Ресурсы. Основные понятия


ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КУРСА

Недостатки заклёпочных и болтовых соединений

Заклепочным и болтовым соединениям, требующим образова­ния отверстий для заклепок и болтов, свойственны следующие недостатки:

1) повышенная трудоемкость операций сверления отверстий, клепки или установки болтов;

2) ослабление сечений отверстиями;

3) пониженная статическая и усталостная прочность вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий;

4) нарушение гладкости поверхности при клепке;

5) образование при клепке анодно-оксидированных листов во­круг каждой заклепки мелких радиальных трещин анодной пленки, вследствие чего понижаются коррозионная стойкость и усталостная прочность;

6) увеличение массы конструкции за счет массы головок за­клепок;

7) сильный производственный шум, сопровождающий клепаль­ные операции.

Некоторые из указанных недостатков устранимы.

Для компенсации ослабления сечений отверстиями увеличи­вают толщину соединяемых элементов в местах расположения за­клепок или болтов. Путем увеличения толщины сечений соединяемых элементов в ме­стах сверлений можно также успешно бороться и с понижением усталостной прочности заклепочных и болтовых соединений вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий.

Известно, что отсутствие ясности в терминологии обычно ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «за­работная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспек­тов отдельно.

/././. Сущность трудового процесса

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умствен­ное и физическое усилие, предпринимаемое частично или це­ликом с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделан­ной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. От­мечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчер­кивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлет­ворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основ­ном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].



Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опос­редованным воздействием внешней материальной необходимо­сти» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и ис­кусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристо­краты, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются ду­ховной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рожде­нию относится к низшей касте, могут заниматься только наиме­нее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни 2 . По известному определению Аристотеля, «раб - одушевленное орудие, а ору­дие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. 1994. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой про­мышленной революции, а также социальных революций и ре­форм во Франции, Германии и других странах. В результате ро­ста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для по­лучения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально из­менили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрас­левом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура

1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

Жрецу подчинялся с охотою воин,

Тому и другому служили умельцы,

И люди торговые, и земледельцы,

А им угождали покорные шудры, -

Таков был закон стародавний и мудрый» [Махабхарата. С. 39].

2 См.: [Фасмер].

населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в на­стоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладаю­щая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты 1 , именно те, кто занят творчеством, созда­нием нового, вносят наибольший вклад в увеличение нацио­нального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, усло­вий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая вы­полняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особен­ности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс твор­чества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творче­ство - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм до­быча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн сло­весной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писате­ля, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством оп­ределяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко проти­вопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принци­пиальный мотив творческой деятельности - стремление инди­вида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, одна­ко он редко может быть реализован и, что более важно, не от­ражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма веро­ятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выра­зил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

1 См.: [Генкин, 2002а]. Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых на­учных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в созда­нии новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды твор­чества ученых, изобретателей, художников, писателей, арти­стов составляют в развитых странах значительную часть наци­онального богатства. Произведения науки и искусства актив­но участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следу­ет признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в раз­витии цивилизации играет деятельность, направленная на ду­ховное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспита­ние детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье являет­ся примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует зна­чительных усилий, которые в той или иной мере должны ком­пенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в на­уке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные органи­зации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участву-

ют в экономическом обмене, устанавливающем степень их по­лезности для различных людей и периодов времени.

В приведенных выше определениях понятие «труд» рассмат­ривалось как вид деятельности человека, т. е. как процесс. Мы полагаем, что этот процесс характеризуется тремя основными признаками: целью, содержанием и мотивами. Основная цель труда - производство благ; его содержанием является целесо­образное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека; мотивы - это при­чины, побуждающие человека трудиться.

Понятие «трудовой процесс» целесообразно определять через более общее понятие - «деятельность человека». Это понятие ха­рактеризует все виды человеческой активности: работа, приня­тие пищи, посещение театров, прогулки в лесу, танцы и т. д. и т. п. Иначе говоря, деятельность - это все, что мы делаем, когда не спим. Каждый вид деятельности связан с затратами вре­мени и энергии человека (впрочем, сон тоже требует того и другого).

