Дойти до самой. Анализ стихотворения Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…


Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Б.Л.Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, лауреат Нобелевской премии. В тяжелые для Пастернака шестидесятые годы он написал одно из замечательных стихотворений – «Во всем мне хочется дойти до самой сути», которое заставило меня о многом задуматься.

В своих стихах Б.Пастернак пытается дойти до самой сути, найти ниточку, которая приведет к ответу на волнующие его вопросы.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать. Чувствовать, любить,

Свершать открытья.

И ему это удалось. Прочитав философскую лирику поэта, вывод можно сделать лишь один: ничто живое не вечно. Вечны только нравственные ценности, время, вселенная.

Афористическую фразу Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути» я понимаю как цель поэта уловить и передать в стихах подлинность настроения. Состояния души. Чтобы этого достигнуть, разумеется. Поверхностного взгляда недостаточно. Автор во всем хочет дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней.

До сердцевины.

Мне нравятся стихотворения Пастернака не только потому, что могу найти в них исчерпывающие ответы на вопросы, но и потому, что я могу насладиться их художественным совершенством. Мне нравится умение поэта найти совершенно неожиданные сравнения. Такие яркие. Точные.

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

Только настоящий мастер может так живо воссоздать картины природы, ощущения человека.

Пастернак умеет находить связь между далекими явлениями и событиями. Сочетать воздушное и земное: « скрещение судьбы» и «скрещение рук», ангел и соблазн.

Стихи Б.Пастернака наполнены изящными метафорами: «я б разбивал стихи, как сад», в стихи б я внес дыханье роз», « места и главы жизни… отчеркивая на полях».

Эпиграфом к своему стихотворению Пастернак взял слова Марселя Пруста: « Книга – это большое кладбище, где на многих плитах уже не прочесть стершихся имен». Стихи Пастернака живы, кладбищем они не стали.

Когда читаешь стихотворения Бориса Леонидовича, задумываешься над смыслом жизни. Глубже вникаешь во многие философские вопросы.

Мне он помог дойти «до самой сути» тех вещей, которые раньше казались неясными.

Борис Пастернак известен не только как поэт-лирик, но и как поэт-философ, пытающийся найти место под небом и живым взойти на плаху познания. Поиск сути бытия хорошо заметен в стихотворении «Во всём мне хочется дойти», написанном Пастернаком в 1956 году.

Уже в первых строках видно, что Борис Леонидович не готов довольствоваться часть, а желает познать целое, увидеть суть жизни:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Для этого требуется узнать сущность протекших дней, найти их причину, корни и сердцевину, иначе ответ не будет полным. Узнав сущность происходящего, можно делиться с ней в стихах и прозе, открывать читателю новые мелодии познания и стать для него компасом и ориентиром в жизни.

Поэт хочет не терять нить поиска, параллельно с этим совершая открытия, продолжая любить, думать и чувствовать. Не всё можно увидеть, понять и передать другим сразу, для этого требуется время, призвание и самоотдача. В качестве примера Пастернак показывает своё желание написать о свойствах страсти, которая живёт в душе каждого, но далеко не всем открывает своё истинное понимание.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

В стихотворении, анализ которого я провожу, Пастернак говорит, что в стихах должна отражаться жизнь во всей полноте красок. Поэзия войдёт в душу читателя, если в ней будут раскаты грома и дыханье мяты. Если строки пишутся сухо, а автор не может понять причин и цели сочинительства, то поэзия не будет востребована – она родится мёртвой и не сможет ожить в сознании читателя.

Пастернак в стихах призывает искать смысл жизни, во все моменты оставаться человеком и учиться оценивать свой жизненный путь. Призыв направлен и обычному читателю и коллегам по поэтическому цеху.

Найти суть жизни дано не всем, но оставаясь в вечном поиске можно увидеть всполохи истины и достичь гармонии. Относительно творческого человека это правило обязательно, иначе писать будет не о чем и передать следующим поколениям нечего.

