Коллективные переговоры.


Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 33. Представители работодателей.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

Комментарий к ст. 33

1. Представителями работодателей могут выступать:
- руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, нормативными правовыми актами, учредительными документами организации - на локальном уровне социального партнерства (ч. 1 комментируемой статьи);
- соответствующие объединения работодателей - на других, более высоких уровнях социального партнерства (ч. 2 комментируемой статьи);
- органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями, - при представлении работодателей - государственных и муниципальных предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (ст. 34 ТК РФ).
2. Понятие руководителя организации приведено в ст. 273 ТК РФ. В воинской части в качестве руководителя выступает ее командир (руководитель военной организации), который действует от ее имени без какой-либо доверенности и представляет ее интересы во всех отношениях, в том числе и трудовых, причем как индивидуальных, так и коллективных.
3. Все остальные представители воинской части в социальном партнерстве на локальном уровне должны быть специально уполномочены на это командиром воинской части. Полномочия на ведение коллективных переговоров, заключение или изменение коллективного договора могут быть переданы, например, другим воинским должностным лицам либо лицам из числа гражданского персонала, и не обязательно обладающим организационно-распорядительными функциями. Правовым основанием для этого является то обстоятельство, что такая передача должна быть предусмотрена ТК РФ, нормативными правовыми актами, учредительными документами организации либо действующими в ней локальными актами. Такие полномочия оформляются доверенностью.
4. Правовое положение объединений работодателей, порядок их образования и деятельности установлены Федеральным законом "Об объединениях работодателей" от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ. Создание их объединений допускается исключительно на добровольной основе без предварительного разрешения каких-либо органов в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления.
Объединение работодателей представляет собой форму некоммерческой организации, основанную на членстве работодателей и создаваемые по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому и территориально-отраслевому признакам. По сфере действия различают следующие виды объединений работодателей: общероссийское; общероссийское отраслевое (межотраслевое); межрегиональное (отраслевое, межотраслевое); региональное; региональное отраслевое; территориальное; территориальное отраслевое. Каждое из объединений самостоятельно в своей деятельности и независимо от любых органов и общественных объединений.
Все члены объединения работодателей имеют равные права: на участие в формировании органов управления; внесение на их рассмотрение предложений по вопросам деятельности объединения; определение содержания и структуры заключаемых соглашений; предоставление помощи в вопросах применения трудового законодательства, разработки локальных нормативных актов о труде, заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; свободный выход из объединения и иные права. Наряду с этим все члены объединения обязаны выполнять требования его устава, соблюдать условия и выполнять обязательства заключенных объединением соглашений. В противном случае их действия могут повлечь за собой предусмотренную законодательством или соглашениями ответственность. Причем за невыполнение обязательств по заключенному соглашению она не устраняется и при прекращении работодателем своего членства в объединении. Работодатель, вступивший в объединение в период действия ранее заключенного им соглашения, также несет ответственность за нарушение обязательств по этому соглашению.
Создание объединения работодателей возможно по решению не менее двух работодателей или двух объединений работодателей, и после его государственной регистрации оно приобретает правоспособность юридического лица.
5. Объединение работодателей правомочно: представлять законные интересы и защищать права своих членов; формировать единую позицию по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления; выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений; наделять своих представителей полномочиями на ведение этих коллективных переговоров, участвовать в деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссий, трудовом арбитраже по рассмотрению коллективных трудовых споров; вносить предложения о принятии и участвовать в разработке нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей; проводить консультации с профсоюзами, органами исполнительной власти и местного самоуправления по направлениям социально-экономической политики и получать от них информацию по социально-трудовым вопросам, которая необходима для ведения коллективных переговоров, контроля за выполнением соглашений; осуществлять иные права. В органах управления государственных внебюджетных фондов указанные объединения имеют равные с профсоюзами и органами государственной власти права на паритетное представительство в соответствии с законодательством.
6. Вышеназванным Федеральным законом подробно урегулированы обязанности объединения работодателей. За нарушение заключенных им соглашений в части, касающейся только его обязательств, объединение работодателей несет предусмотренную законодательством или соглашениями ответственность (ст. 55 ТК РФ).
7. В Министерстве обороны Российской Федерации порядок и условия представительства интересов воинских частей (как работодателей) некоммерческими организациями не определены. Их представительство в социальном партнерстве в настоящее время осуществляется представителями, указанными в п. п. 2 и 3 настоящего комментария и п. 2 комментария к ст. 34.

Коллективные переговоры - это процедура переговоров представителей работников и работодателей по вопросам подготовки, заключения и изменения коллективного договора, соглашения.

До начала переговоров одна из сторон должна уведомить другую в письменной форме предложением о начале переговоров, и эта сторона в течение семи дней со дня получения уведомления должна начать переговоры. Сроки, место и порядок проведения переговоров определяются сторонами. Переговоры могут выражаться в форме консультаций. При этом представители стороны, получившей уведомление в письменной форме о проведении консультаций, обязаны приступить к ним в срок, указанный в уведомлении, но не позднее семи календарных дней со дня его получения.

Сторонами переговоров выступают представители работников и работодателей. В случае отказа или уклонения работодателя, администрации организации от ведения переговоров другая сторона вправе начать коллективный трудовой спор.

Ведение переговоров, подготовка договоров и соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Участники переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 Трудового кодекса РФ ). В случаях, когда стороны в ходе переговоров не пришли к согласию по какому-либо вопросу, составляется протокол разногласий, он передается примирительной комиссии.

Коллективные переговоры считаются оконченными с момента подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий означает начало коллективного трудового спора.

