Краткий сюжет сказки о курае. Сказка о курае


К Вакилю Шугаюпову меня привело сообщение в областной газете, где говорилось, что уфимский художник получил авторское свидетельство на изобретение... курая. Честно говоря, заметка обескураживала: как можно изобретать то, что давно известно? Курай — древнейший духовой музыкальный инструмент татар и башкир. Когда-то в детстве я и сам пробовал подбирать на нем мелодии...

— Никакого открытия, собственно говоря, не было,— сказал мне при знакомстве Вакиль Шакирович Шугаюпов, когда я пришел к нему в дом на окраине Уфы.— Курай действительно существует с незапамятных времен. Он древнее легенд. Сначала появился курай, потом уже легенды о нем. Я просто дал ему вторую жизнь. До сих пор его мастерили из тростника, а я начал делать из дерева.

— А почему именно из дерева? — спросил я.— Как замена исчезающему тростнику?

— Можно сказать и так. Но дело не только в этом...

Мы сидим в мастерской Шугаюпова: бак с краской, стол, бочки, кипы буковых и прочих шпонов. И очень много кураев — готовых и полуготовых. Они лежали на столе, стояли в бочках, висели на вешалках.

Василь Шугаюпов — художник. Родился он в ауле Алкино и еще с довоенного детства помнит тоскующий звук курая...

— Были еще причины, которые заставили меня взяться за инструмент,— продолжал Шугаюпов.— Курай из тростника очень хрупок и поэтому недолговечен. А ведь это не настенное украшение, а орудие труда артиста. Хотелось его сделать из более прочного материала. Но, оказалось, не каждое дерево годится... Курай имеет очень низкий звук. В этом отношении он сильно отличается от человеческого голоса. Поэтому на курае почти никогда не аккомпанируют. Певцу трудно подлаживаться под курай, а кураю под певца. А мне очень хотелось обновить древний инструмент, приблизить его к человеческому голосу.

— Ас чего начались ваши поиски?

— С картины. Я хотел по мотивам башкирских преданий написать картину об Урал-батыре. Это наш эпический герой. Легенда рассказывает: было время, когда страшные многоголовые чудовища захватили источники воды, обрекая людей и животных на медленное умирание. Земля, лишившись влаги, зачахла — пожелтели травы, засохли кустарники. Много смельчаков пало в борьбе за воду. Но чудовища были слишком сильны, чтобы их мог одолеть простой смертный. И родила тогда земля богатыря по имени Урал. Он порубил всех злодеев-чудовищ, добрался с мечом до вершины горы и освободил воду из плена. Земля, получив целебную влагу, ожила. Когда пришло время, Урал-батыр умер и стал Урал-горой.

Обдумывая эту легенду, я хотел нарисовать гору, напоминающую человеческое тело или даже тела, изобразить седого старца, который при свете луны играет на курае. Вокруг него сгрудились горы малые и тихо слушают...

Чтобы осуществить замысел, я начал изучать старину. Побывал во многих музеях, прочитал множество исторической литературы. Мне надо было знать многие детали того времени, когда быль смешивается с небылью. Однажды в археологическом журнале я прочел заметку о том, что при раскопках была найдена флейта, сделанная из кости. Она пролежала в земле четыре тысячи лет — и ничего ей не сделалось. Сегодня на ней можно играть так же, как сорок веков назад! «Вот бы и курай наш сделать из такого же прочного материала»,— подумал я сразу о своем любимце. Но где найти такую кость, чтобы она была длинная и полая, как трубка? Обшарил магазины, рынки и бойни, но кости нужной длины и формы не нашел.

— Выходит, сорок веков назад животные были длиннее? — пошутил я.— Ведь нашли же предки подходящую кость для флейты.

— Флейта намного короче. А самый короткий курай — на восемь кулаков...

Вакиль Шугаюпов поясняет, что это значит. Каждый делает себе инструмент сам и мерит его на свой аршин, вернее, на кулак. Кулак определяет расстояние между отверстиями и длину инструмента. Но ведь кулак у каждого свой: у одного с пудовую гирю, У другого — с куриное яйцо. Поэтому и все курай разные.

— Один мой знакомый,— продолжал Вакиль,— увидев, как я осунулся и поскучнел от этих поисков, предложил посмотреть татарский курай (свирель) его прапрадеда-пастуха. Я обрадовался, долго рассматривал, изучал свирель — как, что, отчего и почему. И понял, курай из ели не сделать: слишком мягкое дерево для этого.

— Как же вы нашли то, что искали? — я неотступно подгоняю собеседника.

— Случайно. Хотя... не совсем и случайно, если разобраться. Ведь случай помогает тем, кто ищет.

Мне было поручено сделать мозаичный портрет из дерева, или, как мы его называем, маркетри. У меня под рукой было множество различных шпонов — липовые, березовые, дубовые, ясеневые, буковые... Словом, все цвета — от белого до красного. Но мне не хватало полутона. Желая добиться изменения оттенка цвета, я бросил шпон в ванну с горячей водой — и он свернулся в трубку. «Эврика!» — закричал я как ошпаренный. Жена решила, что я действительно обжегся. Я нашел, из чего нужно делать инструмент. Тогда у меня было одиннадцать видов шпонов. Я испытал все и остановился на буке.

— Почему именно на нем?

