Николай степанович анциферов. Урок по литературному краеведению "николай анциферов-певец донбасса"


историк, филолог, краевед, теоретик экскурсоводческого дела. С 1921 чл. общества "Старый Петербург", где также руководил семинариями по изучению Петербурга. В 1914 венчался в лицейской Знаменской церкви.

ТЕОРИЯ «ГРАДОВЕДЕНИЯ», НАПИСАННАЯ В ДЕТСКОМ СЕЛЕ

«… улицы, в которых город
сказывается весь и которые
являются осью его души».
Н. П. Анциферов

В середине 20-х годов прошлого века в Детском (бывшем Царском) Селе им была написана книга, заложившая основы отечественной урбанистики - «Опыт изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода».

Листая ныне пожелтевшие страницы небольшого размера монографии, поражаешься обширной и многогранной деятельности автора. Для нас особенно ценно, что кроме бесконечно любимого им Петербурга, значительное место в ней отводилось Царскому (Детскому) Селу - городу, в котором он жил в 1920-х годах. Первопроходец и первооткрыватель, страстный приверженец «пушкинской темы», Н. П. Анциферов установил местонахождение лицейской «келейки» великого поэта. «Где находились „келейки" Пушкина и Пущина? - писал он.- Они, казалось, бесследно исчезли. Как же найти в этих новых комнатах то окно, из которого смотрел Пушкин на перспективы Царского Села, то окно, перед которым он слагал свои стихи?». И исследователь ищет в архивах старые планы здания, обращается к мемуарам и переписке воспитанников Лицея. Помогал ему в работе В. И. Яковлев. Анциферову удалось установить местонахождение комнаты Пушкина. О своей работе ученый сообщил в докладе на заседании в Пушкинском Доме летом 1928 года. Исследование было одобрено. Материалы по определению местоположения комнаты Пушкина в Лицее должны были войти в сборник «Пушкин и его современники», но публикация не состоялась.

Лишь в 1950 году вышла в свет книга «Пушкин в Царском Селе», в которой автор познакомил читателя с тем, как ему удалось найти в здании Лицея комнату поэта: «В детскосельском городском архиве мною был найден план всех этажей Лицея, но лишь 1832 года. На плане четвертого этажа уже не было перегородок, образовавших келейки. На нем были отмечены лишь упомянутые Пущиным три капитальные стены, прорезанные коридором, образовавшим в них внутренние арки. Как же по этому плану, наиболее близкому к пушкинской эпохе, найти место комнаты № 14?» Прежде всего исследователь ставит задачу установить, и какую сторону выходило окно комнаты Пушкина. Это удалось сделать на основании переписки Двух товарищей Пушкина.

Выпустил книгу «Литературные прогулки по Детскому Селу»; в содружестве со своим учителем Иваном Михайловичем Гревсом создал целую серию трудов по теоретическому и практическому экскурсоведению, основал в Петрограде Экскурсионный институт, а после его закрытия в 1924-1925 годах двухмесячные курсы «семинарии экскурсоводов в Детском Селе».

Последние стали настоящей культурной эпохой в истории города. Они воспитали многих талантливых экскурсоводов и открыли первую страницу в «экскурсионном познании» бывшего Царского Села. Экскурсионная работа в те годы достигла в городе наивысшего расцвета. Как вспоминал ученик и коллега Анциферова Г. А. Штерн «… душой этого творческого коллектива был Николай Павлович. Все его любили, восхищались его экскурсиями, невольно поддавались обаянию его таланта, доброты, приветливости, внимания к людям».

К типу «последних русских интеллигентов» причислял Анциферова академик Д. С. Лихачев. Ему же принадлежит мысль о «таланте личности» Николая Павловича как результате преображения под грузом жизненных испытаний его природного творческого начала. Об А. А. Ахматовой современники говорили, что сам факт ее существования удерживал людей от этически сомнительных поступков. То же и у Анциферова, хотя он был менее известен, но незнаменитость только подчеркивала силу таланта его личности. Именно на таких людях держится духовная опора общества, «ценностей незыблемая скала».

В 1927 году Н. П. Анциферов вместе с Ольгой Рындиной издает свою книгу «Детское Село», вошедшую в серию «Окрестности Петербурга». В особенностях изложения материалов путеводителя чувствуются новаторские устремления его авторов. Тем не менее, идут они по пути уже проторенному их предшественниками создателями путеводителей и девятнадцатого, и начала двадцатого столетия. Пристально всматриваясь в те далекие годы из нашего XXI века, мы понимаем, что урбанистические теории Николая Павловича и не могли столь быстро стать практикой.

Они скорее были обращены к будущему, чем к настоящему. И, благодаря этому, мы осознаем всю значимость события, произошедшего в деревянном (ныне не существующем) доме на Малой улице, в самом сердце бывшего Царского Села: появление на свет теории комплексного изучения города градоведения, ставшей одним из важнейших достижений петербургской школы краеведения. Сам Н. П. Анциферов отмечал, что его труд «имеет характер программы» и определил цель его создания: «Основная задача этой работы выявить всю значимость градоведения для каждого сознательно¬го гражданина и культурного человека. Указать на все то..

Побывал в освобожденном городе Пушкине и . В годы войны в блокадном Ленинграде умер от голода его сын, из оккупированного Пушкина была угнана в Германию дочь. Николай Павлович записал в дневнике: «Пушкин - Детское Село. Холм с белой руиной и редкими деревьями - это курчавое Пулково. Кузьмина нет. Не нашел и места, где оно было… Редко-редко виднеется деревянный полуобвалившийся дом. Исключение составляют дома Пушкина и В. Соловьева. Они почти не пострадали… Вот и наша улица - обуглившиеся мощные стволы в два-три обхвата серебристых тополей лежат поперек нее. Угловой дом, где бывал Тютчев, сгорел. Дом, где умерла мама, разрушен, но стены его стоят, видно и окно ее комнаты. Нашего дома нет. Нет и соседних домов, и того, где жила няня. Я ходил по этому щебню, по этим железным листам, тщетно стараясь что-нибудь найти из наших вещей. Ничего!.. Людская пустыня и людское безмолвие».

