Три основополагающих принципов демократии. Понятие и принципы демократии


Принципиально важным для теории демократии было обоснование выдающимся французским мыслителем Же. -Же. Руссо идеи народного суверенитета. На основе идеи общественного договора он доказывал, что единственным источником и верховным носителем власти в обществе является народ. Эта власть неделима, она осуществляется непосредственно самим народом и не может быть передана отдельному лицу или органу. Идея народного суверенитета, то есть признание народа единственным источником и верховным носителем власти в обществе, стала исходным принципом теории и практики демократии.

Отрицая возможность передачи народом власти отдельным лицам или органам, Ж. -Же. Руссо выступал за прямое народоправие. Это был элемент утопизма в его концепции демократии, поскольку постоянное прямое народоправие возможно лишь в небольших сообществах и невыполнимая в масштабах государств со значительной численностью населения. Поэтому следующим принципом демократии стала обоснована, в частности Ш. -Л. Мон-теск"є, идея представительства, согласно которой народ как единственный источник и верховный носитель власти в обществе делегирует властные полномочия государственным органам. Главным таким органом является общенациональная представительское учреждение, которая формируется путем выборности. Выборность органов власти также выступает одним из принципов демократии.

Обязательным принципом демократии является гражданский консенсус, то есть принципиальное согласие основной массы граждан придерживаться установленных правовых условий, в пределах которых должны достигаться частичные цели. Гражданский консенсус предполагает еще один принцип демократии - мажоритарным, то есть правление большинства. Политические решения, особенно те, которые имеют общественное значение, принимаются большинством или с ее согласия. Этот принцип требует использования форм и процедур, которые дают возможность проявить политическую большинство. Основными из них являются представительное правление и формы непосредственной демократии. Правление большинства предусматривает еще один принцип демократии - соблюдение и охрану прав меньшинства.

Перечисленные принципы демократии в обобщенном виде формулируются как принцип участия народа в осуществлении государственной власти. Эта власть должна осуществляться на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Разделение властей и взаимная уравновешенность ее ветвей на основе механизма сдержек и противовесов призваны исключить сосредоточение власти в одном органе или узурпацию ее одним лицом. Принцип разделения государственной власти является одним из важнейших принципов демократии.

К основным принципам демократии принадлежат также принципы равенства и свободы. Традиционное для теории демократии толкование свободы заключается в том, что ее обычно воспринимают как отсутствие широких ограничений деятельности человека. Это не означает абсолютной свободы. Государство устанавливает определенные требования, которым должна соответствовать деятельность каждого лица. Пределом свободы любого человека есть свобода других людей. Принцип свободы детализируется в конституционно провозглашенных правах и свободах, к важнейшим из которых относятся политические: свобода слова, печати, шествий, собраний, митингов, союзов, ассоциаций, совести, право на участие в решении государственных дел, на самоуправление, на должность на государственной службе, избирательное право и др. Демократия предусматривает надежные гарантии прав и свобод личности, в том числе судебные.

Согласно принципу равенства признается равенство всех перед законом, все граждане наделяются одинаковыми правами и обязанностями. Принцип равенства означает отсутствие закрепленной в праве дискриминации по любым признакам.

Еще одним принципом демократии является политический и идейный плюрализм, согласно которому политическая жизнь должна включать много различных взаимосвязанных и в то же время автономных политических групп, идеи и программы которых постоянно соревнуются. Политический плюрализм наиболее полно проявляется в многопартийности. Он предусматривает право каждой политической организации придерживаться любых взглядов и обязывает уважать другие мысли. Плюрализм включает также политическое соперничество, наличие и официальное признание оппозиции к власти.

Различают прямую и непосредственную, и представительную демократию. Прямая демократия предусматривает непосредственное волеизъявление народа из тех или других вопросов жизнедеятельности государства, например на собрании, референдуме, выборах, митинга, демонстрации и т.п. Представительная демократия предусматривает, что основные решения принимаются полномочными собранием избранных народом представителей: парламентами, ассамблеями, советами и т.д. Важнейшим средством непосредственной демократии являются выборы, а избирательное право признается основным политическим правом гражданина.

Несмотря на все различия в понимании и толкован демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимания быть не может. Каковы же эти принципы?

