Большая энциклопедия нефти и газа. Определить транспортный запас в натуральном выражении формула, по какой формуле


Cтраница 2


Транспортный запас не устанавливается в тех случаях, когда срок получения материалов совпадает со сроками оплаты расчетных документов или опережает его.  

Транспортный запас предусматривается, когда материалы оплачиваются до их поступления на предприятие. Время на разгрузку, приемку и складскую обработку поступивших материалов определяется на основе установленных норм на эти работы или фактически затрачиваемого времени.  

Необходимость транспортного запаса (NJ обусловлена несовпадением движения грузов и платежных документов по времени. В период между оплатой счета и получением груза потребность предприятия в ресурсах покрывают за счет транспортного запаса.  

Величина транспортного запаса определяется временем между двумя очередными поставками материально-технических ресурсов. Технологический запас определяется конкретными условиями производства и рассчитывается на основе установленных нормативов на средний размер партии поставок.  

Величина транспортных запасов определяется действием многих показателей: прежде всего характером хозяйственных связей, скоростью доставки (временем нахождения в пути) и объемом среднесуточного перемещения сырья и материалов.  

Норма транспортного запаса определяется расстоянием предприятия от поставщика, средней скоростью движения груза и временем оформления документации.  

Размер транспортного запаса в днях определяется временем нахождения материалов в пути от момента оплаты денежных документов до дня прибытия материалов на склад объединения. Оборотные средства на транспортный запас требуются в случае, если время нахождения материальных ценностей в пути превышает время движения расчетных документов. Данный запас учитывается при нормировании потому, что объединение, получив расчетные документы, обязано в соответствующий срок оплатить материальные ценности, несмотря на то что они еще находятся в пути и не могут быть использованы в производстве.  

В форме транспортных запасов (запасы в пути) пребывают материальные ресурсы, находящиеся в процессе перемещения от производителя к потребителю.  


При расчете транспортного запаса учитывается период от даты оплаты счета (платежного требования) покупателем до даты прибытия груза. Размер этого запаса в днях определяется следующим образом. На основании плана материально-технического снабжения устанавливаются поставщики основных материалов, конструкций и деталей. Затем по отчетным данным или путем консультаций с транспортными организациями определяется продолжительность пробега груза от каждого поставщика до потребителя.  

При расчете транспортного запаса учитывается время от даты оплаты платежного требования до даты прибытия груза. Норма подготовительного (технологического) запаса включает время, необходимое для приемки, раз: грузки, сортировки, комплектации, складирования и лабораторного анализа основных материалов, конструкций и деталей, и определяемся по установленным нормам или опытным данным о затратах времени на эти виды операций. Размер текущего запаса зависит от среднедневного расхода и частоты поставок. Чем чаще прибывают материалы на строительную площадку, тем меньше должен быть текущий запас при неизмененном объеме строительно-монтажных работ. Периодичность поставок устанавливается договорами или нарядами-заказами. Гарантийный (страховой) запас основных строительных материалов создается для предотвращения последствий возможных нарушений сроков поставки из-за перебоев в снабжении и устанавливается в пределах 50 % нормы текущего запаса.  

Запаса в размере 90 дней (половины продолжительности интервала между поставками) страховой запас - 50% нормы текущего запаса транспортный и подготовительный запасы - в размере 5 дней.  

ЗАПАСЫ ТРАНСПОРТНЫЕ - продукция, находящаяся в процессе перемещения между предприятиями-поставщиками , снабженческо-сбытовыми организациями и потребителями. Их относительная величина определяется временем транспортировки (включая и маневровые работы) с момента погрузки на транспортное средство и до поступления груза к месту назначения. Время транспортировки (в пути) в свою очередь регламентируется нормативами сроков доставки грузов, утвержденными для различных видов транспорта. Опоздание поступления сопровождающих груз документов и счетов не может служить основанием для отнесения поступивших к потребителям материалов к З.т.  

К наиболее распространенным относятся модели теории игр, теории очередей , модель управления запасами , транспортная задача , а также задача линейного и динамического программирования.  

Логистический план (потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собой необходимые производственные мощности , запасы, транспортные и трудовые ресурсы . Порядок вычисления логистических потребностей показан в табл. 8.6.  

