Отрасли специализации промышленности Центрального района. Центральная Россия: население, промышленность и хозяйство


Топливная промышленность - включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Этапы развития:

  1. угольный этап (первая половина XX века);
  2. нефтегазовый этап (со второй половины XX века).

Угольная промышленность Места добычи - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.
Импортёры - Япония, Западная Европа.
Нефтяная промышленность. Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.
Газовая промышленность. Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания.

Проблемы топливной промышленности:

  • истощение запасов минерального топлива (запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти - на 50 лет, газа - 65);
  • нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
  • территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.

Электроэнергетика мира
Роль

- обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства.
Лидеры по выработке - Норвегия (29тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2тыс. кВт. ч.
Наименьшие показатели в странах Африки, Китае и Индии.
ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии.
ГЭС - в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании, Эфиопии.
АЭС - во Франции, Бельгии, Республике Корея, Швеция, Швейцария, Испания.

Основными проблемами электроэнергетики являются:

  • истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
  • загрязнение окружающей среды.

Решение проблемы - в использовании нетрадиционных источников энергии, таких как:

  • геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США);
  • солнечная (Франция, Испания, Италия, Япония, США);
  • приливная (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
  • ветровая (Дания, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).

Металлургическая промышленность

Металлургия - одна из базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
Cостав - две отрасли: черная и цветная.
Черная металлургия. Железная руда добывается в 50 странах мира.
Факторы размещения:

Природно-ресурсные (ориентация на территориальные сочетания месторождений каменного угля и железа);
Транспортные (ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды);
Потребительские (связан с развитием мини-заводов и передельной металлургии). По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия. Но по выплавке стали - Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

Цветная металлургия.

Факторы размещения:

  • сырьевой (выплавка тяжелых металлов из руд с малым содержанием полезного компонента (1 - 2%) - меди, олова, цинка, свинца);
  • энергетический (выплавка легких металлов из богатой руды - энергоемкое производство - алюминия, титана, магния и др.);
  • транспортный (доставка сырья);
  • потребительский (использование вторичного сырья).

Наибольшее развитие - Россия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия. В Японии и странах Европы - на привозном сырье.
По выплавке меди лидируют - Чили, США, Канада, Замбия, Перу, Австралия. Главные экспортеры алюминия - Канада, Норвегия, Австралия, Исландия, Швейцария. Олово добывается в Восточной и Юго–Восточной Азии. Свинец и цинк выплавляют США, Япония, Канада, Австралия, Германия и Бразилия.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели.

Фактор размещения - сырьевой фактор.

Характеризуется наличием двух лесных поясов.

В пределах северного заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.

В пределах южного лесного пояса заготавливаются лиственные породы деревьев. Здесь можно выделить - Бразилию, страны Юго-Восточной Азии и тропической Африки. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырьё - джут, сизаль, тростник.
Главными импортеры древесины - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.

Лёгкая промышленность
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:
первичная переработка сырья;
текстильная промышленность;
швейная промышленность;
обувная промышленность.
Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная.

Главными факторами размещения являются:

  • сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);
  • потребитель (для швейной и обувной);
  • сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности).

На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Россия). Второе место - производство тканей из химического волокна (США, Индия, Япония). В производстве шёлковых тканей лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных - Россия, Италия.

Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

Машиностроение
Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.
Главные отрасли - электроника, электротехника, вычислительная техника, точное машиностроение.

Производство многих видов машин требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки приборостроение, производство ЭВМ. И другие новейшие отрасли. Эти отрасли требуют и постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоёмкими.
Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними. Зависимость от источников металла, в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение сегодня отрасль практически повсеместного размещения.

В мире сложилось 4 крупных региона машиностроения :
Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.
Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.
СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.
Химическая промышленность
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:
горнохимическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
химию органического синтеза (производство полимеров - пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).
Факторы размещения:

  • Для горнохимической - природно-ресурсный фактор определяющий,
  • для основной и химии органического синтеза - потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:
Зарубежная Европа (лидирует Германия);
Северная Америка (США);
Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

Химическая ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ – ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ, СЫРЬЕВОЙ

производство минеральных удобрений фосфатных удобрений \На местном сырье - Воскресенск (Московская обл.). Полпино (Брянская обл.); азотных удобрений- Новомосковск и Щекино (Тульская обл.).
производство соды, серной кислоты Шелково, Новомосковск, Воскресенск
синтетического каучука В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани.
Химические волокна в Твери, Клину, Серпухове, Рязани.
Пластические массы в Москве, Орехово-Зуево (Московская область)
производство фотохимических товаров, лекарственных препаратов, красителей, лаков и парфюмерных изделий. Г.Москва

Полиграфическая промышленность

На долю района приходится более 90% всей производимой в стране полиграфической продукции.

