Н островский бедность не порок краткое содержание. Островский «Бедность не порок» – анализ


На Святках. Приказчик Торцова, Митя, бедный юноша, влюблён в дочь своего хозяина, Любовь Гордеевну. Добродушная жена Торцова, Пелагея Егоровна , в честь праздника решает устроить у себя вечеринку для молодых девушек – дочери и её подруг. Она приглашает туда и парней – Митю, племянника Яшу Гуслина и их знакомого, купеческого сына Гришу Разлюляева.

Бедность не порок. Спектакль по пьесе А.Н. Островского (1969)

Перед вечеринкой Пелагея Егоровна заходит в конторскую комнату к Мите и жалуется на своего супруга. Гордей Карпыч в последнее время сдружился с богатым приезжим московским фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым. Этот разгульный любитель всего иноземного приохотил и Торцова к чужестранным нравам. Гордей Карпыч, невзирая на собственное простое происхождение, стал хулить «русский обычай» и поговаривать, что в их городишке живут «одни мужики», которые ничего не понимают в европейской культурности и модах.

Когда Пелагея Егоровна уходит, в митиной комнате появляется Яша Гуслин. Митя со вздохами признаётся ему, что изнывает от страсти к Любови Гордеевне. Яша советует забыть об этом безнадёжном чувстве: богач Торцов не выдаст свою дочь за бедняка. К тому же Гордей Карпыч – человек с большим норовом. Яше, своему племяннику, он из самодурства не позволяет жениться на молодой вдове Анне Ивановне.

Приходит друг Яши и Мити – купеческий сынок Гриша Разлюляев, шутоватый повеса. Втроём они поют под игру на гитаре грустную песню в духе народной поэзии Кольцова . За этим занятием их застаёт приехавший домой Гордей Карпыч – и ругает: к чему «горланить, словно мужичьё». Разлюляева он отчитывает за то, что при богаче-отце он носит не модное европейское платье, а русский зипун.

Когда Торцов уходит, к парням заглядывают девушки: Любовь Гордеевна с подругами Машей и Лизой и вдова Анна Ивановна, в которую влюблён Яша Гуслин. Они с удовольствием слушают песни парней. Потом задорная и шаловливая Анна Ивановна уводит всех, захлопывая за собой дверь так, что Митя и Люба остаются в комнате наедине.

Митя в волнении умоляет Любовь Гордеевну посидеть с ним немного. Срывающимся голосом он читает ей несколько строк стихов собственного сочинения о парне, который без надежды полюбил красну девицу. Выслушав, раскрасневшаяся Люба просит лист бумаги, перо, что-то пишет и подаёт свёрнутый листок Мите с уговором прочесть только после её ухода.

Люба выскальзывает в дверь, а к Мите входит брат Гордея Карпыча, Любим Торцов . Некогда Гордею досталось от отцовского наследства торговое заведение, а Любиму – деньги и векселя. Любим поехал в Москву и сдружился там с Африканом Коршуновым – тем самым, что недавно втёрся в доверие и к Гордею. Под дурным влиянием Коршунова Любим в Москве запьянствовал и быстро промотал свой капитал. По натуре весёлый шутник, он стал ходить по городу и скоморошеством собирать копейки на вино. Потом вернулся в родной город, к брату, но тот принял его неласково и стал помогать лишь время от времени, нехотя.

Теперь Любим вновь поссорился с Гордеем и просится к Мите переночевать. Сердобольный юноша впускает его и укладывает спать, а сам разворачивает записку Любы и с замиранием сердца читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

«Бедность не порок», 2 действие – краткое содержание

Митя и Люба случайно встречаются наедине и уже открыто признаются в любви друг к другу. Они решают пойти завтра вдвоём к Гордею Карпычу, упасть ему в ноги и просить благословения на свадьбу.

Вечером в доме начинаются посиделки, устроенные Пелагеей Егоровной для парней и девушек. Собираются Любовь Гордеевна, Маша, Лиза, Анна Ивановна, Митя, Яша Гуслин и Разлюляев. На молодёжь любуются нянька Арина, сама Пелагея и две приглашённые ею знакомые старушки.

Арина обносит гостей рюмками и закусками. Парни и девушки танцуют. Начинается обычное святочное гадание на блюде: кому из девушек суждено в этом году выйти замуж.

С улицы приводят ряженых с медведем и козой. Они поют и играют, забавляя гостей. Но тут входят приехавшие Гордей Карпыч и Африкан Савич Коршунов.

Торцов очень недоволен, что жена устроила вечеринку «на мужицкий манер», с ряжеными. «Сколько раз говорил я тебе: хочешь сделать у себя вечер, позови музыкантов, чтобы было по всей форме». Гордей Карпыч спешит извиняться перед Коршуновым: «Ты, Африкан Савич, не заключай из этого про наше необразование». Гордей велит, чтобы вместо наливок с мадерой подали шемпанское , да побыстрее для ефекта зажгли свечи в гостиной, где поставлена новая небель .

Пожилой Коршунов, хихикая, лезет целоваться к молодым барышням. Потом он вертится вокруг Любы, целует ей руку и достаёт подарки для неё: серьги и перстень с бриллиантами. Люба с отвращением сторонится, но Коршунов, не смутившись, уговаривает: «Полюби те меня, я человек хороший, веселый, хе, хе, хе… Хоть и стар, да не беда. Зато будете в золоте ходить. У меня денег много!»

