В ф одоевский городок табакерке краткое содержание сказки. Сказка городок в табакерке


В 1834 вышел в свет рассказ Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке». Краткое содержание произведения, которое читатель найдет в данной статье, поможет быстро ознакомиться с интересной историей. Хоть свой рассказ Одоевский писал для детей, но он будет интересен и взрослым.

Папа и Миша

Рассказ начинается с того, что отец зовёт к себе сына Мишу. Мальчик был очень послушным, поэтому сразу же отложил свои игрушки и подошёл. Папа показал ему очень красивую музыкальную шкатулку-табакерку. Ребёнку понравилась вещичка. Он увидел настоящий городок в табакерке. Краткое содержание произведения можно продолжить описанием необычной вещи, которая была сделана из черепахи, а на крышке имелись башенки, домики, ворота. Деревья, как и дома, были золотыми и сверкали серебряными листиками. Было здесь и солнышко с розовыми лучиками. Мише очень захотелось попасть в этот городок в табакерке. Краткое повествование плавно подходит к самому интересному - тому, как окажется мальчик в этом удивительном городе.

Мальчики-колокольчики

Папа сказал, что табакерка маленькая, и Миша не сможет в неё попасть, но ребёнку это удалось. Он присмотрелся и увидел, как его из манит маленький мальчик. Миша не испугался, а пошёл на зов. Что удивительно, он будто бы уменьшался в размерах. Миша не только оказался в городке, но и смог прогуляться по нему с новым другом, преодолевая невысокие своды. Проводником был мальчик-колокольчик. Потом Миша увидел ещё несколько таких же детей, тоже мальчиков-колокольчиков. Они говорили и издавали звуки: «Динь-динь».

Таковы были жители и сам городок в табакерке. Краткое содержание переходит к несколько печальному моменту. Сначала Миша позавидовал новым друзьям, ведь им не нужно было учить уроки, делать домашние задания. На это дети возразили, сказав, что лучше бы они трудились, ведь без этого им так скучно. К тому же колокольчикам очень досаждают злые дядьки, которые периодически стучат им по голове. Это молоточки.

Молоточки, валик, пружина

Вот что из себя представлял городок в табакерке. Краткое содержание познакомит читателя и с другими

Миша спросил дяденек, зачем они так обращаются с колокольчиками? Молоточки ответили, что им так велит делать надзиратель - господин Валик. Смелый мальчик отправился к нему. Валик лежал на диване и ничего не делал, лишь переворачивался с боку на бок. На халате у него было прикреплено много крючочков и шпилек. Как только Валику попадался молоток, он его поддевает крючком, опускал и молоточек стучал по колокольчику. В то время за детьми в школе тоже присматривали надзиратели. Миша сравнил их с Валиком и подумал, что настоящие надзиратели гораздо добрее.

Вот таких героев придумал Владимир Одоевский. «Городок в табакерке» помогает детям понять принцип действия музыкальных шкатулок. Оказалось, что всё это Мише лишь приснилось. Об этом ему сказал отец и похвалил мальчика за любознательность, обрадовав, что ещё лучше тот будет разбираться в механизмах, когда начнет проходить механику.

Отец подозвал к себе маленького сына Мишу и показал ему красивую черепаховую табакерку. На её крышке был изображён город с золотыми домами, башенками и деревьями. Над городом вставало солнце, от которого по небу расходились розовые лучи.

Папа сказал, что городок называется Динь-Динь, дотронулся до пружинки, и тут же в табакерке заиграла музыка, а солнышко начало двигаться по небу. Когда оно зашло за пригорок, ставни в домиках закрылись, на небе засияли звёзды и месяц, а «от башенок потянулись синеватые лучи».

Мише захотелось попасть в этот городок. Он спросил папу, кто там живёт. Тот ответил, что жители города - колокольчики, и поднял крышку табакерки. Миша увидел множество колокольчиков, молоточков и начал расспрашивать отца, как работает табакерка. Папа предложил Мише подумать и догадаться самому, только попросил не трогать пружинку - если она сломается, музыка перестанет играть.