Как видно из этих примеров, понятие «деятельность челове­ка» в общем случае относится к сфере физиологии. Социально-экономические аспекты деятельности связаны с причинами, побуждающими человека тратить время и энергию на производ­ство благ и ресурсов, необходимых домашнему хозяйству (тому, кто трудится, и его семье) и (или) предприятию, обеспечива­ющему удовлетворение потребностей общества через систему рынков.

Таким образом, можно сформулировать следующее опреде­ление.

Ресурсы предприятия

При создании предприятия его учредители имеют четкое понимание, для чего оно создается: какой продукт будет производиться, или какая услуга будет оказываться, или какая работа будет выполняться. С одной стороны, это условие является залогом успешного функционирования предприятия, потому что продукт его деятельности должен иметь своего потребителя или покупателя. С другой стороны, производство продукта, оказание услуги и выполнение работы, предполагает наличие определенного состава ресурсов.

Ресурсы, используемые в процессе производства, составляющие основу потенциала предприятия (организации), подразделяются на следующие виды: земля, труд, основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, информационные ресурсы и предпринимательские способности. Качество, оптимальное количество и соотношение ресурсов, их рациональное использование предопределяют конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий.

В данном разделе подробно представлены традиционные виды ресурсов предприятий.

Трудовые ресурсы и персонал предприятий

Труд как экономический ресурс

Главным источником богатства общества является труд. Труд - это процесс реализации физических и умственных способностей человека в производстве продукции или целесообразная деятельность, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Труд характеризует совокупность физических, интеллектуальных, творческих и других способностей человека, необходимых для производства различных материальных и духовных благ. В общем виде любую трудовую деятельность или способность к труду можно охарактеризовать количеством трудоспособных работников в организации, уровнем их профессионально-квалификационной подготовки, эффективностью труда, мотивацией труда и другими экономическими показателями. В конкретных условиях производства товаров процесс труда может быть определен затратами и результатами, производительностью труда, трудоемкостью продукции, интенсивностью труда, затратами на содержание и развитие персонала, оплатой труда работников и т.д. Различают альфа-труд (труд, регламентированный процессом производства, исполнитель не вносит нового) и бета-труд (труд креативный, творческий, новационный).

Сельскохозяйственный труд является особым видом труда, представляющим процесс, совершающийся между человеком и природой в целях удовлетворения потребностей, прежде всего в пищевых продуктах. Необходимо отметить, что сельскохозяйственный труд обладает рядом особенностей - это зависимость эффективности труда от природных, прежде всего погодно-климатических, условий и качества земли; сезонность использования труда; совмещение многими работниками ряда трудовых функций, что вызвано многообразием видов работ и короткими сроками их выполнения; это труд, зачастую маломеханизированный и не автоматизированный, тяжелый и малопривлекательный; часто это труд в личном подсобном хозяйстве.

Понятие "процесс труда" более узкое, чем "процесс производства". Процесс труда включает в себя три элемента: средства труда, предметы труда и непосредственно сам труд. Очевидно, труд никогда не утратит своей определяющей роли в процессе производства. Процесс труда есть потребление рабочей силы. Одна и та же численность работников может различаться совокупной способностью к труду в силу различий в подготовленности, возрасте, отношении к труду и т.п., а отсюда следует неодинаковое количество труда (как абстрактного, так и конкретного), которое ими может быть реализовано в процессе производства. Поэтому некоторые специалисты говорят о различном трудовом потенциале одинаковых по численности групп работников.

Различают понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила". Трудовые ресурсы - это социально-экономическая категория, характеризующая потенциальные запасы труда, которыми располагает общество на данном этапе своего развития или трудоспособная часть населения, совокупность индивидуальных работников. Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей работника для производства потребительной стоимости. Превращаясь в рабочую силу, трудовые ресурсы приобретают качественную определенность. Рабочая сила характеризуется разными физическими данными и способностями, неодинаковой квалификацией, мобильностью, и труд, будучи неотделим от человека, неизбежно включает в себя социальный, психологический и политический аспекты.

Понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила" различаются не только количественно, но и содержательно. Трудовые ресурсы включают в себя и запас рабочей силы. Трудовые ресурсы имеют смысл лишь в территориальном аспекте, тогда как рабочая сила применима к любой хозяйственной единице.