Гордей Карпыч, откупорив шампанское, громко объявляет: он сосватал Любу за Африкана Савича и хочет переехать из своего города, где «как есть одно невежество», к новому зятю, в Москву.

Пелагея Егоровна в ужасе ахает. Любовь Гордеевна подходит к отцу: «Тятенька! Я из твоей воли ни на шаг не выду. Но пожалей ты меня, не губи мою молодость!…» Однако самодур Торцов возглашает, что своего слова назад не возьмёт.

«Бедность не порок», 3 действие – краткое содержание

Во всём доме Торцовых уныние. К грустно сидящей на диване Пелагее Егоровне приходит Митя: рассказать, что он решил сегодня же ночью уехать из города к матери. «Не моя, Митя, воля – нешто б я отдала за такого!» – горестно говорит Пелагея Егоровна.

Попрощаться с Митей приходит и Люба. С плачем они оба признаются Пелагее Егоровне во взаимной любви. Митя в отчаянии предлагает этой ночью тайком от Гордея увезти Любу домой к своей матери и там обвенчаться. Но Люба не решается «идти супротив отца» – и слушать потом оговоры от людей.

Митя в тоске уходит. Вместо него в комнату стучится Коршунов и просит, чтобы Пелагея Егоровна разрешила ему поговорить с Любой один на один.

Он начинает уговаривать девушку: «Молодой муж вас ценить за любовь не будет. Его и без вас всякая полюбит, а старику-то дорого. Старик-то за любовь и подарочком, и золотом утешит...»

«А вас прежняя жена… покойная, любила?» – спрашивает Люба. Коршунов начинает раздражённо рассказывать, что жена та была к нему непочтительна, хотя он взял её из бедности и содержал на свой счёт вместе с родственниками. «Тогда и я стал с ней плох: кого я полюблю – тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй! Я словом да взглядом, пуще чем делом, доеду; я проходу… отдыху не дам человеку!»

Входит Гордей Карпыч, за которым слуга несёт шампанское на серебряном подносе. Он жалуется Коршунову, что в городке никто не может его оценить, хотя он нанял прислуживать в своём доме специально выписанного из Москвы фициянта «в нитяных перчатках». «Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы всякую моду подражал. Сколько б хватило моего капиталу, а уж себя б не уронил!»

Мальчик Егорушка вдруг со смехом извещает Гордея Карпыча, что в доме появился его брат Любим – сильно пьяный, «и разные смешные штуки отпускает».

Весь дом сбегается к Любиму. Увидев вошедшего Коршунова, тот кричит: «А, приятель! Тысячу лет со днем не видались!».

Коршунов сконфужен. «Помнишь, как мы с тобой в Москве погуливали, из трактира в погребок перепархивали? – кричит ему с хохотом Любим. – А не знаешь ли ты, кто меня с сумой по миру пустил? Теперь отдай старый долг и за племянницу плати миллион триста тысяч, дешевле не отдам!».

Любим поворачивается к Гордею: «За кого ты дочь отдаёшь? Коли ты честный купец – не водись с бесчестным».

«Гони его!» – вопит Гордею Коршунов. – «Я не чисто одет, – кричит Любим, – так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, жены ревностью не замучил, как ты, изверг естества!»

Коршунов в страшной злобе поворачивается к Гордею Карпычу: «Так этакой-то у тебя порядок в доме! Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не понимают. Да в Москве над такими дураками, как ты, смеются. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь твою взял».

Самодур Гордей тут же закипает: «Да опосля этих слов я тебя знать не хочу. За моей дочерью большое приданое, её всякий возьмёт. За кого захочу, за того её и отдам!»

Он оглядывается – и случайно видит Митю. «А вот за Митьку и отдам, назло тебе! Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду!»

Коршунов в бешенстве выбегает. Митя берёт Любу за руку и подводит к отцу: «Тогда благословите нас, Гордей Карпыч. Мы любим друг друга».

Гордей спохватывается: «А ты уже и обрадовался случаю! На деньги её польстился?» – «Коли хотите вы моего счастия, тятенька, – уговаривает отца и Люба, – отдайте меня за Митю».

«Отдай Любушку за Митю, – подходит Любим. – Человек ты или зверь? Митя добрый, он и мне угол даст. Тяжело уж мне, старому, милостыню просить на морозе, а потом её пропивать. Не смотри, что Митя беден. Бедность не порок».

Гордей Карпыч со слезами обнимает Любима: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то я было свихнулся совсем». Он благословляет Митю и Любу. Видя удобный момент, Яша Гуслин подходит, держа за руку Анну Ивановну: «Благослови и нас, дядя!» Гордей на радостях даёт благословение и им.

«Ну, теперь пойдет у нас пляска, только держи шапку», – восклицает Анна Ивановна. Любим Карпыч запевает весёлую песню, все подтягивают.