Участники переговоров не должны разглашать полученные ими в ходе переговоров сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне

Основные принципы социального партнерства:

  1. соблюдение правовых норм, установленных законодательством;
  2. полномочность представителей сторон;
  3. равноправие сторон в коллективных переговорах, подписании коллективных договоров и соглашений;
  4. уважение и учет интересов сторон;
  5. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  6. добровольность принятия обязательств и их реальная исполнимость;
  7. систематичность контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений;
  8. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.

Понятие и стороны коллективного договора

Понятие, стороны, содержание коллективного договора и порядок его заключения установлены Законом РФ от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) "О коллективных договорах и соглашениях" (далее - Закон) и ст.7 КЗоТ РФ.

Коллективный договор, в отличие от трудового договора, является инструментом регулирования коллективных отношений, возникающих в сфере труда, а также локальным источником трудового права.


В соответствии со ст. 2 Закона под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками предприятия, учреждения, организации либо их филиала и представительства.

Сторонами коллективного договора являются:

Работники в лице их представителей - органов профсоюзов и их объединений, уполномоченных на это уставами, органов общественной самодеятельности, создаваемых и уполномоченных общим собранием (конференцией) трудового коллектива. При этом профсоюзы представляют интересы всех работников, а не только своих членов;

Работодатель или уполномоченный им руководитель предприятия, другие лица, определенные уставом или иным правовым актом, в том числе полномочные органы объединений работодателей и иные органы.

Принципы заключения коллективных договоров

Статьей 4 Закона предусмотрены следующие основные принципы заключения коллективных договоров:

Соблюдение законодательства;

Равноправие сторон;

Полномочность представителей сторон;

Свобода выбора и обсуждение условий, являющихся содержанием договоров и соглашений;

Добровольность принятия обязательств;

Реальность обеспечения принимаемых обязательств;

Систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Порядок заключения коллективного договора

Заключению коллективного договора на предприятии предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке, условиям заключения и изменения коллективного договора. Инициатором этих переговоров может выступить любая из сторон, причем другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в 7-дневный срок к ним приступить. Указанное письменное уведомление представляется в течение 3 месяцев до окончания срока действия прежнего договора либо в другие сроки, предусмотренные им.

Процедуру ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора можно подразделить на несколько этапов.

1 этап . Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров (ст. 10 Закона). Указанное решение принимается представителями работников или общим собранием (конференцией) работников организации. Исходя из равенства сторон коллективного договора, аналогичное решение вправе принимать и представители работодателя. Это решение может быть принято в любое время - при отсутствии действующего коллективного договора в организации, а при его наличии - в течение 3 месяцев до окончания срока его действия.

2 этап . Издание согласованного с соответствующим представителем работников приказа по организации о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров (ст. 12 Закона). Приказ издается в 7-дневный срок с момента получения уведомления, приведенного в 1 этапе (ст. 6 Закона). Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представителями работников (например, на заседании профкома профсоюза). Перечисленными документами определяются порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав названной комиссии.

Комиссия образуется на паритетной основе в составе полномочных представителей сторон (ст. 7 Закона). Если со стороны работников одновременно выступают несколько представителей, в течение 5 календарных дней ими формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки и заключения единого коллективного договора. Если единый орган не создан, представители работников самостоятельно ведут переговоры и заключают договор от имени представляемых работников. Они также вправе заключать единый договор с приложением к нему (являющимся неотъемлемой частью договора), защищающий специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку (ст. 12 Закона).

3 этап . Обсуждение подготовленного комиссией проекта коллективного договора в подразделениях предприятия, учреждения, организации и последующая его доработка с учетом поступивших замечаний и предложений (ст. 121 Закона). Обсуждение проекта договора осуществляется в сроки, определенные его сторонами. При этом неурегулированные в ходе коллективных переговоров разногласия сторон разрешаются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

4 этап . Утверждение разработанного единого проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников организации и подписание его сторонами. Утверждение проекта производится в сроки, установленные сторонами. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа. Подписанный коллективный договор действует от 1 до 3 лет. Изменения и дополнения в него в течение этого срока вносятся по договоренности сторон в порядке, предусмотренном в договоре (ст. 12,14 и 15 Закона).

По истечении определенного в нем срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят или дополнят действующий. При этом он сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организации либо расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации.

В случае реорганизации предприятия, учреждения, организации имеющийся коллективный договор сохраняет свое действие на весь ее период, а затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон. При ликвидации организации коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

При смене собственника организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3 месяцев, после чего требуется принять совместное решение сторон о продлении его срока действия либо провести коллективные переговоры о заключении нового договора, изменении и дополнении действующего.

5 этап. Направление работодателем подписанного коллективного договора вместе с приложениями в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. Коллективный договор должен быть направлен для регистрации в 7-дневный срок после его подписания сторонами (ст. 12 Закона).

Контроль за выполнением обязательств по коллективному договору осуществляется не только сторонами, подписавшими его, но и органами по труду. Кроме того, стороны договора в сроки, определенные им, или ежегодно отчитываются о выполнении обязательств по договору на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

При рассмотрении вышеизложенного порядка утверждения коллективного договора необходимо, кроме того, обратить внимание на следующие обстоятельства. Начальным моментом коллективных переговоров является дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров (см. указанный выше 2 этап). Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора.

На период ведения коллективных переговоров - на срок не более 3 месяцев в течение года - лицам, участвующим в них, а также привлекаемым специалистам предоставляются следующие гарантии: освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка; кроме того, представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, которые участвуют в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переводу на другую работу, перемещению или увольнению по инициативе администрации.

