Типы предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность в сфере услуг


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность предпринимательства, его типы и виды. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Условия формирования предпринимательства: экономические, социальные и правовые. Особенности деятельности на рынке финансовых услуг.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2010

    Теоретические аспекты предпринимательства. Сущность предпринимательства, его цели и задачи. Формы предпринимательства. Государственная поддержка предпринимательской деятельности. Анализ предпринимательской деятельности на примере конкретных предприятий.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2008

    Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности. Что такое "коммерческая деятельность". Субъекты предпринимательства некоммерческих организаций. Характеристика организационно-правовых формы коммерческих организаций согласно Гражданскому кодексу.

    реферат , добавлен 30.12.2010

    Исследование осуществления предпринимательской деятельности предприятиями различных типов собственности и организационно-правовых форм в различных ее проявлениях, не запрещенных законом. Отличие коммерческого предпринимательства от производственного.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2009

    Понятие, признаки и особенности предпринимательской деятельности, источники и формы дохода. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства в Республике Беларусь. Преимущества и недостатки организационно-правовых форм малых предприятий.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    История возникновения и сущность предпринимательства, его поступательное развитие. Особенности предпринимательской деятельности. Характеристика основных форм предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности, их достоинства и недостатки.

    реферат , добавлен 04.03.2010

    Формы предпринимательства по виду деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Формы правового статуса предпринимателя. Товарищество, хозяйственное общество, производственные кооперативы и государственные предприятия.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

Сфера услуг в силу действия объективных и субъективных факторов является весьма привлекательной для предпринимательской деятельности вообще, и деятельности малого бизнеса, в частности, что позволяет говорить о появлении нового экономического агента – сервисный предприниматель.

В схеме 6.2.1 отражены особенности предпринимательской деятельности в сфере услуг в аспекте функций, рассмотренных в разделе 6.1.

Реализация общеэкономической функции в сфере услуг связана с особенностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в этой сфере. Так, для некоторых видов услуг могут устанавливаться специальные правила осуществления предпринимательской деятельности. Например, в российском законе о лицензировании отдельных видов деятельности в круг лицензируемой включена деятельность по оказанию международных туристских услуг, аудиторских услуг, медицинская деятельность и ее техническое обслуживание, протезно-ортопедическая помощь, различные виды ремонта.

Схема 6.2.1

Особенности предпринимательства в сфере услуг

В предпринимательском пространстве сферы услуг присутствуют также субъекты предпринимательской деятельности, основной задачей которых является ведение нехозяйственной некоммерческой деятельности, направленной на удовлетворение социально-благотворительных, культурно-образовательных и иных общественно-полезных потребностей.

В сфере услуг широко распространены смешанные формы организации предпринимательства, например, некоммерческое хозяйствование, т.е. хозяйственная деятельность некоммерческих организаций, где с помощью государства обеспечивается сочетание коммерческих и некоммерческих начал (при подчинении последних первым). Именно в сфере услуг, где достаточно большую долю занимает сектор социальных услуг, формируется некоммерческий сектор экономики, в рамках которого осуществляется коммерческая деятельность (организации здравоохранения, высшего и среднего образования).

Особую группу субъектов предпринимательского пространства сферы услуг образуют субъекты, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности – субъекты, осуществляющие административно-правовые отношения.

Специфика реализации общеэкономической функции в сфере услуг проистекает от особой роли потребителя в данной сфере. Именно на потребителя ориентированно все производство услуг сервисным предпринимателем, так как эффективность функционирования сервисных предприятий (в отличие от товарного производства) определяется прежде всего критериями внешней эффективности – требованиям удовлетворения конкретного потребителя в соответствующем месте, в соответствующее время и в необходимом объеме и наборе услуг, на должном качественном уровне. Заметная потребительская рыночная ориентация предпринимательской деятельности в сфере услуг обусловлена наличием специфических черт экономической природы услуги, связанных, в первую очередь, с такими ее свойствами, как индивидуальность потребления услуги и участие самого потребителя в процессе производства услуги.

Рядом отличительных особенностей обладает характер общественных отношений сервисных предпринимателей с потребителями-гражданами.

Прежде всего это выражается в том, что для большей части предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг, договоры с участием потребителей-граждан носят публичный характер, то есть являются обязательными для заключения со стороны услугодателей.

Ресурсная функция предпринимательства в сфере услуг отличается следующими специфическими чертами:

Во-первых, по сравнению с материальным производством в целом сфера услуг менее зависима от сырья и основных материалов. Только отдельные ее отрасли, где для их работы необходимы огромные производственные фонды – связь, жилищно-коммунальное хозяйство; туризм и санаторно-курортное лечение, ориентированы на широкое рекреационное природопользование и т.д.

Во-вторых, многие виды услуг имеют неодинаковую степень восприимчивости к научно-техническому прогрессу и соответственно различные темпы роста производительности труда. Например, услуги парикмахера, официанта, массажиста относятся к тем услугам которые менее восприимчивы к техническому прогрессу и остаются неизменными.

В-третьих, специфический характер услуги, обусловливающий личный, довольно часто непосредственный, контакт производителя и потребителя, предопределяет высокую составляющую качественного состава человеческих трудовых ресурсов, собственно исполнителей трудового процесса. Во многих отраслях, оказывающих различные виды услуг, высокий образовательный и профессиональный, квалификационный уровень работников определяется творческим, интеллектуальным содержанием труда.

В-четвертых, к особому ресурсному потенциалу в сфере услуг относятся сами потребители. Потребитель довольно часто выступает прямым и непосредственным участником процесса производства услуги. Так, например, при получении медицинской услуги он должен предоставить нужную информацию, сформулировать проблему, в ряде случаев совместно со специалистами обсудить возможные варианты решений; наконец, обеспечить собственно внедрение и получить результат.

Кроме того, управление ресурсным потенциалом сервисной организации с целью воздействия на предложение услуг и приспособления к изменяющемуся спросу для обеспечения качественного обслуживания предусматривает использование самих потребителей, как дополнительного ресурса сервисного предприятия, вводить самообслуживание.

В-пятых, отличительной особенностью ресурсной функции в сфереуслуг является высокая скорость оборота предпринимательского капитала.

