Предсказания серафима саровского. Гряди, откуда пришел


"Будет некогда царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого царя и самодержавия, но Бог царя возвеличит...

До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе..."

"Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременный жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние".

"Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил "Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня"…

Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь… хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их…"

"Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского... У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие - сих врата адовы не одолеют".

"Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: "Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское - Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут". И все это - все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией..."


Преподобный Серафим Саровский, 1825-32гг.

Пророчество – это духовная информация, которую людям приносят старцы или великие мыслители, часто эти высказывания касаются нашего будущего как отдельных стран так и мира. Она содержит данные (высказывания, откровения и т.д.), которые касаются в основном будущих событий.

Серафим Саровский-один из наиболее чтимых предсказателей

Как правило, пророчества являются высказываниями ясновидцев, которые предвидели определенные события еще до момента их свершения. Разница между предсказаниями и простыми прогнозами будущего в том, что первые основаны на сверхъестественных способностях к провидению тех, кто их произносит, а вторые руководствуются обычной логикой и анализом разных фактов и событий.

Серафим Саровский – один из наиболее чтимых предсказателей

Серафим Саровский родился в конце июля 1754 года, в семье купца работающего и проживающего в Курске. Он назван в истории одним из наиболее чтимых святых. История говорит о нем как о зачинателе и поспешнике Дивеевского женского монастыре (обители страждущих). Монах был возвеличен в 1903 году Российской церковью.

Факты из истории жизни святого

Всех нас любит Господь, потому что каждый человек – Его дитя. Но есть у Него и особенно любимые дети. Через них свет Всевышнего нисходит к другим людям, даря покой, милость и исцеление. Таким любимым был святой Серафим Саровский. Двенадцать раз являлась ему Пресвятая Дева, и с Ее покровительством святой творил чудеса, возвращая людям здоровье, разум и веру.

В ночь с 19 на 20 июля 1759 года супруга богатого курского купца Исидора Мошнина Агафья родила мальчика. Его назвали Прохором. Семья Мошниных жила дружно и богобоязливо. Когда Прохору исполнилось три года, его отец решил построить храм, но вскоре после начала строительства заболел и умер. Все дела – и торговые, и домашние – легли на плечи Агафье, поэтому церковь росла медленно. Однажды семилетний Прохор забрался на недостроенную звонницу и, не удержавшись, упал на землю. Люди бросились на помощь, но мальчик, всем на удивление, остался жив и невредим. Это стало первым знаком небесного покровительства.

Следующий знак был подан спустя три года. В 10 лет Прохор тяжело заболел, и родные уже потеряли веру в его спасение. Но к мальчику пришла во сне Пречистая Дева, утешила и пообещала выздоровление. Вскорости через Курск шел крестный ход с чудодейственной иконой Божией Матери. Неожиданно в процессе шествия небо затянули тучи и начался дождь. Тогда участники крестного хода, чтобы уменьшить путь, свернул к дому Мошниных. Агафья вынесла сына, и икону пронесли над ним. Немного спустя Прохор стал быстро оправляться от болезни.

Исцеление преподобного Серафима Саровского

Детство

С раннего возраста мальчику пришлось помогать брату по магазину. Но не к торговле лежала его душа. Часто Прохор вспоминал светлый и неописуемо прекрасный образ Божией Матери из своего видения. Желая узнать о Ней больше, он все свободное время проводил на богослужение в храме или за духовными книгами. Слишком разителен был контраст между духовным миром, что открылся ему, и повседневной жизнью с его мелкими заботами и интересами.

Все больше Прохор чурался торговли, развлечений со сверстниками, когда он попросил у матери благословения на постриг, Агафья не удивилась. В 1776 году 17-летний юноша с несколькими молодыми земляками отправился в Киево-Печерскую лавру.

В девяти верстах от Киева находится Китаевская пустынь, где жил тогда известный и почитаемый старец Досифей. (История рассказывает, что под этим именем скрывалась простая женщина – затворница Дария). Туда и заглянули по дороге в Лавру курские юноши. Поговорив с каждым, отшельник сразу выделил Прохора среди других, с особой теплотой благословил и сказал (дословно): «Иди, дитя Божье и будь в Саровской обители. Это место подарит тебе спасение от мук. Бог в помощь придет тебе, и там ты путь свой земной закончишь». Отныне и навсегда ему стал ясен его путь. И Серафим без страха смотрел в будущее, он знал что ждут его и испытания и трудности, но чувствовал за собой защиту Творца.

Юность

Но не сразу Прохор ушел в монастырь под городом Саровом. Он ощущал, что не совсем готов к испытаниям и трудностям монашеской жизни. Поэтому юноша вскоре вернулся домой в Курск и два года прожил там, собирая силы для духовного подвига. Только в конце ноября (история указывает 20-21 число месяца) 1778 года 19-летний Прохор пришел в Саровский монастырь и сразу попал на всенощную. Светло, благоговейно и с большой радостью Божией служили в монастырском храме, и, преклонив колена, растроганный юноша понял, насколько мудрыми были пророчества Досифея.

Добро отнесся к Прохору настоятель отец Пахомий и благословил на послушание. Молодой послушник сразу отдал себя молитве. Он одним из первых приходил в храм, неподвижно выстаивал Литургию, потом возвращался к келье и снова молился или читал Святые Писания и творения святых отцов.

Вскоре послушник заболел и пролежал в своей келье три года, отказываясь от лечения и уповая лишь на свою Небесную Покровительницу. И Она проявила свою милость. Вторично Богородица посетила Прохора, подарив ему исцеление.

Богородица посетила Прохора, подарив ему исцеление

Постриг и служение Господу

В 27 лет молодой мужчина принял постриг с именем Серафим. Спустя время его рукоположили в диаконы. В этом первом священном сане он пробыл шесть лет. Принимая участие в осуществлении Божественной Литургии, преподобный Серафим удостоился видения Самого Господа Иисуса Христа.

В сиянии Он шел по воздуху, окруженный множеством ангелов и в процессе пения «Святый Боже» вошел в алтарь, минуя наместную икону Спасителя. Это явление так удивило Серафима, что он замер на месте. Дьяконы под руки ввели его в алтарь, где он простоял недвижимо два часа, переживая сердцем чудесное видение, прежде чем объяснил, что произошло. После этого случая он часто подолгу молился в лесу в уединении.

В 37 лет отец Серафим стал священником. Вскоре он испросил благословения покинуть монастырь и разместиться в пяти верстах от обители, на берегу реки Саровки. Священник выстроил деревянную келью и жил трудами рук своих с огорода и пасеки. За хлебом он ходил в монастырь раз в неделю, но потом и вовсе отказался от хлеба, питаясь исключительно овощами. Позже он решил строго поститься, и более двух лет пищей ему была травяная смесь.