Приобретение запасов, включая расходы на информационные, посреднические, с поиском запасов, транспортные расходы и прочие согласно П(С)БУ 9 "Запасы" 20 Производственные запасы Субсчета 201 -209 63 Расчеты с поставщиками и подрядчиками, субсчета 631 С отечественными партнерами 632 С иностранными партнерами  

Общий размер задела складывается из внутрицеховых и межцеховых заделов. Внутрицеховые заделы включают в себя технологический (на рабочих местах в процессе обработки), межоперационный, транспортный и контрольный заделы. Межцеховой задел предназначен для обеспечения нормальной работы потребителей, он складывается из текущего и гарантийного запасов.  

Улучшение качества и снижение издержек. Когда есть синергический эффект при сходстве технологий, пс-пользуемых в производстве основной и интегрируемых фирм, результатом интеграции являются преимущества, порождаемые массовым производством . Например, интеграция производства чугуна и стали снижает транспортные издержки , экономит энергию, сокращает материальные запасы . И - что более важно - повышается качество  

По мере более широкого признания концепции маркетинга все больше внимания со стороны фирм привлекает к себе и концепция товародвижения . Товародвижение - это сфера потенциально высокой экономии издержек и обеспечения более полной удовлетворенности клиентов. Решения, принимаемые специалистами по обработке заказов и организации складирования, управляющими службой товарных запасов и экспедиционно-транспортной службой, сказываются на уровнях издержек в других сферах деятельности и на возможностях фирмы управлять спросом. Концепция товародвижения требует координации всех этих решений в рамках некой единой структуры. Встает задача создания системы управления товародвижением, которая позволяла бы обеспечивать желаемый уровень обслуживания клиентов с минимальными общими затратами.  

Успех корпоративных сетей основан на их способности добиваться ценовых преимуществ над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению размеров наценок. Сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют им закупать большие партии товаров , получая максимальные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах . Во-вторых, они способны создавать действенные организационные структуры , нанимая хороших управляющих и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта , управления товарно-материальными запасами , ценообразования и стимулирования. В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли , тогда как независимым розничным торговцам приходится сотрудничать со множеством оптовиков. В-четвертых, сети экономят на издержках по стимулированию сбыта , закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на нее на большие количества товаров . И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные потребительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках.  

В основу расчета закладывают динамику запаса материалов на производственном объекте, перевалочной базе, опорной (прирельсовой) базе, которая для четырех ранее приведенных транспортных схем показана на >ис. 32. Формулы для расчета текущей части нормы производственных се-  

Динамика текущей части сезонного производственного запаса материалов при различных транспортных схемах доставки грузов  

Для районов с сезонными поставками грузов (северные районы) нормы переходящего запаса оборудования рассчитывают на основе транспортных схем доставки оборудования на приобъектные склады этих районов. Численная величина нормы определяется в днях от первой поставки оборудования на опорную (прирельсовую) базу в году, предшествующем плановому (или предплановому), до момента сдачи этого оборудования в монтаж в плановом году.  

Транспортные запасы,или запасы материалов в пути, представляют собой находящиеся в процессе перемещения сырье, материалы и средства производства других видов. Эти запасы образуются при транспортировке материальных ресурсов от поставщиков до потребителей от поставщиков до снабженческих и сбытовых организаций от снабженческих и сбытовых организаций до потребителей.  

Решение. По таблицам 2.5 и 2.6 находим, что положительное одновременное изменение собственного капитала и индикатора устойчивости описано в блоках № 2 и № 5, но и в том, и в другом блоке не предусмотрен положительный прирост нефинансовых активов. Их изменение может быть только отрицательным (AAN прироста капитала и глубины неустойчивости в конце отчетного периода , предшествующего прогнозному. Если I Во I > IДК81, то для достижения равновесия (Bi = 0), требуется, чтобы IД В > AKS. Это можно достичь только в том случае, если снизить нефинансовые активы (AAN транспортных средств или оборудования и превратить их в собственные денежные средства или в другие собственные финансовые активы (вексель к получению, легко реализуемые ценные бумаги).  

СССР сводные данные о 3 в открытой печати до 1987 г не публиковались В конце 80-х гг в СССР по оценкам стоимость 3 составляла около /3 ВНП В США объем 3 в 1962-1972 гг увеличился вдвое, в 1972-1982 гг - втрое, в 1982-1992 гг -только на 25% Замедление роста 3 связано, по мнению ряда специалистов, с применением идей и методов системы точно вовремя В 1987 г стоимость 3 в США составляла 638 млрд долл (14,1% ВНП), в т ч 3 в розничной и оптовой торговле - 311 млрд долл См также Запасов теория, Затраты на формирование и хранение запасов , Контроль за состоянием запасов, Транспортно-заготовителъные расходы  

Транспортно-заготовительные расходы (затраты на заготовку запасов, оплата тарифов (фрахта), за

Данная модель применяется в макрологических системах, когда издержки га выполнение заказа и проверку фактического состояния запасов на складе велики, а заготовительный период и ущерб от дефицита ресурсов (невыполнения заказа) малы.