Как правило, скорость оборота капитала в сфере услуг вследствие более короткого производственного цикла, динамичного характера, спроса на услуги, гибкости самого рынка услуг существенно выше, чем в сфере традиционного материального производства, и выступает как одно из основных преимуществ предпринимательской деятельности в сфере услуг.

Инновационная (творческо-поисковая) функция предпринимательства в сфере услуг отличается повышенной необходимостью новой управленческой и организационной логики предпринимательства.

По своей природе предприятия сферы услуг относятся к категории повышенного риска. В связи с чем одной из основных мер организационно-экономического характера, снижающей риск деятельности предпринимателей в сфере услуг, является маркетинг услуг, в рамках которого предусматриваются специальные меры, позволяющие ослабить отрицательное воздействие особенностей услуг. Причем маркетинг расширяет свои функции, то есть наряду с функциями исследования, стимулирования сбыта и распределения услуги, появляется функция взаимодействия с покупателем.

Особую значимость в сфере услуг имеет бенчмаркинг. Именно покупатель, роль которого в сфере услуг очень высока, является основным источником сведений о рынке и конкурентах. Посредством получения таким образом информации, предприятие, осуществляющее свою деятельность на рынке услуг, приобретает дополнительную возможность повышения своей конкурентоспособности. Данный процесс получил название бенчмаркинга.

Специфика инновационной функции предпринимательства в сфере услуг в числе прочего определяется переходом от технологии предоставления единичной услуги к предоставлению комплекса или «пакета» услуг. Само пакетирование услуг связано с более жесткой, по сравнению со сферой промышленного производства, конкуренцией между различными предпринимательскими структурами внутри сферы услуг. Помимо этого, важное значение приобретает также и конкуренция между продавцами товаров (которые дополняют их сопутствующими сервисными услугами) и между продавцами услуг, что усиливает гибкость творческо-поисковой функции предпринимательства.

Социальная функция предпринимательства в сфере услуг связана с темпами создания рабочих мест, которые в целом все еще выше, чем в традиционных отраслях материального производства. Гибкие режимы занятости, высокая мобильность работников, углубленная диверсификация повышают устойчивость сферы услуг в условиях экономического спада и сохраняют занятость. Многие организации сферы услуг предоставляют возможности трудоустройства для наиболее социально незащищенных слоев населения. Частичная занятость, получившая наибольшее распространение в торговле (особенно сетевой), общественном питании, в здравоохранении, культуре, искусстве, образовании; а также преимущественно малый размер предприятий, задействованных в данной сфере, в процессе осуществления здесь предпринимательской деятельности способствуют привлечению дополнительных трудовых ресурсов, практически не используемых другими группами работодателей. К ним относятся граждане, чей трудовой потенциал как носителей ограничен объективными факторами. Это пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды, многодетные матери и т.д.

Сфера услуг отличается расширенными возможностями для открытия собственного дела, что в значительной степени увеличивает возможности осуществления предпринимательской деятельности для широких слоев населения. Социальная функция проявляется в формировании нового слоя людей – людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели.

Организационная функция предпринимательства в сфере услуг особенно четко проявляется в возможностях быстрого развития малого предпринимательства

Во многих странах мира сервисный бизнес нередко выполнял роль своеобразного мотора экономического развития и повышения эффективности общественного благосостояния. Однако в нашей стране подобные механизмы стали зарождаться лишь на рубеже XIX-XX вв., протекая неравномерно в разных регионах и всюду приобретая немалое своеобразие. В этот период различные виды сервисного производства начинали распространяться из исторически сложившихся хозяйственных центров в средние и малые города, на слабо освоенные территории. Столетиями действовавшие традиции в сфере торговли, бытовых услуг, транспортных перевозок отмирали, нарождались новые принципы и организационные формы обслуживания.

В этих условиях предпринимательская активность сферы услуг могла бы стать со временем заметным фактором развития отечественного хозяйства современного типа. Субъекты сервисной активности чутко реагировали на общественные запросы, необходимость появления новых видов обслуживания, возможность получения прибыли в том или ином регионе страны. Огромную роль здесь играла инициатива и настойчивость этих людей, их умение принять во внимание различные трудности, преодолеть их, просчитав все плюсы и минусы своих шагов, а если надо, то рискнуть своим капиталом.

Однако этот процесс развития отечественного бизнеса был прерван. В советский период частная инициатива в общественном производстве оказалась сведенной к нулю, а вся инфраструктура услуг была связана с единым народно-хозяйственным комплексом государственного типа, в рамках которого обслуживание населения считалось второстепенной задачей сравнительно с созданием промышленности и военного производства. В постсоветский период указанная недооценка сферы услуг и бизнеса породила множество трудностей, серьезно осложняющих процесс возрождения в нашей стране сервисного предпринимательства.

Для нынешнего периода возрождения российского предпринимательства, когда оно начинает воссоздавать свой потенциал развития почти с нуля, характерны серьезные диспропорции, экономические издержки и социальные деформации, которые, впрочем, заключают в себе немало объективных закономерностей, свойственных ранней стадии развития услуг в других регионах мира. Указанные выше обстоятельства, в которых восстанавливается российский бизнес, не позволяют сервисному предпринимательству выступить тем локомотивом экономики, который смог бы ускорить рыночные преобразования, стимулировать преодоление общехозяйственного кризиса. Как будет показано ниже, отдельные направления сервисного предпринимательства активно готовят почву для такого преодоления, не изменяя пока общей ситуации. Все это свидетельствует о том, что нынешний этап отечественного предпринимательства сферы сервиса серьезно отличается от этапа, свойственного развитым странам мира, где эта разновидность бизнеса выступает заметным стимулом общеэкономического и общесоциального развития.

Преобразования постсоветского периода позволили увидеть не одинаковую готовность населения разных российских регионов и типов поселений к предпринимательской активности в сфере сервиса. Это в значительной степени связано с территориальными условиями жизнедеятельности, с плотностью и структурой расселения людей. Ниже рассмотрим, каким образом данные факторы хозяйствования сказываются в наше время на возрождении предпринимательской активности в сфере сервиса. С этой целью вначале обратимся к статистическим данным, свидетельствующим о распространении по стране малых предприятий (МП), основная часть которых связана с предпринимательством в сфере сервиса.

