Именины. Христианские имена


В наше время широкое распространение получило имя Виктория, что на латыни означает «победа». Иногда в записках, подаваемых о здравии, данное при крещении имя Виктория заменяют на Ника, имеющее такое же значение, но в греческом варианте. Многие православные сомневаются, есть ли такое имя в святцах и почитается ли в православии икона «Святая Виктория». Если вы назвали свою дочь Викторией, будьте уверены – у нее есть своя небесная покровительница, более того, таких святых даже несколько.

Св. мученица Виктория Никомидийская

Об этой святой практически ничего не известно, как и о многих других. Предполагается, что ее мученичество относится к временам самого жестокого преследования христиан в Римской империи, которое происходило в правление императоров Деция и Диоклетиана.

Икона «Виктория Никомидийская» почитается и католической, и православной церквами.

Времена римского императора Диоклетиана, яростного гонителя христиан, остались кровавой страницей в истории первых веков христианства. Подвиг веры она совершила вместе со своим братом Ацисклом, также причисленным к лику святых. Брат и сестра мирно и праведно жили в Кордубе (современная Кордова, Испания). После очередного императорского указа об ужесточении преследования христиан их доставили к чиновнику Диону, чтобы они засвидетельствовали свой отказ от истинной веры.

В амфитеатре города было устроено место для массовых пыток, но Виктория и Ацискл оставались непреклонными. После жестоких пыток брату отрубили голову, а Викторию застрелили из лука. После канонизации они стали считаться главными небесными покровителями Кордовы. И почитают не только в Испании, но и в южных регионах Франции, а икона «Виктория Кордубская» имеется во множестве храмов.

О жизни святой Виктории Кулузской, получившей это прозвание по ее родному городу Кулузе, известно немногим больше. Она жила в конце 5 века в королевстве вандалов, которое находилось на севере Африки, его столицей был Карфаген. Вандалы, которых готы обратили в арианство, с такой же жестокостью преследовали исповедавших истинную Веру Христову, как и римские язычники. Всех их мучительными пытками заставляли отречься от своей веры, и когда не удавалось сломить их неукротимый дух, казнили, ссылали на каторжные работы в рудниках, изгоняли в пустыню, где они умирали от голода и жажды.

В Карфагенском мартирологе значится и Виктория Кулузская, икона которой почитается наряду с образами других святых мучеников. Будучи женой и матерью, она и во время пыток отказалась отречься от веры в истинного Христа, как ни уговаривал ее муж. Палачи бросили ее, решив, что замучили до смерти, но она через какое-то время очнулась и была исцелена от ран волей Господней. Иногда в мартирологе она поминается греческим вариантом своего имени – Ника Кулузская.

Имена Виктор и Виктория относятся к парным, и если уж говорить о святых мучениках с таким именем, то нельзя не вспомнить святого мученика Виктора Дамасского. Он был римским воином во 2 веке, то есть в самый ранний период распространения христианства. Виктор не только не скрывал своей веры, но и проповедовал ее другим. Когда началось очередное гонение на христиан, Виктора вызвал к себе военачальник Севастиан, под началом которого он служил, и потребовал от него жертвоприношения языческим богам. Виктор, зная, что его ожидают тяжкие муки, отказался и заявил, что с радостью примет страдания во имя Христово.

Его стали пытать, переломали пальцы, выкрутили их из суставов, а затем бросили в печь. Однако через трое суток, когда печь открыли, Виктор волею Божьей вышел из нее живой и невредимый. Тогда его два раза накормили отравленным мясом, но и тут мученика спасло попечение Господне. По повелению Севастиана Виктору выкололи глаза и подвесили на дереве вниз головой, однако и через три дня он все еще оставался жив. Тогда ему отсекли главу мечом, но перед этим он успел предсказать своим мучителям гибель через 12 дней, а военачальнику Севастиану – пленение врагами через 24 дня. Именно так все и произошло, и многих язычников это побудило принять веру Христову.

Для христиан святой Виктор почитается наряду с другими страстотерпцами за веру, стал примером несгибаемого мужества.

О чем молятся, в чем помогают эти иконы

Святые мученики – наши небесные покровители, и молитва перед их иконами – это как бы передача наших просьб самому Господу. Чаще всего к ним обращаются за укреплением стойкости духа и помощью в сложных жизненных ситуациях. Виктор и все святые мученицы Виктории особенно покровительствуют тем, кто носит эти имена, а икона «Виктория» станет хранительницей девочки или женщины, носящей это имя.

Молитва св. мученице Виктории

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Виктория, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.