Однажды трое крестьян напали на Серафима, требуя денег. «Я ни от кого ничего не беру», – сказал им монах, но одержимы нечистой силой, разбойники не поверили ему и начали бить его топором. С проломленной головой и сломанными ребрами, всего изуродованного, они бросили Серафима на землю, считая его мертвым, и ворвались в келью. Злодеи обыскали все, но нашли всего навсего икону Богородицы и пару картофелин.

Искалеченный отец Серафим чудом дополз до монастыря. Его отнесли в келью, вызвали врачей, но те, осмотрев монаха, пришли к выводу, что он не выживет. В то время как они совещались, Серафим впал в забытье и снова увидел Божию Матерь. С апостолами Иоанном и Петром Она приблизилась к постели и, взглянув на больного, сказала: «Этот Раб Божий дитя Нашего рода».

Серафим Саровский часто подолгу молился в лесу в уединении

Придя в себя, Серафим отказался от лечения. Вскоре он уже мог вставать с кровати, а через полгода оставил монастырь и вернулся в свою келью на Саровцы. Когда нашли разбойников, преподобный настоял, чтобы их не наказывали. Наказал злодеев сам Господь: пожар сжег их дома.

Подвижническая жизнь старца сопровождалось удивительными фактами. К нему часто приходили дикие звери: медведь, волк, лисица, зайцы, белки, ящерицы, жабы, ужи и даже ядовитые змеи.

Жизнь свою проводил преподобный в молчании, верный своему правилу: «От молчания никто никогда не раскаивался».

Дорога к самопознанию

Стремясь к безустанной молитве, Преподобный 1000 суток молился, стоя на коленях прямо на камне. Один камень стоял в келье – на нем преподобный Серафим возносил молитву днем, а другой находился на опушке в лесу, и использовался для молитвы ночью. Он никому не рассказывал про этот свой подвиг – лишь случайно монахи узнали о нем.

Так прошло шестнадцать лет. Весной 1810 года преподобный Серафим вернулся в обитель. Здесь он сразу заперся в келье, ни с кем не разговаривая, пищу монахи оставляли ему у дверей, часто забирая затем нетронутой. Печь в келье не топилась, лишь теплилась лампада у иконы Богоматери. В сенях, напоминая о смерти, стоял сделанный руками преподобного простой дубовый гроб.

Серафим Саровский в монастырской келье

Десять лет провел преподобный в молчании, а говорить с людьми стал после того, как ему снова явилась Пречистая Дева со святым Онуфрием Великим и Петром Афонским. Она повелела старцу принимать людей, что жаждут благословения, советы и утешения. Так вышел отец Серафим на новый подвиг. Ежедневно, с раннего утра до позднего вечера выслушивал паломников, которые, услышав о возвращении старца, без конца шли в монастырь. Преподобный принимал тех, кто действительно нуждался в духовной помощи, сердцем зная их беды.

Люди, что побывали у преподобного Серафима, исцелялись от болезней, избегали неминуемой гибели и других опасностей . Одно из самых известных исцелений – помещика Николая Мотовилова. Тот не ходил, и приехал на исцеление к преподобному. Серафим спросил верует ли Мотовилов во Христа и Матерь Божию, и что они помогут ему исцелиться. Тот ответил утвердительно. Тогда святой сказал: «Становись и иди». К своему удивлению, Мотовилов смог ходить. В будущем он стал первым биографом Серафима и попечителем Серафимо-Дивеевского монастыря.

Последнее свидание Серафима с Богородицей при земной жизни

Многолетний пост, бессонные ночи в молитвах и смирении плоти подточили здоровье Серафима. Ноги уже плохо слушались, согнулась спина, но никто никогда не слышал от старца нареканий, потому что он нашел духовное здоровье, немыслимо без искренней веры. Как и раньше, он смотрел на мир со светлой улыбкой, был неизменно кроток и приветлив. Людей, посещавших его, он всегда приветствовал: «Радость моя! Христос Воскрес!»

Ночи старец проводил в монастыре, а днем уходил в лес, где долго молился на высоком берегу Саровки. Но люди продолжали приезжать к нему: вытаптывая тропинки до монастырского храма, они терпеливо ждали, пока чудотворец придет на литургию, чтобы получить благословение или хоть прикоснуться к краю его одежды.

В небольшом селе Дивеево, у Саровской обители, помещица Агафья Мельгунова основала маленький монастырь, а перед кончиной попросила преподобного Серафима позаботиться о сестрах своей обители. До этого старцы на Руси никогда не занимались женскими монастырями, но Преподобному вновь явилась Богородица с двенадцатью апостолами и поручила ему это дело. Пришлось Серафиму, не оставляя молитвенного подвига, нести еще и тяготы заботы о монастыре. Всю жизнь Дивеевской девичьей общины было устроено за молитвой и благословением преподобного.

В 1831 году одна из здешних монахинь стала свидетелем двенадцатого, последнего посещения Серафима Божьей Матерью. Поднялся сильный ветер, все озарилось светом, и поплыло чудесное пение; к старцу, упав на колени, приблизились два ангела с цветами, за ними появились Богородица, Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов и 12 святых дев.

Монахиня пришла в себя только под конец разговора Богоматери с Преподобным. «Не оставляй моих сестер дивеевских», – сказала Пречистая. «О Владычице, я собираю их, но сам не могу ими управлять», – смиренно отвечал Серафим. «Я тебе помогу во всем», – сказала Богородица, а потом добавила: «Вскоре, любимец Мой, будешь с нами», – и, благословив Саровского старца, исчезла. 1 января 1833 года, в воскресенье, старец собрал все свои последние силы и посетил храм, поставил свечи у всех икон и причастился.

Затем он попрощался со всей братией, и поцеловал каждого и сказал (дословно):

«Спасайтесь, души свои от греха храните, не унывайте, грусти не предайтесь, будьте бодры».

День смерти с благословения Господа

Как всегда, Серафим был кроток и ласков, словно готовился к очередному молению, а не к смерти. Вечером из его кельи было слышно пасхальное пение, а на следующий день монахи нашли Серафима склоненным у образов. Все считали, что старец спит, и хотели разбудить, но, подойдя ближе, монахи поняли, что преподобный отошел к Господу…

Старец Серафим прославлен Церковью.

Тело положили в простой гроб, сделанный когда-то самим преподобным, и похоронили в правой стороне соборного алтаря. Словно к живому, продолжали идти к Серафиму паломники – и чудеса исцелений продолжались. 19 июля (1 августа по новому стилю) 1930 го, при большом скоплении верующих преподобный старец Серафим прославлен Церковью. Как и предсказывал святой, летом весь народ запел Пасхальные 19 июля (1 августа) – первое (1903 г.) и второе (1991 г.) обретение его мощей. «Подвижником благочестия последнего времени» назвал Преподобного архиепископ Черниговский Филарет. История и ученые умы признают, что, старец Серафим был одним из тех людей, которых Господь посылает миру, чтобы не умерла в наших душах вера в милость Божию и надежда на спасение. Некоторые его заветы мы должны всегда помнить.