Трудовые ресурсы подразделяются на экономически активное (занятые, безработные) и экономически неактивное (неработающие пенсионеры и инвалиды) население. Границы трудовых ресурсов объективны (мужское население в возрасте от 16 до 60 лет, женское - от 16 до 55), но они могут иметь и юридическое выражение. Например, для женщин-механизаторов с 15-летним стажем, верхняя граница трудоспособного возраста составляет 50 лет.

В экономической деятельности различают понятие трудовой потенциал - интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду различных групп людей. В его рамках выделяют кадровый потенциал - способность основного состава квалифицированных работников создавать определенные материальные и духовные ценности.

Кадровый потенциал предприятия, по мнению отдельных специалистов, в широком смысле этого слова представляет собой умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения эффективности в различных сферах производства, в целях получения дохода (прибыли) или для достижения определенного социального эффекта.

В самом общем виде понятие "трудовой (кадровый) потенциал" характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели. Различают трудовой потенциал общества, организации и работника. Трудовой потенциал общества есть суммарный трудовой потенциал организаций, а трудовой потенциал организации - совокупность трудового потенциала ее работников. Трудовой потенциал работника - это совокупность физических и интеллектуальных качеств человека, определяющих его способность в определенных условиях достигать максимально возможных результатов и совершенствоваться в процессе труда. Трудовой потенциал работника - величина не постоянная и зависит от целого ряда факторов. Накопление новых знаний и навыков, улучшение условий труда могут повысить его, а ухудшение здоровья работника - уменьшить.

Трудовой потенциал тесным образом связан с личностным потенциалом работника, который представляет собой возможную трудовую дееспособность, его ресурсные возможности в области труда.

Выделяют следующие личностные потенциалы работника:

  • - психофизиологический - что составляет его работоспособность;
  • - познавательный - что он знает;
  • - ценностно-мировоззренческий - что он ценит и на что ориентируется;
  • - потребностно-мотивационный - что побуждает его к деятельности;
  • - коммуникационный - с кем и как он общается;
  • - творческий - что и как создает, самовыражается;
  • - трудовой (профессионально-квалификационный) - на что он способен;
  • - лидерский - способен ли он вести за собой;
  • - командный - способен ли к сотрудничеству, коллективному взаимодействию.

Основной задачей в ходе практической деятельности предприятий является максимальное использование потенциальных возможностей работников.

Трудовой коллектив организации составляют занятые на нем работники. Следовательно, под трудовым потенциалом предприятия подразумевается совокупная трудовая дееспособность сто коллектива, ресурсные возможности в области труда списочного состава организации исходя из их возраста, физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков.

К основным компонентам трудового (кадрового) потенциала относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм. Все эти характеристики могут быть применены как к отдельному человеку, так и к группе людей, предприятию, региону и всей стране.

Объективная цена рабочей силы определяется на свободном рынке рабочей силы и способствует повышению его качества. Рынок рабочей силы - это совокупность экономических отношений в сфере воспроизводства рабочей силы, ее покупки и продажи. При этом стоимость наемной рабочей силы представляет собой сумму издержек (затрат) работодателей, связанных с содержанием и использованием рабочей силы. Эти затраты делятся на прямые (прямая заработная плата; оплата за нерабочее время; премии и подарки, не входящие в фонд заработной платы; расходы на питание, напитки и другие натуральные выплаты, полученные в процессе экономической деятельности) и косвенные (расходы на жилье работников, которые берет на себя работодатель; расходы работодателей на социальное обеспечение; расходы на профессиональную подготовку; расходы на социальные услуги; прочие расходы на рабочую силу; налоги, рассматриваемые в качестве расходов на рабочую силу).

Следует отметить, что любая экономическая система предполагает эксплуатацию труда - отторжение части прибавочной стоимости, которая изымается работодателем. Каждый человек имеет возможность продавать рабочую силу, являющуюся его собственностью. Она определяется запасами физической и умственной энергии человека, здоровьем, возрастом и природными данными. Рыночной экономике присуще отсутствие принуждения к труду, отказ от регуляции движения трудовых ресурсов и рабочей силы, полная свобода работника при решении вопроса о трудоустройстве, трудовые отношения регулируются договором на контрактной основе.