На первых этапах советских реформ более готовыми к освоению предпринимательской активности оказались жители сверхкрупных и крупных городов (от 1 до 3 млн. жителей и более). На стадии рождения кооперативного движения такие города как наиболее крупные звенья территориальной организации общества продемонстрировали масштабную концентрацию капитала, наличие квалифицированных кадров, высокую степень социальной инициативы и адаптационных возможностей людей. Позже, на стадии российских реформ, в крупных городах стало возможным развитие широкого спектра сервисного предпринимательства, начиная от личных и кончая производственными услугами, что невозможно было осуществить в средних и малых городах, а также на селе.

Последующие этапы российских реформ, расширяющие рыночные отношения, показали, что в развитии сервисного предпринимательства на территории страны стало активно действовать множество других факторов и условий, помимо урбанистических. Неодинаковый уровень адаптации населения к изменяющимся условиям труда и жизнедеятельности в целом обусловливался не какой-либо одной-двумя причинами, а целым рядом обстоятельств. Так, многое зависело от того, являлся ли конкретный город многоотраслевым или моноотраслевым, где он расположен, какое производство оказывается ведущим в городской экономике, в какой степени выполняются транспортные функции (наличие речных, морских портов, автомагистралей, железнодорожных узлов, аэропортов) и т.п.

К этому ряду следует также добавить перечень важных социально-экономических факторов, которые заметно влияют на развитие предпринимательских потенций в условиях переходного периода:

наличие или отсутствие в городском производстве экспортной и сырьевой продукции;

степень отраслевой диверсификации (доля крупнейших объектов в объеме городского производства, в бюджетных доходах города и в обеспечении трудозанятости населения);

качество городских трудовых ресурсов;

степень и характер социального расслоения населения;

объем доходов, получаемых населением на территории города на основе конечных результатов деятельности (в том числе, к примеру, в результате торговли товарами, приобретенными «челноками»);

соотношение доходов и расходов населения;

налоговый потенциал города в расчете на душу населения и одного работающего;

мера экономической самодостаточности населения (доля населения, чьи доходы более чем на 50% превосходят величину прожиточного минимума) и др.

В этих процессах, способных стимулировать или тормозить развитие предпринимательства в области услуг, следует особо выделить роль органов власти регионального и муниципального уровней, а также действующие в стране и регионе правовые и налоговые механизмы. Сложное сочетание в каждом городе объективных и субъективных причин свидетельствовало, что у городских поселений с одним и тем же числом жителей и при сравнительно сходных условиях жизни адаптационный потенциал людей к новым условиям мог оказаться различным. Неодинаковыми были также масштабы и качество частного сервиса, характер и векторы активности самих предпринимателей.

Опираясь на типологию российских городов с разным адаптационным потенциалом и неодинаковой социально-экономической динамикой, предложенную В. Лексиным и А. Швецовым, рассмотрим разные возможности городской среды для развития сервисного предпринимательства в современных российских городах. Эти авторы выделяют следующие типы городов:

города, в которых в последние годы советского периода существовали и были незамедлительно использованы предпосылки эффективного освоения возможностей и преимуществ, предоставленных реформами. В этом случае предпринимательство в области сервиса проявляло высокую степень активности, постоянно расширяя сферу своего приложения и становясь важным фактором стимулирования городского хозяйства, повышения уровня жизни горожан (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и др.);

города, позитивно выделившиеся в период реформ в связи с новыми географическими, ресурсными и иными факторами инвестиционной привлекательности или с появлением рыночной востребованности, включая и внешний рынок. В этом случае перераспределение доходов, получаемых от основных производств или от интенсивного международного обмена, позволяет активно развивать некоторые, особо востребованные или престижные, нередко дорогостоящие виды услуг. Это, в свою очередь, ведет к диспропорциональному расширению отдельных видов предпринимательства, к несбалансированному соотношению его разных направлений и форм обслуживания. К этому ряду принадлежат, например, Владивосток, города Тюменской области, некоторые северные средние и малые города (Норильск, Когалым, Ноябрьск, Надым), а также города-спутники некоторых мегаполисов, средние и малые монопрофильные города с продукцией, пользующейся высоким спросом на внутренних или зарубежных рынках, и др.;

города, отличающиеся вялотекущими позитивными изменениями или медленно стагнирующие. В этом случае для местного предпринимательства в сфере сервиса характерно вялое развитие. Для него могут быть свойственны отдельные рывки, порой стимулируемые извне, если город связывается с перспективными коммерческими проектами, -- к подобному типу принадлежит значительная часть крупных и средних городов страны;

города и поселки городского типа с четкими признаками общей депрессии. Предпринимательство в сфере услуг носит здесь эпизодический характер, так как для развития активного сервиса не существует объективных социально-экономических предпосылок. Жители пользуются либо теми видами услуг, которые остались от советского периода, либо заняты самообслуживанием - возделывают приусадебные участки, содержат личное подсобное хозяйство, отвозят на базар мелкие партии выращенной сельскохозяйственной продукции и др. - этот тип состоит из части средних, малых городов и подавляющего большинства поселков городского типа.

Рассмотренные выше типы городских условий для развития сервиса в нашем обществе позволяют составить представление о наличии общих тенденций. Наряду с ними имеются менее масштабные тенденции, обнаруживается также множество местных особенностей и способов развития сервисного предпринимательства. Так, следует сказать о стимулирующей роли в развитии социокультурных услуг некоторых региональных «столиц». Речь идет о крупных областных центрах, которые в период реформирования сохранили высокий уровень экономического, научно-образовательного, финансового, социально-структурного потенциала, что предоставило им возможность стать лидерами в развитии регионального сервиса современного типа. К ним относятся такие города, как Великий Новгород, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Омск, Новосибирск и др.