— У него поры мельче. Деревья, у которых крупные поры, не годятся для этого. Но найти подходящий материал — это, оказалось, еще полдела...

Вакиль рассказывает, как он обрабатывает шпоны. Долго держит в горячей воде. Потом сворачивает гибкий шпон вокруг палки-болванки, склеивает, обвязывает, сушит. Тщательно обрабатывает напильником, красит, сушит, снова красит, снова сушит. Затем прожигает отверстия.

— Сейчас я это делаю по трафарету.— Хозяин показывает на висящие на стене образцы.— Но потерял много времени, пока нашел оптимальный вариант. Долго не мог ответить на вопрос: на каком расстоянии от края делать первое отверстие, на каком расстоянии друг от друга прожигать следующие?

— А опытные кураисты не могли бы подсказать?

— Я консультировался у многих,— спокойно ответил мастер.— Но рекомендации их были такие же разные, как и их кулаки. Поступал по совету одного знатока — не получалось; действовал, как подсказывал другой,— опять не выходило. Когда совсем устал от добрых советов, стал искать решение самостоятельно. Ведь я хотел не только воссоздать древний инструмент из более прочного материала, но и расширить его музыкальные возможности.

Рассказчик вдруг осекся, поднял палец, призывая к тишине. Я услышал, как из репродуктора в соседней комнате полились звуки курая. Собеседник застыл, даже забыв опустить палец. Да я и сам затаил дыхание. Ведь курай и мне был не чужой. Я родился в соседней Татарии и помнил его жалобное, тоскующее пение с детства. Что за звук! Мягкий, глухой, сиплый, но со множеством красивых призвуков.

— Это, наверно, на вашем курае играли? — сказал я, когда музыка смолкла.

— Нет, это тростниковый,— определил мастер.— Да я и не думал, что старые кураисты побросают сразу свои инструменты. Молодые принимают мой курай охотнее.

— Я знаю, что специалисты дают высокую оценку вашему инструменту. Считают, что он по красоте и чистоте звука превосходит тростниковый. Тонко схватывает мелодию и таит в себе подлинное богатство музыкальных тонов. Может быть, он богаче тростникового, потому что деревянный?

— Не только... Дело здесь и в отверстиях, в их взаимном расположении. Но звуки у деревянного должны походить на тростниковый. Это звук, дарованный кураю природой, и терять его нельзя.

— Сыграйте что-нибудь на своем курае,— попросил я.

— Вообще-то я исполнитель неважный,— заранее извинился мастер, протягивая руку к инструменту.

— Почему курай поет только про горы да про степь вольную? — спросил я Вакиля.— Почему не может спеть о море?

— Поет о том, что ему близко,— улыбнулся мастер.— Горы и степь — его стихия.

И мастер рассказал легенду о том, как жестокий хан наказал бедного джигита и сослал его в глухие горы. Загрустил опальный юноша, затосковал по любимой девушке. Однажды услышал поющий на ветру тростник, что растет высоко в горах. Это и был курай. Кстати, «курай» по-башкирски и есть «тростник». Ссыльный срезал его, поднес к губам — и полилась печальная, как тоска, песня...

— Теперь мне понятно, почему он всегда поет, будто жалуется,— сказал я.

— Но это не единственная легенда о рождении курая. Есть и другие. Даже сказки есть. Но все они почему-то печальные...

— Кажется, вы создали то, что хотели,— сказал я, прощаясь с художником.— Получили авторское свидетельство на изобретение, изготовили полтысячи кураев.


Башкиры (самоназв. - башкорт) - народ, коренное население Башкирии (864 тыс. ч.). Общая численность в России по данным на 1995 г. составляет около 1,35 млн. ч. Живут также в Казахстане (42 тыс. ч.), Узбекистане (35 тыс. ч.) и др. Верующие - мусульмане–сунниты. Удмуртский язык относится (по одной из классификаций) к кыпчакской группе тюркских языков. Письменность на основе русского алфавита.

Все произведения, представленные в данном разделе, печатаются по книге «Башкирские народные сказки» - М.: Детская литература, 1949. Под редакцией профессора Н. Дмитриева.

АКЪЯЛ–БАТЫР

Это было очень давно.

На отрогах старой горы Урал был один башкирский аул. Жили в этом ауле муж с женой; бедна была их жизнь - ни скота, ни птицы у них не было, а хлеб тогда сеяли только богатые, и то очень мало. Трудно жилось беднякам, питались тем, что украдкой ловили рыбу и собирали ягоды.

Однажды, когда наступила холодная зима, у них не было дров. В самую полночь муж с женой пошли в лес и нарубили себе дров. Наутро баи узнали об этом и наказали мужа плетью, а потом связали его вместе с женой и отправили далеко–далеко, в глушь Урала. На новом месте жизнь была еще тяжелее, но вот пришла радость: у них родился сын, мальчик с длинными русыми волосами. Дали они сыну своему имя Акъял–батыр. Рос ребенок не по дням, а по часам. Прошло несколько лет, и Акъял–батыр стал рослым молодцем, охотился на птиц и зверей. Зажила семья сытно. Отец с матерью не налюбуются на сына.

Когда Акъял–батыру исполнилось пятнадцать лет, родители его умерли. Сильно горевал батыр, но делать нечего, надо пойти посмотреть, как люди живут (ведь в лесу людей совсем не было), - может быть, они дадут ему хороший совет и научат жить.