В Москве находятся крупнейшие полиграфические комбинаты «Правда», «Известия» и другие, снабжающие своей продукцией всю страну. Полиграфическая промышленность развита также в Твери, Владимире, Ярославле. ФАКТОР –ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

Машиностроительный представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков- автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи. Несмотря на наличие в районе собственной металлургической базы, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных предприятий прокатом черных металлов. Поэтому район останется и впредь потребителем в основном уральского проката и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца. ГЛАВНЫЙ

ФАКТОР –Наличие квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой.

Автомобилестроение: Москва (грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов); Московская обл.: Ликино-дулево (автобусы), Голицыно (автобусы при участии фирм ФРГ).
Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл.); Людиново (Калужская обл.), Муроме (Владимир:. ская обл.).
.Вагоностроение - Тверь (вагоны); Мытищв (пассажирские вагоны и вагоны для метрополiтена): Вьтшнвй Волочок (вагоны электропоездов), Брявск (изотермические вагоны).
Речное судостроение Москва. Рыбинск, Кострома.
Сельскохозяйственное машиностроение в Люберцах выпускаются самоходные комбайны, сенокосилки, во Владимире – колесные тракторы, в Бежецке (Тверская область) – льноуборочные машины, в Рязани и Туле – разнообразные сельскохозяйственные машины и инвентарь.
станкостроение Основной центр – Москва. Здесь находятся такие заводы, как «Красный пролетарий», выпускающий серийные полуавтоматические и автоматические станки, завод им. Орджоникидзе, специализирующийся на производстве сложных автоматических линий и агрегатных станков. Москва – крупнейший центр производства инструментов (заводы «Калибр», «Фрезер» и др.). Крупными центрами станкостроения стали Рязань и Коломна. В Москве, Иванове, Кимовске (Тульская область) изготовляется оборудование для легкой промышленности, в Подольске – для швейной, в Туле – для трикотажной промышленности. В Рыбинске находится завод полиграфического оборудования.
Приборостроение Основной центр этой отрасли – Москва (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр» и др.). Приборостроение также развито во Владимире, Рязани, Смоленске
Электротехническое Московские заводами «Динамо», «Москабель»
ВПК МОСКВА, КОРОЛЕВ, ЖУКОВСКИЙ, ТУЛА, СМОЛЕНСК

Текстильная промышленность

старейшая отрасль района, занимает ведущее место в стране по производству хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и шелковых тканей. Центральный район производит более 85% всех производимых в стране тканей В настоящее время она испытывает острый кризис из-за разрыва связей по поставкам хлопка из государств Средней Азии Отмечается сильнейший спад производства. В настоящее время эта отрасль из исторически ведущей в большинстве областей Центрального экономического района превратилась во второстепенную. Очень серьезный спад в объеме производства сопровождается высокими показателями импорта продукции данной отрасли из зарубежных стран.. В настоящее время уделяется большое внимание технической реконструкции текстильных предприятий. Главные ФАКТОРЫ – СЫРЬЕВОЙ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

Хлопчатобумажная комбинаты «Трехгорная мануфактура» в Москве, в Ногинске, в Иванове, Орехово-Зуеве, Твери, Ярославле, Костроме, Ярцеве (Смоленская область).
Льняная Основные центры их производства: Кострома, Нерехта (Костромская область), Вязники (Владимирская область), Гаврилов-Ям (Ярославская область) и Смоленск.
шерстяные ткани в Москве и ее окрестностях, в Брянске, Иванове, Боровске (Калужская область).
Шелковая в Москве, в Киржаче (Владимирская область), Наро-Фоминске (Московская область), Твери
Обувная промышленность Район производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране. Обувные фабрики размещаются в Московской, Ярославской, Тверской, Ивановской обл. Крупнейшее предприятие кожевенно-обувной промышленности – московская фабрика « Парижская коммуна».