Такие центры стимулировали развитие регионального предпринимательства в сфере интеллектуальных и высококвалифицированных услуг - научных, образовательных, рекреационных, информационно-компьютерных (в частности, предоставление интернет-услуг) и др. Здесь стали появляться сервисные предприятия, способные поддерживать партнерские отношения и конкурировать на равных с зарубежными фирмами или с бизнесменами Москвы, Санкт-Петербурга. Особенно это характерно для предпринимателей, работающих в сфере связи и компьютерного обслуживания, рекламы, образования, туристских услуг. В постсоветский период свои закономерности выхода из кризиса постепенно формировались в крупных городах, образующих индустриально-промышленные узлы. Производственные мощности этих городов, втягиваясь постепенно в рыночные отношения, стимулировали приезд в город новых работников из средних и малых городов, из села. В свою очередь, стабилизация производственных мощностей и благоприятная экономическая конъюнктура увеличивали спрос на разного рода услуги. Сохранившиеся транспортные коммуникации, объекты социальной сферы позволяли легче развиваться бизнесу, который, не повторяя издержки сферы услуг советского периода, создавал сервисное производство современного типа. В условиях российских реформ развитие сельского сервисного предпринимательства приобретает свои особенности. На селе в гораздо большей степени, чем в городе, дают о себе знать факторы, затрудняющие развитие сервисного предпринимательства современного типа. Не указывая в данном случае всех подобных факторов, отметим, что проводимые в стране преобразования в целом воспринимаются жителями села более отстраненно и пессимистически. Так, многие социологические опросы свидетельствуют, что основная часть сельского населения не считает целесообразным передачу земли в частное пользование. Однако в подобной реакции неправомерно усматривать консерватизм сознания сельчан, их противодействие рыночным переменам. Здесь скорее срабатывает закрепленный в российском обществе традиционный подход к земле, помогающий жителям российской глубинки выживать в любых условиях.

Сравнительно легко происходил переход к новым условиям жизни и обслуживания в тех сельских районах страны, где сохранились крупные структуры по производству сельскохозяйственного сырья и его переработке. Вокруг таких агропромышленных комбинатов сравнительно легко формируется инфраструктура производственного и социального сервиса.

Однако в подавляющем числе сельских районов страны происходил распад прежних коллективных форм сельскохозяйственного производства, поставивший значительную часть населения перед проблемой самостоятельного выживания.

Новые формы обслуживания сельскохозяйственных производителей и деревенского населения приходят из крупных городов. Именно городские предприниматели предлагают сельским жителям участвовать в локальных инновациях, чаще всего связанных с продажей сельскохозяйственной продукции или с ее переработкой, строительством дач, рекреацией горожан. Российская глубинка сохраняет немало возможностей для подобных видов бизнеса.

В настоящее время отмечается стремительный прорыв услуг на мировые рынки, перемещение экономически активного населения в сферу услуг, повышение доли последней в ВВП промышленно развитых стран, рост числа сервисных организаций и объема международной торговли услугами. Согласно оценкам Всемирного банка, в настоящее время, сервисный сектор составляет около 70% мирового ВВП , что позволяет определить содержание структурной трансформации экономики как «сервисную революцию», повлекшую за собой изменения в составе факторов экономического роста, его содержании и темпах.

Только в Омской области в январе-марте 2014 года населению оказано платных услуг на 17,1 млрд рублей, что на 1,2% больше, чем за аналогичный период 2013 года, в том числе оказано жилищно-коммунальных услуг – на 5,3 млрд рублей, услуг связи – на 2,8 млрд рублей, транспортных услуг – на 2,; млрд рублей, бытовых услуг – на 2,1 млрд рублей. Оборот общественного питания в январе-марте 2014 года составил 2,5 млрд рублей, что на 9,0% больше уровня аналогичного периода прошлого года.

Общий тренд эволюции современной глобальной экономики в направлении услуг обусловливает необходимость многоплановых изменений, функционального усложнения их видов, что выдвигает на первый план проблемы улучшения стратегических позиций наряду с передовыми отраслями индустрии, образующими динамичное ядро развитой экономики.

В последние годы наблюдается тенденция перехода компаний от массового обезличенного производства к клиент-ориентированному ведению бизнеса, направленному на понимание потребностей своих клиентов и повышение эффективности работы с ними. Это связано с возрастающим уровнем конкуренции, а также высокой волатильностью покупательских предпочтений. Это вынуждает компании искать новые способы эффективного управления. Переход к клиент-ориентированному ведению бизнеса позволяет компании повысить свою прибыльность за счет увеличения доходов от существующей клиентской базы, а также снижения операционных расходов на привлечение новых клиентов и оптимизации затрат на закупку и хранение товаров. В свою очередь, такой подход требует реорганизации бизнес-процессов компании и разработку новых показателей оценки эффективности деятельности.

Традиционная практика определения результатов хозяйственной деятельности предприятий не использует методик, позволяющих прогнозировать последствия интеграционных процессов и учитывать их при разработке экономической политики развития предприятия. Исследовать влияние таких изменений на процессы развития сферы услуг с помощью традиционной методологии весьма затруднительно. В то же время повышение степени достоверности хозяйственных результатов позволит расширить спектр возможностей предприятия и своевременно принимать управленческие решения по имеющимся ресурсам. Это обусловливает необходимость преобразований в методике формирования оптимального динамического развития на базе включения в механизм управления результатами хозяйственной деятельности новых расчетов.

Исследователями доказана необходимость разработки системы управления синергетическим механизмом развития сферы услуг на примере торговли. Т. Степанова связывает это с:

  • недостаточным использованием в обеспечении оптимального развития предприятий торговли синергетического инструментария для принятия релевантных решений;
  • отсутствием методической обеспеченности по вопросам оценки синергетических эффектов, увеличивающих финансовые результаты хозяйствующих субъектов;
  • необходимостью оценки и прогнозирования синергетических эффектов, позволяющих повысить обоснованность и действенность экономической политики предприятия .

В настоящее время существует ряд проблем, которые препятствуют развитию предпринимательства в сфере услуг, к которым можно отнести низкий уровень социально-экономического развития отдельных регионов и уровня жизни населения, неконкурентоспособность продукции и услуг, неблагоприятный инвестиционный климат, износ и устаревание основных фондов.