________________________

У автора этой публикации состоялся телефонный разговор с дочерью нашего известного земляка, ученого-краеведа Николая Павловича Анциферова. Татьяна Николаевна, живущая сейчас в Вашингтоне, хорошо знакома еще со школьных лет с художником Сергеем Львовичем Голлербахом, с окончанием войны тоже оказавшимся в США. Когда был снят "железный занавес", Голлербах стал периодически навещать родные края и своих школьных друзей в нашем городе. После того как он в июле этого года снова побывал в Пушкине, в "Царскосельской газете" о нем появился обстоятельный рассказ. Сергей Львович пообещал связать нас с Татьяной Николаевной.

И вот недавно раздался звонок:
- Здравствуйте, господин Шалыт! Это говорит дочь Анциферова.

Меня невольно охватило сложное чувство. Лично Татьяну я не знал, но зато хорошо помню ее брата Сергея, с которым учился в одном классе бывшей 1-й, а ныне 500-й школы. Прекрасный был парень - добрый, отзывчивый, подававший большие надежды. К сожалению, война перечеркнула его мечты. В 1942-м Сергея не стало - он умер в блокадном Ленинграде.

Хотелось услышать даже крупицы воспоминаний о Николае Павловиче, хотя я понимал, что многие детали семейного быта, творческой жизни отца из памяти моей собеседницы улетучились: как-никак, а ей сегодня далеко за восемьдесят. Но любые сведения об Анциферове сегодня представляют несомненную ценность, ведь уже в 1920-х гг., когда он жил в Детском Селе, имя его, особенно среди научной интеллигенции, было довольно известно.

Что я могу сказать об отце? Только самое хорошее. Мне врезалась в память его бесконечная любовь к нашему городу. Жили мы недалеко от парков, в доме № 14 по ул. Революции (ныне Малая). Папа часто гулял по аллеям и всегда что-то обдумывал. Он не просто любил эти чудесные уголки природы, а буквально боготворил их. Помню, после очередной ссылки он решил снова побывать в Екатерининском дворце. На подходе к нему остановился, снял шляпу, поразмышлял о чем-то, глубоко вздохнул и пошел дальше. Видимо, сердце его было заполнено щемящей тоской по царскосельским культурным сокровищам. К ним он относился особенно трепетно. И не раз страдал за это.

Татьяна Николаевна привела характерный эпизод. В дни последнего приезда в Петербург в 90-х гг. она решила сходить в Большой дом и в архиве НКВД познакомиться с делом своего отца. Попытаться выяснить, за что же в 20-30-х гг. Анциферова столь жестоко преследовали, ведь к началу 40-х гг. он пережил три ареста и семь лет провел в сталинских лагерях.

Раскрыть секрет, докопаться до истины оказалось непросто. После длительных проволочек ей показали судебное дело. Там содержались и наветы лжедрузей, и ни на чем не основанные наговоры. Но главное, что вызвало недовольство властей действиями Анциферова, это его последовательная и принципиальная позиция. Как патриот города и ученый-краевед он был категорически против безудержной продажи за рубеж дворцовых ценностей, учиняемой чиновниками от культуры и большевистским руководством.

Наряду с репрессиями Николай Павлович испытал немало нервных потрясений и моральных унижений. Научное краеведение, градоведение, традиции которых были заложены Н.П. Анциферовым и его другом и учителем профессором И.М. Гревсом, были в конце 20-х гг. разгромлены. Вместо этого повсюду, в том числе и в нашем городе, стало внедряться механистическое изучение в виде набора достопримечательностей, стала культивироваться идея, что краеведение никакого отношения к науке не имеет. Суть этого извращенческого подхода подробно изложена в книге "Дворцовый город Царское Село", выпущенной к 300-летнему юбилею г. Пушкина авторским коллективом научных сотрудников Историко-литературного музея под руководством его директора Н.А. Давыдовой.

Незаурядные человеческие и творческие качества Николая Павловича Анциферова по достоинству оценил академик Д.С. Лихачев. Он написал вступительную статью к трем монографиям, являющимся вершиной литературного наследия Н.П. Анциферова: "Душа Петербурга", "Петербург Достоевского" и "Быль и миф Петербурга".

Всего же у него более 60 книжных изданий, в том числе имеющих прямое отношение к нашему городу: "Пушкин в Царском Селе", "Пригороды Ленинграда", "Детское Село". Д.С. Лихачев писал об Анциферове: "О его работах по Петербургу и Царскому Селу, а затем и по изучению городов вообще заговорили сразу по их появлении в начале 20-х гг.". Академик отмечает также, что "он был очень красив какою-то особенной, доброй красотой. Открытый взгляд удивительно честных голубых глаз, доброжелательная откровенность со всеми. От него как бы излучалась душевная чистота".

Умер Н.П. Анциферов в Москве в 1958 году, прожив 69 лет. Перед смертью он успел узнать, что любимая дочь Татьяна, не успевшая уехать из Пушкина до захвата его фашистами, жива и имеет сына. И вот теперь мы продолжаем с ней телефонный разговор.

Она помнит - да это подтверждается и многими литературными источниками, - что ее отец и в Ленинграде, и в Пушкине был страстным экскурсоводом и просветителем. Даже с одноклассниками, приходившими в гости к сыну или дочери, Николай Павлович старался завести беседу то о "городе муз", то о парковых пейзажах или просто об исторических датах, изучавшихся в школе. Он нередко выступал и на школьных уроках.

Его очень волновало, - отметила заокеанская собеседница, - если он замечал в парке или городе какие-то упущения. Он был глубоко возмущен тем, например, что на . К кому только ни обращался - не помогло. До самой войны там продолжались шумные застолья. Его очень расстраивало, что "Девушка с кувшином" и некоторые другие парковые памятники и скульптуры не были обозначены. Он старался нести людям знания, особенно в области истории и культуры. Особенно близка ему была пушкинская тема. Мне известно, например, что именно Анциферову удалось определить то место в Лицее, где находилась "келейка" великого поэта.