Пророчества о будущем России и царе

Святой Серафим Саровский в начале 1832 года произнес предсказания как о том, что Царская власть рухнет, и погребет под своими останками Последнего Царя всея Руси. Так и случилось, царь вместе со всей своей семьей был расстрелян большевиками. Пророчил Великий старец и о том, что придет такое время, когда убиенного царя канонизируют, и с этого дня начнется для России новая эра процветания (дословно): «И разделится Русь Великая на две стороны, и будет одна сторона от дьявола, а вторая от бога. И снизойдет Господь на землю страждущую и даст свою силу в поддержку царя и войска его. И придет в Русь слово Божье и вспомнят люди о том, что жизнь их в руках Божьих…».

Пророчества от Серафима Саровского

Пророчество о Великой Русской революции

Пророчества старца говорили о том, что много хороших и верных своей стране жителей погибнет, будет разграблено имущество, церквей, монастырей и кельи, надругаются над ними те, кто власть дьявола принял как истину, уничтожены будут многие добрые христиане и кровь рекой прольется и плачь по всей Руси будет сильный. Но, Господь Бог будет благосклонен к России и пройдя через все страдания, она обретет славу. Эти пророчества сбывались ранее и сбываются в наше время. Наблюдать, как Россия растет и достигает величия в Мире мы можем уже сейчас.

Разрушение Храма Христа Спасителя

Пророчества о будущих войнах, разделе Турции и Иерусалима

Самые страшные и самые серьезные пророчества Великого старца касались будущих военных действий, которые случатся на планете в дни Последних времен. Говорил прорицатель, что крови прольется много. Но его предсказания обещали небывалое величие России как стране, и как господствующему на земле государству.

Серафим Саровский предрек и неминуемое слияние всех славянских народов под знаменами России. И это новое государство обретет мощь от Бога и получит защиту Высших Сил. Это будет то время, про которое Бог через старцев людям говорил (дословно): «Великое Царство Всероссийское, славянское Царство непобедимое – Гога и Магога, будет величием своим вызывать благоговение, уважение, и страх у врагов своих». Силе российской покорятся и Иерусалим, и Константинополь и все страны большие будут покоренными. Сама территория Турции перейдет к России. Такие пророчества говорят о том что Россия непросто выживет во всех сегодняшних сложностях но и обретет счастье, достаток народа своего и процветание. Вообще, история не раз упоминала о том что великие старцы высказывали пророчества относительно России как единственной в мире сверхдержавы.

Пророчества о будущем Франции

Грядущее Франции святой Серафим Саровский предсказывал следующее: будет в стране не больше 18 миллионов жителей, столицей станет городок Реймс, а Париж будет стерт с лица земли. Дому Наполеонидов объятья раскроет Сардиния, покорится Корсика и падет Савойя. Такие предсказания сулят Франции процветание и достаток ее жителям.

Предсказания о предстоящей войне

Предвещал Саровский и войну, говоря, что начнется она сразу после его праздника, в Дивеево, как только он воскреснет вместе с Царем. Эти пророчества касались периода, названного в истории и религии Последними Временами.

Пророчества о последних временах (конец мира)

Часто к святому Серафиму приходили люди, хотевшие удовлетворить свое любопытство. Был случай, когда один мужчина надумал себе, что близится конец мира, и решил спросить он мнения старца. Серафим ответил ему, что слишком хорошо тот думает о нем, и не может старец знать такое, и что Господь Бог не давал ему никаких знаков, подтверждающих такое будущее событие. Потом Серафим с грустью произнес (дословно):

«Мы все дети Господа! Но, отвернулись на земле живущие, от слова Его Праведного! Далеко ушли от пути спасения душ наших бессмертных … прогневаем Господа Спасителя Своего… но долгим гнев Его будет, подаст Он детям своим милость великую. Наша вера это Православная, Церковь, не имеет она порока. Благодаря именно этому будет Россия благословенной и не смогут победить ее враги, чья сила от недоброго и нечистого. Всегда Господь Бог с воинством своим святым будет стоять на страже, защищая ее. И никогда нечистому не сломить стену эту, она останется прочнее всех преград на веки вечные, пока и мир наш будет существовать».

Эти пророчества в чем-то пугающие, но обнадеживающие. Ведь предсказания о конце света говорят и о том, что вместе с Концом придет в наш мир, Новое великое Учение, и конец мира станет его Началом Начал.

Напоследок хотелось бы напомнить всем несколько известных высказываний Серафима Саровского (дословно):

  • Не бери греха на душу бессмертную и на совесть свою, и болезни отойдут, так как любой недуг есть наказанием за смертные грехи наши перед Господом и Волей Его.
  • Кто переносит недуг свой с терпением, покорностью, краткостью и благодарением, тому зачтется болезнь вместо подвига.
  • Ложно причащаясь на Земле, стерегитесь, как бы не остаться вам без причастия на Небесах.
  • На хлеб как основу жизни и воду как святую влагу от Господа еще никто не жаловался.
  • Более за пост и молитвы чтиться за послушание работа тяжкая, то есть труд во Имя Его.
  • Нет греха страшнее, чем отдать душу свою бессмертную на поталу тоске и унынью.
  • Настоящая вера не терпит безделья и праздности, кто верует в вечную жизнь на небесах, тот имеет всегда заботы мирские на земле.
  • Кротость может для вас и судьбу и мир весь покорить. Отгонять от себя тоску, не предайся унынью, и старайтесь иметь радостный дух, а мысли грустные гоните от себя прочь.
  • Тех, кто живет с вами в мире да идет на согласие мирно, пусть будут тысячами исчисляться, но найди только одного, и только одному близкому по духу сердце свое открывай в печалях своих мирских.
  • Не рушьте семьи и не губите детство, если разрушится тепло семейного костра, то погубиться государство и исказятся народы.

Великий старец Серафим Саровский прожил долгую и очень сложную жизнь полную лишений и горя. Он гордо и безропотно нес положенный ему Всевышнем крест. Его судьба подарила нам много исторических ценностей в виде великих пророчеств. Его как святого почитают не только на территории России, о нем знают во всем мире. К иконе Серафима люди идут в надежде получить защиту и помощь.

И святой человек, великий мученик, помазанник Божий никому не отказывает в милости, как не отказывал при жизни так и не отказывает после своей смерти. Великого старца чтят в народе 15 января, этот день в истории назван Днем Святого Серафима Саровського. Также праздник обретения православными мощей святого отмечают 1 августа. Серафиму молятся о здравии, об избавлении от телесных и душевных недугов. В православии его называют покровителем торговли и прибыли. Также ему возносят молитву о смягчении родных сердец и о примирении близких во вражде. История приводит множество фактов того как молитва к этому святому творила настоящие чудеса. Он помогал избавиться от болезней, помогал выйти победителем в сложном деле, защищал тех, кто ездит на заработки в чужую сторону.