Рифма стихотворения гармонична, строки легко запоминаются, но при всей напевности они скрывают в себе глубокий смысл, который и пытается нам передать в гармонии лирики великий русский поэт.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

Тема поэтического вдохновения, назначения поэта и поэзии, тема призвания волновала Пастернака на протяжении всей его жизни. Это отражено в стихотворениях разных лет: «Определение поэзии» (1919), «О, знал бы я, что так бывает … » (1932), «Гамлет» (1946), «Во всём мне хочется дойти до самой сути … » (1956), «Быть знаменитым некрасиво… » (1956) и др.

Обратимся к стихотворению Пастернака «Во всём мне хочется дойти… », которое, несомненно, можно рассматривать как осмысление жизненного и творческого пути. В то же время это философское размышление о жизни вообще, о той судьбе, которая сложилась, и той, которая могла бы быть; о возможности иного пути в поэзии.

Удивление от обладания «таинственным даром речи»! не покидало Пастернака никогда. С годами его поэзия всё больше наполняется той глубинной философской мудростью, для выражения которой лучше всего подходят простые, ясные и совсем обычные слова. Но тень сомнения всё же иногда проскальзывает в его стихах: так ли распорядился он тем бесценным даром, который был ему уготован? И не потому ли мука «достигнутого торжества» не даёт поэту покоя?

Послушаем выразительное чтение стихотворения.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо

В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

Обратимся к теме стихотворения, Она не вызывает у ребят сомнения – назначение поэзии, смысл жизни поэта.

— А какова его главная идея? В чём поэт видит смысл своей жизни?

Всё подчинено стремлению выразить с наибольшей силой самое сокровенное, открыть душу — жизнь поэта на грани и за гранью возможного, на пределе чувств, мыслей, дыхания. И это не просто слова, не только поэтическое кредо, а сама жизнь, отраженная в стихах, подтверждённая каждым шагом, каждой строкой:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Цель поэта не только в том, чтобы проникнуть в суть жизненных явлений и событий, понять их, донести до читателя, но и в том, чтобы разобраться в себе, в своей душе, познать самого себя, вечный поиск смысла жизни, поиск истины.

Дойти до главного, самого важного, доискаться до истины во всём: «в работе» — творчестве; «в поисках пути» — пути к миру и к самому себе; «в сердечной смуте» — мире собственных чувств и постоянно меняющемся душевном состоянии.

Трудно не согласиться с Н.Я.Мандельштам: «Работа поэта — самопознание, он всегда ищет разгадку жизни своей»

— Каким предстаёт перед нами поэт? Что это за человек? В чём его особенность, непохожесть на обычных людей?

Поэта не могут не волновать вечные вопросы бытия. В чём истина? В чём смысл человеческой жизни? Для чего творит поэт? фраза «Во всём мне хочется дойти/До самой сути … » «как нельзя лучше передаёт отношение Пастернака к поэзии, к её сущности…

Поэзия для него орган восприятия мира и способ выражения целостности жизни … Попятно желание поэта проникнуть

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней.
До сердцевины.

— Можно ли сказать, что речь идёт о прошлом? Почему?

Обратим внимание на дату написания стихотворения — 1956 год. Борису Пастернаку — за шестьдесят. Не потому ли так пристрастен к себе поэт, что наступило время подведения итогов?

Отметим, что анафора усиливает ощущение глубины, проникновения вглубь и внутрь себя, времени, пространства.

Не сразу виден скрытый в четверостишии метафорический ряд: время — вода — земля. «Время течёт», — говорим мы, не вдумываясь в привычную метафору. Время — вода («протекших дней»), ушедшая в землю, в глубину, в корни, в сердцевину.

Обратим внимание на стилистическую окраску метафоры. «Протекших дней» звучит торжественно, даже величаво. Так говорят о плавно текущем времени, к сожалению, невозвратимом. Есть здесь и ощущение прожитой (не зря!) жизни.

— Легко заметить, что темп стихотворения с каждой строфой несколько ускоряется, нарастает. Как вы думаете, почему? Какую особенность поэтической манеры Пастернака
можно здесь увидеть?

Мы чувствуем, что слово едва поспевает за мыслью. Восхитительный поток поэтического сознания захлёстывает, накрывает волной, не даёт передышки. Это отражено в синтаксисе — обилии предложений с однородными членами, не связанными союзами.

Иногда предложение у Пастернака состоит только из однородных членов. Попросим учащихся привести примеры в подтверждение сказанного.