Молитва св. мученику Виктору Дамасскому

О святый угодниче Божий, славный мучениче Викторе! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед, напастей, и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Однажды Спаситель проходил через Самарийскую землю, благовествуя Евангелие. Чтобы отдохнуть и восстановить силы, Он остановился рядом с городком Сихарь. В это же время к колодцу за водой подошла женщина самарянка. Ее звали Фотиния.
Христос попросил у нее воды, на что Фотиния, изумившись, спросила, как Он, будучи иудеем, просит воды у самарянки, ведь иудеи и самаряне в те времена не общались. Спаситель ответил ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Фотиния не сразу поняла Его, но Христос ей сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
В своих словах Господь подразумевал под «живой водой» Себя и Свое учение, но Фотиния решила, что речь идет о свежей проточной воде. В это же время Иисус Христос поведал ей о ее жизни, наполненной грехом, а женщина признала в Нем Великого Пророка и Учителя. Она стала расспрашивать Его: кто же правильно поклоняется Богу: самаряне или иудеи? На что Иисус ей ответил: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». После этого разговора, святая Фотиния устремилась в город, где рассказала многим о встрече со Христом. Вместе с ней еще многие самаряне уверовали в Него.
Так святая Фотиния стала одной из преданных учениц Христа, которая проповедовала Евангелие во многих уголках мира.
Во времена правления жестокого императора Нерона, после убийства святых апостолов Петра и Павла, святая Фотиния была схвачена стражниками-язычниками. На допросе в присутствии Нерона, она исповедала Христа. Жестокий правитель приказал отрубить ей руки топором, но сколько не трудились изверги, они не могли даже к ней подступиться, т.к. падали сами на землю.
Тогда Нерон приказал отвести Фотинию к себе во дворец, где оставил ее под присмотром своей дочери Домины, которая после бесед с мученицей Фотинией сама уверовала во Спасителя Христа. Вместе с ней и 100 ее рабынь.
Узнав об этом, взбешенный Нерон приказал снять кожу с Фотинии, а затем бросить ее в колодец. Так окончилась земная жизнь этой Великой Мученицы. Святая Фотиния, моли Бога о нас!

С сайта 123rf.com

Дети советской эпохи могут вспомнить слова из известной песни Аллы Пугачёвой: «Святая ложь! Пусть даже ты свята, твоя мне надоела доброта! Я тебе не верю». Бывает ли на самом деле святая ложь? И вообще, может ли святость быть совместима с ложью, которая применяется в благих целях?

Ложь и Закон Божий

Девятая заповедь Божьего Закона гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16) . Эта заповедь имеет непосредственное отношение к поведению в суде. Но это не означает, что в других случаях обман допустим. Библия также говорит: «Удаляйся от неправды…» (Исход 23:7) . Священное Писание учит сохранять дистанцию между собой и всякой ложью.

Тем, кто живёт в согласии с Божьим Законом, чужда любая неправда. Исследователь Альтерман, комментируя вышеупомянутые слова Библии, отмечает: «Ложь дестабилизирует отношения и дискредитирует идею святости». Использование неправды с целью исказить действительность или скрыть истинное положение вещей является грехом и неизбежно, рано или поздно, приводит к плачевным последствиям.

Ложь во имя спасения жизни

Но как быть в тех весьма редких случаях, когда чья-то жизнь зависит от наших слов? Как поступить? Сказать правду и подвергнуть человека смерти или обмануть, тем самым согрешить, но спасти жизнь? Но где гарантия того, что вашей лжи поверят? Почему-то большинство лжецов убеждено в положительном исходе своих лукавых действий. Если их принципы универсальны, то они должны работать всегда, но это не так.

Оправдывая ложь, некоторые христиане вспоминают библейскую историю о блуднице Раав, которая укрыла у себя дома израильских лазутчиков и спасла им жизнь, обманув искавших их воинов (см. Иисуса Навина 2:3–5). Они делают следующий вывод: «Если явного осуждения обмана Раав в Библии нет, значит, в исключительных ситуациях ложь допускается. К тому же, в послании Иакова поступок Раав отмечен как положительный: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путём?» (Иакова 2:25). Не стоит торопиться с выводами. Да, Раав спасла жизнь лазутчикам. Но означает ли это, что Бог не мог о них позаботиться? Он ли в уста этой язычницы вложил неправду, чтобы спасти Своих детей? Неужели Праведный Бог использует грех во благо? Так мыслить - значит неправильно понимать Писание. Иаков говорит о ВЕРЕ блудницы, точнее о том, каким образом она её проявила, опуская пикантный момент с ложью. Вопреки языческим суевериям, она продемонстрировала веру в Единого, Уникального и Истинного Бога Яхвэ. Тем не менее, вера в Бога не даёт права грешить.