Я счастлива, - продолжила Татьяна Николаевна, - что в наши дни имя Николая Павловича Анциферова становится все более значимым не только в Петербурге, в городе Пушкине, но и в других городах России. В последний приезд в Петербург мне было очень приятно побывать на очередном присуждении Анциферовской премии, учрежденной еще пятнадцать лет назад.

Я высказал дочери Н.П. Анциферова сердечную признательность за эту хоть и краткую, но весьма полезную беседу. Подумалось о том, как хорошо, что у нас, особенно среди молодежи, развиваются и крепнут анциферовские традиции. Это видно по многим фактам. Соблюдается комплексный подход к благоустройству и украшению города, к реставрации дворцово-парковых ансамблей, что особенно было заметно в период подготовки к 300-летию города. Нарастает приток туристов, желающих поближе познакомиться с петербургской пригородной "жемчужиной". И, конечно, глубоко радует, что наши дети все более интересуются занятиями по краеведению, что особенно ярко подтверждается на практике в школах и Дворце творчества юных.

Биографический словарь, т. 1-4


Отец - преп. училища земледелия и садоводства. В 1904 А. поступил в 1-ю киевскую гимназию. В 1908 переехал в Петербург, где в 1909 экстерном сдал выпускные экзамены во Введенской гимназии. Осенью того же года поступил в Петерб. ун-т, на ист.-филол. фак., занимался в семинаре И. М. Гревса. Одновременно читал лекции по истории в рабочем ун-т при Обуховском заводе. В 1910 вместе с А. А. Гизетти основал при Эрмитаже кружок по подгот. экскурсоводов для рабочей аудитории (существовал до начала первой мировой войны). В 1911 жил в Париже, где знакомился с памятниками искусства. В 1915 А. окончил ун-т и был оставлен на каф. всеобщей истории. В 1916 сдал магистер. экзамен. В этом же году, 14 апр., поступил вольнотр-ся в ПБ в Отд-ние "Россика", а с 1 сент. вошел в штат этого отд-ния. Здесь служил мл. пом. б-ря до 16 марта 1920, был уволен по собств. прошению.

В 1921-24 работал в Гуманитарном отд. Экскурс, ин-та, в метод, и ист. секциях, вел ряд семинариев по градоведению, готовил руководителей экскурсий по Петрограду и пригородам. В этот же период активно сотрудничал в экскурс, секции при Музейном отд. Петрогубполитпросвета. С 1921 чл. о-ва "Старый Петербург", где также руководил семинариями по изучению Петербурга. После ликвидации Экскурс, ин-та (1924) становится науч. сотр. Петрогр. отд-ния Центр, бюро краеведения при АН СССР. Здесь в 1927 он возглавлял Экскурс, комис.

В 1910-20-е много занимался пед. деятельностью: преподавал в жен. гимназии Н. Н. Зверской (1915- 16), Черняевском реальном училище (1915-18), школе при Тенишевском училище (1918-25), Втором пед. ин-те (1919-26), Ин-те истории искусств (1925- 29), сотрудничал в журн. "Пед. мысль" (1918-24) и "Экскурс, дело" (1921-23). В 1927 был участником краевед, конференции, выступал с докл. о локальном методе в изучении памятников лит. и в ист. науке. Науч. работы А. охватывают преимущественно вопросы градоведения и экскурс, дела, в к-ром он выступил как один из ведущих теоретиков. В этой обл. он занимался гл. обр. разработкой лит. и ист.-культурных экскурсий. Его перу принадлежит более 100 кн. и ст., написанных в 1917-58.

С 1918 по 1925 А. был чл. религ.-филос. кружка "Воскресение". Весной 1929 был арестован по делу этого кружка и осужден на три года с отбыванием наказания на Соловках, а в 1930-м в результате следствия по делу АН, в частности, Центр, бюро краеведения, осужден еще на два года, к-рые отбывал на стр-ве Беломорско-Балтийского канала. Осенью 1933 был освобожден. С 1934 А. жил в Москве, где в 1934- 35 заведовал Водным отд. Музея коммунального хоз-ва (ныне - Музей истории и реконструкции Москвы). В 1936 начал работать в Гос. лит. музее. Весной 1937 был вновь арестован и осужден на восемь лет, отправлен в Уссурийский лагерь. В 1939 освобожден и восстановлен в Лит. музее, где работал до 1956 в кач-ве уч. секр. и зав. отд. Готовил ряд выставок, поев. рус. поэтам и писателям: А. С. Пушкину, А. И. Герцену, А. С. Грибоедову, Н. В. Гоголю, М. Ю. Лермонтову, Ф. И. Тютчеву и др. Участвовал в создании мемориальных музеев А. И. Герцена, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

С 1943 чл. Союза сов. писателей. В 1944 защитил в Ин-те мировой лит. канд. дис. "Проблемы урбанизма в русской художественной литературе".

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладб.

Соч.: Непостижимый город: Петербург в поэзии А. Блока //Об Александре Блоке: Сб. ст. Пг., 1921; Петербург Достоевского: Опыт лит. экскурсии// Экскурс, дело. 1921. № 2/3; Душа Петербурга (Пг., 1922); Петербург Достоевского (Пг., 1923); Быль и миф Петербурга (Пг., 1924); Пути изучения города как социального организма: Опыт комплекс, подхода (Л., 1925); Город как выразитель сменяющихся культур: Картины и характеристики (Л., 1926, в соавт. с Т. Н. Анциферовой); Современные города (Л., 1926, в соавт. с Т. Н. Анциферовой); Теория и практика литературных экскурсий (Л., 1926); Теория и практика экскурсий по обществоведению (Л., 1926); Детское Село (М.; Л., 1927, в соавт. с О. М. Рындиной); Жизнь города (Л., 1927, в соавт. с Т. Н. Анциферовой); Окрестности Ленинграда: Путеводитель (М.; Л., 1927); Как изучать свой город: В плане шк. работы (М.; Л., 1929); Пушкин в Царском Селе: Лит. прогулка по Детскому Селу (Л., 1929); А. И. Герцен (1812-1870): Очерк жизни и творчества (М., 1946); Пригороды Ленинграда: (гор. Пушкин, Павловск, Петродворец) (М., 1946); И. С. Тургенев (1818- 1883) (М., 1948); Москва (М., 1948, в соавт. с С. В. Бахрушиным и др.); Москва Пушкина (М., 1950); Петербург Пушкина (М., 1950); Пушкин в Царском Селе (М., 1950); Герцен А. И. Былое и думы/Прим. Н. П. Анциферова (М., 1958); Непостижимый город (Л., 1991); Из дум о былом: Воспоминания (М., 1992).

