Ночь перед рождеством краткое содержание. Ночь перед рождеством


На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Николай Васильевич работал над повестью с 1830 по 1832 года. Первое издание второй части, входящей в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», впервые опубликовано в 1832 г.

Читать краткое содержание повести «Ночь перед рождеством»

Чудные события происходят пред рождественсой ночь в селе Диканька Полтавской губернии. Вдруг из трубы одного дома вылетает ведьма на метле. Она с бойкостью собирает звезды на небе, а колдунью сопровождает черт, надумавший ни много ни мало — украсть месяц с небосклона.

Черт решил таким образом проучить местного кузнеца Вакулу за то, что наглец в церковной росписи выставил черта в неприглядном свете.

Бес знает о любви кузнеца к прелестной Оксане, дочери сельского головы. И чтобы помешать их встрече, решает устроить непроглядную темноту, тогда Чуб останется дома, и это сорвет встречу молодых людей.

План черта не срабатывает. Отец Оксаны отправляется в гости к Дьяку. Девушка, оставшись одна, красуется перед зеркалом, лишний раз убеждаясь, что нет никого красивее неё во всей Диканьке.

Вакула приходит в дом к возлюбленной и с жаром рассказывает о своих чувствах, кокетливая девушка посмеивается над кузнецом, и тут они слышат стук в дверь. Разыгравшаяся метель (подстроенная чертом, не оставляющим мысли досадить молодому кузнецу) заставила Чуба вернуться домой, но из-за сильной пурги он не уверен, что пришёл к своей хате. Молодой кузнец, не узнавший пана Чуба, даёт ему пару тумаков. Раздосадованный Чуб решает идти к Солохе, матери Вакулы, Как сообщает читателям рассказчик, Солоха и есть та самая ведьма, укравшая звезды с небосклона.

Ведьма между тем беседует с чертом, который не прочь предаться с ней любовным утехам, но все нарушает пан голова, так не вовремя постучавшийся в хату. Женщина, не растерявшись, приказывает черту полезать в мешок, и тот в спешке теряет месяц. Взошедший на небе месяц мигом успокаивает метель, и со всех концов Диканьки слышатся голоса колядующих молодых парубков да дивчин. К общему гулянью присоединяются Вакула с Оксаной. Заметив на одной из подруг новые черевички, сетует девушка, что ей никто не сделает столь дорогого подарка. Вакула с жаром соглашается подарить ветреной красавице все, что она пожелает. Девушка с насмешкой говорит ему, что если кузнец добудет царские черевички, она выйдет за него замуж. Тем временем, Солоха пригласила пана голову к столу, и, выпив чарку, он успел только посетовать, что из-за разыгравшейся метели не смог попасть к дьяку, как вдруг они снова слышат стук в дверь. В гости к ведьме пришел дьяк. Дюжий голова был крепкого телосложения пришлось его упрятать во второй мешок.

Дьяк пытается добиться расположения женщины, однако тут они слышат настойчивый стук в дверь, и перепуганного Осипа Никифоровича ведьма прячет в третьем мешке. В гости к Солохе наведался Чуб, отец Оксаны, и не успел он раздеться, как снова кто-то постучал в дверь. Ничего не оставалось Чубу, кроме как залезть в мешок, в котором уже притаился дьяк.

В хату входит раздосадованный Вакула, и, погруженный в грустные мысли, он ложится на скамью. Через некоторое время снова стук в дверь, но на этот раз хозяйка не стала приглашать незваного гостя в дом, решив переговорить с казаком Свербыгузом в огороде. Вакула замечает посреди комнаты несколько кулей и решает отнести их в кузницу. По пути он встречает толпу колядующих, а среди них Оксану. Надменная красавица снова повторяет свое условие. В гневе бросив мешки, кроме самого легкого, в котором сидит черт, Вакула направляется к Пацюку, имеющего репутацию знахаря, связанного с самим Дьяволом. Застав последнего за поеданием вареников которые то и дело сами залетали ему в рот, удивлённый кузнец спрашивает совета, как ему исполнить просьбу красавицы. Знахарь намекает, что поможет Вакуле черт, сидящий у него за плечами. Выйдя на улицу кузнец находит в мешке черта и, угрожая перекрестить беса, берет верх над ним, приказав лететь до самой столицы на царскую аудиенцию.