Содержание и структура коллективного договора в соответствии со ст. 13 Закона определяются сторонами, то есть строго законодательством не регламентируются. Содержание этого договора составляют определяемые его сторонами условия, регулирующие социально-трудовые отношения. Согласно этой же статье Закона все условия или положения коллективного договора можно подразделить на две группы, а именно:

1. Договорные условия с взаимными обязательствами сторон по вопросам:

Форма, система и размер оплаты труда и другие денежные выплаты;

Механизм индексации оплаты труда;

Занятость и условия высвобождения работников;

Продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

Добровольное и обязательное медицинское и социальное страхования;

Контроль за выполнением коллективного договора;

Улучшение условий и охраны труда работников;

Экологическая безопасность и охрана здоровья работников;

Соблюдение интересов работников при приватизации предприятия и ведомственного жилья;

Льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

Отказ от забастовок при своевременном выполнении условий договора.

2. Нормативные условия (положения):

Условия, отнесенные законодательством к правовому регулированию в коллективном договоре и устанавливающие:

Виды и продолжительность дополнительных отпусков, помимо определенных законом (ст. 68 КЗоТ РФ);

Виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок (окладов) и других выплат (ст. 80 КЗоТ РФ);

Размеры доплат при отклонениях от нормальных условий труда (ст. 85, 90 и 94 КЗоТ РФ),

Права профорганов на предприятии, в учреждении, организации;

Дополнительные гарантии профсоюзным работникам (ст. 235 КЗоТ РФ);

Льготные трудовые и социально-экономические условия (положения), определяющие:

Досрочный выход на пенсию;

Надбавки к пенсиям;

Компенсацию транспортных и командировочных расходов;

Бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве, их детей в школах и дошкольных учреждениях;

Иные дополнительные льготы и компенсации сверх установленных законодательством.

Вышеназванный перечень условий является примерным .

Будучи локальным нормативным правовым актом, коллективный договор не должен дублировать правовые нормы других источников права. Вместе с тем, как предусмотрено ст. 3 Закона, условия коллективного договора не должны ухудшать по сравнению с законодательством положение работников. Такие положения признаются недействительными.

Условия заключенного коллективного договора носят нормативный характер как для работодателя, так и для работников предприятия.

Помимо коллективных договоров, заключаемых на предприятии, в учреждении, организации, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соглашениями.

Что представляют собой заключаемые между работниками и работодателями соглашения, что объединяет и отличает их от коллективных договоров?

Порядок заключения, содержание, участники соглашений предусмотрены вышеназванным Законом. В соответствии со ст. 2 этого Закона под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, отрасли, профессии.

К соглашениям применимы следующие положения Закона о:

Принципах заключения коллективного договора;

Процедуре работы комиссии по ведению коллективных переговоров;

Соотношении договора с законодательством и трудовыми договорами (контрактами) работников;

Порядке разрешения разногласий при коллективных переговорах;

Процедуре работы комиссии для ведения коллективных переговоров;

Представителях сторон и гарантиях их участия в коллективных переговорах;

Регистрации коллективных договоров;

Контроле и видах ответственности за невыполнение коллективного договора.

При этом основным различием коллективных договоров и соглашений, независимо от их видов, закон называет более высокий уровень правовой регламентации социально-трудовых отношений между работниками и работодателями (например, соглашение регулирует эти отношения начиная от уровня района, города до федерального уровня, в то время как действие коллективного договора ограничено пределами предприятия, учреждения, организации).

Виды соглашений и их участники

Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 Закона определены пять основных видов соглашений:

Генеральное соглашение - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской федерации на 2000-2001 годы заключено 16 декабря 1999 года;

Региональное соглашение - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации;

Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);

Профессиональное тарифное соглашение - устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий;

Территориальное соглашение - устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Кроме того, соглашения по договоренности сторон могут быть двухсторонними и трехсторонними. Состав участников соглашения зависит от уровня заключаемых соглашений. Например, генеральное соглашение заключается исключительно на федеральном уровне с участием Правительства РФ. Региональное и территориальное соглашения - только соответственно на уровне субъектов РФ или административно-территориальных образований в их составе. Отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения могут заключаться на федеральном уровне или на уровне субъектов РФ.

В соответствии со ст. 19 Закона участниками соглашений могут быть:

Генерального - общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации;

Отраслевого (межотраслевого) тарифного - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития РФ;

Профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду;

Регионального - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;

Отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ;

Территориального - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Порядок разработки и заключения соглашений

Согласно ст. 20 Закона порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией по ведению коллективных переговоров. Эта же комиссия, созданная на паритетной основе представителями работников и работодателей, разрабатывает проект соглашения, который затем подписывается представителями сторон. Если согласие не достигнуто в 7-дневный срок, то представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключить соглашение от имени представляемых ими работников.

Для подготовки генерального соглашения и ведения коллективных переговоров на федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Правовая основа формирования и деятельности этой комиссии в настоящее время определена Федеральным законом от 1 мая 1999 т. № 92-ФЗ. В состав комиссии входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Порядок обеспечения ее деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1229.

Об оплате, условиях и охране труда;

О механизме индексации оплаты труда и ее уровне исходя из выполнения показателей, установленных соглашением;

О компенсационных доплатах, минимальный размер которых установлен законодательством;

О содействии занятости и переобучении работников;

О мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

О соблюдении интересов работников при приватизации предприятий;

О льготах работодателям при создании дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи;

О развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества;

Об экологической безопасности и охране здоровья на производстве;

По другим трудовым и социально-экономическим вопросам,

Сроки действия соглашения

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в нем. Срок действия соглашения не может превышать 3 лет. Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников этого соглашения заключить его от их имени.