К сожалению, многие верующие люди, оказавшись в стеснённых обстоятельствах, прибегают ко лжи как единственному выходу. И всё же, стоит больше доверять Богу, чем своим предположениям. Ведь Он ради Своих послушных детей, как и раньше, готов творить историю.

Священное Писание не даёт права для особых ситуаций в оправдание лжи. Всех, кто прибегает к её помощи, Библия считает беззаконниками: «Слова уст его - неправда и лукавство» (Псалом 35:4).

Святость и ложь

По своей сути, с библейской позиции словосочетание «святая ложь» весьма противоречиво: ложь есть грех, а святость - это характеристика безгрешного Бога. Ложь и святость абсолютно несовместимы. Ведь святость выражала себя через идеи чистоты и отделённости. Также несовместимы Бог и дьявол. Именно дьявола Иисус Христос назвал отцом лжи: «Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он - лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44) . Следовательно, всякий прибегающий ко лжи, независимо от обстоятельств, обретает дьявольское вдохновение, как проводник лжи, из её источника. Поэтому святой лжи не существует. Надо признать, что святость и обман сосуществуют в одном мире, но это лишь временное явление. К счастью, союз святости и лжи во имя «благих целей» не находит поддержки у Всевышнего.

Что делать?

Как же быть? В припеве песни Аллы Пугачёвой, которая упоминалась в самом начале, сказано:

«Мне правда горькая сказала: “Не робей!”,
и стала я от этих слов ещё сильней.
И потому, не надо ложью помогать.
Не надо лгать, не надо лгать!»

Святая Библия призывает: родителей - не учить детей лжи, даже в интересах семьи; государственных служащих - быть мужественными, чтобы говорить правду, не боясь последствий; судей, адвокатов и прокуроров - быть честными и неподкупными; учителей - помогать своим ученикам отличать истину от заблуждения; всех христиан - подражать Христу Спасителю. Иначе это приведёт к ужасной трагедии, о которой сказано в Откровении Иоанна Богослова: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и ВСЕХ ЛЖЕЦОВ участь - в озере, горящем огнём и серою. Это - смерть вторая» (Откровение 21:8).

Апостол Павел писал: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Ефесянам 4:25) , ведь «сеющему правду - награда верная» (Притчи 11:18) .

Владимир Лукин, газета «АКЦЕНТ»,
печатается с сокращениями

С уществует в православном мире традиция нарекать имя человеку, принимающему Крещение, в честь того или иного святого. Традиция сама по себе прекрасная и светлая, но, увы, нередко закрывает собою смысл Таинства Крещения.

В народе распространено суеверие, что крестят якобы для того, чтобы «человеку был дан святой, чье имя бы он носил». Подбор имени святого оказывается более важным (с точки зрения обывателя), чем само возрождение личности человека в купели Именем Живоначальной Троицы.

Это суеверие поддерживают многие священники, объявляя, что те или иные имена являются «нехристианскими», и требуя, чтобы принимающий крещение выбрал себе «другое имя по святкам». Заметим, что эта традиция не имеет не только канонического основания, но также и никаких намеков в самом Таинстве Крещения, где центральным является - возрождение человека во Христе и укоренение крещаемого в Теле Церкви, «дабы быть ему уже не чадом плоти, но чадом вечного Твоего Царства».

Первоначально традиция наречения имени в честь святого возникла в византийском императорском дворце. Когда в XII веке был принят закон о династическом престолонаследии (а до тех пор императором мог быть «провозглашен» любой гражданин Византии), то династия Порфирогенезов («Багрянородных»), дабы упрочить свою династическую силу, стала давать в Крещении наследника престола имя одного из императоров Византии, прославленных в лике святых. Из дворца эта традиция вышла в народ. Но это была и остается «чисто традиция», не имеющая никакого (даже косвенного) отношения к Таинству Святого Крещения.

Был ли святой покровитель у мученика с «нехристианским» именем Меркурий?

Если мы взглянем на наши святки, то увидим, что там множество просто «недопустимых» по нашим современным меркам имен. К примеру, 6 июня (24 мая - по юлианскому календарю) празднуется память мученика Меркурия , пострадавшего в 218 году. Это был первый святой с этим именем.

Но давайте вспомним, что данное имя взято из языческой мифологии - так звали одного из «богов». Таким образом, мученик Меркурий был по рождению язычник, а Христа принял уже в сознательном возрасте. Но почему-то Церковь не только не погнушалась этим именем (нет нигде ни малейшего намека на то, что в древности имена крещаемых менялись), но даже прославила его в лике святых с таким языческим именем.

