Занятие по обучению грамоте «Проделки Буквоежки. Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста


Программное содержание.

  1. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
  2. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова.
  3. Закреплять умение составлять предложение из двух слов; с заданным словом.
  4. Учить выкладывать предложение.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал:

Красные, синие, зеленые фишки; доска; игрушка-грузовик; яблоки.

Раздаточный материал:

Красные, синие, зеленые фишки; серебристые прямоугольники; карточки для выкладывания с изображением яблока; картинки с изображением различных предметов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I . АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения)

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы.). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой. Сел на лошадку. Поскакал домой. А лошадка с горки бежит быстро (имитация цокота копыт быстро).

II. ИГРА С МЯЧОМ

«Назови слово»

— Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в веселую игру «Назови слово». Я вам скажу тему, а вы мне будете называть слова. При этом передаете мяч друг другу, пока я не скажу СТОП! (Темы: Домашние животные, Фрукты, Дикие животные, Головные уборы, Предметы мебели, Овощи.).

— А сейчас мы с вами поиграем в другую игру. Я назову вам звук, а вы мне любое слово, которое начинается на этот звук.

III. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ

Предложение

Ребята, смотрите, что у меня в руках (показываю игрушку-грузовик). А теперь смотрите, что она делает (показываю, что грузовик едет).

— Грузовик (машина) едет. У нас с вами получилось предложение. Сколько слов в нашем предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово.

— А сейчас я научу вас выкладывать предложение. Посмотрите, у нас есть серебристые прямоугольники. Один прямоугольник обозначает одно слово предложения. Слова в предложении нужно выкладывать на расстоянии друг от друга. Давайте попробуем вместе выложить наше предложение МАШИНА ЕДЕТ.

— А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас есть картинки с изображением предметов. У каждого картинка своя. Ваша задача придумать предложение с этими предметами.

Даю детям время на самостоятельную работу.

— А теперь давайте послушаем, у кого какие предложения получились.

Предлагаю детям выложить свое предложение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Ветер»

Ветер дышит, дышит (Руки вверх — глубокий вдох)

И деревья все колышет (Затем — в стороны, взмах кистями)

Ветер тише, тише, (Снова вверх — глубокий вдох)

А деревья выше, выше (И вниз, продолжительный выдох)

Сядем тише, тише. (Дети садятся за парты)

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Звуковой анализ слова

Выкладываю яблоки в кузов грузовика и спрашиваю у детей, что везет грузовик. (Яблоки). Затем убираю яблоки и оставляю одно, спрашиваю, что сейчас везет грузовик. (Яблоко). Предлагаю детям сделать звуковой анализ слова ЯБЛОКО. Предлагаю детям послушать, как звучит слово, интонационно выделяя каждый звук. Далее предлагаю самостоятельно сделать звуковой анализ слова и выложить его фишками на карточке с изображением яблока.

Далее ребенок у доски разбирает слово, называет звуки и характеризует их. Вспоминаем правило, что звук [й`] самый короткий в нашей речи и всегда мягкий согласный. Дети должны найти ошибки (если они есть) у себя и исправить их.

— А кто мне скажет, сколько твердых согласных звуков в слове? А сколько мягких согласных? А сколько гласных звуков?

— А сколько слогов в этом слове? А почему ты так решил(ла)? А давай проверим. Как мы можем это сделать? (подставить руку к подбородку). А на какой слог падает ударение? Выслушиваю ответы детей, при этом помогаю, где требуется помощь.

IV. ИТОГИ

— Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?

— А что нового мы узнали?

— А кто у нас сегодня был самым активным?

воспитатель, ГБОУ СОШ № 1995, г.Москва

Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.

Ход НОД:

Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.

Логопед:

Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)

Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)

Логопед:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.

Логопед:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буквоежка:

Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Логопед:

Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком А

Буквоежка:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Логопед:

К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Логопед:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буквоежка:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Логопед:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары
Стол – столы и т.д.

Буквоежка:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Логопед:

Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буквоежка:

Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Буквоежка:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Логопед:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буквоежка:

По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Логопед:

Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.