Меж тем оставшиеся Вакулины мешки находят односельчане и освобождают из душных кулей неудачливых любовников ведьмы. В самом же селе разносится слух, что Вакула повредился в уме и погиб. До дочери Чуба доходят эти невеселые слухи. Она уже и не рада что так жестоко пошутила над бедным Вакулой, ночью терзаемая муками совести не могла уснуть молодая девушка… Тем временем кузнец, оседлавший черта, прилетает в столицу и там встречает знакомых казаков, по счастливой случайности едущих на царский прием. Посреди аудиенции Вакула бьет челом царице, испрашивая разрешения взять черевички с царственной ноги. Тронутая простодушием молодого казака Екатерина Вторая дарит кузнецу свои башмачки.

Спустя несколько часов он оказывается в родном селе и, прогнав черта, от усталости отправляется спать. К удивлению односельчан, кои его уже похоронили, кузнец поутру с богатыми царскими подарками идет сватать Оксану. После некоторого раздумья Чуб соглашается выдать дочь за кузнеца.

Аудиокнига «Ночь перед рождеством», слушать онлайн

Краткий пересказ

«Ночь перед Рождеством» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошел дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идет отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чертом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушел, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвленный вероломством Солохи, но прельщенный подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьей, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».деством

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошел дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идет отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чертом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушел, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет свое издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своем несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая легкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвленный вероломством Солохи, но прельщенный подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьей, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Данная повесть входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», ставший первой изданной под собственной фамилией книгой великого писателя. Из всего, что создал , «Ночь перед Рождеством», краткое содержание, или аннотация, которой приводится ниже, по словам Пушкина, является самым ярким образцом настоящей веселости без жеманства и чопорности.

Несмотря на сравнительно небольшой объем, «Ночь перед Рождеством» чрезвычайно плотно насыщена персонажами, хотя не все из них имеют равное значение для развития сюжета .

Героев повести можно разделить на главных и второстепенных.

Одни проходят через повествование от начала до конца, другие появляются в нем лишь однажды, но и они добавляют нотки доброго юмора в эту рождественскую сказку, наполненную ароматом Малороссии.

Список главных действующих лиц включает:

  • Вакулу – силача и детину хоть куда, небогатого молодого кузнеца и самодеятельного художника, подрабатывающего росписью хат, заборов, сундуков, посуды, а также безвозмездно украшающего храм Диканьки иконами и настенной живописью.
  • Оксану – первую красавицу Диканьки, уверенную в собственной неотразимости, гордую и капризную девушку, в которую безответно и безнадежно влюблен Вакула.
  • Богатого казака Чуба – отца Оксаны, вдовца, недолюбливающего бедного, но гордого и непокорного кузнеца, осмелившегося положить глаз на его единственную дочь.
  • Солоху – мать Вакулы, женщину сорока лет в расцвете сил, ведьму, пользующуюся большим успехом у местных солидных мужчин. Солоха имеет виды на Чуба и, желая помешать сыну жениться на Оксане, нарочно ссорит Вакулу с ее отцом.
  • Черта, у которого «любовные куры» с ведьмой и который люто ненавидит ее сына Вакулу за написанные им иконы и картины, посрамляющие нечистую силу.
  • Пузатого Пацюка – запорожского казака в отставке, который уже много лет живет в Диканьке и слывет опытным знахарем, а также человеком, знающимся с темными силами.

Остальные персонажи: дьяк, кум Панас, кумова жена, голова (говоря современным языком, глава сельской администрации) Диканьки, а также запорожцы, царица Екатерина II и другие,- служат дополнением к группе главных героев.

Все вместе они создают увлекательную сюжетную линию повести, которую молодой Гоголь написал уже почти 200 лет назад.

Обратите внимание! Книга вышла в свет в 1832 году, и с тех пор пользуется неизменным успехом у читателей. Ее с удовольствием читают и перечитывают россияне всех возрастов, от среднего школьного до пенсионного.

Аннотация

В книге рассказывается о том, что случилось однажды в полтавском селе Диканька. Этой полусказочной историей, дающей яркое и живое описание быта и обычаев украинского крестьянства последней трети XVIII века, открывается вторая книга «Вечеров…». Пересказ повести удобнее делать по главам, кратко излагая их содержание.

Темная ночь

В холодную и ясную предрождественскую ночь через печную трубу своей избы на небо взлетела ведьма на метле. В это же время там оказался и черт, который с рассветом должен был вернуться в ад, поскольку в этот праздник нечистой силе запрещено гулять по белу свету.

Черт задумал украсть месяц с целью помешать Чубу пойти вместе с кумом к дьяку на новоселье и праздничную вечернюю трапезу. Черт знал, что в этом случае девушка будет дома одна, и к ней придет Вакула, чтобы объясниться в любви.