— Какие строки можно назвать выражением жизненного кредо поэта? Почему?

Ответ очевиден. Интерес к жизни, стремление всё осмыслить, глубоко пережить, испытать любовь, достичь высоких целей — всё это есть в третьей строфе, выражающей жизненное кредо поэта:

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

— Подумайте, почему именно глаголы несут основную смысловую нагрузку. Стремительность глаголов («жить», «думать», «чувствовать», «любить», «свершать»)
передаёт пастернаковское ощущение жизни, подчёркивает желание жить полно, насыщенно.

Слово «жить», являясь смысловым центром строфы, вмещает в себя все последующие понятия: жить — значит действовать в своём времени, не откладывая жизнь на потом, «схватывая нить» событий и судеб. На эту метафорическую нить нанизываются (как жемчужины) все строфы стихотворения.

Слово у Пастернака вмещает в себя гораздо больше, чем лежит на поверхности, оно подчас вызывает неведомые читателю ассоциации. Желание охватить как можно больше, не пропустить главного, значимого заставляет поэта очень точно подбирать слова, с помощью которых мы можем увидеть его мир, почувствовать запахи, увидеть краски, услышать звуки, полюбить музыку, людей:

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, В затылок.
В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Как много в этом стихотворении имён существительных, необходимых для обозначения важных для поэта предметов и понятий! Какие эпитеты: «в сердечной смуте», «живое чудо», «достигнутого торжества»!

Стихотворение наполнено любимыми запахами, запахами вдохновения: «сад», «цвели бы липы», «дыханье роз», «дыханье мяты», «луга», «осока», «сенокос». В нём звуки природы (грозы раскаты») и звуки музыки Шопена, так много говорившей душе поэта.

Сравнение с музыкой Шопена не случайно. Поэзия — та же музыка. Определить словами её суть почти невозможно. Борису Пастернаку — поэту ощущений и «прекрасного красноязычия»- однажды удалось выразить это в восхитительной словесной формуле:

Это — круто налившийся свист,
Это – щелканье «сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьёв поединок.

Пастернак, называя Шопена реалистом в музыке, который, создавая музыкальное произведение, вносил в него предметы окружающего мира, говорил и о себе – реалисте в поэзии, сделавшем обыденную жизнь её предметом. Борис Пастернак писал о Шопене: «Его творчество насквозь оригинально». И далее: « … Шопен смотрел на свою жизнь
как на орудие познания всякой жизни на свете … ».

Думается, что это можно отнести и к Пастернаку, который свою жизнь также сделал орудием познания окружающего мира и в каждом предмете повседневной жизни видел его неяркую прелесть и неповторимость и открыл её нам, читателям.

Несколько строф объединены темой любви, страсти. Тема эта настолько волнующа, что поэту не хватает дыхания, строчки пишутся взахлёб, становятся всё короче. Порой они состоят из одного, двух слов. Настигающая человека страсть отражена в лексике («бегах», «погонях», «впопыхах») и в грамматическом строе предложения:

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях,
я вывел бы её закон,
Её начало,
И повторял её имен
Инициалы.

— Вглядимся в эти строки. Поэт использует условное наклонение. Как вы думаете, почему?

Ещё один вариант жизни? Сомнения в себе — талантливейшем поэте? Поэте, вполне осознающем своё значение? Или глубоко запрятанное чувство неудовлетворённости?

Внутреннее убеждение на уровне подсознания: есть поэты неоспоримо выше, поэты — недостижимые идеалы. И почему именно восемь строк? Может быть, восемь строк, подобных гениальным восьмистишиям А.С. Пушкина? Скромность или сожаление о ненаписанном, несовершённом, недостигнутом?

Беспомощность перед силой чувства, невозможность описать словами все оттенки и нюансы страсти, что становится вдруг понятнее с возрастом, приходом мастерства и жизненной мудрости?

5 (100%) 2 votes

Стихотворные работы Бориса Пастернака, посвященные философской лирике, необычайно разнообразны. Автор неоднократно пытался найти ответы на вопрос о том, в чем же все-таки призвание творческого человека.