Буквоежка:

Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Логопед:

Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буквоежка:

А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).

Логопед:

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.

Буквоежка возвращает последнюю букву.

Логопед:

Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.

Буквоежка:

Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.

Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Задачи:
- Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении.
- Способствовать усвоению понятия о слове как о части предложения.
- Развивать умения составлять схемы предложения и записывать их.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
- Создавать благоприятный эмоциональный фон.
- Учить самостоятельно, выполнять задания педагога.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Ход занятия
Педагог: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Дети, к нам сегодня пришли гости на занятия. Давайте с ними поздороваемся и тихонечко сядем на стульчики.
Дети: здороваются с гостями и присаживаются на свои места за партами.
Педагог: Сегодня на занятии к нам пришёл ещё один гость, а кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Дети: Ёж.
Педагог: Правильно ребята. Скажите, а почему ёж недотрога?
Дети: У него острые иголки и его нельзя погладить.
Педагог: А теперь посмотрите что увидел ёж? (добиваться полного ответа).
Дети: Ёж увидел гриб.
Педагог: Сколько слов вы слышите в этом предложении?
Дети: В этом предложении 3 слова.
Педагог: Какое слово первое? Второе? Третье.
Дети: Первое слово – ёж, второе – увидел, третье – гриб.
Педагог: Давайте прохлопаем каждое слово. А кто догадался из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Педагог: Можно записать схемой. По схеме можно узнать, сколько слов в предложении. Каждое отдельное слово обозначается прямоугольником. Один прямоугольник обозначает одно слово. Сколько слов в нашем предложении: «Ёж увидел гриб».
Дети: Три слова в предложении.
Педагог: Сколько прямоугольников будет в нашей схеме?
Дети: Три прямоугольника.
Педагог: Посмотрите на нашу схему внизу, чем она отличается от первой схемы?
Дети: Во второй схеме есть черточка над первым словом и точка в конце.
Педагог: Прямоугольник с чёрточкой означает начало предложения, а точка – конец предложения. А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка «Ёж»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба по кругу друг за другом.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)

Педагог: А теперь поиграем, тот, кого я назову садится за стол. Первыми садятся те дети чьи имена начинаются на звук «А» и тд. Что изображено на этой картинке? (Ёж несёт яблоко) . Сколько слов в этом предложении?
Дети: Ёж несёт яблоко. Три слова.
Педагог: Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Найдите правильную схему для предложения: «Ёж несёт яблоко». Поставьте рядом с этим предложением галочку. А теперь посмотрим, как вы справились с заданием. Все правильно выполнили задание? Как вы думаете почему первая схема нам не подходит?
Ответы детей.
Педагог: Все справились с заданием? Нарисуйте на своих карточках смайлик. Давайте ещё поиграем в игру «Посчитай не ошибись» . Я буду называть предложение, а вы прохлопайте его, а затем назовите количество слов.
Наступила поздняя осень.
Ласточки пропали.
Выпал первый снег.
Скоро наступит Новый год.

Дети считают слова, хлопая в ладоши, и называют их в порядке следования предложений.
Педагог: Какие же вы ребята, молодцы! Давайте вспомним о чём мы с вами сегодня говорили? Что называли? Так из чего состоит предложение? Как обозначаем начало предложения? Что ставим в конце предложения?
Дети: Из слов. Прямоугольником с чёрточкой. Точку.
Педагог: Ребята ежу пора возвращаться домой - в лес. Он устал и хочет отдохнуть. Вы тоже хорошо потрудились. Кто доволен своей работой? Молодцы.

Цели занятия:

Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.

Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги.

Способствовать развитию звукого анализа и фонематического слуха.

Развивать устную речь, логического мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность.

Воспитывать желание помочь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к птицам.

Предшествующая работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди» отгадывание загадок, беседа о птицах.

Оборудование : дерево-яблоня, печка, речка, фишки цветные, предметные картинки, тетради, карандаши, яблоко, корзина с яблоками, картинка синицы.

1 Орг. Момент

2 Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.