См. также краткие содержания других пьес А. Островского:

25 января 1854 года в Малом театре Петербурга состоялась премьера комедии Александра Николаевича Островского. Она была написана в 1853 году. Это произведение автор посвятил артисту данного театра Садовскому Прову Михайловичу, который часто участвовал в постановках пьес своего талантливого друга. Комедия «Бедность не порок», краткое содержание которой вы прочтете в этой статье, написана в трех действиях. Все события происходят в одном из уездных городов.

Действие 1

В самом начале комедии читатель попадает в дом грозного купца Гордея Карпыча Торцова. Здесь в одной из комнат сидят конторщик Митя и родственник хозяина Егорушка. Последний читает книгу и сообщает своему собеседнику о том, что в доме никого нет, кроме родного брата купца Любима Карпыча. Через какое-то время приезжают жена хозяина Пелагея Егоровна и дочь их Любовь Гордеевна. В комедии «Бедность не порок», краткое содержание которой приведено здесь, Супруга Торцова сетует на то, что ее муж связался с московским коммерсантом Коршуновым и стал просто несносным. Также она сообщает о том, что теперь богатый купец желает выдать свою дочь непременно за какого-нибудь фабриканта из Москвы. Для Мити это является ужасной новостью. Ведь он тайно влюблен в Любовь Гордеевну. Это выяснилось немного позже, когда конторщик прочитал свои любовные стихи избраннице. Та в ответ сказала ему, что тоже в него влюблена. Но юноша сожалеет о том, что очень беден, что на свое маленькое жалованье обязан содержать свою мать. Он догадывается о том, что купец Торцов никогда не благословит их с его дочерью. В этом произведении очень ярко осветил тему материальных и Александр Островский. «Бедность не порок» - краткое содержание пьесы здесь приводится - подтверждение тому, как в нашем мире все несовершенно.

Действие 2

В следующем действии в доме появляется сам хозяин со своим московским гостем Коршуновым. В это время в гостиной собираются все домочадцы. Накануне Митя объяснился с Любовью Гордеевной и прямо сказал ей о своей любви. Юная пара решается просить благословения Гордея Карпыча на их брак. Но как только купец появился в доме, он прогоняет Митю. Его дочь расстроена, а Коршунов старается завоевать ее расположение, ухаживая за ней и намекая на сватовство. Девушке противен этот старик. Она в слезах умоляет отца не выдавать ее за него замуж. Однако Торцов непреклонен. Он доволен тем, что сосватал дочку за московского фабриканта и всем сообщает о скором браке. На этом заканчивается 2 действие комедии «Бедность не порок». Краткое содержание произведения не позволяет передать всей полноты чувств, испытываемых героями.

Действие 3

Следующий день в доме Торцовых не был радостным. Все заняты предстоящей свадьбой. Но это событие желанно только для Гордея Карпыча и Коршунова. Любовь Гордеевна согласилась с волей отца, но очень подавлена. Ее мать обеспокоена этим. В это время в комнату к ним входит бледный Митя и сообщает всем, что решил уехать к матери. В разговоре с любимой он предлагает ей бежать, но получает отказ. Вслед за ним к юной невесте приходит Коршунов и расписывает ей все прелести замужества с ним. Купец Торцов очень доволен будущим зятем. А вскоре в пьесе «Бедность не порок», краткое содержание которой вы сейчас читаете, появляется персонаж, мелькнувший только в первом действии - брат хозяина Любим Карпыч. Он оскорбляет Коршунова и предлагает ему покинуть дом. Московский коммерсант рассержен подобным обращением и в обиде уходит, разрывая помолвку. В это время в комнату входит Митя и, не боясь свирепого нрава купца, просит руки у его дочери. Торцов звереет, но присутствующие начинают уговаривать его дать благословение на брак влюбленных. Он соглашается.

Комедия «Бедность не порок», очень краткое содержание которой приведено выше, является одним из шедевров великого мастера. Надеемся, что данная статья подтолкет вас на прочтение этого произведения в полном объеме.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Гордей Карпыч Торцов , богатый купец .

Пелагея Егоровна , его жена .

Любовь Гордеевна , их дочь .

Любим Карпыч Торцов , его брат, промотавшийся .

Африкан Савич Коршунов , фабрикант .

Митя , приказчик Торцова .

Яша Гуслин , племянник Торцова .

Гриша Разлюляев , молодой купчик, сын богатого отца .

Анна Ивановна , молодая вдова .

Маша ; Лиза , подруги Любови Гордеевны .

Егорушка , мальчик, дальний родственник Торцова .

Арина , нянька Любови Гордеевны .

Гости, гостьи, прислуга, ряженые и прочие .

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Небольшая приказчичья комната; на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Митя ходит взад и вперед по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича».

Егорушка (читает). «Государь мой батюшка, славный и храбрый король, Кирибит Верзоулович, ныне идти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался».

Митя . Что, Егорушка, наши дома?

Егорушка (зажимает пальцем то место, где читает, чтоб не ошибиться). Никого нет; кататься уехали. Один Гордей Карпыч дома. (Читает.) «На то сказал дщери своей Кирибит Верзоулович…» (Зажимает пальцем.) Только такой сердитый, что беда! Я уж ушел – все ругается. (Читает.) «Тогда прекрасная Милитриса Кирбитьевна, призвав к себе слугу Личарду…»

Митя . На кого же он сердит?