В плановой экономике существовало принуждение к труду, не работающие по неуважительным причинам граждане привлекались к судебной ответственности, распределение трудовых ресурсов было директивным. Тем не менее и в рыночной экономике необходимость государственного регулирования рынка труда очевидна. Регулирование может принимать разные формы - политика доходов, социальной защищенности и т.д. Основное воздействие на рынок рабочей силы государство осуществляет путем установления минимального размера оплаты труда.

Рассмотрим процесс формирования спроса на ресурсы на примере такого ключевого фактора производства, каким является труд. Используем для анализа следующие категории:

Предельный продукт труда MP L – прирост выпуска продукции в натуральном выражении, полученный в результате применения одной дополнительной единицы труда.

Предельный продукт труда в денежной форме или предельный денежный продукт труда MRP L = Р×MP L - прирост денежного дохода, полученного в результате продажи продукции, созданной одной дополнительной единицей труда.

Предельные издержки на трудовой ресурс MR С L – прирост общих издержек производства в результате применения одной дополнительной единицей труда.

В соответствии с законом убывающей отдачи величина предельного продукта труда при неименном объеме других, используемых фирмой факторов производства, будет уменьшаться по мере увеличения количества применяемого труда (рис.20).

Рис.20. Динамика предельного продукта труда.

Чтобы выяснить, как снижение предельного продукта труда отражается на доходах фирмы, необходимо перейти от натуральных к стоимостным показателям. Это достигается с помощью построения графика динамики предельного денежного продукта труда, где на оси ординат в денежных единицах фиксируется выручка фирмы, а на ос и абсцисс – количество применяемого труда (рис.21). Уменьшение предельного денежного продукта труда (MRP L) обусловлено снижением предельного продукта труда (MP L).

Быстрота снижения доходности трудового фактора будет меньше в условиях совершенной конкуренции (кривая MRP 1). Чем при конкуренции несовершенной (кивая MRP 2). Поскольку цены на готовую продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции не меняется с ростом объема продаж, падение MRP 1 связано только с сокращением предельного продукта труда (MP L). В силу этого наклон графика во втором варианте выглядит более крутым, чем в первом.

Рис.21. Предельный продукта труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Итак, мы выяснили, как изменяются предельные доходы фирмы при увеличении использования трудового ресурса. Теперь необходимо дать графическое изображение изменения предельных издержек на трудовой ресурс (рис.22). Горизонтальная ось на графике по-прежнему показывает объем закупаемого ресурса «труд» (L), а по вертикальной оси откладывается цена, которую придется заплатить за новые порции труда (P или W от английского wage – зарплата).

Рис. 22. Предельные издержки на трудовой ресурс в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

На рисунке видно, что при совершенной конкуренции предельные издержки фирмы на трудовой ресурс не меняются, поскольку слишком мала ее рыночная доля. Следовательно, за каждого дополнительно нанятого рабочего совершенному конкуренту всегда приходится платить одну и ту же цену, равному установившемуся уровню зарплаты.

Покупая трудовой фактор руководство должно сравнивать доходность этого фактора с издержками на его покупку, точнее предельный денежный продукт труда (MRP L) с предельными издержками на трудовой ресурс (MRC L). При этом максимальная прибыль достигается в случае равенства этих величин, т.е. при MRP = MRC - это одно из правил максимизации прибыли.

Мерилом эффективности использования ресурсов будет отдача от них. В количественном отношении она выразится дробью:

, где MRP i – предельный денежный продукт соответствующего ресурса, P i – его цена.

Фирме следует улучшать качество закупаемых ресурсов до тех пор, пока связанный с этим дополнительный доход не сравняется с предельными издержками, вызванными повышенными затратами на приобретение более дорогих ресурсов.

Цена фактора производства труд – заработная плата – это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги.

Заработная плата – основной источник доходов трудящегося населения.

, гдеI P – индекс цен.

Номинальная заработная плата – сумма денег, полученная за выполнение некоторой трудовой услуги.

Реальная заработная плата выражается в том количестве товаров и услуг, которые могут быть куплены на номинальную заработную плату.

Индекс цен – инфляция.

Таблица 1.

Среднемесячная заработная плата по РФ (в руб.).