В сказке небо синее

В сказке птицы страшные

Яблонька спаси меня

Реченька спаси меня

(Гуси-лебеди)

Ребята, нам пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к бабе-яге. Поможем Аленушке? Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Ра-ра-ра- начинается игра.

СА-са –са- ждут в пути нас чудеса.

(Выбегает баба-яга под музыку)

Вы зачем сюда явились? Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его.

(Убегает баба-яга)

Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)

3.Фонетическая зарядка

В лесу воют волки у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

Что мы произнесли? (Звуки)

Что такое звуки?(мы слышим, произносим)

Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных?

Ребята, смотрите дерево? Что за дерево?(яблоня). Давайте, спросим у яблони куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

  1. Поиграйте с яблоком. Игра «Звуки потерялся».

(передаем яблоко называя слово)

…арелка, …тул, …осуда, …ыба, …уртка, …каф, …ожка, …ираф, …илка.

Физминутка

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-яга живет (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая? (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

  1. Ребята смотрите мы дошли до речки может речка знает куда гуси-лебеди Иванушку

Унесли? Давайте, спросим. Речка, речка куда гуси-лебеди полетели? Нам нужно пойти через речку. Чтобы пройти через речку, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках.

Лимон-зеленая фишка

Рыба-синяя фишка

(Работа с карточками и фишками)

Молодцы, ребята! Справились. Вот мы с вами прошли речку.

  1. Встречаем печку

Печка-печка куда гуси-лебеди полетели? Определите место звука а в словах задания к нам прилетели синичка. Она хочет нам помочь. Как и в слове, у синички есть начало-голова, середина -тело, конец-хвост. Где у нас летом живут синица? А зимой? Почему?

Синицы приносят большую пользу лесам, паркам и садам.

Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сами.

Физминутка

Руки подняли

И покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули

Тихо встряхнули

Это деревья в лесу

Руки подняли плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут тоже

Покажем, руки положим назад.

(Баба-яга выбегает под музыку)

  1. Отгадайте загадку

На опушке

На дорожке

Стоит дом

На курьих ножках

Звуковой анализ слова изба

Ск-ко звуков в слове? (4)

1 зв? (и) гласный

2 зв? (з)согласный, твердый, звонкий.

3 зв? (6)согласный, твердый, звонкий.

4 зв? (а)гласный

Сколько слогов в этом слове? Молодцы!

Баба-Яга, не отдам Иванушку, заштрихуете мою избушку, тогда отпущу.

  1. Работа в тетради

Баба-яга: Вы справились заданиями, забирайте своего Иванушку.

Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой бабы-яги. Вам яблоня передала яблоки,

угощайтесь

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.
2. Закрепить представление детей о слоге, как части слова, упражнять в различении о количестве слогов в слове, по количеству гласных.
3. Развивать умение распознавать звук и букву.
4. Уточнять представления о существенных признаках гласных и согласных.
5. Обобщить знания детей о твердости и о мягкости согласных звуков.
6. Повторить правила написания ча — ща, чу — щу, жи — ши.
7. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова; тренировать детей в чтении слов и текста.
8. Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы.
9. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность и желание учиться в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— таблица слогов;
— таблица «звуковые часики»;
— карточки со словами;
— картинки: кот, автобус, тигр, яблоко, гусь, лодка;
— карточки: синие и зеленые;
— карточки: шкаф, диван, окно, стул, лампа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вчера я получила огромное письмо, угадайте, кто его прислал?
Д.: Незнайка!
В.: Да, это Незнайка. Он прислал необычное письмо, а письмо с заданиями и вопросами, на которые сам никак не может ответить. И просит вас о помощи. Я, надеюсь, мы не откажем и постараемся выполнить все задания, которые прислал нам Незнайка (на доске портрет Незнайки и конверт с заданиями).

