коленями. Жена также обязана запретить мужу делать это. Только после очищения от менструации или послеродовых и послевыкидышных выделений и совершения обязательного полного омовения снимаются все запреты, связанные с этими периодами.

Без обязательного полного омовения тела после его нарушения нежелательно кушать, пить что-либо, спать. Нежелательно также повторно вступать в близость с женой, не совершив предварительно малое омовение.

Каковы обязательные составные части (арканы) полного омовения?

Для того чтобы полное омовение считалось действительным, необходимо, во-первых, сделать вначале омовения намерение мысленно (это фарз) и языком (это суннат), то есть необходимо иметь намерение совершить обязательное полное омовение: «Я намереваюсь совершить обязательное (фарз) полное омовение тела». При этом необходимо связать намерение с первой омываемой частью на теле купающегося. Во-вторых, вода должна омыть всё тело, не оставив ни малейшей точки (то есть вода должна обтекать всё тело, все его части, недостаточно просто намочить тело или отдельные его части). В частности, при купании должны быть омыты и волосы до корней, и места под ногтями, на теле не должно быть изолятора, который мешает соприкосновению воды с телом, например лака на ногтях. До начала ритуального купания с тела необходимо удалить нечистоты (наджаса). У женщин вода обязательно должна попадать в те места аврата, которые выявляются при сидении.

Желательные действия (сунны) полного омовения.

Желательных действий омовения 12: поворачивание к Кибле; мытьё обеих рук; совершение вначале малого омовения (как для намаза); предварительное очищение складок тела, куда вода поступает трудно; удаление нечисти заранее; литьё воды сначала на голову, затем на правый бок, затем на левый; протирание рукой везде; повторение всего этого трижды; воды должно быть не менее трёх литров; если купаетесь после семяизвержения, то до купания следует справить малую нужду; чтение д‘а после купания (того, которое читают после малого омовения).

При каких обстоятельствах желательно (сунна) искупаться?

Купание желательно совершить в следующих семнадцати случаях: для пятничной молитвы; для обеих праздничных молитв; в каждую ночь месяца Рамазан; для намаза прошения дождя; для намаза солнечного и лунного затмений; после того как обмыл покойника; для неверующего после принятия Ислама; для сумасшедшего после того, как пришёл в себя; потерявшему сознание после того, как пришёл в себя; для одевания ихрама; для того, чтобы войти в Мекку; для стояния на горе Арафа; для ночёвки в долине Муздалифа; для бросания камней в джамарате; для совершения обхода вокруг Каабы.

Случаи, когда совершение полного омовения обязательно
1. Семяизвержение
Аллах Всевышний сказал: "А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь" (Трапеза, 6)

Рассмотрение некоторых вопросов:

1. Если при поллюции не выделилась семенная жидкость, то нет необходимости в совершении полного омовения, а если появилась жидкость, то необходимо искупаться.

2. Если человек увидел семенную жидкость, но не помнит о поллюции, то ему необходимо совершить полное омовение.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, вода после воды"[Приводится у Муслима]

(т.е. совершение полного омовения становится необходимым после выделения семенной жидкости).

3. Если семенная жидкость двинулась внутри полового члена, но она не вышла наружу, то нет необходимости в совершении полного омовения.

4. Семяизвержение должно быть только под воздействием страсти, если же это произошло по причине болезни или иной подобной причины, то полное омовение совершать не обязательно.

5. Если после совершения полного омовения выходит семенная жидкость, то заново совершать полное омовение не обязательно, и достаточно совершить только малое омовение.

Потому что причиной выделения семени во второй раз является уже не страсть, и поэтому совершать полное омовение снова не обязательно.

6. Если человек проснулся и увидел жидкость, не зная о причине ее появления, то человек может быть в трех состояниях и не более:

а) уверен в том, что это семенная жидкость, тогда ему необходимо совершить полное омовение, без выяснения причин ее появления.

б) уверен в том, что это не семенная жидкость, тогда полное омовение совершать не обязательно, и эта жидкость считается мочой.

в) сомневается в том, семенная ли эта жидкость или нет. В этом случае он должен постараться вспомнить, и если вспомнил что-либо, что указывает на то, что это семенная жидкость, то это - семенная жидкость.

Если же он вспомнил что-либо, что указывает на то, что это мазий (жидкость, которая выделятся при половом возбуждении), то это - мазий.

А если он ничего не вспомнит, то ему лучше совершить полное омовение, чтобы перестраховаться.

7. Когда человек увидел семенную жидкость, не зная о том, когда у него была поллюция, то ему необходимо совершить заново молитвы, начиная со времени, когда он спал последний раз.