Еще одной моделью управления запасами, основанной на рассмотренных ранее моделях с фиксированным размером заказа и с фиксированной периодичностью заказа, является модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня. В данной модели заказ ресурсов осуществляется через равные промежутки времени, однако в том случае, если фактический остаток ресурсов на складе снизится до уровня второго бункера, то осуществляется внеочередной заказ. Размер заказа равен разности между максимальным заказом и фактическим наличием запаса на момент заказа или между максимальным запасом и запасом в точке заказа.

Применение данной модели целесообразно при значительных изменениях в потребности ресурсов и необходимости исключить возможность их нехватки до наступления срока очередной поставки. Реализация модели требует оперативного контроля наличия запасов на складе.

В тех случаях, когда нельзя пренебрегать нестационарностью или стохастичностью отдельных параметров системы запасов, применяются более сложные модели управления запасами, для которых Q = var и τ = var.

2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАПАСОВ С ФИКСИРОВАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ЗАПАСА

Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа (τ = const, Q = var) характеризуется тем, что ресурсы заказываются и поступают на склад через равные промежутки времени. Особенности данной модели отражены на рис. 7.

В момент заказа ресурсов проверяется наличие запаса на складе. Размер заказа равен разности между фиксированным необходимым запасом и его фактическим наличием

qз = Qmax – Qфакт.

Таким образом, qз является переменной величиной.

В данной модели определению подлежит уровень максимального запаса и период между двумя смежными поставками ресурсов. Максимальный уровень запаса в системе должен быть равен:

Qmax = qз + Qстр,

а величина периода между смежными заказами:

τсз = qз / λ.

Применение данной модели целесообразно при установлении регулярных сроков поставки и возможности запасать ресурсы в любом количестве. Достоинством модели является то, что при ее использовании нет необходимости в ведении регулярного (ежедневного) учета наличия запасов на складе. Это необходимо лишь в момент времени заказа ресурсов.

Рис. 7. Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Определить транспортный запас в натуральном выражении, если отгружено за квартал – 200 тонн труб, а среднее время их транспортировки – 7 дней.

Запас транспортный в натуральном выражении определяется по формуле

Зтр. н. = Зо дн ∙ Р,

где Зо дн – запас относительный в днях обеспеченности объема потребления (товарооборота); Р – объем среднесуточного потребления (отпуска) в натуральных единицах.

Р = 200 тонн / 90 дней = 2,2 тонн в день.

Следовательно,

Зтр. н. = 2,2 тонны в день ∙ 7 дней = 15,4 тонны.

Транспортный запас в натуральном выражении равен 15,4 тонны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2. Логистика запасов: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Сост. к. э. н., и. о. проф. О. В. Саенко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001.

3. Третьяков М. М., Хальзова Н. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002.

Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы т.е. учитываются:

отдаленность поставщиков от АТП;

условия снабжения, предусмотренные в договорах;

частота, равномерность и комплектность поставок;

размеры поставляемых партий;

скорость перевозок;

регулярность работы транспорта, доставляющего материальнные ценности;

система и форма расчетов;

скорость документооборота и т.д.

Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запа­сам включают время:

Нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);

Разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);

Пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;

Пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.

Таким образом, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.

Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.

Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. Если время доставки меньше или равно времени, необходимому для оплаты счета, то транспортный запас не создается.

Технологический запас на предприятии создается в том случае, если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. Например, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделения излишних примесей.

Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.

Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счет плановых поставок.

Размер текущего запаса рассчитывается на основе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на основе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.

Величину текущего запаса можно определить по формуле:


Зтек = а Тп,

где а – среднесуточный расход материала;

Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.

При больших объемах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объема между двумя смежными поставками.

При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на этот интервал, т.е. в размере до полного интервала между поставками.

Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, т.е. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.

Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, необходимое для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:

Зстр = а Тс,

где Тс – время восстановления страхового запас, дни.

Таким образом, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.

Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на основе показателей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.

ПРОБЛЕМА И РЕШЕНИЕ

В процессе хозяйственной деятельности производственные предприятия приобретают сырье и материалы для изготовления продукции и товары для продажи. Материалы до отпуска их в производство, готовая продукция и товары до отгрузки покупателю хранятся на складе.