Заключенные на федеральном уровне отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение или профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которых включены не менее чем 50% работников отрасли (отраслей) или профессии, могут распространить свое действие и на работодателей, не участвовавших в их заключении. Необходимыми условиями для этого закон устанавливает: направление министром труда РФ этим работодателям предложения о присоединении к соглашениям и отсутствие заявленного несогласия работодателей или соответствующих представителей работников с предложением в течение 30 дней с момента его получения.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, для них действуют наиболее благоприятные условия соглашений.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-дневный срок направляется для уведомительной регистрации представителями работодателей участниками соглашения :

Заключенного на федеральном уровне - в Минтруд России;

Заключенного на уровне субъектов РФ - в орган по труду субъекта РФ. Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

Коллективные переговоры и их проведение чётко регламентированы трудовым законодательством. Кто может представлять интересы работников на переговорах по заключению или изменению коллективного договора? В какие сроки они должны быть проведены? Как быть, если согласие между сторонами не достигнуто?

Суть коллективных переговоров

Существует определение системы отношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Социальное партнёрство призвано согласовать интересы всех вышеперечисленных сторон, урегулировать трудовые взаимоотношения. Теме социального партнёрства посвящена ст. 27 ТК РФ, в которой описаны как формы коллективных переговоров, так и процедуры подготовки к их согласованию и заключению. Проведение коллективных переговоров предполагает наличие двух главных сторон: работника и его работодателя.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

При этом коллективные переговоры, стороны которых достигли компромисса, завершаются соглашениями - правовыми актами, регулирующими социальное и трудовое взаимодействие сторон и определяющими уровень экономического взаимодействия между ними. Соглашения могут относиться к федеральному, региональному или отраслевому уровню.

Сам термин «коллективные переговоры» сформулирован Конвенцией Международной Организации Труда №154 от 19.06.1981г. «О содействии коллективным переговорам».

Коллективные переговоры могут проводиться между предпринимателем или их группой, одной или сразу несколькими организациями трудящихся. Темой переговоров могут стать:

  • занятость и ежедневные условия труда;
  • отношения между работодателем и сотрудниками;
  • отношения между предпринимателем и организацией трудящихся.

Основные принципы коллективных переговоров:

  • соблюдение законодательства;
  • распределение полномочий между сторонами;
  • заключение коллективных переговоров требует равноправия сторон;
  • сотрудничество, основанное на взаимном уважении интересов сторон;
  • глубокая заинтересованность со стороны участников;
  • принятые сторонами обязательства должны иметь добровольное начало и быть исполнимыми;
  • коллективные переговоры требуют наличия контроля соблюдения договоров;
  • исполнение договоров носит обязательный характер, неисполнение договоров влечёт за собой серьёзную ответственность провинившейся стороны.

Основные лица, участвующие в коллективных переговорах

Организация коллективных переговоров требует участия работников

В соответствии со статьёй 36 ТК РФ, обе стороны, ведущие коллективные переговоры и привлечённые к их заключению или изменению, имеют право на инициативу. В соответствии со статьей 29 ТК РФ, работников могут представлять:

  • профсоюзы и приравненные к профсоюзам объединения;
  • прочие организации, определённые уставом межрегиональных или общероссийских профсоюзов;
  • прочие представители, предусмотренные ТК и выбираемые работниками.

Проведение коллективных переговоров, приуроченное к разрешению споров, заключению или внесению изменений в соглашения, является поводом для формирования специальной комиссии. Комплектация комиссии, деятельность которой направлена на урегулирование спорных вопросов, как правило, поручается профсоюзам.

Проведение коллективных переговоров, заключение или внесение каких-либо изменений в коллективные договоры и текущий контроль исполнения условий договоров поручаются первичным профсоюзам и прочим выборным органам, формирование которых происходит путём голосования работников.

Работники, желающие принимать участие в коллективных переговорах, имеют право уполномочить профсоюз представлять его интересы по вопросам трудовых отношений.

В соответствии со статьёй 31 ТК РФ, работники, не объединённые в профсоюзную организацию, имеют право на уровне собрания или конференции избирать иной орган или представителя для проведения коллективных переговоров. Голосование происходит тайно. Такой же порядок предусмотрен в случае, если профсоюзная организация объединяет менее половины коллектива трудящихся. Выборный представитель или организация может существовать наряду с имеющимся профсоюзным органом. При этом работодатель должен обеспечить все условия для осуществления деятельности представителей работника.

Работодатель или представители работодателя, уполномоченные вести коллективные переговоры

Участвовать в коллективных переговорах имеют право как работники, так и их представители. Полномочия представителей работодателя разделяются в зависимости от типа решаемых вопросов. Так, вопросы, касающиеся заключения или изменения соглашений, а также вопросы, связанные с решением споров или урегулированием социальных и трудовых отношений, поручаются объединениям работодателей.

Коллективные переговоры в трудовом собрании, связанные с первичным заключением или внесением изменений в документы, проходят с привлечением представителей работодателей. К ним могут относиться:

  • руководство компании;
  • индивидуальный предприниматель, использующий труд наёмных рабочих;
  • прочие лица, уполномоченные исполнять данные обязанности.

Начало коллективных переговоров

Прежде чем составить уведомление о начале коллективных переговоров, обе стороны обязаны чётко сформулировать требования для обсуждения. Лишь после окончания данной процедуры возможно начать процесс коллективных переговоров. В соответствии со статьёй 36 ТК РФ, переговоры могут быть инициированы как работником, так и его работодателем.