2. Половой акт
Соединение половых органов мужчины и женщины, которое происходит с полным вводом головки полового члена во влагалище, даже если не было семяизвержения.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Когда соединяются половые органы, то купаться обязательно"[Приводится у ат-Тирмизи].

3. Принятие Ислама неверующим
Так как "посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел Кайсу бин "Асиму, когда он принял ислам искупаться"[Приводится у Абу Дауда].

4. Окончание месячных и послеродовых кровотечений
Передается со слов ‹Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Фатиме бинт Абу Хубайш: "Прекращай молиться с наступлением (твоего обычного периода месячных), а когда (этот период) закончится, совершай полное омовение, (смывая с себя) кровь, и молись" [Хадис согласован].

А послеродовая кровь (нифас) подобна месячной крови (хайд) по единогласному мнению ученых.

5. Смерть
Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда купали его умершую дочь, сказал: "Обмойте её трижды, или пять раз, или более этого, если посчитаете нужным"[Хадис согласован].

Небольшая памятка для женщин о том, как совершать полное омовение (гусль) после полового акта, месячных, послеродового кровотечения, а также для пятничного намаза и намаза двух праздников.

Сначала ознакомьтесь с несколькими хадисами из "Сахиха аль-Бухари".

Сахих аль-Бухари (Мухтасар)

Книга 5: Книга полного омовения

179. (248). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая полное омовение после осквернения, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) начинал с омовения кистей рук, затем совершал такое же омовение, как и перед молитвой, затем погружал пальцы в воду и прочёсывал ими корни волос, затем выливал на голову три пригоршни воды, а затем обливал водой всё тело.

180. (249). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Сначала) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал такое же омовение, какое он совершал перед молитвой, если не считать омовения ног, затем омывал свои половые органы ( В комментариях указывается, что в данном хадисе перечислены все необходимые действия, совершаемые человеком во время полного омовения, но перечислены они не в порядке очерёдности, так как прежде всего следует омыть половые органы, а потом делать всё остальное) , смывая все выделения, затем обливал себя водой, а затем переставлял ноги ( Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переходил на другое место) и омывал их. Таким было его полное омовение после осквернения».

190. (272). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая полное омовение после осквернения /джанаба/, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (сначала) мыл кисти рук и совершал такое же омовение, как и перед молитвой, затем омывал тело полностью, а затем прочёсывал рукой волосы; почувствовав же, что кожа (головы) увлажнилась, он трижды обливал (голову) водой, после чего омывал прочие (части) тела».

Гусль (полное омовение)

Для простоты распишем по пунктам один из распространенных вариантов совершения гусля согласно достоверным хадисам:

1. Иметь намерение в сердце совершить соответствующий гусль (т.е. если после месячных, то намереваться сделать полное омовение для очищения от месячных и т.д.)

2. Сказать БисмиЛлях (желательно)

3. Помыть кисти рук трижды.

4. Помыть половые органы, тщательно очистив из от следов месячных, остатков жидкости после полового акта и т.д. После этого касаться половых органов нельзя, чтобы не испортить омовение.

5. Омыть то, что омывается в процессе малого омовения (кисти рук, нос-рот, лицо, руки от кончиков пальцев до локтей, обтереть голову и уши, помыть ноги от ступней до щиколоток).

6. Трижды полить и омыть голову, чтобы вода коснулась кожи головы.

7. Помыть уши.

8. Тщательно омыть правую половину тела (включая правую ногу)

9. Тщательно омыть левую половину тела (включая левую ногу)

10. Омовение завершено.

Ин ша Аллах, всё просто.

Хотелось бы заметить, что нарушение последовательности по ошибке не портит полное омовение, если только специально не касаться посреди омовения полового органа.

Учёные считают, что полное омовение будет действительным, если человек с должным намерением полностью погрузится в воду (будь то море или ванна) и одежда не будет мешать воде касаться кожи на всей поверхности тела. А Аллаху известно лучше.

فَصْلُ مَا يُوجِبُ الغُسْل

Раздел о действиях, которые делают обязательным совершение полного омовения (гусль)

Гусль в языковом значение — это пролитие воды на какое-либо место . Также гусль — это вода, которой совершают купание.

В шариатском значении гусль — это омовение всего тела чистой водой. Гусль означает очищение тела от джанабы, хайда и нифаса.

Джанаба (большое осквернение) — это состояние, которое наступает в результате совершения полового акта независимо от того, сопровождался он семяизвержением или нет, либо после семяизвержения, сопровождающегося получением удовольствия (даже без полового акта).