Точно так же обстоят дела с другими «нехристианскими» именами: Аполлоний (в переводе с греч. «посвященный Аполлону» - одному из языческих «богов»), коего память 23 / 10 июля; Олимпиада (7 августа / 25 июля); Сатурнин (16 / 3 июля); Ахилла и Ахиллеса (в честь Ахилла, Ахиллеса - гомеровского героя, память 16 / 3 июля, 2 сентября / 20 августа); Афинодор (с греч. «дар Афины», языческой «богини» - память 15 / 2 марта); Дионисий - в честь «бога» Диониса (Вакха), память коего 16 / 3 октября. Это лишь немногие из полного списка «нехристианских» имен.

Но если Церковь не гнушалась именем даже языческого «бога», данным человеку до Таинства Крещения, и не настаивала на замене этого имени при Крещении, то почему у нас современные священники требуют, чтобы менялись такие имена, как Роза, Альбина, Алиса, Эдмунд, Лилия, Марта, Карл или Клара? Чем провинились вышеназванные имена?

Обычно, в ответ ссылаются на отсутствие у этих имен «святых тёзок». Но кто был святым небесным покровителем мучеников Меркурия и Аполлония? В честь какого «святого» носили свое имя Дионисий Ареопагит или Олимпиада?

Везде ли православным дают имена в честь святых?

Вот какую справку по данному вопросу дает А.Г. Кравецкий - участник Поместного Собора РПЦ 1917–1918 годов: «Что касается того обстоятельства, что некоторые православные носят имена, которых нет в церковных месяцесловах и календарях, то в разъяснении этого недоумения следует иметь ввиду, что...благочестивый обычай нарекать имена только в честь непременно канонизированных святых есть по преимуществу наш русский обычай . ...Хотя и у нас нет соответствующего церковного акта или постановления, одобряющего этот обычай, а в других Поместных Церквах такой порядок не только не соблюдается, но даже не принимается во внимание... Так, у греков, наряду с обычными именами, имеющими аналогии в святках, встречаются также имена Ставра, Меркула, Панагиота и др., у болгар - Драгутина, Милютина, Милош и др. Даже у нас на Руси некоторые женщины, посетив Палестину, принимали монашеский постриг с именем Назареты в честь города Назарет, и ни у кого не возникало смущения от того, что такого имени нет ни в одном православном Месяцеслове» .

Из всего вышесказанного мы видим, что нет ни малейших оснований отказывать человеку в освящении Святым Крещением того имени, которое дано ему при рождении (за исключением, разве что каких-нибудь откровенно богоборческих). Это следует особо подчеркнуть, так как находятся люди, которые доходят просто до кощунства, повторно принимая Крещение с другим именем, хотя в Символе Православной Веры мы четко свидетельствуем: «Исповедую едино Крещение». 47-е правило Святых Апостолов предаёт анафеме человека, дерзнувшего на такое кощунство.

Как причащаться тому, кто не помнит своего крещального имени?

Хотелось бы также обратить внимание на неуместность «перенаречения» имени (через чтение молитвы «8-го дня от рождения») в тех случаях, когда человек точно знает, что был крещен и помнит, как вместе с бабушкой в детстве посещал храм и причащался, однако не запомнил своего крещального имени.

Обычно в таких случаях священник читает «молитву на наречение имени во осьмый день от рождения». Но молитва на наречение имени относится, все же, не к имени Димитрий или Василий, а к имени Христову, что и сказано в самой этой молитве: «Дай, Господи, чтобы неизгладимо пребывало Имя Твоё Святое на нем», а не имя «Димитрий» или «Иоанн». В том случае, если человек не знает, с каким именем его крестили, он может спокойно причащаться с тем именем, с которым он известен в обществе.

В этом отношении показателен пример апостола Павла. Существует миф, что иудей Савл в крещении стал Павлом. Однако ничего подобного в Священном Писании мы не встречаем.

В книге Деяний Апостольских описывается крещение обратившегося Савла (Деян. 9:17–126 ), и затем он всюду выступает с этим именем (см. Деян. 11:25,30 ). И даже хиротонию он принимал с именем Савла (Деян. 13:1–3).

Впервые имя Павел встречается в миссионерском путешествии, когда Савл покинул семитскую среду и отправился в Европу. Во время проповеди на Кипре он впервые назван Павлом (Деян. 13:9 ). Кстати, нередко библейские персонажи меняли себе имя (или получали от кого-либо другое наименование) по случаю тех или иных важных событий, совершившихся в их жизни. Однако подобные «перенаречения» не требовали никакого специального ритуала, обряда или посвящения.

