Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей


(1 вариант)

В середине XIX века И.С. Тургенев создает свои знаменитые сборники охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника – судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.

Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.

Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.

(2 вариант)

Крестьянский мир в рассказе «Бежин луг» – это мир глазами детей. Один из ребят постарше и побогаче, он может дарить подарки, ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой» в разговоре («сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство»). Другие ребята проще. Разговор у них серьезный, ночной: о леших, русалках, домовых, солнечном затмении, соответствующий обстановке. Двенадцатилетний Ильюша уже фабричный, работает лисовщиком, но рассказывает, конечно, не об этом, это неинтересно. Зато из рассказа о кашляющем домовом выясняется, что заночевали на фабрике, потому что было много работы и надсмотрщик не отпустил ребят домой, что парень уже знает, что такое рольня, смена, дворец, форма. Пугает, правда, не это, а шаги домового. Десятилетний Костя точно знает, почему слободской плотник Гаврила всегда невеселый. Причем не сам придумал, а отец рассказывал другим о русалке и Гавриле.

В рассказах ребят два тесно соприкасающихся мира: мир домовых, русалок, утопленников, покойников, Тришек и мир фабричного надсмотрщика Назарова, слободского плотника Гаврилы, псаря Ермилы, дедушки Трофимыча, бабы Ульяны, бар, старых и молодых, мало поживших и боящихся солнечных затмений, старостихи, бочара Вавилы. Много в их рассказах страшного, смешного, много и печального: истории сошедшей с ума Акулины, кинувшейся в реку, потому что ее любовник бросил, и Феоклисты, которая не смогла уберечь утонувшего сына, вполне реальны, хоть и здесь, по мнению ребят, не обошлось без мистики. Интересен образ Павла, самостоятельного мужичка, не боящегося волков, смеющегося над глупостью односельчан, умеющего усмирить собак, сварить картошку, успокоить самих себя напугавших небылицами и былями мальчишек. У кого-то из ребят есть родители, у кого-то – братья и сестры. Ильюша лучше других знает все сельские поверья, а семилетний Ваня умеет не только сам любоваться природой, но и обратить внимание более взрослых на ее красоту: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, – раздался вдруг детский голос Вани, – гляньте на Божьи звездочки, – что пчелки роятся!» …Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились».

Мир реальности и мир суеверий сосуществуют в умах и душах не только детей, но и взрослых, которых они копируют, повадки которых перенимают. Источник вдохновения для взрослых и детей – русская природа.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Щебетовская ОШ I-III ступеней

Урок-беседа с элементами инсценировки

в 7 классе

«Изображение крестьянских детей

в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»»

Учитель Левина Л.П.

Тема : Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цель : вызвать у учащихся интерес к изображению Тургеневым крестьянских детей. Показать, как при помощи прямой и косвенной художественной характеристики автор раскрывает нам пытливость, любознательность, впечатлительность детей. Сопоставить изображение детей художниками и писателями 19 века. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сострадания.

Оборудование : классная доска, портрет И.С. Тургенева, репродукции картин В.Г. Перова «Тройка» и В.Г. Маковского «Свидание», книги Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.

«О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей,

В их жизни так много поэзии слито…»

(Н.А. Некрасов)

Ход урока

    Организационный момент.

    Объявление темы и цели урока.

    Работа над темой урока.

Слово учителя . Многие писатели и поэты 19 века посвятили свои художественные произведения крестьянским детям. Вспомним знаменитое стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». С какой любовью описывает поэт деревенских детей, их забавы и труд зимой и летом, осенью и весной. С какой теплотой изображает он детскую любознательность, любовь к природе, детскую дружбу, беззаботность и умение веселиться. С симпатией описывает Н.А. Некрасов русые головки детей, называет их «милыми плутами».

Крестьянские дети радовали своими способностями, талантливостью и Л.Н. Толстого, который в 1859 году открыл для них в своем имении Ясная Поляна школу. Л.Н. Толстой восторгался сочинениями своих учеников, даже пишет статью на тему «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят?»

Знаменитый русский писатель «пишет азбуку», по которой, по его словам, «будут учиться все дети от царских до мужицких».

Его замечательные «Рассказы для детей», среди которых любимых нами с детства «Филиппок», до сих пор пользуются большой популярностью среди маленьких читателей.

