Виды монархий и их признаки. Виды монархии: понятия и классические признаки


1) форма государства; 2) форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передастся по наследству.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

от греч. monos- один, arche - начало) - форма правления, при которой функции главы государства передаются по принципу наследования.

Считается, что монархия как форма правления появилась в древнейших родовых обществах одновременно с изменением способа наследования тотемного знака - более древний способ наследования по женской линии сменился передачей по мужской линии, на что указывают некоторые мифы, а также исследования социального устройства некоторых современных племен, стоящих на самых низких ступенях общественного развития.

Монархия является древнейшей формой правления. В основе монархического правления изначально лежала сакральная возможность общения монарха с потусторонним миром и прочие табуированные (священные, запретные) возможности, а древнейшая монархическая власть сводилась не к управлению в нынешнем понимании, а к выполнению определенных ограничений, носящих ритуальный характер и порой весьма жестких. Так, в Древнем Египте во времена первых династий главной обязанностью фараонов было участие в ритуальных шествиях, а главной функцией - оповещение о начале разлива Нила; в XI–XIV вв. император Японии должен был каждое утро несколько часов сидеть в тронном зале совершенно неподвижно, ибо малейшее его движение грозило нарушением гармонии в государстве, войнами, наводнениями, пожарами и прочими бедствиями. Целый ряд ограничений, особенно во время военных действий, налагался и на ирландских королей, а в Камбодже, где имелись король огня и король воды, ограничения, накладываемые на них, были так тяжки, что в течение XVI–XIX вв. (т. е. все время, пока этот процесс наблюдали различные миссионеры-колонизаторы) монархов назначали буквально силой. То же самое происходит и в наши дни в некоторых племенах экваториальной Африки.

Именно непомерность налагаемых на монарха ограничений привела к разделению сакральной и управленческой функций, причем, перейдя к жреческому сословию, сакральная функция поставила жрецов выше в социальном отношении, чем монархов, о чем свидетельствует, например, кастовое строение индийского общества, где каста брахманов стоит над кастой кшатриев, или формальное главенство Папы над королями средневековой Европы.

Однако частично сакральная функция монархической власти сохранилась и по сей день, о чем свидетельствует связанный с ней повсеместно определенный ритуал (протокол), изначально созданный для препятствия непосредственного общения простых людей с монархами (табу и угроза жизни) и допускающий лишь общение через посредников (жрецов, министров). Достаточно вспомнить существовавший в русском обществе способ непосредственного обращения к монарху в виде «челобитной», который осуществлялся при строгом соблюдении церемониальных (защитных) действий, как то: падение на колени, склонение головы до земли в знак великого страха перед возможными последствиями и, собственно, «битье челом».

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

Родовая монархия - вероятно, одна из самых древних разновидностей монархического устройства, поскольку несет в себе наибольшее количество черт, связанных с архаической сакральной функцией. Смысл ее сводится к тому, что монархом может стать только член определенного рода, обладающего известной сакральной силой, т. е. фактически обладающего большим авторитетом. Подобный уклад был свойствен доколумбовым государствам Центральной и Южной Америки, а также многочисленным племенам Африки, Австралии и Океании. Отчасти подобный вид монархии существовал и в Древней Греции, ив Древней Руси.

Династическая монархия возникла, вероятно, в древнем Египте. Она характеризуется передачей власти от отца к сыну или к другому близкому родственнику (например, к брату, как это было в Древней Руси). Это самый распространенный тип монархии, который сохранился и до сих пор существует, например, в Великобритании, Монако, Дании, Швеции, Японии (где династическая ветвь Микадо не пресекалась ни разу за более чем тысячелетнюю историю страны) и в некоторых других странах.

Возникновение выборной монархии связывают с отказом претендентов на добровольное занятие места монарха, во всяком случае, именно в таком виде (когда монарха избирают советом старейшин зачастую насильно) она существует в некоторых племенах Африки и Полинезии. Впрочем, выборная монархия время от времени практиковалась в античной Греции, в Древнем Риме, в Византии, в Польше и даже на Руси, где несколько раз избирали монархов (неоднократно в Новгороде и затем дважды в смутное время в Москве).