Паломники часто приходят в его храм в Дивеево, в Дивеевский монастырь с молитвой и просьбами о помощи. И Великий старец никому не отказывает в своей защите и помощи. Молитесь ему о своем здравии и Господь не оставит вас в лапах недуга, молитесь ему о защите от злых людей, и ваши враги отступят от вас, молитесь ему за детей и он дарует им силу жизни в этом сложном мире.

Один из моих добрых читателей вопрошает мое недостоинство по поводу "аутеничности" пророчеств преподобного Серафима Саровского:
"Вопрос возник следующий. Меня попросили выяснить, по каким источникам можно было бы проследить аутеничность пророчеств прп. Серафима Саровского, что можно считать подлинником, а что наслоениями. Особенно, пророчества о войне, царе и воскресении. Если есть любая информация на эту тему, буду очень признателен."
Вопрос ребром поставил меня в суръезное недоумение.
Что думают по этому поводу, дорогие мои читатели?
Пророчества имеются ввиду вот эти:

"Печатается по публикации игумена Андроника (Трубачёва) «Антихрист и Россия» из журнала «Литературная Учёба». Кн. 1. 1991 г. С. 133-134).

Должно быть, из архивов о. Павла Флоренского. (Серафим Чиичагов его не использовал, или не знал...) Насколько аутеничен текст, можно ли доверять? И есть ли вообще возможность узнать это? Вот такие у меня вопросы, если конкретно, что Вы думаете именно по этому тексту о. Андроника. Кстати, найти бы оригинал публикации тоже было бы неплохо.
...

Пройдёт более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будет это непременно. Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и наверх их снидет неправда пагубных замыслов их.
Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит...На земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь... хула на Духа Святого, которая не простится вовек. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил "Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня".

До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачёвский, Французская революция — ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются.
Потом настанет время, когда под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мира сего, будут изменять и извращать догматы (учение) и уставы Святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам, Св. Апостолам, о создании Церкви Христовой и ее правил, и заповедавшего им: «Шедше научите все народы тому, что Я заповедал вам» (Мф. 28, 19).

Отсюда доныне сохранились дошедшие до нас правила и предания Св. Апостолов, которые разъяснены и утверждены окончательно раз навсегда и Св. Преемниками — Св. Отцами, руководимыми духом Святым на семи Вселенских Соборах. Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее; т. е., что она пребудет неизменно до конца — до второго пришествия».
Всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение Св. Церкви, есть ересь, желание создать свою особую Церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления духа Святаго и есть хула на Духа Святаго, которая не простится во век. Так поступали и будут поступать все отпавшие от единения со Святой Апостольской Церковию, о чем Апостол Павел говорит: «Такие апостолы - лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых и не удивительно, ибо и сам сатана принимает вид Ангела Света поэтому не великое дело, что и служители его принимают вид служителей правды, но конец их по делам их». (2 Кор. 11, 13-14). По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство последних времён и гнев Божий поразит их…

Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца Земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского... У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие - сих врата адовы не одолеют. Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе...
Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременный жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние.

О (грядущем) Государе же не пекись, Его Господь сохранит, Он в душе христианин, чего не могут про себя сказать иные даже из духовных великих особ. Велик был Государь Император Петр I Алексеевич, за что Великим и Отцом Отечества справедливо наречен, а по вере в Господа (грядущий Государь) и соравнен (с Петром Великим) быть не может; сами разсудите, Петр Великий жил во времена такие, когда и одним взглядом дорожили царским первейшие боляре как Милостию Божиею и все безмолвно Царю покорялись, так Ему было легко управляться, а ныне не тот народ уже стал. Вот ею то (верою в Господа) Он (грядущий Русский Царь-победитель антихриста) и выше Петра Великого, за нелицемерную Веру Его Православную и поможет Ему Бог во всем и возвеличит во дни Его так Россию над всеми врагами ея, что Она станет превыше всех царств земных и не только нам у иностранцев уже не придется учиться ни чему, а еще и им доведется бывать в нашей Земле Русской да учится у нас и Вере Православно-христианской и жизни благочестивой по этой вере.

А много-много будет сначала до того всякого горя Государю и не однократно станут искать Его освященной Богу главы и живота царской фамилии, но Господь всегда будет защищать и Его и весь августейший Царский Дом Его, праведника ради единого целый род спасается, что речет триех ради, а в Его Государевом роду посмотритека, сколько святых мощей от Его венценосной плоти и крови, мню, что не один десяток Угодников Божиих, так все они молитвенники за род Его и Его священную особу Императорскую, вот хотя бы Государь Император Павел Петрович как любил церковь святую, как чтил святые уставы ея и сколько делал для блага ея, не многие из Царей Русских подобно Ему послужили Церкви Божией, а Его Императорскому Величеству (грядущему Государю) и еще гораздо более поможет зделать Господь и для Церкви Святой Православной нашей и единой во всей вселенной истинной -непорочно Апостольской Вселенской Церкви Христовой, но до этого еще много должно будет горя и Государю и Земле Русской перенести.

Когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за Государя и целость России, вот тогда, ваше боголюбие, усердие Ваше по Боге и ко времени - и Господь поможет правому делу - ставших за Государя и Отечество и Святую Церковь нашу - а Государя и всю Царскую Фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за Него (грядущего Государя), за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской - но не столько и тут крови прольется, сколько тогда как когда правая за Государя ставшая сторона получит победу и переловит всех изменников и предаст их в руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят, и вот тут то еще более прежнего крови прольется, но эта кровь будет последняя очистительная кровь ибо после того Господь благословит люди Своя миром и превознесет рог Помазанного Своего Давида раба Своего Мужа по сердцу Своему, Благочестивейшего Государя Императора. Его же утвердила и паче утвердит десница Его святая над Землею Русскою.

Перед концом времен Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех святых: «Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское — Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут». И всё это, всё верно, как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрёкший о нём (последнем Русском Царе) и его грозном владычестве над землёю. Соединёнными силами России и других Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией, и Россия соединёнными силами со многими другими государствами возьмёт Вену, а за домом Габсбургов останется около 7 миллионов коренных венцев, и там устроится территория Австрийской империи. ранции за её любовь к Богородице - Св. Мадонне - дастся до семнадцати миллионов французов со столицей городом Реймсом, а Париж будет совершено уничтожен. Дому Наполеонидов дастся Сардиния, Корсика и Савойя. Неизменный счет войны всемирной и русской будет 10 лет...