Лит.: Ростов А. "Дело Академии Наук" //Возрождение (Париж). 1958. Тетр. 81; Анциферовские чтения: Материалы и тез. конф. (20-22 дек. 1989 г.) Л., 1989; Конечный А. М., Кумпан К. А. Петербург в жизни и трудах Н. П. Анциферова//Анциферов Н. П. Непостижимый город...; Добкин А. И. [Предисловие]// Анциферов Н. П. Из дум...

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1., оп. 1, 1917, № 129; 1920, № 31.

Иконогр.: Анциферовские чтения...; Анциферов Н. П. Из дум...; Непостижимый город.

Анциферов, Николай

Никола́й Степа́нович Анци́феров (28.10.1930, Макеевка - 16.10.1964, Москва) - советский поэт. Возглавлял поэтический отдел журнала «Москва». Автор множества стихотворений о шахтёрах.

Биография

Родился в семье шахтёра, в Макеевке.

Публиковаться начал с 1952 года.

Первый творческий наставник Николая Степановича - писатель Анатолий Мартынов. Окончил вечернюю школу; потом поступил в Московский Литературный институт имени А.М. Горького.

Поэзию Николая Анциферова высоко оценил Жан Поль Сартр.

Глядит посёлок в полудрёме

Уж не один десяток лет

И ничего не видит кроме

Шахтёрских радостей и бед.

Не все стихи Анциферова проходили цензуру: поэма «Нахаловка», созданная в начале 1950-х, предлагавшаяся Анциферовым во все литературные издания, была опубликована только в 1991. В ней речь идёт о забытом богом и начальниками шахтёрском поселке, мимо которого «на легковых автомобилях деляги катят в коммунизм ». В одном из эпизодов поэмы в качестве декораций для фильма о дореволюционном Донбассе режиссёр успешно использует лачуги современных горняков. По словам Анциферова, в основе эпизода лежал действительный факт.

Цитаты

В том голодном сорок седьмом

Я, голодный, семнадцатилетний,

Хлеб пошёл добывать горбом...

Я работаю, как вельможа,

Я работаю только лёжа.

Не найти работенки краше,

Не для каждого эта честь.

Это - только в забое нашем:

Только лёжа - ни встать, ни сесть.

Когда я выхожу из-под земли

Так улыбаюсь солнцу,

Будто с ним

Не виделся сто тысяч лет и зим.

И вдруг увидел,

Выйдя из земли...

- Вы слыхали? Подумать только! -

Бабы ахают. - Ну и ну!

Отчубучил Анциферов Колька!

Из Москвы приволок жену...

...Всю неделю по всякому поводу

Тараторил смотринный штаб:

- Молодая ходила по воду...

- Не косится на здешних баб...

В результате насчет москвички

Заболевший вопрос решён:

«Есть москвички - отпетые птички.

Есть - пригодные и для жён».

Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

Урок-презентация

Николай Анциферов - певец Донбасса

Выполнил: Марченко Л.З., ДОШ №69

Донецк 2016 г.

Певец Донбасса.

Цель : познакомить учащихся с биографией и творчеством Н. Анциферова, воспевшего в своих произведениях мужество и величие людей шахтерской профессии, созидающих богатство и красоту родного края;

воспитывать уважение к людям шахтерской профессии, любовь к труду, гордость за этих мужественных людей;

развивать читательские интересы учащихся, обогащать их кругозор знанием литературы родного края.

Ведущий: ... всё, что я написал, только о шахтёрах, шахтёрах...

О Донбассе пишут в географии,

Что Донбасс - край угля и металла.

Верно. Но для полной биографии

Это очень сухо, очень мало.

Кажется, есть песня о Донбассе,

Терриконы и копры воспеты.

Верно, есть такие. Я согласен.

Только это - внешние приметы.

Ну, а где же люди? Их не видно...

Потому мне горько и обидно...

Я хочу сказать о земляках.

Может быть, получится коряво,

Все-таки

Горняк

О горняках,

Как могу,

Сказать

Имею право.

Ведущий: "" Тишина. Подземная. Две тысячи мужчин не кашлянут, не скрипнут стульями. Через минуту они будут смеяться, восхищаться, размахивать руками, но - слушать, слушать, слушать, чтобы не проронить не буковки чего-то такого знакомого, своего, шахтерского… И тридцать минут пролетят, как один выдох, и директор будет поглядывать на часы, и диспетчер будет кричать, что ствол и клеть он не остановит, а шахтёры будут скандировать: « Ещё читай! Догоним добычу! Наверстаем!»- так своими простыми и вместе с тем проникновенными стихами Н. Анциферов вызывал интерес шахтеров к себе и своим стихам. ""

Чтец:

Тормозок

Объясню, хотя бы сухо,

Что такое «тормозок»:

Хлеба черного краюха,

Сала постного кусок...

В тесном угольном забое,

И темноте, и пыли, в грязи,

Рад минутному отбою,

Вдруг услышав: «Тормози!»

Облегченья, охи - ахи,

Кровь сильней стучит в виски.

Надеваются рубахи,

Достаются «тормозки».

Вообще течет беседа

С пролетарской прямотой:

После вкусного обеда,

По закону Архимеда, -

Перекур бы с дремотой... -

...Тормознули - и в дорогу.