Егорушка (опять зажимает). На дяденьку, на Любима Карпыча. На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя и все. Дяденька Гордей-то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора. Дяденька-то Гордей Карпыч говорит: осрамил, говорит, на весь город. Да теперь и сердится на всех без разбору, кто под руку подвернется. (Читает.) «С тем намерением, чтобы подступил под наш град».

Митя (взглянув в окно). Кажется, наши приехали… Так и есть! Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, да и гости с ними.

Егорушка (прячет сказку в карман). Побежать наверх. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Митя (один). Эка тоска, Господи!… На улице праздник, у всякого в доме праздник, а ты сиди в четырех стенах!… Всем-то я чужой, ни родных, ни знакомых!… А тут еще… Ах, да ну! сесть лучше за дело, авось тоска пройдет. (Садится к конторке и задумывается, потом запевает.)

Красоты ее не можно описать!…

Черны брови, с поволокою глаза.

Да, с поволокою. А как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так это… ах!… Я так думаю, и не привидано такой красоты! (Задумывается, потом поет.)

Уж и где ж эта родилась красота…

Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!… Душу-то всю истерзал тосковамши. Ах ты, горе-гореваньице!… (Закрывает лицо руками и сидит молча.)

Входит Пелагея Егоровна, одетая по-зимнему, и останавливается в дверях.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Митя и Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Митя, Митенька!

Митя . Что вам угодно?

Пелагея Егоровна . Зайди ужо вечерком к нам, голубчик. Поиграете с девушками, песенок попоете.

Митя . Премного благодарен. Первым долгом сочту-с.

Пелагея Егоровна . Что тебе в конторе все сидеть одному! Не велико веселье! Зайдешь, что ли? Гордея-то Карпыча дома не будет.

Митя . Хорошо-с, зайду беспременно.

Пелагея Егоровна . Уедет ведь опять… да, уедет туда, к этому, к своему-то… как его?…

Митя . К Африкану Савичу-с?

Пелагея Егоровна . Да, да! Вот навязался, прости Господи!

Митя (подавая стул). Присядьте, Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Ох, некогда. Ну да уж присяду немножко. (Садится.) Так вот поди ж ты… этакая напасть! Право!… Подружились ведь так, что н□-поди. Да! Вот какое дело! А зачем? К чему пристало? Скажи ты на милость! Человек-то он буйный да пьяный, Африкан-то Савич… да!

Митя . Может, дела какие есть у Гордея Карпыча с Африканом Савичем.

Пелагея Егоровна . Какие дела! Никаких делов нет. Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином всё пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор – и пьют… да! А нашему-то не след с ними. Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит! Мне, говорит здесь не с кем компанию водить, всё, говорит, сволочь, всё, видишь ты, мужики, и живут-то по-мужицки; а тот-то, видишь ты, московский, больше всё в Москве… и богатый. И что это с ним сделалось? Да ведь вдруг, любезненький, вдруг! То все-таки рассудок имел. Ну, жили мы, конечно, не роскошно, а все-таки так, что дай Бог всякому; а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то. Перенял, перенял, уж мне сказывали… все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно – хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Да, да!… Надень, говорит, чепчик!… Ведь что выдумает-то!… Прельщать, что ли, мне кого на старости, говорю, разные прелести делать! Тьфу! Ну вот поди ж ты с ним! Да! Не пил ведь прежде… право… никогда, а теперь с этим с Африканом пьют! Спьяну-то, должно быть, у него (показывая на голову) и помутилось. (Молчание.) Уж я так думаю, что это враг его смущает! Как-таки рассудку не иметь!… Ну, еще кабы молоденький: молоденькому это и нарядиться, и все это лестно; а то ведь под шестьдесят, миленький, под шестьдесят! Право! Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русской-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были. Да разве с ним сговоришь, при его же, голубчик, крутом-то характере.

Митя . Что говорить! Строгий человек-с.

Пелагея Егоровна . Любочка теперь в настоящей поре, надобно ее пристроить, а он одно ладит: нет ей ровни… нет да нет!… Ан вот есть!… А у него все нет… А каково же это материнскому-то сердцу!

Митя . Может быть, Гордей Карпыч хотят в Москве выдать Любовь Гордеевну.

Пелагея Егоровна . Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать… да, право… ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.) Заходи, Митенька.

Митя . Приду-с.

Гуслин входит.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же и Гуслин.

Пелагея Егоровна . Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати.

«Бедность не порок» (первоначальное название «Гордым Бог противится» ) - комедия в трёх действиях Александра Николаевича Островского . Написана в 1853 году . Напечатана отдельным изданием в начале 1854 г.

Действие первое

Митя ходит по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича », затем останавливается и рассказывает Мите, что все домашние уехали кататься. Остался только Гордей Карпыч, он ужасно сердит на своего брата, Любима Карпыча, который накануне на праздничном обеде захмелел, начал разные колена выкидывать, насмешил всех гостей. Гордей Карпыч посчитал это за обиду, рассердился и прогнал брата. В отместку Любим Карпыч созорничал: встал с нищими у собора. Гордей Карпыч пуще прежнего разошёлся и сердится теперь на всех.