Принцип суверенитета народа, суть которого состоит; в том, что именно народу принадлежит учредительная; конституционная власть в государстве, что он выбор своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятия законов путем народных инициатив и референдумов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа ведет к тирании. Пророчески звучат слов выдающегося русского философа н.бердяева: "суверенный народ может отнять у человека все, что захочет, чу найдет нужным для своего блага. Самодержавие народа самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества" . Следовательно, в одних условиях демократические процедуры обеспечивала действительное народовластие, а в других они могут использоваться для прикрытия формальным народовластием (квазинародовластием) настоящей диктатуры. Приме тому -- пять референдумов в германии в 30-е гг., привет, к власти гитлера.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип предусматривает совокупность избирательных прав, дающих гражданам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью власть имущих и т.д. здесь главное состоит в создании таких социальных условий, которые бы препятствовали превращению этого принципа в формальный.

Принцип принятия решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства. Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения, ибо истину, как правило, открывает именно оно.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В конце хх в. Практически не существует такой страны, где бы правящие круги не практиковали выборы и стремились тем самым утвердить свою легитимность. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом. При этом выигрывает не обязательно лучший. В таких случаях несовпадение заслуг победившего на выборах и делегированной ему власти вызывает обострение общественных противоречий и нестабильность.

Политическая наука исходит из того, что базовыми принципами современной демократии являются:

  • – конституционно закрепленная система государственного управления;
  • – прямое или представительное участие свободных, равноправных, активных граждан в принятии политических решений;
  • – гарантии гражданских прав и свобод личности;
  • – рыночная экономика, свобода предпринимательской инициативы;
  • – абсолютная власть закона;
  • – общественный контроль властных институтов;
  • – наличие в обществе конкурентной партийной системы, независимых групп интересов;
  • – разделение властей;
  • – свободные, альтернативные выборы кандидатов на государственные должности;
  • – уважение субъектами политики демократических норм взаимоотношений.

В политологии содержится анализ основных типов политических режимов современности -- демократического, тоталитарного и авторитарного (рис. 1).

Рис. 1.

Признаки демократического режима

  • – Источник власти -- народ, выборность основных органов государственной власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям.
  • – Наличие «среднего класса» -- социальной основы демократии.
  • – Государственное устройство по принципу «разделения властей».
  • – Разрешено все, что не запрещено законом.

Политический плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества.

Изложенные принципы демократии являются универсальными, на их основе выстраивается само ее здание. Это своего рода катехизис демократии. Реальное участие народа в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты перед народом -- именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

Демократическое государство - это государство, устройство и деятельность ко­торого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина . Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитима­ции всех органов этого государства является суверенитет народа.

Суверенитет народа означает, что:

  • субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
  • объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
  • суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Субъектом демократии могут выступать:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • отдельные , их объединения;
  • государственные органы и общественные организации;
  • народ в целом.

В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти .

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов , в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства явля­ются:

  1. реальная представительная демократия;
  2. обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

  1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;
  2. существование правового государства;
  3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
  4. разделение властей;
  5. выборность и сменяемость основных органов государства;
  6. контроль общества над силовыми структурами;
  7. политический плюрализм;
  8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

  • Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
  • Принцип верховенства закона.
  • Принцип народовластия.
  • Принцип федерализма.
  • Принцип разделения властей.
  • Принципы идеологического и политического плюрализма.
  • Принцип многообразия форм экономической деятельности.

Подробнее

Обеспечение прав и свобод человека и гражданин а - важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения зако­нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание , Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма . Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Формы демократии

Суверенная народа может быть выражена в двух основных формах:

  • непосредственно :
    1. путем референдума;
    2. путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
  • в представительных формах .

Представительная демократия - осуществление народом вла­сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Пред­ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер­риториальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать ис­полнительную власть - это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе дан­ные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, сте­пени зависит от сотрудничества с исполнительной властью . Дру­гое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкури­рующей законодательной власти, невмешательство исполнитель­ной власти в прерогативы представительных учреждений.

В РФ представительная демократия обес­печивается выборностью Государственной Думы и конституци­онно обусловленным формированием Совета Федерации

1.2 Основные принципы демократии

Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может.

