Крахмал. Исследовательская работа "Крахмал


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя школа»

Научно-практическая конференция учащихся «Я познаю мир»

Исследовательская работа

«Крахмал. Опыты с крахмалом».

Руководитель: учитель начальных классов

Алексеева Светлана Александровна

г. Первомайск

2016 г.

Оглавление

    Введение 3 - 4

Актуальность темы

Цель исследования

Гипотеза

    Теоретическая часть 5 - 9

Получение крахмала

Свойства крахмала

Поиск крахмала в продуктах питания

Применение крахмала

    Вывод 10

    Библиографический список 12

    Приложения 13 - 17

Введение

Правильное питание – залог здоровья.

Сейчас много говорят о здоровом питании. Телевидение, журналы, газеты спорят о необходимости диет. Наряду с этим врачей тревожит другая крайность – лишний вес школьников. Особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Чтобы человек был бодр, активен, жизнерадостен, здоров, его питание должно быть разнообразным и полезным.

О важности витаминов в рационе питания человека знает каждый школьник.

Основным источником энергии являются углеводы. Интересно узнать об углеводах больше.

Из книг мы узнали, что главные источники углеводов из пищи – хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости, сахар, мёд. Из всех веществ, которые человек употребляет в пищу углеводы - главный источник энергии. На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов. В среднем наш организм получает от 50 до 70% углеводов из дневного рациона. И всё же запасов углеводов в организме немного, поэтому нам приходится снабжать ими наш организм регулярно. Конечно, потребность в углеводах зависит от энергетических трат организма. Спортсмену, который тратит во время тренировок, соревнований много энергии потребуется значительно больше углеводов, чем человеку, не затрачивающему много физических сил.

Современная проблема гиподинамии (по­нижен­ная по­движ­ность, уменьше­ние си­лы и ­объема движе­ний вследствие развития автоматизации производства и ­быта, при этом снижа­ется ра­бо­то­спо­соб­ность че­ло­ве­ка, появляется уста­лость, нер­воз­ность) отсутствовала, когда человек трудился в поте лица, добывая хлеб насущный. Потому в фольклорных произведениях нет и намёка на диеты, на ограничение в потреблении углеводов. Уважительное отношение к хлебу, каше, крупяным изделиям можно проследить в народных пословицах: Каша – мать наша. Что за обед, коли каши нет. Хлеб всему голова. Хлеб да каша – пища наша. Хлеб да крупы на здоровье лупи. Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит.

Изучая вопрос потребления углеводов, мы отметили, что противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах крахмал, потому и диету начинают с ограничения крахмала. Ещё одна распространённая точка зрения, что картофельный крахмал самый вредный, а кукурузный значительно полезнее.

Оказывается дело не в конфетах, а в крахмале?

Книжные источники повествуют, что крахмал – сложный углевод, он образуется в растениях, его можно обнаружить в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях. Многие богатые крахмалом части растений являются важными источниками питания для людей и животных. Это картофель, пшеница, кукуруза, рис, овес, ячмень, рожь, гречиха, бобовые, соя. Крахмал хорошо переваривается и усваивается организмом человека.

Если такое повышенное внимание к крахмалу, интересно узнать о его роли в питании. С малых лет мы знаем вкус сахара, мёда, пирожного. А что мы знаем о крахмале, кроме того, что он хранится в целлофановом пакетике кухонного шкафа? Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения. Мы не привыкли отступать! Открываем лабораторию, где предмет наблюдения – крахмал .

Тема исследования: «Крахмал. Опыты с крахмалом».

В связи с противоречивой информацией возникло много проблемных вопросов:

    Что за волшебное вещество – крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не видим?

    Как получают крахмал и где используют? Возможно ли получить крахмал в домашних условиях?

    Какой у крахмала цвет, запах, вкус?

    Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?

    Есть ли продукты и растения в нашем доме, в которых «прячется» крахмал? Можно ли его в них обнаружить?

Цель исследования: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Задачи исследования:

    собрать и изучить информацию о крахмале;

    изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты;

    подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование;

    познакомиться и использовать необходимые меры безопасности при проведении опытов;

    выделить крахмал из картофеля;

    узнать о сфере применения крахмала;

    проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования

Если мы подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.