И вот взял Акъял–батыр лук и стрелы, привязал к поясу острый булатный нож и отправился в путь.

Долго шел Акъял–батыр, много пересек он гор, лесов и рек и остановился на отдых у подножья высокой горы.

Лежит Акъял–батыр и видит человека, который выбивается из сил и делает что–то, поднимая клубы пыли.

Встал Акъял–батыр, подошел к человеку и спрашивает:

Эй, человек! Кто ты и что делаешь?

А человек отвечает:

Видишь, горы переставляю, а зовут меня Тау–батыр . Долгие годы живу в этих горах и не видел ни одного человека. А кто ты сам будешь?

Я Акъял–батыр. Покинул родной очаг, хочу посмотреть, что делается на белом свете.

Возьми и меня с собой, - сказал Тау–батыр.

Что же, идем! Вдвоем веселее идти.

Долго–долго шли они по горам и не встретили никого, кроме зверей.

Идут они по дремучему лесу и слышат шум и треск.

Недолго пришлось им идти: видят человека, который выкапывает деревья с одного места и пересаживает на другое.

Подошли батыры к человеку и спрашивают его:

Дай мне самого лучшего коня, тогда я и озеро оставлю на месте, - сказал Абзалил.

Нет, егет! Не могу дать коня. Конь уйдет - славы не будет у меня, - сказал хозяин озера.

Как хочешь, дело твое. А озеро я утащу, - сказал Абзалил и продолжал вить веревку.

Хозяин озера призадумался. Подумал немного и говорит Абзалилу:

Эх, егет, если уж ты такой богатырь и можешь утащить мое озеро, давай будем состязаться! Если ты победишь, я исполню твое желание. Будем бегать наперегонки вокруг озера. Перегонишь меня - твоя и победа!

Хорошо, - сказал Абзалил. - Только у меня есть младший брат; если ты обгонишь его, тогда я буду состязаться с тобой.

Где же твой младший брат? - спросил хозяин озера.

Мой младший брат спит в кустах. Пойди туда, пошурши хворостом - он сразу и побежит, - сказал Абзалил.

Хозяин озера пошел в кустарник, пошуршал хворостом, и оттуда выбежал заяц. Хозяин озера бросился бежать за ним, но никак не мог догнать его.

Подошел хозяин озера к Абзалилу и сказал:

Ну, егет, давай состязаться до трех раз! Теперь будем бороться.

Абзалил согласился. Он сказал:

У меня есть дедушка восьмидесяти лет. Если ты собьешь его с ног, то озеро останется за тобой. Мой дедушка лежит в тальнике. Поди ударь его палкой, тогда он будет бороться с тобой.

Пошел хозяин озера в тальник и ударил палкой спящего дедушку. А это был медведь. Вскочил разъяренный медведь, схватил могучими лапами хозяина озера и тут же повалил его.

Хозяин озера еле вырвался из медвежьих лап. Он прибежал к Абзалилу и говорит:

Силен же твой дедушка! А с тобой и бороться не стану!

После этого хозяин озера сказал Абзалилу:

У меня есть шестидесятиаршинная пегая кобыла. Обнесем–ка ее вокруг озера на своих плечах.

Обноси ты первый, а потом и я попробую, - сказал Абзалил.

Хозяин озера поднял на плечи шестидесятиаршинную пегую кобылу и обнес ее вокруг озера. Потом он сказал Абзалилу:

Ну, егет, обнеси теперь ты.

Абзалил бросил вить веревку, подошел к огромной кобыле и сказал хозяину озера:

Я вижу, ты не так силен. Ты ее на плечи поднимаешь, а я вот протащу ее, обхватив ногами.

Сел Абзалил на лошадь и поскакал вокруг озера.

Хозяин озера видит, что теперь ему придется исполнить свое обещание.

Он привел самого лучшего коня и отдал его Абзалилу.

Хорош был конь: саврасый, резвый, норовистый, с твердыми копытами, мохнатой челкой и короткой гривой. Бабки у него были высокие, ляжки - как у зайца, грудь - как у коршуна, круп узкий, холка высокая, хребет - как у щуки, уши острые, глаза медные, щеки впалые, подбородок заостренный.

…это место славилось хорошими конями. - По преданию, в старину в Башкирии водились дикие кони, которые паслись около больших озер. Об этих конях сохранилось много легенд.

Абзалилово - название одного из районов Башкирии, который славится хорошими конями.

Мифы и легенды народов мира. Народы России: Сборник. - М.: Литература; Мир книги, 2004. - 480 с.

В давние времена жил один хан. Хан этот был очень злой и жадный. Он жестоко угнетал народ.

Каждую неделю он брил себе голову, для этого хан призывал всякий раз нового человека и домой его не отпускал. Народ был в постоянном страхе и так запуган, что люди не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.

Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына. Пошел к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына. Пошел к хану средний сын и тоже не вернулся домой. Старик со старухой были в отчаянии. Через неделю пришли от хана звать и последнего сына.

Жили старики очень бедно. Все, что у них было съестного, мать уже отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать. Старик со старухой были очень этим опечалены. Но мать все же придумала, что дать на дорогу сыну. Она замесила на своем молоке тесто из лебеды и напекла лепешек. Взял егет эти лепешки, распростился с родителями и отправился в путь.

Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он родился и вырос, и с великой тоской на сердце запел, прощаясь с родным Ирандёком, с журчащими ручьями, душистыми лужками и кустарниками, с тенистым лесом и родными горами.

Через несколько дней дошел егет до ханского дворца. Как только его привели к хану, хан дал ему свою остро отточенную бритву и приказал обрить ему голову.

Хан снял корону, и егет замер от удивления: на голове у хана торчал рог. Но удивляться было некогда.

Когда егет обрил хану голову, то хан сказал:

“Посиди тут” — и вышел. А егету очень захотелось есть. Он вынул последнюю домашнюю лепешку и начал ее есть. В это время вернулся хан, он увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам еще никогда не видел и не пробовал.

Хан сказал егету:

— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.

Егет отломил хану кусочек лепешки. Хан съел и говорит:

— Как вкусно! Из чего это испечено?

— Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебеды и испекла эти лепешки, — ответил егет. Хан был поражен и не знал, что и думать. “Я съел лепешки, испеченные на молоке его матери! Теперь выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог, — думал хан.— Чтобы избавиться от этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога человека и оставить там, — решил хан.

Хан позвал своих палачей и приказал им отвезти егета в дремучий лес.

Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли. Потом они ссадили его с коня и бросили в непроходимом лесу, где бродят одни дикие звери.

Долго жил там егет, питаясь кореньями и ягодами. Он смастерил лук и стрелы и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда на нем вся износилась. Все время тосковал он по своим родителям — по отцу и матери — и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как туда дойти.

Однажды, скитаясь по лесу, он устал и прилег под дерево отдохнуть. Поднялся сильный ветер.

Вдруг до слуха егета стали доноситься дивные звуки. Егет вскочил на ноги и пошел в ту сторону. Шел он долго, сам не зная куда, наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Оно покачивалось на ветру и издавало приятный звук. Егет сорвал это растение, сделал длинную дудку, подул в нее и вновь услышал приятные звуки, которые шли из стебля растения.

Егет обрадовался, что нашел себе друга. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Наконец он научился наигрывать разные песни, какие знал еще дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче и спокойнее.

Вот как-то раз шел он, шел и дошел до родных мест. Устал егет с дороги и сел на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный народ, что жил на яйлау, и пришел к егету.

Егет рассказал обо всем виденном народу: о том, как хан убивает молодых егетов, о том, как он сам спасся от смерти. Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.

И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нем хорошие, задушевные песни.

Ольга Васильевна Доронина

учитель музыки МОБУ СОШ №6

им.М.А.Киняшова г.Благовещенска

Урок музыки в 3 классе

Тема урока : Курай – певец земли Башкортостана

Вид урока: объяснение новой темы

Жанр урока: урок – кубаир

Задачи урока: 1) дать понятие о курае как о старинном и востребованном сегодня музыкальном инструменте, используемом в разных музыкальных жанрах, познакомить с известными кураистами, особенностями звучания и изготовления инструмента, композиторской музыке для курае, закрепить знания детей о кубаирах;

2) развивать музыкальные способности: вокальные данные, умение петь различными приёмами, грамотного интонирования, музыкальную память, музыкально-аналитическое мышление; совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров;

3) воспитывать «национальную широту» музыкального вкуса, любовь и стремление слушать национальную музыку своего народа, как фольклорные, так и авторские образцы; чувство толерантности, гордости и уважения к традициям и наследию своей страны.

I . Вход в класс

Под песню «Урал» (муз. Кубагушева) – слушание в записи под аккомпанемент курая

СЛАЙД 1 (муз. вставка)

Ребята, скажите какое музыкальное произведение начало наш сегодняшний урок?

СЛАЙД 1 (название произведения)

К какому фольклорному жанру мы можем отнести эту песню? (кубаир)

Как музыка нам подсказывает, что это кубаир?

Кто является создателем и исполнителем кубаиров? (сэсэны)

II . Сообщение темы урока

СЛАЙД 1 (иллюстрации)

Хорошо. А теперь взгляните, пожалуйста, на доску. Здесь вы видите 2 иллюстрации. Рассмотрите их, вспомните кубаир, который начал сегодняшний урок и подумайте, о чём будет сегодня идти речь на уроке.

Сегодня мы поговорим об одном из самых древних, но в то же время востребованных сегодня, башкирском музыкальном инструменте – курае.

Проведём мы урок в виде кубаира, то есть хвалебной песни, а путеводителем по уроку будет как раз цветок курая. Каждый лепесток курая будет подсказывать нам тему для обсуждения. Ну и, конечно, так как у нас сегодня урок-кубаир, то каждому лепестку курая будут посвящены хвалебные строки. (их выразительно читают ученики)

III . Работа по теме урока

1. Происхождение инструмента

Когда я слушаю Курай,
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.

Пересказ легенды .

Легенда рассказала вам, как люди узнали курай и из чего его изготовили. Из чего же изготавливают этот музыкальный инструмент? Из этого, к какой группе музыкальных инструментов мы можем его отнести?

2. Изготовление курая

Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.

В народе говорили, что истинный кураист может сам изготовить себе инструмент, сделает его под себя. Сейчас я хочу познакомить вас с прославленным башкирским кураистом Сайфуллой Дильмухаметовым. А вы во время встречи с ним постарайтесь понять, почему каждый кураист играет на своём индивидуальном курае, сделанном только для него.