Однако данный способ престолонаследия показал себя нежизнеспособным. Подобные монархии, вовсе лишенные сакральной составляющей, либо тяготеют вновь обрести ее, приобретая династические черты (как это было в Древнем Риме, где консульский способ правления привел к реставрации некогда утраченного династического строя), либо, наоборот, уступают место демократии, где принадлежность правителя к определенной крови не имеет решающего значения (как в Новгороде, где монарх избирался в основном на время войны или из других тактических соображений). Франция Наполеона I и Наполеона III являет нам прекрасный пример обоих процессов.

К историческим разновидностям монархий относят монархии патриархальные, или традиционные (характерные для традиционных обществ); сакральные монархии, или теократии (где первенствующие функции монарха - жреческие или духовные: напр. Древний Египет, исламский Халифат); деспотические монархии, складывающиеся в военизированных обществах (Ассирия, Древняя Армения, Монгольская орда); сословные и сословно-представительные монархии (напр. допетровская Русь); абсолютные монархии, основанные на делегировании власти чиновничеству в отсутствие аристократических и демократических институтов (Франция в XVII в.); конституционные монархии, реализующие принципы «общественного договора» и разделения властей и ограничивающие власть короля конституцией; самодержавные, или автократические монархии, при которых монарх абсолютно суверенен и является единоличным источником законов, а государство функционирует во взаимодействии и содружестве (симфонии) с Церковью (Византия, Российская империя).

Как и всякий другой способ правления, монархия обладает своими достоинствами и недостатками. К числу достоинств монархии следует отнести независимость монарха (ведь в случае выборности глава государства обязан своим избранием силовой или финансовой группировке, а значит, в период правления будет отстаивать интересы этой группировки, а не народа в целом, чего нет при монархии). Кроме того, особое юридическое положение монарха, позволяющее быстро принимать важные решения, например, быстро отменить вредный закон, помиловать осужденного и т. п. (А. Пушкин в этой связи говорил, что «должен быть в государстве один человек, стоящий выше даже закона»).

Надзаконность (суверенитет) монарха - качество особенно ценное в периоды войн и др. кризисов. Единоначалие является в таких случаях безусловным благом. Следует впрочем отметить, что почти все государства с демократическим устройством обладают механизмом делегирования чрезвычайных полномочий президентам или иным уполномоченным лицам в такие особые моменты.

Важнейшим достоинством монархии является ее символическая составляющая. Монарх как символ единства нации, как ее совесть, искупитель и защитник, как лицо, обладающее высшим авторитетом и доверием, несет огромный идеологический смысл и тем самым открывает путь для важных общегосударственных свершений, для массового энтузиазма, для патриотизма, для подвига.

И. А. Ильин пишет о фундаментальном основании доверия подданных к монарху - их уверенности в том, что монарх «сам ставит себя перед лицо Божие и сам измеряет свои дела и решения критериями божественного откровения». В этом доверии царь и народ соединяются воедино, ставя себя на суд истории.

Важным инструментом объединения и символом единства монархия является, в т. ч., в силу ее способности сохранять неформальность отношений монарха и подданного. В России, даже обращаясь «на вы» к помещику (как того требовала привнесенная в конце XVIII - начале XIX вв. французская форма), русский мужик продолжал обращаться к царю «на ты». В отличие от демократий, для которых характерна частая сменяемость властей, монархия предполагает, что лицо, облеченное верховной властью, будет руководствоваться в своих действиях не заботой о приближающихся выборах, а ответственностью перед Богом, историей и народом.