Авторами проведен анализ современных методологических подходов и концепций обеспечения качества продукции и услуг в условиях преобразования предприятий и диверсификации их деятельности. Поставлена задача системного моделирования деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. При этом необходимо учитывать, что построение количественных и качественных управленческих моделей неравновесных процессов в экономических системах наталкивается на ряд трудностей не только технического, но и принципиального гносеологического характера. Поэтому разработка способов изучения изменения социально-экономических систем и развития методов прогнозирования динамики в рамках такого подхода являются актуальной научной проблемой.

Поскольку на сегодняшний день все больше внимания уделяется инновационной составляющей, то одним из важнейших условий для развития сферы услуг в России является ее инновационное развитие. Оно способствует укреплению позиций как на внутреннем, так и на международном рынке, повышению конкурентоспособности услуг, улучшению баланса по торговле услугами и диверсификации экономики. Инновационное развитие сферы услуг позволяет удовлетворять все возрастающие потребности населения, в том числе создавая новые сектора сферы услуг и развивая уже существующие.

Ключевым этапом в инновационной деятельности должна являться разработка образца инновационного продукта или услуги. На данном этапе интересы автора научной идеи, в качестве которого может выступать не сам предприниматель, непосредственно соприкасаются с интересами заинтересованных деловых структур. От того, каким образом будет достигнут компромисс между автором научной идеи и представителем бизнеса, во многом определится конечный итог. Роль предпринимателя заключается в направлении реализации инновационной идеи в соответствии с осуществляемым видом деятельности.

В сфере услуг и торговли в частности для эффективного и рационального управления необходима обработка чрезвычайно больших массивов информации. Сегодня именно на основе выборочных обследований проводят маркетинговые исследования, изучают качество проектируемых и производимых технических систем, поступивших в продажу товаров, эффективность ценообразования и новых форм торговли, совокупный потребительский спрос и степень удовлетворения населения по различным видам товаров и услуг.

Все это обусловливает необходимость широкого использования выборочного метода в социально-экономических обследованиях, основу которого составляет закон больших чисел. Однако его использование требует наличия большого выборочного ансамбля наблюдений, случайным образом отобранных из однородной генеральной совокупности. В реальности любой социум (генеральная совокупность) является заведомо неоднородным множеством, структурированным по различным номинальным (классификационным) шкалам .

Был проведен опрос более полутора тысяч потребителей. Им были заданы как открытые, так и закрытые вопросы. Такая форма построения анкеты позволила, с одной стороны, стандартизировать ряд изучаемых параметров и провести статистическую обработку данных. Это позволило установить степень достоверности проведенного исследования. С другой стороны, наличие открытых вопросов позволило выявить дополнительные предпочтения потребителей.

Изучение особенностей проявления синергетических эффектов в деятельности предприятий позволяет проанализировать факторы, обусловливающие их возникновение; выявить синергетическую природу сложившихся результатов; подготовить основы принятия экономической политики предприятия; разработать стратегические направления оптимального роста за счет мобилизации всех видов ресурсов.

В развитии сферы услуг большую роль играет малый и средний бизнес. В настоящее время около четверти всех субъектов малого и среднего предпринимательства занимается оказанием различного рода услуг. Сектор малого и среднего бизнеса является неотъемлемой частью экономической составляющей развития, служит показателем стабильности и благосостояния. Развитие предпринимательства обеспечивает население новыми рабочими местами и стабильными доходами, существенно расширяет перечень производимых товаров и оказываемых услуг, способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.

Эффективным механизмом развития рынка услуг может служить субконтрактинг. Работа центров субконтрактации может дать малому и среднему бизнесу импульс к развитию, помочь выйти на новые рынки сбыта продукции и услуг. Малым предприятиям субконтрактинг дает возможность производить качественную продукцию, оказывать разнообразные услуги, создавать новые рабочие места, не тратить существенные средства на приобретение оборудования, аренду площадей. Такие центры становятся связующим звеном между исполнителем и заказчиком.

Таким образом, реализации предпосылок устойчивого роста требует формирования на макро- и микроэкономических уровнях систем управления, обеспечивающих расширение деятельности, ориентацию предприятий малого и среднего бизнеса на повышение качества услуг, развитие отраслей социальной сферы, осуществляющих инвестиции в человеческий капитал. Последнее особенно важно, поскольку производство услуг вследствие их нематериального характера сопряжено с использованием человеческого капитала .

Сложность современных экономических условий, в которых функционируют предпринимательские структуры, связана с нарастающей неопределенностью, меняющейся конъюнктурой и нестабильностью внешней среды. В связи с этим признается необходимость обеспечения и развития адаптационных способностей предприятия на длительный период, что определяет важность осуществления постоянных стратегических изменений.

Литература:

1. По данным Всемирного банка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank.org/ru/country/russia.

2. Степанова Т.В. Разработка системно-методического подхода оценки синергетического эффекта в сфере услуг (на примере организаций торговли): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – СПб, 2013.

3. Черепанов Е.В. Математическое моделирование неоднородных социально-экономических совокупностей по случайным выборкам: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – МЭСИ: Москва, 2013.

4. Ильина И.Е. Формирование системы управления конкурентоспособностью предприятий сферы технического обслуживания и оказания транспортных услуг: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Казань, 2013.