Но если ее отец не пойдет к дьяку, у кузнеца ничего не выйдет. Затея удалась и, засунув месяц в сумку, висящую через плечо, черт подлетел к ведьме и стал шептать ей на ухо любезности.

Чуб вместе с кумом выходят из дома, и вдруг замечают, что на небе нет ни звезд, ни месяца. Кум предлагает вернуться.

Чуб, который и сам об этом подумывал, из упрямства решает поступить наперекор умному совету и во что бы то ни стало попасть к дьяку.

Куму все равно, он готов идти, и они с Чубом отправляются в путь в полной темноте.

Оставшись одна, Оксана наряжается и беседует сама с собой перед зеркалом. Кокетничая, девушка говорит, что она вовсе не так хороша, как о ней говорят, но, подумав, решает, что чудо как хороша.

Кузнец наблюдает за ней через окно хаты, затем заходит. Вакула спрашивает разрешения сесть возле нее на лавку, потом осмеливается на просьбу о поцелуе, но получает резкий отказ.

Оксана ждет, что к ней придут девчата с парубками, и они все вместе отправятся колядовать. Огорченный парень понимает, что он совсем не нужен Оксане.

Черевички

Снаружи разыгрывается метель, Чуб и кум сбиваются с дороги и решают вернуться. Кум сворачивает в шинок – кабак, а Чуб стучится в дверь своей хаты.

Открывает ему Вакула, и Чуб думает, что ошибся и попал в похожий на его хату дом Левченка, который также собирался к дьяку и у которого дома осталась молодая жена.

Чуб приходит к выводу, что Вакула навещает жену, пока мужа нет дома. Казак меняет голос, притворившись колядовщиком.

Кузнец колотит его и выталкивает из собственной избы. Чуб соображает, что, раз кузнец у Левченка, Солоха сейчас одна, и решает навестить ее.

Когда черт с ведьмой, замерзнув, возвращаются в ее дом через трубу, месяц выскальзывает из сумки и взлетает на небо. Сразу становится светло, и молодежь выходит на улицу колядовать. К Оксане, как она и ожидала, приходит толпа парубков и девчат.

На одной из подружек, Одарке, девушка замечает новые черевички и, продолжая кокетничать, говорит, что Одарке очень повезло, раз ей кто-то подарил такие чудесные башмачки, а вот ей, Оксане, никто не делает таких подарков.

Вакула обещает подарить любимой самые лучшие черевички. Красавица заявляет, что, если кузнец принесет ей черевички царицы, она выйдет за него замуж. Все смеются над незадачливым влюбленным.

Мешки

Солоха, уверенная, что ее кавалеры сейчас на вечеринке у дьяка, любезничает с чертом и вдруг слышит стук в дверь и голос головы. Она идет открывать, а черт тем временем прячется в один из стоящих у стены хаты мешков.

Не успел голова принять чарку водки из рук ведьмы, как снова раздался стук – в гости пожаловал дьяк, отменивший свой банкет из-за темноты и метели. Голова, не желая уронить свой авторитет встречей с дьяком в такой пикантной ситуации, просит любовницу спрятать его и залезает в самый большой мешок.

Любезности дьяка прерывает стук и голос Чуба, и он также отправляется в мешок. Но и Чубу не везет – вслед за ним возвращается расстроенный Вакула. Испуганный Чуб прячется в тот мешок, где уже сидит дьяк. Зайдя в дом, парень замечает мешки и решает вынести их в кузницу.

Мешки тяжелые, но кузнец думает, что это ему лишь кажется и всему виной тяжесть у него на душе.

Выйдя на улицу, кузнец видит толпу девчат и парубков и среди них Оксану, которая, смеясь, напоминает ему о своем обещании стать его женой, если он добудет черевички царицы.

Бросив большие мешки на снег, Вакула взваливает на спину мешок с чертом и идет, сам не зная куда.

Понимая, что не сможет забыть жестокую Оксану, он задумывается о том, что лучше расстаться с жизнью, чем так страдать.

В ответ на вопрос встретившихся друзей, куда это он направляется, влюбленный прощается с ними. Услышав это, досужая кумушка собирается рассказать всему селу, что кузнец повесился.

Поостыв на морозе, молодой человек передумывает. Вакула решает призвать на помощь нечистую силу и отправляется за советом к Пузатому Пацюку. Открыв дверь его хаты, он видит хозяина, который сидит на полу, по-турецки поджав ноги.