Еще одна важная функция монарха, как лица, стоящего над законом - функция высшего судии, который может наказать, но может и помиловать, причем, невзирая на тяжесть преступления. Эта, на первый взгляд незначительная, функция оказалась такой важной, что исключительные полномочия миловать вошли в компетенцию многих избранных президентов республик. Ее отголоски можно найти в разделении английского права фактически на 2 ветви: Суд Короля и Суд Чести, что является следствием попытки противопоставить суд «по закону» (суд чести) суду «справедливости» (суд короля).

Достоинством монархии является и возможность эффективного выдвижения наиболее талантливых людей на руководящие посты. В республиканских системах глава государства неизбежно будет опасаться конкуренции со стороны талантливого министра или генерала, а стало быть, его придерживать. Монарх же в силу своего положения не участвует в отношениях конкуренции, а кроме того, сам заинтересован в выдвижении талантливых людей для сохранения династии и страны. Более того, монарх является и гарантом наличия в обществе оппозиции. Ему нечего опасаться «свобод народа», так как ему они ничем не угрожают. Если они не посягают на смену самого монархического строя, то критика правительства может расцениваться как важная позитивная функция, и оппозиция всегда может найти у монарха защиту против использования правительством «административного ресурса».

Монарх - это еще и мерило идеализированных представлений общества о чести и достоинстве, о верности и долге, о высших ценностях, приверженность которым является признаком высокодуховной жизни человека. Что касается отрицательных черт монархии, то главный ее недостаток в ней самой, в ее основном принципе - принципе престолонаследия. Ибо если демократия подразумевает хотя бы теоретическое обладание главой государства выдающимися качествами, то монарх не обязательно может ими обладать. И это при том, что он облечен верховной властью, которая не только тирана и узурпатора, но и обычную посредственность превращает в великое бедствие для народа.

Надзаконное и надсословное положение монарха, являясь непреложным благом в период войн и прочих потрясений, в мирный период может стать для граждан государства источником зла. Византийский историк Михаил Пселл сообщает о том, что сводный брат Василия II, тоже Василий, был кастрирован собственным братом, дабы упредить возможные притязания родственника на престол. Историк сообщает это так, что у нас не возникает сомнений в том, что действия императора были продиктованы высшими государственными соображениями, поскольку нет для монархии важнейшего государственного соображения, чем сохранить трон.

Впрочем, противопоставление династических интересов интересам государства имело в истории и более серьезные последствия: достаточно вспомнить династические войны в Древнем Китае и Древнем Риме, фронду и революцию во Франции, революцию и реставрацию в Англии (не говоря уже о столетней войне и войне Алой и Белой роз). Именно примат династических интересов над интересами народа привел к вовлечению России в Первую мировую войну и к последующему падению империи.

Монархию часто сравнивают с «сильной президентской властью». Однако при всем сходстве (широкие полномочия, право помилования, верховное главнокомандование) между монархией и президентской республикой есть ряд весьма существенных различий.

Президент не стоит над законом и, являясь одним из источников права, теоретически обладает такими же правами, что и другие граждане. Президент не является объектом сакральной сферы и потому как бы делегирует часть функций обратно народу, создавая поле для большей свободы: свободы деятельности или свободы совести.

Президент не является мерилом благородства и морали, оставляя решение этических вопросов на совесть каждого гражданина и превращая их в личные.

Временность пребывания президента у власти как бы переносит акцент его деятельности с правотворческой в правоприменительную, воплотительскую. А возможность каждого стать во главе государства или, по крайней мере, принять участие в выборах, а также их регулярность делает политические процессы не такими болезненными. Ведь единственная возможность народа избавиться от короля - это бунт, а бунт - это высшее бедствие для государства.

Вероятно в силу перечисленных недостатков монархия, особенно в ее абсолютных проявлениях, в наши дни уступает место республиканскому способу правления.

Приблизительно 40 государств мира (около 20% всех государств) являются монархиями. Однако в силу своих достоинств, в конституционных формах она все еще существует во многих развитых странах (в т. ч. таких как Япония, Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Нидерланды, Бельгия и др.), где берет на себя функции, утрачиваемые в силу многих причин местными религиозными институтами, т. е. выполняя церемониально-символическую роль, призванную служить воплощением идеальных общественных представлений о морали и нематериальных ценностях, о патриотизме.

