Впечатление производимое на окружающих ларра и данко. Сравнительная характеристика ларры и данко в рассказе старуха изергиль сочинение


План
Введение
В рассказе М. Горький описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
Основная часть
Данко - сильный человек, который умер ради людей.
Данко верит в собственные силы.
Данко готов жертвовать собой.
Основные черты характера Ларры - индивидуализм, эгоистичность, гордыня.
Ларра стремится возвыситься над людьми.
Заключение
Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы - Старухи Изергиль.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» автор, используя две легенды, рассказанные Изергиль, описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
Данко - сильный человек, который умер ради людей. Отличительной чертой его характера является гордость. Данко обладал сильным характером: готов был ценой собственной жизни провести людей через непроходимый лес. Сила духа, внутреннее совершенство в библейских сказаниях воплощалось во внешне красивых людях. В древности считалось, что человек красивый внешне, хорош и внутренне: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Данко верит в собственные силы, а не тратит «силы на думу да тоску». Герой готов помочь людям выйти из тьмы, обрести настоящую свободу. Обладая сильным характером, Данко берет на себя роль вожака, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Герой не трусит, не боится трудностей в пути. Сначала люди охотно идут за ним, но у них не хватает силы духа вынести все тяготы пути. Они начинают роптать: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Данко готов жертвовать собой до конца: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Освещая темный путь своим сердцем, Данко вывел людей из непроходимой чащи леса, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». В финале сказания Данко погибает. Перед читателем возникает вопрос: поняли ли люди то, что сделал для них Данко. Один осторожный человек наступил «на гордое сердце ногой». Данко обладал такими чертами характера, которые не позволили ему поступить по-другому. Он вырвал своё сердце из груди и осветил им путь, так как считал это единственно верным для себя решением.
В рассказе «Старуха Изергиль» Данко противопоставлен Ларру. Ларра тоже обладает сильным характером. Основные черты его личности - индивидуализм, эгоистичность, гордыня. Выше всего на свете Ларра ставит свои эмоции, чувства, переживания, желания, не заботясь о том, что хотят окружающие его люди. Он стремится возвыситься над людьми. Автор обрекает Ларру на вечное одиночество. Гордыня - смертный грех, именно она разрушила человеческое в сердце Ларры.
Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы - Старухи Изергиль, которая, рассказывая о своем идеале и антиидеале, уверена, что ее жизнь посвящена любви. Изергиль думает, что она ближе к самопожертвованию и безграничной любви Данко, но на самом деле ей присущ индивидуализм, эгоистичность Ларры. Так автор раскрывает собственную позицию, своё отношение к жизни.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

Каково композиционное решение рассказа?

Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

Кто является главным героям первой легенды?

Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня - непомерная гордость.

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Критерии

1. Отношение к толпе

2. Толпа - герой

3. Отличительная черта характера

4. Отношение к жизни

5. Легенда и современность

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

2. Толпа - герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2

Карточка№2

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Карточка №2

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Чтение пьесы “На дне”;
  2. Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
  2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».
Т.Н.Толмачева

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №17»

г. Губкин

Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели :

    Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.

    Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

    Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи:

    Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;

    Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

    Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

    Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование :

Эпиграфы к уроку:

(Древняя мудрость)

Ход урока

    Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.

Тема урока: « Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».

С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока.

Учитель. Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?» В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.

На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: « Что есть человек по Горькому?»

Эпиграфом к нашему уроку, на мой взгляд, подойдут такие слова: «Если только для себя, то зачем ты?»

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.

Примечание:

Романтизм художественный метод , сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес

к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие».

Назовите отличительные черты романтизма в рассказе.

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.

1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко». Все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра – личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток», «эгоистичен».)

4 . Анализ легенды о Ларре

    Кто является главным героем первой легенды?

    Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

    Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)

    Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм, себялюбие)

    Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордость чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня н епомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе.

    Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

    К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)

    Работа в группах. Инсценировка эпизода «Суд над Ларрой» и его анализ.

Ребята, а сейчас мы посмотрим сцену суда над Ларрой, которую подготовила 1-я творческая группа. Это было их домашним заданием.

    Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

    Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?

    А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома. (…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…)

    Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода? (Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)

    Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).

    Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.

Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством .

« И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»

    На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону»

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер. [ 1: II ,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

    Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)

    Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)

    Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». . Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» , так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

    Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7 . Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут»

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого»)

2) Толпа - герой

«Дружно пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…»

Открытое противостояние («А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)

3) Отличительная черта характера

Альтруизм

Чрезмерная гордость, полная свобода действий

4) Отношение к жизни

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.»

5) Легенда и современность

Что имеется ввиду?

Актуальность образа?

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла

«гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет ему места среди людей.»

    Вернемся к проблемному вопросу урока: «Что есть человек по Горькому?»

    А как вы понимаете слова эпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»

8. Рефлексия

  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки.

И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

ЛИТЕРАТУРА

    Библия. – М.: Российское Библейское Общество, 1992.

    Горький, М. Избранные сочинения. – М. : «Художественная литература», 19 86 .

    Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.

    Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. – М.: «Русское слово», 2011.

    slovar.lib.ru

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».