Просмотр видеофрагмента. (Электронный учебник «Музыка»)

Проверим, что же вы узнали об изготовлении этого инструмента. Из чего изготавливают курай? Почему каждый кураист имеет свой собственный музыкальный инструмент? Вам интересно каким бы был курай сделанный для вас? Сколько ладоней отмерял Сайфулла Дильмухаметов? Отмерте и вы от угла парты длину курая для себя.

Практическая работа по отмерению длин курая

Есть и другое название этого растения – дудник, так как он полый как дудка. Так называют это растение русские люди.

От курая зависит и его песня.

3. Песня курая

Заиграй же, мой курай.

Песня, чтоб вошла в сердца.

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца.

Во время просмотра видеофильма об изготовлении курая, вы слышали звуки народной мелодии, исполненной на этом музыкальном инструменте. Скажите, какие чувства вызвала у вас музыка? О чём она вам рассказала?

Действительно, при звучании курая невольно в сознании возникают картины родного края. Ведь испокон века звуки этого инструмента сопровождали башкира всюду: и в радости, и в горе, и в праздники, и в час испытания для народа. Об этом свидетельствуют многие башкирские песни:

Вдоль по Уралу, гляньте, красота,

По – над Уралом свет от белых юрт.

Взойду на скалы, вырежу курай,

Уральский край всем сердцем воспою.

Сегодня мы с вами выучим одну из таких песен. Послушайте её и определите, какие средства музыкальной выразительности использованы для создания её мелодии.

Слушание песни «Курай» и анализ СМВ с помощью карточек

Почему для создания этой песни использованы именно эти СМВ?

Разучивание 1 куплета песни, работа над плавным кантеленным звуком

4. В умелых руках (кураисты)

Кудесник! Бог курая!

Был в народе попросту – ты нам, играя

Согревал и чувства и умы!

Города Европы многоликой,

Сам седой и гордый, как Урал!

Это стихотворение посвящено одному из самых знаменитых кураистов Башкортостана Ишмулле Дильмухаметову.

Известны и другие имена выдающихся кураистов – это

    Кубагуш сэсэн (15-16 век),

    Баик сэсэн (1710 – 1814 гг).

Баик сэсэн прожил длинную жизнь. Когда ему было 102 года, он встречал башкирских воинов, возвращающихся из Парижа с победой, игрой на курае собственную мелодию, которую специально для этого сочинил. Эта мелодия дошла до нас под названием “Баик”.

    2011 год юбилейный год для ещё одного прославленного башкирского кураиста – Юмабая Исянбаева. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения народного музыканта-кураиста.

20 июля 1925 года знаменитый башкирский кураист Юмабай Исянбаев был приглашён в Москву. Там формировалась группа артистов для поездки в Париж. Юмабай Исянбаев повёз с собой тростник с корнем. И когда настала очередь для выступления, он вышел на сцену и прямо перед зрителями сделал курай и заиграл одну мелодию за другой. Один француз поднялся на сцену, посмотрел курай со всех сторон. И когда кураист заиграл мелодию “Баик”, одна французская дама сняла с пальца золотой перстень и надела на палец кураиста.

В память о великом маэстро в нашей республике проводятся Республиканские конкурсы кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева.

Игра «Курай»

А вы хотели бы побывать сейчас в роли кураиста?

Наш урок мы назвали урок-кубаир, и сегодня звучит много хвалебных строк, посвящённых кураю. Как и положено в кубаирах. Но вспомните, что является наивысшей точкой мастерства сесэна? (умение импровизировать) Вот и вы сейчас поимпровизируете, подобно сесэнам. Только импровизация ваша будет пластическая. Во время звучания музыки вы, стоя полукругом будете показывать движения, имитирующие деятельность или черты характера, которые можно изобразить в башкирских танцах. Один из вас – кураист. Он имитирует игру на курае и выбирает того, чья импровизация особенно удачна, отдаёт ему курай, а сам становится на его место. Постараемся сделать так, чтобы курай побывал в руках у каждого играющего.

5. Курай в профессиональной музыке

Мой курай, зазвени, заиграй

Всеми красками звонкого мира,

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!

Сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним молодым, но уже хорошо известным не только в нашей республике, но и далеко за её пределами, кураистом. Это Роберт Юлдашев.

Не смотря на то, что курай – это очень древний музыкальный инструмент. Сегодня он активно используется башкирскими композиторами. И даже порой композиторы экспериментируют, включая курай в состав симфонического оркестра. Получается очень интересное сочетание.

Сейчас в нашем классе прозвучит серьёзное композиторское музыкальное произведение. Это Фантазия №1 для курая и симфонического оркестра. Автор этого произведения Мурад Ахметов, а солировать на курае будет именно Роберт Юлдашев.

Послушайте эту музыку внимательно и подумайте, интонации какой башкирской народной песни слышны в данной фантазии.

Слушание Фантазии, просмотр видеофрагмента (Электронный учебник «Музыка»)

Итак, какую знакомую вам башкирскую народную мелодию вы услышали в данной фантазии? В какой части произведения она звучала? Почему Мурад Ахметов соло в этом произведении написал для курая? Действительно, он хотел показать колорит нашей башкирской музыки, а так же красоту башкирской песни, которая звучит в исполнении на народном инструменте, на котором исполняется более 1000 лет.

IV. Итог урока

СЛАЙДЫ 12, 15 – 18

Недаром говорят:

«Песня – душа народа».