Миша долго сидел над табакеркой и думал.

Вдруг внизу табакерки отворилась дверца, из неё выбежал мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке и поманил Мишу к себе. Миша подбежал к дверце и удивился: она пришлась ему точно по росту. Мальчики-колокольчики были жителями городка в табакерке. Они узнали, что Миша хочет побывать у них, и решили его пригласить.

Мальчик-колокольчик повёл Мишу через своды, сделанные из пёстрой тиснёной бумаги. Миша заметил, что далеко впереди своды становятся совсем маленькими, и сказал своему провожатому, что он не проберётся через них даже ползком.

Повторяя «динь-динь-динь», мальчик-колокольчик объяснил, что издали все предметы кажутся маленькими. Миша вспомнил, как недавно хотел нарисовать папу, сидящего в отдалении от мамы, но у него ничего не вышло, поскольку он не знал о законах перспективы.

Мальчик-колокольчик начал смеяться над Мишей, тому стало досадно, и он сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам, даже таким красивым, как «динь-динь-динь». Теперь досадно стало мальчику-колокольчику.

Наконец, мальчики вошли в городок. Миша видел, что в домиках сидят мальчики-колокольчики разных размеров, и подумал, что это ему кажется издали, а на самом деле они все одинаковые. Но мальчик-колокольчик объяснил, что они и вправду разные. У больших колокольчиков голос потолще, а у маленьких - более звонкий. Потом он упрекнул Мишу в том, что тот смеялся над его поговоркой: «Иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться».

Мишу окружили мальчики-колокольчики и начали жаловаться на свою жизнь. Никакого дела у них нет, из городка выходить им нельзя, а играть целый день очень скучно.

Да и злые дядьки-молоточки донимают - ходят по городу и постукивают мальчиков-колокольчиков.

Миша оглянулся и увидел на улице господ с тоненькими ножками и длинными носами. Они ходили и шептали: «Тук-тук-тук! Поднимай! Задевай!». Миша подошёл к ним и вежливо спросил, зачем они колотят бедных мальчиков-колокольчиков.

Дядьки-молоточки ответили, что делать это им велит надзиратель. Мальчики-колокольчики подтвердили, что есть у них надзиратель, господин Валик, но он добрый, целый день лежит в халате на диване и их не трогает.

Миша отправился к надзирателю и увидел на его халате множество крючочков. Он перевора­чивался с боку на бок и цеплял этими крючочками дядек-молоточков, а те стучали по мальчикам-колокольчикам. Миша спросил господина Валика, зачем он это делает, но тот, приговаривая «шуры-муры», ответил, что ему не до чего нет дела.

Миша пошёл дальше и увидел золотой шатёр, в котором лежала царевна Пружинка. Она сворачивалась, развора­чивалась, толкала в бок надзирателя и приговаривала «зиц-зиц-зиц». Миша стал её расспрашивать, и царевна объяснила: если она перестанет толкать надзирателя, он не станет цеплять дядек-молоточков, те перестанут стучать по мальчикам-колокольчикам, и музыка смолкнет.

Миша решил проверить, правду ли говорит царевна, и прижал её пальцем. Пружинка тут же развилась, валик закрутился, молоточки застучали и всё умолкло. Миша вспомнил, что папа просил не трогать пружинку, испугался и... проснулся.

Мальчик рассказал родителям свой чудесный сон. Папа похвалил сына за то, что тот почти понял устройство табакерки, и добавил, что Миша узнает больше, когда станет изучать механику.


Владимир Федорович Одоевский

«Городок в табакерке»

Для читательского дневника 3 класса (переходим в 4).

Литературная сказка «Городок в табакерке» была опубликована в 1834 году.

В это время в России правит император Николай I. В стране началось строительство железных дорог. В этом году началась история школьной формы для российских учащихся.