Перед ним стоят две миски, одна со сметаной, другая с варениками, и Пацюк, не прикасаясь руками, взглядом направляет вареники в сметану, затем раскрывает рот, куда сам собой залетает вареник. От удивления Вакула открывает рот, и один из вареников попадает туда.

Испуганно вытерев губы, ведь еще не кончился рождественский пост, когда запрещено есть мясные и молочные блюда, кузнец спрашивает Пацюка, как ему найти дорогу к черту.

Пацюк отвечает, что тому, у кого черт за спиной, не нужно никуда идти. Кузнец не понимает, что Пацюк имеет в виду мешок, с которым тот пришел.

Ничего не поняв, Вакула выбегает из хаты Пацюка и опускает мешок на землю.

Из мешка выскакивает черт, садится кузнецу на плечи и начинает уговаривать его продать душу, обещая в обмен исполнять все его желания.

К парню возвращается самообладание, он делает вид, что хочет залезть в карман за гвоздем, чтобы проколоть себе палец и кровью подписать договор. Сам же, изловчившись, хватает черта за хвост, сдергивает со спины и поднимает руку, чтобы перекрестить его. Испуганный черт умоляет не делать этого, и Вакула соглашается, если черт отвезет его на себе в Петербург и поможет увидеть царицу.

Оксана и ее подруги находят мешки, оставленные Вакулой, и думают, что там лежат разные вкусности, собранные им на колядках. Понимая, что не смогут унести такую тяжесть, они идут за санками.

Идущий по дороге кум также находит мешки и хочет отнести в шинок, чтобы обменять на выпивку, но передумывает, и вдвоем с ткачом, которого встретил по пути, тащит один из них, где сидит Чуб, к себе домой. Там их встречает жена кума и бросается на мужа и соседа, собираясь взять себе содержимое мешка.

Во время драки оттуда вылезает Чуб и делает вид, что нарочно забрался в мешок, чтобы подшутить над соседями.

Они лезут в мешок, надеясь найти там поросенка, а находят дьяка. Изумленный Чуб понимает, что Солоха дарит свое расположение отнюдь не ему одному.

Возвратившиеся с санками девушки находят на дороге только один мешок и везут его в дом Чуба, чтобы поделить угощение, которое, как они полагают, в нем лежит.

Услышав икоту головы из мешка, они испуганно вскрикивают и, бросившись из дверей, натыкаются на входящего Чуба. Узнав, что девчата нашли на дороге мешок, в котором кто-то сидит, Чуб подходит и видит вылезающего из мешка голову.

Растерянные Чуб и голова, не зная, что сказать, перекидываются фразами о погоде и о том, чем лучше чистить сапоги. Голова уходит, а Чуб окончательно разочаровывается в Солохе.

Оксана

Вакула прилетает в Петербург верхом на черте и присоединяется к делегации запорожцев, у которых назначена встреча с царицей.

Во время приема Екатерина спрашивает у запорожцев, чего они хотят.

Не долго думая, Вакула решает воспользоваться моментом и заявляет, что хотел бы получить черевички, которые носит на своих прекрасных стройных ножках царица.

Изумленная и растроганная простодушной наивностью комплимента, императрица дарит ему пару туфелек, и кузнец летит обратно.

Тем временем жители Диканьки, уверенные, что кузнец покончил с собой, спорят о том, повесился он или утопился.

Оксана слышит эти разговоры, ей становится жаль парня, она раскаивается в том, что была с ним так холодна, и понимает, что любит его. На утро Рождества в церкви проходит праздничная служба, все обращают внимание на отсутствие Вакулы и окончательно уверяются в том, что его нет в живых.

Вернувшийся из Петербурга Вакула отпускает восвояси черта, отвесив ему три палочных удара, и заваливается спать. Проснувшись, он понимает, что проспал церковную службу.

На следующей неделе кузнец собирается исповедаться в грехах, а пока что нарядный идет к Чубу с подарками сватать Оксану, захватив с собой черевички.

Чуб мирится с ним и соглашается принять сватовство, а Оксана говорит, что черевички ей не нужны – она и так любит Вакулу.

Спустя несколько лет через Диканьку проезжал архиерей, и, увидев молодую женщину, стоящую с ребенком возле расписанной узорами и цветами белой хаты, спросил, чей это дом такой нарядный.

«Кузнеца Вакулы!» – ответила молодка, которая была Оксаной. Так счастливо заканчивается повесть «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которой было изложено выше.