Предпринимательство в нашей стране является сравнительно новым явлением, что объясняет отсутствие современного уровня предпринимательской культуры, соответствующего уровня знаний и опыта у предпринимателей, которые вынуждены фактически начинать свою деятельность с нуля. В то же время на современном этапе хозяйствования сфера услуг является важным источником мобилизации потенциала экономического роста регионов, повышения качества жизни населения, что предопределяет необходимость ее развития в различных отраслях национального хозяйства. Развитие предприятий сферы услуг непосредственно связано с развитием предпринимательства во всех сферах хозяйствования.
Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Общий смысл предпринимательства в сфере услуг сводится к открытию собственного дела, что, в свою очередь, определяется наличием желания и возможностей заниматься предпринимательской деятельностью. В то же время предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, что позволяет рассматривать его с позиции двух основных элементов:
— инновационной деятельности как предпринимательской функции;
— действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.
Экономическая сущность предпринимательской деятельности в сфере услуг заключается в поиске и реализации новых видов услуг в различных отраслях хозяйства с целью удовлетворения явного и потенциального спроса потребителей. Объектами предпринимательской деятельности являются оказанные услуги, способные удовлетворить определенные потребности, предлагаемые на рынке для приобретения, использования и потребления .
Однако под определение «предприниматель» подходят и мелкие торговцы, и фермеры, и директор крупного коммерческого банка, и владельцы малых предприятий сферы услуг, существенно отличающиеся по характеру и содержанию труда. Поэтому представляется неправильным рассматривать предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Целесообразнее исходить из определения предпринимательства как инновационной экономической деятельности, осуществляемой в условиях риска и неопределенности и направленной на достижение прибыли. Предприниматели выступают, прежде всего, как лица, владеющие или распоряжающиеся собственностью, которую они вкладывают в свое предприятие, использующее наемный труд. Отличительными признаками предпринимательской деятельности с психологической точки зрения являются: экономическая свобода; возможность обеспечить себе более высокий уровень материального благосостояния; возможность более полно реализовать свои профессиональные способности и склонности; высокая ответственность за результаты своей деятельности; отсутствие гарантированного минимума дохода и риск убытков в случае неудачи; отсутствие помощи и покровительства. Эти признаки особенно характерны для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в рамках малых и средних предприятий.
Формирование основ рыночной экономики в России, как и в ряде стран, сопровождается появлением большого числа малых и средних организаций. Роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике значительна — это ее существенная часть, база и интегральный компонент конкурентного рыночного механизма.
Малый и средний бизнес, динамично реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, наделяют рыночную экономику необходимой гибкостью и адаптивностью. Эти черты имеют в современных условиях особое значение в силу возросшей индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научного и технологического прогресса, расширения ассортимента производимых услуг. Малые и средние предпринимательские структуры мобилизуют значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые), невостребованные в его отсутствие. Существенный вклад вносит малое и среднее предпринимательство в формирование конкурентной среды, что для отечественной экономики в современных условиях имеет первостепенное значение. Трудно переоценить роль малого и среднего бизнеса и в решении проблемы занятости. Необходимо, наконец, отметить важность малого и среднего бизнеса в преодолении социальной напряженности и в демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое и среднее предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Все эти и другие свойства малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг, делают их развитие важнейшим фактором экономического роста России. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика не в состоянии эффективно функционировать и развиваться. Следовательно, их становление и развитие является стратегической задачей экономической политики при переходе к социально ориентированному рыночному хозяйству.
Обобщая опыт развитых стран, а также первоначальный отечественный, Е.П. Кулик отмечает, что поступательное движение малого и среднего предпринимательства является: важнейшим фактором успешного решения проблем формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений; расширения ассортимента и повышения качества товаров (работ, услуг); приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействия структурной перестройке экономики; придания ей гибкости, мобильности, маневренности; привлечения средств населения для развития производства; создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы; формирования социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний); активизации научно-технического прогресса; содействия деятельности крупных предприятий; освобождения государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. Эти и другие экономические и социальные функции малого и среднего предпринимательства ставят их развитие в разряд важнейших государственных задач, делают их органической частью экономической политики государства .
Несмотря на это, малое предпринимательство в Российской Федерации пока слабо развито (табл.). В общем по стране доля малого предпринимательства в сфере услуг в ВВП не превышает 15,5%. Между тем в странах ЕС на долю малого и среднего бизнеса приходится больше половины создаваемого ВВП. Впечатляет также общее количество малых предприятий по отдельным странам: 2,3 млн в Германии; 6,5 млн в Японии; 19,3 млн в США.

Таблица
Развитие малого предпринимательства в РФ Источник: Экономическая газета. — 2008. — №16 (апрель). — с.1.