Показатели

Заработная плата

Индекс цен (%)

Индекс прироста номин. з/пл

Реальная з/пл

Индекс прироста реальной з/пл

Различия в размере оплаты труда зависят от:

1) профессионально-квалификационных качеств;

2) природных способностей человека;

3) уровня его подготовки;

4) сфера и отрасль занятости;

5) степень мобильности рабочей силы.

Задача менеджера обеспечить:

1) максимальную мотивацию персонала к эффективному и производительному труду;

2) привлечь трудовые ресурсы в необходимом количестве и с нужными качественными характеристиками.

Существует две основные формы заработной платы: повременная и сдельная.

– это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного времени (час, день, неделя, месяц).

Сдельная заработная плата - это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной ими продукции.

С позиции работодателя (фирмы) каждая из основных форм заработной платы имеет свои достоинства и недостатки. Они кратко сформулированы в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнительные достоинства и недостатки основных форм заработной платы

Достоинства

Недостатки

Повременная заработная плата

Создает потенциальные предпосылки для качественного труда

Не стимулирует интенсификацию труда

Удобна при выполнении сложных и комплексных работ

Требует постоянного контроля за текущей трудовой деятельностью, что гораздо сложнее, чем контроль за ее результатом

Сдельная заработная плата

Интенсифицирует труд

Не заинтересовывает работника в повышении качества труда и даже нередко стимулирует выпуск брака

Сокращает издержки по текущему надзору за трудовой деятельностью, допускает контроль только ее результатов

Непригодна для сложных, длительных и комплексных работах

В условиях современной рыночной экономики существует достаточно большое многообразие форм денежного вознаграждения (особенно в крупных фирмах). К формам стимулирования (кроме самой заработной платы) относятся:

1) бонусы (процент от прибыли фирмы);

2) возмещение некоторых видов затрат (оплата мобильной связи, интернета и т.д.);

3) коллективное питание за счет работодателя;

4) скидки на покупку товаров фирмы;

5) предоставление кредитных карт и дополнительного страхования;

6) помощь в оплате расходов на образование и лечение;

7) кредиты на приобретение жилья;

8) фирменное пенсионное страхование.

Рынок труда в условиях совершенной конкуренции

Главными признаками совершенной конкуренции на рынке труда являются:

1) предъявление спроса на определенный вид труда достаточно большим числом конкурирующих между собой фирм;

2) отсутствие какой-либо формы объединения продавцов труда (нет профсоюзов);

3) отсутствие барьеров входа и выхода на рынок;

4) однородность рабочей силы, отсутствие потребности в редких или уникальных специалистов.

Рассмотрим сначала динамику предложения труда и спроса на него на рынке совершенной конкуренции применительно к отдельно взятой фирме (рис.23).

Рис. 23. Предложение труда и спрос на него для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции

График показывает, что в данном случае: во-первых, предложе­ние труда абсолютно эластично (прямая S L параллельна оси абсцисс); во-вторых, предельные издержки на трудовой ресурс (MRC) постоянны и равны цене труда, т.е. ставке заработной платы (W 0). Фирме выгодно увеличивать наем работников вплоть до численности L 0 , соответствующей точке пересечения кривых предложения и спроса (B), когда величина предельных иядержек на труд будет равна предельному денежному продукту. Заштрихованная площадь фигуры OABL 0 составляет общий доход фирмы, где одна его часть (плошадь прямоугольника OW 0 BL 0) образует ее общин издержки на заработную плату, а другая (плошадь треугольника W 0 AB) выступает в качестве маржи от применения трудовых ресурсов, т.е. общего дохода за вычетом расходов на труд.

На уровне целой отрасли графики спроса и предложения труда принимают другой вид (рис. 24). Хорошо видно пересечение разнонаправленньх кривых спроса и предложения в точке равновесия, где форми­руются равновесная ставка заработной платы (W0) и равновесное число занятых работников (L 0). Именно эта складываюшаяся на уровне отрасли цена труда выступает по отношению к фирме в качестве рыночной реальности или данности, которую той приходится безропотно принимать.

Рис. 24. Предложение труда и спрос на него для отрасли в условиях совершенной конкуренции

В условиях совершенной конкурениии непосредственно проявляется действие классических законов саморегуляции рынка. В точке равновесия одинаково отсутствуют и избыток, и дефицит рабо­чей силы. А это значит, что в экономике нет ни безработицы с ее негативными социальными последствиями, ни нехватки рабочих рук, котоая ведет к снижению мотивации труда, меньшению требований руководства фирм к персоналу.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции.