Методы исследования:

    изучение литературы;

    сбор информации в сети Интернет;

    опыты;

    консультация учителя;

    обработка информации;

    подготовка презентации и защита работы.

Теоретическая часть

Как получить крахмал?

Крахмал – толкование, значение, смысл

В «Большом энциклопедическом словаре» приводится научное определение крахмала: «КРАХМАЛ ( слово из польского языка, с польского krochmal , немецкого Kraftmehl ) запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях. Крахмал основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и другие. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном и других производствах, а также в фармацевтической промышленности».

Очень интересным оказалось толкование слова крахмал в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И.Даля : «КРАХМАЛ – чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть). Крахмалить белье, скорбить, делать жестким, напитывая скорбилом, крахмалом, пропитывать варёным, а иногда и сырым раствором крахмала: У нас только тонкое белье крахмалится . Барыня сильно крахмалится, любит пышное, крахмальное платье . Крахмаленье (скорбление), крахмалка – процесс крахмаления, крахмальщик (крахмальщица) – тот, кто делает крахмал, крахмальница – кастрюля для варки крахмала, клейстера».

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова помог уточнить биологический процесс появления крахмала в растениях: «КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света (хим., бот.). || Продукт из таких зёрнышек различных растений, употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья».

В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску».

Проанализировав эти определения, мы наметили план работы по исследованию крахмала :

1) попытаемся выделить крахмал из клубней картофеля;

2) опытным путём с помощью спиртового раствора йода проверим наличие или отсутствие крахмала в различных частях растений (листьях, клубнях, корнеплодах, плодах), продуктах питания;

3) покажем практические способы применения крахмала в быту и творчестве.

В далёком прошлом

Производство крахмала было известно в глубокой древности. По свидетельству ряда античных писателей, пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме. Зерна пшеницы замачивали подслащенной во­дой в деревянных чанах, подвергали брожению, после чего разминали нога­ми, затем массу пропускали через льняную ткань или сито; полученную крахмальную суспензию осаждали в специальных отстойниках, сырой крах­мал намазывали на камни и высушивали на солнце. Начало производства крахмала из пшеницы в других евро­пейских странах относится к XVI в., а в XVII в. почти одновре­менно с распространением культуры картофеля, завезенной из Америки, стали получать картофельный крахмал. Более широко распространилось производство картофельного крахмала почти во всех странах Европы в конце XVIII в. после изобретения ручной тёрки.

История про то, как мы получали крахмал из картофеля

Опыт 1 (Приложение 1)

1. Хорошо помыли и очистили картофель.

2. Натерли картофель на мелкой терке.

3. Залили натертый картофель холодной водой.

4. Перемешали.

5. Процедили через два слоя марли.

6. Хорошо отжали.

7. Подождали, крахмал опустится на дно.

8. Аккуратно слили воду.

9. Еще раз налили в чашку холодной воды и перемешали.

10. Подождали и аккуратно слили воду.

11. В третий раз налили холодную воду и снова перемешали.

12. Когда крахмал опустился на дно, аккуратно слили воду.

13. Собрали ложкой полученный крахмал и выложили на тарелку.

14. Оставили, чтобы крахмал высох.

15. Растерли полученный крахмал в порошок.

Крахмал-невидимка

Каков крахмал на вкус?

С помощью простых опытов, опираясь на определения крахмала, изучаем его свойства. (Приложение 2)

Опыт 2. Добавляем некоторое количество крахмала в воду.

Вода становится мутной. Через некоторое время на дне ёмкости появляется осадок. Это свойство мы наблюдали в процессе выделения крахмала их картофеля и пшеницы (крахмал оседал на дно ёмкости).

Вывод : крахмал не растворяется в воде.

Опыт 3. Сравниваем крахмал, изготовленный в домашних условиях, и промышленный продукт.

Наименование продукта

Крахмал промышленного производства

Крахмал, полученный в домашних условиях

Внешний вид

Кристаллический порошок

Цвет

Белый с кристаллическим блеском

Белый

Запах

Свойственный крахмалу, без постороннего запаха

Вывод : существенных отличий не наблюдается.

Опыт 4. Пробуем крахмал на вкус.

Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью.

Вывод : вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.

Опыт 5. Проверили реакцию йода с крахмалом.

  1. На чистую салфетку нанесли йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета.

  2. Подготовили две ёмкости: в одной – чистая вода смешали с крахмалом, в другой – воду с пищевой содой.

  3. Добавили йод в каждую ёмкость, наблюдали изменение цвета жидкостей.

  4. Сравнили реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.

Вывод : данные опыты продемонстрировали, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.

  1. В горячей воде набухает. Это свойство мы проверили, когда варили клейстер и кисель.

Опыты на кухне

В Интернет-источниках мы прочитали следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».

Спорить с утверждением мы пока не можем, а вот проверить наличие крахмала не сложно. Для опытов мы приготовили овощи и фрукты: картофель, морковь, грушу, капусту, апельсин, а так же некоторые продукты питания, те, что оказались в холодильнике. (Приложение 3)

Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки. Для опыта нужны свежие срезы овощей и фруктов!

Капнем настойкой на картошку и увидим, что бурый цвет йода превратился в темно-фиолетовый. Здесь происходит химическая реакция между йодом и крахмалом , который содержится в картофеле, и получается новое вещество сине-фиолетового цвета. Проделаем то же с яблоком.

Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится, то в каком количестве.

Можно сделать первые выводы : йодное пятно на срезе картофеля заметно ярче, чем на яблоке – значит, в картофеле крахмала больше.

Проверяем, какие из овощей, фруктов и других пищевых продуктов содержат это полезное вещество крахмал, а какие - нет.

Для этого нанесем капельку йодной настойки на ломтики моркови, апельсина, капусты

Вывод: крахмал содержится во многих овощах и фруктах.

А вот на срезе капусты, огурца синих пятен не появилось. И, действительно, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал: лук, огурец, брюква, ревень, салат-латук, многие сорта капусты, помидоры, укроп, баклажан, брокколи, морковь, одуванчик, крапива, лук-порей, щавель.

Исследуем продукты, которые ежедневно употребляем в пищу сахар, соль.

Йодное пятно не изменило цвет, значит в этих продуктах нет крахмала.

Исследуем продукты, которые используем в пищу ежедневно – это молочные продукты сметана, кефир, молоко, масло В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители для того чтобы сделать продукт более густым добавляют крахмал или муку. Проведём опыты.

Результат исследования молочных продуктов порадовал – йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет.

Подвергли проверке майонез, сыр, колбасу…

Наблюдали, что и в этих продуктах йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет.

Хлебец белый и ржаной, бублики-баранки…

В злаковых культурах крахмала содержится больше, чем в картофеле. Понаблюдаем, как будут вести себя изделия из муки, злаки.

Хлебный мякиш окрасился в тёмно-фиолетовый цвет, значит, в состав белого и ржаного хлеба входит крахмал.

Проверяем пшеничную муку. Пятно синеет – крахмал содержится в муке, в манке (эту крупу производят из зёрен пшеницы).

Вывод: многие продукты, которые мы исследовали на нашей кухне, содержат крахмал.

Как сделать правильный выбор? Есть или не есть?

Так что же теперь вообще отказаться от продуктов, которые содержат крахмал? Большинство книг, посвященных проблемам питания, обращает внимание на важность крахмала – это источник энергии. В нашем традиционном питании крахмал – важная часть в рационе питания. Значительная часть всей мировой сельскохозяйственной продукции, которая производится для нужд человека и животных, состоит из продуктов, содержащих крахмал. «Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов не надо, точнее даже важно, чтобы они были в рационе. Но! Их должно быть не более 20 процентов от всей пищи – пятая часть, а не 80-90, как это принято сейчас».

Сфера применения крахмала

Крахмалопродукты, полученные из кукурузы и картофеля, имеют важное хо­зяйственное значение и используются для пищевых и тех­нических целей.

При температуре 60 градусов крахмал набухает (растворяется ), образуя вязкий раствор – клейстер. Это свойство используют в приготовлении киселя.

Современные кондитеры используют крахмал, как загуститель, в мармеладе.

Клеящие свойства крахмала позволяют включать его в строительные смеси, при малярно-отделочных работах.