Вариации «Ночь перед Рождеством»

Такой прекрасный сказочный сюжет не мог не послужить источником вдохновения для многих авторов, работающих в различных жанрах.

Произведения на тему «Ночи…» стали возникать несколько лет спустя после выхода книги в свет, и процесс продолжается до наших дней .

Вот как выглядит список этих произведений:

  1. Опера «Кузнец Вакула», сочиненная П.И. Чайковским в 1874 году, во второй редакции (1887 год) получившая название «Черевички», под которым она и сохранилась в истории.
  2. Опера «Ночь перед Рождеством», написанная Н. Римским-Корсаковым в 1887 году.
  3. Фильм немого кино «Ночь перед Рождеством», поставленный в 1913 году режиссером Владиславом Старевичем.
  4. Одноименный мультипликационный фильм 1951 года.
  5. Фильм-опера «Черевички» 1944 года.
  6. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961 года – известнейший художественный фильм, режиссером которого стал Александр Роу.
  7. Телевизионный мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» 2002 года.

Обратите внимание! Это доказывает, что даже небольшое по объему произведение, написанное гениальным автором, может стать настоящим шедевром.

Полезное видео

Подведем итоги

«Вечера…» совершенно заслуженно вошли в золотой список произведений русской литературы, созданных в позапрошлом веке.

03afdbd66e7929b125f8597834fa83a4

В ночь перед Рождеством месяц восходит на небо, чтобы осветить хутор. Ведьма, собирая звезды, встречает черта, который крадет с неба луну, чтобы отомстить кузнецу Вакуле, за искусно расписанную церковную стену. В безлунную ночь казак Чуб, отец красавицы Оксаны, не пойдет к дьяку на кутью, и Вакула не встретится перед праздником со своей любимой.

Пока черт ухаживал за ведьмой, нашептывал ей то, что «обыкновенно нашептывают всему женскому роду», Чуб с кумом, выйдя из дома и удивившись непроглядной тьме, все-таки пошли на застолье.


В это время, в хату Чуба тихо вошел кузнец. Избалованная Оксана вертелась перед зеркалом, нахваливая свою красоту. Любуясь собой, она не сразу заметила вошедшего Вакулу. Сердце кузнеца было полно нежности, а Оксана лишь насмехалась над ним. Стук в дверь прервал их беседу. Кузнец пошел открывать. За дверью оказался сбившийся из-за метели с дороги Чуб, который потерял попутчика. Казак решил вернуться домой. Увидев свою хату, он постучался. Однако, услышав голос кузнеца, подумал, что забрел не в свой дом. Вакула, не разобрав из-за вьюги, кто пришел, выгнал казака, чуть его не побив. Чуб смекнул, что хата чужая, а в ней кузнец, значит, мать Вакулы дома одна и направился в гости к Солохе.

Черт, вившийся вокруг ведьмы, обронил месяц, который поднялся в небо и осветил все вокруг. Метель стихла. Шумная толпа вломилась в хату Чуба и закружила в веселом хороводе Оксану и кузнеца. На одной из своих подруг гордая красавица увидела красивые черевики, расшитые золотом. Влюбленный Вакула пообещал достать для желанной Оксаны черевики еще красивее, но капризная девушка заявила, что ей нужны только те, что носит сама царица, и, если кузнец достанет ей такие, то она выйдет за него замуж.


В дом приветливой Солохи один за другим начали приходить гости – уважаемые казаки. Черт спрятался в мешок из-под угля. Затем голове и дьяку пришлось залезать в мешки. Самый желанный гость – вдовый Чуб, чье богатство планировала прибрать к рукам Солоха, влез в мешок на дьяка. Самый последний гость, казак Свербыгуз, был «грузен телом» и в мешок бы не поместился. Поэтому его Солоха вывела в огород, чтобы выслушать, зачем он пришел.

Вакула, вернувшись домой, увидел посреди хаты мешки и решил убрать их. Взяв тяжелую ношу, он вышел из дома. На улице, в веселой толпе, ему послышался голос Оксаны. Вакула бросил мешки, пробрался к любимой, но Оксана, напомнив ему про черевички, засмеялась и убежала. Разгневанный кузнец решил свести счеты с жизнью, но, опомнившись, пошел за советом к запорожцу Пацюку. По слухам, Пузатый Пацюк водил дружбу с нечистой силой. Отчаявшийся Вакула спросил, как найти дорогу к черту, чтобы получить от него помощь, но Пацюк дал невнятный ответ. Очнувшись, благочестивый кузнец выбежал их хаты.