Как избыток, так и недостаток товарно-материальных запасов создают проблемы. При избытке увеличиваются расходы на хранение, нехватка основных материалов и сырья может привести к перебоям в производственном цикле и дефициту готовой продукции на складе.

Из-за отсутствия нужного количества продукции предприятие теряет доход, потенциальных и реальных клиентов. Растут затраты на устранение дефицита: приходится срочно закупать основные материалы, необходимые для производства продукции, или товар-заменитель, которые часто приобретаются по завышенным ценам, так как в данной ситуации нет времени на поиск более дешевых.

Чтобы потери были минимальными, нужно рассчитать нормы товарно-материальных запасов.

ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (в ред. от 16.05.2016), для целей бухгалтерского учета к товарно-материальным запасам можно отнести :

  • производственные запасы;
  • тару для хранения материальных ценностей на складе;
  • товары, приобретенные для продажи;
  • материальные ценности, используемые для хозяйственных нужд организации;
  • готовую продукцию.

Производственные запасы — это сырье и материалы, запасные части и комплектующие изделия, полуфабрикаты, используемые в основном и вспомогательном производстве.

Готовая продукция — произведенные на предприятии материальные ценности, прошедшие все стадии обработки, полностью укомплектованные, сданные на склад в соответствии с утвержденным порядком их приемки и готовые к реализации.

Товарами являются материальные ценности, приобретенные у других организаций, предназначенные для продажи.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Учет товарно-материальных запасов на складе ведут в натуральных и стоимостных единицах по партиям, номенклатурным номерам, группам и т. п.

Запасы приобретают и создают для:

  • обеспечения производственной деятельности (запасы сырья и материалов, полуфабрикатов);
  • продажи (запасы готовой продукции, товаров для продажи);
  • нужд вспомогательных производств (например, запасные части и комплектующие изделия для ремонта оборудования);
  • обеспечения административно-управленческой деятельности (канцелярские принадлежности, оргтехника и т. п.).

Структура запасов

Запасы предприятия можно условно разделить на три основные группы:

  • основной запас;
  • временный запас;
  • вынужденный запас.

Основной запас служит для обеспечения производственный деятельности (сырье и материалы) и продаж (товары и готовая продукция) и состоит из нескольких частей:

  • текущий запас сырья и материалов — необходим для выполнения плана по выпуску готовой продукции, ориентированного на покупательский спрос. Размер этого запаса зависит от технологического цикла изготовления продукции;
  • текущий товарный запас (товары и готовая продукция) — предназначен для нормального функционирования процесса сбыта, своевременного выполнения плана реализации готовой продукции и товаров. У производственных компаний его размер зависит от времени реализации, периодичности поставок, у торговых организаций — от того, какими партиями поступает товар от поставщика, а также от периодичности и времени его поставки;
  • страховой запас сырья и материалов — нужен для того, чтобы компенсировать неопределенности, связанные с производственным процессом (например, при выпуске бракованных изделий иметь возможность быстро устранить брак или изготовить качественные изделия вместо бракованных);
  • страховой запас готовой продукции и товаров — ориентирован на организацию внеочередной поставки.

Временный товарный запас — это избыточный запас, который создается на конкретный срок и состоит из трех основных видов:

  • сезонный запас — формируют в период сезонного роста потребления на рынке (в течение сезона его следует реализовать);
  • маркетинговый запас — формируют в период проведения маркетинговых акций (в ходе акций этот запас реализуют);
  • конъюнктурный — в основном создают торговые организации, чтобы получить дополнительную прибыль за счет разницы между старой и новой ценой приобретения (компания оставляет часть товара, приобретенного ранее по более низкой цене, а когда цены на товар у поставщиков повышаются, выбрасывает его на рынок).

Вынужденный запас возникает при затаривании склада. К нему относятся неликвидные товары (товары нормального качества, но в объеме, который трудно быстро реализовать).

Необходимый уровень производства и продаж обеспечивает только основной запас, поэтому нормы рассчитаем именно для него.

При нормировании запасов следует принять во внимание следующие условия:

  • частота приобретения запасов, объемы партий поставки, возможные товарные кредиты;
  • реализация готовой продукции (изменение объемов продаж, скидки в цене, состояние спроса, развитость и надежность дилерской сети);
  • технология производственного процесса (длительность подготовительного и основного процесса, особенности технологии производства);
  • издержки по хранению запасов (складские расходы, возможная порча, замораживание средств).