И усталости как нет.

Будто заново, ей-богу,

Нарождаешься на свет.

В нашем крае поговорка

Очень к истине близка:

Не бывает хлеб без корки,

А шахтер - без тормозка.

Ведущий: Впервые стихи Н.Анциферова были опубликованы на страницах газеты «Комсомолец Донбасса» в 1952 году. По словам его друга, донецкого журналиста А. Мартынова, в его стихах» много грубоватых, но очень метких и точных шахтерских словечек и выражений.» Именно эти грубоватые, но очень меткие и точные шахтерские слова и выражения придают особый, неповторимый шахтерский запах его стихам.

Николай Анциферов писал о простых будничных вещах такими проникновенными, одухотворенными словами, что, например, обычная угольная пыль воспевалась в его стихах как лечебный оздоровительный бальзам для сильных и мужественных людей.

Чтец:

Угольная пыль

Она полезна ли, вредна ли -

О том пусть думают врачи.

Еще в пеленках мы узнали,

Что пыль, конечно, не харчи.

Но под землей ее вдыхая,

Совсем не думаем о том,

Что - ах! - какая пыль плохая,

Что с нами станется потом.

От пыли мы страшны, как черти.

Но на здоровье жалоб нет.

Не знаю точно - сколько лет,

Но будем жить

До самой смерти.

Ведущий: После чтения анциферовских стихов у горняков всегда один вопрос « Где достать книжку?» , за любые деньги её достать невозможно. « Помню на одной из горловских шахт,-вспоминает Анатолий Мартынов, лично знавший Н. Анциферова,- после встречи мы показали небольшой сборник поэта "" Избранное "" издательства "" Донбасс "". Директор шахты под честное слово выпросил её до утра». Как потом оказалось, он ночью поднял по поэтической тревоге машинисток пяти ближайших шахт и они перепечатали сборник в десятках экземпляров. Утром в рудниках был праздник - на всех нарядах читали стихи поэта-земляка.

Чтец:

В шахте

Шахта, товарищи, не метро

И не курорт на Кавказе...

На тысячу метров

к Земле в нутро

Мы на работу лазим.

Где-то над нами тартарары,

Пекло над нами где-то.

Здесь ни прохлады,

Здесь ни жары,

Здесь ни зимы, ни лета,

Здесь от пыли тесто во рту,

Здесь полуголы, блестим, в поту,

Чумазы, чернее негра.

Здесь только мы и недра.

Порода вверху,

Порода внизу,

Порода слева и справа.

Породу-песчаник машины грызут

Резцами особого сплава.

Железо и камень. Кто победит?!

Частенько бывают курьезы:

Плавится, плача, металл «победит»,

Роняя железные слезы.

Нету резцов, и времени нет.

Стоим. За смену - ни с места..

Там наверху табак и обед,

А у меня - и невеста.

Там, наверху, весна и гармони,

Там - и песни и пляски.

А здесь - бригадир плюет на ладони:

И - пару слов по-донбасски.

(Эти слова нельзя напечатать

И говорить при девчатах.)

Есть основанья уйти домой:

Влипли, песенка спета.

За это не будут грозить тюрьмой,

Не снимут с работы за это.

Ну, поругают. А стыд - не дым,

Глаза выедает который...

Но мы не уйдем, но мы не сдадим,

Все-таки мы - шахтеры.

Ведущий:

Анциферов Николай Степанович - поэт-гражданин. Поэт-горняк нелегкого послевоенного времени, не скрывающий тяжести подземного труда, гордо и с юмором воспевает величие труда шахтеров. Родился он в 1930 году в потомственной шахтерской семье.

Чтец:

Из детства

Темней угля

Он приходил с работы.

- Дитя не вымажь, - говорила мать.

А я до слёз горел тогда охотой

Отца

Такого грязного

Обнять.

Мне батька позволял намылить спину.

Я это делал с радостью большой,

Но счастлив был всего наполовину,

И, словно в цирк, просился я в забой.

Мне так хотелось побывать на штреках!

Но слышал неприятнейшую весть,

Что я всего лишь четверть человека,

Что нужно мне два пуда соли съесть.

Я стал врагом кондитерских изделий

(Солил похлёбку с батькой наравне)

И отмечал свой рост семь раз в неделю

Царапиною ногтя на стене.

Ведущий: Вырос Николай на макеевской шахте "" София "". Как и все горняки, он называл её с ударением на " о ". Донбасс, его люди, нелегкий шахтерский труд, очень специфический, но хорошо знакомый и любимый поэтом мир, звучит едва ли не в каждом стихотворении Анциферова, ставшего певцом шахтерского края. «Он был своего рода полпредом молодого племени рыцарей подземного труда и от их имени выступал в поэзии,- писал С.Смирнов.- Стихи Николая Анциферова похожи на куски антрацита, в которых сконцентрированы твердость и пламя, весомость и энергия...»

Чтец:

Начало биографии

Мне хотелось купить " прахаря ".

" Прахаря " – сапоги со скрипом.

Чтоб по совести говоря,

Быть отменным (в ту пору) типом,

Голенища гармошкой чтоб.

Чтоб на выпуск штаны-брючата.

Чтоб кепочка не лезла на лоб.

Чтоб на танцах - мои девчата.

Чтоб мог под гитарный аккорд

Петь на равных с завидным шиком

Про неведомый ванинский порт

вместо древнего "" Гоп со смыком "".

Чтоб...Да мало ли всяких ""чтоб""…

Эх гармошкою голенища!

На толкучке барыга-жлоб

Убивал словом-пулей «тыща»!

Тыщу - целое состояние -

Раздобыть я не в состоянии.

Ведь в Америке умереть

Не могла умереть разбогачка тётя:

Родословную посмотреть-

Нет и не было, да и впредь.

Моих родичей там не найдете.

А украсть … я боялся красть.

Знал, какой ты ни хитрый-ловкий,

Но за это родная власть

Не погладит, поймав, по головке.