Агропромышленный комплекс

Транспорт .

Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района радиально-кольцевая. Ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта общероссийского и международных значений. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действуют четыре аэропорта. Москва является также речным портом. имеющим через Волгу и систему судоходных каналов выход к пяти морям.

ПРОБЛЕМЫ РАЙОНА

1 . За реформенные годы Центральный район потерял более двух третей своего былого промышленного потенциала. В структуре промышленности (как и во многих других районах) многократно вырос удельный вес электроэнергетики (с 3 до 17%), уменьшилась доля машиностроения и легкой промышленности (снизившись по сравнению с 1990 г. до 27 и 5% соответственно).

2.Промышленность способствовала развитию других отраслей региональной экономики, однако и обострила немало проблем, в первую очередь экологических.

3. Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве. Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других регионов.

4. Велика доля отраслей ВПК

5. . В настоящее время легкая промышленность из исторически ведущей в большинстве областей Центрального экономического района превратилась во второстепенную. Очень серьезный спад в объеме производства сопровождается высокими показателями импорта продукции данной отрасли из зарубежных стран..

6. собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить.

7. демографические низкая Р, высокая С, половой дисбаланс миграции из малых городов и сел, старение населения, большой приток иностранных мигрантов

8. недостаток ресурсов, энергии

9. малоплодородные почвы, недостаток водных ресурсов

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН

Самый маленький по площади район России (212 тыс. км2).

Состав: г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская области и анклав России- Калининградская область.

ЭГП. приморское,пограничное положение, проходят транспортные пути международного значения в Северную и Западную Европу

Начиная с 18 в.- основания Петербурга, этот район имел исключительно важное значение для России как ”окно в Европу”.

Имеет выгодное морское ЭГП на побережье Балтийского моря, граничит с Финляндией, Латвией, Эстонией, а также с Центральной Россией и Европейским Севером (Калининградская область- с Литвой, Польшей, Белоруссией).

Природные условия и ресурсы. фосфориты, горючие сланцы, торф. Характерен умеренно- МОРСКОЙ климат, моренный ледниковый рельеф, завалуненность полей. Почвы подзолистые и торфянистые. Район небогат минеральными ресурсами, есть горючие сланцы, фосфориты, глины, известняки. Калининградская область славится янтарём. На Северо- Западе сосредоточены значительные водные ресурсы: 7 тыс. озёр (Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень), густая речная сеть (Нева, Волхов, Ловать). Большие площади покрыты лесом и сочными пастбищами.

Население. Это район древнего русского заселения ещё со времён Киевской Руси. В настоящее время характерна небольшая численностью, но максимальная плотность населения. Северо-запад называют районом одного города: из 8млн. человек – 5 млн. проживает в Петербурге. В районе самый высокий уровень урбанизации в России – 87 %. Крупные старейшие города - Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса. Наравне с Центральной Россией на Северо-западе сосредоточены высококвалифицированные трудовые ресурсы. самый низкий естественный прирост, велика доля пожилого населения

ХОЗЯЙСТВО В связи с отсутствием собственных ресурсов роль обрабатывающей промышленности является определяющей. Ведущие позиции занимает машиностроение. Следует выделить два основных направления: отрасли, ориентированные на высококвалифицированные трудовые ресурсы (радиоэлектроника, приборостроение, электротехника), и отрасли, получившие развитие в процессе становления хозяйственного комплекса страны (судостроение, в том числе военное, вагоностроение, энергетическое машиностроение, в том числе атомное, станкостроение и другие подобные отрасли). Выделяются заводы, выплавляющие цветные металлы (Санкт-Петербург, Волхов, Пикалево, Бокситогорск), нефтепереработка в г. Кириши. Предприятия по производству удобрений имеются в Великом Новгороде (азотные и комплексные) и Кингисеппе (фосфорные и сложные).