События в сказке относятся к периоду жизни В.Ф. Одоевского. Это становится понятным по речи героев произведения. В то время люди постоянно употребляли такие слова, как «папенька», «извольте», «экой», «индо».

Сейчас они уже устарели. Семья главного героя сказки состоятельная. Музыкальные табакерки в те времена были предметом роскоши и указывали на благородство и состоятельность их владельцев.

Главный герой сказки мальчик Миша уже ученик, но все еще любит играть в игрушки. Он очень послушный, вежливый мальчик и как все дети его возраста очень любознательный. По натуре он добрый и отзывчивый.

Другими героями произведения являются: папа мальчика и жители городка в табакерке.

Однажды папа показал Мише замечательную табакерку. На крышке черепаховой табакерки был сделан город из золота и серебра. Из табакерки звучала приятная музыка. Мальчику захотелось войти в этот городок, но папа пояснил, что это невозможно из-за роста Миши.

Слушая мелодию, Миша незаметно для себя уснул и ему приснился сон, как он, уменьшившись в размере, попадает в табакерку и знакомится со всеми ее обитателями: мальчиками-колокольчиками, дядьками-молоточками, надзирателем Валиком и принцессой Пружинкой.

Это был очень поучительный сон, так как Миша не только выяснил принцип работы музыкальной шкатулки, но и получил ответы на некоторые другие волновавшие его вопросы.

Мне очень понравилась сказка. Она наводит на мысль, что нужно быть внимательным и наблюдательным и тогда получишь ответы на свои вопросы без помощи других. Однако, без знаний тут не обойтись. Об этом говорит и папа мальчика: «… ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты это ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике». Для этой сказки очень подходит пословица «Знание и умение – основа рассуждения».

Обновлено: 2018-08-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Одоевский В. сказка "Городок в табакерке"

Жанр: волшебная литературная сказка

Главные герои сказки "Городок в табакерке" и их характеристика

  1. Миша, мальчик, очень любознательный, пытливый, которому все на свете интересно, добрый и отзывчивый.
  2. Папа мальчика, добрый и умный, хотел, чтобы мальчик до всего дошел своим умом.
  3. Мальчики-колокольчики, звонкие и веселые, бойкие, насмешники
  4. Дядьки-молоточки, суровые и принципиальные
  5. Надзиратель Валик, ленивый и неповоротливый
  6. Принцесса Пружинка, легкомысленная, ветреная, важная.
План пересказа сказки "Городок в табакерке"
  1. Подарок отца
  2. Чудесная табакерка
  3. Мечты Миши
  4. Приглашение колокольчика
  5. Перспектива
  6. Колокольчики
  7. Молоточек
  8. Валик
  9. Сломанная Пружинка
  10. Пробуждение
Кратчайшее содержание сказки "Городок в табакерке" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Папа дарит мальчику Мише музыкальную табакерку и предлагает разобраться в том, как она работает
  2. Миша видит колокольчика и с ним проникает в городок в табакерке
  3. Он узнает от колокольчиков про молоточки,от молоточков про валик
  4. Миша находит пружинку и останавливает ее, пружинка лопается
  5. Музыка прекращается и мальчик просыпается
  6. Папа предлагает Мише изучать механику.
Главная мысль сказки "Городок в табакерке"
Любое устройство работает благодаря взаимодействию всех его частей, деталей. Каждая деталь в механизме очень важна.

Чему учит сказка "Городок в табакерке"
Эта сказка учит нас внимательности и наблюдательности. Учит анализировать увиденное и делать выводы. Учит пользе учения и знаний.

Отзыв на сказку "Городок в табакерке"
Мне очень понравилась эта сказка, главный герой которой, мальчик Миша, смог самостоятельно понять, как устроена табакерка и почему она играет музыку. Мне нравится наблюдательность мальчика, а также то, что эта сказка не только увлекательная, но и познавательная.