В "" прахаря "", "" прахаря "", "" прахаря ""

Упиралась моя философия…

Засосала мои якоря

Незабвенная шахта "" София "".

"" Залегают в недрах земли, -

утверждали, кто в шахте не был, -

В тыщу метров длиной рубли,

В тыщу граммов горбушки хлеба "".

До сих пор никакому рублю

Поклоняться я не люблю.

И тогда не за длинным рублем

(Длинный рубль, между прочим сплетни)

в том голодном сорок седьмом

Я, голодный, семнадцатилетний

Хлеб пошел добывать горбом.

Я полтыщи дней протрубил,

Опускаясь в подземные своды…

Всё же я "" прахаря "" не купил,

Потому, что вышли из моды.

Ведущий: Едва стукнуло десять, на "" Софию "" пришли фашисты. Сохранился у

Н. Анциферова снимок пожелтевший, сделанный фельдфебелем в назидание "" русским свиньям "". За то, что голодный парнишка хотел стянуть на немецкой кухне шинель, чтобы обменять её на ячмень, предстояло суровое наказание. Фашисты сделали званый обед; накрыли стол на две "" персоны "", одной из которых был голодный 12-летний Колька Анциферов, а другой - немецкая овчарка.

Чтец:

Званый обед

Двадцать с лишним фотоснимку.

Снимок-память о былом…

Я с овчаркою в обнимку

Восседаю за столом.

Стол - ни края, ни конца.

Стол накрыт на два лица.

У мальчишки, у овчарки - по салфетке,

По ножу,

Две наполненные чарки.

(чарку я один держу,

вроде тост произношу:

"" Для меня большая честь

Выпить с вами, ваша честь "". )

"" Ваша честь - собачья морда,-

Набок голову склонив,

По-хозяйски смотрит гордо,

Зубы скаля, в объектив.

На мальчишке нет лица,

Стол накрыт на два лица…

Было вот как в самом деле:

Фрицы пили, фрицы ели,

Фрицы искренне шумели.

Фрицы здорово потели,

Фрицы сбросили шинели.

"" Почему бы не украсть их?

Будет праздник у меня:

За шинель гадючьей масти -

Сто стаканов ячменя "".

Взять шинель легко и просто,

Как похитить шар земной…

Чуть повыше меня ростом

Вырос пес передо мной.

Он походочкой форсистой

приближается ко мне.

У хвостатого фашиста

Что - дознайся на уме?

Тычет в щеку втихомолку

Липкий черный нос - двустволку.

Целоваться лезет псина

Или драться лезет пес?

Тайна сукиного сына

Растревожила до слёз,

Человеку - друг собака,-

Как среди людей, однако,

Есть собаки средь собак "".

И, размазывая слёзы,

говорю: "" Что зеен зи ?

Если друг кончай угрозы,

Если нет давай грызи "".

... Фрицы пьяненькие хором,

сочиняют приговор.

Называют меня вором.

А какой я, к черту, вор?

Полстраны моей украли

И толкуют о морали,

От физической расправы

Я фотографом спасен:

Стол накрыт на двух персон:

Слева - я, собака - справа.

Щелк. Готово. Данке шен…

А когда пошла иначе

Жизнь, прогнавшая громил,

Я кормил собак бродячих,

пленных фрицев не кормил.

Ведущий: Ужасы фашистской оккупации, перенесенные в детстве, оставили неизгладимый след в сердце поэта. В цикле "" Шахтарчата "", в полностью автобиографическом цикле об оккупации, нет ни слова вымысла, были в действительности и званый обед, и расстрелы.

Чтец:

Расстрел

Я смотрел не в кино расстрел,

Я присутствовал при расстреле.

Я расстрел не один смотрел,

Всем четвертым классом смотрели.

На какие, не зная, дела

Под опекой чужого солдата

Нас учительница привела,

Как водила в кино когда-то.

В горсаду набухали почки,

Равнодушные к новостям

Грязнокаменные ангелочки

Зубоскалили новым властям.

Офицер. Молодой человек,

Идеальная внешность расовая,

Смаковал ростовский "" Казбек "",

На ладони монетку подбрасывая.

Предложил, чтобы мы на портфели

(Дабы не простудиться) ,сели

Осторожно - земля сырая!

Пожелав прожить по сто лет,

Элегантно достал пистолет…

Пленных вывели из сарая.

Он стрелял без осечки гад.

После каждого им убитого

Нам совал пистолет наугад:

"" Битте! Битте, вы! Битте вы! ""

И с настойчивостью упрямой

Пояснял, ка спускать курок.

Это был внеклассный урок,

Предусмотренный новой программой.

Добровольцев стрелять не нашлось,

Задыхались девчонки от слёз.

Надвигались ниже кепчонки.

Прижимались к мальчишкам девчонки.

Он наигранно лебезил,

Улыбаясь наивно-свято:

"" Фройнде киндер, их либе зи ""

(Я люблю вас, друзья-ребята).

И девчонкам, как собственным дочкам,

Нежно смахивал слёзы платочком…

и опять стрелял по одному.

На деревьях лопались почки.

Кулачками грозили ему

Грязнокаменные ангелочки.

Ведущий: В 1943 году освобождена была Макеевка, и ватага шахтарчат пошла в горнопромышленное училище. С ними и будущий поэт. После училища Николай - подземный электрослесарь на той же шахте "" София "". Пошли шахтерские годы на родной шахте-кормилице. Каждый день в пять утра в лаву.По воспоминаниям А.Мартынова, в жизни Анциферов Николай Степанович был «порывистый, "заводной", отчаянный и немножко бесшабашный». Таков и главный персонаж его стихов. «Весельчак, работяга, лукавый и задиристый - его лирический герой. О самой тяжелой работе он может сказать: "Я работаю, как вельможа, / Я работаю только лежа".

Чтец:

Вельможа

Я работаю, как вельможа,

Я работаю только лежа.

Не найти работенки краше,

Не для каждого эта честь.