Район выделяется комплексным использованием лесного сырья. Здесь представлены все стадии цикла, причем на завершающие стадии приходится гораздо больше выпускаемой продукции, то есть сырье приходится завозить. В качестве необходимой отрасли следует выделить электроэнергетику, базирующуюся как на собственных ресурсах (Волховская ГЭС, Свирские ГЭС, Нарвская ГЭС, Сланцевская ГРЭС), так и на привозном сырье (Псковская, Ленинградская, Киришская ГРЭС, Ленинградская АЭС).

Отраслями специализации являются: отрасли специализации промышленности-машиностроение,химическая, легкая

Многоотраслевое машиностроение: судостроение(атомные ледоколы, сухогрузы), производство энергетического оборудования для электростанций (турбины, генераторы, атомные реакторы и др.), точные наукоёмкие отрасли (электроника, электротехника, приборостроение и др.).

Цветная металлургия - выплавка алюминия на Волховском и Бокситогорском комбинатах

Химическая многоотраслевая промышленность, в том числе фармацевтическая. Лёгкая промышленность

Научно-техническое обеспечение (в районе сконцентрировано 20 % всех научных работников России).

Энергетика Северо-запада представлена ТЭС на привозном топливе, ГЭС (крупнейшая- Волховская), Ленинградской АЭС.

Агропромышленный комплекс . Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и, в первую очередь, ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве, выращивании картофеля и овощей, в том числе в защищенном грунте. В последние годы в Новгородской области построено несколько крупнейших пищевых предприятий зарубежных фирм (Кэдбери, Дирол). отрасли специализации сельского хозяйства- льноводство, скотоводство

ТРАНСПОРТ Транспортным фокусом всей территории является Санкт-Петербург. К нему сходятся все транспортные пути (автомобильные, железнодорожные, ЛЭП). Роль Санкт-Петербурга как портового комплекса очень велика, так как он переваливает значительное количество всех международных морских грузов России. Потеря многих портов после распада СССР требует дополнительного строительства причалов и новых портовых комплексов на побережье Финского залива (Выборг, Усть-Луга, бухта Батарейная). Предполагается продолжить нефтепровод из Киришей до нефтяного терминала на берегу. Северо-Западный район, а в первую очередь Санкт-Петербург, - крупный туристический район страны.

Калининградская свободная торговая зона Свободные экономические зоны – особый вид узловых районов. Они имеют разнообразные льготы для привлечения иностранных инвесторов и организации новейших, конкурентоспособных производств. Калиниградская область стала одной из первых экспериментальных площадок. Сама область появилась на карте в результате послевоенного устройства Европы (бывшая Восточная Пруссия), а вот ее центр – Калининград – бывший Кенигсберг был основан рыцарями Тевтонского ордена еще в 1255 году. В области сосредоточено 90% мировых ресурсов янтаря, расположены крупные предприятия судостроения, рыбной и целлюлозно-бумажной промышленности.Все побережье Балтийского моря – это курортная зона (Светлогорск, Зеленоградск).

Страница 1

Ведущая отрасль рыночной специализации – высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования и оборудования для легкой и пищевой промышленности. Для машиностроения Центрального района характерны выпуск продукции широкой номенклатуры и высокий удельный вес общесоюзном производстве такой продукции, как электродвигатели, агрегатные станки, приборы контроля и регулирования технологических процессов, оборудования для лесной, текстильной, легкой, пищевой промышленности, вагонов и т.д. Развита электронная и радиотехническая промышленность. Приточно-вытяжная вентиляция в квартире с системой подогрева и рекуперации воздуха является наиболее совершенным решением вопроса общеобменной вентиляции.

Машиностроительные заводы производят магистральные тепловозы, речные суда, двигатели, оборудование для торфяной и угольной, полиграфической промышленности, а также сельскохозяйственные и дорожные машины. Специализация на отраслях наиболее сложного точного машиностроения и средств автоматизации связана с наличием в районе высококвалифицированных кадров и мощной научно-технической базы. Предприятия машиностроения имеют широкие связи по кооперированию.

Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Удельный вес только автомобилестроения в структуре машиностроения весьма значителен. Крупный центр автомобилестроения – Москва, где имеются производственные объединения имени И.А. Лихачева (ЗИЛ), производственное объединение АЗЛК, выпускающее легковые автомобили «Москвич». В Ликино-Дулеве (Московская область) находится автобусный завод. Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения Коломенский тепловозостроительный завод (Московская область). Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском (Калужская область) и Муромском (Владимирская область) заводах. Развито в Центральном районе и вагоностроение, представленное Тверским вагоностроительным заводом, производящим пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов, и Мытищинским заводом, выпускающим пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена. В Брянске производят изотермические вагоны. Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома – центры речного судостроения и судоремонта.