Приехали Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна и гости. Егорушка хватает книжку и убегает. Митя остается один, он сетует на жизнь («Всем-то я здесь чужой, ни родных ни знакомых!»), садится к конторке и пытается работать. Но работа не идёт. Мысли Мити заняты любимой.

Пелагея Егоровна останавливается в дверях и ласково приглашает Митю прийти к ним вечером в гости. Гордея Карпыча дома не будет, он уедет к своему новому приятелю - фабриканту Африкану Савичу Коршунову. Пелагея Егоровна жалуется на Коршунова, человека буйного, часто выпивающего в компании своего директора-англичанина. Раньше Торцов отличался рассудительностью, но как в прошлом году съездил в Москву, все русское стало ему не мило: «Мне здесь не с кем компанию водить, всё сволочь, мужики, и живут по-мужицки», - и завел знакомство с «московским» богатеем Коршуновым, который спаивает нового приятеля. Дочь свою, Любовь Гордеевну, хочет выдать замуж исключительно в Москве.

Входит Яша Гуслин, племянник Торцова. Его тоже приглашают вечером в гости, и Яша с радостью соглашается. Митя делится своими заботами с Яшей: Митя, единственный сын старой и бедной матери, должен содержать её на маленькое жалованье; от Гордея Карпыча он видит только обиду, брань и попрёки бедностью; Митя мог бы перейти к Разлюляевым, но у Торцова его держит зазноба сердечная - Любовь Гордеевна. Яша советует Мите выкинуть из головы эту любовь, потому что Гордей Карпыч никогда не благословит их неравный брак.

В комнату входит Разлюляев с гармоникой, он весел и беззаботен, играет и поет, заявляет, что весь праздник гулять будет, а потом женится, да на богатой. Он садится рядом с Гуслиным, слушает написанную им песню. Митя предлагает спеть, и все поют. Посередине песни входит Гордей Карпыч Торцов. Все умолкают и встают. Торцов со злыми упреками набрасывается на Митю. Он замечает книгу стихотворений Кольцова , которую читает Митя, и следует новая порция попреков. Затем достается и Разлюляеву. И после гневной тирады Гордей Карпыч уходит.

После отъезда Гордея Карпыча, в комнату Мити заходят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза. Им скучно наверху, они стали искать интересной компании. Анна Ивановна ведет себя весьма вольно; Митя, Любовь Гордеевна и её подруги напротив - скованно и неловко. Анна Ивановна в открытую спрашивает Гуслина, когда тот на ней женится. Гуслин отвечает, что женится, как только получит разрешение от Гордея Карпыча; затем жестом подзывает Анну Ивановну и шепчет ей на ухо, показывая на Любовь Гордеевну и Митю. В это время Разлюляев веселит девушек: «Я больно плясать горазд. Девушки, полюбите меня кто-нибудь… за мою простоту». Девушки отвечают, что таких слов девушкам не говорят, а Любовь Гордеевна добавляет, глядя на Митю: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому догадаться». Анна Ивановна, закончив совещание с Гуслиным и двусмысленно поглядывая то на Любовь Гордеевну, то на Митю, предлагает всем подняться наверх. Она открывает дверь и пропускает всех, а перед Любовью Гордеевной - захлопывает. Любовь Гордеевна стучится, просит выпустить; девушки за дверью веселятся.

Митя и Любовь Гордеевна остаются одни, и Митя робко говорит, что сочинил для нее стихи. Любовь Гордеевна просит Митю почитать их. Митя садится возле стола, Любовь Гордеевна подвигается к нему очень близко. Митя читает: «…Понапрасну своё сердце парень губит, Что неровнюшку девицу парень любит…» Любовь Гордеевна сидит некоторое время задумавшись, потом пишет ответ и отдаёт его Мите с условием, что Митя прочтёт его потом, когда Любовь Гордеевна уйдёт. В дверях она сталкивается с Любимом Карпычем. Тот веселится, видя испуг племянницы, потом уверяет, что ничего не скажет брату. Любовь Гордеевна убегает.

Любим Карпыч проходит и просит Митю приютить его на некоторое время: после того званого обеда брат не пускает его на порог. Любим Карпыч рассказывает Мите историю своей жизни: когда отец умер, Любиму Карпычу было двадцать лет. Гордей взял себе заведение, а брату отдал деньгами и векселями. Любим Карпыч поехал в Москву получать по билетам деньги и с головой окунулся в московскую красивую жизнь. И через некоторое время почти все наследство было истрачено. То, что осталось, Любим Карпыч доверил своему приятелю, Африкану Коршунову, который его и обманул. Остался Любим Карпыч ни с чем. Остался в Москве, стал скоморохом ходить. Той зимой Любим Карпыч сильно простудился, свезли его в больницу. Решился он, как выздоровеет, сходить Богу помолиться да идти к обратно брату. Брат принял его неласково, стыдиться стал, пенять. После пресловутого обеда обида взяла Любима Карпыча, решил он проучить брата («Ему, дураку, наука нужна»).

Митя собирается подняться наверх, вспоминает о письме. Дрожащими руками он достает его и читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Митя хватается за голову и убегает.