РАСЧЕТ НОРМАТИВНОГО УРОВНЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Запасы готовой продукции — это готовая продукция, хранящаяся на складе и отгрузочных площадках, а также погруженная в транспортные средства, на которую не оформлены отгрузочные документы.

— необходимый минимум товарно-материальных ценностей (ТМЦ), который важно иметь на складе постоянно. Норма запаса готовой продукции должна обеспечить выполнение плана реализации готовой продукции на определенный период. Если объемы готовой продукции выше расчетного норматива, это говорит о неэффективности распределения финансового потока на предприятии. Когда фактические остатки готовой продукции на складе ниже нормативных, возникают перебои в отгрузке товаров покупателям. Как следствие, предприятие теряет потенциальных клиентов.

Отдельные виды изделий выпускают партиями. Их учет ведется по каждой партии. Некоторые виды изделий поступают на склады поштучно. Соответственно, их учитывают по номенклатурным позициям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Готовую продукцию при поступлении на склад можно оценивать по фактической себестоимости или по плановым (учетным) ценам.

Условия поставки определяют в договоре поставки. В нем указывают объем, ассортимент, цену, условия доставки, сроки поставки продукции покупателю. Поэтому при нормировании запаса готовой продукции следует обратить особое внимание на объемы реализации, графики поставки и условия доставки, определенные в договорах.

При расчете нормы запаса готовой продукции на складе главным критерием является объем продаж. Важный момент: в расчете норм запасов готовой продукции необходимо учитывать время на погрузку, комплектование партий готовой продукции, упаковку, доставку покупателю, транспортировку и разгрузку.

К СВЕДЕНИЮ

Норматив остатков готовой продукции на складе рассчитывают умножением среднесуточного количество поступающей из производства готовой продукции на норматив времени в сутках.

Для расчета норматива остатков готовой продукции используют:

  • данные бухгалтерской отчетности об остатках готовой продукции;
  • данные о планируемых объемах выпуска готовой продукции;
  • нормы времени на хранение и проведение складских операций;
  • нормы времени на предпродажную подготовку;
  • общий объем реализации готовой продукции за плановый период (год, квартал или месяц).

Расчет норматива запасов готовой продукции на складе

Этап 1.

Рассчитываем поступление готовой продукции на склад за плановый период. Плановый период может составлять год, квартал или месяц. Зная приход готовой продукции на склад за плановый период, можно определить среднесуточный объем готовой продукции.

Объем поступления готовой продукции на склад в плановом периоде (РП ) рассчитывают по формуле:

РП = ТП + ГП н - ГП к,

где ТП — готовая товарная продукция, реализуемая на сторону;

ГП н — остатки нереализованной продукции на начало планового периода;

ГП к — остатки нереализованной продукции на конец планового периода.

Этап 2.

Определяем среднесуточный объем готовой продукции, поступающей на склад. Период считают в днях. Для расчетов принимают месяц, квартал, год (соответственно — 30, 90 и 360 дней).

Расчет среднесуточного объема готовой продукции, поступающей на склад, следующий: общий объем поступления продукции за плановый период делят на число дней расчетного периода.

Формула расчета:

РП ср/с = РП / Т ,

где РП ср/с — среднесуточный объем готовой продукции, поступающей на склад;

РП — объем готовой продукции, поступивший на склад в плановом периоде;

Т — плановый период в днях.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

На данном этапе расчеты производят в натуральном измерении, поэтому для продукции, которая имеет различные единицы измерения (например, штуки, килограммы, метры), среднесуточный объем должен определяться отдельно по каждому наименованию единиц измерения.

Этап 3.

Определяем норматив времени, в течение которого готовая продукция находится на складе с момента поступления до момента отгрузки.

Чтобы узнать норматив времени, следует суммировать все нормы времени, установленные на складские операции: сортировку, складирование, упаковку, маркировку готовой продукции, на комплектование товаров для каждого заказчика или грузополучателя. Важная деталь: все перечисленные нормы времени в целях расчета норматива готовой продукции должны быть выражены в днях.

Формула расчета:

Н гп = Н подг + Н тек,

где Н гп — норматив времени запасов готовой продукции;

Н подг — норма времени на подготовительные операции;

Н тек — норма времени на текущее хранение.