Цель предпринимательства заключается не только в получении прибыли в данный момент, но в получении еще большей прибыли путем активизации деятельности на рынке. Среда, в которой осуществляется предпринимательская деятельность, определяет характеристику сфер деятельности, наибольшая часть которой относится к посреднической деятельности, а не к чисто производственной. Переход к рыночным отношениям предопределяет изменение задач сферы услуг, системы формирования доходов предприятий сферы услуг, а также формирование новых организационно-правовых структур, адекватных требованиям времени.
Успешное развитие предпринимательской деятельностью в сфере услуг возможно только при формировании многообразных организационных форм предприятий и систем управления ими, т.к. сегодня основными проблемами развития предпринимательства являются: недостаточный уровень менеджмента и маркетинга инновационной и коммерческой деятельности предприятий сферы услуг; уровень организации предприятий, не адекватный требованиям рынка; низкий профессиональный уровень персонала и др., эти проблемы одновременно выступают в роли факторов, тормозящих становление и развитие сферы услуг в различных отраслях.
В современных условиях все большее значение для функционирования и развития предприятий сферы услуг, особенно малых и средних форм, приобретают предприимчивость, творческая инициатива, компетентность и оперативность организация сбыта услуг. Для этого необходимо изучение и применение опыта развитых стран мира и Европы, где сосредоточены большие трудовые и финансовые ресурсы.
Коммерческая деятельность предприятий сферы услуг должна заключаться в решении комплекса задач, имеющих различный характер: сбор данных конъюнктурного исследования рынка услуг; своевременное и качественное обеспечение потребителей услуг в соответствии с договорами (заказами); обеспечение коммуникативности системы взаимоотношений всех участников процесса производства и сбыта услуг и т.д. При таком подходе становится очевидной необходимость прогнозирования и проведения маркетинговых исследований для формирования планов по расширению ассортимента оказываемых услуг, их структуре, каналах сбыта, привлечению потребителей и т.д. Преобразования в экономике страны предъявляют новые требования к управлению предприятиями, изменению его ориентации на качество, рентабельность и ассортимент услуг.
При разработке системы управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг необходимо учитывать отличительные социально-психологические особенности предпринимательства в России, связанные со спецификой исторического развития, национальными традициями, особенностями современного состояния экономики, политики и культуры российского общества. Такой подход может адаптировать применяемые инструменты управления под специфику изменений регионального и отраслевого характера. Предпринимательская деятельность в сфере услуг позволит обеспечить рабочими местами большое количество трудоспособного населения региона, т.к. обладает значительной трудопоглощающей способностью. Это должно способствовать устойчивому развитию различных территорий региона.
Организация собственного дела предпринимателя может быть осуществлена различными способами: через покупку уже существующего, учреждение совместного предприятия с другими физическими или юридическими лицами, создание нового предприятия. Последний путь связан с наличием новой идеи. Свободно формирующаяся рыночная ситуация требует наличия широкого спектра предприятий сферы услуг различной специализации, видов деятельности, отраслевой принадлежности, форм собственности. Однако статистика свидетельствует о том, что, начиная с 2000 г., число предпринимательских структур в сфере услуг, особенно социальных, стало снижаться, причем весьма ограничен объем платных услуг населению по видам.
На территории Дагестана в 2009 г. населению было оказано платных услуг на 53 452,8 млн рублей (что в сопоставимых ценах на 12,2% больше чем в 2008 г.), из которых 76,0% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные и бытовые. А другие виды услуг, особенно культурного, образовательного и медицинского характера, туристические, санаторно-оздоровительные, необходимые и возможные по климатическим условиям региона, способствующие развитию социального сектора экономики, занимают незначительное место в структуре объема платных услуг (10%). Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских корзинах населения Дагестана составил в 2009 г. 15,1%, что соответствует уровню предыдущего года (в 2008 г. — 15,3%).
Из общего объема платных услуг малыми предприятиями республики было оказано услуг на 29818 млн рублей, что составляет 55,7% (в 2008 г. — соответственно 40671 млн рублей, или 70,5%). Такое существенное снижение за год доли малых предприятий в объеме оказанных платных услуг населению свидетельствует об ухудшении ситуации с предпринимательской активностью малого бизнеса в регионе.
Роль сферы услуг в формировании экономики региона соотносится с материальной сферой и имеет определенную отраслевую направленность. Так, вклад торговли и общественного питания сравним с промышленностью (18%), жилищных услуг — со строительством (5%). Значительно увеличилось за последние годы количество предпринимательских структур в таких отраслях, как финансы, кредит, страхование, культурная сфера, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др. В целом все основные тенденции развития сферы услуг можно рассматривать в соответствии с общими структурными изменениями, причем с учетом общих условий, способствующих увеличению занятости населения в сфере оказания услуг. Поэтому можно говорить о взаимосвязи расширения сферы материального производства и роста производительности труда с развитием сферы услуг.
Развитию рынка труда, отвечающего требованиям времени, мешает целый комплекс проблем, возникших в связи с изменением экономической формации, нерациональных структурных преобразований, в результате которых произошло снижение уровня занятости населения на фоне спада экономики, увеличилась скрытая безработица, что является спецификой российской формы занятости, а также увеличение числа действительно безработных. При этом статистика показывает снижение экономически активного населения, ухудшение материального положения безработных, вызванное несовершенством пособий и задержкой выплат. Решение проблемы занятости может способствовать ускорению экономических реформ, чему должно способствовать развитие инфраструктуры сферы услуг, создание малых и средних предпринимательских структур, создающих новые рабочие места. Для решения проблем занятости необходимо создание условий для развития сферы услуг, охватывающей бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание, туризм, где применяется живой труд и не требуется его высокая квалификация.
Развитие бытового обслуживания населения в целом имеет положительную динамику, причем подавляющая часть бытовых услуг в республике (в 2009 г. — 90,6%) приходится на долю восьми видов услуг: по ремонту, окраске и пошиву обуви (9,4%); по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий (7,0%); по ремонту и строительству жилья и других построек (30,3%); парикмахерских (14,3%); прокату (10,4%); по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий (6,5%); техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (10,4); изготовлению и ремонту мебели (2,8); эти услуги преимущественно оказываются малыми предприятиями и организациями, а не отдельными частниками.
Устойчивое развитие имеют услуги по ремонту обуви, изготовлению мебели, фотоателье, ритуальные, т.е. предприниматели, которые адаптировались к новым условиям хозяйствования, могут адекватно реагировать на изменения факторов внешней среды и конъюнктуры. Наиболее существенной положительной динамикой в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом характеризовались 3 вида бытовых услуг: услуги по изготовлению и ремонту мебели (увеличение объема услуг в 2,7 раза), услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви (увеличение объема услуг в 1,5 раза), услуги фотоателье (увеличение объема услуг в 1,5 раза). Услуги по ремонту и строительству жилья, наоборот, демонстрируют обратную тенденцию (уменьшение объема оказанных услуг на 30%).
Общая трудоемкость бытовых услуг довольно велика, что требует высокой цены, сужающей круг потенциальных заказчиков.