В России число сторонником восстановления монархии неуклонно растет. По последним данным, около 20% россиян считают такую меру благом для страны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Виды монархий
Рубрика (тематическая категория) Политика

· Абсолютная монархия (неограниченная) - государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

· Ограниченная монархия - государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всœеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

· Сословно-представительная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России , Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа . Сегодня подобных монархий в мире нет.

· Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителœей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

· Дуалистическая монархия - государство, в котором монарх обладает всœей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

· Парламентарная монархия - государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделœения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Абсолютная монархия Конституционная монархия
Дуалистическая монархия Парламентарная монархия
1. Принадлежность законодательной власти монарху разделœена между монархом и парламентом парламенту
2. Осуществление исполнительной власти монарх формально - монарх, фактически - правительство
3. Назначение главы правительства монарх формально - монарх, но с учётом парламентских выборов
перед монархом перед парламентом
5. Право роспуска парламента нет парламента у монарха (неограниченное) у монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента нет парламента абсолютное вето
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха неограниченное (указмонарха имеет силу закона) только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется
8. Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт,Марокко Великобритания, Испания,Нидерланды

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления[править | править вики-текст]

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделœены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделœения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населœением, которая должна быть выражена в следующем:

· они избираются на определённый срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

· возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик[править | править вики-текст]

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несёт ответственность.

· Президентская республика - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может - здесь наиболее полно раскрывается принцип разделœения властей (США, Эквадор).

· Парламентская республика - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция,ФРГ).

· Смешанная республика - в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ формируется президентом с обязательным участием парламента. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).

Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, всœе действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры одновременно глава государства и глава исполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделœения властей, является арбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания президента мандат получает от парламента мандат получает от народа в ходе всœеобщих выборов
3. Порядок формирования правительства парламентом на базе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)
4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть
6. Право ветопрезидента на решения парламента отсутствует сильное право вето(преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента должна быть сильное право вето
7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
8. Наличие постапремьер-министра имеется отсутствует имеется
9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

41.Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацелœенная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителœей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§ наличие местных отделœений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§ наличие народной поддержки, добровольность членства;

§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделœениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

§ выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на базе общих целœей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

§ выработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

§ создание возможностей для политической социализации личности;

§ подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

§ организация избирательных кампаний и участие в них;

§ борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

§ поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;

§ потерриториальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

§ посоциальной базе - рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

§ по отношению ксоциальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

§ поучастию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелœегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению , согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединœены вокруг группы лидеров - политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Οʜᴎ представляют из себяцентрализованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). В случае если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые - к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

Признаки политической партии:

§ наличие организационной структуры;

§ программа и устав;

§ уплата членских взносов;

§ партийная дисциплина;

§ организационная связь между членами партии;

§ формирование общественного мнения;

§ участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.

Роль политической партии в жизни общества:

§ связующее звено народных масс и государства;

§ регулятор социально-политической жизни общества;

§ руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии - захват и участие во власти.

Виды монархий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды монархий" 2017, 2018.

На протяжении многих веков практически во всем цивилизованном мире власть была организована по типу монархии. Затем существующий строй был свергнут революциями или войнами, но до сих пор сохранились государства, которые считают такую форму правления приемлемой для себя. Итак, какие существуют виды монархии и чем они отличаются друг от друга?

Монархия: понятие и виды

Слово «μοναρχία» существовало еще в древнегреческом языке и означало «единовластие». Несложно догадаться, что монархия в историческом и политическом смысле - это форма правления, при которой вся власть или большая ее часть сосредотачивается в руках одного человека.

Монарх в разных странах называется по-разному: император, царь, князь, король, эмир, хан, султан, фараон, герцог и так далее. Передача власти по наследству - характерная черта, которой отличается монархия.