Всё то, что носит название «декабристов», «реформаторов» и, словом, принадлежит к «бытоулучшительной партии», есть истинное антихристианство на земле, которое, развиваясь, приведёт к разрушению христианства на земле, и отчасти Православия, и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими землями славянскими и составит громадный народный океан, пред которым будут в страхе прочие племена земные.
Когда Империя Русская получит сто восемьдесят миллионов в своё владение должно ожидать явления Антихриста.

1) Антихрист родится в России между Петербургом и Москвой в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет «Москво-Петроградом», или «Градом конца», как именует его Господь Дух Святой, издалече всё предусматривающий.
2) До явления Антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей под Единую Главу Христа Жизнодавца и под единый Покров Божией Матери, Единой по Бозе Всемогущей, с оставлением за первым патриархом его царственной власти, как первообраза вечного царства Иисуса Христа, также для объединения и воссоединения всех святых Христовых Церквей против назревающего антихристианского направления под Единую Главу Христа-Жизнодавца и под единый покров Его Пречыстой Матери и для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий (под какими названиями они не появлялись бы), главные руководители которых имеют одну общую цель: под предлогом полного равноправного благоустройства на земле с помощью фанатизированных ими людей вызвать анархию во всех государствах и разрушить христианство во всём мире и, наконец, силою золота, сосредоточенного в их руках, подчинить весь мир антихристианству, в лице единовластного самодержавного царя, царя Богоборного, одного на всем миром.

Сатана был первый революционер, и чрез это спал с неба. Между учением последователей его и учением Господа Иисуса Христа нет ничего общего, здесь - огромная пропасть. Господь через делание данных Им заповедей призывает человечество на небо, где обитает правда. Дух тьмы обещает устройство рая на земле.

Так все революционные общества, тайные и явные, под какими бы названиями они ни появлялись и какой бы благовидной видимостью ни прикрывались имеют одну общую цель - борьбу и общее разрушение христианства, подготовляя почву антихристианству в лице грядущего в мир Антихриста. Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые; прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих.

За то, что евреи не приняли и не признали Господа Иисуса Христа, они рассеяны по лицу всей земли. Но во времена Антихриста множество евреев обратится ко Христу, так как они поймут, что ошибочно ожидаемый ими Мессия (помазанный на царствование - евр.) - не кто иной, как Тот, про Которого Господь наш Иисус Христос сказал: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не приняли Меня, иной придёт во имя своё, и примут его».
Итак, несмотря на великое их пред Богом преступление, евреи были и есть возлюбленный пред Богом народ. Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа Иисуса Христа. Во времена Антихриста они совершенно отвергнут и не признают его Мессией, и за то удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык (народ — слав.) на земле, и другого царства более всемогущественного Русско-славянского не будет на земле.

Во Израиле родился Иисус Христос, истинный Богочеловек, Сын Бога Отца наитием Святого Духа, а среди славян и русских родится истинный Антихрист-Бесочеловек, сын жены блудницы Данова поколения и сын диавола через искусственное перенесение к ней семени мужеского, с которым вместе вселится в утробу ея дух тьмы.
Но некто из русских, доживши до рождения Антихриста, подобно Симеону Богоприимцу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного Антихриста и возвестит миру, что он есть истинный Антихрист.
В одной из своих бесед с Мотовиловым преподобный Серафим, говоря о духовном состоянии последних христиан, оставшихся верными Богу перед концом мира, поведал нечто весьма важное для укрепления исповедников Христовых:
«И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы, избранных ради, не сократились оные дни, — в те дни остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф. 28 46).

Подобное же оставление человечества благодатью Божиею должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по минованию коего не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей, и все святые Ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все от века предопределенное в Предвечном Совете».
Часть приведённых пророчеств являются фрагментами собственноручного письма Саровского старца Серафима (Мошнина), присланного Н.А.Мотовилову, который позднее выписал их и лично передал С.А.Нилусу. (Печатается по публикации игумена Андроника (Трубачёва) «Антихрист и Россия» из журнала «Литературная Учёба». Кн. 1. 1991 г. С. 133-134)."

Оригинал взят у

Иеромонах Серафим Саровский

(Прохор Исидорович Мошнин; 19 июля 1754, Курск - 2 января 1833, Саровский монастырь).

«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия…. вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты… и за это Господь тяжко их накажет.

Я, убогий Серафим, 3 дня и 3 ночи молил Господа, чтобы Он лучше лишил меня Царствия небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:7-9)».

«Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь… хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их…».

«Земля Русская обагрится реками кровей, - предсказывал Саровский старец Мотовилову, - но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца 3емле Русской...».

«Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит… Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее; т.е., что она пребудет неизменно до конца - до второго пришествия.

Всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение Св. Церкви, есть ересь, желание создать свою особую Церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления Духа Святаго и есть хула на Духа Святаго, которая не простится во век.

Так поступали и будут поступать все отпавшие от единения со Святой Апостольской Церковью, о чем Апостол Павел говорит: «Такие апостолы - лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых и не удивительно, ибо и сам сатана принимает вид Ангела Света, поэтому не великое дело, что и служители его принимают вид служителей правды, но конец их по делам их» (2 Кор.11:13-14).

По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их. Иисус Христос вчера, днесь и во век все тот же и учения заповедей Его и все постановления утверждены Им раз навсегда без изменения, ибо все это есть истина, принесенная с Неба Самим Сыном Божиим.

Науки, учения человеческие должны подлежать изменению в своем развитии, усовершенствовании, но данное нам Божественное учение не может быть изменено людьми, как неизменяем Сам Господь, установивший Св. Церковь и ея Таинства, поэтому, говорит батюшка о. Серафим, умствованиям человеческим здесь нет места.

Почему Апостол и говорит: «Аще мы, или Ангел с Небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал.1:8)» (из воспоминаний Е. И. Мотовиловой из записок ее мужа).

«Мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного; прогневляем Господа и несохранением святых постов; ныне христиане вкушают мясо и во святую четыредесятницу и во всякий пост; среды и пятницы не сохраняют; а Церковь имеет правило: не хранящие святых постов и всего лета среды и пятницы много грешат. Но не до конца прогневается Господь, паки помилует...

Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правды: сих врата адова не одолеют».

«Тело есть раб души, душа - царица, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями; ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя; и самая болезнь телесная раждается иногда от страстей».

«Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света».

«Как огонь очищает золото, так печаль по Бозе очищает греховное сердце» (Ант. Сл. 25).

«Мы во всю жизнь свою грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда смиряться пред Ним, прося оставления долгов наших».

«Суди себя сам, и Господь не осудит».

«Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы».

«Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния».

«Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно».

«Мы во всю жизнь свою грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда смиряться пред Ним, прося оставления долгов наших».

«Диавол, как лев, скрываясь въ оградe своей (Пс. 9, 30), тайно раставляет нам сети нечистых и нечистивых помыслов. Итак, немедленно, как только увидим, надобно расторгать их посредством благочестивого размышления и молитвы».