Анализ развития сферы услуг в регионе показывает, что наиболее проблемными остаются отрасли социального обеспечения и социально-бытового обслуживания, которые нуждаются в государственной поддержке, регулировании финансовых потоков в пользу групп населения, нуждающихся в такой поддержке. Многие отрасли социального сектора не адаптированы к новым условиям хозяйствования, несмотря на наличие массового спроса на услуги этих отраслей. К таким отраслям относятся здравоохранение (медицинские услуги), образование, интеллектуальная сфера, несмотря на то, что уже имеются определенные позитивные тенденции развития услуг в этих отраслях. Масштаб медицинских, образовательных, культурных услуг, которые оказываются непосредственно каждому человеку в отдельности, должен отражать уровень заинтересованности государства в сохранении здоровья и повышении уровня знаний, интеллекта и культуры своих граждан.
Большинство предпринимательских структур в сфере услуг являются частными (70% от общего числа) и муниципальными (22%). Доля ликвидированных предприятий и организаций в сфере услуг по отношению к вновь зарегистрированным за последний год составляет около 20%. Несмотря на довольно быстрое развитие рынка услуг, не наблюдается эффективного воздействия функционирования сферы услуг на рост ВВП в регионе. Это объясняется многими факторами социально-экономического развития региона, его территориальными особенностями. Однако главной проблемой, препятствующей развитию предпринимательства в сфере услуг, является отсутствие эффективного управления на всех уровнях. Условия налогообложения сдерживают рост активности предпринимателей, работающих в сфере услуг во многих отраслях регионального хозяйства. Принятые на высшем уровне и действующие региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на создание общерыночных условий для функционирования сферы услуг без учета задач их финансирования, стимулирования предпринимательской деятельности, специфики региональных территорий, согласования с задачами развития региона и страны в целом. Такое несоответствие предопределяет появление многих проблем, связанных с отсутствием координации экономических и социальных интересов, с тенденцией к коммерциализации социальной сферы. Отраслевые органы управления не координируют интересы развития своих отраслей с интересами социальных групп населения, проживающих на конкретной территории. В регионе в настоящее время практически отсутствуют организационные формы выявления интересов населения и предприятий сферы услуг, в то время как формирование потребительского рынка невозможно без всестороннего изучения факторов, оказывающих влияние на его развитие.
При реализации этих функций управления и формировании механизма управления развитием сферы услуг на региональном уровне необходимо учитывать складывающиеся сегодня обстоятельства объективного характера:
— различия в уровне социально-экономического развития отдельных регионов;
— наличие предприятий, имеющих различные организационно-правовые формы и формы собственности;
— степень воздействия на их деятельность государства;
— организационно-экономическое и правовое обеспечение государством реализации задач региональной политики;
— инфраструктурное обеспечение функционирования и развития сферы услуг в различных отраслях экономики региона.
Социальная направленность системы управления сферы услуг при достижении поставленных целей должна сохраняться в процессе развития предприятий, отраслей, региона в целом. В развитой рыночной экономике главным элементом является потребитель как представитель среднего класса, в потребительскую корзину которого включается определенный стандарт потребления услуг. Потребительская корзина постоянно воспроизводится за счет собственных доходов среднего класса, обеспечивается с помощью рынка равновесия между спросом на услуги различного характера и предложением со стороны предпринимательских структур. Такой подход обеспечивает широкий доступ населения к услугам без участия государства, благодаря высокой платежеспособности потребителей и развитому предпринимательскому сектору услуг. В России сложилась ситуация, когда в результате экономических реформ резко упал жизненный уровень населения. Поэтому, несмотря на бурное развитие и распространение предпринимательства, платежеспособный спрос населения остается низким и не позволяет эффективно развиваться сфере услуг, особенно наукоемких и интеллектуальных отраслей. Иначе говоря, при низком платежеспособном спросе населения рыночный механизм и частное предпринимательство не способны решить проблему широкой доступности различных видов услуг, что предопределяет необходимость разработки и реализации региональной политики, направленной на разработку системы целей, задач, законодательных, экономических мероприятий для развития сферы услуг, поддержания стабильности в сфере занятости, охраны окружающей среды и т.д. Методологической предпосылкой реализации такой политики является четкое определение функций управления и регулирования, т.е. того, какие именно общественные потребности населения и каким способом обеспечиваются регионом в процессе своего функционирования . Поэтому главной особенностью управления развитием сферы услуг является осуществление управления значительной части отраслей и предприятий государством. Экономическая функция регионального управления в этом случае состоит в наиболее целесообразном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей населения и обеспечения необходимого уровня его жизни.
С учетом основных положений функционирования системы управления развитием сферы услуг и опираясь на тенденции современного менеджмента, система управления должна отражать, прежде всего, поворот к человеку — потребителю услуг, расширять использование механизмов рынка, усиливать внимание к предотвращению проблем, возникающих в процессе развития сферы услуг. При этом сложной остается проблема информационного обеспечения, решение которой должно сводиться к оценке позиции страны, региона и предприятий в определенных отраслях, в которых функционирует сфера услуг, к определению реального состояния инновационной активности в регионе, предприятий-конкурентов, что будет способствовать определению отраслевых и региональных направлений государственной поддержки предпринимательской деятельности сферы услуг. Задачи информационного обеспечения предпринимательской деятельности в сфере услуг должны быть адекватны общим направлениям реформирования и развития статистики в регионе (стране), заключающимся в следующем:
— адаптация статистики к изменениям, происходящим в социально-экономической сфере;
— обеспечение своевременности формирования, полноты и оперативности статистической информации путем прогрессивных методов мониторинга;
— повышение качества информации за счет взаимодействия с информационными системами других регионов;
— эффективное обеспечение всех категорий пользователей необходимой статистической информацией;
— усиление роли регионального уровня в ходе формирования статистики инноваций и динамики результатов предпринимательской деятельности в сфере услуг.
Слабое развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предлагающего качественный набор необходимых услуг по доступной цене, является необходимым направлением государственной поддержки. При этом инфраструктура должна быть равнодоступной и иметь «пропускную способность», адекватную потребностям малого предпринимательства. Для развития предпринимательства в сфере услуг можно использовать механизм поддержки малого предпринимательства крупным бизнесом, который должен стать одним из важных направлений в политике государственного экономического регулирования. Учитывая значимость инфраструктуры поддержки предпринимательства в сфере услуг, выполняющей социальную функцию, ее развитие должно частично или полностью финансироваться за счет государственных средств. При частичном государственном финансировании могут привлекаться дополнительные средства предпринимателей и финансовые ресурсы частных источников на некоммерческой основе. Инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства основывается на условиях, которые отличаются от рыночных: бесплатные консультации, услуги по пониженным расценкам, аренда по низкой цене и т.д., что в корне отличается от системы предприятий и организаций, специализирующихся на оказании коммерческих услуг различного характера.
Однако объективно существуют внутренние проблемы развития цивилизованного предпринимательства в сфере услуг, к которым можно отнести следующие:
— низкий уровень социально-экономического развития региона РД в целом;
— низкий уровень жизни населения;
— неконкурентоспособность продукции и услуг;
— неблагоприятный инвестиционный климат в регионе;
— устаревание основных фондов;
— дефицит республиканского бюджета и полная финансовая зависимость РД от поступлений из федерального центра .
В то же время серьезными проблемами остаются недостаток и противоречивость законодательных актов РФ, их неадаптированность к функционированию экономики республики, отсутствие механизма реализации прав, полномочий и ответственности управленческих структур на высшем уровне, отсутствие рациональной системы управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг.