«Синяя птица» главные герои. Характеры героев и персонажей пьесы м


Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает нам об удивительной истории, которая начинается в канун Рождества. Двое детей, Митиль и Тильтиль, уже сладко спавшие в своих кроватках, просыпаются от звуков музыки, что доносятся из дома напротив. У богатых соседей в самом разгаре празднество. Вдруг в дверь стучат, и на пороге возникает старушка в платье зелёного цвета и красном чепце. Старушка стоит, опираясь на палку, она горбата, прихрамывает. Вдобавок у неё есть только один глаз, а нос похож на зловещий крюк. Она обращается к детям и призывает их отправиться искать Синюю Птицу. Берилюне не нравится, что юные герои не видят очевидного. «Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит старушка и вручает Тильтилю зелёную шапочку, украшенную алмазом. По её словам, повернув алмаз, владелец шапки сможет видеть «душу вещей».

Увидеть мир другими глазами - это просто

Тильтиль следует её указаниям и поворачивает камень. И вмиг глазам мальчика открывается удивительная картина: дряхлая колдунья на глазах превращается в волшебную принцессу, а бедная обстановка хижины оживает. Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы». В действо включаются новые персонажи. Это - души Часов, Караваев. Пламя обращается в быстро двигающегося человека, облаченного в красное трико. Кошка и Пёс также приобретают человеческое обличье, хотя на них остаются маски кота и бульдога. Пёс чрезвычайно радуется тому, что, наконец, может облачить свои чувства в словесную форму и с радостными криками «Моё маленькое божество!» скачет вокруг Тильтиля. Кошка, сохраняя свою грациозность, протягивает руку Митиль. Из крана сверкающим потоком начинает бить вода, и в потоках жидкости возникает фигура девушки с распущенными волосами в будто бы струящемся одеянии. Она практически в тот же миг вступает в схватку с Огнём, ведь это - Душа Воды. Появляются и другие Души - Молока, Сахара, Света, Хлеба. Однако этот удивительный момент прерывается стуком в дверь. Испугавшись, Тильтиль очень быстро поворачивает алмаз на шапке обратно. Фея вновь предстаёт перед детьми в облике немощной старушки, стены хижины меркнут, однако Души не успевают вновь возвратиться в Молчание. Фея наущает их сопровождать детей во время поисков Синей Птицы. Кроме Души Света и Пса, тем не менее, идти никто не хочет. Фея идёт на хитрость и обещает подыскать для всех подходящие наряды, после чего уводит всех через окно. Мать и отец семейства Тилей отворяют дверь и видят лишь мирно спящих в своих кроватках малышей.

Куда привело путешествие Митиль и Тильтиля?

Далее краткое содержание «Синей Птицы» повествует о том, как дети оказываются во дворце феи Берилюны. Души предметов и животных уже переоделись в нарядные сказочные костюмы, и начали составлять заговор против детей. За главную на этом собрании - Кошка. Она говорит о том, что поработили души, и, отыскав Синюю Птицу, они окончательно завладеют ими. Но появление самой феи в сопровождении Души Света и детей заставляет их замолчать. Чтобы дети немного подкрепились перед дальним странствием, Хлеб отрезает пару ломтей от своего брюха, а Сахар отламывает свои пальчики, которые тут же вырастают вновь.

Первый пункт назначения на пути детей - Страна Воспоминаний. Туда Митиль и Тильтиль отправляются без сопровождения. Брат и сестра гостят у своих покойных дедушки и бабушки, видят своих умерших сестриц и братьев. Здесь они узнают о том, что ушедшие в мир иной будто бы погружены в сон, но пробуждаются, когда близкие вспоминают их. Отобедав со своей семьёй, дети собираются на встречу с Душой Света. Бабушка и дедушка отдают внукам дрозда, который кажется им совершенно синим. Однако как только дети покидают пределы Страны Воспоминаний, птица меняет свой окрас на чёрный.