Главным требованием к заполнению формы уведомления перед проведением коллективных переговоров является указание точной даты их проведения. Кроме того, в форме должны быть обозначены место, а также состав групп, представляющих каждую сторону (от трёх до семи человек).

После получения подобного уведомления представители сторон обязаны вступить в сам процесс переговоров в течение семи дней. Инициатору проведения мероприятия поступает ответ с указанием всех представителей комиссии, а также полным перечнем их полномочий и обязанностей. Начало коллективных переговоров обычно приурочено ко дню, следующему за днём получения инициатором переговоров вышеобозначенного ответа.

Лица, представляющие работодателя, финансируемые им, политическими партиями или органами местного самоуправления, не могут вступать в любые переговоры от имени работников. Они также лишены полномочий подписывать или вносить какие-либо изменения в коллективные договора от имени работников предприятия.

Выборная комиссия по ведению коллективных переговоров создаётся в соответствии с принципом равноправия, утверждающим равные права и равные голоса для сторон, независимо от их числа.

Порядок проведения коллективных договоров

Этап 1. Принятие решения и составление письменного уведомления стороны о моменте начала коллективных переговоров. Подобное решение принимается как на собрании работников, так и может быть инициировано представителями работников. В соответствии с вышеобозначенным принципом равноправия, коллективные переговоры назначаются и стороной работодателя. Если в организации нет официально заключённого коллективного договора, решение о проведении переговоров может приниматься в любое время (в случае наличия такового - в течение трёх месяцев до момента его окончания).

Этап 2. Утверждение приказа о комиссии по ведению коллективных переговоров. Срок создания и утверждения приказа не превышает семи дней с момента получения уведомления о проведении коллективных переговоров. Помимо приказа, обязательным условием проведения мероприятия является утверждённое решение представителей работников. Вышеперечисленные документы утверждают порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, а также состав комиссии, участвующей в переговорах.

Комиссия по ведению коллективных переговоров организуется на добровольной основе. Несколько представителей от работников объединяются в единый орган, в обязанности которого входит разработка проекта, а также заключение коллективного договора. В случае отсутствия такого органа работники выступают самостоятельно, от имени собственного лица. В данном случае договор принято заключать от имени работников или в виде единого документа, также защищающего интересы работников по профсоюзному принципу.

Этап 3. Обсуждение коллективного договора. Обсуждение и доработка проекта должны быть ограничены сроками, оговорёнными обеими сторонами. Разногласия, которые не могут быть уладиться в рабочем порядке, решаются в соответствии со статьёй 38 ТК РФ.

Этап 4. Коллективные переговоры по подготовке проектов завершаются этапом конференции всех работников организации с последующим подписанием утверждённых документов. Работодателя в этом случае представляют участники представительного органа. Сам документ имеет срок действия от одного до трёх лет. Изменения и дополнения к коллективным договорам вносятся по согласованию сторон в порядке, предусмотренном самим документом.

Если срок действия договора истёк, он считается пролонгированным до момента заключения нового или внесения изменений в старый документ. В случае изменения состава или структуры органа управления компании, а также расторжения трудового договора с руководителем, коллективный договор не считается расторгнутым. Также договор сохраняет свою силу и в случае реорганизации (за исключением инициативы, выдвинутой одной из сторон). В процессе ликвидации организации договор признаётся действительным на протяжении всего срока проведения процедуры.

После смены собственника организации договор считается действительным на протяжении трёх месяцев, после чего стороны должны принять совместное решение о пролонгации или внесении изменений в текст существующего документа.

Этап 5. Узаконить документ, резюмирующий коллективные переговоры, обязан работодатель путём направления договора вместе с приложениями в Департамент труда. Регистрация должна быть проведена не позднее семи дней с даты подписания соглашения. Регистрация не носит разрешительного характера, в регистрации договора не может быть отказано, даже если в тексте были найдены ошибки.

Обязанностью органов по труду является выявление условий договора, что способно ухудшить положение сотрудников организации (в сравнении с утверждённым ТК и другими нормами права). Органы труда сообщают обо всех моментах выявления подобных нарушений представителям обеих сторон, а также в органы трудовой инспекции. Все условия, ухудшающие положение рабочих, считаются неприменимыми. Таким образом, процесс регистрации придаёт договору статус правового документа, работающего в интересах трудящихся.

Протокол коллективных переговоров

Как и в любых переговорах, договоренности коллективных переговоров должны быть запротоколированы. Протокол должен включать в себя:

  • номер документа;
  • название и точное время проведения заседания;
  • состав комиссии с указанием ФИО участников и их должностей;
  • повестку дня;
  • вопросы повестки с указанием выступающих и результатов решения;
  • количество голосов по каждому из вопросов;
  • итоговые подписи участников.

Что можно отразить в коллективном договоре

Любой коллективный договор подчиняется принципам договорного регулирования, в соответствии с этим принципом:

  • любой коллективный договор не вправе утверждать условия, ухудшающие существующее положение работников организации;
  • положение работников не должно ухудшаться и по сравнению с генеральными, региональными и внутриотраслевыми соглашениями, распространяющимися в учреждении;
  • все условия, принятые коллективным договором, считаются обязательными для соблюдения работодателем.

В соответствии со статьёй 41 ТК РФ, коллективный договор может включать в себя следующие положения:

  • о системе труда (формы оплаты труда);
  • о выплате пособий;
  • о механизмах регулирования оплаты труда в соответствии с некими показателями, уровнем инфляции и т.п.;
  • об условиях высвобождения работников;
  • о рабочем и нерабочем времени (отпуск, и пр.);
  • о способах улучшения условия труда отдельных категорий работников (женщины, молодёжь);
  • о соблюдении прав работников в процессе приватизации имущества;
  • об экологии и безопасности труда;
  • о льготах работников организации, совмещающих работу и обучение;
  • об отдыхе членов семей работников;
  • об оплате питания;
  • о контроле выполнения коллективного договора, а также о порядке его принятия, расторжения, внесения изменений;
  • о забастовках и отказе от них при выполнении условий договора.