Действие второе

Вечер. Гостиная в доме Торцова. В гостиной темно; только из двери слева свет. В эту дверь входят Любовь Гордеевна и Анна Ивановна. Любовь Гордеевна рассказывает, как сильно она любит Митю. Анна Ивановна предостерегает её от опрометчивых поступков, затем уходит.

Входит Митя. Он спрашивает Любовь Гордеевну, не шутка ли её признание. Любовь Гордеевна отвечает, что все написанное в записке - правда, и требует ответных уверений в любви. Она сначала делает вид, что не верит Мите («А я думала, что ты любишь Анну Ивановну»), но потом признается, что хотела всего лишь пошутить. Но Мите не до шуток, он слишком обеспокоен судьбой их любви. Митя и Любовь Гордеевна решают назавтра броситься в ноги Гордею Карпычу и объявить о своей любви, и дальше будь что будет. Они обнимаются. Когда раздаются чьи-то шаги, Митя тихо уходит.

В гостиную со свечой входит нянька Арина и отсылает Любовь Гордеевну к матери. В комнату вбегает Егорушка, и его Арина просит позвать соседских девушек-служанок петь святочные песни. Егорушка радуется предстоящему веселью и убегает.

В гостиную входит Пелагея Егоровна, она дает Арине указания, затем приглашает пройти остальных: Любовь Гордеевну, Машу, Лизу, Анну Ивановну, Разлюляева, Митю, Гуслина и двух своих престарелых подруг. Старухи и Пелагея Егоровна усаживаются на диван; Анна Ивановна и Гуслин садятся на стулья и тихонько разговаривают, Митя стоит возле них; Маша, Любовь Гордеевна и Лиза ходят по комнате, обнявшись; Разлюляев ходит за ними. Девушки весело пикируются с Разлюляевым, старухи переговариваются, глядя на них, а потом предлагают Гуслину спеть какую-нибудь песню. Пока Гуслин поет, входит Арина с напитками и угощеньем, потчует барышень сладостями, а старухам подает мадеру. Анна Ивановна тихо разговаривает с Пелагеей Егоровной, Разлюляев подхватывает Арину и пускается в пляс, Арина отбивается. Анна Ивановна вступается за Арину и сама вызывается плясать с Разлюляевым.

Входят соседские девушки, их радушно привечают, усаживают. Арина приносит блюдо, покрытое полотенцем - девушки будут петь подблюдные песни, гадать. Барышни снимают кольца и кладут на блюдо; девушки запевают. Разлюляев на словах «К тебе будут гости, Ко мне женихи… Кому вынется - Тому сбудется» вынимает кольцо и отдает Любови Гордеевне.

Приходят ряженые (старик с балалайкой, вожак с медведем и козой) и Егорушка. Подблюдные песни оставлены, ряженых потчуют вином, и они начинают веселить гостей: петь, плясать, разыгрывать сценки; Егорушка пляшет вместе с ними. Пока гости смотрят на ряженых, Митя что-то тихо шепчет Любови Гордеевне и целует. Разлюляев замечает это, подходит и заявляет, что расскажет все Пелагее Егоровне, что он сам хочет жениться на Любови Гордеевне, потому как у его семьи денег много, а Мите в данном случае надеяться не на что. Гуслин вступается за Митю. Их спор прерывает стук в дверь - пришел хозяин.

В гостиную входят Гордей Карпыч и Коршунов. Гордей Карпыч грубо прогоняет ряженых и девушек, лебезит перед Коршуновым, извиняется за «необразование» жены, устроившей вечер «не по всей форме». Но Коршунову, старому сластолюбцу, напротив, нравится компания молодых девушек. Он усаживается в кресло, хехекает, благосклонно принимает внимание к своей персоне. Торцов же изо всех сил тщится произвести «эффект»: велит подать шампанского, зажечь свечи в гостиной, чтобы осветить новую «мебель». Пелагея Егоровна выходит, чтобы выполнить приказание мужа, за ней уходят Арина и старухи-гостьи.

Коршунов подходит к барышням, к Любови Гордеевне, радостно хехекает, намекает на «дни святочные» и предлагает поцеловаться. Барышни не в восторге, отказываются. Гордей Карпыч приказывает подчиниться, и Любовь Гордеевна уступает. Пока Коршунов целует барышень, Гордей Карпыч замечает Митю и прогоняет его, вслед за Митей уходят Гуслин и Разлюляев.

Коршунов подсаживается к Любови Гордеевне, сладострастно хехекает и вручает дорогой подарок - бриллиантовые серьги. Любовь Гордеевна холодно отвечает Коршунову, тот же не церемонясь хватает и целует её руку, заводит разговор о любви и о своем богатстве. Любови Гордеевне отвратителен этот старик, она встает, чтобы уйти, но отец приказывает ей остаться. Она возвращается на свое место, и Коршунов опять хватает её за руку, гладит её и надевает ей на палец бриллиантовый перстень. Любовь Гордеевна вырывает руку, снимает перстень и отдает Коршунову.

В гостиную входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стаканами. Коршунов разыгрывает из себя важного гостя. Гордей Карпыч подносит Коршунову вино, приказывает жене кланяться, а девушкам запевать величальную. Выпив, Коршунов садится возле Любови Гордеевны, подзывает одну из девушек, треплет её по щеке, хехекает и сыплет ей в фартук мелочь. Затем приказывает Гордею Карпычу переходить к делу. Гордей Карпыч намеревается переехать из города, где, «невежество и необразование», в Москву. Тем более что там будет свой человек - зятюшка Африкан Савич. Они уже сговорились и по рукам ударили.