Действительно, она как человек живёт.

Народной песне нет забвенья,

Её любя передаёт народ

Из поколенья в поколенье.

Итак, наш урок-кубаир заканчивается. И сейчас проверим, что вы усвоили за урок.

1. Название растения, из которого изготавливают курай (дудник)

2. Башкирский певец-импровизатор, сказитель (сэсэн)

3. Башкирская хвалебная песня (кубаир)

4. Башкирский кураист, сыгравший соло на курае в составе симфонического оркестра (Юлдашев)

5. Башкирский кураист – юбиляр, в честь него проводятся конкурсы кураистов (Исянбаев)

V . Домашнее задание

Остался последний лепесток цветка курая. Он называется «символ». Подумайте и скажите, почему он получил такое название? Действительно, стилистическое изображение цветка курая мы можем видеть на Гербе и Флаге нашей республики. Может кто-нибудь знает, почему лепестков семь? Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.

Дома вы нарисуете музыкальный инструмент курай, растение из которого его изготавливают и стилизованное изображение цветка с семью лепестками.

VI . Оценивание

VII . Выход из класса

Исполнение «Урал» (муз. Кубагушева) детьми.

Легенда о курае

Легенда о курае

В стародавние времена за семью лесами жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка – брить наголо голову. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого егета. Но ни один из них не возвращался обратно.

В тех местах жили старик со старухой, было у них три сына. Старшие сыновья пропали во дворце хана. Мать собрала в дорогу младшего, положила в котомку лепёшку из лебеды, замешанную на грудном молоке.

Добрался младший сын до дворца хана. Хан вручил егету острый нож и велел побрить его наголо. А на макушке головы хана возвышался козлиный рог! Егет побрил голову хана и сел кушать лепёшку, замешанную на материнском молоке. Этой лепёшкой он поделился с ханом, после чего хан не стал его убивать, а велел выслать его в дремучий лес.

Долго прожил егет в том лесу один. Однажды он услышал странную мелодию. Голос привёл его на вершину горы, и тут он увидел стебель сухого курая. Звуки курая привели его домой. Егет рассказал о тайне хана. Люди поднялись все вместе, пошли во дворец хана и прогнали его из этих мест.

А курай звучит до сих пор и радует людей своей песней.

Легенда о курае

В стародавние времена за семью лесами жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка – брить наголо голову. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого егета. Но ни один из них не возвращался обратно.

В тех местах жили старик со старухой, было у них три сына. Старшие сыновья пропали во дворце хана. Мать собрала в дорогу младшего, положила в котомку лепёшку из лебеды, замешанную на грудном молоке.

Добрался младший сын до дворца хана. Хан вручил егету острый нож и велел побрить его наголо. А на макушке головы хана возвышался козлиный рог! Егет побрил голову хана и сел кушать лепёшку, замешанную на материнском молоке. Этой лепёшкой он поделился с ханом, после чего хан не стал его убивать, а велел выслать его в дремучий лес.

Долго прожил егет в том лесу один. Однажды он услышал странную мелодию. Голос привёл его на вершину горы, и тут он увидел стебель сухого курая. Звуки курая привели его домой. Егет рассказал о тайне хана. Люди поднялись все вместе, пошли во дворец хана и прогнали его из этих мест.

А курай звучит до сих пор и радует людей своей песней.

Когда я слушаю Курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез, -
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.

Заиграй же, мой курай.

Песня, чтоб вошла в сердца.

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца.

Ишмулла!

Кудесник! Бог курая!

Был в народе попросту – ты нам, играя

Согревал и чувства и умы!

Вслед за земляком своим великим

Города Европы многоликой,

Сам седой и гордый, как Урал!

Мой курай, зазвени, заиграй

Всеми красками звонкого мира,

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!

Недаром говорят:

«Песня – душа народа».

Действительно, она как человек живёт.

Народной песне нет забвенья,

Её любя передаёт народ

Из поколенья в поколенье.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.



Курай — самый известный и популярный башкирский национальный инструмент. Можно сказать, что это — символ башкирского народа. Цветок курая изображен на государственном флаге республики.

Но был ли курай всегда башкирским инструментом? И вообще, какова история его происхождения? Несмотря на то, что этот музыкальный инструмент по праву возведен в народе и республике до уровня культа, исследований на эту тему практически нет. Диссертация Ильясова Т. Т. дает очень детальное описание инструмента, его роль и место в новейшей истории башкирского народа, но не дает ответа на главный вопрос — откуда этот музыкальный инструмент появился у башкир.http://v4.udsu.ru/files/1295719106.pdf

А ведь многих интересует этот вопрос. И по праву. Курай — действительно не только главный музыкальный инструмент, но и символ, и гордость башкирского народа. Тем интереснее будет узнать читателю, что таковым он стал относительно недавно. По крайней мере, связывать его с башгардами и бурджанами — древним этносом, являющимся коренным для башкир, — не приходится.

А ОТКУДА ТОГДА КУРАЙ ПОЯВИЛСЯ У БАШКИР И КОГДА?

Давайте для начала выявим главные отличия курая от других духовых инструментов, которые есть практически у всех народов:
1. Курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, носящее одноименное название.
2. Курай не имеет специального приспособления для извлечения звука, как у абсолютного большинства духовых инструментов. В этом его главная уникальность.
3. Курай имеет определенную длину и определенное количество отверстий для игры.
4. Игра на курае, как правило, сопровождается горловым пением.
5. Каждая мелодия, исполняемая на курае, имеет свою легенду.