Задание № 1. «Найдите слово»

В.: Избушка, в которой живет сторож?
Д.: Сторожка!
В.: Украшение в ушах?
Д.: Сергии!
В.: Твердая застежка на поясе?
Д.: Пряжка!
В.: Часть стола или стула?
Д.: Ножка!
В.: Дети, что мы с вами назвали?
Д.: Слова.
В.: Дети, давайте прочитаем, что написано на доске (читают). Что опять мы прочитали?
Д.: Слова.
В.: Хорошо. А сейчас давайте посмотрим, что же написано на доске: «Наступила ранняя весна». Что мы прочитали?
Д.: Это предложение.
В.: Из чего состоит наше предложение?
Д.: Предложение состоит из слов.
В.: Сколько слов в предложении?
Д.: Три слова.
В.: Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют). Что ставиться в конце предложения.
Д.: В конце предложения ставиться точка.
В.: С какой буквы будем писать начало предложения?
Д.: Начало предложения пишется с большой буквы.
В.: А теперь составим схему нашего предложения.
В.: Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.

Задание № 2. «Работа со слогами».

1. Деление слов на слоги.
В.: На что делятся слова?
Д.: На слоги.
В.: Что такое слог?
Д.: Часть слова, которая произноситься одним толчком воздуха.
В.: Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«воробей» — три слога;
«жук» — один слог. (Молодцы!)
2. Чтение слогов по таблице.
В.: Дети, составьте как можно больше слов со слогами: ма, фа, ра (дети составляют слова с вышесказанными слогами).
3. Игра по таблице «Кто в каком домике живет?»
В.: Дети, кто живет в первом, во втором, в третьем домике (дети отвечают по картинке).
4. Игра «Звуковые часики».
В.: Дети, назовите самое длинное, короткое слово (дети называют). Дети разделите эти слова на слоги (дети делят). Дети как переделать маленькое слово «лук», в длинное?
Д.: Луковица!
В.: А сейчас дети, будьте внимательнее. Надо составить новые слова, путем прибавления нового слога.
Ребята пили сладкий сок Слог пе добавим, стал песок А но пришло, уже носок А если ку, читай кусок Со слогом ле, — прочтем — лесок Туда пошли мы на часок.

Физкультминутка.

А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.

Задание № 3. «Работа со звуками».

1. Игра со словом «лесок».
В.: Сколько слогов в слове «лесок».
Д.: Два слога.
В.: Из каких звуков состоит первый слог?
Д.: Звуки «Л», «Е».
В.: Из каких звуков состоит второй слог?
Д.: Звуки «С», «О», «К».
2. Игра «Нади одинаковый звук в словах».
В.: Булка, ветка, клетка, белка, кот. Какой одинаковый звук слышится в словах?
Д.: Звук «К».
В.: По таблице «Звуковые часики», найдите слово со звуком «С» (дети называют). Дети, составьте слово, в котором первый звук был бы «А».
Д.: Арбуз, Автобус, Аист и т.д.
В.: Дети, что же такое звук?
Д.: Звук мы произносим и слышим.
В.: А как называется значок, которым мы обозначаем звук на письме?
Д.: Буква.
В.: А что же такое буква?
Д.: Букву мы пишем и слышим, это значок звука.
3. Игра «Кто внимательнее».
В.: Дети отгадайте имя девочки по первым звукам названий предметов:
Кот Гусь
Автобус Автобус
Тигр Лодка
Яблоко Яблоко
Катя Галя
В.: Дети, какие бывают звуки?
Д.: Гласные и согласные.
В.: Кто расскажет о гласных звуках.
Д-:

Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

В.: Кто расскажет о согласных звуках.
д.:

А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.

В.: Дети, а согласные звуки какие бывают?
Д.: Твердые и мягкие.
В.: Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д.: «а», «о», «у», «ы», «э».
В.: Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д.: «я», «ё», «ю», «и», «е».
Игра.
В.: Поднять синюю карточку, если первый звук твердый, зеленную, если первый звук мягкий. Приготовились. Сад, Сеня, Карась, Рис, Бусы, Синий, Сядь, Суп.

Задание № 4. «Уменьшить все предметы».

В.: Дети, представьте, что мы находимся в стране гномов и нам надо уменьшить все эти предметы:
шкаф — шкафчик;
диван — диванчик;
окно — окошко;
стул — стульчик;
лампа — лампочка.
В.: Сегодня на занятии все работали активно, с заданиями справились, ответили на все вопросы Незнайки.
Занятие окончено.