Черт, сидевший в мешке за спиной Вакулы, не мог упустить такую добычу. Он предложил кузнецу сделку. Вакула согласился, но потребовал закрепить договор и, обманом перекрестив черта, сделал его смирным. Теперь черт вынужден был везти кузнеца в Петербург.

Гуляющие девушки нашли мешки, брошенные Вакулой. Решив посмотреть, что наколядовал кузнец, они поспешили за санками, чтобы отвести находку к Оксане в хату. Из-за мешка, в котором сидел Чуб, разгорается спор. Кумова жена, думая, что внутри мешка кабан, отбила его у супруга и ткача. К всеобщему удивлению в мешке оказался не только Чуб, но и дьяк, а еще в одном – голова.

Прилетев в Петербург на черте, Вакула встретил запорожцев, проезжавших ранее через Диканьку, и поехал с ними на прием к царице. Во время приема запорожцы ведут речь о своих заботах. Царица спросила, чего же хотят казаки. Вакула упал на колени и попросил черевички, такие же, как у государыни. Сраженная искренностью кузнеца, царица велела принести ему башмачки.


Весь хутор гомонил про смерть кузнеца. А Вакула, одурачив черта, пришел с подарками к Чубу сватать Оксану. Казак дал согласие кузнецу, а Оксана с радостью встретила Вакулу, готовая выйти за него и без черевиков. Позже в Диканьке хвалили чудно расписанный дом, в котором жила семья кузнеца, и церковь, где искусно был изображен черт в аду, в которого все плевали, когда проходили мимо.

План пересказа

1. Появление черта.
2. Рассказ о кузнеце Вакуле.
3. Разговор надменной Оксаны и влюбленного Вакулы.
4. Чуб, отец Оксаны, идет в гости к Солохе.
5. Оксана обещает Вакуле выйти за него замуж, если он принесет ей черевички, которые носит сама царица.
6. Солоха прячет незадачливых ухажеров (черта, голову, дьяка, Чуба) в мешки из-под угля.
7. Вакула садится на черта и летит на нем в Петербург.
8. Жители села узнают, кто сидел в мешках.
9. Вакула, добравшись до столицы, идет к царице на прием вместе с запорожцами и получает черевички государыни.
10. Оксана печалится об отсутствии Вакулы и чувствует, что она влюблена.
11. Вакула, возвратившись, сватает Оксану.
12. Жизнь Вакулы и Оксаны.

Пересказ

«Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила». Через трубу одной из хат вместе с дымом верхом на метле поднялась ведьма. С противоположной стороны показалось пятнышко, которое растянулось и оказалось просто чертом. Осталась у него последняя ночь, когда еще можно «шататься по белу свету и выучивать грехам добрых людей». Подкрался черт к месяцу, чтобы утащить его, и после нескольких неудачных попыток все-таки схватил его, спрятал в карман и полетел далее.

Кузнец Вакула слыл лучшим живописцем в Диканьке. «Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых... Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало». С тех пор черт поклялся кузнецу мстить. Решил он для этого украсть месяц, надеясь, что старый Чуб в такую темень не пойдет в гости к дьяку, у которого соберутся знакомые на кутью. «А кузнец, который был издавна не в ладах с ним, при нем ни за что не отважится идти к дочке, несмотря на свою силу». Черт тем временем, строил «любовные куры» ведьме.

Чуб с кумом Панасом вышел из дверей своей избы. Увидев, что на небе нет месяца, он засомневался, стоит ли идти к дьяку. Но, поругавшись и посовещавшись с кумом, решил идти, и «два кума отправились в дорогу».

Между тем Оксана, дочь Чуба, которая считалась лучшей девкой и по ту, и по эту сторону Диканьки и «была капризна, как красавица», оставшись одна, не могла налюбоваться собою в зеркало: «Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя! Он зацелует меня насмерть!»

Пока Оксана расхваливала свою внешность, вошел в избу Вакула, который был до беспамятства в нее влюблен: «Если б меня призвал царь и сказал: "Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами".. - "Не хочу, - сказал бы я царю, — ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!"» Оксана холодна и надменна с Вакулой. Ей скучно с кузнецом, и она ждет девчат с парубками, чтобы весело провести рождественскую ночь.

Ведьма, замерзнув, спустилась по воздуху прямо в трубу. Черт последовал за нею, и «оба очутились в просторной печке между горшками». Затем Солоха вылезла из печи, отряхнулась, и никто не мог бы и подумать, что она только что летала на метле.