И все-таки для современного рынка труда, существующего в условиях рыночной экономики, более характерна несовершенная конкуренция с элементами монопсонии и монополии. К основным признакам монопсонии следует отнести:

1) сосредоточение основной части занятых отраслей на одной или нескольких фирмах;

2) полное (почти полное) отсутствие мобильности;

3) отсутствие профсоюзов или иных форм объединения.

Проиллюстрируем вначале монопсоническую ситуацию на рынке труда (табл.3).

Таблица 3.

Предельные издержки на трудовой ресурс при несовершенной конкуренции

Монопсония на рынке труда выражается в том, что для фирмы-монопсониста предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов, растут быстрее ставки заработной платы (графы 4 и 2 в табл.3). Последствия этой ситуации хорошо видны на графике (рис.25).

Кривая предельных издержек на труд (МRС L) расположена выше кривой ставок зарплаты, по которым предлагается труд (S L). При этом кривая спроса на труд (D L), совпадающая для фирмы с кривой денежного предельного продукта труда (MRP L), будет пересекаться с кривой предельных издержек на труд (MPC L) в точке B.

Рис. 25. Предложение труда и спрос на него для отрасли в условиях монопсонии

Следовательно, по правилу МRС = MRP фирма примет в данном случае на работу L M человек. Больше людей монопсонисту нанимать невыгодно. Поэтому спрос на труд со стороны монопсониста прекращается на этом уровне и принимает форму ломаной кривой линии (ABL M), выделенной на графике с помощью утолщения. А поскольку в соответствии с кривой предложения S L такое число работниов можно нанять с оплатой труда по ставке W M , то имен­но столько и будет платить им монопсонист.

Вформировании конкурентного рынка труда большую роль играет государство в лице профсоюзов – это объединение наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофильный, отраслевой, региональный, национальный и международный характер.

Таким образом, трудовой коллектив представляет собой некий ценный актив, принадлежащий фирме. В связи с этим совокупность занятых на фирме людей с их знанием и опытом, умением координировать действия, желанием работать на благо компании, стали рассматривать как человеческий капитал фирмы.

Труд является основным фактором производства. Отсюда вытекает важность изучения трудовых ресурсов. В развитии общественного произ-водства и повышении его эффективности ведущая роль, наряду с научно-техническим прогрессом принадлежит трудовым ресурсам. Производство материальных благ невозможно без рабочей силы. Ее нужно ставить при производстве продукции на первое место. Средства производства, насколько бы совершенны они не были, сами по себе не имеют никакой ценности и не могут дать какого-либо экономического эффекта. Только при наличии опытных рабочих и специалистов, обеспеченности производства трудовыми ресурсами можно добиться высоких экономических показателей, наиболее полного и производительного применения сложных машин и оборудования. Именно трудовые ресурсы - основной элемент производства и главная производительная сила.

В процессе производства только живой труд создает новую стоимость, является ее источником. Важнейшей отличительной чертой рабочей силы является то, что она носитель производственных отношений и ей присуще общественное и социально-экономическое содержание. Это обусловливает необходимость совершенствования распределения по труду в соответствии с изменяющимися условиями производства.

Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.

Объективные процессы децентрализации систем управления народным хозяйством и его отраслями, перенесения центра тяжести на микроуровень, непосредственно к процессам производства и обмена, связаны с возникновением альтернативных и равноправных форм собственности и составляют необходимое условие формирования рыночных отношений.

Проблема изучения развития первой производительной силы приобретает особое значение в условиях рыночной экономики. Анализ трудовых показателей - один из основных разделов анализа работы предприятий.

Рабочая сила потребляется в процессе труда. Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума, поэтому в экономическом и широком социальном смысле отождествление понятия "рабочая сила" с такими категориями, как "трудовые резервы" и "работник", весьма условно и недостаточно корректно.

Впервые в научной литературе термин "трудовые ресурсы" применил в начале 20 годов академик С.Г. Струмилин для характеристики главного национального богатства - трудового потенциала страны. В настоящее время этот термин широко используется в научной литературе и практической планово-экономической деятельности.