Особенно широко крахмал используются в текстильной промышленности для придания тканям плотности и для загустки печатных красок.

Уют в доме создают накрахмаленные скатерти, салфетки, шторы. Подкрахмаленное постельное бельё выглядят опрятно, долго сохраняют свежий вид.

Крахмал и его производные широко применяются в бумажной промышленности при изготовлении мелованной бумаги, картона и бумажной тары.

Крахмал идёт на производство спичек, кра­сок.

Крахмал используется в кожевенной, полигра­фической, фармацевтической промышленности.

Картофельный крахмал служит основой для различных мазей, таблеток, порошков, присыпок, компрессов, используется в качестве обволакивающего, смягчающего и противовоспалительного средства при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Он предохраняет слизистую оболочку кишечника от раздражения при приеме лекарств. Ванны из крахмала снимают зуд диатезах у детей.

Кажется, что крахмал не приносит никакой пользы, а то и добавит лишний килограмм, но это не так. Из литературы известно, что именно крахмал используется в выпечке для людей, вынужденных придерживаться строгой диеты.

Забавные игрушки-мнушки

из крахмала и шариков (Приложение 4)

Хочешь помять в руках такой шарик, «вылепить» забавную рожицу когда станет скучно и нечем заняться? Сделать его не трудно.

1. Подготовили воздушный шарик, картофельный крахмал, маркер и пряжу.

2. Насыпали крахмал в шарик с помощью картонной трубки от пищевой фольги и завязали узел.

3. Нарисовали личико и сделали волосы из пряжи.

Вывод

Главный источник энергии для человеческого организма - уг­леводы. В рационе человека на них приходится более 70%. Ос­новной представитель углеводов в питании человека - крахмал.

Являясь главнейшим резервным углеводом растений, крахмал принадлежит к числу наиболее распространенных в раститель­ном мире веществ. Образуется в зеленых частях растений под действием лучей солнца. В зернах пшеницы, ржи, кукурузы, риса содержится до 65-82% крахмала, в клубнях картофеля - до 25%.

Чтобы понять, какую роль играет крахмал в питании человека, мы постарались узнать о нём как можно больше, изучили литературу по теме исследования. При более внимательном изучении крахмала с помощью наблюдений и опытов, мы пришли к следующим выводам :

    крахмал содержится в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях;

    крахмал – сложный углевод, который при тепловой обработке (в выпечке, консервах и т.д.) плохо усваивается организмом;

    крахмал – важная часть в рационе питания;

    но его добавляют и в качестве наполнителя во многие продукты питания;

    не на все производители указывают на этикетке, что в состав данного продукта входит крахмал;

    отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит, но нужно учитывать, что наш дневной рацион питания не должен полностью состоять из углеводов.

Результатом исследовательской работы считаем и то, что:

    мы учились работать не только с книгами, но и с Интернет-ресурсами, получая интересующую нас информацию;

    освоили технологию проведения опытов с крахмалом;

    изучили свойства крахмала;

    научились выделять крахмал из картофеля и пшеницы;

    в ходе экспериментов обнаружили продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашли продукты, в которых его нет;

    обсудили с одноклассниками проблему правильного питания и здорового образа жизни.

Это исследование еще раз убедило нас в том, что для получения ответов на вопросы, не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто устроить лабораторию на кухне!

Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что о результатах исследования можно рассказать на уроках окружающего мира, конференции или классном часе познакомить с технологией опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания, его использовании.

Библиографический список

    Большая детская энциклопедия. Химия/Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

    Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

    Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература», 1997.

Интернет-ресурсы:

    http://www.sergey osetrov.narod.ru/Raw_material/Starch_production_Technology.htm

Игрушки-мнушки:

Мармелад:

Приложение 1

Морозова Марина Юрьевна

Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках».

Рассказала ребятам о том, что крахмал одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Крахмал является основным углеводом нашей пищи, он выполняет энергетическую функцию. Крахмал превращается в глюкозу, которая даёт нашему организму энергию. Крахмал содержится в продуктах растительного происхождения: в бобовых, в хлебе, в макаронах, крупе, муке, картофеле и других продуктах.