Но нам этом странствия только начинаются. Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает о событиях, происходящих во Дворце Ночи, куда первой добирается Кошка. Она предостерегает хозяйку о том, что к ней направляются Тильтиль и Митиль. Однако Ночь не властна запретить человеку познавать её тайны, а потому ей и Кошке остаётся лишь надеяться, что детям не удастся поймать настоящую Синюю Птицу. Когда брат, сестра, а также Сахар, Хлеб и Пёс появляются во дворце, Ночь долгое время пытается запутать их, чтобы не давать ключи, отпирающие любые двери в здании. Но Тильтиль, не слушая её, по очереди открывает все двери. Болезни, насморк, войны скрываются за первыми тремя. За четвёртой дверью Тильтиль обнаруживает излюбленные Ароматы ночи, Светляков, Блуждающие Огоньки, Пение Соловья, Росу. Большую среднюю дверь Ночь настоятельно не рекомендует открывать и убеждает своих гостей, что за ней сокрыты настолько страшные видения, что им даже названия не дали. Все спутники мальчика, кроме Пса, прячутся. Однако Тильтиль перебарывает свой страх. По ту сторону двери открывается волшебный сад ночного света и мечты, где меж планет и звёзд порхают сказочные синие птицы. Мальчик, его сестра и каждый из их спутников ловит по нескольку птиц и выносят их, однако вскоре те погибают - им так и не удалось отыскать ту единственную, что способна выдержать

Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы» Метерлинка. Персонажам предстоит побывать ещё в нескольких удивительных местах, где юные герои и их помощники встречаются и с опасными, коварными персонажами, и с теми, кто желает помочь им. Дети успевают побывать и в древнем Лесу, и на кладбище, и в Саду Блаженств.

Особо интересной была их остановка в Лазоревом дворце Царства будущего. Здесь они встречают Лазоревых детей - людей, которые ещё только должны родиться. Каждый из них уже приготовил для мира какой-то свой подарок. У одного это - Машина Счастья, у другого - несколько способов продлить жизнь, у третьего - машина, летающая без помощи крыльев. Здесь Тильтиль и Митиль встречают и своего братика, который только должен появиться на свет.

Возвращение домой

И вот сказка «Синяя Птица», краткое содержание которой вы сейчас читаете, возвращает нас к зелёной изгороди, за которой находится хижина Тилей. Здесь дети прощаются со своими спутниками. Хлеб отдаёт Тильтилю клетку, приготовленную для Синей Птицы, которая так и осталась пустой. А Душа Света говорит о том, что, возможно, Синей Птицы вовсе не существует, либо она меняет свой цвет, когда оказывается взаперти.

Утром, когда мать пришла будить Тильтиля и Митиль, дети начали с упоением рассказывать ей о своём ночном приключении. Это испугало мать, она послала отца за доктором. Однако здесь в доме появляется соседка Берленго, внешне очень напоминающая фею Берилюну. Услышав очередной пересказ путешествия детей, она утверждает, что им пригрезилось что-то, когда они спали под светом луны. Берленго же рассказывает о том, что её внучке нездоровится - девочка не встаёт с постели, а врач списывает всё на нервы. Мать просит Тильтиля отдать больной девочке горлицу, о которой та давно мечтала. Мальчик смотрит на горлицу, и ему кажется, что перед ним - та самая Синяя Птица.

Свой родной дом дети видят совершенно новыми глазами: кошка и пёс, огонь и вода - всё теперь кажется им живым, не таким, как раньше. Вскоре на пороге появляется соседка Берленго в сопровождении необычайно красивой девочки, которая прижимает к груди горлицу. Тильтилю и его сестре девочка кажется похожей на Душу Света. Сам Тильтиль желает объяснить своей новой знакомой, как кормить горлицу, но, воспользовавшись моментом, птица выскальзывает из человеческих рук и улетает прочь. Девочка начинает плакать, а Тильтиль пытается утешить её и обещает, что вскоре найдёт птицу.

Так заканчивается краткое содержание. «Синяя Птица» (Метерлинк - автор, которому удалось написать произведение, заставляющее по-новому взглянуть на окружающий мир) - непременно понравится и взрослым, и детям.

В 1908 Метерлинк создал пьесу-сказку "Синяя птица ", исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной.

"Синяя птица" - вершина творчества Метерлинка. Сочетание традиций фольклорной и романтической сказки с приемами символистского театра обусловили художественное своеобразие "Синей птицы", "простой, легкой и радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной". Пьеса проникнута идеей автора "быть смелым, чтобы видеть скрытое", это философская сказка о смысле человеческой жизни. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "...я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".