«Как Господь печется о нашем спасении, так человекоубийца - диавол старается привести человека в отчаяние».

«Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога».

«Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны, по Апостолу, страсти нынeшняго времене к хотящей славe явится в нас» (Рим. 8, 18).

«Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять».

«Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние».

«У кого текут слезы умиления, такового сердце озаряют лучи Солнца правды - Христа Бога».

«Бог заповедал нам вражду только против змия, т. е. против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая,- против человекоубийцы-диавола. Повелено нам враждовать и против Мадианитян, т. е. против нечистых духов блуда и студодеяния, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы».

«О делах Божиих не должно рассуждать по насыщении чрева: ибо в наполненном чреве нет видения таин Божиих».

Из рукописной «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» : « Страшное время идет на Россию, - я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима ».

В записках князя Путятина, человека очень близкого Дивееву, сохранилась запись о том, что когда Н.А. Мотовилов спросил пророка Серафима: когда же будет самое страшное время. Серафим Саровский ответил: « Немного позже, чем через 100 лет после моей смерти », - т.е. тридцатые и сороковые годы ХХ-го столетия.

Пророчествовал о событиях грядущей гражданской войны, эпидемий, всеобщего голода и о Великой Отечественной войне: « О, радость моя, какое горе постигнет Россию за ее грехи, какое великое горе! А смертность то какая великая будет в России! Ангелы не будут поспевать душ человеческих возносить на небо! О, радость моя, горе великое покроет Россию!» Плача и рыдая, повторял это Серафим Саровский ученикам своим (Летопись Дивеевского монастыря).

Монахиня Серафима (Булгакова) вспоминала: «От Прасковьи Ивановны поехали к Елене Ивановне Мотовиловой. Государю было известно, что она хранила переданное ей Н.А.Мотовиловым письмо, написанное Преп. Серафимом и адресованное государю императору Николаю П. Это письмо Преп. Серафим написал, запечатал мягким хлебом, передал Николаю Александровичу Мотовилову со словами:

- Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся царская Фамилия, и Царь придет к ней. Пусть она ему передаст.

Мне рассказывала Наталья Леонидовна Чичагова, что когда государь принял письмо, с благоговением положил его в грудной карман, сказав, что будет читать письмо после...

Когда государь прочитал письмо, уже вернувшись в игуменский корпус, Он горько заплакал. Придворные утешали его, говоря, что хотя батюшка Серафим и святой, но может ошибаться, но государь плакал безутешно. Содержание письма осталось никому не известно.

В тот же день, 20 июля, к вечеру все уехали из Дивеева. После этого со всеми серьезными вопросами государь обращался к Прасковье Ивановне, посылая к ней Великих князей. Евдокия Ивановна говорила, что не успевал один уехать, другой приезжал.

После смерти келейницы Прасковьи Ивановны матушки Серафимы спрашивали все через Евдокию Ивановну. Она передавала, что Прасковья Ивановна сказала:

- Государь, сойди с престола сам!»

Фактом является то явление, что Николай II получил откровение о своей плачевной участи. Был предупреждён Господом о своей самоубийственной погибели. «Может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их» (Иер.36:3). Однако вместо того, чтобы исправить своё гибельное положение, как всегда возможно в подобных случаях, российский царь решил затратить значительную сумму денежных средств, чтобы прославить пророка (Матф.23:29-32), нежели предотвратить своё движение в преисподнюю.

Правда существуют ещё некоторые пророчества Серафима Саровского адресованные «последнему царю и периоду возрождения России», что в свою очередь российские ложные учителя в преследовании своих собственных имперских интересов цинично соотносят искажение этих пророчеств к ис тории самодержавной монархии дома Романовых…

Вместо предисловия

Преподобный Серафим Саровский (19 июля 1759 - 2 января 1833 гг.) причислен к лику святых в июле 1903 года. Происходило это при огромном стечении людей разных сословий и состояний; здесь, в Саровской и Дивеевской обителях, торжествовала вера Православная, возносилась всенародная молитва к Богу. И спасительная благодать Духа Святого одинаково изливалась на всех предстоящих, от мужика в сермяге и лаптях до самого боговенчанного самодержца Николая II Александровича. Святая Русь ублажала святого Серафима.

Но и до прославления мощей имя Саровского подвижника ублажалось в русских пределах повсеместно. Старца Серафима просили о заступничестве как молитвенного предстателя перед Престолом Живоначальной Троицы. И чудотворения, как и при жизни угодника Божия, совершались. "Я для вас всегда живой", - говорил батюшка Серафим своим духовным детям. Он и поныне живой для всех нас, православных.

Не умолкает слава Саровского чудотворца и как величайшего прозорливца. Многое сбылось из того, что он предрекал. Ниже представлены некоторые из его пророчеств и предвещаний. Выбраны они из саровских и дивеевских преданий, из житийных сводов угодника и его поучений.

К ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИИ

До рождения Антихриста произойдут великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее... Бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе...

О ПАДЕНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ В РОССИИ

Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия и за это Господь тяжко их накажет.

Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: "Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня".

Примечание. Преподобный пересказывает слова Спасителя: "Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф., 15, 7-9).

ОБ УЧАСТИ ВЕРНЫХ ХРИСТИАН

В одной из бесед с Н.А.Мотовиловым преподобный Серафим, говоря о духовном состоянии последних христиан, оставшихся верными Богу пред концом мира, поведал нечто весьма важное на подкрепу остатку исповедников Христовых:

"И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы избранных ради не сократились оные дни, в те дни остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися, будучи Совершенным Богом и Совершенным Человеком, почувствовал Себя Своим Божеством, настолько оставленным, что возопил к Нему: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" Подобное же оставление человечества благодатию Божией должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по миновании коего не умедлит вслед явиться Господь во славе Своей и все святии ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все от века предопределенное в Предвечном Совете".

ПРОПОВЕДЬ ВСЕМИРНОГО ПОКАЯНИЯ

Мне, ваше боголюбие, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но как к тому времени архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главному догмату веры Христовой и веровать уже не будут, то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременной жизни и по сем воскресить, и воскресение мое будет, аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего.

"Открыв мне, - пишет далее Мотовилов, - сию великую и страшную тайну, великий старец поведал мне, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо Воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли. Дивеев станет лаврой, Вертьяново - городом, а Арзамас - губернией. И проповедуя в Дивееве покаяние батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей, и по открытии их сам между ними ляжет. И тогда вскоре настанет и конец всему".