Понятие и виды монархий - интересный предмет для изучения историками, политологами и даже политиками. Волна революций, начиная с Великой французской, во многих странах свергла подобный строй. Однако в XXI веке современные виды монархии успешно продолжают существовать в Великобритании, Монако, Бельгии, Швеции и других государствах. Отсюда многочисленные споры на тему, ограничивает ли монархический строй демократию и может ли вообще подобное государство интенсивно развиваться?

Классические признаки монархии

Многочисленные виды монархии отличаются друг от друга целым рядом признаков. Но есть и общие положения, которые присущи большинству из них.


Есть в истории примеры, когда некоторые виды республики и монархии настолько близко граничили между собой по политическому устройству, что сложно было придать государству однозначный статус. Например, во главе Речи Посполитой стоял монарх, но он избирался сеймом. Некоторые историки называют неоднозначный политический режим РП - шляхетской демократией.

Виды монархии и их признаки

Существует две больших группы монархий, которые сформировались:

  • согласно ограничениям монархической власти;
  • с учетом традиционного устройства власти.

Прежде чем подробно разобрать признаки каждой из форм правления, необходимо определить существующие виды монархии. Таблица поможет сделать это наглядно.

Абсолютная монархия

Absolutus - с латинского переводится, как «безусловный». Абсолютная и конституционная - это основные виды монархии.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой безусловная власть сосредотачивается в руках одного человека и не ограничивается никакими государственными структурами. Такой способ политической организации похож на диктатуру, поскольку в руках монарха может оказаться не просто вся полнота военной, законодательной, судебной и исполнительной власти, но и даже религиозной.

В эпоху Просвещения право одного человека на единоличное распоряжение судьбой всего народа или государства богословы стали объяснять божественной исключительностью правителя. То есть монарх - это помазанник Божий на престоле. В это свято верил религиозный народ. Известны случаи, когда к стенам Лувра приходили в определенные дни неизлечимо больные французы. Люди верили в то, что приложившись к руке Людовика XIV, они получат желаемое исцеление от всех своих болезней.

Существуют разные виды абсолютной монархии. Например, абсолютная теократическая - это разновидность монархии, в которой глава церкви является одновременно главой государства. Самая известная европейская страна с такой формой правления - Ватикан.

Конституционная монархия

Эта форма монархического правления считается прогрессивной, поскольку власть правителя ограничивается министрами или парламентом. Основные виды конституционной монархии - дуалистическая и парламентарная.

В дуалистической организации власти монарху предоставляется исполнительная власть, но ни одно решение не может быть принято без одобрения соответствующего министра. За парламентом остается право вотировать бюджет и принимать законы.

В парламентарной монархии все рычаги правления фактически сосредоточены в руках парламента. Монарх утверждает кандидатуры министров, однако номинирует их всё равно парламент. Получается, что наследственный правитель просто является символом своего государства, но без одобрения парламента не может принять ни одного государственно важного решения. В отдельных случаях парламент даже может диктовать монарху, по каким принципам он должен строить свою личную жизнь.

Древневосточная монархия

Если подробно разбирать перечень, описывающий виды монархии, таблица начиналась бы с древневосточных монархических образований. Это первая форма монархии, которая появилась в нашем мире, и она имела своеобразные черты.

Правителем в таких государственных образованиях назначался лидер общины, который управлял религиозными и хозяйственными делами. Одной из главных обязанностей монарха было служение культу. То есть он становился своеобразным жрецом, и организовывать религиозные церемонии, толковать божественные знамения, хранить мудрость племени - это были его первоочередные задачи.

Поскольку правитель в восточной монархии был в сознании народа напрямую связан с богами, то полномочия ему предоставлялись достаточно широкие. Например, он мог вмешиваться во внутриродовые дела любой семьи и диктовать свою волю.

К тому же древневосточный монарх следил за распределением земель между подданными и сбором налогов. Он устанавливал объем отработок и повинностей, руководил войском. У такого монарха обязательно были советники - жрецы, знатные люди, старейшины.