Пословицы к сказке "Городок в табакерке"
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Городок в табакерке"
Однажды папа подарил Мише чудесную табакерку из черепахи. На табакерке был сделал целый город, с домами и деревьями, а из табакерки звучала красивая музыка.
Миша очень захотелось попасть в табакерку, но папа объяснил ему, что он слишком большой, а табакерке живут колокольчики. Он приподнял крышку табакерки и мальчик увидел внутри колокольчики, валики, молоточки, пружинку. Папа велел Мише подумать зачем все это нужно и не трогать пружинку.
Миша долго смотрел на табакерку и вдруг из ворот выбежал мальчик в золотой юбочке и позвал его внутрь.
Миша прошел в ворота, которые ему оказались в пору, и пошел дальше. Но каждые следующие ворота казались меньше предыдущих и Миша боялся, что он не сможет пройти. Но мальчик-колокольчик провел его и попросил обернуться. Миша увидел, что теперь наоборот первые ворота были самыми маленькими.
Наконец Миша очутился на улице города и увидел много колокольчиков разного роста. Они отличались голосом. Миша сказал им, что колокольчики живут весело, но колокольчики пожаловались на скуку и однообразие. К тому же они рассказали мальчику про дядек-молоточков.
Миша увидел молоточков, которые постукивали колокольчики, и спросил их зачем они это делают. Молоточки отправили его к надзирателю-валику.
Миша смотрит, действительно лежит Валик на диване в халате, а как поворачивается, так крючочками молоточки цепляет, те по колокольчикам и стучат.
Спросил Миша, зачем он велит молоточкам по колокольчикам бить, а Валик расшумелся и прогнал Мишу.
Идет мальчик дальше, видит шатер, в шатре царевна-пружинка. То свернется, то развернется, и Валик толкает.
Спросил ее мальчик, зачем он надзирателя в бок толкает, а Пружинка ответила, что иначе бы музыки не было.
Хотел Миша проверить ее слова, прижал пружинку пальчиком, а та вдруг лопнет. Все стихло, сломалось. Испугался Миша и проснулся.
Рассказал Миша свой сон папе, а тот и говорит, что понял он отчего музыка играет, но чтобы лучше понять, механике учиться надо.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Городок в табакерке"

В 1834 году Владимир Федорович Одоевский написал сказку "Городок в табакерке", краткое содержание которой представлено ниже. Это прекрасное произведение, которое говорит о важности получения новых знаний. Дети, прочитав эту сказку, знакомятся с удивительным миром механики.

Волшебная табакерка

Этот городок назывался Динь-динь. Отец нажал на пружинку, и послышались звуки чудесной мелодии, а солнце стало двигаться по небу. Когда же оно спряталось на небосклоне, на небе зажглись звезды и засиял месяц. Все это было похоже на сказку.

Предупреждение отца

Продолжается краткое содержание "Городка в табакерке" тем, что Миша захотел попасть в этот необычный городок. Мальчик поинтересовался у отца, кто его жители. Отец ему ответил, что в нем обитают колокольчики. Он приподнял крышку табакерки.

Ребенок увидел колокольчики, молоточки. Заинтересовавшись устройством, он спросил у отца как же городок приходит в движение. Папа ответил Мише, что пускай он попробует сам обо всем догадаться. Только предупредил его, чтобы он не трогал пружинку, потому что если ее повредить, то музыка больше не будет играть.

Жители городка

Мальчик подошел и был удивлен: дверца-то оказалась подходящей ему по росту! Незнакомец-колокольчик оказался жителем этого городка. В нем жили такие же колокольчики, которые услышали, что Миша хотел посетить городок, и решили позвать его к себе в гости.

Мальчик-колокольчик провел Мишу через бумажные своды, которые становились все меньше и меньше. Герой засомневался, сможет ли он пройти через них. Колокольчик, постоянно повторяя "динь", объяснил, что вдалеке предметы всегда кажутся меньше. Когда-то герой хотел нарисовать своих родителей: папу, а в некотором отдалении от него маму. Но у него ничего не получилось, потому что в то время он еще ничего не знал о таком понятии, как перспектива.