Принципы демократии представляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества.

Суверенитет народа. Данная идея сформировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обществе. Верховенство власти народа и его независимость включает соединение в суверенитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.

Принцип суверенитета народа заключается в реализации народом своей политической функции источника власти:

Народу принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве;

Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

Народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

Признание народом власти и ценностей, на основе которых она стоит -- в чем заключается существо легитимности этой власти.

Отношение к данному принципу неоднозначно. Умелый политик, воздействуя на массы, может использовать народовластие в своих целях. В качестве примера можно привести приход к власти Гитлера путем пяти референдумов. А. Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны правильные суждения и решения» . Кроме того, власть народа в целом, то есть власть толпы приводит к тому, что в этой массе забывают о конкретном чело-веке. Это отмечал Н. Бердяев: «Народовластие так же может лишить личность ее неотъемлемых прав, как и единовластие» .

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что принцип суверенитета народа при определенных условиях может превратиться в свою противоположность -- орудие авторитаризма, его оправдание.

Принцип подчинения меньшинства большинству. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства.

Принцип большинства признается всеми: либералами, консерваторами, коммунистами, социалистами. Однако в различных течениях он имеет разную трактовку. Тем не менее, в любой интерпретации, принцип большинства - один из краеугольных элементов современной демократии.

Однако принцип большинства тоже реализуется на практике не вполне соответствуя теории. В системах, где господствуют отдельные экономически сильные классы, демократическое большинство этих классов является в сущности меньшинством по сравнению со всеми народными массами, значительная часть которых не включена в правила политической игры. Только в тех системах, где ни одна социальная группа не отстранена от общественно-политической активности, принцип большинства может реализовываться адекватно

Принцип большинства имеет и другую сторону - право меньшинства на оппозицию и выражение своих интересов. Проблема заключается в том, что большинство может ущемлять интересы меньшинства. Отсюда необходимость дополнения принципа большинства соответствующей гарантией прав меньшинства или, по крайней мере, учета их в политико-правовом процессе. В частности, «признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращения в суд по поводу их незаконных (выглядящих таковыми) действий» . Демократия есть власть большинства, уважающего право меньшинства.

Принцип представительства. Представительная форма осуществления политической власти и правления имеет целый ряд преимуществ перед прямым властвованием народа, т.е. непосредственной демократией. Она сужает возможности утверждения тоталитаризма как диктатуры большинства; обеспечивает компетентность и ответственность субъектов, непосредственно осуществляющих власть и управление; является системообразующим звеном в политической организации общества.

Политическая теория фиксирует наряду с сильными сторонами принципа представительства его ограниченность. Она проявляется в следующих моментах. Представительное правительство предполагает значительную долю вероятности искажения интересов и воли народа соответствующими институтами; ограничи-вает рамки участия для большинства населения в принятии политических решений; создает условия для узурпации власти бюрократией и другие.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Его содержание составляет совокупность прав, обеспечивающих каждому возможность избирать, быть избранным в структуры власти и управления, участвовать вместе с другими в контроле за деятельностью власть имущих, смещать их при необходимости путем голосования и т.д. Политическое равенство реально, если оно базируется на достаточной для всех слоев населения социальной базе. В отсутствии реальных социальных условий, обеспечивающих возможность демократического равенства, формальные права мало чего стоят для миллиона простых людей, у которых не будет ни времени, ни средств для реализации своих прав.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом.

Принцип свободы. В политическом контексте свобода означает прежде всего личную свободу, а также свободу для социальных групп от господства над ними любых политических сил. Это реальная возможность выбора политического самоопределения личности или группы, их активного участия в управлении общественными делами. Разумеется, демократия не есть свобода индивида или иного субъекта от власти вообще. Проблема ограничения свободы -- тоже проблема демократии.

Изложенные принципы демократии являются универсальными, на их основе выстраивается само ее здание.

Виды общественно-политических движений Нового времени

Демократический режим: принципы и практика

Демократия представляет собой достаточно сложное, развивающееся явление. Ее сущностная сторона остается неизменной, она постоянно обогащается новыми элементами, приобретает новые свойства, качества...