«Синюю птицу» считают одним из лучших произведений М. Это не возвращение к символизму, но авторская интерпретация целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых - рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются с Душой Света на поиски таинственной Синей птицы. Им приходится преодолеть множество препятствий, встретиться с коварством, рисковать жизнью. . Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия. Они находят синих птиц, однако те либо меняют цвет в клетке, либо погибают в руках человека. В конце путешествия дети снова видят в своем доме голубку, которая кажется их маленькой соседке настоящей Синей птицей, ибо подлинное счастье может быть только в реальности. Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы...» И далее: «...счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».

Тильтиль, Митиль - дети, совершающие во сне странствие, которое из хижины дровосека переносит их в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царство Будущего. Сюжет феерии - история посвящения маленьких героев в простые, но необходимые нравственные истины и их приобщения к миру высших ценностей человеческого бытия. Синяя птица - аналог голубого цветка романтиков, чудесное воплощение всего, что недостижимо в земном мире. В финале Т. дарит птицу больной соседской девочке, и этот жест альтруизма становится главным итогом действия. Наградой за способность ощущать глубокую родственность всех разнородных явлений жизни и знаком душевной чистоты, без которой невозможна подобная ясность восприятия мира, служит волшебный алмаз Т., открывающий душу во всех предметах, деревьях, животных, вещах домашнего обихода. Сказочное путешествие Т. и М. таинственными тропами познания, по которым их ведет Душа Света, не обходится без встречи с Духами Тьмы - чтобы убедиться, что внушаемые ими ужасы преодолимы, - с мнимыми Блаженствами, предстающими в своей иллюзорности, с Несчастьями, поддающимися укрощению. Важный эпизод этого странствия - познание высшей истины, состоящей в том, что нет ни смерти, ни забвения, потому что в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей.

Законом, по которому строится жизнь в мире Т. и М., является бескорыстие. Лишь оно признается залогом счастья, которое "всегда с нами, только не бойтесь его искать". Демонические козни Кошки остаются не более чем проделками комической интриганки, а Ночь отступает перед сиянием Души Света. Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

33. Символика «Синей птицы» Метерлинка. (+см б. 32)

В «Синей птице» предельно наглядны основные мотивы творчества Метерлинка: это, например, развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материального порядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовными ценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым», «Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить», «Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых люди еще не узнали».

Герои - дети бедного дровосека Тильтиль и Митиль в сопровождении оживших сил природы отправляются на поиски Синей птицы, символизирующей истину и счастье. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия и когда, наконец, возвращаются назад, то находят ее в своем доме. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "...я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".

Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Ночь – символ всех бед и несчастий, кошка – коварства, Душа Света – света, собака - преданности

Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

Однажды под Рождество явилась к ним фея и отправила их в путешествие по удивительным местам. То ли это происходило в мечтах, то ли во сне, а может быть, и на самом деле случилось, но по настоянию этой странной феи и с ее чудодейственным алмазом в руках Тильтиль и Митиль пошли искать Синюю птицу, которая должна помочь выздороветь заболевшей внучке феи. Они побывали в волшебном мире, где действуют не предметы и вещества, а их души - душа Сахара, душа Воды, душа Часов и т. д. Они посетили Страну воспоминаний, где встретились со своими Бабушкой, Дедушкой, умершими в детстве братиками и сестричками, побеседовали с Лазоревыми детьми из Царства Будущего. Но Синей птицы так и не нашли. И это не удивительно: во всех этих чудесных местах Синей птицы - символа счастья - быть не могло. Эта диковинная птица всегда находится рядом. Главное - вовремя разглядеть ее.

Тильтиль не раздумывая, отдает свою горлицу, которая давно уже живет в клетке у него в комнате, больной соседской девочке, и горлица становится синей. Подарив счастье ближнему, Т. и сам начинает все видеть по-другому - более красивым, новым, значительным. Горлица, став синей, вырывается из рук девочки-соседки и улетает. «Ничего, не плачь, я ее поймаю», - успокаивает девочку Т. Он обращается к зрителям (или читателям): «…если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам - она нам нужна, чтобы стать счастливыми в будущем…» Несомненно, что и сам Т. постарается сдержать обещание и вместе со своей сестрой вновь отправится в поход за Синей птицей. Герои вернулись из своего дивного путешествия повзрослевшими и помудревшими. Они поняли, что счастье - не в обладании Синей птицей, а в ее поиске.