Не может оставить равнодушными нас и рассказ А.П, Чехова «Ванька». Рассказ о мальчике-сироте Ваньке Жукове, который был отдан «в подмастерье» городскому сапожнику. Ох, и натерпелся же там Ванька бед и страданий! В 10 классе, ребята, мы с вами будем изучать творчество Ф.М. Достоевского, а именно его бессмертное произведение «Преступление и наказание». В этом романе также затронута автором страшная, голодная и безнадежная судьба «нищих детей» Мармеладовых.

Русские художники 19 века: В.Г. Перов, В.М. Васнецов, В.Г. Маковский тоже не оставляли без внимания эту тему. Возьмем, например, картину Перова «Тройка». На ней изображено трое детей, которые из последних сил тянут на пригорок сани, груженные тяжелой бочкой с водой. Задыхаясь от тяжести и ветра, дети напрягают все свои силенки. Картина «Тройка» была выставлена в Париже и удостоена золотой медали. Перову Академия художеств присвоила за нее почетное звание академика живописи.

Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» также посвящен крестьянским детям. Он был опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Сначала жанр этого рассказа определялся Тургеневым как россказни, затем как предания, а потом как поверья. Современные фольклористы называют этот жанр быличками. Рассказ «Бежин луг» входит в книгу «Записки охотника».

Вопрос к учащимся : Почему книга названа именно так?

Ответ : Книга названа так, потому что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик, который пришел в лес не убивать птиц и зверей, а лишь только для того, чтобы полюбоваться красотами природы.

Вопрос к учащимся : Какие же описания мы наблюдаем в рассказе?

Ответ : Описания природы (утро, день, вечер, ночь одного июльского дня). Описание мальчиков, огней костра, лошадей, собак.

Давайте с вами прочитаем начало рассказа. (Чтение начала рассказа.) Тихо звучит музыка, символизирующая наступление утра (Р. Щедрин, «Музыкальное приношение»)

В данном отрывке отмечаем художественные средства изображения, которыми автор рисует картины наступления «прекрасного июльского дня», появления «множества круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями» около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Отмечаем сравнение «алое сияние, как бережно несомая свечка».

В этих картинах нет резких красок: преобладают нежные, ласкающие тона. За этим зачином следует рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу.

Давайте, ребята, найдем описание надвигающейся ночи. (Описание ночи.) Наконец, охотник забрел на Бежин луг. Там он увидел сидящих возле костра крестьянских ребятишек, которые с опаской позволили ему побыть у костра до утра.

А теперь попытайтесь ответить на вопрос : Какую роль играет пейзаж в рассказе?

Ответ : Пейзаж – это, прежде всего, место действия. Он помогает нам больше узнать о крестьянских детях, которые выросли на «лоне природы».

Охотник залюбовался мальчиками. Познакомимся и мы с ними. (Заранее подготовленные ученики дают портретные характеристики мальчиков, выделяют детали, характерные для каждого из них.)

- Рассказ о Феде.

Федя ничего не рассказывает. Держится несколько особняком, не сливаясь с детьми бедноты. Федя недоверчив, не очень верит в россказни ребят.

- Рассказ о Павлуше.

В Павле есть что-то привлекательное. У него ясный умный взгляд, сильный голос, он спокоен и уверен в себе. Еще больше в нем привлекает его деятельность. Все ребята сидели, а он варил для них картошку, следил за костром. И рассказы Павлуши отличались от рассказов ребят. Он всегда говорил о том, что сам видел, в его рассказах был юмор, все ребята смеялись от души. Павлуша спас от волка чужих лошадей. Отчаянная смелость привела его к гибели.

- Рассказ об Илюше.

Илюша искренне верит в народные предания, поверья о домовых, русалках. Он больше всех убеждён в существовании всякой нечисти. У него развита безграничная фантазия.

- Рассказ о Косте.

Костя лучше всех описывает природу в своих рассказах. Видит в жизни леса, поля что-то сказочное. В его речи проявляется мечтательность, поэтичность. Но Костя – трусишка. Он пугается всего непонятного, даже крика лягушки.

- Рассказ о Ване.

Ваня малоактивен в течение ночи. Он спит под рогожей. Только глубокой ночью, когда небо ярко осветилось звездами, Ваня восторженно восклицает: «Гляньте-ка, ребятки, на божьи звездочки – что пчелки роятся!»

Беседа с учениками .

Вопрос: Сколько историй рассказали мальчики? О ком эти истории?

Ответ : Мальчики рассказали 13 историй-быличек. Это истории о домовых, леших, водяных.