Мать кузнеца Вакулы, имевшая от роду не больше сорока лет, была «ни хороша, ни дурна собою... Однако ж она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович, и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник». Но приветливее всех Солоха была с козаком Чубом, потому что слыл он на хуторе богатым. А чтобы сын ее Вакула «не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего себе», она старалась как можно чаще ссорить сына с Чубом. На хуторе ходили разные истории и байки, о том, что Солоха - ведьма.

Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить все на свои места, но мешков, которые стояли у печи, не тронула. Черт, когда влетал в трубу, увидел Чуба с кумом и решил напустить метель, чтобы Чуб вернулся назад и застал кузнеца у себя дома. Действительно, заблудившись в метели, Чуб и кум стали искать дорогу назад. Кум набрел на шинок и позабыл все. Чуб же увидел свою хату и стал звать дочь. Но, услышав голос Вакулы, решил, что наткнулся на чужую избу. Не желая признаваться, что он, Чуб, заблудился, он сказал, что пришел поколядовать. Вакула, не узнав Чуба, поколотил и выгнал его. Чуб решил пойти к Солохе, поскольку понял, что она сейчас одна.

В этот момент у черта вылетел украденный месяц. «Все осветилось. Метели как не бывало... Толпы парубков и девушек показались с мешками». Колядующие с шумом и хохотом ввалились в хату Чуба. Оксана на одной девушке заметила красивые черевички и немедленно захотела, чтобы у нее были не хуже. Вакула вызвался достать «такие черевики, какие редкая панночка носит». На что красавица ответила: «Да, будьте все вы свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которая носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж». Девушки увели «капризную красавицу» с собою, а кузнец «думал только об одной Оксане». Между тем черт разнежился у Солохи. Вдруг послышался голос головы. Солоха побежала отворить дверь, а проворный черт влез в лежавший у печи мешок. Не успел голова слова сказать, как послышался голос дьяка. Солоха по просьбе головы спрятала его в мешок из-под угля. Дьяк только начал ухаживать за Солохой, как вдруг послышался стук в дверь. Испугавшись, что его застанут у Солохи, дьяк тоже попросил его спрятать, что ведьма и сделала, высыпав уголь из другого мешка. В хату вошел Чуб. Не заставил себя ждать и вернувшийся Вакула. Солоха, испугавшись, сама дала знак Чубу лезть в тот самый мешок, в котором уже сидел дьяк.

Кузнец был «весьма не в духе». Оглядев хату, он остановил взгляд на мешках: «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!» Мешки показались очень тяжелыми, но Вакула взвалил все на плечи и вышел из хаты. Услышав голос Оксаны среди колядующих, Вакула бросил на землю мешки и побрел как завороженный, «с маленьким мешком на плечах вместе с толпою парубков, шедших следом за девичьей толпою». Оксана опять стала смеяться над кузнецом, да так, что он с горя решил утопиться. Попрощался со всеми и убежал. А когда остановился перевести дух, решил: «Попробую еще средство, пойду к запорожцу Пузатому Пацюку. Он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет. Пойду, ведь душе все же придется пропадать!» Вакула попросил Пацюка показать дорогу к черту. На что тот равнодушно ответил: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами». Вакулу поразило, как Пацюк ел вареники. Они сами окунались в сметану и отправлялись к нему в рот. Один даже вымазал кузнецу губы сметаною. Набожный кузнец, чтобы не набираться греха, так как нельзя было есть в эту ночь скоромное, выбежал из хаты.

Черт тем временем выскочил из мешка и сел верхом на шею Вакуле, нашептывая на ухо: «Это я — твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам, сколько хочешь... Оксана будет сегодня же наша». Кузнец согласился. Черт от радости начал «галопировать на шее кузнеца». Тут Вакула схватил его за хвост и «сотворил крест». Черт притих, как ягненок. «Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения». Черт взмолился, прося отпустить его. На что Вакула сказал: «Вези меня сей же час на себе... в Петербург, прямо к царице».

Дивчата, наткнувшись на мешки Вакулы, решили отнести их в дом к Оксане, чтобы разглядеть, что наколядовал кузнец. Но поскольку мешки были неподъемные, решили сходить за санками. Тем временем на мешки наткнулся кум, а в скором времени подошел ткач Шапуваленко. Обрадовавшись находке, они потащили мешки к дому кума в надежде, что жены кума не окажется дома. Эта сварливая, жадная и драчливая женщина поколачивала мужа, а потом жаловалась на него своим товаркам, самозабвенно рассказывая «о бесчинстве своего мужа и о претерпенных ею от него побоях». Но жена некстати оказалась дома и заметила мешки. Завязалась ссора, перешедшая в драку, пока не вылезли из мешка Чуб, а за ним и дьяк. «Вот тебе на! ай да Солоха! посадить в мешок... То-то, я гляжу, у нее полная хата мешков... Теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека... Вот тебе и Солоха!» — восклицал Чуб.