У гусля, как и у вуду, есть:

  1. сабаб سَبَب;
  1. рукн رُكْن;
  1. хукм حُكْم;
  1. шарт شَرْط;
  1. сыфат صِفَة.
  1. суннаты;
  1. адабы.

Причина (сабаб) гусля — желание совершить действие, которое нельзя совершать, когда человек находится в состоянии джанаба или когда гусль является обязательным для него.

Рукн гусля — это омовение чистой водой всех участков тела, которые доступны для омовения.

Хукм гусля в этой жизни — дозволенность того, что было запретно до совершения гусля. Хукм в следующей жизни — награда за совершение гусля при условии, что у человека был соответствующий ният.

Вещей, которые делают гусль обязательным, семь:

  1. Выход семени из полового органа.

Семя (المَنِي) мужчины — это жидкость белого цвета, густая, с запахом, напоминающим в жидком состоянии завязь финика или тесто, а в сухом состоянии — запах яичного белка. Семя женщины — это не густая жидкость с желтоватым оттенком.

Имамы Абу Ханифа и Мухаммад сказали, что для того, чтобы гусль стал обязательным, начало выхода семени из его источника должно сопровождаться сексуальным удовольствием, при этом не имеет значения, сопровождался ли удовольствием выход семени непосредственно из полового органа . По мнению имама Абу Юсуфа, для обязательности гусля необходимо, чтобы удовольствие сопровождало не только начало выхода семени из его источника, но и непосредственно выход семени из полового органа.

Пример: Eсли человек после выхода семени совершил гусль, затем совершил молитву, но после молитвы у него вышли остатки семени, он обязан совершить гусль, по мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада (несмотря на то, что удовольствия в момент выхода семени он не ощутил), и не обязан, по мнению имама Абу Юсуфа. Однако намаз его действителен согласно мнению всех шейхов.

Мнение имамов Абу Ханифы и Мухаммада является сильным в мазхабе, однако в затруднительной ситуации человек имеет право последовать мнению имама Абу Юсуфа. Например, если человек, который знает, что ему будет сложно совершить гусль, почувствовал, что у него начинает выходить семя, сжал свой половой орган на какое-то время, а затем отпустил и семя вышло уже без сопровождающего его сексуального удовольствия, гусль для этого человека, по мнению имама Абу Юсуфа, необязателен.

Если у человека вышли остатки семени после того, как он справил малую нужду, проснулся или прошел какое-то расстояние, гусль совершать ему не требуется.

Гусль необязателен, если введен палец, искусственный половой орган, половой орган мертвого человека, отсеченный половой орган или половой орган животного. Если часть головки полового органа отсутствует, для обязательности гусля ставится условием введение оставшейся ее части.

Если человек совершал половой акт через преграду и выхода семени не было, нужно совершить гусль из предосторожности, при этом не имеет значения, сопровождался половой акт удовольствием или нет.

  1. Половой акт с мертвым человеком или животным, сопровождающийся выделением семени.
  1. Если человек после пребывания в состоянии алкогольного опьянения или после обморока обнаружил следы, которые, по его мнению, с уверенностью более 50% являются следами выделения семени, он обязан совершить гусль из предосторожности.
  1. Гусль становится обязательным после того, как женщина очистилась от хайда и нифаса.
  1. Человек, который принял Ислам, обязан совершить гусль, если до Ислама он пребывал в состоянии джанаба, хайда или нифаса и перед принятием Ислама не совершил гусль.

На общине мусульман лежит обязанность (фард-кифая) совершить полное омовение умершего мусульманина. Исключение делается для человека, который совершил определенные виды преступлений, например, отказался подчиняться законному правителю (باغ), — такого человека не омывают и не совершают по нему погребальный намаз.

Ситуации, в которых гусль совершать необязательно:

  1. Выход вади (الوَدْي). Вади — это мутная густая жидкость белого цвета, без запаха, которая обычно выходит после мочеиспускания. Выход мази и вади не требует гусля, согласно единогласному мнению всех шейхов.
  1. Поллюции без выделения семени.
  1. Половой акт через преграду (например, ткань), который не сопровождался получением удовольствия. В этом случае гусль не обязателен, но сделать его следует из предосторожности.
  1. Клизма в задний проход.
  1. Введение пальца (или чего-то подобного) в половой орган или анальное отверстие женщины.
  1. Совокупление с животным или мертвой женщиной, при котором не было семяизвержения.

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты . При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта .

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую) .

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос) .

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей ; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею .

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую .

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)» .

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода» . Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха , «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса» .

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем ] пригодно для употребления в пищу» .

Кроме того, для омовения можно использовать снег , при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной) .

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль) .

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.

Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

«Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Бо льшая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.