Демократия как форма организации государственной власти

Демократия -- это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических мировоззренческих и ценностных постулатах...

Избирательные системы в зарубежных странах

Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.)...

Консерватизм как идейно-политическое течение

Если попытаться вычленить ключевое положение идеологии социального консерватизма, лежащее в основе всех других его постулатов, то суть его можно выразить следующим образом: понимание общества как духовной реальности...

Основные концепции демократии

Партиципаторная демократия

Современная демократия решительно отличается от классической, хотя и связана с ней как, впрочем, и с классической монархией, и с аристократией, и с тимократией, и с прочими частными формами правления...

Политическая мысль Запада в ХХ веке

Генетически первым в истории современной западной цивилизации возник либерализм. Либерализм - сложное, многоплановое явление. Это и тип мировоззрения, определенный способ мышления, и политическая доктрина, и конкретная политическая практика...

Идея свободы человека в обществе, его право и возможность самому определять свои жизненные цели и выбирать направления деятельности, его личная ответственность за ее результаты, за свое благополучие и общественное положение...

Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Консерватизм в обычном понимании - это стремление сохранить старые позиции, порядки. Консерватизм отстаивает такие ценности и принципы, как право на социальное неравенство, гражданское и человеческое достоинство, плюрализм...

Политические режимы. Основные принципы и установки демократии

Современная политическая демократия - это режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия...

Современные теории демократии

Понятие "демократия" происходит от греческого слова "demos", означающего "народ". В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством. Несмотря на то...

Современные теории демократии: ценностные, плюралистические

В политической науке при изучении данного феномена прежде всего исходят из определения демократии как формы правления, которая определяется исходя либо из источников власти правительства, либо из целей, которым правительство служит...

Современный либерализм, его формы

Либерализм (фр. libйralisme) -- философская и экономическая теория, а также политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Либерализм упирается своими корнями в гуманизм...

1) Что такое политика: взаимоотношения по поводу власти различных социальных групп с целью удовлетворения общественно значимых интересов и потребностей

2) Структура политики включает в себя следующие элементы: политическая организация, политические отношения, политическое сознание.

3) Субъекты политики – это: индивиды и социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности

4) Какой из приведенных признаков политической власти указан ошибочно: подчиненное положение по отношению к экономической власти

5) Что такое легитимация власти: обоснование и оправдание власти, признание ее народом.

6) Какой из исторических типов легитимности характерен для современного либерально-демократического общества: конституционный

7) Специфической чертой политической власти, в отличие от других видов власти, являются: отношения господства и подчинения

8) К «чисто» политологическим предметным областям политической науки относятся:политическое сознание и поведение;

9) Формирование знаний о политико-властных отношениях и их роли в обществен­ной жизнедеятельности характеризует такую основополагающую функцию поли­тологии, как:теоретико-познавательная.

10) С точки зрения демократически организованного общества потребность в поли­тике обусловливается необходимостью:поддержания социальной стабильности и порядка;

11) Какие из перечисленных ниже обличий политики можно обнаружить внутри лю­бой общественной группы?соискание власти.

12) Что из перечисленного ниже относится к разряду первичных субъектов политики?политические партии и избирательные блоки.

13) В современном обществе с его исключительно сложной социальной организацией и наличием публичной власти в лице государства очень трудно найти явления и процессы, абсолютно свободные от политических оттенков и влияния. Другое де­ло, мера «политичности». Она у всех разная. Наиболее ярко данная черта выра­жена в деятельности двух институтов: партия; парламент;

14) Какое из нижеприведенных определений власти полнее всего раскрывает ее сущность?власть есть возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротив­лению других;

15) Власть - это:отношение сторон .

16) Когда рождается власть?в ходе этих взаимоотношений.

17) Трактовка власти как доминирующего начала человеческой природы и психики характерна для:бихевиористов.

18) Основаниями (источниками) власти выступают: все перечисленные

20) Высшее качество и наибольшую эффективность власти придают:знание ;

21) Тип власти, когда управляемый верит, что управляющий имеет право отдавать приказания и что его долг - подчиняться им, называется:легитимный

22) Что из перечисленного ниже относится к ресурсам власти?все перечисленное

23) Очень часто власть определяют как производство намеренных результатов. Зависят ли эти результаты от «качества» подвластных? да;

24) Как соотносятся между собой понятия «политическая власть» и «государственная власть»?второе выступает по отношению к первому как часть к целому.