Норма времени на подготовительные операции включает время на:

  • приемку готовой продукции и ее складирование;
  • комплектацию партии готовой продукции;
  • упаковку и маркировку;
  • доставку продукции на станцию погрузки;
  • ожидание транспортных средств и погрузку продукции;
  • сдачу груза и оформление отгрузочных документов.

Этап 4.

Рассчитываем норматив запасов готовой продукции в натуральных единицах. Формула расчета:

НРП = Н гп × РП ср/с,

где НРП — норма запаса готовой продукции в натуральном выражении;

Н гп — норматив времени запасов готовой продукции, дн.;

РП ср/с — среднесуточное количество поступившей готовой продукции в натуральных единицах.

Этап 5.

Норматив запасов готовой продукции, выраженный в натуральном измерении, переводим в денежное выражение. Для этого умножаем полученный норматив на среднюю учетную цену одной единицы продукции.

Учетная цена — это цена, по которой готовую продукцию учитывают на складе (можно учитывать по фактической себестоимости или по плановой стоимости).

ПРИМЕР 1

Производственная компания выпускает штучные изделия. Складской учет ведется по номенклатурным позициям. Продукцию приходуют на склад по плановой цене, которая составляет 1500 руб. за штуку. Плановый период — квартал.

Необходимо рассчитать норматив запасов готовой продукции в первом квартале 2017 г . В данном квартале отдел сбыта планирует отгрузить покупателям 1600 изделий. В дальнейшем ожидаемый объем реализации решено довести до 2000 изделий в квартал.

Согласно данным бухгалтерского учета остаток готовой продукции на конец четвертого квартала 2016 г. составил 260 шт . Руководство компании посчитало, что допустимый объем продукции на складе в конце каждого квартала должен составлять не более 15 % от объема реализации в следующем квартале. Поэтому для расчета норматива готовой продукции было решено принять на конец первого квартала 2017 г. остаток готовой продукции равным 300 шт . (2000 шт. × 15 %).

До момента отгрузки покупателю продукция хранится на складе в среднем 8 дней. Время, необходимое на предпродажную подготовку (сортировка, упаковка), — 0,5 дня, доставка покупателю — 1 день.

1. Рассчитаем плановый выпуск готовой продукции в первом квартале 2017 г . в натуральных единицах. Для этого сложим остаток готовой продукции на складе на начало первого квартала и плановый объем реализации продукции в данном квартале, а из полученной суммы вычтем остаток готовой продукции на конец первого квартала.

Выпуск готовой продукции составит:

260 шт. + 1600 шт. - 300 шт. = 1560 шт .

2. Определим среднесуточный объем готовой продукции, поступающей на склад. Для этого объем готовой продукции, выпущенной в первом квартале, делим на количество дней в плановом периоде. У нас плановый период квартал, значит, делим на 90 дней:

1560 шт. / 90 дн. = 17,33 шт.

На склад должно поступать ежедневно 17 изделий .

3. Определим норматив времени, в течение которого готовая продукция находится на складе с момента поступления до момента отгрузки:

8 дн. (хранение на складе) + 0,5 дн. (предпродажная подготовка) + 1 день (доставка до покупателя) = 9,5 дн.

Норматив времени хранения и сбыта составляет 9,5 дня .

4. Установим норматив запасов готовой продукции в натуральных единицах. Для этого среднесуточный объем поступившей на склад готовой продукции умножаем на рассчитанный выше норматив времени хранения и сбыта:

17 шт. × 9,5 дн. = 161,5 шт.

Норматив запасов готовой продукции 162 шт .

5. Определим норматив запасов готовой продукции в суммовом выражении. Для этого полученный норматив запаса в количественном выражении умножим на учетную цену, по которой выпущенные изделия приходуются на склад:

162 шт. × 1500 руб. = 243 000 руб.

Норматив запасов готовой продукции в денежном эквиваленте составляет 243 тыс . руб .

Важный момент: норму запасов готовой продукции можно определить, основываясь на периодичности поставок продукции заказчику. Покупатели приобретают у компании-производителя необходимое количество товара, а она восполняет распроданные запасы до целевого уровня с определенной периодичностью.

ПРИМЕР 2

На складе готовой продукции производственной компании есть товар «А», который реализуется в течение двух недель. Компания определила средний объем продаж исходя из продаж последнего квартала.

В предыдущем квартале клиентам было отгружено в среднем 300 штук товара за две недели, то есть 300 шт. — это средний объем потребления продукции за две недели. Допустимое отклонение от среднего показателя компания приняла равным ±50 шт.