Цели:

Определить наличие крахмала в клубнях картофеля и в яблоках;

Способствовать развитию познавательных интересов у детей;

Привлекать детей к непосредственному участию в проведении несложных опытов;

Поощрять стремление детей на основе наблюдений во время экспериментальной деятельности рассуждать и делать простейшие умозаключения.

Материалы для проведения опыта:

Клубень картофеля и яблоко;

Флакон настойки йода с пипеткой.

Описание опыта.

Разрезаем клубень картофеля и спелое яблоко.

Ребята с большим интересом и активностью принимают участие в экспериментальной деятельности.

Рассматриваем срезы клубня картофеля и яблока.



Вика пипеткой капает несколько капель йода на срез клубня картофеля.


Захар капает каплю йода на срез кусочка спелого яблока.


Ребята внимательно наблюдают за происходящими изменениями. С удивлением отмечают синее окрашивание среза клубня картофеля, а через некоторое время оно становится сине – фиолетовым.

Объясняю ребятам, что произошла химическая реакция между йодом и крахмалом, который содержится в картофеле, и получилось новое вещество сине – фиолетового цвета.



Вывод.

При сравнении яблока и картофеля мы можем увидеть, что йодное сине – фиолетовое окрашивание на срезе клубня картофеля заметно ярче, а на спелом яблоке йод не изменил своего цвета – значит в картофеле крахмала больше. В созревших яблоках нет крахмала.

Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Чудесные свойства крахмала» Волшебные свойства крахмала. Бабушка любит внуков встречать. Готова всегда она с нами играть, Песни учить, лепить, рисовать, А, главное,.

Цель: учить определить, прозрачен ли снег;формировать представления детей о свойствах снега и воды, используя метод Савенкова А. И. – карточки,.

Опыт работы «Летняя оздоровительная работа во второй группе раннего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 «Рябинушка» Информация о проведении летней оздоровительной.

Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода» Цель: Сформирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; Развивать.

Актуальность. Выбор темы вызван тем, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом,.

Родительский клуб - это одна из форм оказания образовательных услуг родителям, способствующая повышению уровня социально-педагогической.

Химический элемент йод в таблице Д. И. Менделеева находится под номером 53. Относится к нерадиоактивным неметаллам. Этот химический элемент очень важен в жизни человека. При недостатке йода в организме происходит задержка физического и умственного развития, человек отстает в росте. Также образуется эндемический зоб при дефиците йода. Хоть содержание йода мало в организме (25 мг) однако значимость для организма его при этом не уменьшается. Также он участвует в процессе обмена веществ. В основном йод в организме находится в щитовидной железе. Поэтому так важно употреблять дополнительно йод в пищу. Йод также содержится и в природе, например в водорослях. Также его получают химическим путем с помощью некоторых реакций.

История открытия йода

В открытиях всегда всё оказывается просто и случайно. Всему виной был кот, который зацепил растворы в колбах. В одной колбе находились остатки йодистых солей после выработки селитры, в другой - серная кислота. Хозяин кота, французский химик Бернар Куртуа заметил бурную реакцию при смешивании этих двух компонентов с выделением фиолетовых паров.Это и был - элемент, без которого мы не мыслим жизни.

Опыты с йодом

Йод является очень хорошим индикатором, поэтому любую реакцию совместно с этим элементом очень легко пронаблюдать. Опыты с просты и познавательны, их можно легко провести дома и показать, насколько интересна наука химия. Нажмите , чтобы узнать, как с помощью йода проявить отпечатки пальцев.

Опыт «Найти крахмал»

С помощью данного опыта можем визуально увидеть, в каких продуктах содержится йод и в каком количестве. Нам понадобится: раствор йода (5%-й); крахмал; 3) пипетка; 4) одноразовый стакан; 5) продукты с крахмалом и без.


Этот опыт может провести даже ребенок. Сначала делаем йодный раствор: берем стаканчик, наливаем в него воду и капаем туда пару капель йода. Раствор готов! Теперь берем продукты и выкладываем их на тарелку: хлеб, овсяные хлопья, сырой картофель, вареный картофель, лимон, редис, морковь, огурец. Капаем сверху несколько капель йодного раствора и смотрим на реакцию с . Хлеб, овсяные хлопья, сырой и вареный картофель окрасились в синий цвет. Делаем вывод: в этих продуктах содержится крахмал. В вареном картофеле его намного больше, так как цвет получился более насыщенный. А вот в редисе, лимоне и огурцах крахмала не наблюдается. Таким простым опытным путем мы наглядно проверили содержание йода в продуктах.