25) Основными институциональными субъектами политической власти выступаютполитические партии и движения;

26) То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как:публичность

27) Одним из исходных понятий, характеризующих государствую власть, является понятие политического господства. Это понятие означает:закрепление в обществе отношений командования и подчинения

28) Легитимность власти, основанная на праве наследования престола - это легитимность:монархическая;

29) Как соотносятся понятия «политическая система» и «политический режим» политический режим – более узкое понятие, отражает функциональный аспект политической системы

30)Назовите основные типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический

31)Полная зависимость индивида от государства достигается в обществе: тоталитарного типа

32) К континентально-европейскому типу политических систем нельзя отнести: Германию и Италию 1930-х г.г.

33) В чем суть демократического политического режима? Народ -источник власти

34) Одной из подсистем (компонентов) политической системы является: нормативная

35) В организационный (институциональный) компонент политической системы входит государство

36) Что из перечисленного является структурным компонентом политической системы политическая коммуникация

37) К какому компоненту политической системы относится политическая идеология: культурному

38)Понятия «политическая система» и «система государственного управления» - это:второе относится к первому как часть целому;

39) Говоря о политической системе, обычно имеют в виду:совокупность политических взаимодействий, включающих в себя власть и руководство, посредством которых в обществе происходит волевое распределение ценностей;

40) Политическая система включает в себя в качестве структурных элементов ряд подсистем. В них не входит: представительная;

41) В институциональную структуру политической системы не входит:правовые нормы и политические традиции;

42) Понятием «политический режим» как функциональной стороной любой политической системы, охватывается:способ правления;

43)Кто первым ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»?Б. Муссолини;

44) «Всепоглощающее властвование» как способ правления характерно для режимов:тоталитарных.

45) С точки зрения допустимого и запретного тоталитарному режиму присущ принцип:разрешено только то, что приказано властью;

46) Верховная власть при тоталитарном режиме принадлежит:партии во главе с харизматическим лидером;

47) Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к типу то­талитарного относятся два – это «единовластие» официальной идеологии; централизованный контроль экономики.

48) Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к типу ав­торитарного относятся два – это принудительный тип политической активности; власть, не ограниченная законом;

51) Как соотносятся между собой понятия «демократия» и «монархия»?не совместимы, когда речь идет об абсолютной монархии;

52) Организация и функционирование демократического режима предполагает подчинение:меньшинства большинству;

53) Исходными принципами демократии (их три), без которых эта форма человеческого общежития практически не осуществима, выступают:а.народный суверенитет б.свободные выборы; в.равноправие;

54) По какому основополагающему принципу строится и функционирует государственная власть в условиях демократии?их разделения на самостоятельные и независимые друг от друга ветви государственной власти;

55) Применяется ли в условиях демократии правовой принцип: «все, что не разре­шено, запрещено»? да

56) Демократические права и свободы личности впервые были провозглашены в:декларации независимости США в 1776 г.;

57) Право граждан на справедливый, независимый и публичный суд относится к разряду прав:гражданских;

58) Прямое участие граждан в решении вопросов государственного и местного значения путем референдумов, всенародного обсуждения – это ___ демократия. непосредственная

59) К атрибутам государства не принадлежит церковь

60) Назовите 2 основные формы государства: 1. форма правления. 2.форма государственного устройства, 3.Форма осуществления законодательной власти, 4. форма организации аппарата управления:

61) Выберите из предложенных вариантов правильное определение понятия «федерация»: государство, состоящее из нескольких государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий

62) Из чего состоит унитарное государство: из административно-территориальных единиц

63) Определите главный признак президентской формы правления президент – глава государства

64) Как называется функция государства, заключающаяся в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, получении образования, осуществлении защиты отдельных социальных групп: социальная

65) Неполитическая сфера, образуемая совокупностью добровольных ассоциаций, через которые реализуются основные социальные, экономические и духовные интересы человека независимо от государства, называется: гражданское общество