О языке прозы Гоголя на примере «Вечеров на хуторе близ Диканьки»... Использование просторечия в диалоге повестей связано с общей характеристикой действующих лиц. Уже в «Вечерах па хуторе близ Диканьки» Гоголь ставил пе...

Философские проблемы добра и зла, жизни и смерти в поэме «Маскарад»... Противоборство личного и социального в Арбенине приводит его к преступлению и помешательству, а в баронессе Штраль торжествует личное, человеческое на...

«Синяя птица» главные герои произведения проживают невероятные события, которые помогают им стать лучше.

«Синяя птица» главные герои

  • Тильтиль и Митиль,
  • родители детей,
  • дедушка и бабушка,
  • сестра Тильтиля,
  • Душа Света,
  • души животных и разных неживых предметов.

Образы-символы в произведении «Синяя птица»

  • Синяя птица — счастье.
  • Пес — воплощение преданности, готовности к самопожертвованию.
  • Кошка -утилення подобострастия, коварства, предательства.
  • Хлеб — малодушие.
  • Душа Света — олицетворяет справедливость, является символом познания нового.
  • Огонь — бесшабашность.
  • Двери — символ незнания.
  • Блаженства — это отражение самодовольства.

Тильтиль и Митиль восхищаются красотой окружающего мира, бережно относятся к природе. Герои ничего не боятся, они мужественно смотрят в лицо Судьбы, подчиняют природные стихии, побеждают смерть, очень любознательны. Хотя дети жили в небогатой семьи, но были окружены родительской и материнской любовью. Они хорошо помнят о своей семье, где бы ни оказались. Вежливые и внимательные к старшим. Умеют делать выводы из полученного опыта.

Метерлинк утверждает, что человек не решает свою судьбу, но он имеет высокое назначение в жизни: он должна оставить после себя след на земле. Счастье заключается не только в познании природы и мира, в постижении истины. Счастье — в добрых делах, которые следует делать для ближних. В своем доме дети обретут счастье в простом. И тогда все дни недели станут «как воскресенья», надо только внимательнее присмотреться, «открыть глаза к самым сокровенным глубинам души».

Страницы учебника: 22-37.

Цель : обсудить характеры главных героев и персонажей пьесы; выяснить, воззрения какого героя ближе всего к авторской позиции.

Оборудование : иллюстрации учащихся к первой картине.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков.

Учитель . Ребята, что вам понравилось, запомнилось в первой картине? Поделитесь своими впечатлениями.

III. Постановка целей урока.

Учитель . Сегодня мы продолжим знакомство с пьесой-сказкой. Нам нужно понять характеры главных героев и персонажей пьесы.

Когда именно (месяц, число, время суток) начинается феерия? (Эта феерия, как и события «Щелкунчика» и «Ваньки Жукова», начинаются в Рождественскую ночь, то есть ночью 25 декабря. В связи с тем что именно в эту ночь (как считает христианская традиция) произошло самое настоящее чудо - рождение Иисуса Христа, то есть Бога, эта ночь считается святой и волшебной, чудесной. В эту ночь возможны самые необыкновенные чудеса.)

Какие чудеса произошли в произведении в Рождественскую ночь? (Появилась Фея, и произошли волшебные превращения предметов.)

Что вы можете сказать о характерах детей? Чем Тильтиль похож на свою сестренку и чем отличается от нее? (Тильтиль более смелый и решительный: он ослушался родителей и встал ночью, с готовностью согласился на путешествие, более грубый, он достаточно резко общается с сестренкой. Сходство между братом и сестрой в том, что они - совершенно не завистливые, они умеют бескорыстно радоваться празднику других детей, наслаждаться чужим счастьем.)

Подтвердите это словами текста. («Вставай!», «Много ты понимаешь!», «Да замолчи ты!» и т. д.; он не отдает свою птицу фее: «Я ее не отдам, потому что она моя», - и это не жадность, а скорее проявление грубости, собственничества: Тильтиль не завистливый и не жадный. Более умный и зрелый, он знает, что богатые дети не голодны, что они могут есть, когда захотят, то есть из факта социальных различий умеет делать выводы.

Митиль младше. Она - робкая и наивная девочка, которая еще не понимает, какая пропасть отделяет ее и ее брата от богатых детей; ее можно назвать любознательной и доброй. Она еще слишком мала, чтобы обсуждать какие-то серьезные вещи со взрослым человеком.)

Не случайно Фея разговаривает в основном с Тильтилем и обсуждает с ним все вопросы путешествия.