Соответственно, целевой уровень пополнения запасов будет 350 шт. (300 + 50) плюс страховой запас, который составляет 20 % от целевого запаса и равен 70 шт . (350 шт. × 20 %). Отсюда норматив запаса товара «А»:

350 шт. + 70 шт. = 420 шт.

Итак, установлен нормативный уровень запаса товара «А», контрольный период — две недели. В результате реализации товара в течение первых двух недель апреля его запас по данным складского учета падает до 300 шт. (текущий уровень).

По истечении двух недель текущий запас сравнивают с нормативным и выясняется, что для пополнения запаса до нормативного уровня необходимо выпустить 120 шт . товара (420 - 300) за две недели . В оставшиеся две недели апреля текущий уровень товара составляет 250 штук. Следовательно, до нормативного уровня нужно еще 170 шт. (420 - 250).

Наличие товара или готовой продукции выше нормы считается излишком . Излишний товарный запас может быть оборачиваемым, но слишком большим. Тогда снижается объем закупок или объем выпуска такого товара.

Излишний товарный запас может иметь медленную оборачиваемость. В таком случае нужно снизить цену и стимулировать продажи (например, предоставить скидки). Бывает, излишний товар не продается совсем. Если расход товара за три-четыре месяца не производился, то он попадает в категорию «мертвого» товара.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВНОГО УРОВНЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Нормирование остатка сырья и производственных материалов так же необходимо, как и нормирование готовой продукции на складе. Из-за нехватки запаса материалов может прерваться производственный процесс, а сверхнормативный остаток будет свидетельствовать о неэффективном использовании денежных средств (закупается большее количество материалов, чем расходуется).

Норму запасов для сырья и материалов производственного назначения рассчитывают на основании программы выпуска готовой продукции, норм и периодичности списания материальных запасов в производство

Определяя потребность в материалах для производства, учитывают:

  • особенности технологического процесса
  • сезонность;
  • используемые производственные мощности;
  • трудовые ресурсы;
  • автоматизацию производственных процессов и др.

При нормировании остатков материальных запасов учитывают время хранения ТМЦ до отпуска в производство, и время, необходимое для приемки, складирования, погрузки, разгрузки, доставки материалов в цех (производственное подразделение).

Кроме основного запаса, призванного обеспечивать производство ресурсами между двумя основными поставками, можно создавать страховой запас на случай срыва поставок, брака и порчи товарно-материальных ценностей, задержек на таможне и т. д.

Как показывает практика, страховой запас в большинстве случаев составляет 30-50 % от среднего уровня текущего запаса.

НА ЗАМЕТКУ

Страховой запас не предусматривают в следующих случаях:

    вид МПЗ не критичен для производства, то есть его возможный дефицит не приведет к серьезным последствиям, существенным потерям или остановке производства;

    при нерегулярных (например, сезонных) поставках;

    при импульсном расходе, когда короткие интервалы наличия спроса на МПЗ перемежаются длительными интервалами его полного отсутствия.

Для расчета нормы основного запаса ТМЦ нужно знать общий расход материалов, которые будут отпущены в производство за определенный плановый период. Такой расход обычно отражен в калькуляции затрат на производство. Напомним, что плановый период определяется в днях (месяц — 30 дней, квартал — 90 дней, год — 360 дней).

Зная общий расход сырья и материалов за плановый период, можно определить их среднесуточный расход по формуле:

Р ср/с = Р / Т ,

где Р ср/с — среднесуточный расход товарно-материальных ценностей;

Р — расход сырья и материалов за плановый период;

  • время хранения материалов;
  • время, необходимое для приемки, складирования, погрузки, разгрузки, доставки ТМЦ до цеха.

ПРИМЕР 3

Сметой затрат на производство удобрений предусмотрено, что в течение месяца расходуется сырье в количестве 1200 кг . Сырье завозят регулярно через 5 дней. Компания страховой запас не формирует. Соответственно, норма запаса материальных ценностей составит 5 дней.

Определим потребность (норматив) по сырью:

1200 кг / 30 дн. = 40 кг/дн. — однодневный расход материальных ценностей;

40 кг/дн. × 5 дн. = 200 кг — норматив потребности в сырье между поставками.

Предположим, 1 кг сырья стоит 100 руб. Тогда потребность в сырье составит:

200 кг × 100 руб. = 20 000 руб .