Не копируя мысли своих коллег, Борис Леонидович смог вывести свою собственную формулу поэтического успеха. Конечно, это природный дар, и умение создавать удачные рифмованные строки. Ко всему этому Пастернак добавил еще и умение ощущать, чувствовать окружающий мир.

На фоне таких эмоциональных раздумий, поэт создает стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». В строках данной работы автор проводит анализ истинного творчества. Себя Пастернак совершенно не относит к талантливым людям, хотя, всегда стремиться добиться такого идеала.

С помощью рифмованных строк Борис Леонидович пытается познать окружающий мир и передать свои чувства, свои эмоции по отношению к происходящим событиям. Автору довольно просто высказать свое мнение о простых, обыденных вещах. Однако описать отдельные эмоции и ощущения довольно сложно.

В мечтах у поэта есть желание – создать восемь рифмованных строк о страсти. И сделать это нужно так, чтобы каждый читатель понял, о чем идет речь.

Кроме того, Пастернак отмечает и тот факт, что творческий человек должен быть тесно связан с природой, ощущать и чувствовать себя ее частью. Ведь природа – это вдохновение, без которого не может творить ни один поэт или же писатель. Познавая окружающий мир, человек может разобраться в себе, наладить внутреннюю гармонию и уже после этого талантливо передавать свои чувства и мысли.

В стихотворной работе «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Борис Леонидович воспевает прекрасную, наполненную тайнами природу. Он желал бы стать Шопеном и уметь так мастерски передавать красоты окружающей природы при помощи музыки. Однако такой уникальный дар дан не каждому.

Создавая каждую рифмованную строку, Пастернак старался дойти до самой сути описываемого явления, прочувствовать и ощутить переданные события, выстрадать каждое слово. И все это лишь для того, чтобы создать правдивое и по-настоящему эмоциональное произведение.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути». Все послевоенные годы были заполнены для Пастернака напряженным, сосредоточенным трудом. Он был не только гениально одаренным человеком, но и чрезвычайно усердным, преданным делу работником.

Поэзия Бориса Леонидовича Пастернака была ошеломляющим напо­минанием о жизни, которая не нуждается в славословиях, и изо всех сил хочет был ь выраженной в слове. Усилия поэта, его суть были направлены на то, что­бы создать «образ мира, в слове явленный».

Борис Леонидович Пастернак не всегда был доволен собой. Он был очень самокритичен. Поэтому поэт дает объяснения - почему не нравится ему его стиль до 1940 года: «Слух у меня тогда был испорчен выкрутасами, ломкою всего привычного, царившими кругом. Все нормально сказанное от­скакивало от меня. Я забывал, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали… Я во всем искал не сущности, а посторонней остроты».

Это важное признание шестидесятилетнего поэта имеет смысл сопоста­вить с его стихо творением примерно этой же поры:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте,

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все стихотворение - перечень того, что хотел бы выразить, бывающий «в работе, в поисках пути, в сердечной смуге». А выразил он в ре зультате - мир, нечто необъятное, бесконечно разнообразное.

Для того, чтобы добиться стиля, чуждого «посторонней остроты», нужно было пройти Борису Пастернаку весьма сложный путь творческого разви тии, исполненный поисков, потерь, находок.

Стремление к простоте не означало для поэта упрощения. Ведь в поня­тие простоты Пастернак включал не только ясность и понятность, но и есте­ственность. Эта проделанная им эволюция была естественным путем худож­ника, желающего во всем дойти «до самой сути».

Важно было, стремясь к новому, чуждающемуся «посторонней остроты» стилю, не упустить, не утратить все то лучшее, что было поэту свойственно в его раннем творчестве.

На протяжении жизни Борис Пастернак проделал несколько творческих циклов, несколько витков вверх по спирали постижения природы, общества, духовного мира личности. В свою очередь, такие же циклы, такие же витки по спирали совершает общество в постижении поэта.

Наследие Бориса Леонидовича Пастернака законно входит в сокровищ­ницу русской и мировой культуры нашего века. Знание этого наследия стано­виться насущной необходимостью, упоительным чтением и поводом для раз­думий над основными вопросами человеческого бытия. Людям всегда будет нужна его одухотворенная, чудесная и полная жизни поэзия.