Писание, наоборот, дает нам пример более свободного отношения к своему собственному имени. Есть одно имя, которым мы должны дорожить, и которое даётся нам в Крещении: "У нас одно великое дело и имя - быть и именоваться христианами» . И мы, получив в Крещении освящение Именем Троицы, носим это имя на себе независимо от того, какое «личное имя» дано нам - Василий или Гермес, Алиса или Мария. А священнику на приходе все же не следует принуждать уже крещеных христиан с «не-святочными именами» к непременному переименованию «в честь какого-то святого».

Кравецкий А.Г. Календарно-Богослужебная Комиссия // Учебные Записки РПУ им. ап. Иоанна Богослова. М. 1996, с. 187-188.
Свт. Григорий Богослов. Слово надгробное Василию Великому.

Это личности, которых церковь и верующие особенно чтят за их стойкость в вере, бескорыстие, стремление преодолеть греховность, способность творить чудеса и др. Считается, что такие люди достигли «прямого» соединения с Богом.

Святым не поклоняются (поклоняются лишь Богу), а просят ходатайствовать о чём-то перед ним. Изображают святых с сияющим кругом вокруг головы – символом, внешним признаком святости.

Сколько всего святых в православии?

Точной цифры тут нет. По преставлениям христиан, Бог приближает человека к себе и тот становится святым, но люди об этом могут никогда и не узнать. Среди них безвестные мученики за веру, погибшие на аренах римских цирков, в советских тюрьмах и лагерях.

— были позабытые ныне православные святые, которых когда-то почитали на Востоке;

— помимо «общеправославных», есть многочисленные святые, которых чтят в разных поместных церквах;

— немало западных святых, которые канонизированы до разделения христианства на и ; однако их выверенного списка нет.

Почитают ли в церкви хоть как-то те тысячи святых, имена которых неизвестны?

Для этого у православных есть особый праздник – «Неделя всех святых». В его названии сохранилось старинное название седьмого дня недели – воскресенья.

Этот праздник отмечают через семь дней после . В календаре католиков этот день привязан к чёткой дате – 1-е ноября.

Кто стал первым русским святым?

Их было двое – братья-князья Борис и Глеб (это их имена при рождении, после крещения они стали Романом и Давидом). Отцом их был киевский князь Владимир Креститель. По распространённой версии Борис и Глеб погибли от рук убийц, посланных их братом Святополком. Их подвиг христиане видят в отказе от вооружённого сопротивления, смирении перед угрозой смерти.

И до гибели братьев на Руси жили святые, но церковь канонизировала их позднее чем Бориса и Глеба. Это были крещёные воин-варяг Феодор и его сын Иоанн, убитые толпой дружинников при князе Владимире, когда тот был ещё язычником.


Позднее к святым причислили и самого Владимира – как крестителя Руси, а также княгиню Ольгу, которая стал христианкой ещё до того, как была крещена Русь.

Всегда ли святые добродетельны?

Святые – это земные люди, жизнь которых далеко не всегда была беспорочной. Церковь причислила к лику святых одного из двух злодеев, распятых рядом с Христом: преступник перед смертью раскаялся и принял Иисуса.

В жестоких гонениях на христиан участвовал в молодости апостол Павел. Аморальной, в нашем представлении, была первоначально и жизнь равноапостольной Марии Египетской. Знаменитый монастырь Оптина пустынь в Калужской области основан раскаявшимся разбойником по имени Опт, который стал монахом Макарием.

В общем, святые были лишены обычных людских страстей, но научились контролировать, направлять их, следовать высшим духовным потребностям.

При каких условиях человека могут объявить святым?

В Русской церкви для этого приняты три условия: его благочестивая жизнь, почитание народом и чудеса, творимые благодаря его останкам или обращением к его имени. Третье условие считается самым важным, это как бы указание самого Бога на то, что данная личность соединена с ним. Кроме того, с момента смерти праведника должно пройти хотя бы несколько десятков лет.


Общая процедура (она называется канонизацией) такова. Создаётся комиссия, которая собирает и оценивает свидетельства о благочестивости, почитании и чудесах. Если свидетельств много и они признаются достоверными, высший церковный орган – Собор, принимает решение о канонизации.

Конечно, святым человека делает не она – решение означает лишь официальное признание его подвига и разрешение чтить его, наравне с другими святыми, обращаться к нему с молитвами.