Колокольчика позабавила эта история и он засмеялся, Миша обиделся. И, в свою очередь, заметил, что не нужно часто использовать в речи поговорки. Мальчику-колокольчику тоже стало обидно. Миша увидел, что в городке живут такие же колокольчики, отличающиеся размером. Сначала он решил, что это ему только кажется из-за перспективы. Но его провожатый объяснил, что они на самом деле разные. У больших голос звучит громче и «тяжелее», а у маленьких он звонкий. Мальчик-колокольчик сказал Мише, что и у любителей поговорок можно чему-нибудь научиться.

Знакомство с молоточками

Далее в кратком содержании "Городка в табакерке" Одоевского рассказывается о том, как Миша познакомился с влиятельными молоточками. Новые знакомые стали жаловаться своему гостю на то, что им нечем заняться, покидать городок нельзя, а музыка уже им надоела. А злобные дядьки-молоточки ходят и стучат по ним.

Миша увидел как по городку прогуливаются важные господа на тонких ножках и с длинными носами. Гость подошел к ним и поинтересовался, за что они колотят мальчиков-колокольчиков. Они ответили, что они выполняют поручение другого важного господина. Колокольчики подтвердили, что это правда, этого господина зовут Валик.

Валик и царевна Пружинка

Далее в кратком содержании сказки "Городок в табакерке" рассказывается о том, что Миша знакомится с Валиком. Мальчики-колокольчики сказали ему, что это добрый, но ленивый господин, он только и делает, что лежит в халате. На его халате Миша увидел большое количество крючков.

Переворачиваясь с боку на бок, он задевал ими молоточки, которые, в свою очередь, стучали по колокольчикам. Гость спросил, для чего он это делает. Но Валик сказал, что ему ни до чего нет дела. Миша увидел красивый шатер, в котором находилась царевна Пружинка. Она все время двигалась и толкала в бок Валика.

Мальчик спросил, а для чего она это делает. Царевна ответила, что если она не будет приводить в движение господина Валика, то молоточки тогда не будут стучать по колокольчикам. А если они звенеть не будут, то и музыки чудесной не будет.

Волшебный сон

Далее в кратком содержании "Городка в табакерке" рассказывается о том, что мальчик решил проверить, а не обманула ли его царевна, и прижал ее пальцем. И тут же валик сильно закрутился, молоточки сильнее застучали, и музыка стихла. И тут Миша вспомнил о запрете отца, испугался и вдруг проснулся.

Миша поведал родителям о волшебном сне. Отец похвалил своего сына за его любознательность и стремление самостоятельно понять, как все устроено. Он сказал, что мальчик почти понял механизм табакерки, а больше он узнает тогда, когда будет изучать механику.

Можно читать и краткое содержание "Городка в табакерке" Одоевского, но оригинал позволит прочувствовать все волшебство этой прекрасной истории. Это была одна из первых научно-познавательных детских книг. Эта сказка еще удивительна и тем, что в ней затрагивается необычная тема - механика. Ее основные закономерности раскрываются на примере устройства прекрасной табакерки.

Главной целью этой сказки является стремление показать ребятам, насколько удивителен и прекрасен мир науки. Ее явления и закономерности кажутся детскому уму настоящим волшебством. В. Ф. Одоевский известен тем, что увлекался необычными теориями. Он писал в жанре фантастического романтического рассказа.

Его сказка о волшебной табакерке и ее жителях тоже имеет черты романтизма и фантастики. Возможно, именно поэтому она так понравилась детям своим сочетанием науки и волшебства. Позже, в 1976 году, по этой сказке был снят фильм "Шкатулка с секретом". В советскую эпоху именно это сочинение Одоевского публиковалось чаще всего. Возможно, именно поэтому оно является самым известным из творчества Владимира Федоровича. Оно поощряет детские фантазии и подталкивает детей к познанию мира, стремлению получить новые знания.