Опыт «Взаимодействие крахмала с йодом»


Гранулы пшеничного крахмала, прореагировавшего с йодом

Для проведения опыта с йодом нам понадобится:

1)крахмал; 2) 3 рюмки; 3) вода; 4) йод.

Варим клейстер из крахмала. Берем 3 рюмки и наливаем: в первую рюмку клейстер, во вторую - крахмал с водой, в третью - просто воду. И капаем по несколько капель в каждую емкость. Смотрим на результат. В первой рюмке наблюдаем раствор насыщенно синего цвета, во второй - светло-синего, в третьей - светло-коричневого. Можно сделать вывод, что с клейстером реакция произошла наиболее активно. Термически обработанный дал реакцию быстрее.

Опыт «Обесцвечивание йода»

Наглядно можно увидеть реакцию взаимодействия йода и аскорбиновой кислоты. Нам понадобится:

  1. раствор йода;
  2. 2 рюмки;
  3. раствор аскорбиновой кислоты;
  4. вода.

Для раствора аскорбиновой кислоты нам понадобится 20 драже и 60 мл воды. Затем наливаем в воду с крахмалом йод. Получаем насыщенный синий цвет. Затем смешиваем раствор аскорбиновой кислоты с йодным раствором. Происходит моментальное обесцвечивание раствора. Вот такая «магия»! Химия творит чудеса! Такие наглядные опыты с йодом можно провести с ребенком на досуге. Такие познавательные эксперименты надолго запомнятся вашим детям.

Всем большущий привет!

Александра и Артём приветствуют вас в своей домашней лаборатории!

Уверены, что такую лабораторию можно устроить в каждом доме. Ведь для этого не потребуются какие-то сложные химические приспособления и физические приборы. Потребуется то, что всегда под рукой. А вот без чего никак не обойтись, так это без вашей любознательности, исследовательской жажды и хорошего настроения.

Хотите узнать, чем Саша и Тёма займутся сегодня? На очереди у наших юных экспериментаторов занимательный опыт с крахмалом и водой.

Как соединив вещество белого цвета с веществом коричневого цвета получить синий цвет? «Это невозможно!» — скажете вы.

Хмм… Ребята сначала тоже так думали. Но…

В общем, смотрите сами) Только внимательно! А потом попробуем сделать описание того, что увидели.

Ход эксперимента

Объяснение

Почему же капля йода окрасила крахмальную воду в сине-фиолетовый цвет? Впрочем, как и от природы крахмальную картошку?

Здесь все дело в реакции йода с крахмалом.

Крахмал очень интересное вещество. Это только кажется, что он однородный. А на самом деле он состоит из двух разных веществ, так называемых полимеров:

  1. амилозы,
  2. амилопектина.

Молекула амилозы очень длинная и похожа на спираль. А внутрь этой спирали встраиваются молекулы йода. Образуется новое соединение, называемое соединением «включения» под названием клатрат. В этом новом соединении молекулы одного вещества, которых называют «гости», встраиваются в молекулы другого вещества, которое называют «хозяином».

Гости – это молекулы йода.

А хозяин — это молекула амилозы.

Вот это соединение и придает йоду новую сине-фиолетовую окраску. Интересно, а что же делает в этот момент вторая составная часть белого крахмального порошка под названием амилопектин? Да тоже окрашивается, но только в красный цвет. Но мы этого не замечаем. Так как сине-фиолетовый цвет забивает красный.

Интересно, что если мы нагреем полученный синий раствор, то он вновь станет белым, а когда остынет, то вновь посинеет. Чудеса да и только!

С помощью полученных знаний вы легко сможете проверить наличие крахмала там, где его быть не должно, например, в сметане. Просто капните в сметану капельку йода. Видите синий цвет? Тогда производители сметаны вели себя не очень хорошо. Только не капайте прямо в баночку, лучше переложите немножко сметаны на блюдечко и проведите опыт с небольшим ее количеством.