Комиссия по коллективным переговорам, принимающая договор, может предусмотреть также льготные условия труда, дополнительные отпуска, регулярную компенсацию транспортных расходов и прочие положения, зафиксированные в документе.

В зависимости от области регулируемых отношений соглашения могут разделяться на:

  • генеральные, регулирующие социальные и трудовые отношения на высоком федеральном уровне;
  • региональные - уровень субъекта РФ;
  • отраслевые или межотраслевые - уровень отрасли;
  • профессиональные - соглашения, предусматривающие определённые условия труда, льготы для определённой профессии;
  • территориальные - учитывающие особенности работы в конкретном городе, территориальном образовании, районе.

В зависимости от состава участников соглашения также принято делить на двух- и трёхсторонние. В зависимости от уровня соглашения меняется и состав участников, задействованных в его заключении. Так, федеральное соглашение подразумевает обязательное участие властей федерального уровня (правительства); региональные и территориальные соглашения принимаются, как правило, на уровне субъекта; отраслевые и профессиональные - на уровне субъекта или на высоком федеральном уровне.

К участникам соглашений могут относиться:

  • объединения профсоюзов и работодателей общероссийского уровня, Правительство РФ в случае генерального соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей общероссийского уровня, Министерство труда или иные органы в случае отраслевого или межотраслевого соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей, органы труда в случае профессионального соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей, прочие уполномоченные работодателем органы, а также органы исполнительной власти субъекта в случае региональных соглашений;
  • объединения профсоюзов и работодателей, прочие уполномоченные работодателем органы, а также органы местного самоуправления в случае территориального соглашения.

Комиссия по коллективным переговорам вправе определять сроки и порядок заключения соглашений. Комиссии, ведущей коллективные переговоры, также поручена разработка проектов соглашений, подписываемых обеими сторонами. Соглашение может включать в себя решения трудовых и социально-экономических вопросов в случае, если эти решения не противоречат действующему федеральному и местному законодательству.

Сюда входят вопросы, касающиеся:

  • условий охраны труда, вопросы оплаты труда;
  • способы и механизмы индексации зарплаты;
  • компенсации и доплаты, принятые на законодательном уровне;
  • переобучения и занятости работников;
  • солильной защиты работников и их семей;
  • интересов работников в случае приватизации предприятия;
  • вопросы льгот и трудоустройства инвалидов и молодёжи;
  • вопросы трёхстороннего сотрудничества и партнёрства;
  • вопросы охраны труда;
  • прочие социально-экономические и трудовые вопросы.

Проведение коллективных переговоров традиционно заканчивается согласованием документа. Сроком начала действия соглашения считается срок, прописанный в документе, либо день его подписания сторонами. По существующим обычаям и нормам срок действия соглашения не превышает трёх лет. Соглашение, принятое по результатам коллективных переговоров, имеет силу в отношении работодателей и работников, от лица которых заключён документ. В случае наличия нескольких подписанных соглашений в силу вступает соглашение с наиболее благоприятными условиями. После подписания соглашение в течение семи дней должно быть направлено на регистрацию.

Cроки проведения коллективных переговоров

Организация коллективных переговоров невозможна без определения начального момента, которым считается дата подписания приказа о формировании комиссии. Моментом окончания переговоров может считаться момент подписания договора.

Гарантии лицам, участвующим в коллективных переговорах

Вести коллективные переговоры совсем непросто: зачастую позиции профсоюза в корне не совпадают с позицией работодателя или его представителей. В качестве дополнительных гарантий работников предусмотрена невозможность быть подвергнутым взысканию, переведению на другие виды работ, увольнению, инициированному администрацией.

Представители работников, в компетенцию которых входит проведение коллективных переговоров, выбираются общим собранием трудового коллектива или структурного подразделения. Только оно способно согласовать все вышеперечисленные действия.

Ответственность руководителя за уклонение от участия в коллективных переговорах

Ход коллективных переговоров не может быть нарушен по желанию работодателя. Статья 54 ТК РФ налагает штрафные санкции на стороны, уклоняющиеся от участия, препятствующие внесению изменения, отказывающиеся от подписания или согласования договоров.

Все перечисленные моменты регулируются Кодексом об административных правонарушениях, статья 5.28 которого описывает все нюансы уклонения работодателя от подписания, расторжения или внесения изменения в коллективные договора. Кодекс также предусматривает штрафные санкции в размере от 1000 до 3000 рублей за каждое выявленное нарушение.

Если по итогам коллективных переговоров произошла утечка информации, приравненной к коммерческой тайне

Наказание за утечку информации и сведений, приравненных к государственной, коммерческой или иной тайне.

  1. Статья 13.14 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности граждан, причастных в ходе проведения коллективных переговоров к разглашению ограниченной к доступу информации (штраф 500-1000 рублей). Для должностных лиц штрафные санкции достигают размера 4000-5000 рублей.
  2. Статья 183 УК предусматривает наказание должностных лиц, причастных к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую или другую тайну. На виновного налагается штраф в размере 120 тыс. рублей (либо доход виновного за год) с лишением права занимать подобную должность на срок до трёх лет, исправительные работы (на срок до двух лет), лишение свободы (на срок до трёх лет).
  3. Статья 283 УК предусматривает наказание для должностных лиц, причастных к разглашению сведений составляющих гостайну. Наказанием за подобное деяние становится арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать аналогичную должность (заниматься аналогичной деятельностью) на срок до трёх лет.
  4. Если по неосторожности деяние повлекло тяжкие последствия, то должностное лицо приговаривается к лишению свободы на срок 3-7 лет с лишением права занимать аналогичную должность (заниматься аналогичной деятельностью) на срок до трёх лет.