Основной центр станкостроения – Москва. Здесь находятся такие заводы, как «Красный пролетарий», выпускающий серийные полуавтоматические и автоматические станки, завод им. Орджоникидзе, специализирующийся на производстве сложных автоматических линий и агрегатных станков. Москва – крупнейший центр производства инструментов (заводы «Калибр», «Фрезер» и др.). Крупными центрами станкостроения стали Рязань и Коломна.

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации и систем управления. Основной центр этой отрасли – Москва (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр» и др.). Приборостроение также развито во Владимире, Рязани, Смоленске и других городах.

Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами «Динамо», «Москабель» и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).

В районе производят также тракторы и сельскохозяйственные машины. Так, в Люберцах выпускаются самоходные комбайны, сенокосилки, во Владимире – колесные тракторы, в Бежецке (Тверская область) – льноуборочные машины, в Рязани и Туле – разнообразные сельскохозяйственные машины и инвентарь.

В Москве, Иванове, Кимовске (Тульская область) изготовляется оборудование для легкой промышленности, в Подольске – для швейной, в Туле – для трикотажной промышленности. В Рыбинске находится завод полиграфического оборудования.

В дальнейшем в условиях развития рыночных отношений в районе будет углубляться специализация таких отраслей машиностроения, как станкостроение, приборостроение, автомобилестроение, производство оборудования для легкой, полиграфической и пищевой промышленности, а также строительно-дорожных машин.

Несмотря на наличие в районе собственной металлургической базы, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных предприятий прокатом черных металлов. Поэтому район останется и впредь потребителем в основном уральского проката и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца.

Важнейшей отраслью рыночной специализации является химическая промышленность. На местном сырье развито производство минеральных удобрений, в частности, суперфосфата и фосфоритной муки (в Воскресенске Московской области и Полпине Брянской области), растут выработка каустической и кальцинированной соды, а также производство серной кислоты. Новомосковский химический комбинат (Тульская область) выпускает азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Азотные удобрения производятся также на Щекинском химическом комбинате (Тульская область) и в Дорогобуже (Смоленская область) на базе природного газа, поступающего с Северного Кавказа.

Ведущие отрасли промышленности

Основа хозяйства Зарубежной Европы - промышленность. Ведущая отрасль промышленности - машиностроение . Зарубежная Европа - родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Ита­лия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического обору­дования, электронной техники, теле- и радиоаппарату­ры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - металлургическая. Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих метал­лургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии (алюминиевая, свинцово-цинковая и медная) получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии. Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша, Югосла­вия выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Ев­ропы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа при­ходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и буро­го) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского хозяйства

Положение большей части Зарубежной Европы (кро­ме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных ус­ловий - относительная ограниченность ресурсов сель­скохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои потребности в про­дуктах сельского хозяйства за счет собственного произ­водства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внут­ренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства. Растениевод­ство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Ве­ликобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Единственным в регионе крупным его экспортёром зерна является Франция. На долю Франции приходится примерно 1/3 сбора зерна.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака, орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).

Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства. Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сель­скохозяйственной специализации. Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых куль­тур и серых хлебов (рожь, ячмень).

Страны Западной, Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве.

В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры. Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.



Транспорт. Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт. Автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Сток­гольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др. Велико значение внутренних водных путей, особенно выделяются реки Рейн и Дунай.

Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали:

1) Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву),

2) Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул (далее на Ближний Восток),

Важнейшие меридиональные пути:

1) Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон,

2) Лондон - Париж - Марсель,

3) Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим,

4) Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины.

Развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого со­ставляет 250-300 млн т в год.

Зарубежная Европа - основной центр международного туризма. Наиболее посещаемые туристами зоны - Альпы и Средиземноморье.