Вопрос : Почему мальчики были суеверными?

Ответ : Эти таинственные и страшные существа в какие-то очень далекие от нас и от этих мальчишек времена воплощали грозные и непонятные силы природы. В них верили взрослые, и тем более дети – самые доверчивые и впечатлительные.

«Истории, рассказанные у костра». (Проходят в виде инсценировки)

Мальчики усаживаются у импровизированного «костра» и рассказывают страшные истории. На уроке мы представляем некоторые из них.

Беседа с учениками после просмотра инсценировки.

Вопрос : Что в этой инсценировке привлекло ваше внимание?

Ответ : Поэтическая, яркая, образная речь рассказчиков, раскрывающая внутренний мир каждого ребенка, гамму его чувств, верований, переживаний.

    Итог урока.

    Сегодня мы с вами познакомились с прямыми характеристиками, авторскими и косвенными (речь героев, их действия, отношение друг к другу).

    Увидели, как И.С. Тургенев умело художественным словом дает характеристики крестьянским детям, показывает их пытливый ум, активное отношение к жизни, рассудительность, удаль, твердую решимость. Писатель тесно связывает жизнь крестьянских детей с природой.

Рассказ «Бежин луг» оставил в наших душах множество переживаний: любовь к природе, интерес к жизни ваших, ребята, сверстников в далеком 19-м веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать.

План
Введение
В центре «Записок охотника» - судьба русского крестьянства.
Основная часть
Главные герои «Бежина луга» - крестьянские мальчишки.
Наблюдая за ребятами, рассказчик даёт общее представление о крестьянской жизни:
- портрет ребят;
- рассказы ребят.
Заключение
Жизнь ребят наполнена душевной красотой.
В середине 19 века И.С. Тургенев создает свой знаменитый сборник охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника - судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.
Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа - крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика - охотника, случайно заблудившегося во время охоты в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».
Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.
Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.

Учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.

Казахстан, г. Уральск.

Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”

Цели урока :

образовательные : показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие: развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.

За­да­чи :

1)най­ти и про­ана­ли­зи­ро­вать порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков;

2)по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; рас­ска­зать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми;

3) вы­яс­нить, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков;

4) раз­ви­вать вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды;

5) пробудить любовь ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Оборудование урока : презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

    Орг. момент.

    Работа над эпиграфом урока:

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

И.С.Тургенев

Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?

    Знакомство с биографией писателя.

    Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Чтение учащимся стихотворения

Слайд 1.

Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля...

    Работа в группах

- Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Сколько ребят вышли в ночное?

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью ) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)

Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?

Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?

В словаре Ожегова дано такое определение….

Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились. Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.

Персонаж

Семья, положение

Внешний вид

Почему попал в ночное

Характер героя, в чем он проявился

Речь героя

История, рассказанная героем

Впечатление

Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.

Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

6. Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.

7.Беседа

Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.

Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)

    О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

    Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)

    Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

    А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

    А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

    В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?

7. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.

8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись в рабочей карте

Скажите, что общего у всех детей?

Дети интересны охотнику?

(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.

Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.

Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.

10. Итоги урока.

В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

- Каким вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 в.? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)

12. Домашнее задание

Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

Автор рассказа “Бежин луг” – удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, “как бы боясь уронить свое достоинство”.

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, “казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов”.

Горбоносое лицо Ильюши выражало “какую-то ту­пую, болезненную заботливость”. И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков – Павлуша. Внешне

это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы – крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Глоссарий:

– сочинение на тему крестьянские дети

– сочинение на тему бежин луг описание мальчиков

– от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи

– сочинение на тему Тургенев Бежин луг

– сочинение по теме бежин луг


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В рассказе “Бежин луг” русская природа описана И. С. Тургеневым так подробно и правдоподобно, как ни в одном другом произведении, до этого нами прочи­танном. Сразу...
  2. В рассказе “Бежин луг” Иван Сергеевич Тургенев описывает “ночное”. Сейчас мы уже не знаем, что это такое, поэтому я с особым интересом прочитал этот рассказ....
  3. В рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг” один из центральных образов – образ Павлуши. Павлуша-деревенский мальчик, который вместе с другими ребятишками стережет табун. У него...
  4. Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг” входит в книгу рассказов и очерков писателя под общим названием “За­писки охотника”. Эта книга отличается острой антикрепостни­ческой направленностью. В...