Пелагея Егоровна ужасается, кричит «Моя дочь! Не отдам!»; Коршунов жестко замечает Торцову: «Обещал, так держи слово». Любовь Гордеевна бросается к отцу и умоляет его передумать. Гордей Карпыч неумолим: «Ты, дура, сама не понимаешь своего счастья. В Москве будешь по-барски жить, в каретах будешь ездить… я так приказываю». И Любовь Гордеевна смиренно отвечает: «Твоя воля батюшка!», кланяется и отходит к матери. Довольный Гордей Карпыч приказывает девушкам запевать свадбишную и приглашает дорогого гостя перейти в другую комнату. Любовь Гордеевна плачет в объятиях матери, подруги окружают её.

Действие третье

Утро. Комната в доме Торцова. Одна дверь ведет в зал, где обедают гости, другая - во внутренние комнаты. В комнате сидит Арина, с ней несколько служанок. Входит Пелагея Егоровна и отпускает их. Пелагея Егоровна вся в предсвадебных хлопотах, но на душе у нее тяжело.

Входит Анна Ивановна, а за нею Митя. Еле сдерживая слёзы он говорит, что пришёл проститься с доброй хозяйкой: сегодня ночью он уезжает к матери и больше уже не вернётся. Митя кланяется в ноги Пелагее Егоровне, целуется с ней и с Анной Ивановной. Потом решает, что надо бы и с Любовью Гордеевной проститься. Пелагея Егоровна посылает за дочерью, Анна Ивановна печально качает головой и уходит.

Пелагея Егоровна жалуется Мите на горе: против воли отдает дочь за дурного человека. Митя почти плача упрекает её в том, что она не противостоит своеволию мужа. Пелагея Егоровна сокрушается, просит Митю пожалеть и не упрекать её. Митя в порыве чувств решается открыться и рассказывает о том, что вчера он и Любовь Гордеевна сговорились просить благословения; и вот утром такое известие… Пелагея Егоровна поражена, она искренне сочувствует Мите.

Входит Любовь Гордеевна, она прощается с Митей, плачет. Митя от отчаяния предлагает Пелагее Егоровне благословить их, а затем тайно увезти Любовь Гордеевну к своей старой матери и там повенчаться. Пелагея Егоровна в ужасе («Что ты, беспутный, выдумал-то! Да кто ж это посмеет такой грех на душу взять…»). Да и Любовь Гордеевна против такого плана. Она говорит Мите, что любит его, но из воли родительской не выйдет, «так уж оно заведено исстари». И пусть она будет страдать за постылым мужем, но знать, что по закону живет, и никто в глаза насмеяться не посмеет. Митя смиренно принимает решение Любови Гордеевны, прощается и уходит.

Из столовой в комнату входит Коршунов, он просит Пелагею Егоровну выйти, чтобы по секрету поговорить с невестой «о своих делах». Коршунов подсаживается к плачущей Любови Гордеевне и рассказывает ей обо всех «выгодах» брака со стариком («Старик-то за любовь и подарочком… и золотом, и бархатом…», а молодой муж «глядишь, и приволокнется за кем-нибудь на стороне… а жена-то сохни»), непрерывно целует ей руки и хехекает. Любовь Гордеевна спрашивает, любила ли Коршунова его покойная жена. Коршунов весьма жестко отвечает, что не любила. По сути, Коршунов купил себе жену: «Им, видишь ты, деньги нужны были, нечем было жить: я давал, не отказывал; а мне вот нужно, чтоб меня любили. Что ж, я волен этого требовать или нет? Я ведь за то деньги платил. На меня грех пожаловаться: кого я полюблю - тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй!»

В комнату входит Гордей Карпыч. Он подобострастно говорит с Коршуновым, хвастается своей «культурностью»: «В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках… Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал». Вбегает Егорушка и, смеясь, рассказывает, что пришел Любим Карпыч и начал разгонять гостей. Гордей Карпыч сердится и уходит вместе с Егорушкой.

Входят Разлюляев, Маша и Лиза, а за ними сразу же Любим Карпыч. Он ёрничает в адрес Коршунова; вроде шутит, но в то же время обвиняет в том, что Коршунов разорил его: «Ты меня так возвеличил, в такое звание возвел, что вот я ничего не украл, а людям в глаза глядеть совестно!» Любим Карпыч требует отдать старый долг и за племянницу миллион триста тысяч.

Входит Гордей Карпыч, он гонит брата из дома. Но решительно настроенный Любим Карпыч не уходит, он обличает Коршунова в бесчестии и преступлениях. Гордей Карпыч приказывает увести брата, но Любим уходит сам. Уязвленный Коршунов жалуется на причинённую ему обиду, говорит, что уедет в Москву, требует, чтобы Гордей покланялся «чтоб я дочь-то твою взял». Оскорбленный Гордей Карпыч отказывается кланяться, в порыве гнева говорит, что завтра же отдаст дочь за Митьку, который в этот момент вошёл в комнату. Взбешённый Коршунов уходит.

Митя и Любовь Гордеевна признаются, что давно любят друг друга, и просят благословить «по-родительски, с любовию», а не назло. Гордей Карпыч опять упрекает Митю в том, что он беден и не ровня семье Торцовых. Пелагея Егоровна и Любовь Гордеевна и вошедший Любим Карпыч просят благословить молодых. В ответ Гордей Карпыч утирает слезу, обнимает и благословляет Митю и Любовь Гордеевну. Яша Гуслин спрашивает разрешения жениться на Анне Ивановне и тоже получает благословение. Разлюляев поздравляет Митю, Пелагея Егоровна просит девушек запеть весёлую свадебную песню.

Постановки

  • Премьера 25 января 1854 в Малом театре при деятельном участии Островского. (Гордей Торцов - Степанов, Пелагея Егоровна - Орлова-Синепкая, Любовь Гордеевна - Воронова. Любим Торцов - П. Садовский, Коршунов - Щепкин, Митя - Самарин, Гуслин - Калиновский, Разлюляев - С. Васильев, Анна Ивановна - Никулина-Косицкая, Арина - Акимова).
  • 9 сентября 1854 в бенефис реж. Яблочкина в Александрийском театре (Гордей Торцов - Григорьев 2-й, Пелагея Егоровна - Линская, Любовь Гордеевна - Читау, Любим Торцов - В. Самойлов, Коршунов - Мартынов, Митя - Бурдин, Гуслин - Калиновский, Разлюляев - Марковецкий, Анна Ивановна - Оплова, Арина - Громова). 19 авг. 1884 там же (Любовь Гордеевна - Савине); 25 янв. 1894 там же (Любовь Гордеевна - Пасхалова, Любим Торцов - Давыдов, Коршунов - Варламов, Анна Ивановна - Савина, Митя - Аполлоеский, Пелагея Егоровна - Стрельская, Разлюляев - Сазонов).
  • Малый театр (17 сент. 1908, Гордей Торцов - М. Садовский, Пелагея Егоровна - Садовская, Любим Торцов - К. Рыбаков, Разлюляев - Яковлев)
  • Театр Корша (26 сент. 1914; реж. Санин; Пелагея Егоровна - Блюменталь-Тамарина, Любим Торцов - Борисов).
  • Петроградский академический театр драмы (3 дек. 1921; Пелагея Егоровна - Корчагина-Александровская, Любовь Гордеевна - Домашова, Любим Торцов - К. Яковлев, Коршунов - Корвин-Круковский, Митя - Пешков, Разлюляев - Воронов, Анна Ивановна - Потоцкая)
  • Московский театр им. Ленинского комсомола (1935; реж. Судаков, худ. Матрунин; Любовь Гордеевна - Половикова, Любим Торцов - Соловьёв);
  • Московский театр-студия под рук. Дикого (1936; геж. Топорков, худ. Мепыцутин);
  • Московский театр им. Ермоловой (1936; реж. Терешкович)
  • Санкт-Петербургский театр юношеского творчества им. М. Г. Дубровина (режиссёр Д. В. Лавров)

Бедность не порок — пьеса Островского, с которой мы познакомились на уроке в школе. Написал ее писатель в 1853 году, а через год пьеса была напечатана отдельной книгой. Пьеса, как и книга, имела успех. Вот сегодня познакомились с данным произведением и мы. Теперь сделаем работы Островского Бедность не порок, рассмотрев проблемы, что поднимает писатель.

Анализ пьесы Бедность не порок

В пьесе Островский поднимает различные проблемы, среди которых противостояние среды и личности. Очень часто к человеку относятся в зависимости от его богатств. Чем богаче, тем больше он уважаем, а вот душевные качества и нравственные не берутся в расчет.

Изучая Островского и его Бедность не порок, и делая анализ его работы в 9 классе, мы видим, влияние денег на судьбы людей. Автор нам показал, как именно могут влиять деньги на человека, когда человек начинает им подчиняться и зависеть от них. Деньги выходят на первый план, а вот забота о близких становится второстепенной. Вот только Островский не мог допустить победы денег над человеческими чувствами и доказал читателям, что и богатства бывают бессильными. Доказательством этого являлась любовь дворянки Любы Гордеевой, которую отец хотел отдать за московского богача, к приказчику Мите. Пройдя через испытания, влюбленные сердца все-таки воссоединились. И здесь не последнюю роль сыграл брат Торцова Гордея Любим. Именно он рассказал о подступных планах фабриканта Коршунова, за которого Гордей и хотел отдать дочь, несмотря на то, что она любила другого. Африкан разорил Любима, а теперь нацелился на Гордея. В итоге Коршунов требует извинений, а Гордей, на зло фабриканту, отдает замуж Любу за Митю. Гордей смягчился и был благодарен брату за то, что наставил его на ум и не дал совершить ошибку.

Так два сердца воссоединились, любовь восторжествовала над богатствами.

Делая наш краткий анализ, мы видим что пороки наказаны, а добро торжествует. Свадьба героев становится доказательством тому, что бедность не может являться пороком, а вот черствость и жажда наживы являются самыми настоящими недостатками.