Феодальная монархия

Виды монархии как формы правления со временем трансформировались. После древневосточной монархии первенство в политической жизни заняла феодальная форма правления. Она делится на несколько периодов.

Раннефеодальная монархия появилась в результате эволюции рабовладельческих государств или первобытнообщинного строя. Как известно, первые правители таких государств были общепризнанными военными начальниками. Опираясь на поддержку войска, они устанавливали свою верховную власть над народами. Чтобы укрепить своё влияние в отдельных регионах, монарх отправлял туда своих наместников, из которых впоследствии и формировалось дворянство. Правители не несли никакой юридической ответственности за свои деяния. Практически институтов власти не существовало. Под это описание подходит древнее славянское государство - Киевская Русь.

После периода феодальной раздробленности стали формироваться вотчинные монархии, в которых крупные феодалы передавали в наследство своим сыновьям не только власть, но и земли.

Затем некоторое время в истории существовала сословно-представительская форма правления, пока большинство государств не превратились в абсолютные монархии.

Теократическая монархия

Виды монархии, отличающиеся по традиционному устройству, включают в свой перечень и теократическую форму правления.

В такой монархии абсолютным властелином является представитель религии. При этой форме правления духовному лицу в руки переходят все три ветви власти. Примеры подобных государств в Европе сохранились только на территории Ватикана, где Папа Римский - и глава церкви, и государственный правитель. А вот в мусульманских странах современных теократическо-монархических примеров немного больше - Саудовская Аравия, Бруней.

Виды монархии в наши дни

Пламени революции не удалось искоренить монархический строй во всем мире. Подобная форма правления сохранилась в XXI веке во многих уважаемых странах.

В Европе в маленьком парламентском княжестве Андорра по состоянию на 2013 г. правили сразу два князя - Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья.

В Бельгии с 2013 года на трон взошел король Филипп. Маленькая страна, в которой населения проживает меньше, чем в Москве или Токио, не просто конституционная парламентская монархия, но еще и федеративный территориальный строй.

С 2013 года Ватикан возглавляет папа Франциск. Ватикан - это город-государство, в котором до сих пор сохранилась теократическая монархия.

В знаменитой парламентской монархии Великобритании правит с 1952 года королева Елизавета II, а в Дании - с 1972 года королева Маргрете II.

Кроме этого, монархический строй сохранился в Испании, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальтийском ордене, Монако и многих других странах.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха и передаётся по наследству. Признаками монархии являются : - передача власти по наследству; - бессрочность правления; - независимость монарха от населения.

Среди монархий различают абсолютную и конституционную .

Абсолютная монархия – это форма правления, характеризующаяся высокой степенью централизации государственной власти, т.е. монарх единолично издаёт законы, руководит правительством, контролирует правосудие.

Основными признаками абсолютной монархии являются :

Неограниченная, никому не подотчётная власть монарха; - отсутствие представительных учреждений.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – форма правления, при которой глава государства представляет и светскую и религиозную власть (например, Ватикан).

Конституционная монархия – форма правления, при которой в силу особого правового акта – конституции – имеет место распределение верховной власти между монархом и выборным органом – парламентом.

Конституционная монархия может быть парламентарной и дуалистической .

Парламентарная монархия – форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Монарх выполняет представительские функции, а также формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания).

Дуалистическая монархия – форма правления, при которой разделение государственной власти между монархом и парламентом имеет формально-юридический характер. Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – парламенту, однако, последний фактически также подчиняется монарху (Марокко, Иордания).

44. Мусульманское право как разновидность религиозного права, его основные черты и особенности развития

Мусульманская правовая система представлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Судан и другие.

Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право - шариат - это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объёмная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.


Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

Коран - речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;

Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

Иджма - общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учёными-правоведами, по вопросам, не нашедшим ответа в этих источниках;

Кийас - суждение по аналогии.