СРЕДИ ЛЕТА ЗАПОЮТ ПАСХУ

Вот, матушка, - говорил о.Серафим дивеевской старице Ирине Семеновне, - когда у нас будет собор, тогда московский колокол Иван Великий сам к нам придет! Когда его повесят да в первый-то раз ударят в него и он загудит, - и батюшка изобразил голосом, - тогда мы с вами проснемся, О, во какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон! - Помолчав немного, продолжал батюшка:

Но эта радость будет на самое короткое время, что далее, матушка, будет... такая скорбь, чего от начала мира не было!

Светлое лицо батюшки вдруг изменилось, померкло и приняло скорбное выражение. Спустя голову, он поник долу, и слезы струями полились по щекам.

Примечание. В июле 1903 года, в пору всенародного прославления честных мощей старца Серафима, Саров посетил государь Николай II. Среди лета запели Пасху.

ДИВО ДИВНОЕ И ЧУДО ЧУДНОЕ

Вот будет чудо так чудо - это когда крестный-то ход, что теперь шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, а народу-то, как говаривал наш угодничек-то Божий преподобный Серафим, что колосьев будет в поле. Вот то-то будет чудо чудное, диво дивное".

Дивеевская игумения Мария

Примечание. В июле 1903 года, в пору прославления преподобного Серафима, крестный ход, возглавляемый государем Николаем II и высшим духовенством, шел из Дивеева в Саров.

ЛАВРА В ДИВЕЕВЕ

Еще не было и нет примеров, чтобы были женские лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве лавра, - сказал батюшка. - Лавра-то будет кругом, то есть за канавкою, в обители матушки Александры, потому что, как она была вдова, то у нее могут жить в обители и вдовы, и жены, и девицы, а киновия будет только в канавке, и как я, убогий Серафим, был девственник, то и в обители моей будут одни лишь девицы. Выстроится большой холодный собор и будет и теплый. Эта Казанская церковь и место - все будет монастырское, прихожанам дадут другое место, а так Казанская церковь, как есть, и Рождественская, как есть, останутся как бы в центре, а кругом ее еще много места захватят приделами другими, и из нее большой теплый собор выйдет, и большая это будет пристройка наподобие Иерусалимского храма. С левой стороны Рождественской церкви будет непременно придел во имя Михаила Архангела. Каменная ограда как есть, так и останется, только Казанская церковь войдет в ограду и стена продолжится вплоть до берега, где, пройдя немного берегом, пойдет к западу, и тут, как раз против дома Мишеньки (Михаила Васильевича Мантурова), выстроится колокольня и будут под ней святые ворота. Кругом обоих соборов будут каменные корпуса...

КАНАВКА ДО НЕБЕС

У вас (в Дивееве) канавку вырыть надо! Три аршина чтобы было глубины и три аршина ширины и три же аршина вышины, воры-то и не пролезут! (На что, говорю, батюшка, нам ограда бы лучше). Глупая, глупая! Говорит: на что канавку? Когда век-то кончится, сначала Антихрист с храмов кресты начнет снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то. Нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!..

Потому она так вырыта, что эта самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли!.. Она, Матерь-то Божия, все это место обошла... Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста "Богородицу" прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!

НЕ ОДОЛЕЕТ ВАС АНТИХРИСТ

Вот скажу тебе, - говорил батюшка Серафим монахине Евпраксии, - будет у нас два собора; первый-то собор, холодный, куда лучше будет Саровского-то, и будут они нам завидовать! А второй-то собор - зимний Казанский, ведь церковь-то Казанскую нам отдадут! Вы и не хлопочите, придет время, еще поклонятся да и отдадут нам. И скажу тебе, велъми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот этот дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет Антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется, и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас Антихрист-то... Так вот, и собор ваш, и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать Антихрист! И при том соборе время придет такое у вас, матушка, что ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит... И будет тут не село, а город.

А ВОТ БУДЕТ ДИВО...

У богий Серафим мог бы обогатить вас, но это не полезно вам, мог бы и золу превратить в золото, но не хочу. У вас многое не умножится, а малое не умалится. В последнее же время будет у вас изобилие во всем, но тогда уже будет всему конец. Теперь все дивятся, что убогий Серафим занимается вами, печется о ваших духовных и телесных нуждах; это-то что за диво, а вот будет диво, когда плоть-то свою убогий Серафим принесет в Дивеев". Мы (насельницы Дивеевской обители) все думали, что батюшка Серафим посетит нас, но при жизни его этого не случилось.

ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ УСЛЫШИТ И УДИВИТСЯ

Е вдокия Трофимовна, впоследствии монахиня Евстолия, рассказывала, что однажды она работала с сестрою Ириною Семеновною у батюшки в пустыньке, и он, любя ее, очень много пророчески говорил. "Вот, матушка, - начал о.Серафим, сев у источника, - скажу вам, придет время - у нас в обители все будет устроено. Какой собор будет! Какая колокольня! А келий и ограда будут каменные и во всем будет у нас изобилие!" После этого о.Серафим вдруг заплакал и сказал: "Но тогда жизнь будет краткая. Ангелы едва будут успевать брать души. А кто в обители моей будет жить, всех не оставлю; кто даже помогать будет ей, и те от мук будут избавлены! Канавка же будет вам стеною до небес, и, когда придет Антихрист, не возможет он перейти ее; она за вас возопиет ко Господу и стеною до небес станет и не впустит его! А колокол-то московский, который стоит на земле около колокольни Ивана Великого, он сам придет к вам по воздуху и так загудит, что вы пробудитесь и вся вселенная услышит и удивится".

НЕ ДО КОНЦА ПРОГНЕВАЕТСЯ ГОСПОДЬ

Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля Русская обагрится реками крови, и много дворян побиено будет за великого государя и целость самодержавия его; но не до конца прогневается Господь и не попустит до конца разрушиться земле Русской, потому что в ней одной преимущественно охраняются еще Православие и остатки благочестия христианского.

ПРЕДСКАЗАНИЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ

Алексею Гурьевичу Ворошилову не раз говорил о.Серафим, что некогда на Россию восстанут три державы и много изнурят ее. Но за Православие Господь помилует и сохранит ее. Тогда эта речь, как сказание о будущем, непонятна была, но события объяснили, что старец говорил о Крымской кампании.

ВО СПАСЕНИЕ ВОИНОВ

Солдаты, возвращавшиеся со мною в полк, удостоились также принять его благословение, и он, делая им при этом случае наставления, предсказал, что ни один из них не погибнет в битве, что и сбылось действительно: ни один из них не был даже ранен.

НЕ РАСПЕЧАТЫВАЯ ПИСЕМ...

Что касается собственно до писем, то о.Серафим часто, не распечатывая, знал их содержание и давал ответы, говоря обыкновенно так: "Вот что скажи от убогого Серафима" и проч. В этом удостоверяют многие боголюбивые особы, общавшиеся с отцом Серафимом лично или через письма. После смерти старца в келии его нашли много нераспечатанных писем, по которым однако же даны были в свое время изустные ответы.