Девушки, вернувшись, не нашли одного мешка. Взвалив другой на санки, помчались они по скрипучему снегу, занесли в хату. Но вдруг они испугались, поскольку мешок стал икать и кашлять. В это время пришел Чуб, и тайна еще одного мешка раскрыта. «И голова влез туда же, — говорил про себя Чуб в недоумении, меряя его с головы до ног, - вишь как!.. Э!..» -более он ничего не мог сказать.

Вернемся к Вакуле. Он уже подлетал верхом на черте к Петербургу. «Черт, перелетев через шлагбаум, оборотился в коня, и кузнец увидел себя на лихом бегуне середи улицы». Очутившись в Петербурге, Вакула побоялся сразу идти к царице. Он велел черту вести его к знакомым запорожцам, которые проезжали осенью через Диканьку.

Кстати, запорожцы собирались к царице. По наущению черта они согласились взять Вакулу с собой. Он был поражен красотой и великолепием дворца. «Что за лестница, — шептал про себя кузнец, — жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой черт лгут! боже ты мой, что за перила! какая работа! тут одного железа рублей на пятьдесят пошло! Кузнец робко следовал за запорожцами и любовался красотой, золотом и роскошью, которые его окружали. Через несколько минут вошел человек в сопровождении целой свиты, который оказался «самим Потемкиным». Вслед за придворными дамами появилась императрица. Вакула ничего не видел, только растянулся на полу вслед за запорожцами.

В конце беседы Екатерина заботливо спросила: «Чего же хотите вы?» Тут кузнец опять повалился на землю и стал просить для своей любимой черевички: «Боже ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевички!» Государыня засмеялась, и все засмеялись: «Право, мне очень нравится это простодушие...» Просьба Вакулы была выполнена, и он, отойдя назад, нагнулся к карману, сказал тихо: «Выноси меня отсюда скорее!» — и вдруг очутился за шлагбаумом.

По Диканьке прошел слух, что Вакула утонул. Оксана смутилась, когда услышала об этом, но не совсем поверила: она знала, что кузнец довольно набожен, чтобы решиться погубить свою душу. Всю ночь дивчина не спала, металась, все думала, а к утру влюбилась в кузнеца по уши. Чуб остался безучастен к судьбе Вакулы, поскольку он никак не мог забыть вероломства Солохи, и все бранил ее.

Настало утро. Весь народ собрался в церкви. «На всех лицах, куда ни взгляни, был виден праздник. Голова облизывался, воображал, как он разговеется колбасою; дивчата помышляли о том, как они будут ковзаться с хлопцами на льду; старухи усерднее, нежели когда-либо, шептали молитвы... Одна только Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась...» Но не одна Оксана думала о кузнеце. Все миряне заметили, что и праздник не в праздник: как будто недостает чего-то. Дьяк после сидения в мешке охрип, и приезжий певчий пел не так, как, бывало, запевал «Отче наш» Вакула.

Вакула очутился возле своей хаты в то время, как пропел петух. Он отвесил хворостиной черту три удара, и тот «припустил бежать». «Итак, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода сам был одурачен».

Вакула, проспав до обеда, встал, нарядно оделся, взял новый пояс, шапку, нагайку и пошел к Чубу. Вытащил Вакула из платка черевики, повалился в ноги удивленному козаку Чубу и просил не гневаться на него за прошлое: «Помилуй, батько! не гневись! вот тебе и нагайка: бей, сколько душа пожелает, отдаюсь сам...» Стал умолять отдать за него Оксану. А тут и Оксана вскрикнула, переступая порог и увидев Вакулу. «Нет! нет! мне не нужно черевиков», — говорила она, махая руками и не сводя с него очей, — «я и без черевиков...» — Далее она не договорила и покраснела».

Прошло время. Проезжал через Диканьку архиерей, да увидел хату самую размалеванную. Здесь и жили Оксана с Вакулой и дитятей. А в церкви на стене кузнец намалевал черта в аду, да такого гадкого, что бабы пугали им расплакавшихся детей.