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный - консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют не систематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

45. Неолитическая теория происхождения и сущности государства

Эта теория базируется на неолитической революции (от греческого неолит – новый каменный век). Она схожа с марксистской теорией происхождения государства и имеет те же закономерности, это следующая цепь событий :

В экологической катастрофе, глобальное оледенение затем потепление, приводит человечество к переходу от потребления к производству, прежде всего продуктов питания;

В результате производства кочевой образ жизни меняется на осёдлый;

Осёдлый образ жизни нарушает кровнородственные связи и влечёт возникновение соседской общины;

Процесс разделения труда приводит к повышению уровня жизни и расслоению общества на классы;

Существование соседской общины и возникновение классовых противоречий влечёт за собой необходимость создания аппарата управления общиной для решения общих вопросов и сдерживания конфликтов. Данный аппарат ничего не производит и живёт на средства общины.

Неолитическая теория, имея сходство с марксистской, рассматривает сущность государства как общесоциальную.

46. Нормативистская теория права: основные идеи. Методологическое значение и недостатки

Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Штаммлером . Основные положения нормативизма изложены юристом Кельзеном .

Суть нормативистской теории составляют следующие положения: - право является пирамидой норм;

Во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);

Каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;

Сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;

Право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм;

Право необходимо изучать и воспринимать вне связи с религией, философией, моралью, т. е. "в чистом виде".

Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства.

К достоинствам теории можно отнести следующие:

Признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения её в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;

Идея о суверенной норме - об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

Признание в качестве права только кодифицированных юридических норм, отделение права от философии, морали.

Выделение формальных признаков права, которые и составляют его юридическую сущность.

Главный недостаток теории - повышенное внимание к формальной стороне права.

47. Нормативно-правовые и индивидуальные акты, их отличие и особенности применения

Нормативно-правовые акты как форма права значи­тельно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, преж­де всего от актов применения норм права , или индивидуальных актов.

И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридиче­скими по своему характеру. Но принципиальное различие их заключается в следующем. Первые содер­жат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые содержат лишь предписания индивидуально­го характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, неопределённому кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определённым лицам или кру­гу лиц и издаются по вполне определённому поводу (приём на работу). Нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определённый вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (в связи с выполнением условий до­говора подряда), в то время как нормативно-правовые ак­ты продолжают действовать независимо от того, существуют или не су­ществуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Действие такого индивидуального акта, как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по его исполнении. Но это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

48. Нормы права: классификация и виды

Норма права - это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определённое правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодействий.

гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность М. - выборная, сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

в пер. с греч. - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть пожизненно (полностью - абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит единоличному главе государства. М. - такая форма правления, при которой глава государства - монарх (император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом. Его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно. В своем развитии М. проходит ряд этапов, изменяясь и приобретая новые черты. Первой формой М. являлась рабовладельческая М. Первоначально она выступала в форме восточной деспотии, которую имели многие государства Древнего Востока - Вавилон, Египет, Индия. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. Для феодального строя специфичными были раннефеодальная М. (с XI в. до н.э. до I в. н.э.) и сословно-представительные М. (с X по XV в.). Последняя характеризуется усилением центральной власти, сосредоточением в руках монарха основных рычагов управления, опорой на крупное дворянство и широкие слои городского населения. Наряду с сильной властью монарха, основу которого составляли мощная армия и разветвленный полицейский аппарат, существовали представительные органы: в России - Соборы, в Англии - Парламент, в Польше - Вольный сейм, во Франции - Генеральные штаты.