СТЯЖИ МИРНЫЙ ДУХ

Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух! - сказал о.Серафим иноку и тут же начал объяснять, что значит стяжание мирного духа. Это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым. Ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное. Так спасались все праведники и наследовали Царствие Небесное, а перед Ним вся слава мира сего как ничто; все наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях - там вечная радость и торжество. Для того, чтобы дать духу нашему свободу возноситься туда и питаться от сладчайшей беседы с Господом, нужно смирять себя непрестанным бдением, молитвою и памятованием Господа.

НАПАСТЬ НЕ ЗАДЕНЕТ

Обители Саровской он делал не раз предсказания о событиях, с какой-нибудь стороны ее касавшихся, ближайших и отдаленных. Когда, например, явилась первая холера в России, о.Серафим открыто предвозвещал, что ее не будет ни в Сарове, ни в Дивееве. Саровские старцы, своими очами видевшие о.Серафима и слышавшие его одобрительные беседы, были свидетелями того, что сии предсказания его исполнились во всей точности, так что от первой холеры ни в Дивееве, ни в Сарове не умерло ни одного человека.

ВЫШЕ СИЛ НЕ БЕРИСЬ

Иди средним путем, выше сил не берись - упадешь, и враг посмеется тебе; аще юн сый, удержись. Однажды диавол предложил праведнику прыгнуть в яму, тот было согласился, но Григорий Богослов удержал его. Вот что делай: укоряют - не укоряй; гонят - терпи; хулят - хвали, осуждай сам себя, так Бог не осудит, покоряй свою волю воле Господней; никогда не льсти; познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это; люби ближнего твоего: ближний твой - плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь, а если пo-Божьему, то обоих спасешь. Эти подвиги больше, чем в Киев идти или и далее, кого Бог позовет.

ПРЕДСКАЗАЛ БУРЮ

Саровский лес при игумене Нифонте приносил уже много пользы монастырю. Все стали смотреть на него как на источник дохода для обители; между тем о.Серафим предусмотрел и предсказал за некоторое время бурю, которая много поломала деревьев в лесу, о чем крайне сожалело саровское начальство.

ДНЕСЬ И ВО ВЕКИ

Незадолго до кончины о.Серафима, видя его истинно подвижническую жизнь, один брат в назидание самому себе спросил его: "Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?" "Потому, - отвечал старец, - что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде, ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и днесь тот же и вовеки".

ГРЯДИ, ОТКУДА ПРИШЕЛ

Саровская обитель. Старец Серафим, весь проникнутый любовью, добротою, строго взирает на приближающегося к нему офицера и отказывает ему в благословении. Прозорливец знает, что тот - участник заговора будущих декабристов. "Гряди, откуда пришел", - решительно говорит ему преподобный. Подводит затем великий старец послушника своего к колодцу, вода в коем была мутной и грязной. "Так и этот человек, который приходил сюда, намеревается возмутить Россию", - произнес праведник, ревнующий о судьбах русской монархии.

СМУТЫ НЕ ОКОНЧАТСЯ ХОРОШИМ

Два брата приехали в Саров и пошли к старцу (это были два брата Волконских); он одного из них принял и благословил, а другому и подойти к себе не дал, замахал руками и прогнал. А брату его про него сказал, что он замышляет недоброе, что смуты не кончатся хорошим и что много будет пролито слез и крови, и советовал образумиться вовремя. И точно, тот из двух братьев, которого он прогнал, попал в беду и был сослан.

Примечание. Генерал-майор князь Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865) был членом Союза благоденствия и Южного общества; осужден по первому разряду и по конфирмации приговорен на каторжную работу на 20 лет (срок сокращен до 15 лет). Отправлен в Нерчинские рудники, а затем переведен на поселение.

НЕТ СКОРБЕЙ, НЕТ И СПАСЕНИЯ

Напиши следующие слова мои не на бумаге, а на сердце:

1) учись умной, сердечной молитве, как учат св.отцы в Добротолюбии, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к Нему;

2) к обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй: "Богородица, помилуй мя!";

3) одна молитва внешняя недостаточна. Бог внемлет уму, а потому те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки;

4) бойся, как гееннского огня, галок намазанных (женщин), ибо они часто из воинов царских делают рабов сатаны;

5) помни, что истинная монашеская мантия есть радушное перенесение клеветы и напраслины: нет скорбей, нет и спасения;

6) все делай потихоньку-полегоньку, а не вдруг: добродетель не груша - ее вдруг не съесть.

СЕЙ ДАННУЮ ТЕБЕ ПШЕНИЦУ

Сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет и плод принесет, хотя и нескоро. И данный тебе талант не скрывай в земле, да и не истязан будешь от своего господина, но отдавай его торжникам: пусть куплю делают. Еще скажу тебе: не води дружбы и не имей союза, во-первых, с врагами Христовой Церкви, то есть с еретиками и с раскольниками, во-вторых, с теми, которые святых постов не соблюдают, в-третьих, с женами, ибо они много нас, иноков, повреждают.

СМУТА В ДИВЕЕВЕ

Дивной старице Прасковье Степановне Мелюковой, родной сестре Марии Степановны, или схимонахини Марфы, избранной о.Серафимом себе в невесты в будущей жизни, о.Серафим сказал на прощание перед смертью: "Вот, матушка, упомни, как увидишь ты, что мой источник-то возмутится грязью, от кого он возмутится, тот человек всю обитель возмутит у вас! Тогда, матушка, не убойся и говори правду, и всем говори правду! Это тебе заповедь моя. Тут и конец твой".

МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ

Молитва первая

О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский Чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощь и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог, от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесные: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о, претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу благовернаго Царя нашего, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных, и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нас заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвенного к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райская. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О преподобне отче Серафиме, бога Истиннаго усердный ревнителю, Церкве православныя новое украшение, христианскаго благочестия дивный подвижннче! К тебе прибегаем, тебе просим, тебе скорбных душ наших помышления отверзаем. Моли Бога о людех, страстьми и суетою мира сего обуреваемых: не престай молитися Ему о всех к тебе притекающих и помощи твоея просящих. Не презри малаго усердия нашего, умножи сие молитвою твоею. Даруй нам благодатию Божиею от скорбей избавление и от болезней исцеление, уврачуй наша недуги душевныя и телесныя, разум наш к познанию православныя веры направи, и Заповеди Божия вся соблюдати нам помози. Ум православных людей от омрачения и неверия сохрани, всем же Христову любовь друг ко другу имети сотвори, да тако во благочестии Христове преуспевающе, в радости сердца восклицаем тебе: радуйся, помощниче наш: радуйся, исцеление наше: радуйся, утешение наше: радуйся, радосте наша, преподовне отче Серафиме, и нас твоея радости сподоби во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блажение, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, нзбранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподовному Серафиму Саровскому, глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси: и тамо Ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению: сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Тем же вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.