Трудовой кодекс также предусматривает гражданско-правовую ответственность за совершённые деяния. Так, нарушение интеллектуальных прав на секрет производства влечёт за собой возмещение убытка, последовавшего за разглашением или использованием секрета производства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», лица, чьи законные интересы были нарушены в связи с разглашением или нарушением доступа к защищаемой информации, имеют право восстановить свои права в суде с компенсацией морального вреда или вреда, причинённого чести достоинству, деловой репутации.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон.

Для этого она должна направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров. Сторона, получившая уведомление, обязана в 7-дневный срок вступить в коллективные переговоры, т.е. выдвинуть встречные предложения по составу комиссии, уточнить дату и время начала работы комиссии по ведению коллективных переговоров (по регулированию социально-трудовых отношений).

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласований социально-экономической политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединение профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участия не принимают.

Интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Это общее правило.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Однако наличие представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный орган, нужно обратиться к положениям устава, определяющего компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, представителем работодателя должно выступить лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, поскольку оно реализует трудовую правосубъектность юридического лица.

Своеобразный порядок представительства существует в товариществах. Согласно ст.72 ГК РФ ведение дел полного товарищества осуществляют его участники совместно либо один или некоторые из них. Они действуют от имени юридического лица, а специальный орган управления не создается. Делами товарищества на вере управляют полные товарищи (ст.84 ГК РФ).

В коллективных трудовых отношениях от имени товарищества должен выступить тот его участник (участники), который учредительными документами уполномочен на ведение дел этой организации34.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности руководителями структурного подразделения.

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов н защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзными организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на уровне региона, отрасли, территории, а также на федеральном уровне при заключении или изменении соглашений. Они представляют интересы своих членов при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Они же от имени работодателей принимают участие в разрешении коллективных трудовых споров. Объединения работодателей выполняют лишь представительские функции – правовые последствия его действий наступают для членов объединения.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Порядок ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При наличии в организации двух и более профсоюзных организаций они создают единый представительный орган. Порядок и условия создания такого органа определяют сами профсоюзы с соблюдением принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных ч.3 и 4 ст.37 ТК РФ, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора. Такой же подход применяется при наличии в обособленном структурном подразделении нескольких профсоюзных организаций.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Государственная тайна охраняется Законом РФ от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»35, коммерческая тайна и служебная тайна – охраняются в соответствии с гражданским законодательством (ст.139 ГК РФ).

Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности (ст.183, 283 УК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Для представителей работников установлены дополнительные гарантии по защите от преследования за осуществление представительских полномочий. Так, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом РФ (пп.5-8, 11 ст.81 ТК), иными федеральными законами предусмотрено увольнение.

При применении названных гарантий необходимо иметь в виду Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений части второй ст.170 и части второй ст.235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и п.3 ст.25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово».

В постановлении Конституционного Суда РФ обоснована необходимость соблюдения соразмерности между ограничением прав работодателя и теми общественно значимыми целями, для достижения которых такое ограничение вводится.

С учетом этого можно отметить, что отсутствие согласия представительного органа работников на применение дисциплинарного взыскания, перевод или увольнение работника, участвующего в проведении коллективных переговоров, не должно рассматриваться как абсолютное запрещение совершить указанные правоприменительные действия. В противном случае, видимо, допустимо ставить вопрос о лишении работодателя возможности в судебном порядке защищать свои права и законные интересы, т.е. об ограничении конституционного права на судебную защиту.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ36. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключается при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст.35 ТК РФ).

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий, который является основанием для возникновения коллективного трудового спора. Коллективные трудовые споры рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.398-418 ТК РФ. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, т.е. они могут быть урегулированы в ходе переговоров после заключения коллективного договора на согласованных условиях.

Наиболее ярким проявлением социально-партнерских отношений выступает переговорный процесс, результатом которого является установление условий труда и основных направлений социальной политики в отрасли, у работодателя, на конкретной территории. Именно в переговорном процессе достигается взаимное согласование интересов сторон социального партнерства, вырабатываются взаимные договоренности, определяются основы осуществления социально-трудовой политики.

Коллективные переговоры – это все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся – с другой, в целях:

15. определения условий труда и занятости; и/или

16. регулирования отношений между работодателями и трудящимися; и/или

17. регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся (Конвенция МОТ № 154 «о содействии коллективным переговорам»).

Следует учитывать, что в рамках системы «трипартизма» в коллективных переговорах могут принимать участие представители государства или местного самоуправления. Они являются в таком случае полноправными участниками переговоров.

Законодательство Российской Федерации устанавливает общий порядок проведения коллективных переговоров в главе 6 Трудового кодекса РФ. Данный порядок имеет общее значение и применяется для проведения переговоров любого уровня. Закон определяет лишь принципиальную схему проведения коллективных переговоров, которая должна быть конкретизирована в ходе конкретных переговоров их сторонами самостоятельно.

Правом на ведение коллективных переговоров от имени сторон социального партнерства обладают соответствующие представители.

Под представителями работников принято понимать лиц, признанных в качестве представителей работников в соответствии с законодательством или практикой (Конвенция МОТ № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях»). Представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, иные представители, избираемые работниками.