Главные направления развития лесного комплекса

Нерациональное размещение отраслей лесной индустрии ведет к тому, что при наличии огромных лесных ресурсов в отдельных районах России появляется острый недостаток сырья, из-за которого появляется увеличения сокращения экспорта и необходимость производства продукции и лесного сырья из других государств, в частности из Швеции и Финляндии. Данный недостаток относится в первую очередь к европейским районам России, где имеются большие перерубы и не хватает ведутся работы по лесовосстановлению.

Одновременно с этим во многих лесных районах Сибири исчезает полезная древесина, возрастает количество спелых и перестойных деревьев. Лес теряет собственные промышленные качества. Но расширение лесозаготовок в Азиатской части страны требует больших капитальных вложений и планируется лишь в будущем.

Увеличение продуктивности лесов — наиболее значимая задача отраслей лесного комплекса. В ее ответе лежит предстоящее совершенствование способов воспроизводства лесных породного состава и ресурсов культур с учетом лесорастительных территорий, интенсивности и типов лесов лесохозяйственного производства. Особенно нужны уход за лесом, его защита и охрана.

Главным направлением развития отраслей лесного комплекса есть опережающий рост производства прогрессивных видов продукции, снижение экспорта круглого леса и пиломатериалов и повышение экспорта и производства продукции глубокой переработки древесины (в первую очередь бумаги и целлюлозы). Ответственной задачей есть более полное применение лесных ресурсов без ущерба для внешней среды, создание комплексных предприятий по лесовыращиванию, переработке и заготовке древесины.

Ответственной проблемой, в особенности в Европейской части России, есть кроме этого применение мягколиственных пород, сменяющих хвойные по окончании вырубок. Привязанность разработок переработки древесины к хвойным сортам накладывает ограничения на равномерность лесопользования. Связанный с этим очаговый темперамент лесопользования ведет либо к переэксплуатации лесов, либо к банкротству лесопользования в ряде регионов.

Исходя из этого планируется широкое вовлечение в эксплуатацию древесины лиственных пород методом применения ее в строительных работах временных сооружений, жилья, целлюлозно-бумажном производстве.

Перспективным направлением развития лесной индустрии есть создание в лесоизбыточных районах лесопромышленных комплексов (ЛПК) — территориальных сочетаний лесозаготовок и многих производств по механической и химической переработке древесины, разрешающих самый полно применять древесное сырье. На данный момент функционируют вертикально интегрированные структуры с полным технологическим циклом — от лесозаготовки до выпуска готовой продукции на базе Котласского ЦБК, Архангельского ЦБК, Соликамскбумпрома, Сыктывкарского и Невского ЛТК. В этих комплексах удалось на 20-25% снизить затраты производства и тем самым повысить конкурентоспособность создаваемой продукции.

Спрос на лесобумажную продукцию в Европе возрастает. Географическая близость к европейским государствам и наличие морских дорог дают русскому лесопромышленному комплексу определенные преимущества в конкурентной борьбе с мировыми фаворитами экспорта лесной продукции. Принципиально важно суметь этими преимуществами воспользоваться.

Совершенствование структуры отечественного лесного экспорта предоставляет настоящую возможность улучшения его эффективности не за счет расширения размеров поставок за предел, а методом увеличения качества доли и улучшения продукции продукции глубокой переработки.

На данный момент Правительство России осуществляет политику, направленную на снижение экспорта необработанной древесины. В следствии возрос экспорт пиломатериалов из РФ.

Второе приоритетное направление развития лесопромышленного комплекса — увеличение комплексности переработки древесины.

На данный момент до 40% леса остается на вырубках в виде некондиционной древесины, а из того, что вывозится, 50-60% идет в отход. Главная неприятность российского лесного бизнеса — низкоэффективная переработка. В рамках реализуемого федерального проекта Российский лес ведутся разработки в области биоэнергетики, которая разрешит осуществить переработки и отходов полную утилизацию заготовки леса.

Лесной кодекс закрепил децентрализованную совокупность управления лесами, при которой большая часть полномочий по управлению лесным хозяйством передана регионам. Устойчивое управление лесами на базе принятия и подготовки в субъектах Федерации собственных лесных замыслов, лесохозяйственных регламентов будет составной частью стратегии устойчивого развития страны.

Источник: studme.org

как в Америке появилась психиатрия, как отрасль промышленности? Михаил Делягин. 05 10 2014.