Чьи Души присутствуют в произведении? Чьи Души вам понравились? Чьи не понравились? Подтвердите отрывками из текста. (Души Караваев, Душа Огня имеют неприятный внешний вид. Душа Пса открыта, жизнерадостна, Кошка жеманна и недоверчива и т. д. Души животных и предметов отличаются не только внешне, но и по характеру, они все разные.)

Как выглядит Фея? (Старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой.)

Почему у Феи Берилюны нет одного глаза? (Ответы детей.) Вспомните крестного Дроссельмейера из «Щелкунчика», у него тоже отсутствовал один глаз: только у Феи нет левого, а у крестного не было правого глаза.

В земной мир вторгается другой мир - волшебный. Докажите это. (Приметы волшебного мира - это мир наоборот. Если для земного мира обычно быть двуглазыми, то для волшебного - одноглазыми, многоглазыми и т. д. Волшебник уже в своем внешнем облике несет приметы принадлежности к волшебному миру.)

Почему у Феи отсутствует именно левый глаз, а у крестного - правый? (Мифологическое восприятие мира, которое отражается в волшебных сказках, делит мир строго на две части - земную и волшебную. Кроме этого, он противопоставляет все важные человеческие ориентиры: правое - левое, север - юг, восток - запад, четное число - нечетное число, квадрат - круг, мужчина - женщина, добро - зло и т. д. Правое в этой логике традиционно считалось правдой, мужским началом, ик нему же относится четное число и квадрат. Левое - вымыслом, сказкой, женским началом, и к нему относится нечетное число и круг.)

Чтобы пуститься в волшебное путешествие, нужно выйти из дома необычно, например в окно: выйти в дверь нельзя, потому что попадешь в обычный мир, в земное измерение.

Почему алмаз на волшебной шапочке нужно повернуть справа налево, чтобы обрести истинное зрение? (По законам волшебной сказки, левое - это вымысел, волшебство. В сказке «Сивка-Бурка» Иванушка влезает в правое ухо, а выходит в левое - и происходит волшебство: он становится красавцем-удальцом. А чтобы вновь стать младшим братом, Иванушка входит Сивке-Бурке в левое ухо, а выходит из правого. В пьесе то же самое: алмаз поворачивается справа налево - из земного измерения в волшебное.)

Почему разговор с детьми вызывает у Феи Берилюны раздражение и возмущение? Чем она недовольна? (Дети не видят истинную сущность вещей и людей - то есть самое главное в них.)

Для чего Фея отправляет в путешествие вместе с детьми других героев? (Они случайно оказались рядом.)

Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, Фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, Фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Что такое это истинное зрение? (Оно позволяет увидеть все таким, каким оно является на самом деле.)

«Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит Берилюна и дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает, появляются Души вещей.

Автор обнаруживает свою позицию, изображая сам процесс действия, делая зрителя (или читателя) живым свидетелем происходящего: герои драмы должны характеризовать себя своими поступками, речами, вызывать в зрителе сочувствие или негодование, уважение или презрение, тревогу или смех и т. д.

Кто из героев в первой картине самый умный, самый знающий? (Это Фея Берилюна.)

Кто из героев затевает это необыкновенное путешествие - за Синей Птицей, Птицей счастья? (Это Фея Берилюна.)

Кто из героев обладает пониманием, что, кроме обыкновенного физического зрения, человек должен иметь и истинное, внутреннее зрение? (Фея Берилюна.)

Это красивая идея (про истинное зрение)? Вам она нравится? Возможно ли, чтобы автор высказал свою заветную идею, вложив ее в уста феи? (Да, возможно...)

Знаете ли вы другое произведение, где обсуждается проблема особого зрения, способности проникать в суть жизни? («Щелкунчик». Мари разглядела в уродливости Щелкунчика его необыкновенно богатый внутренний мир.)

IV. Итог урока.

Если бы у вас было право выбора, Души каких вещей и животных вы отправили бы с детьми на поиски Синей Птицы? Почему?

Кто вызывает у вас недоверие? Почему?

Почему Фея Берилюна не заботится о детях? Почему она допустила к путешествию хитрую Кошку, фальшивый Сахар, трусливый Хлеб, плаксивую Воду и др.? (Фея знает, что добро всегда победит зло.)

Домашнее задание: переделать первую картину драмы в рассказ.