Есть ли в мире музыкальные инструменты, идентичные кураю по параметрам, по которым он считается уникальным? Принято считать, что нет. Но он есть. Это монгольский "цуур". Его изображение вы видите на фото.

А вот как на нем играют.
http://yandex.ru/video/pad/search…

Цуур так же как и курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, который произрастает в лесах Алтая и Хингана.
Он имеет такую же уникальную конструкцию, как и курай. То есть у него нет специального звукоизвлекающего приспособления.
Цуур имеет определенную длину, которая измеряется размером ширины ладони музыканта. Количество отверстий и расстояние между ними тоже идентично кураю (иногда меньше на одну, что не существенно).
Цуурчи (так принято называть музыканта, играющего на цууре) дополняет исполнение горловым пением. А перед этим обязательно должен рассказать легенду мелодии.

И еще… Почти все песни, исполняемые на цууре, относятся к категории "протяжных песен" ("узун куй") и посвящены прославлению главной горы (Алтая, Хингана), реки и т. д. А также есть мелодии под названием "Черный иноходец" ("Кара Юрга") и др.

И еще… Все помнят башкирскую народную сказку о курае. Она состоит из двух не совсем связанных друг с другом частей. В первом повествование идет о злом хане, который имел рог. Вторая часть легенды повествует о юноше, который услышал, как ветер играет на сломанном стебле растения и изготовил из него музыкальный инструмент. Так вот, сказка с сюжетом первой части легенды о курае есть и у казахов. Но там уже история о создании курая не упоминается. А вот у монгол есть легенда о происхождении цуур. Она полностью повторяет сюжет из башкирской легенды о происхождении курая.

Хорошо, эти два инструменты идентичны. Но каким образом они родственны? И как монгольский цуур мог попасть на Урал? Или все было наоборот?

КАК КУРАЙ ПОПАЛ НА УРАЛ?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны уточнить два момента.
1. Среди какой группы башкир распространен курай?
2. В какой исторический период последний раз соприкасались монголы и башкиры.

Ну начнем, наверное, со второго. Потому что ответ лежит на поверхности. В начале 13-го века Башкирия вошла в состав улуса хана Джучи, сына монгольского императора Чингизхана. Вместе с Джучи Чингизхан послал на завоевание Башкирии 2 тысячи воинов племени унгират (кунграт) и 2 тысячи воинов племени джалаир. Вместе с семьями. Жена Чингизхана Бортэ была из племени унгиратов (кунграт). Вот что об этом пишется в источниках: "Родство с ханским родом обусловило высокое положение унгиратов в Монгольской империи. Хонкираты, обитавшие в XII — начале XIII в.в. на берегах р. Толы (Монголия), расселились главным образом в улусе Джучи (Золотая Орда), приняли в свой состав зависимые (покоренные) тюркские племена и быстро тюркизировались, сохранив в тюркском произношении свой этноним."

Кстати, и в Западной Монголии племена унгиратов, джалаиров и сальжуитов кочевали рядом. Я упомянул здесь сальжуитов потому, что наряду с кунгратами, сальжуиты тоже составляют монгольский компонент у современных башкир. А джалаиры в настоящее время, как этнический компонент у башкир не упоминается. В память о них остались только названия двух рек: Лесной Зилаир и Крепостной Зилаир. Ну и производные от них названия района и поселка — районного центра. Видимо, они кочевали вместе с кунгратами и среди них и растворились. Потому что территория современного расселения потомков кунгратов — башкирского племени тунгаур находится в бассейне именно этих двух рек. Хотя, согласно письменным упоминаниям о ранних кунгратах в Башкирии, первоначально они кочевали вдоль бассейна реки Демы. А Нойоном (эмиром) у них был родной младший брат жены Чингизхана — Алчин (Алшин). До недавнего времени на берегу Демы существовала деревня Альшей, давшее название современному Альшеевскому району. После экспансии в западную Башкирию мангытов и минцев из Крыма и Причерноморья под предводительством Габдуллы хана, потомки кунгратов были вынуждены мигрировать на юго-восток современной Башкирии. Случилось это после поражения Тухтамыша перед Тамерланом в конце 14-го века. Башкиры, как известно, воевали на стороне Тохтамыша.

А при чём тут курай? А при том, что завезли курай на Урал кунграты, потомками которых является современное башкирское племя тунгаур.
История этого племени была до сих пор мало изучена. С легкой руки академика Р. Кузеева историки Сальман Ярмуллин и Фуат Сулейманов связывали происхождение этого племени с древнебашкирским союзом племен, Приаральем и еще далее Тюркским каганатом. А само название племени с древнемонголо-маньчжурским этнонимом Тангор, упоминаемым в китайских хрониках. Конечно же, это в корне не верно. Если бы тунгауры пронесли свое самоназвание от начала тысячелетия (когда оно единственный раз было упомянуто), через все перепитии сначала Восточного, потом Западного Тюркского Каганата, Эфталитских войн, союза с башгардами и бурджанами, конгломерата с баджнаками (печенегами), они точно попали бы во все хроники современников. Осколки этноса сохранились бы и у других соседних народов, как это случилось со всеми другими племенными образованиями. Но тунгауры в следующий раз упоминаются чуть ли не в 17-м веке только. И уже только в составе башкир.