66) Любое государство характеризуется: деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе

67)Любое государство характеризуется: возможностью осуществлять принуждение

68) Любое государство характеризуется наличием армии

69) К формам территориально-государственного устройства относится: федерация

70) Государственный суверенитет предполагает: независимость и верховенство государственной власти

71) Система разделения и независимости властей, а также сдержек и противовесов между ними, отличает:

правовое государство

72) Определение государства и его бюрократических учреждений как классовых ин­струментов, призванных осуществлять общественную координацию в интересах экономически господствующего класса, принадлежит:марксизму;

73) Два элемента не входят в структуру государственных органов: политические партии и блоки; СМИ;

74) Исполнительную (административно-управленческую) ветвь государственной вла­сти олицетворяют (отметьте два варианта):министерства и ведомства; налоговые органы.

75) В конституционной системе государственной власти Президент РФ аккумулирует в своих рукахфункции главы государства;

76) С точки зрения форм правления государство предстает в двух видах:республика; абсолютная монархия;

77) Назовите два государства, которые в начале ХХI века являются абсолютными монархиями:Саудовская Аравия; Бахрейн.

78) При монархии парламентского типа монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Значит ли это, что в структуре реаль­ной государственной власти он выступает полностью как «подставная», некая «бутафорская» фигура? нет

79) Административно-территориальные части унитарного государства обладают:правом на местное (муниципальное) самоуправление;

80) По критерию национально-государственного устройства Дания, Италия, Польша в начале ХХI века представляют собой государства:унитарные;

81) Демократическое правосудие олицетворяет собой древний образ богини: Фемиды;

82) Какие три из перечисленных ниже характеристик демократического режима отно­сятся к парламентскому типу?Выборы одновременно решают вопрос образования парламента и правительства; Парламент имеет право отправить правительство в отставку путем выне­сения ему вотума недоверия; Президент не обладает правом на роспуск парламента;

83) В России установлена смешанная форма государственного правления, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики. Для нее характерны (выберите три варианта):

внепарламентский метод избрания Президента; внепарламентский способ формирования правительства; Президент не подчинен парламенту, однако его нижняя палата может возбу­дить процесс отрешения Президента от должности в случае совершения им пра­вонарушения

84) Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в случае:трехкратного отклонения кандидатур председателя правительства.

85) Олицетворяя собой представительную ветвь, депутаты Государственной Думы (выберите два варианта):работают на профессиональной основе; вправе заниматься преподавательской деятельностью;

86) Гражданское общество составляет … сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом

87) В структуру гражданского общества не входят … правоохранительные органы

88) Существующие идеологии и их разновидности: «левые» социал-демократия, коммунизм и

«правые»- либерализм, консерватизм.

89) Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной экономики, свободы личности и ограничения государственного регулирования: либерализм

90) Какая идеология утверждает приоритет стабильности, традиций общества, лояльности к власти и преданности Родине? консерватизм

91) Какова основная цель социал-демократического движения: демократический социализм

92) Одним из основных понятий неоконсерватизма является утверждение о том, что …

люди изначально не равны, существует только формальное равенство перед законом.

93) Либеральная идеология предполагает: признание в качестве приоритета права и свободы отдельной личности

94) Идеология ____ делает ударение на преемственности развития, приоритете интересов государства над интересами личности, культуре традиций. Консерватизма

95) «Государство – ночной сторож» - принцип, которого придерживается сторонники … либерализма

96) Высказывание «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов», принадлежит К.Марксу

97) Консервативная политическая мысль в России представлена, в частности,…

Н.М.Карамзиным, К.П.Победоносцевым, Леонтьевым

98) Одна из проблем российского либерализма на современном этапе заключается в том, что…

Россия не прошла «школу» классической либеральной демократии

99) Философ, политик, основоположник политической идеологии либерализма – это … Дж. Локк

100) Политическая идеология, объявляющая своими приоритетами стабильность, порядок, религиозность, патриотизм, органицизм, историзм, - это консерватизм

101) К представителям консервативного направления в политической мысли не относят …Б.Н.Чичерина

102) Понятие, соответствующее определению «отсутствие (отрицание) власти» - это … анархия