Это - только в забое нашем:

Только лежа - ни встать, ни сесть.

На спине я лежу, как барин.

Друг мой - рядом, упрямый парень.

«Поднажмем!» -

И в руках лопата

Все быстрее и веселей.

Только уголь совсем не вата:

Малость крепче и тяжелей.

Эх, и угольная перина!

Не расскажешь о ней в стихах.

Извиваешься, как балерина,

Но лопата играет в руках.

Отдохнуть бы минуту, две бы!

Отдыхаешь, когда простой.

Семьянин говорит о хлебе,

О любви говорит холостой.

Но промчится пара минут -

И напарник мой тут как тут.

Шепчет: «Коля, давай, давай!

Вместе взялись, не отставай!»

На спине снова пляшет кожа.

Я дружку отвечаю: «Есть!»

Я работаю, как вельможа,

Не для каждого эта честь.

Ведущий: П осле публикации первых стихотворений Н. Анциферова настоятельно приглашали перейти работать в газету, он не понимал, как это можно бросить своих ребят, свою бригаду, боялся, что шахтеры его осудят, посчитают пижоном, который удрал на легкий хлеб. И хотя он согласился, целый год в редакции его мучили сомнения. И шахта взяла вверх. Через год работы в редакции он вернулся в родную бригаду.

Чтец:

Моё вдохновение

Я писать не смогу

В непривычных условиях,

Если всё под рукой

И нужды никакой.

Непременно застряну

На первом же слове я,

Сдавят горло петлёй

Тишина и покой.

...После смены не будут

Сушиться шахтёpки.

Я не буду бояться

Обвалов по сне.

Не услышу подземной

Такой поговорки,

От которой порой

Даже уголь краснел.

И не будет друзей,

Молодых, угловатых,

Цену знающих хлебу,

Понимающих труд.

И не будет неписаной

Праздничной даты -

Для восторженныx криков:

- Получку дают!..

A без этого я

Бyду лишним на свете.

Перед жизнью останусь

B неоплатном долгу.

Я родился под шум

Вагонеток и клети,

Потому и без шаxты

Я жить не смогу.

Ведущий: Теперь он сочетал работу с учебой в вечерней школе. И после десятого класса навсегда распрощался с шахтой. Литературная слава пришла к недавнему макеевскому горняку стремительно и довольно рано. Его приняли в литературный институт им. Горького в Москве. Москва приняла Анциферова сразу. О талантливом певце рабочих окраин тепло отзывались Николай Асеев, Ярослав Смеляков. Александр Твардовский; крестным отцом поэта был Сергей Смирнов, которого связывала с поэтом глубокая личная дружба. Шахтерский поэт стал любимцем литературной Москвы. На литературном вечере в колонном зале дома Союзов, представленный публике впервые, Анциферов сказал: "" Вы от меня чего-то ждете, а всё, что я написал, только о шахтёрах, о шахтёрах, о шахтёрах, о шахтёрах… "" Этой теме он не изменил до конца жизни.

Чтец:

На этом доме

На этом доме не прикрепят

Мемориального квадрата.

Прохожего не бросит в трепет

Напоминанье, что когда-то

Здесь жил шахтер:

Слова и даты.

Подумаешь, какая драма!

Я как шахтер не претендую,

Чтобы расходовали мрамор

На пустяковину такую.

И горевать об этом нечего.

Шахтер не мастер сыпать жалобы.

Не надо нас увековечивать,

А не забыть

Не помешало бы!..

Ведущий: Как отмечал С. Смирнов, «в стихах Анциферова звучали правда, молодая страстность и естественная простота. В них светился огонек юмора. В них присутствовала разговорная интонация и афористичность - неотъемлемые черты сочной народной речи.»

Чтец:

Степаныч

Ну какой Степаныч я, скажите,

Если мне сегодня двадцать лет!

Но в поселке нашем каждый житель

Мне кричит: "" Степанычу привет! "".

И подумать могут посторонние,

Что смеются люди надо мной.

Уверяю – никакой иронии,

Просто, видно, парень разбитной.

В клубе после смены, вечерами

Я верчусь как белка в колесе.

Самый настоящий гвоздь программы:

Говорун, плясун, конферансье.

Без меня и в шахте трудновато,

Скажем стоп машина без меня -

Выручай, подруженька лопата,

Загорай до завтрашнего дня!

Неприятно оставаться на ночь,

Если дома ждут жена и чай.

Потому-то слышу я: "" Степаныч!

Слесарь, друг, Степаныч, выручай! ""

Потому хвала от коллектива.

И довольно часто в выходной

У киоска, где бушует пиво,

Слышу я: "" Степаныч, по одной!»

И родной отец, видавший столько

На своём веку любых невзгод,

Дома называет меня Колькой,

Под землей Степанычем зовёт.

Ведущий:

Анциферов Николай Степанович умер в расцвете своего таланта. Случилось это 16 декабря 1964 года на тридцать четвертом году жизни. Как терриконщик из его стихотворения «Пьедестал», он только взобрался на вершину, успел окинуть взглядом новый горизонт, но не успел рассказать о виденном. Писать бы ему да писать... Трудно даже предположить, какой кристалл сформировался бы в нашей поэзии из таланта Николая Анциферова. Но даже то, что им сделано за недолгую жизнь, с полным правом позволяет назвать его лучшим шахтерским певцом нашего времени.

Домашнее задание. Сочинение - рассуждение « Как в творчестве Н. Анциферова раскрывается величие людей шахтерской профессии».

На уроке используются видеоматериалы.

Список литературы.

Книги Николая Анциферова

1.Дайте срок… Сталино, 1956;

2.Молчание - не золото. Сталино, 1960;

3.Подарок. М., 1961;

4.Случайная гостья. М., 1964;

5.Избранная лирика. М., 1965;

6.Избранное. Донецк, 1966;

7.Шахтерская лампочка, М., 1977.