Тунгауры имеют такую же тамгу, как у казахских, каракалпакских и узбекских кунгратов — С (полумесяц). Ораном (боевым кличем башкирских тунгауров является "Кунграт", ну и, наконец, тунгауры и каракалпакские кунграты имеют одну гаплогруппу — N1c или еще называемую N-tat (ханскую), потому что эту гаплогруппу, по мнению некоторых исследователей, носил Чингизхан.

Со временем, башкирские кунграты утратили свое первоначальное название и стали называться по имени одного из своих предводителей — тунгаурами. Тунгаур (а если более правильно — Дунгэур) — очень распространенное монгольское имя, в переводе означающее — бубен. Так звали, например, одного из сыновей Батый хана. Случаи, когда определенная группа родственных семей или даже целый народ начинает называется по имени предводителя, история знает сплошь и рядом: узбеки, ногаи, башкирские усэргэне, кубаляки и т. д.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КУРАЯ.

И сейчас курай, как музыкальный инструмент, распространен в основном среди тунгаурских башкир. Можно сказать больше, 70 процентов всех кураистов, освоивших технику игры на инструменте не в школе и не в музыкальном кружке, а у родителей — представители тунгаурских башкир. Почти все знаменитые кураисты до 80-х годов 20-го века были тунгаурами. А и остальные тоже — соседние тунгаурам бурзянцы и катайцы. Крамольно, наверное, об этом писать, но остальные башкиры курая не знали. Ни в одной деревне вдоль рек Белой (ниже впадения в него Нугуша), Ашкадара, Демы, Юрюзань, Ай, Сунь, Танып, Караидель, Тюй, Сарс, Сармасан и др башкиры на курае не играли. Широкое распространия курай получил значительно позже. Сначала во времена совместных походов башкирских полков в составе войск Золотой Орды, потом Российской армии. Во времена проведения совместных йыйынов, свадеб и других торжеств. Позже, начиная с советского времени — уже через преподавание в кружках, училище искусств и т. д. Мощнейший импульс развитию курая дало его размещение на Государственном Флаге Республики Башкортостан. Он стал символом республики. Открылись целые классы и факультеты по его преподаванию в училище искусств и в Академии искусств. В каждом районе открылись кружки по преподаванию игры на курае, появились целые ансамбли. Большую роль в популяризации инструмента сыграли такие мастера, наши современники, как Мухамат Ичкужин, Азат Аиткулов, Юлай Гайнетдинов, Роберт Юлдашев, Расуль Карабулатов, Азат Бикчурин и др. Благодаря им он стал поистине визитной карточкой башкирского музыкального творчества, да и всей республики. Низкий поклон им!
Но так было не всегда. В 70-ее годы 20-го века на одно из торжеств республиканского уровня было решено пригласить 70 кураистов. Искали по всей республике. Еле- еле наскребли. Курай — практически вымирал. На своей прародине — в Монголии он практически уже изчез.http://m.youtube.com/watch?v=Ml0SmD6ngP0 . Последний настоящий цуурчи умер в 2003-м году. Сейчас там его пытаются возрождать, но шансов очень мало.

У КАКИХ НАРОДОВ ЕЩЕ ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПОХОЖИЕ НА КУРАЙ?

Курай — уникальный, в своем роде, музыкальный инструмент. Он может существовать только там, где произрастает.
Поэтому его нет ни у татар, ни у казахов. Просто природные условия не позволили распространиться ему в степные и лесостепные зоны.

Кунграты были очень пассионарным и воинственным племенем. Кунгратские воины участвовали почти во всех завоевательных походах Чингизхана, его детей и внуков. Оседали на завоеванных территориях. Так осколки кунгратов появились в составе узбеков, каракалпаков, казахов. Есть они даже в Иране. Но у этих потомков кунгратов цуур не сохранился. Потому, что семена растения, из которого изготовляется инструмент в этих краях не приживался.

А вот в Китае, у озера Канас, есть небольшая этническая общность тувинцев. Местные исследователи считают их потомками солдат армии Чингизхана. У них тоже есть музыкальный инструмент, похожий на курай. Они называют его ШООР

У бурят-хондогоров (потомков хунгиратов) тоже сохранился инструмент. Они называют его СУУР. У киргизов есть — ЧООР, у горных алтайцев — ЧОГУР.

У всех этих народов инструмент уже на грани исчезновения и поэтому не так знаменит, как наш курай. У некоторых он имеет более совершенную, не такую архаичную, форму. Но нам они интересны с точки зрения возможности провести параллель с нашим инструментом. Через монгольский ЦУУР (ЦУУР-АЙ) (встречается и такое звучание название этого инструмента) мы можем выйти на более широкий простор поиска родственников нашего КУРАЯ, не так ли?

Несомненно, все эти инструменты имеют один корень. А еще? А если еще упоминания об этом инструменте, удревняющие ее историю? Есть.

Вот цитата: "Эксперты полагают, что прообразом шоора был древний китайский музыкальный инструмент «хуцзя», который имеет 1600-летнюю историю. Существует несколько видов «хуцзя», а шоор является одним из них. Этот музыкальный инструмент так давно появился, что шоор называют в Китае «музыкальной окаменелостью».