Наиболее часто представителями работников при проведении коллективных переговоров являются профессиональные союзы, которые могут участвовать в переговорах любого уровня. По общему правилу на локальном уровне первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым Кодексом, – интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах. Такое представительство распространяется и на рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров работников с работодателем (ст. 30 ТК РФ).



Иные представители работников могут быть избраны работниками при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также если существующая профсоюзная организация не объединяет более половины наемных работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве. Соответствующие представители избираются на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием и уполномочиваются ими на представление своих интересов.

Трудовой кодекс РФ не предъявляет никаких формальных требований к юридической личности таких представителей. Очевидно, что в современных условиях работники, избирая своих представителей, вправе либо наделить полномочиями на представительство конкретное лицо, либо сформировать особый представительный орган (в частности орган общественной самодеятельности). Конкретный представитель или представительный орган может быть избран исключительно из числа работников соответствующего работодателя.

Иные представители могут представлять интересы работников при осуществлении социально-партнерского взаимодействия исключительно на локальном уровне. Наличие такого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Представлять в коллективных переговорах работодателей могут:

Руководитель организации, лично работодатель – индивидуальный предприниматель, уполномоченные ими лица;

Объединение работодателей;

Органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Руководитель организации, лично работодатель – индивидуальный предприниматель, уполномоченные ими лица осуществляют представительство работодателя на локальном уровне и в индивидуальных, и в коллективных трудовых отношениях.

На иных уровнях представительство работодателей осуществляют соответствующие объединения. Особые правила установлены в отношении представительства работодателей – государственных и муниципальных учреждений, организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Их могут представлять органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Объединение работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 34 ТК).

Правовое положение объединений работодателей определяется Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей». Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Их деятельность осуществляется на основе принципа добровольности вступления и выхода из него конкретных работодателей или объединения работодателей.

Основная задача объединения работодателей – представительство законных интересов и защита прав своих членов в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Для реализации своих задач объединения работодателей:

7.формируют согласованную позицию членов соответствующего объединения по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и отстаивают ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

8.через своих представителей участвует в коллективных переговорах по заключению и изменению соглашений, участвует в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

9.осуществляет контроль за выполнением заключенных соответствующим объединением работодателей соглашений;

10. содействует выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами;

11. проводит консультации с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики.

Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных ими соглашений в части, касающейся обязательств соответствующего объединения, и не отвечает по обязательствам членов объединения работодателей, в том числе и по обязательствам, которые предусмотрены соглашениями, заключенными объединениями работодателей.

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются объединением работодателей самостоятельно и фиксируются в их уставах.

Органы исполнительной власти, иные государственные органы местного самоуправления осуществляют представительство государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Полномочия на осуществление представительства устанавливаются либо законодательством, либо работодателями. Данный вид представительства работодателей используется в тех случаях, когда решение вопросов, составляющих предмет коллективных переговоров, находится вне сферы компетенции конкретного работодателя (например, определение размеров оплаты труда лиц, работающих в организациях, финансируемых из соответствующего бюджета). Возможность представления указанных работодателей органами исполнительной власти, органами местного самоуправления не исключает представительство со стороны объединения работодателей.

Общие полномочия федеральным органам исполнительной власти представлять работодателей - подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне предоставлены постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. № 500 «О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне». Полномочия конкретных органов исполнительной власти на представление работодателей в отношениях социального партнерства могут устанавливаться в положениях об этих органах. В частности, полномочия на представительство соответствующих работодателей оговорены применительно к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Началом коллективных переговоров является обязательное в силу закона принятие выдвинутого в надлежащем порядке предложения о вступлении в переговоры.

Инициатором начала коллективных переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Предложение о начале коллективных переговоров выдвигается от имени представителей работников или работодателей органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т. п.). Процедура принятия решения определяется уставами и регламентами организаций работников или работодателей.

Статья 36 ТК РФ устанавливает, что представители стороны, получившие от другой стороны предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Вступление в переговоры осуществляется путем направления ответа с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективного договора, соглашения, их заключения проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами на равноправной основе. Так, Федеральный Закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» относит к основным целям комиссии как органа социального партнерства регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. В качестве одной из задач комиссии определено ведение коллективных переговоров и подготовка генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Законодательство устанавливает определенные гарантии проведения переговорного процесса . Так, стороны должны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров, не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. При этом участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной).

Обеспечению коллективных переговоров служат также гарантии и компенсации, устанавливаемые для лиц, участвующих в переговорах .

Лица, участвующие в переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной. Исключение из этого правила может быть предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за совершение которого в соответствии с ТК, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (ст. 39 ТК РФ).

Коллективные переговоры при множественности представителей работников. Более сложна организация коллективных переговоров в тех случаях, когда работники, занятые у конкретного работодателя, объединены в несколько (две и более) организаций. В этих случаях необходимо обеспечить единство представителей работников. Проще говоря, работники в коллективных переговорах должны быть представлены одним представителем. Такой представитель именуется «единый представительный орган».

Обеспечение единства представительства работников может осуществляться несколькими способами в зависимости от численности существующих первичных профсоюзных организаций.

1.Если имеется первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников, то она имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

2.Несколько профсоюзных организаций , объединяющих в совокупности более половины работников данного работодателя, могут по решению их выборных органов создать единый представительный орган. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган.

3.Если профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников , то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

За первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

Несколько иные правила формирования единого представительного органа работников установлены на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории. При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения либо протокола разногласий.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней направляются представителем работодателя (работодателей) в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Правда, вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, и в государственную инспекцию труда. Такие условия недействительны и не подлежат применению.