В зависимости от правового статуса монарха принято выделять абсолютные и ограниченные М. Абсолютная М. характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких-либо представительных учреждений власти, возникает в условиях аграрного строя, т.е. характерна (по терминологии К. Маркса) для рабовладельческой (например, Рим эпохи домината - III в. н.э.) и феодальной общественно-экономической формации. Как правило, переход от аграрного строя к индустриальному в процессе буржуазных революций (XVII - XIX вв.) сопровождался упразднением абсолютной М. В правовом отношении монарх - источник любой власти, он определяет пределы власти в издаваемых им же нормативных актах. В основе всякого закона лежит воля монарха. Абсолютную М. характеризуют следующие юридические признаки:

1) концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд);

2) персонификация государства в лице монарха. Ставшая крылатой фраза французского короля Людовика XIV "Государство - это я" как нельзя лучше характеризует этот признак монархии - единоличность правления. Монархическое государство - это государство, в котором власть принадлежит одному лицу, и этой властью оно пользуется по собственному усмотрению и праву. Для него характерно придание власти священного (божественного) происхождения, наделение ее религиозным содержанием (монарх - это помазанник Божий, т.е. человек, наделенный неограниченной властью от Бога. Монархи нередко одновременно являлись высшими духовными лицами); 3) передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления; 4) освобождение монарха от какой-либо ответственности (неответственность монарха выражалась в принципе "Король не может быть не прав"). Абсолютная М. в современных условиях - исключение. Как форма правления абсолютная М. получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Ныне она сохранилась лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные формы общественной жизни (к примеру, в Омане, Катаре, Брунее). Как своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии ++доинструальной эпохи абсолютная М. сохраняется в странах с довольно высоким уровнем экономического развития и развитой социальной инфраструктурой (Саудовская Аравия).

Демократизация общественной жизни, стремление ограничить абсолютистскую власть способствовали появлению ограниченной М. - такой формы правления, при которой власть монарха в той или иной мере связана (ограничена) законом, конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентарную М. Дуалистическая М. характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство (как это, в частности, было характерно для России конца XIX - начала XX в.). По существу, речь идет о принципе разделения властей в государстве, хотя в весьма ограниченной форме. Монарх хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. монарх волен утверждать (придавать силу) или не утверждать закон. Только он имел право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам; может распустить парламент (т.е. упразднить дуалистическую монархию). Такая форма правления наиболее распространена была в XIX и начале XX вв. Современную дуалистическую монархию, сохранившуюся лишь в странах Ближнего Востока (Иордания, Марокко), характеризует наличие выборного представительного органа - парламента (в Иордании это меджлис), обладающего правом принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Монарх - глава государства, обладающий одновременно прерогативами в сфере исполнительной власти. Он же назначает ответственного перед ним правителя.

Современные развитые государства характеризуются конституционной (парламентарной) формой М. Эта форма правления в чем-то сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх применительно к данной форме правления - не более чем символ нации, своего рода декорация. Так, конституция Испании 1978 г. (ст. 56) признает короля символом единства и постоянства государства. Конституция Японии 1946 г. исходит из того, что "император является символом государства и единства нации" (ст. 1). Правовое положение монарха, образно говоря, можно определить так - "Царствует, но не правит". Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его функции в основном носят представительский характер. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако, исходя из принципа "монарх не ответствен" (не может нести политическую и юридическую ответственность), такая подпись требует процедуры контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). Монарх также скрепляет своей подписью принимаемые парламентом законы, иногда наделяется правом относительного вето, но использует его крайне редко. Конституционная (парламентарная) монархия - достаточно распространенная форма правления. Она существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии и других странах (всего их около 65).

Современной государствоведческой практике известны и нетрадиционные формы М. К таковым относится выборная М., существующая в странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В частности, глава Федерации Малайзии избирается Советом правителей, объединяющем глав 11 монархических штатов. В Объединенных Арабских Эмиратах эмиры (главы семи княжеств Персидского залива, входящие в ОАЭ) избирают Президента ОАЭ.

Известны и так называемые теократические М., где глава государства - монарх одновременно является главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. К таким М. относится Ватикан, где духовный владыка католиков всего мира является и главой этого государства. Элементы такой формы правления присутствуют в Саудовской Аравии, где глава государства - король выполняет не только религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабистского направления ислама.

Отличное определение

Неполное определение ↓