8.Мартынов А. Слово о друге // Анциферов Н. Шахтерская лампочка. М., 1977. С. 5-8;

9.Петровский М. Ответственность героя // Юность. 1961. № 12. С.91-92;

10.Смеляков Я. Молодая поэзия нового времени // Москва. 1962. № 12. С.219;

11.Смирнов С. От составителя // Анциферов Н. Избранная лирика. М., 1965. С.3-4;

12.Лазарев В. Солнце и соль // Молодая гвардия. 1966. № 12. С.292.

Николай Павлович Анциферов (1889-1958) - культуролог, историк и краевед.

Родился 30 июля 1889 г. в имении Софиевка под Уманью . В Санкт-Петербурге проживал с 1908 г. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1915), его учителем был И. М. Гревс .

С 1911 года читал лекции об итальянском искусстве. Участвовал в религиозно-философских кружках А. А. Мейера «Вторник» и «Воскресенье» (1918-1925).

В 1914 года женился на Т. Н. Оберучевой. В 1915 году родилась дочь Наталия, в 1918 - сын Павел, в 1921 - сын Сергей, в 1924 - дочь Татьяна. Дети Наталия и Павел умерли в 1924 году.

Весной 1925 года арестован, приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Омск . Через три месяца освобожден, вернулся в Ленинград .

В ночь на 23 апреля 1929 года арестован как участник "контрреволюционной монархической организации «Воскресенье»". 22 июля 1929 года Николай Анциферов был приговорен к 3 годам ИТЛ и в августе отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (Кемь).

3 мая 1930 года Николай Павлович Анциферов был арестован в лагере как «участник контрреволюционной организации», отправлен в изолятор на Секирной Горе на Соловках, затем - для дальнейшего следствия в Ленинград. 20 июня Николаю Павловичу Анциферову был увеличен лагерный срок на один год, и его вернули на Соловки.

Летом 1930 года он был отправлен в Ленинград и привлечен к следствию по делу Академии наук . 23 августа 1931 года приговорен к 5 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (на станцию Медвежья Гора). Осенью 1933 года освобожден из лагеря и вернулся в Ленинград.

В сентябре 1937 года арестован, 20 декабря приговорен к 8 годам ИТЛ и отправлен в Бамлаг (на станции Уссури). 2 декабря 1939 года освобожден из лагеря, дело от 29 октября 1929 года прекращено по пересмотру.

Был принят в Союз писателей в 1943 г. В 1944 г. защитил диссертацию в ИМЛИ на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Проблема урбанизма в художественной литературе».

В 1989 году в Ленинграде состоялись «Анциферовские чтения», в 1995 учреждена Анциферовская премия за лучшие современные работы по истории города. Московские «Анциферовские чтения» состоялись в сентябре 2012 года.

Литература

  1. Враская О. Б. Архивные материалы И. М. Гревса и Н. П. Анциферова по изучению города// Археографический ежегодник за 1981 г. М., 1982;
  2. Добкин А. И. Н. П. Анциферов: материалы к биобиблиографии// Анциферовские чтения: Материалы и тезисы. Л., 1989;
  3. Конечный А. М. Н. П. Анциферов - исследователь Петербурга// Петeрбург и губерния: Историко-энографические исследования. Л., 1989;
  4. Марголис А. Д. Петербургские адреса Н. П. Анциферова// Невский архив. СПб., 2001. Вып. 5
  5. Степанов Б. Е. Навстречу прошлому: экскурсионная практика и философия памяти в творчестве И. М. Гревса и Н. П. Анциферова // Отечественные записки. 2008. № 43. С. 311-339.

Примечания

Ссылки

  • Автореферат диссертации Д. С. Московской о творчестве Н. П. Анциферова

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 30 июля
  • Родившиеся в 1889 году
  • Родившиеся в Уманском районе
  • Умершие 2 сентября
  • Умершие в 1958 году
  • Умершие в Москве
  • Выпускники историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета
  • Историки по алфавиту
  • Историки СССР
  • Историки России
  • Мемуаристы СССР
  • Мемуаристы России
  • Репрессированные в СССР
  • Похороненные на Ваганьковском кладбище
  • Учёные по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Анциферка
  • Анциферовичи (Мишиничи)

Смотреть что такое "Анциферов, Николай Павлович" в других словарях:

    Анциферов Николай Павлович - (1889—1958), историк, краевед, один из организаторов экскурсионного дела в СССравни кандидат филологических наук (1944). С 1908 в Петербурге. Окончил историко филологический факультет Петроградского университета (1915), ученик профессора… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Анциферов Николай Павлович - (1889 1958), историк, краевед, один из организаторов экскурсионного дела в СССР, кандидат филологических наук (1944). С 1908 в Петербурге. Окончил историко филологический факультет Петроградского университета (1915), ученик профессора И. М … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Анциферов Николай Павлович - (1889, усадьба Софиевка Уманского уезда Киевской губернии — 1958, Москва), историк, краевед, один из организаторов экскурсионного дела в России. Окончил историко филологический факультет Петроградского университета (1915), ученик, затем… … Москва (энциклопедия)

    АНЦИФЕРОВ - Николай Павлович (1889 1958) культуролог, историк, краевед. После окончания в 1915 историко филол. ф та С. Петербург, ун та А. начал активную преподават. и исследоват. деятельность. В 20 е гг. был одним из сотрудников Петроград,… … Энциклопедия культурологии

    Анциферов - Русская фамилия Анциферов (Анцыферов, Анцыфоров, Анцифоров): Анцифер просторечная форма имени Онисифор, от греческого слова, означающего «полезный». Отчество от канонического имени Онисифор, возможно, и от имени Никифор. Форма Анцифер… … Википедия

    Первая киевская гимназия - Первая киевская гимназия. Почтовая открытка начала XX века … Википедия

    Предвыпускные данные - ПРЕДВЫПУСКНЫЕ ДАННЫЕ, или надвыпускные данные, часть выходных сведений, размещаемых обычно над выпускными данными (иногда перед ними на предшествующей странице) и содержащих повтор самых важных сведений об издании (об авторах, заглавии,… … Издательский словарь-справочник