Знаете для чего еще применяют крахмал? Его широко используют в пищевой промышленности, например, при изготовлении колбасы, печенья и даже мороженного. А еще с его помощью можно накрахмалить белье, после чего оно становится приятным на ощупь, не так сильно мнется и дольше служит.

А еще с помощью крахмала можно:

  • выводить пятна;
  • чистить столовые серебряные ложечки;
  • делать клей...

А вот для чего нужен йод, я думаю, все прекрасно знают)

Ну а в будущих выпусках нашей домашней лаборатории обязательно расскажем вам о том, как с помощью простых ингредиентов приготовить настоящую неньютоновскую жидкость.

Так что заходите в гости почаще! Не пропустите!

Желаем вам разных нескучностей!

Ваши Артём, Александра и Евгения Климкович.

Крахмал, картошка и йод годятся не только для киселей и соусов. При желании с помощью различных опытов можно целый вечер развлекать любознательного малыша дома или в детском саду.

Затрат - минимум, удовольствия и развития - максимум. Попробуйте повторить что-нибудь из списка ниже, и киселей вам больше не видать - всё будет уходить на фокусы.

Крахмал, мы найдем тебя! Опыт с йодом.

Что нужно? Крахмал, йод, пипетка, любые пищевые продукты.

Крахмал - белое порошкообразное вещество, которое можно найти на кухне практически каждой хозяйки. Кроме того, он содержится во многих продуктах, употребляемых нами ежедневно. А поможет определить его нахождение обычная настойка йода. Для эксперимента возьмём крахмал, хлеб, сыр, лимон, печенье, картофель.

Для начала растворите ложку крахмала в стакане воды и капните туда йода - жидкость станет синей.

Объясните ребёнку, что если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капните йод на маленький кусочек хлеба, сыра, других подготовленных образцов и наблюдайте, что происходит.

Йод изменит свой цвет на хлебе, печенье, картофеле. А вот на сыре и лимоне - нет. Есть фрукты и овощи, в которых содержание крахмала зависит от степени их созревания и сорта. Так, например, больше крахмала вы сможете определить в зелёном банане, чем в спелом, также в яблоках с кислинкой его будет значительно больше, чем в сладких.

Неньютоновская жидкость - опыт из крахмала и воды

Что нужно? 1 стакан крахмала, полстакана воды.

Как мы знаем, неньютоновская жидкость - это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать.

Получить неньютоновскую жидкость в домашних условиях очень просто, достаточно смешать воду и крахмал в нужной пропорции. Чтобы сразу почувствовать, как происходят изменения, вместе с ребенком перемещайте руками крахмал с водой. С самого начала вы поймете, что это сделать не так легко.

Затем возьмите в руки немного полученной смеси и попробуйте полепить что-то из нее, помять - она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить - почувствуете, что материал вновь становится твёрже.

Интересно попробовать переливать жидкость - если чашку со смесью резко перевернуть, то она не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать. Можно предложить ребенку поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если ребёнок попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положит на нее ручку, то она погрузится в жидкость.

Крахмал танцует

Что нужно? Неньютоновская жидкость, краситель, сабвуфер.

Для этого эксперимента придется раздобыть сабвуфер, но это того стоит. Подкрасьте крахмальную смесь и выложите в неглубокий поддон. Поставьте поднос на сабвуфера и включите музыку (частота должна быть 40-60 Гц). Придерживайте поддон руками. На ваших глазах смесь начнет подпрыгивать и отрываться от поверхности, изгибаясь. Необыкновенное зрелище.

Очень эффектно будут смотреться опыт с неньютоновской жидкостью на детском празднике, например, на дне рождения. Дети получат массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений, а самое главное - смогут стать участниками удивительных экспериментов.

«Лизун» из крахмала

Что нужно? Стакан крахмала, полстакана воды, 100 грамм клея ПВА, пара капель гуаши, полиэтиленовый пакет.

Смешайте воду, крахмал и краситель, влейте клей и мешайте палочкой или ложкой. Перелейте массу в пакет и вымешивайте до тех пор, пока не получится плотная, вязкая и тягучая субстанция. Кстати, игра с ней развивает мелкую моторику.