На VIII Международной конференции статистиков труда (1954 г) утверждено определение "общие трудовые ресурсы", включающие "собственно трудовые ресурсы" и военнослужащих. При этом "собственно трудовые ресурсы" подразделялись на занятых и безработных.

В 1966 г. в терминологию международной статистики труда введено понятие "экономически активное население", под которым понимается совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и в оказании услуг. По своему содержанию оно практически не отличается от понятия "общие трудовые ресурсы".

Каковы же критерии выделения трудовых ресурсов из общей численности населения? Государство, устанавливая в силу своих социально-экономических условий нижнюю и верхнюю границы трудоспособного (рабочего) возраста, определяет контингент способного к активной трудовой деятельности населения.

В РФ нижняя граница рабочего возраста установлена в 16 лет, верхняя для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет. Верхняя граница рабочего возраста является одновременно началом пенсионного периода. Однако по определенным видам работ пенсионный возраст в РФ наступает на 5-10 лет раньше. Снижение пенсионного возраста распространяется на рабочих и служащих, занятых на подземных работах, в горячих цехах, на других работах с тяжелыми и вредными условиями труда.

Дорабочий возраст как один из элементов условной градации возраста в зависимости от участия населения в общественном производстве устанавливается трудовым законодательством и обусловливается необходимостью получения общего образования и определенной профессиональной подготовки.

В соответствии с законодательством трудовая структура населения складывается из лиц рабочего возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих мужчин в возрасте 50-59 лет и женщин 45-54 лет, получающих пенсии на льготных условиях.

Трудоспособное население рабочего возраста составляет основной контингент трудовых ресурсов. Сюда в зависимости от отношения к трудовой деятельности входят следующие группы населения:

1) занятые в общественном хозяйстве;

2) обучающиеся с отрывом от производства в высших и средних учебных заведениях, ПТУ, а также находящихся на срочной военной службе;

3) занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве и др.

Наряду с указанным контингентом, особую группу составляют лица пенсионного возраста, продолжающиеся трудиться в общественном хозяйстве.

Совокупность работников предприятий можно подразделить на производственный персонал, занятый в материальной сфере производства, и непроизводственный (жилищное хозяйство, культурно-бытовые и детские учреждения и т.п.)

Определение же трудовых ресурсов в качестве планово-учетного показателя должно, прежде всего, отражать количественную характеристику трудовых ресурсов и их структуру. Трудовые ресурсы как планово-учетный показатель - это численность населения, занятого в общественном хозяйстве, а также незанятого в нем трудоспособного населения рабочего возраста. Это характеризует активную и пассивную части трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы, персонал, или кадры - это основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Он характеризуется прежде всего численностью, структурой, рассматриваемыми как в статике, так и в динамике, профессиональной пригодностью, компетентностью.

Трудовые ресурсы, выступая главной производительной силой общества, являются носителями отношений, складывающихся в процессе их формирования, распределения и использования.

Определение трудовых ресурсов как экономической категории непосредственно связано с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы. Это, в первую очередь, установление границ трудоспособного (рабочего) возраста, а также условия вовлечения в общественное производство пенсионеров, инвалидов, сроки обучения и службы в армии и т.п.

Отсюда трудовые ресурсы как экономическая категория выражают отношения по поводу населения, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы.

Следовательно, трудовые ресурсы - сложная социально-экономическая категория, которая одновременно может служить мерой трудового потенциала общества, а также планово-учетным показателем. Изучение трудовых ресурсов как многогранной социально-экономической категории позволяет: во-первых, более полно показать формирование работника нового типа; во-вторых, глубже раскрывать количественные и качественные суммирования трудового потенциала в условиях научно-технического прогресса; в-третьих, осуществлять разработку проблем экономически трудовых ресурсов в органической взаимосвязи со сложившимися условиями рыночной экономики.

1.2. труд как процесс и как экономический ресурс

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

1.2.1. Сущность трудового процесса

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (Цит. по: [Автономов. С. 87]).

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» (Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVI).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрасле1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры, - Таков был закон стародавний и мудрый»

[БВЛ. Махабхарата. С. 39].

2 См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971.

вом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. гл. 6), именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том.

что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает основания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но являются также источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами: психофизиологическим; технологически м; социально-экономическим.

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.

Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение.

Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.