Выводим общую формулу норматива по сырью и материалам (Н с/м ):

Н с/м = Т норм ×·С ×·Ц,

где Т норм — норма запаса;

С — среднедневное потребление сырья в натуральных единицах;

Ц — стоимость единицы потребляемого сырья.

Рассмотренная норма запаса определялась только временем пребывания сырья на складе, то есть текущим складским запасом. Мы не учли время на доставку и приемку сырья, на его подготовку к производству. С учетом этого времени норму запаса в днях (Т норм ) можно рассчитать по формуле:

Т норм = Т тек + Т тран + Т подг + Т страх,

где Т тек — текущая норма запаса, то есть время хранения материала на складе с момента прихода до отпуска в производство;

Т тран — время доставки сырья до склада;

Т подг — время на приемку сырья (взвешивание, расфасовка, складирование);

Т страх — время на подготовку сырья к производству (взвешивание, подготовка документов, доставка до цеха, приемка на складе цеха).

Пусть среднее время составляет:

  • хранение на складе — 5 дн.;
  • транспортировка — 1 день;
  • приемка сырья — 0,5 дн.;
  • подготовка сырья к производству — 0,5 дн.

Т норм = 5 + 1 + 0,5 + 0,5 = 7 (дней).

Норматив сырья с учетом времени на его транспортировку, приемку, хранение и отпуск в производство составит:

  • в натуральных единицах: 40 кг/дн. × 7 дн. = 280 кг ;
  • в суммовом выражении: 280 кг × 100 руб. = 28 000 руб .

ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПАРТИИ ЗАКАЗА

Для нормирования сырья и материалов важно определить оптимальный размер партии заказа и частоту завоза.

На размер партии заказа и оптимальную частоту завоза влияют следующие факторы:

  • объема спроса (оборота);
  • транспортно-заготовительные расходы (доставка материалов до организации, погрузка на складе поставщика и разгрузка на складе покупателя);
  • затраты на хранение запаса (аренда складского помещения; заработная плата кладовщиков, потери от естественной убыли имущества или убытки от снижения его потребительских качеств).

Одним из наиболее эффективных инструментов при расчете необходимого размера заказа является формула экономически оптимального размера заказа (формула Харриса-Вильсона):

где ОРЗ — оптимальный размер заказа, ед. изм.;

А — затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.;

S — потребность в заказываемом продукте, ед. изм.;

I — затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб.

Важная деталь: затраты на поставку единицы заказываемого продукта (А ) представляют собой издержки на поставку только одной товарной позиции.

Среднюю себестоимость запаса рассчитывают как среднее значение себестоимости на конец периода за последние 12 месяцев.

ПРИМЕР 4

Производственная компания приобретает сырье для изготовления стальных изделий. Затраты на поставку 1 т металлолома составляют 250 руб ., доля затрат на хранение 1 т лома — 10 % от его средней стоимости за расчетный месяц (коэффициент 0,1).

Стоимость 1 т металлолома — 10 руб ., месячная потребность — 1500 т .

Еще одним важным показателем, который обеспечивает бесперебойность заказа, является точка возобновления заказа.

Точку возобновления заказа (Т з ) определяют по формуле:

Т з = Р з × Т ц + З р,

где Р з — средний расход товара в расчете на единицу продолжительности заказа;

Т ц — продолжительность цикла заказа (временной интервал между размещением заказа и его получением);

З р — размер резервного (гарантийного) запаса.

Рассмотрим пример расчета точки возобновления заказа.

ПРИМЕР 5

Производственная компания закупает металлолом. Годовой объем спроса составляет 18 000 т и равен объему закупок (металлолом компания расходует равномерно). Заказ исполняется в течение 7 дней.

Примем для расчета, что в текущем году 360 дн. Тогда средний расход металла на единицу продолжительности заказа составит:

Р з = 18 000 т / 360 дн. × 7 дн. = 350 т .

Страховой объем заказа составляет 50 % от спроса, то есть 50 % от расхода материала на изготовление заказа:

350 т × 50 % = 175 т .

Определим точку возобновления заказа :

Т з = 350 т + 175 т = 525 т .

Данный показатель означает следующее: когда уровень запаса металлолома на складе достигает 525 т, нужно сделать очередной заказ поставщику.

  1. Величина запасов готовой продукции оказывает существенное влияние на доходы компании.
  2. Нормирование складских запасов позволяет эффективно использовать денежные средства.
  3. Нормирование готовой продукции помогает избежать затаривания склада или дефицита товарной продукции, который может привести к потере потенциальных клиентов, ухудшить имидж компании.